Научная статья на тему 'Анализ состояния проблемы развития высшего образования в Российской Федерации'

Анализ состояния проблемы развития высшего образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / UNIVERSITIES / FEDERAL UNIVERSITIES / EDUCATION REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпик Александр Петрович, Бавская Вилена Геннадиевна

В статье рассмотрена проблема сокращения количества вузов в Российской Федерации и образование федеральных университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпик Александр Петрович, Бавская Вилена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the problem of reducing the number of universities in the Russian Federation and the Federal education universities.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния проблемы развития высшего образования в Российской Федерации»

УДК 378

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александр Петрович Карпик

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, профессор, ректор, тел. (383)343-39-37, e-mail: [email protected]

Вилена Геннадиевна Бавская

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, специалист по маркетингу, тел. (383)343-25-21, e-mail: vilenish@mail. ru

В статье рассмотрена проблема сокращения количества вузов в Российской Федерации и образование федеральных университетов.

Ключевые слова: вузы, федеральные университеты, реформа образования.

THE ANALYSIS OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Alexander P. Karpik

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Prof., Rector, tel. (383)343-39-37, e-mail: [email protected]

Vilena G. Bavskaja

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., marketing specialist, tel. (383)3432521, e-mail: [email protected]

The article deals with the problem of reducing the number of universities in the Russian Federation and the Federal education universities.

Key words: universities, Federal universities, the education reform.

Мы живем в эпоху стремительных перемен; перемены эти настолько значительны, что их невозможно игнорировать. Изменения охватывают все стороны нашей жизни - экономическую, политическую, социальную, отражаясь в том числе и на профессиональной деятельности каждого из нас и заставляя вносить коррективы для того, чтобы быть успешными специалистами [1].

Последняя четверть XX века прошла под знаком глобальных изменений во многих сферах человеческой деятельности в производстве, науке, технологии, социальной сфере. Развитые страны вступили на путь инновационного развития - создания экономики, основанной не на ресурсах, а на знаниях. В этих странах формируется постиндустриальное общество.

Сегодня образование становится одним из основных факторов развития человечества. Современная экономика, основанная на знаниях, носит

глобальный характер и ориентирована на весь мировой рынок. Как показывает опыт развитых стран, инновационное развитие образования требует создания нового инструментария, который позволит обеспечить динамичное развитие системы высшего образования в России [2, с. 123-124].

По оценкам Всемирного банка, финансовый капитал в современной экономике формирует 16% общего богатства страны, природный - 20%, а человеческий - 64% [1].

Рыночные изменения в экономике России изменили характер отношений между отдельным гражданином и государством, методы и схемы их взаимодействий. Это отразилось и на сфере образования: на смену «советской системе образования» пришел рынок образовательных услуг с многочисленными образовательными учреждениями разных видов собственности и организационно-правовых форм.

По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации на сегодняшний день насчитывается более 1000 вузов.

Согласно списку рейтинга лучших вузов мира 2012-2013 от британской компании QS QuacquareШ Symonds ни один российский вуз не вошел в топ-100 [3].

Снизилось качество образования; цитируемость научных работ российских авторов снизилась; по доле специалистов с высшим образованием, работающих не по профессии, Россия занимает лидирующие позиции.

Власти решили предпринять ряд действий по улучшению качества образования и повышению рейтинга российских вузов на мировом рынке образовательных услуг.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 716 «О федеральных университетах» в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики принято решение

о формировании сети федеральных университетов - высших учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок [4].

В составе вузов Российской Федерации мощное развитие получил университетский сектор - более 54% от общего числа государственных вузов (по данным на 2012 год), доля академий составила около 26%, свыше 17% составляет доля институтов.

Около 1,5 % в общей численности вузов занимает доля федеральных университетов.

Согласно рис. 1 видна тенденция к сокращению количества высших ученых заведений (университетов, академий, институтов), при этом возрастает количество федеральных университетов.

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг» говорится, что «в силу демографических причин, а также благодаря совершенствованию системы образовательных учреждений, будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных

и национальных исследовательских университетов». Это значит, что большее количество вузов, не вошедших в список «элитных», будет ликвидирован либо реорганизован. Филиалы подвергнутся ликвидации.

400 350 300 250 200 150 100 50 0

2000 год

2005 год

2010 год

2011 год

2012 год

Университеты

312

332

349

334

332

Академии

165

172

176

169

160

Институты

130

151

128

123

108

Федеральные университеты

8

9

Рис. 1. Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования по видам

Во исполнение этих планов в 2010-2011гг. было реорганизовано и закрыто порядка 40 вузов и несколько сотен филиалов. За 2012-2014 гг. в России планируется сократить 20% вузов и примерно 30-35% филиалов. Их количество, согласно государственным планам, должно уменьшаться в результате создания на базе существующих университетов крупных университетских комплектов [5]. В России в условиях дефицита бюджетного финансирования на образование целесообразно выбирать крупные, приоритетные точки развития.

Так, первым федеральным университетом в России стал Сибирский федеральный университет (СФУ), организованный в 2006 году в результате реорганизации - присоединения к Красноярскому государственному университету трёх крупных вузов Красноярска. Также в 2006 году на базе трёх вузов Ростова-на-Дону и Таганрогского государственного радиотехнического университета был создан Южный федеральный университет. Идея их создания в целом себя оправдала: она позволила консолидировать ресурсы, накопить опыт внедрения инновационных технологий, интеграции образования и реального сектора экономики [6].

Согласно рис. 1 на сегодняшний день существует 9 федеральных университетов.

Образование федеральных университетов приводит к сокращению количества вузов в качестве самостоятельной единицы. Соответственно, государству будет проще и легче контролировать меньшее количество вузов.

Таблица 1

Список существующих федеральных университетов

№ Название Дата создания Вузы, вошедшие в состав федерального университета

1. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ) 30 декабря 2010 года Российский государственный университет имени Иммануила Канта

2. Дальневосточный федеральный университет 2 апреля 2010 года Дальневосточный государственный университет (ДВГУ), Дальневосточный государственный технический университет, Тихоокеанский государственный экономический университет, Уссурийский государственный педагогический институт

3. Казанский (Приволжский) федеральный университет 2 апреля 2010 года Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина Академия государственного и муниципального управления при Президенте Республики Татарстан Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет Казанский государственный финансово-экономический институт (КГФЭИ) Елабужский государственный педагогический университет (ЕГПУ)

4. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова 8 июня 2010 года Архангельский государственный технический университет Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I Северодвинский технический колледж Институт судостроения и морской арктической техники в г.Северодвинске Архангельский филиал ВЗФЭИ

5. Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова 2 апреля 2010 года Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова Якутский государственный

№ Название Дата создания Вузы, вошедшие в состав федерального университета

(СВФУ) инженерно-технический институт Саха государственная педагогическая академия.

6. Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) 22 февраля 2012 года Северо-Кавказский государственный технический университет, Ставропольский государственный университет Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет

7. Сибирский федеральный университет 4 ноября 2006 года Красноярский государственный университет (КрасГУ) Красноярская архитектурно-строительная академия (КрасГАСА) Красноярский государственный технический университет (КГТУ) Государственный университет цветных металлов и золота (ГУЦМИЗ) Красноярский государственный торгово-экономический институт

8. Южный федеральный университет (ЮФУ) 23 ноября 2006 года Ростовский государственный университет Ростовский государственная академия архитектуры и искусства Ростовский государственный педагогический университет Таганрогский государственный радиотехнический университет

9. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ) 2 апреля 2010 года Уральский государственный технический университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Уральский государственный университет имени А. М. Горького

Существует мнение, что сокращение вузов ограничит поток абитуриентов, которым высшее образование нужно ради «корочки» для «галочки», так как не секрет, что многие выпускники работают не по специальности, и на той работе, выполнять которую можно имея среднее профессиональное образование. Это приведет к усилению социального неравенства в обществе и снижению общего культурного уровня страны.

Еще одной острой проблемой формирования федеральных университетов является большое количество высвободившихся преподавательских ресурсов. Это может отразиться на социальной и экономической сфере. Преподаватели останутся без работы, что повлечет за собой безработицу. С другой стороны,

в вузах останутся конкурентоспособные и «сильные» преподаватели, что улучшит качество преподавания.

Другая проблема, которая также обсуждается в прессе, связана с возможным ростом коррупции в вузах. По мнению А.И. Адамского, ректора Института образовательной политики «Эврика», члена Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам интеллектуального потенциала нации, студентам из «провинции» снова будет достаточно сложно поступить в вуз, поскольку после закрытия неугодных вузов «тарифы нечистых на руку преподавателей резко подскочат».

С данным мнением опять же сложно не согласиться, так как коррупция в вузах была всегда, и в тех вузах, в которых она сейчас находится в зачаточных состояниях, она может разрастись до более крупных масштабов в силу увеличения конкуренции среди абитуриентов.

Стоит также сказать и о том, что абитуриенты, из-за нехватки вузов еще больше будут стараться «уцепиться» хотя бы за платные места. В свою очередь плата за обучение на коммерческом месте возрастет и в уцелевших государственных вузах [7].

Последнее время в СМИ постоянно фигурирует число 50, определяющее число университетов и также число 100-150 - количество других вузов, имеющих право на существование в современной России. Однако четких объяснений, почему приводятся именно такие цифры, власти не объясняют.

Зато Министерство образования и науки РФ утверждает, что за 5-6 лет федеральные университеты войдут в первую десятку ведущих вузов Российской Федерации, а к 2020 г. - в число 100 лучших университетов мира. На их развитие в ближайшие годы будут направлены крупные бюджетные ассигнования.

По мнению автора, курс на сокращение числа вузов противоречит как модернизации, так и общему цивилизованному развитию страны, приводит к расслоению общества, усилению социального неравенства, безработице оставшегося после объединения вузов профессорско-преподавательского состава. Реформируя вузовскую систему, по мнению Корнеевой Е.Н. и Корнеева А.А., необходимо заняться повышением качества высшего профессионального образования, усилением материальных баз вузов, внедрением новых методов и технологий обучения, а не сокращением количества вузов [5].

Также стоит обратить внимание на ряд мер, способствующих повышению конкурентоспособности вузов на внутрироссийском и международном рынке образовательных услуг. Это:

- профессиональная подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства;

- развитие научной и инновационной деятельности, обеспечивающей эффективный трансферт технологий и интеллектуальных результатов, а

также коммерциализацию наукоемкой продукции в перспективных направлениях техники и технологий;

- совершенствование системы обеспечения качества результатов основной деятельности вуза;

- развитие и совершенствование академической инфраструктуры и технической оснащённости научно-образовательного комплекса для проведения научных исследований и подготовки кадров мирового уровня;

- диверсификация источников формирования бюджета, активный фандрайзинг и совершенствование системы управления и программно-целевого планирования, совершенствование системы оплаты труда и мотивации преподавателей и сотрудников;

- укрепление взаимосвязи между участниками инновационной деятельности вуза и внешней средой как единой коллективной системой получения и использования новых знаний и технологий в промышленности и социальной сфере региона и страны;

- дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров высшей квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру, укрепление и развитие научных школ академии;

- создание современной инфраструктуры стратегического партнерства с вузами, академической наукой, органами власти, бизнес-структурами и зарубежными партнерами [8].

Насколько эффективными окажутся предпринятые государством меры, покажет только время, однако, уже сейчас преобразования в образовании становятся противоречивыми и сулят развал некогда сильной советской и российской системы образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рогалёв Н. Д., Табачный Е. М. Формирование моделей подготовки специалистов для инновационной экономики: тенденции в образовании, модели подготовки, технологии обучения, совершенствование управления образовательными процессами. - М.: Издательский дом МЭИ, 2009. - 92 с.

2. Середович С. В., Рязанцева И. В. Модель инновационного кластера как элемент инновационного развития вуза // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 123-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. 200 лучших университетов мира в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/sn edu/20130910/956477049.html.

4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 716 «О федеральных университетах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьнр://цгарЬ^оситеп1:.кгетНп.щ/раце^рх?960170.

5. Корнеева Е. Н., Корнеев А. А. Современные тенденции развития сферы услуг высшего профессионального образования России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/3665.htm.

6. Колотова Н. Н., Темкина И. М. Федеральные университеты как фактор модернизации высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.km.ru/referats/6B 1190D9FA164191A17B1628FD0DA6B3.

7. Кислицына А.О., Мальцева Т. В. Курс на сокращение числа вузов в современной России: шаг к эффективности или к справедливости? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.iupr.ru/domains_data/files/zumal_osnovnoy_4_2013/Kislicyna%20A.O,%20Malcev a%20T.V.%20(ekonomika).pdf.

8. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии -платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). -С. 126-134.

© А. П. Карпик, В. Г. Бавская, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.