Рис. 10
Граф достижимости и возможные маркировки сети приведены на рис. 11.
Рис. 11
Рассмотрим еще один пример сети Петри, приведенной на рис. 12. Эта сеть живая, в соответствии с определением, но назвать ее живой трудно. Ее живость определяется бесконечным множеством достижимых маркировок за счет петель (место р3 не ограничено). На рис. 13 показан граф достижимости и возможные маркировки сети. Символ х означает бесконечное число маркировок цикла - Ш.
Рис. 12
Список литературы
1. Технология системного моделирования/Под ред. С.В. Емельянова. -
М.: Машиностроение, 1988.
2. Котов В.Е. Алгебра регулярных сетей Петри //Кибернетика. -1980. -
№5. - С.10-18.
3. Питерсон Дж. Теория сетей Петри и моделирование систем/Пер. с
англ. - М.: Мир, 1984.
4. Котов В.Е. Сети Петри. - M.: Наука, 1984.
5. Лескин А.А., Мальцев П.А., Спиридонов А.М. Сети Петри в моделиро-
вании и управлении. -Л.: Наука, 1989.
6. Ачасова С.М., Бандман О.Л. Корректность параллельных вычисли-
тельных процессов. - Новосибирск: Наука, 1990.
Т.Н. Ширинская, Е.В. Марфицына, Е.П. Бахарева Курганский государственный университет, г. Курган
РАЗРАБОТКА КАРТЫ ПРОЦЕССОВ КУРГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Одним из приоритетных направлений развития российского общества является образование, и особое значение приобретает необходимость управления качеством образования на основе наиболее полного использования его потенциальных возможностей.
В настоящее время широкое распространение в организациях высшего профессионального образования получила работа по созданию и совершенствованию системы менеджмента качества (СМК).
Менеджмент качества образования в последние годы приобретает всё большую значимость, что связано не столько с высоким уровнем конкуренции в этой сфере, но и интеграцией в мировое образовательное пространство.
Исходя из этого, возникает задача обеспечения качества образования не только сегодня, но и необходимость соответствия будущим запросам и потребностям общества. Качество образования должно включать в себя качество конечного результата (уровень профессиональных знаний, умений, навыков) и качество образовательного процесса в целом.
Реализация политики в области качества даёт возможность повысить ответственность сотрудников на всех уровнях учебной, методической, административной деятельности по управлению качеством образовательных услуг; повысить мотивацию персонала; стать конкурентоспособными.
Организация должна создавать, обеспечивать и улучшать качество продукции, организуя и управляя своими процессами, подвергая их анализу и постоянному улучшению. Это диктует необходимость применения процессно-
го подхода к организации менеджмента качества.
Процессно-ориентированный подход является одним из основных принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM) и принципов, положенных в основу стандартов ISO 9000:2000 [1]. В ISO 9000:2000 сказано, что деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
Результат при этом достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управлять как процессом. Это приводит к необходимости идентификации всех процессов образовательного учреждения, определению их целей и лиц, ответственных за эти процессы.
Применение процессного подхода предполагает рассмотрение деятельности организации через цепочку взаимосвязанных и интегрированных процессов, а управление образовательным учреждением осуществляется посредством управления этими процессами.
Цели и преимущества процессного подхода заключаются в том, что процессный подход:
- обеспечивает прозрачность протекания процессов;
- каждый сотрудник понимает, какую роль он играет в общих процессах организации;
- позволяет понять, когда и где создаются конкретные продукты и услуги;
- систематизирует деятельность по улучшению;
- усиливает ориентацию работы на запросы и интересы потребителей.
Первым шагом при внедрении процессного подхода является определение и классификация основных процессов образовательного учреждения и составление так называемой карты процессов (графическое описание) или реестра процессов (табличное описание). Под картой процессов понимается графическое описание совокупности процессов образовательного учреждения, позволяющее определить их укрупненную классификацию, последовательность, точки пересечения и взаимодействия [2].
В таблице 1 приведен перечень процессов Курганского государственного университета, а также виды деятельности руководства по управлению качеством образования и деятельности в рамках процессов по измерению. На рис. 1 представлена разработанная обобщенная схема взаимодействия процессов КГУ или так называемая карта процессов ОУ.
Деятельность вуза представлена тремя взаимодействующими блоками: ответственность руководства, научно-образовательная деятельность и вспомогательная деятельность.
На входе всех процессов стоят требования Министерства образования и науки РФ, регионального управления образованием, учебно-методического объединения. Также изучаются требования потребителей, проводятся маркетинговые исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда.
К ответственности руководства (блок 1) относятся стратегическое планирование и управление качеством образования, планирование и развитие системы качества образовательного учреждения, распределение ответственности и полномочий, лицензирование, аттестация и аккредитация и анализ системы качества образовательного учреждения со стороны руководства.
Научно-образовательная деятельность (блок 2)
представляет собой сеть взаимосвязанных процессов.
Таблица 1
Реестр процессов и видов деятельности Курганского государственного университета
№ п/п | Наименование вида деятельности или процесса
1 Деятельность руководства по управлению качеством образования
1.1. Стратегическое планирование и управление качеством образования
1.2. Планирование и развитие СК ОУ
1.3. Распределение ответственности и полномочий
1.4. Подготовка к лицензированию, аттестации и аккредитации
1.5. Анализ СК ОУ со стороны руководства
Типовые процессы образовательного учреждения
2 Основные процессы научно-образовательной деятельности ОУ
2.1. Маркетинговые исследования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда
2.2. Проектирование и разработка образовательных программ(ОП)
2.3. Довузовская подготовка и прием студентов
2.4. Прием соискателей, аспирантов и докторантов
2.5. Прием выпускников вузов и ссузов
2.6. Реализация основных ОП
2.7. Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми
2.8. Проектирование и реализация программ дополнительного образования
2.9. Подготовка кадров высшей квалификации
2.10. Научно-исследовательская и инновационная деятельность
3 Вспомогательные процессы ОУ
3.1. Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образовательного процесса
3.2. Кадровое обеспечение
3.3. Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов
3.4. Управление образовательной средой
3.5. Издательская деятельность
3.6. Библиотечное и информационное обслуживание
3.7. Управление инфраструктурой и производственной средой
3.8. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
3.9. Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ
4 Деятельность в рамках процессов по измерению, анализу и улучшению
4.1. Мониторинг, измерение и анализ процессов
4.2. Управление несоответствиями
4.3. Улучшение процессов посредством политики, целей, а также корректирующих предупреждающих действий
Студенты, поступившие в университет на 1 курс, переведенные на последующие курсы из других вузов, а также выпускники среднеспециальных учебных заведений участвуют в реализации основной образовательной программы. Входом к этому процессу также является проектирование и разработка образовательных программ. Неотъемлемым процессом является воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми. Затем студент, прошедший основную образовательную программу, становится специалистом, обладающим компетенцией, и является одним из выходов общего процесса научно-образовательной деятельности. Кроме того, данный специалист может продолжить обучение по программам дополнительного образования или поступить в аспирантуру и тем самым участвовать в процессе подготовки кадров высшей квалификации.
Прием соискателей, аспирантов и докторантов продолжается процессом подготовки кадров высшей квалификации. При этом выходом процесса является кандидат или доктор наук в случае успешной защиты диссертации.
Прием выпускников вузов и ссузов также является одним из процессов научно-образовательной деятельности вуза. Он в свою очередь является входом процесса проектирования и реализации программ дополнительного образования и частично процесса подготовки кадров высшей квалификации. На выходе может быть тот же специалист, обладающий компетенцией, но получивший документ государственного образца о повышении квалификации.
СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3
53
Научно-исследовательская деятельность, проводимая в вузе, является входом для процессов реализации основных образовательных программ, подготовки кадров высшей квалификации, проектирования и реализации программ дополнительного образования и проектирования и разработки образовательных программ.
Вспомогательными процессами, обеспечивающими образовательную деятельность, являются бухгалтерско-финансовое, кадровое, библиотечное и информационное обеспечение, закупки, управление образовательной средой, издательская деятельность, управление инфраструктурой, обеспечение безопасности жизнедеятельности, социальная поддержка.
По результатам деятельности проводится мониторинг, измерение и анализ процессов. Вырабатываются корректирующие и предупреждающие действия, влияющие на дальнейшую деятельность вуза.
Конечным результатом деятельности является определенный уровень удовлетворенности потребителя.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Системы менеджмента качества.
Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. -
26 с.
2. Круглов В.И., Кутузов В.М. и др. Управление качеством как процесс:
типовая модель системы качества образовательных учреждений//
Аккредитация в образовании.-2006.-№5.
Т.Н. Ширинская, Е.П. Бахарева, Е.В. Марфицына Курганский государственный университет, г. Курган
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОВОКУПНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ СМК КУРГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В настоящее время главной задачей российской образовательной политики является обеспечение высокого качества образования.
Под «качеством образования» понимается соответствие всех свойств и характеристик образовательного процесса и результатов установленным целям, потребностям, требованиям и нормам (стандартам) конкретных потребителей. Под которыми в частности понимаются отдельные граждане, предприятия и организации, общество и государство в целом.
Контроль и надзор за качеством высшего профессионального образования осуществляется государственными органами управления образования. Их деятельность основывается на Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании», постановлениях правительства, регламентирующих деятельность Минобрнауки, Федерального агентства по образованию и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Однако, как показывает мировой опыт, этого недостаточно. В настоящее время необходимы внутренние механизмы гарантии качества образования, которые бы обеспечивались самими образовательными учреждениями. Самообследование внутри вузов дополняет и расширяет область и глубину оценки вуза на основе тех или иных моделей менеджмента качества [1].
В настоящее время в России действует система государственного контроля качества ВПО на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, которая в частности включает показатель эффективности функционирования внутривузовской СМК. Оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффектив-
ности системы обеспечения качества в вузе, что обязывает к созданию образовательными учреждениями такой системы.
При выполнении проекта по Научно-методической программе Министерства образования РФ в 2003 г в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» была разработана новая модель СМК вуза. С этой целью был проведен анализ отечественного и зарубежного опыта в этой области, включая Россию, страны Европы, США и Австралию. Был проведен анализ показателей аттестационной экспертизы и государственной аккредитации и сравнительное исследование около 10 различных моделей СМК вузов, включая следующие:
- модель СМК в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
- модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования;
- модель премии Правительства РФ в области качества;
- модель премии конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» 2003 г и др.
Все эти модели имеют большую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга, в основе всех этих моделей лежит процессно-ориентированный подход.
С учетом проведенного анализа моделей СМК вуза была разработана новая модель самооценки вуза.
Девять критериев рассматриваемой модели сформированы в две группы: критерии группы «Возможности» и критерии группы «Результаты» (табл. 1).
Таблица 1
Критерии модели
Критерии группы «Возможности» Критерии группы «Результаты»
1. Лидирующая роль руководства 6. Удовлетворенность потребителей
2. Политика и стратегия 7. Удовлетворенность персонала
3. Менеджмент персонала 8. Влияния вуза на общество
4. Ресурсы и партнеры 9. Результаты деятельности вуза
5. Менеджмент процессов
Для оценки всех подкритериев и составляющих группы модели разработаны специальные квалиметричес-кие шкалы, которые описывают пять упорядоченных «уровней совершенства» или стадий развития. Этим пяти уровням поставлена в соответствие 10-балльная числовая шкала (от 1 до 10). Это позволяет перейти от качественной оценки соответствующих подкритериев к количественной оценке.
Для расчета «уровней совершенства» критериев модели разработана специальная методика. В ней установлены значения весовых коэффициентов в зависимости от значимости соответствующих процессов, видов деятельности, работ. Формулы расчета значения «уровня совершенства» соответствующего подкритерия или критерия модели:
К1=0,2*(П11 + П12+П13+П14 +П15) К2=0,25*(П21 + П22+П23+П24) К3=0,2*(П31+П32+П33+П34+П35) К4=0,2*(П41+П42+П43+П44+П45) К5=0,2*П51 +0,5*П52+0,3*П53 П51=£0/8
П52=£0/8 П53=£а/9
К6=0,5*(П61+П62)
П61=0,3*С611+0,7*С612