Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТАМОЖЕННОЙ И ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТАМОЖЕННОЙ И ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенная инфраструктура / особые экономические зоны / околотаможенная инфраструктура / налоговые льготы / тарифные преференции / customs infrastructure / special economic zones / near-customs infrastructure / tax benefits / tariff preferences

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А. Новиков, Р. Нестеренко, М.В. Непарко

Таможенная и околотаможенная инфраструктура играет большую роль в осуществлении таможенными органами основных видов своей деятельности, а также оказывает влияние на взаимодействие внутри таможенных органов и между таможенной службой и участниками ВЭД. В статье представлен анализ некоторых показателей состояния таможенной и околотаможенной инфраструктуры, а также выводы по проделанному исследованию – существующие проблемы, отягощающие работу таможенных органов и их взаимодействие с участниками ВЭД, и основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF THE CUSTOMS AND CUSTOMS INFRASTRUCTURE

The customs and customs infrastructure plays an important role in the implementation by customs authorities of their main activities, and also influences the interaction within customs authorities and between the customs service and participants in foreign economic activity. The article presents an analysis of some indicators of the state of the customs and near-customs infrastructure, as well as conclusions from the study – existing problems that burden the work of customs authorities and their interaction with foreign trade participants, and the main ways to solve them.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТАМОЖЕННОЙ И ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТАМОЖЕННОЙ И ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

А. Новиков, студент Р. Нестеренко, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-2-64-67

Аннотация. Таможенная и околотаможенная инфраструктура играет большую роль в осуществлении таможенными органами основных видов своей деятельности, а также оказывает влияние на взаимодействие внутри таможенных органов и между таможенной службой и участниками ВЭД. В статье представлен анализ некоторых показателей состояния таможенной и околотаможенной инфраструктуры, а также выводы по проделанному исследованию - существующие проблемы, отягощающие работу таможенных органов и их взаимодействие с участниками ВЭД, и основные пути их решения.

Ключевые слова: таможенная инфраструктура, особые экономические зоны, околотаможенная инфраструктура, налоговые льготы, тарифные преференции.

Создание развитой околотаможенной инфраструктуры необходимо для обеспечения внешней торговли товарами и услугами. В свою очередь, увеличение внешнеторгового оборота является объективной предпосылкой для развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры.

Особые экономические зоны, являясь, по сути, так называемыми «полюсами роста», выступают в качестве части экономического пространства страны, способного самостоятельно развиваться и аккумулировать инвестиции с целью их дальнейшего перенаправления в обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли. Сосредоточение на территориях ОЭЗ различных инноваций (организационно-управленческих, технологических, социальных, институциональных и прочих) невозможно без преференциальных условий

осуществления предпринимательской деятельности [1].

Территория свободной экономической зоны - зона таможенного контроля и оборудована для этого всем необходимым. За размещаемыми на ней товарами, за их перемещением, осуществляется таможенный контроль.

ФТС России продолжена работа по заключению соглашений с Минэкономразвития России и управляющими компаниями ОЭЗ по вопросам взаимодействия при проектировании, строительстве, обустройстве и оборудовании, вводе в эксплуатацию и передаче в безвозмездное пользование таможенному органу объектов таможенной инфраструктуры на территориях вновь созданных ОЭЗ.

Данные по количеству ОЭЗ и ТОСЭР представлены на рисунке 1.

1 44

3d

1 IS

И

1

10 JO 1ft ift 4I> AD 70 ЙЛ

■ тлсэр

Рис. 1. Динамика создания особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития в 2020-2022 гг. [2]

По данным из рисунка 1, можно увидеть, что за 3 года было создано 13 особых экономических зон и более 50 территории опережающего социально-экономического развития.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) являются важным инструментом развития регионов России. На данный момент в стране функционируют 35 ОЭЗ и 80 ТОСЭР. За 18 лет работы в ОЭЗ было зарегистрировано 1128 резидентов, включая более 123 компаний с участием иностранного капитала из 36 стран. Это свидетельствует о привлекательности и доступности таких инвестиционных площадок для бизнеса.

Общий объем заявленных инвестиций в ОЭЗ составил около 6 трлн. рублей, а вложенных инвестиций превысил 989 млрд. рублей. Создано более 66 тысяч рабочих мест (планируется создание 184 тысяч рабочих мест), а также уплачено около 368 млрд. рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов. Такие показатели говорят о значительном вкладе ОЭЗ в экономику России и социальную сферу.

Важным фактором, обеспечивающим успешное функционирование ОЭЗ, является их современная инфраструктура. Площадки ОЭЗ оснащены передовыми объектами, которые соответствуют требованиям

современного бизнеса. Это позволяет резидентам использовать передовые технологии и обеспечивает оптимальные условия для производства и развития своих проектов [3].

ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ, которые способствуют реализации инвестиционных проектов. К ним относятся минимальные административные барьеры, предоставление налоговых льгот и таможенных преференций, сниженные цены на аренду и выкуп земли. Также резиденты ОЭЗ могут рассчитывать на помощь управляющих компаний на всех этапах реализации и поддержки инвестиционных проектов.

В целом, ОЭЗ и ТОСЭР представляют собой эффективный инструмент стимулирования инвестиций и развития экономики России. Они обеспечивают комфортные условия для бизнеса, способствуют технологическому прогрессу, созданию новых рабочих мест и развитию социальной инфраструктуры в регионах [4].

В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) в 2022 году 20 юридическим лицам был присвоен статус УЭО. Из них 12 организаций получили УЭО первого типа, 4 организации - УЭО второго типа, 1 организация - УЭО первого и второго типа, а 3 организации - УЭО третьего типа. Всего в реестре УЭО к концу года находилось 169 организаций.

Кроме того, в 2022 году был осуществлен перевод проектов, реализуемых с таможенными службами Азербайджанской Республики (с 31 марта 2022 года), Республики Узбекистан (с 13 мая 2022 года) и Исламской Республики Иран (с 30 июня 2022 года), на новый формат.

В настоящее время ведется переговорный процесс по заключению межправительственных соглашений о взаимном признании статуса УЭО с партнерами из Таджикистана, Индии и Турции. Этот процесс имеет важное значение, так как взаимное признание статуса УЭО облегчает внешнеэкономическую деятельность и

способствует развитию торговых отношений между странами.

Анализ данных о регистрации новых трейдеров в качестве УЭО, а также о приостановлении и исключении юридических лиц из реестра УЭО поможет определить заинтересованность участников внешнеэкономической деятельности в получении статуса УЭО. Это позволит лучше понять актуальность и востребованность данного статуса, а также принять соответствующие меры для развития и совершенствования института Уполномоченного экономического оператора.

Подробная структура УЭО за 3 года представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Присвоение статуса УЭО в 2020-2022 гг.

В результате полномасштабной автоматизации и цифровизации деятельности таможенных органов, процедуры таможенного контроля становятся более эффективными и прозрачными. Внедрение современных информационных технологий позволяет значительно сократить время проведения таможенных процедур, упростить документооборот и повысить качество предоставляемых услуг.

Доработка информационной составляющей организационного механизма таможни предполагает создание единой информационной системы, которая обеспечивает связь и обмен данными между различными таможенными постами и центральными органами таможенного контроля. Такой подход позволяет повысить координацию и эффективность работы та-

моженных органов, обеспечивая более быструю и точную обработку информации [5].

Таможенные логистические терминалы, особые экономические зоны и территории опережающего социально-экономического развития играют важную роль в стимулировании инвестиций и развитии регионов. Создание таких территорий обеспечивает преференции и льготы для предпринимателей, привлекая новые бизнес-проекты и внося значительный вклад в экономическое развитие государства в целом.

Несмотря на ряд существующих проблем в данной области, таможенные органы постоянно работают над модернизацией и развитием таможенной инфраструктуры. Это включает в себя внедрение новых технологий, улучшение законодатель-

ства и оптимизацию процессов таможен- влечения инвестиции, поэтому ее даль-ного контроля. Развитая таможенная ин- нейшее совершенствование является при-фраструктура имеет ключевое значение оритетным направлением деятельности для обеспечения внешней торговли и при- таможенных органов.

Библиографический список

1. Ахмедзянов Р.Р., Алексеева Е.В., Филиппов М.И., Мосеенкова А.О. Таможенно-тарифное регулирование в особых экономических зонах // Московский экономический журнал. - 2019. - №13.

2. Федеральная таможенная служба: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 19.12.2023).

3. Терещенко Д.В. Направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах // Вестник Российской таможенной академии. - 2021. -№2 (55).

4. Макрусев В.В. Таможенная инфраструктура как фактор развития внешнеэкономической деятельности / В.В. Макрусев, А.А. Отпущенников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 9-2 (72). - С. 213-216. - DOI 10.24412/25001000-2022-9-2-213-216. - EDN TZDJZW (дата обращения: 19.12.2023).

5. Зверев Р.А. Формирование и совершенствование организационного механизма контроллинга в центре электронного декларирования / Р.А. Зверев // Экономические системы.

- 2022. - Т. 15. - № 1. - С. 37-51. - DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-37-51. - EDN JTXDOS. (дата обращения: 19.12.2023).

6. Бобров, А.Е. Оценка состояния таможенной инфраструктуры в современных условиях / А.Е. Бобров, В.А. Носиков, Б.С. Пинаев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 12-3(75). - С. 66-69. - DOI 10.24412/2500-1000-2022-12-366-69. - EDN IRIREX.

7. Непарко, М.В. Перспективы и тенденции развития таможенно-логистических кластеров в России / М.В. Непарко, Н.А. Галстян // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 42(1).

- С. 232-236. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-10915. - EDN GLIKG.

8. Непарко, М.В. Влияние внешних факторов на деятельности участников внешнеторговой деятельности в условиях санкций / М.В. Непарко, Н.Ю. Черкасов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - № 7. - С. 144-148. -EDN AQFCOD.

ANALYSIS OF THE STATE OF THE CUSTOMS AND CUSTOMS INFRASTRUCTURE

A. Novikov, Student R. Nesterenko, Student

Supervisor: M.V. Neparko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The customs and customs infrastructure plays an important role in the implementation by customs authorities of their main activities, and also influences the interaction within customs authorities and between the customs service and participants in foreign economic activity. The article presents an analysis of some indicators of the state of the customs and near-customs infrastructure, as well as conclusions from the study - existing problems that burden the work of customs authorities and their interaction with foreign trade participants, and the main ways to solve them.

Keywords: customs infrastructure, special economic zones, near-customs infrastructure, tax benefits, tariff preferences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.