Научная статья на тему 'Анализ состояния рынка труда Оренбургской области'

Анализ состояния рынка труда Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА / НАПРЯЖЕННОСТЬ РЫНКА ТРУДА / REGIONAL LABOUR MARKET / EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT / LABOUR MARKET PRESSURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мясникова В. М., Горбачева Г. П.

В статье анализируется состояние рынка труда Оренбургской области в 2002–2011 гг. Рассмотрена динамика основных показателей рынка труда, характеризующих его развитие, выявлены: сущность, основные особенности и проблемы данного процесса. Эмпирическим материалом послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOUR MARKET IN ORENBURG REGION

The article analyzes the labour market in the Orenburg region in 2002–2011. Labour market index movement was considered. Identified were the essence, characteristics and challenges of the movement. Federal State Statistics Service and Territorial Body of Federal State Statistics Service in the Orenburg region provide the empirical material for the article.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния рынка труда Оренбургской области»

В. М. Мясникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной экономики и природных ресурсов Самарского государственного экономического университета e-mail: mwmsamara@mail.ru Г. П. Горбачева, старший преподаватель кафедры естетственнонаучных и математических дисциплин Оренбургского государственного института менеджмента e-mail: gorgal69@ mail.ru

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА ОРЕНБУРГСКОЙ

ОБЛАСТИ

В статье анализируется состояние рынка труда Оренбургской области в 2002-2011 гг. Рассмотрена динамика основных показателей рынка труда, характеризующих его развитие, выявлены: сущность, основные особенности и проблемы данного процесса. Эмпирическим материалом послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области.

Ключевые слова: региональный рынок труда, занятость и безработица, напряженность рынка труда.

Трудовые ресурсы являются одним из важнейших элементов социально-экономического развития любого региона или государства, необходимых для эффективного его функционирования. Показатели численности экономически активного населения, занятости, безработицы и её продолжительности и ряд других характеристик реагируют на изменения, происходящие в экономике не сразу, а с временными лагами с большей или меньшей протяженности. В результате складывающаяся на рынке труда ситуация может «запаздывать» или даже меняться в противофазе по отношению к тому, что происходит в данный момент в других звеньях экономической системы [4].

Для того чтобы понять, какими ресурсами адаптации располагают участники рынка труда и к каким методам подстройки они склонны обращаться в первую очередь, необходимо проанализировать данные аспекты в контексте состояния рынка труда.

В первую очередь необходимо рассмотреть характеристики количественной, затем - временной подстройки. При этом установим точку отсчета. В статье точкой отсчета будем принимать 2007 год, который, как известно, являлся докризисным, а наиболее последние данные, которыми мы можем воспользоваться, относятся к 2010-2011 годам.

Состояние рынка труда Оренбургской области за данный временной период характеризуется значительными изменениями основных показателей (табл. 1) [1].

Важнейшим аспектом рынка труда является общая занятость. С 2002-2004 года численность экономически активного населения (ЭАН) постоянно увеличивалась. С 2005 года наблюдается ко-

лебание значений численности ЭАН от 1045,4 до 1109,0 тыс. человек.

В докризисный год (2007 г.) численность ЭАН области в возрасте 15-72 лет составила 1093,2 тыс. чел. или 65,7% численности населения этого возраста. А в 2008 г. численность экономически активного населения сократилась на 47,8 тыс. чел. или на 4,4%. Это самое максимальное падение общей занятости за рассматриваемый период. Доля экономически активного населения в числе населения в возрасте 15-72 лет составила 62,9%, что характеризует уменьшение данного показателя по сравнению с 2007 г. на 2,8 п.п.

Проведенное исследование показало, что состояние рынка труда во многом зависит от показателя, характеризующего ЭАН. В состав экономически активного населения входят занятые и безработные. Лица, имеющие работу или доходное занятие в 2007 г., составили 1015,0 тыс. чел. (61,0%), лица, не имеющие работы или доходного занятия, ищущие работу и готовые приступить к ней, которые в соответствии с критериями МОТ классифицируются как безработные - 78,2 тыс. чел. (4,7%).

В 2008 г. число занятых в экономике составило 970,8 тыс. чел., безработных - 74,6 тыс. чел., что на 44,2 тыс. чел. и 3,6 тыс. чел. меньше соответствующим показателям по сравнению с 2007 годом. В составе экономически активного населения 94,7% - лица в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 года).

В самой активной фазе экономического кризиса с 2009 г. численность ЭАН возрастает, ка-

залось бы, это может положительно сказаться на важнейших индикаторах экономического потенциала региона. Однако наблюдается неблагоприятная ситуация на внутреннем рынке труда. Так, в 2009 г. численность ЭАН возросла на 53,1 тыс. чел. или на 5,1% по сравнению с прошлым годом, а в 2010 г. - на 1%. При этом в 2009 г. численность занятого населения увеличилась всего на 3,2%, но и количество безработных возросло на 29,1%. Таким образом, можно сказать, что организации разных форм собственности не смогли своевременно отреагировать на потребность рынка труда в создании новых или дополнительных рабочих мест.

В 2010 г. численность занятых увеличилась на 2,5%, а безработных уменьшилась на 15%. Ситуация немного изменилась в лучшую сторону, но назвать её благоприятной в данный момент нельзя, т.к. уровень безработицы остаётся достаточно высоким - 7,4%. В составе экономически активного населения за рассматриваемый период также происходят структурные изменения: 94,3% и 92,7%, соответственно по годам, составляют лица в трудоспособном возрасте. То есть прослеживается тенденция уменьшения числа лиц трудоспособного возраста из года в год, которая сопровождается постоянным сокращением доли моложе трудоспособного и увеличения доли старше трудоспособного возрастов.

Следующим аспектом анализа рынка труда является уровень занятости. Из таблицы 1 видно, что значение уровня занятости уменьшилось в

2008 г. по сравнению с 2007 г. на 2,6 п.п.

Однако можно отметить, что докризисная численность занятых находилась на такой отметке,

что даже экономический кризис отбросил ее не слишком далеко - всего лишь к значениям, которые она имела в экономически вполне благополучные 2005-2006 гг. В результате, несмотря на сильнейшее потрясение, испытанное региональной экономикой, уровень занятости до сих пор выглядит по меркам прошлых лет вполне удовлетворительно. За период 2009-2010 гг. рассмотренные показатели имеют положительный вектор развития. Тем не менее нельзя исключить вероятности резкого усиления оттока из экономической активности по мере дальнейшего нарастания кризиса.

Также характерной чертой рынка труда является безработица. Общая безработица по Оренбургской области имеет следующую картину (рис. 1).

В 2007 году (докризисный год) общая безработица насчитывала 78,2 тыс. чел., а её уровень достиг 7,2 % от численности экономически активного населения области. В 2009 году общая безработица насчитывала уже 96,4 тыс. чел. (8,8% от численности ЭАН). Прирост по сравнению с

2008 годом составил 22,2 тыс. чел. или на 1,7 п.п., что является значительной величиной - такого сильного «выброса» работников на региональном рынке труда практически раньше не наблюдалось (за исключением 1997-1998 гг.). Данный негативный прирост общей безработицы можно отнести на счёт экономического спада экономики региона и, собственно, на экономический кризис.

Если рассмотреть уровень общей безработицы, который наблюдался в 2009 году, то он не представлял ничего экстраординарного. Так как он почти вернулся к ситуации экономически вполне благополучный 2005 год. В 2010 году уровень общей

Таблица 1

Численность экономически активного населения, занятых и безработных, 2002-2010 гг.

Год Численность экономически активного населения, тыс. чел. в том числе Уровень экономической активности, % Уровень занятости, % Уровень безработицы, %

занятые в экономике безработные

всего абсолютный прирост к предшествующему году, тыс. чел. всего абсолютный прирост к предшествующему году, тыс. чел. всего абсолютный прирост к предшествующему году, тыс. чел. всего абсолютный прирост к предшествующему году, тыс. чел. всего абсолютный прирост к предшествующему году, тыс. чел всего абсолютный прирост к предшествующему году, тыс. чел

2002 1023,8 - 918,7 - 105,1 - 61,6 - 55,3 - 10,3 -

2003 1041,1 17,3 923,0 4,3 118,2 13,1 62,6 1,0 55,5 0,2 11,4 1,1

2004 1074,9 33,8 954,4 31,4 115,5 -3,2 64,6 2,0 57,7 2,2 10,8 -0,6

2005 1057,9 -17,9 958,9 4,0 99,0 -16,5 63,6 -1,0 57,7 0,0 9,4 -1,4

2006 1101,2 44,3 1029,8 70,9 71,4 -27,6 66,2 2,6 61,9 4,2 6,5 -2,9

2007 1093,2 -8,0 1015,0 -14,8 78,2 6,8 65,7 -0,5 61,0 -0,9 7,2 0,7

2008 1045,4 -47,8 970,8 -44,2 74,6 -3,6 62,9 -2,8 58,4 -2,6 7,1 -0,1

2009 1098,5 53,1 1002,1 31,3 96,4 21,8 66,3 3,4 60,5 2,1 8,8 1,7

2010 1109,0 10,5 1027,1 24,9 81,9 -14,5 67,1 0,8 62,2 1,7 7,4 -1,4

безработицы по сравнению с 2009 годом снизился до отметки 7,4%. В Приволжском федеральном округе средний уровень безработицы составил 6,1% [5]. В силу острой социальной значимости такого явления, как безработица, необходим тщательный анализ и изучение динамики данного процесса.

В настоящее время основным ориентиром при анализе тенденций развития рынка труда, выработки правильной политики занятости и адаптации к рынку труда безработных в регионе служит уровень регистрируемой, или официальной безработицы. Как показывает практика, данный показатель искажает реальные масштабы безработицы.

Проанализируем показатели регистрируемой безработицы на региональном рынке труда. Изучая данный показатель, следует отметить, что далеко не все потерявшие работу обращаются за помощью в государственные учреждения службы занятости. Как отмечается [6], в государственные службы занятости в период поиска работы обращаются 30-40% не занятых граждан. Это является одной из причин превышения показателя общей безработицы над показателем регистрируемой безработицы. Тем не менее именно на основании данных Министерства труда и занятости населения Оренбургской области определяется официальный уровень безработицы и разрабатываются программы содействия занятости.

За период 2002-2004 гг. уровень зарегистрированной безработицы фиксировался на отметке 0,7%. С 2005 года по 2009 год (за исключением 2007 года) данный показатель непрерывно набирал свои обороты. Сильный скачок в показателях регистрируемой безработицы в 2009 году наблюдался намного сильнее, чем в другие периоды. По данным Министерства труда и занятости населения

Оренбургской области, к концу декабря 2009 года в государственные учреждения службы занятости населения по вопросу трудоустройства обратилось 17832 не занятых трудовой деятельностью гражданина, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 8364 человека, то есть на 88,3 %. Статус безработного имели 17108 человек (95,9% от числа обратившихся). Пособие по безработице назначено 16683 безработным или 97,5% от числа лиц, получивших статус безработного. Уровень регистрируемой безработицы за этот период, как мы видим, вырос до 1,6% (прирост на 0,7 п.п. от численности экономически активного населения по сравнению с 2008 годом). Надо отметить, что аналогичная ситуация имела место в далёкие 1998-1999 годы. При толковании такого скачка следует учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, очевидно, что резкое увеличение числа обращений в государственные учреждения службы занятости населения было во многом спровоцировано существенным повышением выплат по безработице в начале

2009 года. Согласно ст. 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам с первого дня признания их безработными. Размер пособия по безработице зависит от среднего заработка, получаемого на последнем месте работы, и от продолжительности безработицы. Его минимум и максимум для потерявших работу ежегодно определяется постановлением правительства РФ. Минимальная величина пособия для безработных по России установлена в 2008 году - 781 руб., максимальный - 3124 руб., в 2009 году максимальный размер увеличился на 56,9% (4900 руб.). В Оренбургской области, с учетом уральского коэффициента, величина минимального и максимального пособия составляет соответственно 977,5 руб. и 5635 руб. Во-вторых,

Рис. 1. Динамика общей и зарегистрированной безработицы, 2002-2010 годы, %

безработным, уволившимся с последнего места работы по собственному желанию с 2009 года в соответствии с внесёнными поправками в Закон о занятости, были предоставлены те же права, которые раньше имели только безработные, увольняемые по сокращению штатов. В результате этих поправок безработные, уволившиеся по собственному желанию, были практически уравнены в правах с безработными, уволенными по сокращению штатов. Теперь безработным, уволившимся по собственному желанию, должны также выплачиваться пособия, исчисляемые в процентном отношении к заработной плате по последнему месту их работы. Так как основная часть выбытий с российских предприятий приходится на тех, кто увольняется сам, это должно было значительно увеличить поток обращений в ГСЗ. В-третьих, высокая динамика зарегистрированной безработицы явилась следствием высвободившихся занятых практически во всех секторах, кроме финансируемых из бюджета. И, в-четвертых, сезонность в динамике регистрируемой безработицы выражена сильнее, чем в динамике общей безработицы. К концу декабря 2010 года в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске работы обратилось 14267 не занятых трудовой деятельностью граждан (на 20% меньше по сравнению с

2009 г.), из них 13947 человек имели статус безработного (97,6% от числа обратившихся в ГСЗ). Пособие по безработице назначено 12400 безработным или 88,9% (на 8,6% меньше прошлого периода). Уровень зарегистрированной безработицы в 2010 году снизился до 1,3% или на 0,3 п.п. Это не значительное снижение, но все же свидетельствует о продолжающейся напряженной ситуации на региональном рынке труда. Оренбургская область в сопоставлении с соседними территориальными образованиями, входящими в Приволжский федеральный округ, по результатам 2010 года находит-

ся на 2-ом месте по уровню зарегистрированной безработицы [5].

Также следует отметить, что показатель зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения отражает состояние и характер структурных преобразований в экономике области. Увеличение показателя свидетельствует о продолжении структурной реорганизации производства.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», от 27 декабря 2010 года № 1143 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011» Правительство Оренбургской области утвердило областную целевую программу по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2011 год. При разработке Программы были учтены основные положения стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года и показатели прогноза социальноэкономического развития Оренбургской области на 2011 год. Результатами целевой Программы является недопущение роста уровня регистрируемой безработицы свыше 1,2% в среднегодовом исчислении по области, недопущение коэффициента напряженности выше 2,2 человека на 1 вакансию к концу 2011 года [2].

Несмотря на улучшение социально-экономического положения в области, сохраняется необходимость в продолжении реализации в 2012

Таблица 2

Динамика обратившихся в поисках работы в государственную службу занятости незанятых и безработных Оренбургской области [1]

Год Обратилось в поиске работы, тыс. чел. Незанятые от общей численности обратившихся, % Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел. Зарегистрированных безработные от числа обратившихся, % Зарегистрированных безработные от численности незанятых, %

всего Из них незанятые

2002 105,0 8,5 8,1 7,6 7,2 89,1

2003 118,0 7,9 6,7 7,1 6,0 89,9

2004 116,0 8,7 7,5 8,0 6,9 91,7

2005 99,0 9,1 9,2 8,6 8,7 94,5

2006 71,4 11,3 15,8 11,0 15,4 97,3

2007 78,2 9,1 16,6 8,6 11,0 94,5

2008 74,6 9,5 12,7 9,0 12,1 94,7

2009 96,4 17,8 18,5 17,1 17,7 96,1

2010 81,9 14,3 17,5 13,9 17,0 97,2

году дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Кроме того, из-за недостаточных средств в Фонде занятости существуют проблемы по назначению пособий по безработице (которые в несколько раз меньше минимального прожиточного минимума), а это значит, что имеет место недостаточная помощь безработным. Это приводит, во-первых, к ослаблению стимулов в регистрации у безработных. Во-вторых, различные инициативы (мероприятия по снижению напряжённости, которые большинству обратившимся «навязывают») ставят дополнительные преграды при получении статуса безработного. В-третьих, к сокращению числа клиентов службы занятости и лиц, получающих статус безработного.

По данным таблицы 2 видно, что доля незанятых, от общей численности, обратившихся в государственную службу занятости с 2003-2007 год постоянно увеличивается. С 2007-2010 гг. удельный вес незанятых колеблется по годам. В 2008 году наблюдается снижение данного показателя на 3,7 п.п. и составил 12,7% от числа обратившихся в ГСЗ. А в 2009 году по известным причинам доля незанятых в экономике резко увеличилась (почти на 6 п.п.). В 2010 г. уменьшение числа безработных зафиксировано в 34 территориях, наибольшее

- в г. Оренбурге (на 148 чел.) и Орске (на 120 чел.). Основные причины - трудоустройство граждан, в том числе в рамках программы по стабилизации ситуации на рынке труда, профессиональное обучение, уменьшение количества признанных безработными. Вместе с тем в 5 территориях отмечался рост числа безработных, наибольший в Беляев-ском районе (на 34 чел.) по причине обращения

граждан для участия в самозанятости. Уровень официальной безработицы на 1 сентября 2010 года составил 1,3% (на 1 сентября 2009 года - 1,5%). В 29 территориях уровень выше среднеобластного значения. Самый высокий показатель отмечен в Курманаевском и Первомайском районах (3,2%), самый низкий - в г. Оренбурге, Грачевском и Са-ракташском районах (0,6%) [3].

В среднем по области продолжается снижение регистрируемой безработицы. Доля зарегистрированных безработных от числа обратившихся и числа незанятых, за рассматриваемые периоды, в основном имеет тенденцию увеличения (за исключением 2007 г., 2010 г.). Значительный рост числа безработных в 2010 г. отмечается в Новоор-ском районе (в 5,9 раза), Гайском (в 4,0 раза), Новотроицком (в 3,3 раза), в Оренбургском и Дом-баровском (в 3,2 раза), Ташлинском (в 3,0 раза) районах. Снизилась численность безработных в Пономарёвском районе на 35 %, Грачевском - на 11,5%, Матвеевском - на 4,7 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что, во-первых, численность незанятых во все периоды превышает численности безработных граждан, а значит, статус безработного присваивается реже. Это происходит из-за того, что ещё существует дефицит фонда занятости (дефицит вакантных рабочих мест) и вследствие чего уменьшаются возможности службы занятости оказывать помощь безработным. Во-вторых, большая вероятность отказа службами занятости в получении статуса безработного и права на пособие. В-третьих, у основной массы безработных нет стимулов для регистрации в службах занятости, так как на пособие по безработице практически невозможно просуществовать безработному, а уж тем

•Численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ

■Численность

зарегистрированных

безработных

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 2. Динамика численности безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ и

зарегистрированных безработных

более его семье. В-четвертых, отсутствие необходимых вакансий. На рынке труда области по-прежнему сохраняется ряд проблем, основной из которых является несоответствие спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе. В-пятых, имеются трудности в обеспечении занятости различных категорий граждан. Особенно это актуально для молодежи, в первую очередь для выпускников и инвалидов.

Отличительной чертой регионального рынка труда был устойчивый кратный разрыв между числом зарегистрированных безработных и числом лиц, квалифицируемых как безработные в соответствии с методологией Международной Организации труда (рис. 2).

Общая и регистрируемая безработица с 2002-

2010 гг. изменялись, как это видно, по не совпадающим траекториям. Можно выделить несколько эпизодов. Самый большой разрыв между данными показателями составил 16,6 раз в 2003 году. Пиковое значение уровня безработных, измеренное по методологии МОТ, в 2003 году достигло отметки 11,4%, в то время как уровень зарегистрированных безработных в этот год составил

0,7%. С 2003-2006 гг. величина разрыва постоянно сокращалась (2006 г. уже в 6,5 раза).

Но, несмотря на непрерывное снижение численности безработных, численность зарегистрированных безработных стала увеличиваться. В предкризисный период 2007-2008 гг. опять наблюдается увеличение разрыва в 9,1 раза, так как эти показатели изменялись в обратном направлении. В 2009 году траектория изменения рассматриваемых показателей совпадает (идет к увеличению, причем достигаются пиковые значения). Так, уровень общей безработицы увеличился на 1,7%, уровень зарегистрированной безработицы на 0,7%. В 2010 году мы опять наблюдаем снижение разрыва анализируемых показателей. Уровень зарегистрированных безработных в 5,8 раза меньше, чем квалифицируемых как безработные в соответствии с методологией МОТ. В целом с 2002-2010 уровень безработных уменьшился с 10,3% до 7,4%. В абсолютных значениях число безработных уменьшилось с 105,1 тыс. чел. до 81,9 тыс. чел. соответственно. Для области, на наш взгляд, цифры достаточно высокие.

Эти расхождения можно рассматривать как наглядное подтверждение того, что российская регистрируемая безработица — в значительной мере рукотворный феномен. Как показывают многолетние наблюдения, ее динамика всегда определялась не столько объективной ситуацией на рынке труда, сколько организационными и финансовыми возможностями Государственной службы занятости (ГСЗ), отвечающей за поддержку безработных. Когда возможности ГСЗ расширялись, регистрируемая безработица начинала быстро идти вверх

- чтобы в это время ни происходило в экономике; когда они сужались, регистрируемая безработица начинала быстро идти вниз - опять-таки вне прямой связи с общей ситуацией, которая в это время складывалась в экономике [4].

Так же необходимо отметить, что показатель регистрируемой безработицы является не стабильным и занижает масштабы безработицы, существующей в регионе. Для большей объективности анализа регионального рынка труда необходимо рассмотреть данные по общей безработице, рассчитанные по методологии МОТ. Эти данные дают возможность изучить реальные масштабы и структуру общей безработицы, а также определить основные существующие проблемы.

По городам и муниципальным районам области уровень безработицы к трудоспособному населению колеблется от 0,6% до 3,2%.

Массовое развитие получила неполная занятость. Неполная занятость - это совокупность людей, работающих в условиях пониженной эффективности труда, либо в режиме сокращенного рабочего времени, либо в условиях вынужденных отпусков по инициативе администрации [6].

В таблице 3 приведены рассчитанные значения численности работников организаций, работающих неполное рабочее время и находящихся в отпусках по инициативе администрации. Из таблицы видно, что чрезвычайно бурно отреагировала на кризис неполная занятость. В рассматриваемом периоде на ряде предприятий продолжали действовать режимы вынужденной неполной занятости. Изменение численности работников, вынужденно занятых неполное рабочее время и находящихся в отпусках по инициативе администрации с 20042007 гг. (до начала экономического кризиса), имело положительную тенденцию к снижению этих показателей.

В активной фазе кризиса в 2008 году объемы вынужденной неполной занятости работников резко подскочили по отношению к предыдущим периодам (по сравнению с 2007 годом увеличилось на 17323 чел.). Наиболее высокие показатели неполной занятости наблюдались в 2009 г. Данный показатель по сравнению с 2008 годом увеличился на 19923 чел. или в 1,8 раза. Численность работников, работавших неполный рабочий день (неделю) по инициативе администрации, также имела тенденцию к увеличению. В 2008 году по сравнению с 2007 данный показатель увеличился в 4,2 раза, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом в 1,8 раза, а по отношению к среднесписочной численности работающих увеличился с 0,6 до 2,6% и с 2,6 до 6,7% соответственно по годам.

Изменение численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, развивалось по аналогичному сценарию. Лишь стоит отметить, что в 2009 году данный

показатель по сравнению с 2008 годом уменьшился на 662 чел., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился в 2,3 раза. В

2010 году на социально-экономическое положение области продолжали оказывать влияние последствия мирового финансового кризиса. При оценке спроса на рабочую силу учёт уровня и динамики скрытой безработицы является самым сложным и проблематичным. Официальные статистические данные показывают только часть скрытой безработицы, где учтены работники, работающие неполное рабочее время, и работники, находящиеся в отпуске по инициативе администрации.

Таким образом, состояние регионального рынка труда Оренбургской области на сегодняшний день характеризуется сочетанием высокой безработицы и низким уровнем официальной зарегистрированной безработицы. Занятость в режиме неполного рабочего времени (дня или недели), а также вынужденные отпуска по решению администрации в последнее время стали обычным явлением.

Также следует отметить, что проблемы безработицы в Оренбургской области выражаются в усилении её дифференциации по городам и районам области, увеличении продолжительности безработицы и расширении масштабов скрытой безработицы.

В настоящее время моноотраслевая ориентация районов привела к большому колебанию уровней безработицы внутри области и усилению дифференциации безработицы по городам и районам области. Численность ищущих работу граждан, не занятых трудовой деятельностью, значительно отличаются в зависимости от территории. Варьируются значения данного показателя от 54 чел. в Грачёвском районе до 3183 чел. в г. Оренбурге.

Дифференциация безработицы Оренбургской области среди её районов происходит из-за ряда

факторов. Главным из которых является монопро-фильность территорий, где уровень жизни и рынок труда практически полностью зависят от деятельности градообразующего предприятия. Уровень регистрируемой безработицы по области колеблется от 0,7-2,1%. Также во многих городах наблюдается огромный разрыв между числом зарегистрированных безработных и числом лиц, квалифицируемых как безработные в соответствии с методологией Международной Организацией труда.

Степень остроты решения проблемы безработицы в Оренбургской области можно определить по численности безработных в расчете на вакантные рабочие места.

Напряженность рынка труда, которая определяется как число безработных на контролируемом рынке труда на одно вакантное место, так же различна. Наибольшее значение в I квартале 2011 г. отмечается в городе Соль-Илецк, где коэффициент напряженности - 18,7 чел. на одну вакансию. Это более чем в 8 раз превышает среднеобластной показатель. В начале 2011 г. в области отмечался рост безработицы, причем прирост безработных по селу был в 13 раз больше, чем по городу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительная дифференциация ситуации с безработицей (от относительно благополучной до напряженной) свидетельствует о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда.

Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда в Оренбургской области, свидетельствует о необходимости формирования нового хозяйственного механизма регулирования занятости населения: механизма, который бы учитывал все происшедшие изменения. Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что по большинству основных индикаторов, характеризующих состояние рынка труда Оренбургской области произошел возврат к ситуации периода 2005 года, когда ситуация на нем

Таблица 3

Численность работников организаций, работающих неполное рабочее время и находящихся

в отпусках по инициативе администрации

2004 2005 2006 2007 2008 2009 Абсолютное изменение, чел.

2009 г. к 2004 г. 2009 г. к 2008 г.

Неполная занятость, всего

человек 25153 22898 16242 8986 26309 46232 +21079 +19923

в % к списочной численности работников 4,1 3,9 2,9 1,6 4,8 8,9 + 4,8 + 4,1

Численность работников, работавших неполный рабочий день (неделю) по инициативе администрации

человек 9127 10714 6548 3383 14298 34883 +25756 +20585

в % к списочной численности работников 1,5 1,8 1,2 0,6 2,6 6,7 + 5,2 + 4,1

Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации

человек 16026 12184 9694 5603 12011 11349 - 4677 - 662

в % к списочной численности работников 2,6 2,1 1,7 1,0 2,2 2,2 - 0,4 0,0

не вызывала особых опасений и расценивалась как вполне благополучная. Исключение составляют лишь показатели регистрируемой безработицы и неполной занятости. В связи с систематическим снижением численности населения трудоспособного возраста проблема дефицита трудовых ресурсов обостряется. Особенностью функционирования региональной экономики в настоящем периоде является переход на инновационный путь развития, что невозможно без роста эффективности использования трудового потенциала. Несмотря на принимаемые федеральными и региональными

органами власти, а также органами службы занятости меры, кардинально улучшить положение на рынке труда не удается. Для улучшения ситуации с занятостью требуются выработка новых подходов и принятие более существенных мер, и прежде всего на федеральном уровне. Государственная политика сокращения безработицы населения должна быть направлена не только на содействие заполнению вакантных рабочих мест и выплату пособий, а в первую очередь - на предупреждение этого негативного явления.

Литература

1. Областной статистический ежегодник. 2010 : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург. 2010. - 544 с.

2. Об областной целевой программе по стабилизации ситуации на рынке труда Оренбургской области на 2011 год. [Электронный ресурс] : постановление Правительства Оренбургской области № 955-пп от 30.12.2010 - иИЬ: http://www.osu.ru/docs/official/job/program_job_2011.pdf. - Дата доступа : 02.11.2011.

3. Города и районы Оренбургской области : Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург. 2010. - 281 с.

4. Кашепов, А. В. Рынок труда : проблемы и решения : монография / С. С. Сулакшин, А. С. Малчи-нов. - М. : Научный эксперт, 2008. - 232 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010 : стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2010. - 996 с.

6. Соболева, И. Масштабы безработицы в России и способы её измерения / И. Соболева, Т. Четве-рина // Вопросы экономики. - 1999. - № 11. - С. 99-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.