Научная статья на тему 'Концепции социальных сетей в современных социологических теориях'

Концепции социальных сетей в современных социологических теориях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1837
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сушко В.А.

В статье рассматривается роль концепций социальных сетей в исследовании состояния общества. С момента своего возникновения сетевой анализ формировался как междисциплинарное направление, в котором объединяют свои усилия психологи, социологи, специалисты по коммуникациям, антропологи, математики и статистики. Социальная сеть как способ организации социального знания требует особого методологического подхода, отличного от традиционных методов анализа социологической информации. С точки зрения теоретической и методической разработанности в статье проанализированы подходы следующих ученых: Дж. Гиллери, Г. Рейнгольда, Дж. Скотта, Барри Уэллмана, М.Кастельса, Ш. Рафаэли, Г. Равида, В. Сорока и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепции социальных сетей в современных социологических теориях»

Концепции социальных сетей в современных социологических теориях

Сушко В.А.

В статье рассматривается роль концепций социальных сетей в исследовании состояния общества. С момента своего возникновения сетевой анализ формировался как междисциплинарное направление, в котором объединяют свои усилия психологи, социологи, специалисты по коммуникациям, антропологи, математики и статистики. Социальная сеть как способ организации социального знания требует особого методологического подхода, отличного от традиционных методов анализа социологической информации. С точки зрения теоретической и методической разработанности в статье проанализированы подходы следующих ученых: Дж. Гиллери, Г. Рейнгольда, Дж. Скотта, Барри Уэллмана, М.Кастельса, Ш. Рафаэли, Г. Равида, В. Сорока и др.

Ключевые слова: социальная сеть, сетевой анализ, сетевые сообщества.

Sushko V.A.

Concepts of social net works in modern sociological theories The article discusses the role of social networking concepts in the study of the state of society. Since its inception, the network has been formed as an interdisciplinary analysis which combine efforts by psychologists, sociologists, communication specialists, anthropologists, mathematics and statistics. The social network as a way of organizing social knowledge requires a special methodological approach that is different from the traditional methods of analyzing sociological information. From the point of view of theoretical and methodological development, the article analyzes the approaches of the following scientists: J. Guilleri, G. Reingold, J. Scott, Barry Wellman, M. Castells, S. Rafaeli, G. Ravid, V. Soroka, etc. Key words: social network, network analysis, network communities.

Современные информационные технологии имеют важное и неоспоримое значение в жизни современного общества, изменяют характер работы человека, его социальные связи, организационные формы осуществления социальных взаимодействий и сами социальные отношения. Новые телекоммуникационные технологии позволяют стирать языковые, культурные и экономические барьеры. В XXI веке общество развивается в условиях широкого доступа к информации, при этом она становится главным фактором, определяющим социальное положение человека.

При анализе данного явления важным представляется понимание и осмысление категории - «сообщество», которое являлось одним из ключевых в социальной теории ХХ века и претерпело существенную модификацию: от описания семейно-родственных отношений до фиксации особенностей Интернет-коммуникации.

Термин активно используется в характеристике политических, экономических, религиозных, этнических агрегаций людей и т.д. Американский социолог Дж. Гиллери, проведя глубокий анализ около 100 определений данного понятий, дал характеристики этого феномена: общность территории, социокультурные взаимодействия, наличие социальных связей [15. С.132]. Тем самым, стоит обратиться к социологическому смыслу термина «сообщество», предложенному Р. Хойслингом: сообщество -это группа людей, которая участвует в каком-либо социальном взаимодействии и имеет между собой общие связи, черты, признаки, способы образования, формирования и функционирования [19. С. 35]. Отечественные психологи дополняют данное определение и считают, что сообщество - это группа людей, находящаяся во взаимодействии и связанная между собой

общими целями и интересами, в пространстве, в течение определенного времени [10. С. 5]. Такое определение, на наш взгляд, вполне применимо к изучению сетевых сообществ.

Новый поворот в исследованиях сообществ связан с распространением Интернет-коммуникаций и появлением сетевых сообществ. Данный факт актуализирует поиск теоретических оснований анализа сетевых взаимодействий.

Термин «сетевые сообщества» был введен Говардом Рейнгольдом в 1993 году в книге «Virtual Community». «Сетевое сообщество - это социальное образование, которое появляется на основе практики компьютерно-опосредованной коммуникации в Интернете, когда достаточное количество людей принимает участие в публичной дискуссии достаточно долгое время и с присущими человеческими чувствами, чтобы сформировать ткань личных отношений в виртуальном пространстве...» [22]. Г. Рейнгольд также отмечает, что «люди в сетевых сообществах, используя лишь слова на мониторе, обмениваются любезностями и спорят, участвуют в интеллектуальном дискурсе, осуществляют коммерческие операции, обмениваются знаниями, делятся эмоциональной поддержкой, строят планы, делают мозговые штурмы, распускают слухи, враждуют, влюбляются, находят друзей и теряют их, играют в игры, флиртуют, создают немного произведений искусства и много пустой болтовни» [22]. Однако Г. Рейнгольд не разработал полноценную концепцию сетевых сообществ, акцентируя внимание лишь на виртуальной реальности.

В последнее время все большей популярностью пользуются онлайн сетевые сообщества (социальные сети, блоги, форумы), благодаря которым происходит взаимодействие пользователей именно через сеть Интернет. Их основная функция - коммуникация, а также обмен информацией и знаниями. Особым преимуществом виртуальных сетевых сообществ является отсутствие территориальных ограничений.

По данным исследования TNS Web Index [6] среди наиболее посещаемых интернет-проектов за день лидирующее место занимает социальная сеть «ВКонтакте» 15 617 тысяч человек. Почти вдвое меньше посещений у «Однокласси-ки.ру» 8 993 тысячи человек. Также в двадцатку вошли Facebook, LiveJournal, Instagram и Twitter.

Таким образом, можно увидеть, что сетевые сообщества очень популярны в нашей стране.

В сетевых сообществах вырабатываются свои правила поведения, формируется сленг, который в последствие используется и в реальной жизни. В последнее время появляется все больше исследование на тему зависимости от Интернета и сообществ в частности.

В сетевых сообществах пользователь вправе решать самостоятельно, какую информацию публиковать и как ее преподнести, а какую скрывать, что позволяет формировать некий идеальный образ себя. Таким образом, строится особый виртуальный мир, со своими правилами и ценностями. Возникает вероятность того, что этот мир станет для человека более важным, а реальная жизнь отойдет на второе место и будет зависеть от первого.

Для того чтобы выявить социальную сущность и содержание сетевых сообществ, необходимо рассмотреть теоретические подходы, существующие в современных социологических концепциях.

По мнению Дж. Скотта, существует множество самых разных направлений (линий) в развитии современного анализа социальной сети, появлявшихся в самое разное время и в своей совокупности образующих своеобразную «родословную» данного метода (lineage of social network analysis) [17. С. 42].

Непосредственное влияние на становление и развитие сетевой теории оказали «формальная» социология (Г. Зиммель), социальная антропология (Р. Радклифф-Браун, Дж. Барнз, К. Митчелл), социометрия (Я. Морено) и теория социального обмена (П. Блау, Р. Эмерсон). Представители данного научного подхода считают, что главным фокусом сетевого анализа является не исследование больших и малых социальных групп и социальных общностей, а изучение слабых связей, существующие между взаимодействующими субъектами, что не позволяет считать их группой.

Во-первых, рассмотрим теорию Барри Уэл-лмана, который следующим образом формулирует свой подход: «Я рассматриваю сетевой анализ как комплексный интеллектуальный подход, нежели просто систему методов анализа социальных связей» [23. Р. 155-199.]. Социальные сети, как считает Уэллман, представляют собой множество людей (организаций и со-

i

Ík

циальных образований), объединенных в систему таких социальных взаимоотношений как дружба, совместная работа и обмен информацией. Тем самым сетевые сообщества - это «сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность» [24. Р. 228]. Данный тип сообществ обладает глобальностью коммуникации, которая определена предельным расширением того пространства, в котором происходят различные виды общения.

Обращаясь непосредственно к вопросу сетевых сообществ, Уэллман заявляет, что необходимо исследовать их как социальные сети. Социальная общность претерпела значительные преобразования и поэтому становится менее понятной с точки зрения классического исследовательского подхода, в рамках которого под общностью понимали некое коллективное образование, существующее в конкретном географическом пространстве. Как пишет Уэллман, «...комплексные социальные сети существовали всегда, однако современные достижения в области коммуникационных технологий допускают их функционирование в качестве доминирующих форм социальной организации» [24. Р. 228 ].

Основные выводы, полученные Уэллманом состоят в том, что в современном мире люди погружены не в традиционные плотно связанные, с четкими границами группы, а в слабо связанные, с размытыми границами, часто меняющиеся сети; общности перешли от групп, основанных на близком месте жительства, к сетям, которые продолжают служить источником поддержки и социализации; большинство связей в общности не интенсивны и узкоспециализированы, вследствие этого объем индивидуального социального капитала определяется размером сети» [9. С. 86]. Таким образом, современная общность людей - это не локальный, а пространственный феномен, при анализе которого Уэллмана, в первую очередь, интересует не то, как близко люди живут друг от друга, а что они делают друг для друга.

Преимущества данного подхода к определению феномена сетевых сообществ заключаются в том, что, во-первых, данная теория обладает наиболее широким и богатым понятийным аппаратом; во-вторых, ученый предлагает

достаточно полное и конкретное, на наш взгляд, содержание сущности сетевого сообщества; в-третьих, данная теория является новой, ориентированной на современные реалии.

Тем не менее, в концепции Б. Уэллмана есть и свои недостатки: во-первых, она не применялась к анализу российского общества, поскольку является довольно новой; во-вторых, данная концепция еще не слишком популярна в научном сообществе, поскольку существует ряд других исследователей сетевых сообществ, чьи теории уже получили свою эмпирическую апробацию и приобрели признание в научном сообществе.

Идейным продолжателем идей Б. Уэллмана является М. Кастельс. М.Кастельс назвал новый этап развития общества, начавшийся в 70-х годах 20 века - сетевым обществом, что означает

- общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций [7]. По его мнению, новая культура - это «культура реальной виртуальности», культура, детерминированная глобальными интерактивными электронными системами коммуникации. «Это

- система, в которой сама реальность полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [7. С. 608]. Необходимость рассмотрения сообществ как сетей он обосновывает следующим образом: «Главным моментом здесь является переход от сообщества к сети как основной форме организации взаимодействия. Сообщества, по крайней мере, в традициях социологических исследований, базировались на общности ценностей и социальной организации. Сети строятся на основе выбора и стратегии социальных деятелей, будь то отдельные лица, семьи или общественные группы» [8. С. 153]. На смену вертикальному строению общества приходят горизонтальные, организационные структуры связей и отношений между людьми и их сообществами. Особое внимание уделяется сложившимся неформальным коммуникациям. М. Кастельс так же подчеркивает, утрату географического фактора в структурировании общественных связей и взаимодействии.

Сетевые сообщества способствуют развитию нового явления - сетевого индивидуализ-

ма, под которым понимают социальную структуру, а не собрание изолированных индивидуумов. Данный феномен включает в себя сети, онлайновые и оффлайновые, основанные на своих интересах, ценностях, склонностях и проектах. Результат этого можно обозначить, во-первых, как гибкость выражения социальности, так как субъекты формируют и воспроизводят свои формы социального взаимодействия. Во-вторых, неустойчивость форм социальной поддержки. Именно сети составляют основную структуру всего общества [8. С. 157-158].

Таким образом, на первый план выходит именно использование новых технологий электронной коммуникации, которые радикально меняют стратегии нашей жизни, наши чувства и мышление. М. Кастельс обращает внимание на то, что в сетевых сообществах создана непринужденная атмосфера, причиной которой является анонимность. Он отмечает, что «...анонимные индивидуумы практикуют беспорядочную коммуникабельность, отказываясь от личного взаимодействия в реальных условиях» [8. С. 141]. Благодаря этому символическая среда сетевых сообществ противопоставляется реальному миру и замещает его с помощью образов - симулякров. «Это система, в которой сама реальность полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [7. С. 83].

В рамках современных социологических сетевых подходов, особое внимание следует также уделить социологам, разработавших уникальный концепт, в основе которого лежит анализ социального капитала в виртуальных сетевых сообществах. Эту проблему в своих работах обсуждали А. Хуан-Хасе, Г. Равид, В. Сорока. Сторонники данного подхода рассматривают социальный капитал как феномен, воспроизводимый от свойств социальной сети - как особый ресурс, вырабатываемый в ней и одновременно влияющий на ее динамичность и обширность.

Ш. Рафаэли, Г. Равид и В. Сорока утверждают, что социальный капитал является существенным элементом виртуальных социальных сетей: «.вовлекаясь в виртуальные сообщества даже пассивным образом, человек участвует в

социальных активностях. Мы полагаем, что чтение и публикации в форуме формируют социальную сеть, где все ее участники, будь то активные или пассивные, приобретают социальный капитал посредством получения доступа к значимой информации, обучения социальными нормами, принятыми в соответствующем сообществе, а также через знакомства с активными участниками сообщества» [21. Р. 4]. В частности, они интерпретируют виртуальный социальный капитал сообщества как «совокупность характеристик социальной сети, сформированных в результате совместной деятельности членов виртуального сообщества, которая впоследствии приводит к развитию общих социальных норм и правил, содействующих взаимовыгодному сотрудничеству» [21. Р. 4]. Тем самым социальный капитал, как структурная характеристика социальной сети, является специфическим индикатором эффективности и функциональности виртуальных сетевых сообществ, включает в свою структуру личную информацию не только о конкретном пользователе, но обо всех участниках сетевого сообщества. Социальный капитал позволяет воспроизводить уже полученную информацию, делая ее доступной для других.

Безусловным достоинством данного подхода является аналитическая ценность при исследовании социальных характеристик виртуальных сетевых сообществ нового периода, доминирующими формами организации которых стали сетевые структуры, конструируемые на базе социальных Веб 2.0. Однако недостатком выступает то, что авторы не предлагают логически выдержанного определения «сетевое сообщество», исключительно акцентируясь на феномене «социальный капитал».

Таким образом, на первый план выходит именно использование новых технологий электронной коммуникации, которые радикально меняют стратегии нашего ведения, наши чувства и мышление. Изменят свое значение понятия пространство и время. Объем и скорость распространения информации влияют на деятельность всех социальных институтов и всего социума в целом. Новым продуктом современного мира становятся сетевые сообщества.

Можно выделить два основных подхода к рассмотрению сетевых сообществ - макро и микро. Макроподход говорит о том, что сете-

вые сообщества рассматриваются как синоним социальных сетей, виртуальных сообществ, интернет-сообществ и т.д. Микроподход рассматривает сетевое сообщество, как например одна из групп в социальной сети.

Для дальнейшего анализа стоит рассмотреть теоретические подходы отечественных ученых и в их ракурсе рассмотреть основные особенности, функции и типологию сетевых сообществ.

Например, В.А. Сергодеев выделяет следующие особенности сетевых сообществ [15. С. 135]:

1. Виртуальность - это свойство символической реальности, противопоставленной реальному миру и замещающей его с помощью образов, симулякров и аналогов.

2. Интерактивность связана с ориентацией на индивидуальное и избирательное использование информации.

3. Гипертекстуальность лежит представление о тексте, который позволяет пользователю самому моделировать и организовывать текстовое пространство удобным для него образом.

4. Глобальность коммуникации определена предельным расширением того пространства, в котором происходят различные виды общения.

5. Креативность, которая обусловлена тем, что виртуальное пространство предоставляет человеку максимум возможностей для конструктивной деятельности, позволяя изобретать множество самопрезентаций.

6. Анонимность социосетевой коммуникации способствует созданию непринужденной атмосферы для самопрезентации.

7. Мозаичность коммуникации основана на отсутствии упорядочивающего центра и упорядочиваемой периферии, в силу чего социокультурное пространство неизбежно образует в некотором роде мозаичные структуры.

Таким образом, сетевые сообщества являются бесконтрольными центрами накопления и распространения информации.

Сетевые сообщества выполняют следующие основные функции [14]:

1. Коммуникационная - установление контактов, обмен информации, совместное взаимодействие и т.д. Общение является одним из самых важных явлений в жизни человека. Без него невозможно социализация и нормальное функционирование общества. В сетевых сооб-

ществах общение происходит в основном в письменном виде.

2. Информационная - сетевые сообщества позволяют обмениваться информацией в различной форме - сообщения, фотографии, видеозаписи и т.п., а также распространять информацию, вследствие чего интернет-коммуникацию некоторые рассматривают на новый вид СМИ. Пользователи могут самостоятельно выбирать информацию, которую хотят, а после ее передавать остальным, таким образом, могут являться коммуникаторам и реципиентом одновременно.

3. Социализирующая - пользователи проводят в сетевых сообществах большое количество времени, поэтому невозможно отрицать факт определенного воздействия на них.

4. Идентификационная - идентификация осуществляется посредством сравнения себя с окружающими. Сетевые сообщества дают возможность быть анонимным, о чем упоминалось выше, и каждый может регулировать степенью этой анонимности: степень реалистичности информации, открытость или закрытость профиля. Благодаря чему, пользователь может управлять впечатлением о себе, «убежать из собственного тела», способствует психологической раскрепощенности, не нормативности, проявлению большей свободы высказываний и поступков, проигрыванию нереализуемых в действительности вне сети, неограниченных социальными нормами, ролей и сценариев. Таким образом, дает возможность реализации различных стратегий самопрезентации.

5. Развлекательная - сетевые сообщества содержат большое количество приложений, аудиозаписей, видеофайлов и другую информацию развлекательного характера.

6. Самоактуализирующая - создание собственных страничек, блоков - все это способы заявить о себе, быть услышанными большими аудиториями людей. Сетевые сообщества - это хранилище результатов творческой деятельности ее пользователей: публикуются высказывания, стихи, рассказы и даже научные статьи, фотографии, аудио и видеозаписи, сделанные пользователями.

Сетевые сообщества стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Поэтому невозможно не согласиться с тем, что «виртуальные сообщества становятся объективной

реальностью и оказывают влияние на системные свойства социума» [18].

С. В. Бондаренко считает, что сетевые сообщества позволили объединить, казалось бы, несовместимое - возрастающую автономию индивидов и увеличивающуюся их зависимость от общественной солидарности [1]. И действительно, с одной стороны, в сетевых сообществах индивид полностью автономен, и даже может играть с собственной идентичностью, однако при этом у него появляется потребность в социальном отклике и социальном одобрении, которые выражаются чем «лайки» и положительные комментарии.

Сетевые сообщества меняют наше представление о разграничении частной жизни и публичной, теперь это зависит от личного желания и саморегулирования, т.е. я хочу или не хочу, чтобы это знали обо мне другие.

По мнению Шахмартовой О.М. и Болтага Е.Ю. [20] сеть Интернет стала посредником между природным миром и человеком, и превратилась в самодостаточную реальность - виртуальную. Под виртуальной реальностью они понимают обусловленную среду жизнедеятельности человека, в которой он принимает и реализует собственные решения, удовлетворяет определенные потребности. Все перечисленные выше функции и свойства сетевых сообществ, реализуются в данной виртуальной реальности сети Интернет.

Невесенко Е.Д. [11] считает, что сетевые сообщества вносят изменения в процесс социализации, становления и развития личности молодых людей, из чего мы может сделать вывод, что они также влияют на формирование ценностей.

Исходя из рассмотренных теоретических подходов, можно определить сетевые сообщества как социальную общность, образованную в результате длительного технико-опосредованного взаимодействия между пользователями, через сеть Интернет [11].

Несенко Е.Д. предлагает несколько классификаций сетевых сообществ. Одной из них выступает классификация Д. Шакулы [12]:

1. Тематические сообщества: возможные тематические направления сообществ - спорт, экономика, политика, культура и т.д.

2. Географические сообщества: это сообщества, отражающие социальные аспекты опреде-

ленной страны, региона, города и т.д. Наглядным примером является форум Санкт-Петербурга.

3. Сообщества потребителей: возможные тематические направления - автомашины, сотовые телефоны, компьютерные инновации и т.д.

4. Профессиональные сообщества: возможные тематические направления - бизнес, дизайн, 1Т, а также поддержка профессиональных контактов.

5. Сообщества прямого общения: целью таких сообществ является, в первую очередь, общение и установление социальных связей.

6. Гендерные сообщества: к этому виду сообществ относятся мужские и женские форумы.

7. Протестные сообщества: сообщества, специализирующие критическим отношением к людям, событиям, явлениям.

8. Маргинальные сообщества: сообщества, развивающие в среде Интернет культуру различных маргинальных групп (панки, готы, гопники и т.д.).

Следующая классификация в зависимости от платформы, на которой они созданы [12]:

- социальные сети - «интерактивный многопользовательский сайт, содержание которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой страницу пользователя смогут найти другие участники сети» [3];

- форум - это сайт, на котором ведется обсуждение конкретных тем;

- чаты - это платформа, позволяющая обмениваться виртуальными сообщениями в режиме реального времени.

В совокупности обозначенных подходов представляется возможным охарактеризовать сетевые сообщества как важнейшую форму социального взаимодействия в информационном глобализирующемся обществе, которые определенным образом структурирует коммуникационное пространство и создает новые конфигурации социальных интеракций, недоступные для традиционных институтов. Таким образом, рабочее определение «сетевое сообщество» обозначим как социологическую категорию, характеризующую особый вид социального объединения пользователей коммуникационных сетей, интеграция которых возникает на основе общего дискурса в виртуальном пространстве,

97

1

позволяющая зарегистрированным на них пользователям распространять и воспроизводить сообщение неформально распространенное, не имеющее достоверности в ситуации дефицита информации между другими пользователями сети. Таким образом, сетевые сообщества предстают перед нами в форме специфических отношений, технологически опосредованных, которые создаются благодаря наличию у индивидов общих интересов, ценностей, склонностей и проектов, что позволяет сформировать определенную совокупность социальных связей, которые могут быть использованы для решения той или иной задачи.

На сегодняшний день наиболее популярными являются социальные сети «ВКонтакте» [13] и «Instagram». Согласно исследованию информационного агентства REGNUM - статистика присутствия российских пользователей в социальных сетях. Изучали число активных пользователей соцсетей «Facebook», «ВКонтакте», «Twitter», «ЖЖ» и «Instagram». В соответствии с полученной информацией количество пользователей сервиса микроблогов «Twitter» достигает 1,5-2 миллиона, каждый день публикуется 812 миллионов твитов. «ВКонтакте» размещают не менее 12 миллионов сообщений, а в «ЖЖ» зарегистрировано 14 миллионов блогов, в «Instagram» публикуют до двух миллионов фотографий ежедневно, в сети Facebook три миллиона популярных аккаунтов, на которых появляется 4-5 млн сообщений в день. Цифры показали, что подавляющее большинство пользователей занимаются только репостами, и лишь 5% из них создают контент. По возрастному составу пользователей «ВКонтакте» оказался самым «молодым» сервисом (18-34 года), самым «взрослым» стал «Одноклассники» [13].

Социальная сеть ВКонтакте (www.vk.com) создана для быстрой и удобной коммуникации между людьми по всему миру, является крупнейшей социальной сетью в России. Она была создана Павлом Дуровым в 2006 году по образу американской сети Facebook. Данная сеть обладает большим функционалом для пользователей: создание собственных страничек, размещение личной информации, поиск интересных людей и сообществ, участи е в дискуссиях и так далее. Интерфейс доступен более чем на 70 языках.

Социальная сеть Instagram предназначена для обмена фотографиями и видеозаписями

между пользователями, в широком использовании программа появилась в 2010 году. Она обладает возможностями обработки фотографий, размещение, их оценка, комментирование и т.д. На данный момент программа стала продуктом широкого круга пользования, без каких-либо ограничений по типу техники. Единственное ограничение - возраст, однако этот ценз весьма низок, пользователем может стать любое лицо, достигшее 13 лет. Существуют ограничения по содержанию фотографий: нельзя размещать материалы, пропагандирующие агрессию и насилие, также запрещены снимки с обнаженной личностью. Специфика данной социальной сети сводится к визуальным образам. В марте 2014 года было зафиксировано 200 миллионов пользователей данной сети, при этом на тот момент отмечалось, что ежедневно пользователи публикуют по 60 миллионов фотографий и оставляют 1,6 миллиарда отметок «Мне нравится» (лайки) - полгода назад эта активность оценивалась в 55 миллионов и 1,2 миллиарда «лайков» соответственно [4].

Как видно из сформулированного выше определения, социальные сети предоставляют различные возможности пользователю. Например, для молодежи, которые в основном и являются пользователями этих сетей, важными выступают такие ценности как развлечения и самоутверждения и специфические возможности социальных сетей будет оказывать наибольшее влияние на их формировании. Для пользователей сетей важным представляется возможность продемонстрировать себя. Ученые при анализе личных фотографий из социальных сетей установили, что пользователи пытаются создать некий идеальный образ себя, то есть подчеркивают те признаки, которые являются скорее желаемыми, чем действительными. Именно поэтому фотографии, доступные для просмотра другим членам социальной сети, тщательно отбираются пользователями. Некоторые пользователи, имея желание выдать только лучшие свои качества, приукрашают информацию. Наличие возможности получить свидетельства социального признания - современные социальные сети имеют в своем функционале возможность отклика или обратной связи. Каждый пользователь может «лайкать», комментировать записи других, а также сам получать их. Специалист по психологии медийных коммуникаций

Памела Рутедж утверждает, что социальные сети дарят их пользователям «социальные поглаживания».

Недавно появился новый термин «брэгги», для обозначения вида фотографий, которые предназначены исключительно для того, чтобы показать себя с лучшей стороны или заставить друзей завидовать. Согласно современным исследованиям, один из десяти пользователей выкладывает такие фотографии на свою страницу регулярно: «5,4 миллионов человек делают такие фото в течение десяти минут сразу после того, как приедут на отдых - в гостиничных номерах, барах, ночных клубах и даже собственной кровати. Семь из десяти человек убирают всё неприглядное со снимка, прежде чем загрузить его в социальную сеть, а другие даже вырезают с фото части тела, если не хотят их демонстрировать <...> Треть пользователей социальных сетей добавляют фотографии только для того, чтобы похвастаться и вызвать зависть» [2].

Важным является и наличие возможности регулирования списка «друзей» - система «друзей» включает себя добавление в друзья или подписка на новости других пользователей, а также возможности отказа в дружбе. Обычно для того типа пользователей, которым крайне важно создать себе «преуспевающий» образ в сети, количество «друзей» является важным показателем «популярности». Такие люди рассуждают по принципу «главное не качество, а количество». Увеличивая число виртуальных «друзей», при этом даже если с большинством они не знакомы в реальной жизни, пользователи пытаются показать, что их жизнь насыщена общением и интересна множеству людей. Подобный «сбор друзей» часто приобретает соревновательный характер, а пользователи, которые «дружат» с парой десятков человек, получают в глазах «популярных» представителей интернет-сообщества статус «неудачников». Не менее важным является и то, что социальные сети предоставляют возможность вступления и активной деятельности в различных группах, создания и управления собственными группами для объединения людей по определенным интересам. Также они имеют в своем функционале возможность «подписки» к новостям определенных сообществ. Группа в социальной сети можно рассматривать как некое «сообщество в сооб-

ществе», которое объединяет людей по интересам и целям. Социальные сети становятся главным ресурсом сети Интернет ввиду своей развлекательной направленности и доступности, а также широкому содержанию. Зачастую отмечается, что индивиды, особенно молодое поколение, проводит слишком много в сетях, при этом цели их посещения могут варьироваться. Большое количество времени, проводимое человеком в сетях, порой в ущерб учебе, работе, здоровью, возможно, объясняется боязнью оказаться в информационном вакууме.

Как мы видим, пространство социальных сетей предоставляет широкие возможности. Однако сама структура таких информационных потоков мало известна. Она имеет сходные характеристики с оффлайновыми сетевыми моделями взаимодействия, но не может быть сведена к ним. Виртуальное пространство отличается высокой степенью анонимности таких сетей и иному распределению связей между акторами. Сетевые методы помогают лучше понять и описать процессы, причем описать их не только теоретически, а количественно. Социальная сеть как способ организации социального знания требует особого методологического подхода, отличного от традиционных методов анализа социологической информации, а также сетевой подход доказал свою применимость для решения задач, различающихся по области применения (социально-экономических, когнитивных, политических, исторических и т.д.), по виду носителя информации, по типам единиц анализа [5. С.10]. Но объединяет их сетевой способ решения и, тем самым, дает возможность объединения единиц анализа до разного уровня обобщения. И поэтому важной задачей является дальнейшее рассмотрение и анализ теоретических и методологических подходов, существующих в современной науке к изучению социальных сетей [16. С. 82].

Литература

1. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. - Ростов-на-Дону. - 2004.

2. Брэгги - самоутверждение через соцсети // Профессионалы.ру [Электронный ресурс] URL: http://professionali.ru/Soobschestva/ novye_svyazi_i_vozmozhnosti/samoutvrzhdenie-cherez-sotsseti/ (Дата обращения 15.12.2018).

i

icd

Социол

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Влияние через социальные сети / под ред. Н.В. Крыгиной. М., 2010. С. 10.

4. Глобальная аудитория Instagram превысила 200 миллионов пользователей // РИА Новости [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/ technology/20140326/1001109354.html (Дата обращения 15.12.2018).

5. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии: учебное пособие. М., 2004.

6. Исследование TNS. Результаты исследований аудитории Интернета [Электронный ресурс] uRL: http://mediascope.net/services/media/ media-audience/internet/information/ ?arrfilter_pl%5BVEAR%5D=2016&set_1ilter=%D0%9F% D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D0%B0%D1%82%D1%8C&set_filter=Y (Дата обращения 10.01.2019).

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. Под ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

8. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У -Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та). 2004.

9. Князев Е. Сетевая теория в современной социологии / Социология. 2006. № 2. С. 86.

10. Экономическая теория. Макроэкономи-ка-1, 2. Мегаэкономика. экономика трансформаций / Журавлева Г.П., Александров Д.Г., Громыко В.В., Забелина М.И., Прохорова М.С., Добрынин А.И., Дубовик М.В., Киселева Т.Ю., Лонс-кая Г.М., Лычковская М.А., Мильчакова Н.Н., Ра-кута Н.В., Рябова Г.В., Савинова М.В., Сапор А.К., Синев В.М., Смагина В.В., Тихонова О.Б., Чередниченко Л.Г., Чередниченко Т.М. и др. Москва, 2011. (3-е издание)

11. Невесенко Е.Д. Роль виртуальных сетевых сообществ в развитии социальной инициативности молодежи // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. С.106-109.

12. Невесенко Е. Д. Специфика формирования и функционирования Интернет-сообществ: социальный аспект // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. С.88-92.

13. Новости. Обзор СМИ // Исследование информационного агентства REGNUM [Электронный ресурс] URL: http:// www.jjapan.polpred.ru/news/ ?ns=1&person_id=24783&os%5B15%5D=o

n&fulltext = on&word = clr&pe riod_count=1&sortby=id&page=1510 (Дата обращения 10.01.2019).

14. Садыгова Т.С. Социально-психологические функции социальных сетей. Вектор науки ТГУ. 2012. No3(10) С. 192-193.

15. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. №1 (113).

16. Сушко В.А. Социометрия и анализ социальных сетей // Социология. № 2. 2018. С. 78-88.

17. Сушко В.А. Метод социометрии и анализ социальных сетей // Учебное пособие. М., КДУ: Книжный Дом Университет. 2017. 310 с.

18. Тоискин, В. С. Классификация социальных сетей Интернет, как элементов социальных структур / В. С. Тоискин, В. В. Красиль-ников. [Электронный ресурс] URL: http:// econf.rae.ru/article/7041 (Дата обращения: 16.12.2018).

19. Хойслинг Р. Контексты и перспективы сетевой теории / Пер. с нем. М.: Логос-Альтера, 2003.

20. Шахмартова О. М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 1002-1008.

21. Rafaeli S., Ravid G. &Soroka, V. De-lurking in virtual communities: A social communication network approach to measuring the effects of social and cultural capital. // 34th Hawaii international conference on system sciences, Hawai. Vol.7. 2004. P. 4.

22. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier [Электронный ресурс] // The electronic version of The Virtual Community 1993. URL: http:// www.rheingold.com/vc/book/intro.html (Дата обращения: 27.11.2018).

23. Wellman B. Network Analysis: Some Basic Principles / Sociological Theory, 1983. Vol. 1. P. 155-199.

24. Wellman B. Physical and Cyber Place: The rise of personalized Networking / International Journal of Urban and Regional Research. Vol. 25. 2001. P. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.