Научная статья на тему 'Многоформатная розничная торговля: тенденции развития и стратегические задачи'

Многоформатная розничная торговля: тенденции развития и стратегические задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1536
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRADE AND ECONOMIC ACTIVITY / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / RETAIL TRADE / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ФАКТОРЫ / MACROECONOMIC AND INDUSTRY-SPECIFIC FACTORS / ТОРГОВЫЕ ФОРМАТЫ / TRADE FORMATS / СТРАТЕГИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ / CREATING STRATEGIES IN THE FIELD OF TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антипин Филипп Андреевич

В статье представлен обзор макроэкономических и отраслевых факторов, оказывающих влияние на формирование экономических показателей и делового климата в сфере розничной торговли в 2014 начале 2015 года. Рассматриваются основные направления Стратегии развития торговли в России до 2020 года, к числу которых отнесены снижение административных барьеров, стимулирование предпринимательской инициативы, сбалансированное развитие разноформатной инфраструктуры торговли и конкуренции в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multi-format retail trade: development trends and strategic tasks

The article includes a review of macroeconomic and industry-specific factors that affect the formation of economic indices and business climate in the field of the retail trade in 2014 beginning of 2015. The main directions of the Strategy of the trade development in Russia up to 2020 are under consideration, these directions include the decrease of administrative barriers, stimulating entrepreneurial initiative, balanced development of the multi-format trade infrastructure and the competition in the industry.

Текст научной работы на тему «Многоформатная розничная торговля: тенденции развития и стратегические задачи»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Антипин Ф.А.

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Многоформатная розничная торговля: тенденции развития

и стратегические задачи

АННОТАЦИЯ:

В статье представлен обзор макроэкономических и отраслевых факторов, оказывающих влияние на формирование экономических показателей и делового климата в сфере розничной торговли в 2014 - начале 2015 года. Рассматриваются основные направления Стратегии развития торговли в России до 2020 года, к числу которых отнесены снижение административных барьеров, стимулирование предпринимательской инициативы, сбалансированное развитие разноформатной инфраструктуры торговли и конкуренции в отрасли.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: торгово-экономическая деятельность, розничная торговля, макроэкономические и отраслевые факторы, торговые форматы, стратегирование в сфере торговли

JEL: F10, F13, L81

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Антипин Ф.А. Многоформатная розничная торговля: тенденции развития и стратегические задачи// Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 11. — с. 1689-1698. — http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/249/

Антипин Филипп Андреевич, аспирант кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва (philip.antipin@gmail.com)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 22.05.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 17.06.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/249/ (с) Антипин Ф.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

1690

Торговлю традиционно принято рассматривать как важнейшую отрасль сферы услуг и основу современного потребительского рынка. Вместе с тем, торговля оказывает существенное влияние на динамику важнейших макроэкономических показателей страны: уровня занятости, объема национального производства, темпов роста ВВП [9, с. 3], что позволяет говорить о том, что торговля является одним из системообразующих элементов отечественной экономики [2, с. 3]. Немаловажно и то, что поступления в бюджет страны из сферы торговли способствуют финансовому обеспечению и реализации социальных программ со стороны государства [6, с. 56].

Несмотря на сложности современного периода, торговля обеспечивает десятую часть налоговых поступлений в бюджет страны; в формировании валового внутреннего продукта доля оптовой и розничной торговли к октябрю 2014 г. составляла около 16%, что, по замечанию Министра Промышленности и торговли РФ Д. Мантурова, превышало доли «добывающих или обрабатывающих отраслей».1 В валовой добавленной стоимости доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в валовой добавленной стоимости составила 17,3% [17].

В торговле сосредоточена почти треть предприятий российского малого бизнеса, лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики торговля занимает по количеству малых предприятий. Отрасль является лидером по числу создаваемых рабочих мест: в оптовой и розничной торговле в среднем задействовано почти 20% работающих или 12,5 миллионов человек [16]. Несмотря на замедление динамики экономического роста страны, отрасли удалось избежать значительного сокращения числа торговых предприятий: в 2013 г. число организаций розничной торговли сократилось всего на 0,4 тысячи единиц, оптовой - на 5,5% по отношению к показателям 2012 г. [19].

Таким образом, розничная торговля была и остается наиболее динамично развивающимся сектором российской экономики. Вместе с тем, в историческом контексте на развитие торговли «всегда оказывали влияние экономика, политика, правовые основы государства» [1, с. 5]. Не

1 О состоянии конкуренции в сфере торговли. Стенограмма заседание Правительства от

2 октября 2014 года // URL: http://government.ru/news/15067/#dam (дата обращения: 14 апреля 2015 года).

1691

стали исключением и неблагоприятные геополитических изменения последнего периода: в торговле наметился ряд негативных тенденций, сдерживающих развитие отрасли и приводящих к ужесточению конкуренции, обусловленной, в том числе, неравномерностью развития сектора. Значительное влияние на формирование основных показателей деятельности организаций российской розничной торговли в 2014 г. оказывала макроэкономическая ситуация, характеризующаяся постепенным ослаблением динамики развития. Так, если в третьем квартале 2014 г. темпы прироста ВВП к соответствующему периоду предыдущего года еще сохранялись в области положительных значений (0,7%,), то в четвертом квартале стали отрицательным (-0,2%). Произошло снижение реальных располагаемых доходов населения (в ноябре-декабре 2014 г. этот показатель составил соответственно (-3,9%) и (-7,3%). Относительно декабря 2013 г. в декабре 2014 г. на 4,7% сократилась средняя заработная плата по стране. Потребительская инфляция в декабре 2014 г. составила 2,6%, с начала года цены выросли на 11,4% (за 2013 г. за прирост цен составил 6,5%) [7, с. 3].

Дефицит платежеспособного спроса, связанный с замедлением роста реальных располагаемых денежных доходов населения, снижение динамики кредитования физических лиц, которая по данным Минэкономразвития к концу 2014 г. в годовом выражении составила 13,8% против 28,7% в 2013 г., рост цен и ослабление национальной валюты отрицательно сказались на формировании потребительского рынка [7, с. 8, 19-24].

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2014 г. по сравнению с IV кварталом 2013 г. снизился на 7 процентных пунктов и составлял (-18%) против (-11%). Минэкономразвития РФ отмечает, что более низкие значения этого индикатора имели место только в острый период кризисов 1998-1999 и 2008-2009 годов [7, с. 44].

Ограничение доступа российских компаний к международным финансовым ресурсам и ужесточение денежной политики обусловили рост стоимости кредитов, что негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, усилило отток капитала, способствовало инфляционному всплеску и дальнейшему ухудшению условий для экономического роста [7, с. 5-7].

В ряду важных отраслевых факторов, оказывающих влияние на «ключевые номенклатурные и ценовые параметры» [3, с. 13],

1692

формирование делового климата в сфере розничной торговли в 2014 г., следует выделить состояние дел в оптовой торговле. Анализ литературных источников и данные официальной статистики свидетельствуют о том, что примерно с середины 2013 г. в сегменте оптовой торговли отмечается обострение отраслевых финансово-экономических проблем: произошло снижение интенсивности продаж и прибыли в организациях, ориентированных как на сферу потребления населения, так и на производственные предприятия [3, с. 3—6; 8, с. 32-33]. В 2014 г. оборот оптовой торговли составил 47663,1 млрд рублей, или 97,6% к итогу 2013 г. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 30,2% оборота [11]. В феврале 2015г. оборот оптовой торговли составил 3721,3 млрд рублей (89,5% к соответствующему месяцу 2013 г.); доля субъектов малого предпринимательства в нем - 28,6% [12].

По данным Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики,1 в IV квартале 2014 г. (на который традиционно приходится пик продаж) снижение спроса со стороны населения и бизнеса, инфляция и сжатие рынка кредитования привели к тому, что большинство основных показателей, отражающих деловую активность оптовых фирм, оказались в минусе. Треть участвовавших в опросе руководителей оптовых торговых компаний отметили сужение портфеля заказов относительно предшествующих периодов [3, с. 6], снижение продаж констатировали более 40% предпринимателей. Доля респондентов, заявивших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, составила 63%. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в оптовой торговле снизился до +2% (самое низкое значение за весь посткризисный период). Все имеющиеся потери и будущие риски предприниматели вынуждены были закладывать в цену товара [15].

Динамика оборота розничной торговли в течение 2014 г. замедлялась, но имела положительное значение. Темп прироста оборота по сравнению с 2013 г. составил 2,5 % (оборот розничной торговли в 2014 г. - 26118,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах соответствует 102,5% к 2013 г.) Отметим, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. этот показатель был равен 3,9 %. [7, с. 44; 13]. Тенденция опережающего роста

1 Данные базируются на ежеквартальных конъюнктурных опросах руководителей около 3 тысяч торговых компаний, проводимых Федеральной службой государственной статистики.

1693

в 2014 г. сохранилась на рынке непродовольственных товаров: продажи непродовольственных товаров выросли на 4,7%. Продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий снизились на 0,1% [16]. В первом квартале 2015 г. оборот розничной торговли соответствовал 6286,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 93,3% к соответствующему периоду 2014 г. [14].

Ухудшение показателей финансово-экономической деятельности торговых организаций и замедление роста товарооборота не могли не сказаться на изменении делового климата в отрасли. Анализ результатов ежеквартальных выборочных опросов руководителей организаций розничной торговли (около четырех тысяч человек из 78 регионов РФ), проводимый Федеральной службой госстатистики, свидетельствует о снижении в IV квартале 2014 г. индекса предпринимательской уверенности до минимального за предшествующие три года значения (+3%). При этом в 36 субъектах страны ИПУ был ниже среднероссийского уровня, а в 25 из них указанный показатель имел отрицательное значение [13]. ИПУ в I квартале 2015 г. (в опросе участвовали руководители 4055 организаций розничной торговли) составил (-2%). Самое низкое значение индекса наблюдалось в Еврейской автономной области (-29,2%) и в Республике Мордовия (-17,5%) [14]. Доля респондентов, констатировавших рост цен в продовольственном сегменте, возросла с 60% в IV 2014 г. квартале до 70%. Инфляционный разгон в непродовольственном секторе отметили 55% опрошенных руководителей, против 42% в конце 2014 года [4, с. 8].

Основная доля оборота розничной торговли (91,4%) в 2014 г. была сформирована торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. На долю розничных рынков и ярмарок приходилось 8,6% (в 2013 г. соответственно - 90,6% и 9,4%) [13]. В феврале 2015 г. доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, в обороте розничной торговли соответствовала 90,9%, доля розничных рынков и ярмарок составила 9,1% (в феврале 2014 г. - 91,0% и 9,0% соответственно) [14]. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли - 0,7% (анализируется, начиная с итогов за 2014 год) [20].

Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розницы в 2014 г. в фактически действовавших ценах составила 22,9% (в 2013 г. - 21,9%; 2012 г. - 20,5%) [13]. При этом уже в январе-марте 2015 г.

1694

продовольственные сетевые магазины, с целью сохранения роста бизнеса, ввели почти вдвое больше новых торговых площадей, чем в этот же период прошлого года: увеличение произошло на 496 000 кв. метров. Почти весь прирост торговых площадей приходится на десятку1 крупнейших российских продовольственных ритейлеров. Наиболее активно расширяются сети магазинов «у дома» и дискаунтеры. Как уже было отмечено, по итогам I квартала 2015 г. в России произошло снижение оборота розничной торговли на 6,7%. Однако выручка крупнейших ритейлеров («Магнит», X5 Retail Group и «Дикси» и др.), проводящих политику «низких цен», существенно выросла. Так, например, выручка «Дикси» выросла на 27,7%, (до 63,6 млрд рублей), величина среднего чека при этом увеличился на 11,5%, само число чеков повысилось на 0,1%. Ритейлером было открыто 143 магазина, 82 из них -в марте 2015 года [10]. Указанные тенденции свидетельствуют о нарастании консолидации сетевого рынка розницы [5].

Негативная сторона процесса расширения крупного ритейла, заключается в том, что это ведет к закрытию небольших региональных розничных сетей (средняя рентабельность которых по чистой прибыли и так составляет около 4%). Так, к началу 2015 г. были закрыты 10 из 17 магазинов пермской торговая сеть «Добрыня»; в феврале закрылись 14 магазинов сети «Посадский» в Тольятти, в настоящее время объявлено о самоликвидации компании [5]. Еще сложнее противостоять натиску сетевого ритейла малым и средним формам торговых организаций, в том числе осуществляющим деятельность в условиях розничных рынков и ярмарок. Тогда как именно малые формы торговых предприятий призваны располагаться на минимальных дистанциях, т.е. максимально близко к покупателю и способствовать поступлению на внутренний рынок товаров отечественного производства, производимых предприятиями малого и среднего бизнеса, фермерскими хозяйствами, обеспечивать занятость населения на региональном и локальном уровнях.

Исходя из того, что состояние торговли значимо как для российской экономики в целом, так и обеспечения качества жизни населения страны, в 2014 г. на государственном уровне был принят ряд стратегически важных решений, призванных обеспечить эффективное развитие отрасли. Большинство из них направлены на устранение

1 См. Рейтинг INFOLINE RETAIL RUSSIA top-100 2014/ URL: http://infoline.spb.ru/infoline-retailer-mssia-top-100//#^aTa обращения: 21 апреля 2015 года).

1695

«инфраструктурных перекосов», связанных с неравномерностью обеспеченности населения торговыми площадями; сокращением как числа малых и средних торговых предприятий, так и их доли на отраслевом рынке [19]. Так, в целях сохранения сельскохозяйственных рынков Федеральным законом от 31 декабря 2014 года №492-ФЗ внесены изменения в статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Актуальность изменений в существующей модели торговли нашла отражение в принятой Минпромторгом России «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2014-2016 годы и период до 2020 года» (Приказ Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733). Основным тезисом Стратегии является создание многоформатной инфраструктуры торговли, в том числе оптового звена «по образцам лучших зарубежных практик». В ходе разработки документа были учтены мнения федеральных органов исполнительной власти, экспертного, профессионального сообщества, замечания и предложения, поступавшие в ходе публичных обсуждений проекта. Концептуально стратегия декларирует развитие многоформатной торговли и создание условий для развития конкуренции в отрасли; обеспечение прозрачных и недискриминационных условий поставок продукции в торговые сети; разработку системы комплексной оценки эффективности торговой политики, реализуемой в субъектах Российской Федерации; развитие института саморегулирования в сфере торговли; новые возможности для развития мобильной, нестационарной, ярмарочной, рыночной торговли и обеспечение долгосрочности и стабильности реализации предпринимателями прав на размещение торговых объектов; развитии транспортно-логистической инфраструктуры [16-17; 19]. В развитие этой идеи (многоформатная торговля) Минпромторгом подготовлены поправки в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также в иные законодательные акты, в части нестационарной торговли, которые должны значительно упростить ведение мобильной торговли.

Нельзя не отметить, что декларируемые принципы саморегулирования в торговле, основанные на нормах Кодекса добросовестных практик, направленных на обеспечение баланса коммерческих интересов при исполнении договоров между

1696

поставщиками и торговыми сетями, не соответствуют в полной мере нормам Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В настоящий момент можно говорить только о стремлении к эффективному взаимодействию между торговыми сетями и поставщиками и минимизации вмешательства государства в регулирование их деятельности. Однако, как показала практика последних месяцев, премии за объем закупки и плата за различные маркетинговые услуги, уплачиваемые поставщиками за право попасть в торговые сети, превышают и без того высокие нормы (10%). В этой связи, с целью поддержания отечественных производителей, группой депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой подготовлены предложения по их сокращению до 3%.

В целом предпринимаемые Правительством и Минпромторгом усилия на стабилизацию и улучшение ситуации в российской торговле в основном направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства в торговле и насыщение рынка товарами отечественного производства. Однако, на наш взгляд, решение стратегически важной задачи формирования прогрессивной нормативно-правовой базы торговли (актуализация нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности, и приведение их в соответствие со Стратегией), неоправданно сдвинуто во временных рамках (на 2015—2016 г.г.). Тогда как своевременная корректировка законодательной базы как раз и может отразить те правила и «и приоритеты торговой политики», которые формулируются для участников торгового процесса как стратегические ориентиры позитивного развития торговли на ближайшие годы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России: Монография. — М: ИНФРА-М, 2011. —

239 с.

2. Бородина М.В. Особенности формирования кластера сферы услуг на рынке продуктов

питания крупного промышленного центра (на примере г. Красноярска): Дис. ... канд. экономических наук: 08.00.05 — Москва, 2014. — 161 с.

3. Деловой климат в оптовой торговле в IV квартале 2014 года. — М.: НИУ ВШЭ, 2015. —

17 с.

4. Деловой климат в розничной торговле в I квартале 2015 года. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. -

19 с.

5. Ищенко Н., Демидова А. Кризис расширил торговые площади // Ведомости. — 2015. —

23апр.

6. Козьмин В.С. Проблема социальных приоритетов экономики современного

информационного общества // Наука и практика. — 2013. — № 4 (12). — С.53-59.

7. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 году:

Мониторинг. — М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2015. — 131 с.

8. Остапкович Г.В., Лола И.С. Деловой климат в оптовой торговле // Современная

торговля. — 2014. — № 10. — С.32-36.

9. ЯкимчикД.А. Развитие новых форм организации розничной торговли в России:

Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2010. — 29 с.

10. INFOLine: Выручка ритейлеров выросла, в то время как оборот торговли упал на 6,7%!

11. Раздел «Оптовая торговля» в докладе Федеральной службы государственной

статистики «Информация о социально-экономическом положении России

2014 г.».

12. Раздел «Оптовая торговля» в докладе Федеральной службы государственной

статистики «Информация о социально-экономическом положении России

2015 г.».

13. Раздел «Розничная торговля» в докладе Федеральной службы государственной

статистики «Информация о социально-экономическом положении России

2014 г.».

14. Раздел «Розничная торговля» в докладе Федеральной службы государственной

статистики «Информация о социально-экономическом положении России

2015 г.».

15. Денисова М. Оптовики готовят розницу к масштабному росту цен.

16 Раздел «Внутренняя торговля» в отчете «Основные результаты работы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации за 2014 год».

17. Доклады Дениса Мантурова и Игоря Артемьева «О состоянии конкуренции в сфере

торговли» в стенограмме заседания Правительства Российской Федерации от 02.10.2014.

18. Рейтинг INFOLINE RETAIL RUSSIA top-100 2014.

19. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2014-2016 годы и период до

2020 года.

20. Раздел «Торговля» в разделе официальной статистики Федеральной службы

государственной статистики «Технологическое развитие отраслей экономики».

1698

Philipp A. Antipin, Postgraduate Student of the Chair of Trade policy, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Multi-format retail trade: development trends and strategic

tasks

ABSTRACT:

The article includes a review of macroeconomic and industry-specific factors that affect the formation of economic indices and business climate in the field of the retail trade in 2014 -beginning of 2015. The main directions of the Strategy of the trade development in Russia up to 2020 are under consideration, these directions include the decrease of administrative barriers, stimulating entrepreneurial initiative, balanced development of the multi-format trade infrastructure and the competition in the industry.

KEYWORDS: trade and economic activity, retail trade, macroeconomic and industry-specific factors, trade formats, creating strategies in the field of trade

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.