СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ, ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ,
PR-ТЕХНОЛОГИИ
УДК 303.425.6
Е.И. Скобелева, М.В. Прохорова, А.В. Ефимов
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
О ПРОБЛЕМАХ НАРКОМАНИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДАННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Анализируются проблемы зависимости социального поведения молодежных групп от того социокультурного контекста, который они используют, обсуждается проблема наркомании. Рассматривается с точки зрения теории социальных представлений С. Московиси сложность восприятия данной проблемы в молодежной среде, а также исследование социальной практики, связанной с употреблением наркотиков.. Анализируются источники формирования социальных представлений студенческой молодежи о наркотиках, а также специфика их влияния на регулирование социального поведения. В качестве эмпирической основы исследования используются данные социологического опроса студентов Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева об отношении к проблеме наркомании, проведенного в январе 2014 года.
Ключевые слова: социальные представления, объектификация, анкеровка, ценностно-нормативная система общества, наркомания, респондент.
Среди глобальных проблем, стоящих перед российским обществом, проблема наркомании занимает одно из первых мест в силу того, что рассматривается она как основной фактор, создающий угрозу жизни и здоровью нации, подрывающий основы национальной безопасности. По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Правительства РФ, в 2013 году количество наркоманов в РФ составило около 8,5 млн человек, что соответствует 6% населения страны [1]. Опасность ситуации, сложившейся в связи с употреблением наркотиков в России, проявляется как в росте показателей смертности, так и в положительной динамике распространения болезней, обусловленных этой практикой -ВИЧ, гепатита и т.д. [2]. Таким образом, существуют достаточные основания считать распространение наркомании серьезной угрозой безопасности страны, сохранению ее социально-культурного и интеллектуального потенциала.
Очевидно, что необходимо прилагать все усилия для разработки превентивных и профилактических мер, ориентированных на сокращение употребления наркотических веществ. Решение этого вопроса требует системного подхода, предполагающего открытие лечебно -реабилитационных центров, социально ориентированных некоммерческих организаций, центров психологической поддержки и т.д. Для достижения максимального эффекта разработка программ реабилитации и профилактики должна опираться на эмпирическую основу, позволяющую достаточно аргументировано подходить к постановке и решению проблемных вопросов в сфере борьбы с наркоманией. Эмпирические исследования, в частности, позволят не только определить и уточнить функциональную направленность и масштабность принимаемых мер, но и теоретически осмыслить проблему наркомании с целью формирования комплексного подхода, учитывающего правовой, медицинский, социально-культурный аспект.
© Скобелева Е.И., Прохорова М.В., Ефимов А.В., 2014.
Проблема наркомании как социальной практики является частью социокультурной коммуникации, в которую в качестве субъектов вовлечены как социальные группы, употребляющие наркотики, так и те, кто их не употребляет; СМИ, в которых происходит обсуждение различных аспектов проблемы распространения наркомании; властные структуры, принимающие меры по решению данной проблемы и т.д. В повседневной жизни все субъекты занимают различные социальные позиции по отношению к проблеме распространения и употребления наркотиков, участвуют в дискуссиях по поводу использования методов и технологий ее решения, что определяет их поведение в социальной практике, лежит в основе принимаемых решений, обусловливающих их позицию в сфере социальных отношений.
Согласно статистическим данным, большинство среди употребляющих наркотики, составляет молодежь [3]. Однако сама молодежная среда неоднородна с точки зрения опыта знакомства с наркотиками. С одной стороны, часть молодежи не употребляет наркотики, но имеет теоретическое представление об их видах, способах и последствиях употребления и т.д. Другая часть - знакома с проблемой наркомании на примере своих знакомых, родственников и ближайшего окружения. Существуют и группы молодых людей, употребляющих наркотики как постоянно, так и «по случаю». Объединяет эти группы молодежи то, что все они выстраивают сложную систему коммуникаций, основанную на социальных представлениях о значимости, масштабности и степени опасности употребления наркотиков.
В фокусе нашего внимания, таким образом, оказывается проблема зависимости социального поведения молодежных групп от того социокультурного контекста, который они используют, обсуждая проблему наркомании. В качестве методологической основы исследования, которая позволит нам рассмотреть сложность восприятия проблемы наркомании в молодежной среде и ответить на ряд вопросов, касающихся социальной практики, связанной с употреблением наркотиков, возьмем теорию социальных представлений С. Московиси. Основываясь на положениях данной теории, проанализируем источники формирования социальных представлений студенческой молодежи о наркотиках, а также специфику их влияния на регулирование социального поведения.
В качестве эмпирической основы исследования используем данные социологического опроса студентов Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева об отношении к проблеме наркомании, проведенного в январе 2014 года. В рамках проведения областного социологического исследования по изучению привычек и убеждений жителей Нижегородской области в сфере распространения наркомании с 1.01.2014 по 15.01.2014 гг. в НГТУ им. Р.Е. Алексеева было опрошено 292 студента 1-го и 4-го курсов. Опрос был проведен в институтах ИНЭУ, ИНЭЛ, ИРИТ, ИФХТиМ, ИТС, ИПТМ, ИЯЭиТФ. Цель исследования заключалась в изучении специфики социальных представлений студенческой молодежи о наркотиках и о распространении проблемы наркомании в молодежной среде. Предполагается, что достижение поставленной цели даст возможность сформулировать концепцию превентивных мер, способствующих сокращению употребления наркотических средств в студенческой среде.
Теория социальных представлений С. Московиси основана на выявлении динамической взаимосвязи социокультурных представлений о социально значимом явлении, возникающих в процессе повседневных коммуникаций, с конструированием и трансформацией социального поведения. В данном случае нас интересуют социальные представления студенческой молодежи о проблеме наркомании, в частности, об опасности употребления наркотиков и об эффективности мер по профилактике наркомании, а также вопрос о влиянии социальных представлений студентов на принимаемые решения по поводу возможности и желательности употребления наркотиков.
Социальное представление, являясь специфической формой практического знания, связывает познающий субъект (респондента) с объектом (проблемой распространения
наркомании), дает возможность трансформировать в процессе мышления неизвестные и непонятные стороны объекта в известные, перемещая их в существующую систему координат и, тем самым, придать смысл собственным действиям в системе внутригрупповой коммуникации. Несомненно, наркотики являются одной из тем повседневной коммуникации в студенческой среде. Принимая то или иное решение, касающееся отношения к наркотикам, индивид опирается на определенную совокупность знаний и убеждений, которая лежит в основе формирования социальных представлений и предопределяет исход социального поведения.
Согласно теории С. Московиси, источниками социальных представлений являются научное знание и убеждения. Причем практически все представления основываются и на знаниях, и на убеждениях. В процессе формирования социальных представлений различные типы знания (научное, практическое, основанное на опыте употребления наркотиков или отношений с наркоманами и т. д.), убеждения, идеологические взгляды и т.д. комбинируются в едином подходе к объяснению объекта социальной реальности (в нашем случае - наркомании) на уровне здравого смысла.
Социальные представления обеспечивают описание и объяснение объекта социальной реальности - наркомании - в процессе чего осуществляется его познание. Познание как постижение смысла можно обозначить категорией «понимание». Однако в данной трактовке познание не имеет ничего общего с научным познанием социального объекта (согласно Ве-беровской концепции «понимающей социологии»), поскольку в большей степени представления респондентов выступают в форме оценочных суждений, т.е. выражают индивидуальное мнение об исследуемом объекте. Тем не менее, социальные представления индивида о наркомании, формирующиеся в процессе коммуникативной практики и выявляющиеся в процессе социологического исследования, позволяют конкретизировать содержание проблемы наркомании, выделить ее основные смысловые характеристики и, тем самым, способствуют ее пониманию.
Однако в процессе познания субъектом социального объекта социальные представления не только формируются, но и трансформируются. Согласно динамическому подходу, изучающему влияние социальной структуры на выработку социального представления, разработанному В. Дуазом (так называемая Женевская школа) в рамках теории социальных представлений С. Московиси, различные когнитивные процессы познающего субъекта (категоризация, умозаключение и др.) контролируются и направляются так называемой метасистемой, т.е. ценностно-нормативной системой общества, социальной группы (студенческая молодежь) посредством объектификации и анкеровки [4].
Рассмотрим процесс формирования социальных представлений студентов о наркомании на примере изучения данных социологического исследования об отношении студентов НГТУ им. Р.Е. Алексеева к проблеме распространения и употребления наркотиков.
В процессе первоначального формирования социальных представлений студентов о наркомании (согласно теории социальных представлений С. Московиси) - анкеровки - проблема классифицируется и помещается в существующую систему координат, выработанную социальной группой (студенческая молодежь) и являющуюся продуктом социальной идентичности. В процессе анкеровки структурированное понятие «наркомания» укореняется в системе имеющихся знаний и убеждений студентов.
В анкете социологического исследования мнений студентов НГТУ система координат, ментальная система социальной группы представлена в виде набора социальных ценностей, которые являются значимыми, с которыми происходит соотнесение принимаемых решений, и на которых основывается социальное поведение. При опросе студентов была поставлена задача: выяснить, какие ценности являются для студентов наиболее значимыми в
повседневной коммуникации и определить тот социокультурный контекст, в котором формируются социальные представления студентов о наркомании (табл. 1).
Таблица 1
Выбор наиболее значимых для респондента ценностей
Варианты ответов Частоты Проценты
Активная, деятельная жизнь 121 41,4
Жизненная мудрость 39 13,4
Здоровье 195 66,8
Красота природы и искусства 21 7,2
Интересная работа 116 39,7
Любовь 125 42,8
Наличие хороших и верных друзей 148 50,7
Материально - обеспеченная жизнь 115 39,4
Общественное признание 11 3,8
Познание 29 9,9
Продуктивная жизнь 42 14,4
Развитие 111 38,0
Развлечения 34 11,6
Свобода 74 25,3
Счастливая семейная жизнь 142 48,6
Счастье других 17 5,8
Уверенность в себе 64 21,9
Творчество 29 9,9
Примечание. Сумма ответов по столбцам превышает 100%, поскольку предполагался выбор нескольких вариантов ответов из предложенных.
Согласно ответам студентов, приоритеты в наборе ценностей распределились следующим образом: здоровье (66,8%), дружба (50,7%), семья (48,6%), любовь (42,8%), активная жизнь (41,4%). Тем самым, была определена система ценностных координат, в которую должны быть встроены социальные представления студентов о наркомании. Обозначенные ценностные приоритеты студентов представляют собой основу для формирования убеждений студентов относительно значимости проблемы распространения наркомании. Данные убеждения могут служить основанием для формирования социальных представлений.
В следующем вопросе студентам предлагалось определить те ценности, которые удержали бы их от употребления наркотиков (табл. 2).
Таблица 2
Что удерживает Вас от употребления наркотиков?
Вариант ответа Частоты Проценты
Опасность заболеть ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами В и С 88 30,1
Полное привыкание 76 26,0
Ранняя смерть 79 27,1
Боязнь оказаться в тюрьме 30 10,3
Боязнь остаться ненужным обществу 38 13,0
Потеря уважения близких 69 23,6
Боязнь отлучения от семьи 39 13,4
Осознанное отрицательное отношение к употреблению наркотиков 173 59,2
Другое (напишите) 16 5,5
Примечание. Сумма ответов по столбцам превышает 100%, поскольку предполагался выбор нескольких вариантов ответов из предложенных.
И в этом случае приоритеты распределения ценностей по шкале значимости оказались схожими с ответами на первый вопрос: активная жизненная позиция (осознанное отрицательное отношение к употреблению наркотиков) - (59,2%), здоровье (30,1%), смертность (27,1%), уважение близких (23,6%), семья (13,4%).
Таким образом, анализ ответов на данные вопросы позволил разместить социальные представления студентов о наркомании в системе социокультурных ценностей и, тем самым, определить смысловое содержание данных социальных представлений. В процессе анкеров-ки социальных представлений студентов изучаемый социальный объект - наркомания - был идентифицирован и размещен в матричную систему знаний и убеждений студентов.
Для реализации эффективной коммуникации субъекты должны опираться на некие общие понятия, которые известны всем. Посредством объектификации абстрактный объект -наркомания - превращается в часть социальной реальности, становится доступным для коммуникации. Содержание понятия «наркомания» в этом случае разбивается на ряд смысловых категорий (причины распространения наркомании, знание законодательной ответственности за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ и т.д.), воспринимаемых студентами идентично в социальном контексте. Социальные представления исполняют роль тех самых фильтров, через призму которых преломляется информация, касающаяся наркотиков, их опасности для здоровья (табл. 3, 4).
Таблица 3
В чем причина распространения наркомании в последнее время?
Варианты ответов Частоты Проценты
Неудовлетворенность жизнью 133 45,5
Моральная деградация общества, вседозволенность 157 53,8
Плохая работа правоохранительных органов 45 15,4
Излишняя свобода, отсутствие организованного досуга 95 32,5
Влияние наркобизнеса, доступность наркотиков 117 40,1
Безработица, экономические проблемы 39 13,4
Влияние массовой культуры и СМИ 66 22,6
Слабость профилактической работы 19 6,5
Другое 5 1,7
Примечание. Сумма ответов по столбцам превышает 100%, поскольку предполагался выбор нескольких вариантов ответов из предложенных.
Распределение студентами причин распространения наркомании по степени значимости и, таким образом, выделение определенных категорий, составляющих социокультурный контекст изучаемого объекта «наркомания»: моральная деградация общества, вседозволенность (53,8%), неудовлетворенность жизнью (45,5%), влияние наркобизнеса, доступность наркотиков (40,1%), излишняя свобода, отсутствие организованного досуга (32,5%), влияние массовой культуры и СМИ (22,6%) - позволяет предположить, что процесс объектификации реализовался в данном случае в форме схематизации, т.е. ассоциирования объекта - наркомании - с визуализируемыми конструктами (безработица, наркобизнес и т.д.).
Таблица 4
Известна ли Вам законодательная ответственность Российской Федерации за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ?
Вариант ответа Частоты Проценты
Да, очень хорошо известна 56 19,2
Да, известна в общих чертах 110 37,7
Мало известна 93 31,8
Совсем не известна 21 7,2
Нет ответа 12 4,1
Итого 292 100
Наибольшее число ответов студентов на данный вопрос («да, известна в общих чертах» и «мало известна» = 69,5%) предполагает наличие определенной социальной позиции, обусловливающей социальное поведение и оправдание осознанного отношения к вопросу распространения наркомании.
Одной из функций социальных представлений является функция регуляции социального поведения. В соответствии с теорией социальных представлений С.Московиси, индивид в процессе реакции на систему внешних стимулов, непременно обращается как к своему прошлому перцептивному опыту, так и ориентируется на членов своей социальной группы, элементом которой он себя воспринимает и, опираясь на систему общих представлений и убеждений которой, предпринимает то или иное действие, принимает решение о том или ином поступке (табл. 5 - 7).
Таблица 5
Знакомы ли Вы лично с людьми, употребляющими наркотики?
Варианты ответов Частоты Проценты
Нет, я не общаюсь с такими людьми 200 68,5
Да, в кругу моих друзей, знакомых такие люди 70 24,0
есть
Да, я знаю много таких людей 19 6,5
Да, все мои знакомые, так или иначе, употреб- 1 0,3
ляют наркотики
Отказ от ответа 2 0,7
Итого 292 100
Таблица 6
Предлагали ли Вам когда-либо попробовать наркотики?
Варианты ответов Частоты Проценты
Да 91 31,2
Нет 189 64,7
Отказ от ответа 11 4,1
Итого 292 100
Ответы на приведенные вопросы позволяют вынести суждение о социальном окружении респондентов как о достаточно благополучном с точки зрения распространения наркомании. Большинство студентов (68,5%), таким образом, относится к той категории субъектов, которая формирует социальные представления о наркомании на основе теоретических представлений о конкретном содержании проблемы и не имеет опыта общения с лицами, употребляющими наркотики. Этим обстоятельством в большей степени объясняется распределение ответов на следующий вопрос анкеты.
Таблица 7
Как бы Вы поступили, если бы Вам предложили попробовать наркотическое средство?
Варианты ответов Частоты Проценты
Отказался бы 243 83,2
Исходил бы из того, какой наркотик 12 4,1
Повел бы себя в зависимости от ситуации и настроения 15 5,1
Попробовал бы 5 1,7
Не знаю 14 4,8
Отказ от ответа 3 1,0
Итого 292 100
Анализируя данные ответы, можно сделать вывод, что студенты НГТУ, не общающиеся с людьми, употребляющими наркотики (68,5%), не попадавшие в социальную среду, предлагающую употребить наркотики (64,7%), соответственно отказались бы пробовать наркотическое вещество, в случае поступления предложения (83,2%). Здесь прослеживается прямая взаимосвязь между тем социокультурным контекстом, в котором формировались социальные представления студентов о наркомании (приоритетная система ценностей и социальное окружение) и социальным поведением, обоснованным этими социальными представлениями. Анализ ответов на данные вопросы является прямой иллюстрацией регулятивной функции социальных представлений, проявляющейся в оправдании социального поведения субъектов сложившимися в процессе повседневной коммуникации социальными представлениями.
Таким образом, посредством анализа ответов респондентов на вопросы, конкретизирующие проблему распространения наркомании в среде студенческой молодежи, открывается возможность выявить процесс формирования и трансформации социальных представлений в отношении интересующего нас объекта - наркомании. При ответе на ряд вопросов у респондентов выявлено доминирование различных функций социальных представлений: коммуникативной, связанной с поддержанием социальной идентичности, и функцией регулирования социального поведения и социальных отношений.
Дальнейшая разработка исследуемой проблемы могла бы идти в нескольких направлениях: было бы интересно, с теоретической и прикладной точек зрения, рассмотреть динамику трансформации социальных представлений о распространении наркомании в молодежной среде, связанную с исследованием различных групп молодежи (не только студенческой); было бы актуально разработать концепцию профилактики наркомании в молодежной среде, основываясь на данных, полученных в результате проведения эмпирических исследований.
Библиографический список
1. Правительство РФ: Наркоманы составляют 6% населения России [Электронный ресурс] / http://www.info-altai.ru/news/pravitelstvo-rf-narkomany-sostavlyayut-6-naseleniy // ФСКН: в РФ количество наркоманов за год снизилось на 6% http://www.bfm.ru/news/220702
2. Бовина, И.Б. Обыденные представления о наркотиках в молодежной среде: теоретические аспекты [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56601.shtml
3. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2010-2011 годах // Статистический сборник. - М., 2012.
4. Дуаз, В. Феномен анкеровки в исследованиях социальных репрезентаций // Психологический журнал. 1994. № 1.
5. Бовина, И.Б. Наркотики и наркоманы: особенности социальных представлений в двух группах молодежи [Электронный ресурс] / И.Б. Бовина [и др.] // Психологическая наука и образование . 2012. №3. http://www.vash-psiholog.info/psih/20260-narkotiki-i-narkomany-osobennosti-socialnyx-predstavlenij -v-dvux-gruppax-molodezhi 1.html
6. Бовина, И.Б. Россия в современном мире: подход теории социальных представлений / И.Б. Бовина [и др.] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. №2. - Педагогика. Психология. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Bovina &Stefanenko&Tikhomandritskaya&Malysheva&Golynchik/
7. Березина, Е.Б. Содержание и структура обыденных представлений о болезнях в молодежной среде: дисс. ... канд. психол. наук / Е.Б. Березина. - М., 2011.
8. Березина, Е.Б. Алкоголизм и наркомания в обыденных представлениях молодежи / Е.Б. Березина, И.Б. Бовина // Вестник РУДН. Психология и педагогика. 2010. №3.
9. Бовина, И.Б. Социальные представления о здоровье и болезни: структура, динамика, механизмы: дисс. ... докт. психол. наук / И.Б. Бовина. - М., 2009.
10. Емельянова, Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации Российского общества / Т.П. Емельянова. - М., 2006.
11.Емельянова, Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 6.
12. Гребенникова, О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010 №. 2(10). http://psystudy.ru/index.php/num/2010n2-10/308-grebennikova10
Дата поступления в редакцию 15.04.2014
Е.I. Skobeleva, М.V. Prokhorova, А.V. Еfimov
ANALYSIS OF DRUG ADDICTION RELATED SOCIAL CONCEPTS ACCEPTED BY THE STUDENTS (BASED ON THE RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL SURVEY)
Nizhny Novgorod state technical university n.a. R.E. Alexeev
Purpose. The article presents discussion of dependence between social behavior of young people and the socio-cultural context being used by them in developing their beliefs with respect to drug addiction issues. Design/methodology/approach. Complex nature of perception of the drug-related problems by young people, as well as research of social practice of drug use, is considered from the point of view stated by the theory of social concept by Serg Moscovichy.
Findings. Sources responsible for formation of social concepts of the students and specific nature of their impact on regulation of social behavior are analyzed.
Originality/value. The data of a sociological survey about the attitude to the problems of drug addiction conducted among the students of Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev in January 2014 served as an empirical basis of the present research.
Key words: social concepts, objectification, anchoring, value oriented normative system of the community, drug addiction, respondent.