Научная статья на тему 'Анализ состояния совокупности элементов СМК Курганского государственного университета'

Анализ состояния совокупности элементов СМК Курганского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния совокупности элементов СМК Курганского государственного университета»

Научно-исследовательская деятельность, проводимая в вузе, является входом для процессов реализации основных образовательных программ, подготовки кадров высшей квалификации, проектирования и реализации программ дополнительного образования и проектирования и разработки образовательных программ.

Вспомогательными процессами, обеспечивающими образовательную деятельность, являются бухгалтерско-финансовое, кадровое, библиотечное и информационное обеспечение, закупки, управление образовательной средой, издательская деятельность, управление инфраструктурой, обеспечение безопасности жизнедеятельности, социальная поддержка.

По результатам деятельности проводится мониторинг, измерение и анализ процессов. Вырабатываются корректирующие и предупреждающие действия, влияющие на дальнейшую деятельность вуза.

Конечным результатом деятельности является определенный уровень удовлетворенности потребителя.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Системы менеджмента качества.

Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. -

26 с.

2. Круглов В.И., Кутузов В.М. и др. Управление качеством как процесс:

типовая модель системы качества образовательных учреждений//

Аккредитация в образовании.-2006.-№5.

Т.Н. Ширинская, Е.П. Бахарева, Е.В. Марфицына Курганский государственный университет, г. Курган

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОВОКУПНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ СМК КУРГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В настоящее время главной задачей российской образовательной политики является обеспечение высокого качества образования.

Под «качеством образования» понимается соответствие всех свойств и характеристик образовательного процесса и результатов установленным целям, потребностям, требованиям и нормам (стандартам) конкретных потребителей. Под которыми в частности понимаются отдельные граждане, предприятия и организации, общество и государство в целом.

Контроль и надзор за качеством высшего профессионального образования осуществляется государственными органами управления образования. Их деятельность основывается на Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании», постановлениях правительства, регламентирующих деятельность Минобрнауки, Федерального агентства по образованию и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Однако, как показывает мировой опыт, этого недостаточно. В настоящее время необходимы внутренние механизмы гарантии качества образования, которые бы обеспечивались самими образовательными учреждениями. Самообследование внутри вузов дополняет и расширяет область и глубину оценки вуза на основе тех или иных моделей менеджмента качества [1].

В настоящее время в России действует система государственного контроля качества ВПО на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, которая в частности включает показатель эффективности функционирования внутривузовской СМК. Оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффектив-

ности системы обеспечения качества в вузе, что обязывает к созданию образовательными учреждениями такой системы.

При выполнении проекта по Научно-методической программе Министерства образования РФ в 2003 г в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» была разработана новая модель СМК вуза. С этой целью был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта в этой области, включая Россию, страны Европы, США и Австралию. Был проведен анализ показателей аттестационной экспертизы и государственной аккредитации и сравнительное исследование около 10 различных моделей СМК вузов, включая следующие:

- модель СМК в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001);

- модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования;

- модель премии Правительства РФ в области качества;

- модель премии конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» 2003 г и др.

Все эти модели имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга, в основе всех этих моделей лежит процессно-ориентированный подход.

С учетом проведенного анализа моделей СМК вуза была разработана новая модель самооценки вуза.

Девять критериев рассматриваемой модели сформированы в две группы: критерии группы «Возможности» и критерии группы «Результаты» (табл. 1).

Таблица 1

Критерии модели

Критерии группы «Возможности» Критерии группы «Результаты»

1. Лидирующая роль руководства 6. Удовлетворенность потребителей

2. Политика и стратегия 7. Удовлетворенность персонала

3. Менеджмент персонала 8. Влияния вуза на общество

4. Ресурсы и партнеры 9. Результаты деятельности вуза

5. Менеджмент процессов

Для оценки всех подкритериев и составляющих группы модели разработаны специальные квалиметричес-кие шкалы, которые описывают пять упорядоченных «уровней совершенства» или стадий развития. Этим пяти уровням поставлена в соответствие 10-балльная числовая шкала (от 1 до 10). Это позволяет перейти от качественной оценки соответствующих подкритериев к количественной оценке.

Для расчета «уровней совершенства» критериев модели разработана специальная методика. В ней установлены значения весовых коэффициентов в зависимости от значимости соответствующих процессов, видов деятельности, работ. Формулы расчета значения «уровня совершенства» соответствующего подкритерия или критерия модели:

К1=0,2*(П11 + П12+П13+П14 +П15) К2=0,25*(П21 + П22+П23+П24) К3=0,2*(П31+П32+П33+П34+П35) К4=0,2*(П41+П42+П43+П44+П45) К5=0,2*П51 +0,5*П52+0,3*П53 П51=£0/8

П52=£0/8 П53=£а/9

К6=0,5*(П61+П62)

П61=0,3*С611+0,7*С612

П62=0,3*С621+0,7*С622

К7=0,3*П71+0,7*П72

К8=0,3*П81+0,7*П82

К9=0,3*П91+0,35*(П92+П93),

где Ki - значение «уровня совершенства» критерия;

nj - значение «уровня совершенства» подкритерия;

Ск - значение «уровня совершенства» составляющей подкритерия.

В основу оценки «уровней совершенства» положены следующие «измерения», которые соответствуют базовым принципам TQM:

- степень ориентированности на потребителей и другие заинтересованные стороны (от минимального удовлетворения требованиям ГОС ВПО и до полного учета интересов всех заинтересованных сторон);

- степень системности применяемого подхода (краткосрочных эпизодических мер к планированию долговременной политики и стратегии);

- степень распространенности в вузе применяемого подхода по уровням управления, различными подразделениями и процессами;

- степень вовлеченности персонала вуза в соответствующие процессы;

- степень документированности процедур процессов (от неформального процесса к полностью документированному процессу);

- степень ориентированности на предотвращение несоответствий и постоянное улучшение, а не исправление возникающих проблем [2].

В пилотной апробации принимали участия 25 вузов -гигантов России, которые представили свои результаты самооценки. Средние значения критериев представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения критериев модели

№п/п Среднее значение

Критерий ¡-«Лидирующая роль руководства» 5,39

Критерий 2-«Политика и стратегия» 4,80

Критерий 3-«Менеджмент персонала» 4,88

Критерий 4-« Ресурсы и партнеры» 5,48

Критерий 5-« Менеджмент процессов» 5,46

Критерий 6-« Удовлетворенность потребителей» 5,17

Критерий 7-« Удовлетворенность персонала» 4,32

Критерий 8-« Влияния вуза на общество» 4,82

Критерий 9-« Результаты деятельности вуза» 5,82

На рис.1 представлена «лепестковая» диаграмма самооценки критериев модели СМК по всем вузам, принимавшим участие в пилотной апробации.

Несмотря на то, что в апробации принимали участие «сильные» вузы, полученные результаты свидетельствуют о недостаточно высоком уровне их управленческой деятельности по сравнению с международным уровнем.

В КГУ работы по разработке СМК начаты давно, но окончательной системы ещё не сформировано. Наши разработки носят прикладной характер. В рамках создания СМК нами была проведена самооценка вуза по изложенной выше модели. Самооценка КГУ проводилась с привлечением представителей высшего руководства.

Результаты были рассчитаны по методике расчета критериев, средние значения представлены в таблице 3.

Средние значения критериев модели

Таблица 3

№ п/п Среднее значение

Критерий ¡-«Лидирующая роль руководства» 5,4

Критерий 2-«Политика и стратегия» 5

Критерий 3-«Менеджмент персонала» 4,6

Критерий 4-« Ресурсы и партнеры» 5,8

Критерий 5-« Менеджмент процессов» 4,41

Критерий 6-« Удовлетворенность потребителей» 4,7

Критерий 7-« Удовлетворенность персонала» 2

Критерий 8-« Влияния вуза на общество» 2,7

Критерий 9-« Результаты деятельности вуза» 5,25

На рис.2 представлена «лепестковая» диаграмма самооценки КГУ.

Рис. 1. «Лепестковая» диаграмма самооценки критериев модели по всем вузам, принимавшим участие в пилотной апробации

Рис. 2. «Лепестковая» диаграмма самооценки КГУ

Самый высокий средний балл получен по критерию 4 «Ресурсы и партнеры» - 5,8 балла, по критерию 1 «Лидирующая роль руководства» и по критерию 9 «Результаты деятельности вуза» были получены 5,4 и 5,25 балла соответственно. Несколько ниже получилась оценка по критерию 2 «Политика и стратегия»- 5 балла, критерию 6 «Удовлетворенность потребителей»-4,7 балла, критерию 3 «Менеджмент персонала»- 4,6 балла и критерию 5 «Менеджмент процессов»- 4,41 балла. Самые низкие баллы были выставлены вузу по критерию 8 «Влияние вуза на общество»- 2,7 балла и критерию 7 «Удовлетворенность персонала» - всего 2 балла.

Наложим друг на друга результаты самооценки 25 вузов России и результаты самооценки КГУ (рис.3). Мы видим, что по некоторым критериям КГУ очень сильно отстает (критерий 8 «Влияние вуза на общество»- 2,7 балла и критерию 7 «Удовлетворенность персонала» - 2 балла). Напротив, по критериям 1 «Лидирующая роль руководства», 2 «Политика и стратегия», 4 «Ресурсы и партнеры» значение критериев выше, чем у 25 вузов, участвующих в апробации.

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3

55

—•—средние значения критериев модели КГУ --■— средние значения критериев модели по 25 вузам

Рис. 3. «Лепестковая» диаграмма самооценки критериев модели по всем вузам, принимавшим участие в апробации, и самооценки КГУ

Таим образом, КГУ необходимо совершенствование имеющихся элементов СМК и создание необходимых.

Список литературы

1. Круглое В.И., Кутузов В.М. и др. Управление качеством как процесс:

типовая модель системы качества образовательных учреждений //Аккредитация в образовании.-2006,-№5.

2. www.tqm.spb.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.