Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ТАТНЕФТЬ» ИМ. В.Д. ШАШИНА'

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ТАТНЕФТЬ» ИМ. В.Д. ШАШИНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная ответственность / социальная активность / ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина / общество / государство

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Серов В.Д.

В статье раскрыта сущность социальной ответственности и активности, бизнеса, актуальные подходы, а также применяемые методики осуществления политики в области КСО и их эффективность на примере ПАО «ТАТНЕФТЬ» им. В.Д. Шашина. Разработан перечень положений для интеграции КСО в деятельность компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Серов В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ТАТНЕФТЬ» ИМ. В.Д. ШАШИНА»

Серов В.Д.

Финуниверситет при Правительстве РФ

Уфимский филиал Российская Федерация, Уфа Научный руководитель: Брусенцова Л.С., к.с.н.

доцент

Финуниверситет при Правительстве РФ

Уфимский филиал Российская Федерация, Уфа

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ТАТНЕФТЬ» ИМ. В.Д. ШАШИНА

Аннотация. В статье раскрыта сущность социальной ответственности и активности, бизнеса, актуальные подходы, а также применяемые методики осуществления политики в области КСО и их эффективность на примере ПАО «ТАТНЕФТЬ» им. В.Д. Шашина. Разработан перечень положений для интеграции КСО в деятельность компании.

Ключевые слова: социальная ответственность, социальная активность, ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, общество, государство.

Serov V.D.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Ufa branch Russian Federation, Ufa Scientific supervisor: Brusentsova L.S., Ph.D.

associate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation

Ufa branch Russian Federation, Ufa

ANALYSIS OF SOCIAL ACTIVITY OF BUSINESS ON THE EXAMPLE OF PJSC TATNEFT NAMED AFTER V.D. SHASHIN

Annotation. The article reveals the essence of social responsibility and business activity, current approaches, as well as the applied methods of CSR policy implementation and their effectiveness on the example of V.D. Shashin TATNEFTPJSC. A list of provisions CSRprocesses into the company's activities was developed.

Keywords: social responsibility, social activity, V.D. Shashin PJSC TATNEFT, society, state.

Государство является основополагающим гарантом социальной безопасности, формирующейся за счет, в первую очередь, законодательства, льготных программ и нововведений, приносящей в жизнь комфорт, безопасность и стабильность. Государство решает большую часть возникающих проблем общества, но не все попадает в его поле зрения, не все социальные проблемы можно решить в одночасье и в этот момент особую роль играют социально-активные компании, добровольно взявшие на себя обязательства по решению проблем социального характера.

Проявление социальной активности компаний в разных областях социальной жизни общества выражено в поиске, разработке, а также применении новых, ранее не использованных путей и подходов к взаимодействию с обществом.

Само понятие социальная активность является производной понятию корпоративной социальной ответственности, концепции, отражающей добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды [1]. В соответствии с концепцией можно выделить следующие принципы:

1. Ответственность перед обществом: компания должна учитывать влияние своих действий, а также бездействий на общество и окружающую среду;

2. Социальная справедливость: компания должна стремиться к созданию условий для равных возможностей всех людей, независимо от их социального статуса или происхождения;

3. Экологическая ответственность: компания должна минимизировать свой негативный воздействие на природу и принимать меры для ее сохранения;

4. Инновации: компания должна использовать новые технологии и методы, чтобы уменьшить свой негативный вклад в окружающую среду и повысить эффективность своей деятельности.

В целом, концепция социальной ответственности компании помогает ей установить долгосрочные отношения с клиентами, сотрудниками и обществом в целом, а также способствует устойчивому развитию бизнеса.

Корпоративная ответственность проявляется как во внешней, так и во внутренней среде компании, являясь неотъемлемой частью внутренней стратегии корпоративного управления и внешнего взаимодействия с обществом.

Внешнее проявление корпоративной ответственности реализуется посредством следующих инструментов: благотворительность; общественная деятельность; социальная инициативность; спонсорство и направлена на улучшение собственной репутации в глазах людей, казалось бы, непричастных к самому бизнесу в целом. Внешняя асоциальная активность ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина выражена в разных направлениях, используются все перечисленные инструменты для

достижения максимального эффекта от проявления социальной активности; использование подобного рода инструментария позволяет компании охватить все возрастные группы - от детей до пожилых граждан.

Внешняя социальная ответственность формируется исходя из основополагающих принципов: эффективность; системность; значимость и открытость [2]. Следование данным принципам, анализ ретроспективы реализованных программ являются важнейшими факторами успешного проведения социальной политики компании в будущем.

Являясь системообразующей организацией в качестве одного из ключевых стейкхолдеров ПАО «Татнефть» рассматривает население территории присутствия. Социальная ответственность системо- и градообразующих организаций вполне естественна: работа в организации обеспечивает трудовую занятость значительной доли населения, местный бюджет формируется в большой степени за счет организации, организация обеспечивает территорию присутствия объектами и учреждениями культуры, здравоохранения, объектами инфраструктуры и т.д. [3].

В рамках развития социальной инфраструктуры были реализованы проекты в следующих города Республики Татарстан [2]: г. Альметьевск (строительство «Индустриального сквера» с устройством скейтпарка; реконструкция здания под Детскую художественную школу; капитальный ремонт центральной мечети со строительством пристроя; капитальный ремонт школы № 1; ремонт и оснащение центра ветеринарной медицины; Нижнекамск: строительство инженерного лицея № 38 «Вектор»; строительство центра экстренной медицины; строительство и оснащение детского сада № 100 «Эврика»; г. Бугульма: осуществлен капитальный ремонт дома ремесел; г. Лениногорск - построен ледовый дворец «Нефтяник»; г. Азнакаево - строительство городского ЗАГСа.

Согласно информации, предоставленной в ежегодном интегрированном отчете, компания направила порядка 26 891 млн рублей на обеспечение социальной ответственности бизнеса. (Рисунок 1).

1262

СОЦИАЛЬНЫЕ Р«СЩЬ

383

ДОБРОБОЛьНйЕ МЕДИЦЛНСЮС СТРАХОВАНИЕ. доерсг ео,"ь'1С£ ст^и^еы^: лизни. кши^дистЕнНйЕ по-:и01' нее сыхпе чеаие

7 365

отчислении с гсеадарствьнний *нлидчын нем;

7 614

благотворительность

1494

СОЦИАЛьИОС РАЗВИТИЕ

1733

СОДЕРЖАНИЕ ^Сии^.ПьиьА 0£Т>Е£П0В <МкАТОРИИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ 1ШЕРЛ, ЕаЗы -УДих* и ПРИЧИН

1524

инвестиции а социальную сферс I игмтдлыи:

вложении!

4 166

ПОДДЕРЖКА СПОРТ»

Рисунок 1 - направления социальной активности компании; вложения по

направлениям по итогу 2022 года [2]

Как представлено на Рисунке 1, наибольшее количество средств, направленных на социальную активность реализовано посредством благотворительности, отчислений в жилищный государственный фонд, поддержку спорта и другие программы, характерные для социально ответственной компании.

К вышеперечисленному также стоит добавить, что внешняя социальная активность компании направлена в том числе и на создание благоприятных условий для получения образования, содействие к формированию инклюзивной среды [2] с целью обеспечения людей с разными потребностями и возможностями условиями, при которых упрощается взаимодействие с социумом и городской инфраструктурой.

Образование - важный, непрекращающийся процесс каждого человека. Обеспечение соответствующего уровня качества образования -неотъемлемая государственная функция, от качества выполнения которой напрямую зависит уровень кадровой безопасности страны и бизнеса. В рамках реализации политики корпоративной ответственности в компании ПАО «Татнефть» отдельное внимание уделяется вопросу создания полного цикла образовательного процесса - от дошкольного до профессионального. Реализация образовательных проектов - ответственная задача, от качества выполнения которой зависит кадровая безопасность региона и страны в целом.

На уровне дошкольного образования реализована программа «Татнефть и детство. Диалог с будущим», реализация которой дала

возможность 2 655 детям получить качественное дошкольное образование, соответствующее мировым практикам. На уровне школьного образования компания реализует уникальные проекты, например, биолаборатории по микроклонированию растений, интерактивный научно - познавательный центр «Альметрика» и другие, цель которых - повышение уровня образования, приобретение новых компетенций обучающихся. Поддержка среднего и высшего образования получила свое развитие в рамках проектов «Высшая нефтяная школа», «Передовая инженерная школа», «Школа научных лидеров» и платформа «Впроекте». Стоит отметить, что последняя из перечисленных программ дает возможность не только проявить уже приобретенные навыки в рамках реализации проектов компании, но и получить новые компетенции в рамках работы с ключевыми специалистами и как итог, студенты получают реальный опыт реализации проектов, актуальные знания и навыки.

Получившая в последние годы распространение концепция ББО (экология, политика и корпоративное управление) как ответная реакция на глобальное потепление и нерешенные социальные проблемы общества, побуждает компании снижать риски, связанные с нарушением экологической безопасности, одновременно усиливает их рыночные позиции [4].

По результатам деятельности в 2022 году, в рейтинге ББО компания заняла первое место, а в 2020 году была на 6 месте. Согласно оценке индекса «Ответственность и открытость» соответствует индексу А (из 100 крупных компаний России). В опубликованных результатах отраслевого рейтинга открытости экологической информации нефтегазовых компаний «Татнефть» впервые была признана единоличным лидером [2].

Подытожив, можно сказать, что ПАО «Татнефть» является в полной мере социально ответственной компанией, проявляя социальную активность ко всем типам граждан, независимо от возраста, социального положения, достатка и физических возможностей.

Если объектом внешней социальной ответственности является социум в общем понимании, то внутренней - непосредственно сотрудники бизнеса. Важно отметить, что корпоративное управление тесно связано с внутренней социальной ответственностью компании, так как первое определяет стратегию и цели компании, а второе помогает достичь этих целей, учитывая интересы заинтересованных сторон.

Компании, которые успешно реализуют свою внутреннюю социальную ответственность, могут улучшить качество своей продукции или услуг, повысить уровень доверия со стороны потребителей и инвесторов, а также привлечь и удержать талантливых, инициативных сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями для реализации поставленных компанией целей и задач. В свою очередь, это способствует улучшению финансовых показателей компании, ее конкурентоспособности

на рынке и привлекательности в общем. Стратегия корпоративного управления и внутренняя социальная ответственность должны быть интегрированы во все аспекты деятельности компании. Это означает, что компания должна разрабатывать свои бизнес-процессы и стратегии, учитывая потребности и интересы работников, клиентов и инвесторов.

Кроме того, компания должна стремиться к созданию благоприятной рабочей среды, где работники могут развиваться и реализовывать свой потенциал. Она должна также учитывать экологические и социальные вопросы при разработке своих продуктов и услуг. Внутренняя социальная ответственность также включает в себя создание условий для повышения уровня образования и здоровья работников, а также участие в социальных программах и мероприятиях.

Активное проявление внутренней социальной ответственности компанией также оказывает положительное влияние на психологическое состояние персонала в компании. Когда сотрудники видят, что их работодатель заботится о них и обществе в целом, они могут чувствовать большую уверенность в себе и своих возможностях. Это может привести к повышению мотивации и производительности труда, а также к улучшению качества жизни работников и их семей.

На примере ПАО «Татнефть» внутренняя социальная ответственность выражена посредством предоставления возможности прохождения обучения в корпоративном университете, молодым сотрудникам общества предоставлена возможность получить льготные займы на приобретение жилья, действует профсоюзная организация, защищающая права работающего, организована система добровольного медицинского страхования (также действуют собственные санатории). В совокупности перечисленные факторы дают ощущение защищенности, что немаловажно, особенно для молодых сотрудников, только начинающих свой карьерный путь, в условиях нестабильности.

В интегрированном отчете общества показано, что «посредством инфраструктуры Корпоративного университета было обучено 2 745 человек, общее количество затрат на обучение в 2022 году составило 289 млн рублей, что на 139 млн рублей больше, чем в 2020 году; общее количество сотрудников, прошедших ту или иную программу обучения, составило 33 тысячи человек; в 2022 году 75 семей воспользовались программой льготного ипотечного кредитования; порядка 56 тыс. человек являются членами профсоюза «Татнефть Профсоюз» (85% от общего количества сотрудников).

Социально активная компания играет важную роль в государстве. Она может выступать как инициатор и организатор социальных проектов, направленных на улучшение жизни общества и ее сотрудников. Кроме того, социально активная компания может участвовать в разработке и реализации законодательных и нормативных актов, которые направлены на улучшение

условий жизни граждан. Например, это может быть разработка новых законов о защите прав потребителей, обеспечении безопасности на дорогах, улучшении экологической ситуации в городах, а также совершенствование законодательства в области промышленной безопасности и других сфер.

В зависимости от вклада компании в общество выделают также социально неактивные компании, которые не проявляют достаточной активности в решении социальных вопросов и не делают значимых вкладов в общественные процессы. Они могут быть равнодушными к проблемам окружающей среды, не заботиться о своих работниках и не участвовать в социальных и благотворительных мероприятиях. Стоит отметить, что компания может быть социально неактивна как перед обществом в целом, но в полной мере оказывать поддержку и проявлять активность перед своими сотрудниками посредством обеспечения достойным уровнем заработной платы, проведением корпоративного обучения в рамках деятельности компании, обеспечением жилья, медицинским обслуживанием, а также возможностью внутрикорпоративного роста, но наличие данных факторов косвенно влияет и на внешнюю социальную активность, так как, например, ввиду достойной заработной оплаты труда происходит большее потребление услуг и товаров, что влечет за собой больше денежных отчислений в бюджет страны и следственно - большее финансирование социальных проектов в денежном эквиваленте.

На основе анализа внедренных принципов и достигнутых результатов в ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина в области корпоративной социальной ответственности разработан перечень положений, использование которых позволит интегрировать часть процессов КСО. Положения позволят компании определить и конкретизировать социальную проблему, определить перечень стейкхолдеров, а также провести анализ ретроспективы реализованного проекта с целью корректировки и формирования политики компании в области корпоративной социальной политики.

Определение, конкретизация и обоснование актуальности социальной проблемы является основополагающим элементом социального проектирования. На стадии концепта социального проекта в первую очередь стоит определить следующие вводные: выявленная проблема должна быть значима для стейкхолдера (сотрудника, общества); исполнитель должен сформировать проблему с точки зрения того, чьим интересам будет служить проект; необходимо сформировать «проблемное поле», то есть декомпозировать сформулированную проблему на отдельные блоки, так как процесс декомпозиции позволит определить ответственных лиц по блокам, определить центры финансовой ответственности, определить необходимость в кадрах; необходимо определить выгодополучателей от реализованного проекта - целевую аудиторию

В целях эффективной реализации социального проекта также необходимо определить перечень стейкхолдеров, так как необходимо понимать ожидания стейкхолдеров, степень их вклада в социальный проект и потенциального влияния от реализованного проекта организацией. Также определение типов стейкхолдеров позволит оценить необходимость и уровень сотрудничества с заинтересованными сторонами в ходе реализации и измерения социального воздействия посредством реализации проекта. Важно понимать, что под стейкхолдерами подразумевается следующие группы: общество в целом; сотрудники компании. Важно наиболее точно оценить перечень благополучателей с целью корректного выявления социальной проблемы, применения рычагов воздействия и измерения конечного результата. Определив групп стейкхолдеров, стоит сформировать следующее: список стейкхолдеров (список лиц и групп потенциальных благополучателей); выбрать перечень ключевых стейкхолдеров; проанализировать ожидание целевой аудитории проекта. После того, как определены благополучатели компании необходимо провести перечень работ по их вовлечению: определение каналов связи для общения с целевой аудиторией; определение и анализ ожиданий; контроль за достижением выявленных ожиданий, достижение целевых показателей.

Анализ ретроспективы - процесс изучения и оценки того, что было сделано в рамках проекта в прошлом, с целью выявления проблем, недостатков и успехов, а также для определения того, что можно улучшить в будущих проектах проводимый на основе внутренней отчетности компании, общественного опроса и других способов. Ретроспективу реализованных проектов необходимо произвести в следующем порядке:

- анализ инвестированных ресурсов - денежные средства, кадровые ресурсы, время;

- анализ проведенных мероприятий в целях реализации проекта (разработка проекта, реализация объектов инфраструктуры, реализация программ и положений);

- анализ непосредственных результатов (количество охваченных людей в ходе реализации проекта);

- измерение социальных результатов (изменения, которые произошли вследствие реализации проекта);

- анализ последующего социального воздействия (учет влияния альтернативных факторов и программ).

Посредством проведения вышеописанных мероприятий возможна эффективная реализация социальных проектов компанией. На рисунке 1 представлен перечень необходимых мероприятий для структуризации проектов корпоративной социальной ответственности.

Рисунок 1 - управление воздействием

Социальная ответственность, а в следствие и социальная активность бизнеса неотъемлемая его часть, процесс внедрения и совершенствования которой должен быть постоянным, измеримым и результативным. Она включает в себя принятие мер для улучшения качества жизни людей, сохранения окружающей среды и обеспечения устойчивого развития. Компании, которые проявляют социальную ответственность, получают не только общественное признание, но и экономические выгоды, так как они создают благоприятную среду для своих работников и потребителей. В результате проведенного анализа корпоративной социальной ответственности ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина был сформирован перечень рекомендаций по работе с социальными проектами.

Использованные источники:

1. Григорян, Е. С. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Е. С. Григорян, И. А. Юрасов. - 5-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 248 с. - ISBN 978-5-394-054303. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082986 (дата обращения: 20.11.2023). - Режим доступа: по подписке;

2. Интегрированный годовой отчет ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина.

3. Брусенцова Л.С., Шеина А.Ю., Назарова Э.Р. Корпоративная социальная ответственность градообразующей и системообразующей организации: анализ и направления развития // Сибирская финансовая школа. - 2022. -№1 (145). - с. 130-137

4. Брусенцова Л.С., Шеина А.Ю., Назарова Э.Р. Повышение эффективности взаимодействия государства, бизнеса и общества на региональном уровне за счет внедрения ESG-концепции (на примере ПАО «Нефаз»). // Сибирская финансовая школа. - 2022. - №4 (148). - с. 128-133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.