Научная статья на тему 'Анализ состояния сферы розничной торговли в России'

Анализ состояния сферы розничной торговли в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3720
675
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Розничная торговля / физический оборот / индекс предпринимательской уверенности / структура отрасли / тенденции рынка. / retail trade / physical turnover / entrepreneurial confidence index / industry struc- ture / market trends.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В И. Милета, А А. Сергеева

Компании розничной торговли, как и многие экономические агенты, имеют ряд характерных особенностей функционирования. Анализ текущего состояния отрасли розничной торговли, позволил выявить основные тенденции, дающие основу для понимания проблем функционирования компаний-ритейлеров. В статье производится анализ современного состояния рынка розничной торговли, выделены ключевые тенденции развития данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF THE RETAIL TRADE SPHERE IN RUSSIA

Retail companies, like many economic agents, have a number of characteristic features of functioning. Analysis of the current state of the retail industry will reveal the main trends that provide a basis for understanding the problems of the functioning of retailer companies. The article analyzes the current state of the retail market and highlights key trends in the development of this industry.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния сферы розничной торговли в России»

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

В.И. Милета, канд. экон. наук, доцент А.А. Сергеева, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10642

Аннотация. Компании розничной торговли, как и многие экономические агенты, имеют ряд характерных особенностей функционирования. Анализ текущего состояния отрасли розничной торговли, позволил выявить основные тенденции, дающие основу для понимания проблем функционирования компаний-ритейлеров. В статье производится анализ современного состояния рынка розничной торговли, выделены ключевые тенденции развития данной отрасли.

Ключевые слова: Розничная торговля, физический оборот, индекс предпринимательской уверенности, структура отрасли, тенденции рынка.

Розничная торговля, является связующим элементом между производителем и потребителем, иными словами, важной составляющей российской экономики.

Одним из основных показателей, отражающем степень эффективности розничной торговли, как отрасли экономики, является совокупный оборот. Оборот розничной торговли характеризует выручку от продажи товаров населению для конеч-

ного потребления [1]. На рисунке 1 отражены значения оборота розничной торговли за период 2000-2018 годы по данным Федеральной службы государственной статистики [1]. Отчетливо виден последовательный рост оборота розничной торговли, но следует учитывать, что на данный показатель оказывают влияние текущие цены на товары конечного потребления и количество проданного товара.

Рис. 1. Оборот розничной торговли по России, млн. рублей

Дополнительные исследования позволяют сделать вывод о том, что наблюдаемый на рисунке 1 рост оборота розничной торговли в значительной мере вызван повышением цен на товары. Отбросить влияние фактора роста цен на показатель

оборота розничной торговли позволяет индекс физического объема оборота. На рисунке 2 отображены значения индекса физического объема оборота розничной торговли за период 2000-2018 годы по данным ФСГС [1].

Рис. 2. Индекс физического объема оборота розничной торговли, в % к предыдущему году

В 2017 году после двухлетнего падения в 2015 и 2016 годах (90,0% и 95,2% соответственно) наблюдалась положительная динамика товарооборота в розничной торговле в сопоставимых ценах (101,3%). В

следующем 2018 году положительная динамика сохранилась (102,8%).

На рисунке 3 отображены значения темпов прироста оборота розничной торговли за период 2000-2018 годы по данным ФСГС [1].

Наибольшие провалы оборота пришлись на 2009 (-5%) и 2015 (-10%) годы. Главной причиной сокращения товарооборота розничной торговли в эти периоды можно назвать ослабление покупательской способности населения, в следствии повышения цена из-за ослабления курса рубля. В 2016 году наблюдалось замедление темпа сокращения товарооборота (-4,8%), которое уже в 2017 г. сменилось позитивной динамикой (+1,3%), закрепившейся в

2018 году (+2,8%).

На рисунке 4 представлен график изменений значений индекса предпринимательской уверенности в розничной торговле за период 2006-2018 годы и I квартал

2019 года [1]. После I квартала 2016 года

указанный индекс, несмотря на колебания, демонстрировал позитивный тренд.

По итогам I квартала 2019 г. индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле составил 2 б.п., что равно значениям предыдущего квартала и аналогичному периоду 2018 года. С 1 января 2019 года ставка НДС изменилась с 18% до 20%, что может являться одной из причин спада индекса предпринимательской уверенности в розничной торговле с 4 б.п. во II квартале 2018 года до 2 б.п. в I квартале 2019 года. В кризисные периоды (I кварталы 2009, 2015 и 2016 годов) наблюдается падение индекса до отрицательных значений.

Для полноценного анализа отрасли розничной торговли Российской Федерации рассмотрим ее структуру. Для этой цели исследуем данные таблицы 1, составлен-

ной на основании данных Федеральной службы государственно статистики, отражающие динамику изменения структуры рынка розничной торговли.

Таблица 1. Число хозяйствующих субъектов розничной торговли России

Вид субъекта розничной торговли Год

2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Организации, осуществляющие розничную торговлю, тыс. единиц 366,1 373 375,5 376,7 380,5 352,3 327,2 290,3

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную 1448 1769 1442 1437 1419 1385 1294 1258

торговлю, тыс. единиц

Розничные рынки, единиц 5831 3427 1589 1447 1308 1158 1091 1002

Число торговых мест на рынках, тыс. мест 1214 961 423,8 394,4 352,4 311 282,2 261,8

Вид субъекта розничной торговли Темп прироста, в % к предыдущему году Темп

прироста

2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018 на 2018, в % к 2005

Организации, осуществляющие розничную торговлю, тыс. единиц 2,0 0,6 0,3 1,0 -7,4 -7,1 -11,3 -20,7

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную 22,1 -18,5 -0,4 -1,3 -2,4 -6,5 -2,8 -13,1

торговлю, тыс. единиц

Розничные рынки, единиц -41,2 -53,6 -8,9 -9,6 -11,5 -5,8 -8,2 -82,8

Число торговых мест на рынках, тыс.мест -20,8 -55,9 -6,9 -10,6 -11,7 -9,3 -7,2 -78,4

Исходя из данных таблицы 1 можно проследить постепенное сокращение числа розничных рынков и индивидуальных предпринимателей. Среди крупных торговых организаций выделяются розничные

торговые сети. На рисунке 5 изображен график, отражающий изменение доли розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли в период с 2009 по 2018 годы [1].

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 5 Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли, в

процентах

Рисунок 5 наглядно демонстрирует, что доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли от года к году растет. Таким образом, прослеживается тенденция постепенного вытеснения из отрасли рынков, ярмарок и индивидуальных предпринимателей.

В 2018 году произошли некоторые перестановки в рейтинге крупнейших ком-паний-ритейлеров России. Рейтинг составлен информационным агентством «INFOLine» [2]. Топ-7 рейтинга крупнейших розничных сетей России по объемам выручки по итогам 2018 года отражен в таблице 2.

Таблица 2. Рейтинг крупнейших розничных сетей России за 2018 год [2]

Место в рейтинге Название сети Выручка, млрд руб. на 2018 г. Выручка, млрд руб. на 2017 г. Темп прироста выручки к 2017 г.

1 X5 Retail Group 1525 1295 17,76%

2 Магнит 1237 1143,3 8,20%

3 Лента 413,5 365,2 13,23%

4 Auchan Retail Россия 306,4 294,38 4,08%

5 Красное & белое 301 215 40,00%

6 Дикси 298,7 282,8 5,62%

7 Metro Group 198,9 231,6 -14,12%

На лидирующей позиции по-прежнему Группа компаний «X5 Retail Group», которая увеличила свои продажи за последний год на 17,76%. «Магнит» продемонстрировал слабый результат (+8,2%) и занял вторую строчку рейтинга. Сеть алкогольных супермаркетов «Красное & белое», второй год подряд демонстрирует отличный результат: за 2018 год выручка увеличилась на 40% (скачок с 8 на 5 место в рейтинге). Metro Group, напротив, продолжает тенденцию сокращения выручки (падение с 6 на 7 место в рейтинге) - минус 14,12% выручки.

На основании анализа текущего состояния розничной торговли в России можно выделить 5 ключевых тенденций развития рынка розничной торговли.

1) Розничная торговля после двухлетнего падения в 2015 и 2016 годах демонстрирует рост товарооборота (+1,3% в 2017 году по сравнению с 2016 годом; +2,8% в 2018 году по сравнению с 2017 годом);

2) Исследования предпринимательской уверенности в розничной торговле фиксируют сдержанные ожидания участников рынка в 2018 году - I квартале 2019 года.

3) Продолжающийся рост проникновения торговых сетей практически окончательно вытеснил ярмарки и рынки. Доля розничных торговых сетей в общем обороте розничной торговли неизменно растет.

4) Консолидация крупных игроков рынка. Мелкие игроки вынуждены искать новый формат или уходить с рынка.

5) Топ-7 рейтинга крупнейших розничных сетей России по объемам выручки

слабо подвержен изменениям за последние годы.

Таким образом, розничная торговля остается достаточно стабильной отраслью. Современные тенденции ее развития направлены на сокращение числа мелких игроков, укрепление позиций крупных розничных сетей, постепенное увеличение товарооборота, роста предпринимательской уверенности. В этих условиях для того, чтобы успевать за всеми тенденциями

рынка розничной торговли и составлять конкуренцию другим участникам рынка, торговая компания должна иметь достаточный объем финансовых средств. Одним из способов решения указанной проблемы является формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей баланс между риском ликвидности и целевой рентабельностью собственного капитала и максимизирующей рыночную стоимость компании.

Библиографический список

1. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.05.2019)

2. Официальный сайт Информационного агентства «INFOLine» [Электронный ресурс] URL: https://infoline.spb.ru (дата обращения: 01.05.2019)

ANALYSIS OF THE STATE OF THE RETAIL TRADE SPHERE IN RUSSIA

B.I. Mileta, candidate of economic sciences, associate professor A.A. Sergeeva, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. Retail companies, like many economic agents, have a number of characteristic features of functioning. Analysis of the current state of the retail industry will reveal the main trends that provide a basis for understanding the problems of the functioning of retailer companies. The article analyzes the current state of the retail market and highlights key trends in the development of this industry.

Keywords: retail trade, physical turnover, entrepreneurial confidence index, industry structure, market trends.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.