УДК 301.151
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ТРУДОУСТРОЙСТВА ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ, АЛЬТЕРНАТИВНЫМ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Н. Е. Колесникова
В статье раскрывается такой фактор социальной реабилитации осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества, как трудоустройство. Представлен экономический и социально-психологический анализ факторов, влияющих на трудоустройство осужденных, раскрывается характер проблем, с которыми сталкивается данная категория граждан, обосновывается необходимость межведомственного взаимодействия для решения этой задачи. Представлена схема социально-психологической технологии трудоустройства осужденных.
Ключевые слова: психологическое сопровождение; трудоустройство; осужденные, отбывающие наказание без изоляции от общества.
В России тема постпенитенциарной и внепенитен-циарной опеки, а также состоятельности ее нормативно-правовой базы обсуждается с начала 90-х гг. ХХ в. Это связано с ростом рецидивной преступности после освобождения из мест лишения свободы, с увеличением числа повторных преступлений в период отбывания наказания без изоляции от общества или после него (2014 г. — 2,2% от общего числа осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества). Чтобы защитить гражданина, отбывшего наказание, от дальнейшей маргинализации личности, необходимы межведомственные социальные, психологические, педагогические и другие программы, осуществляющие всемерную поддержку личности в реадаптацион-ный период.
В этих целях в Правительство Российской Федерации представлялись проекты федеральных законов «О социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением» (1997 г.) и «Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» (2006 г.), но они так и не были приняты. Это привело к усилению региональной политики субъектов Российской Федерации, стремящихся обеспечить социальную безопасность своего региона. На уровне регионов приняты 35 региональных законов и 85 постановлений правительств, утверждающих программы, предусматривающие социальную и психологическую поддержку и обслуживание осужденных 1. Например, постановлением правительства Самарской области от 10 апреля 2012 г. № 167 принята и действует целевая программа «Об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам, осужденным к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, и содействии их социальной реабилитации» на 2012-2016 гг. В Смоленской области разработан проект Концепции долгосрочной областной целевой программы «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Смоленской области» на 2014-2015 гг.
В Красноярском крае в результате работы целевой программы «Содействие занятости и социальная адаптация лиц, отбывающих альтернативные наказания и (или) отбывших наказание в виде лишения свободы в Красноярском крае на 2010-2012 годы» обеспечено снижение уровня рецидивной преступности на 10-12% в связи с трудоустройством граждан, освобожденных из мест лишения свободы и (или) отбывающих наказание, альтернативное лишению свободы. Серьезная работа в данном направлении проводится и в Псковской области. Так, в целях трудоустройства осужденных без изоляции от общества и лиц, отбывших наказание в исправительных учреждениях, еще в 2009 г. подписаны соглашения между Государственным комитетом Псковской области по труду и занятости населения и УФСИН России по Псковской области, между Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области и УФСИН по Псковской области. В 2011 г. принято постановление Администрации Псковской области «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Содействие занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, на территории Псковской области на 2012-2015 гг.». Ожидалось, что основным результатом ее реализации станет трудоустройство 770 граждан, которые в этот период освободятся из мест лишения свободы и (или) отбудут наказание без изоляции от общества 2. За 12 месяцев 2013 г. за содействием в поиске подходящей работы в Центр занятости населения г. Пскова обратилось 302 человека, из них 168 граждан, освобожденных из мест лишения свободы; 61 гражданин, осужденный без изоляции от общества; 73 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; 294 человека были зарегистрированы в качестве ищущих работу и 106 из них — в качестве безработных. Государственную услугу по организации профессиональной ориентации получили 103 человека, освобожденных из мест лишения свободы, 14 — осужденных без изоляции от общества, 20 несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. На профессиональное обучение направлено 15 граждан, освобожденных из мест лишения свободы, по специальностям «электрогазосварщик», «охранник», «водитель автомобиля» 3. В настоящее время оценивается эффективность проведенной работы. Как отмечают сотрудники Центра занятости, такая работа является очень важной и ее следует продолжать при любом количестве трудоустроенных граждан.
Исследователи утверждают, что вопрос трудоустройства осужденных к альтернативным мерам наказания актуален, потому что «отсутствие постоянной работы и социального пакета увеличивает вероятность использования осужденными стереотипа преступного поведения» 4. Материальная необеспеченность и низкий уровень доходов провоцируют рецидивное совершение преступлений 5.
В данном контексте значимо такое направление работы психолога, как оказание психологической помощи
осужденным в профориентации и формировании позитивного отношения к труду 6. Исследователи считают трудоустройство одним из основных критериев социальной реабилитации, под которой понимается комплекс мер, направленных на «изменение социального статуса (безработные, осужденные, беженцы и др.) и де-виантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест лишения свободы, отбывающие наказание без изоляции от общества и т. п.)» 7.
Актуальные вопросы трудоустройства осужденных, освободившихся из мест лишения свободы и (или) отбывающих наказание без изоляции, отражены в трудах А. А. Аксенова 8, В. М. Бочарова 9, С. И. Комариц-кого 10, Н. А. Крайновой п, О. Г. Перминова 12, В. М. Трубникова 13 и др.
В соответствии с Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», оптанты, отбывающие наказание без изоляции от общества, могут обратиться по месту своего постоянного или временного места жительства в органы государственной службы занятости в целях поиска подходящей работы и получить соответствующую помощь. Статья 13 этого же Закона относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы и (или) отбывающих наказание без изоляции, к числу граждан, пользующихся повышенной социально-правовой защитой, но в связи с низкой правовой информированностью об этом знают немногие.
Одним из путей решения проблем трудоустройства осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества, является межведомственное взаимодействие Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной службы занятости, Государственного управления социальной защиты населения. Исследователи предлагают следующие варианты взаимодействия названных структур:
— создание мобильных групп занятости и консультативно-справочного пункта на базе уголовно-исполнительных инспекций (далее — УИИ) и службы занятости населения — в целях информирования о доступных рабочих местах, технологии постановки на учет и получения пособия, проведения занятий по подготовке, переподготовке и т. д.;
— наличие информации в УИИ о вакансиях рабочих мест в районах (с указанием размера оплаты труда), особенно с предоставлением жилья 14.
Поиск и подбор работы является результатом кропотливого взаимодействия сотрудника Центра занятости, осужденного к альтернативному наказанию и инспектора уголовно-исполнительной инспекции. Если такого сотрудничества нет, то не каждому из состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях осужденному удается получить работу, которая будет для него пригодной в плане профессиональной идентификации и станет главным условием социальной реабилитации.
Поэтому специалисту УИИ (в процессе сопровождения трудоустройства осужденных к альтернативным наказаниям и иным мерам уголовно-правового харак-
тера) необходимо организовать такое взаимодействие с гражданином, цель которого — его самостоятельное успешное дальнейшее существование в социуме, «поиск скрытых ресурсов развития человека ... и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей» 15. Исследователи выявили факторы, негативно влияющие на поведение лиц, осужденных к альтернативным наказаниям: трудовая и бытовая неустроенность осужденных, состоящих на учете в УИИ; слабая организация воспитательной и профилактической работы; недостаточный контроль за их поведением. Поэтому важнейшей задачей сотрудника УИИ является такое выстраивание отношений с осужденным, чтобы он не только отбыл наказание, альтернативное лишению свободы, без рецидива, но и социально реабилитировался в обществе. Решение этой задачи важно по ряду причин:
1) уровень рецидивной преступности «относительно характеризует эффективность исполнения наказания» 16, его снижение будет означать эффективную работу сотрудников УИИ со спецконтингентом;
2) социальная реабилитация осужденных позволит улучшить социальную структуру российского общества;
3) удовлетворение результатами труда снизит эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию сотрудников УИИ.
В числе приоритетов социального исправительного воздействия на осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества, выделяют следующие: формирование и развитие социально значимых знаний, умений и навыков осужденных; повышение общего уровня образования, культуры и правосознания; обучение востребованным на рынке труда специальностям, привитие (восстановление) профессиональных трудовых навыков, выработка у осужденных психологической и нравственной потребности трудиться; формирование ответственности за выбор своего жизненного пути.
Приказом Минюста РФ от 4 июня 2010 г. № 259 предусматривается участие УИИ в работе с осужденными, нуждающимися в социальной поддержке со стороны государства. Важным направлением такой реабилитации осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества, является «трудоустройство осужденных и восстановление документов для трудоустройства в случае их отсутствия» 17, а также обучение, в том числе профессионально ориентированное. Опыт регионов и организация межведомственного взаимодействия доказывают эффективность данной работы.
При всей важности вопроса трудоустройства лиц, осужденных к альтернативным наказаниям, в реалиях развития российского общества эту проблему усугубляют экономические и социально-психологические причины:
1) запросы рынка труда недостаточны, не совпадают с уровнем профессиональной подготовки и образования названной категории лиц;
2) клеймо «осужденный» вызывает опасения у работодателей: они не доверяют оптантам даже с судимостью без изоляции от общества и отказывают им под любым предлогом. Часть осужденных теряет работу
вследствие совершенных преступлений именно на рабочем месте (растрата, хищение, подделка и т. д.), что влечет наложение соответствующего наказания;
3) дефицит социально полезных связей при отсутствии навыка обращения за профессиональной социальной помощью;
4) отсутствие системы социального сопровождения трудоустройства таких граждан;
5) особенности личности, препятствующие установлению, поддержанию и расширению социально полезных связей;
6) феномен пассивного ожидания вместо попыток взять под контроль трудную жизненную ситуацию, в которой они оказываются после осуждения к альтернативному наказанию 18. Проблемы трудоустройства обусловлены отсутствием опыта работы, большой конкуренцией, неопределенным семейным положением (как показывают исследования, почти 80% осужденных холостые, разведенные, овдовевшие). Согласно сведениям, полученных из отчетов уголовно-исполнительных инспекций, представленных Федеральным казенным учреждением «Научно-исследовательский институт информационных технологий» (г. Тверь) в 2009-2012 гг. порядка 30% осужденных не заняты учебой и (или) трудом.
В контексте обозначенной проблемы заслуживает внимания опыт Японии, где низок уровень рецидивной преступности. В Японии вопросы трудового и бытового устройства освобожденных из мест лишения свободы регламентируются Законом «О постпенитенциарной опеке». Цель данного Закона — обеспечить реабилитацию освободившихся осужденных, ответственность за это несет правительство. Оказание такой помощи осуществляется в случае обращения освобожденного. Законом предусмотрена организация общежитий для временного проживания данной категории лиц. Реабилитационная помощь оказывается в течение шести месяцев со дня освобождения из мест лишения свободы и лишь в том случае, если освобожденный против этой помощи не возражает 19.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда осужденных к альтернативным наказаниям необходима специальная программа социально-психологической работы. Она должна стать составной частью технологии социально-психологического сопровождения граждан, имеющих обязательный внешний контроль за поведением и необходимое исполнение обязанностей, возложенных судом. Структура такой программы может включать четыре цикла занятий, нацеленных на:
1) коррекцию картины мира;
2) коррекцию деструктивных установок в межличностном общении (рекомендуется воспользоваться тестом В. В. Бойко «Оценка деструктивных коммуникативных установок»);
3) проработку негативных стереотипов поведения, приведших к наказанию без изоляции от общества и латентно обусловливающих деструктивное поведение человека в условиях свободы (в этих целях эффективно применение методов атрибутивной психотерапии);
4) развитие навыков совладающего законопослушного поведения 20.
Как показывает опыт работы пенитенциарных психологов, на реализацию такой программы требуется не менее 36 часов практических групповых занятий.
Совокупность причин показывает чрезвычайную важность проблемы трудоустройства осужденных к альтернативным наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера. Современные исследователи рассматривают трудоустройство и (или) обучение осужденных как важный фактор социальной реабилитации, который ведет к изменению социального статуса личности и способствует реабилитации в обществе. Вопрос трудоустройства лиц, осужденных к альтернативным мерам наказания, важен в силу того, что его решение позволит:
— снизить уровень рецидивной преступности;
— повысить эффективность работы сотрудников со спецконтингентом, что уменьшит эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию сотрудников за счет удовлетворения результатами своего труда;
— обеспечить социальную реабилитацию осужденных и таким образом улучшить социальную структуру российского общества.
Поэтому необходима специальная технология социально-психологического сопровождения трудоустройства, позволяющая обучить осужденного навыкам поиска работы, трудоустройства, что обеспечит развитие личности в целях ее самостоятельного успешного дальнейшего существования в социуме.
1 Городецкий Н. Н. Социальная помощь осужденным без изоляции от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 5. С. 17-20.
2 Левочкина М. В., Цветкова Н. А. Социально-психологическое содействие трудоустройству мужчин, вернувшихся из мест лишения свободы // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. П. Платонова. СПб., 2012. С. 43-46.
3 Минина И. Н. Анализ проблем социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 2. С. 127.
4 Шамсунов С. Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы) : монография. Рязань, 2003. С. 89.
5 Логинов Е. А. Причины преступного поведения условно осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 35-37.
6 Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238. URL: http:// www.fsin.su/upload/original_doc/Psih.pdf (дата обращения: 18.04.2016).
7 Цветкова Н. А., Колесникова Н. Е. Технологии социально-психологической работы с осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества : учеб.-метод. пособие. Псков, 2012. С. 113.
8 Аксенов А. А. Инновационные подходы к решению проблем занятости осужденных на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации : современное состояние и перспективы развития: сб. докл. участников междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 ноября 2012 г.) : в 4 т. Рязань, 2013. Т. 4. С. 128-131.
9 Бочаров В. М. Уголовно-исполнительные и криминальные аспекты социальной реабилитации освобожденных из исправительных учреждений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 16-17.
10 Комарицкий С. И. Характеристика лиц, отбывающих наказание в спецкомендатурах. М., 1991. С. 60-69.
11 Крайнова Н.А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 14.
12 Перминов О. Г. Уголовно-исполнительное право : учеб. пособие для вузов. М., 1999. С. 120-123.
13 Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков, 1990. С. 16-47.
14 Аксенов А. А. Указ. соч. С. 130.
15 Варелджян К. Р. Основные компоненты психологической модели сопровождения трудовой деятельности осужден-
ных женщин // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. № 4. С. 134-137.
16 Шаргородский М. Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973. С. 63.
17 Об участии уголовно-исполнительных инспекций в социальной работе с осужденными, нуждающимися в социальной поддержке со стороны государственных органов : приказ Минюста России от 4 июня 2010 г. № 259.
18 Левочкина М. В., Цветкова Н. А. Указ. соч. С. 44.
19 Стахов Я. Г. Некоторые пути решения проблемы социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2012. № 1. С. 89.
20 Левочкина М. В., Цветкова Н. А. Указ. соч. С. 45.