Научная статья на тему 'Вертикальный трансфер высоких технологий и проблема коммерциализации вузовских технологий'

Вертикальный трансфер высоких технологий и проблема коммерциализации вузовских технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕР / ТЕХНОЛОГИИ / НАУКА / TRANSFER / SCIENCE / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпик Александр Петрович, Минин Игорь Владиленович, Минин Олег Владиленович

Рассмотрены вопросы трансфера высоких технологий с точки зрения коммерциализации вузовской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпик Александр Петрович, Минин Игорь Владиленович, Минин Олег Владиленович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERTICAL TRANSFER OF HIGH TECHNOLOGY AND THE PROBLEM OF COMMERCIALIZATION OF UNIVERSITY TECHNOLOGIES

The problems of high technology transfer with the commercialization of university research are discussed.

Текст научной работы на тему «Вертикальный трансфер высоких технологий и проблема коммерциализации вузовских технологий»

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ТРАНСФЕР ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОБЛЕМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВУЗОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Александр Петрович Карпик

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, профессор, ректор, тел. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]

Игорь Владиленович Минин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, профессор кафедры метрологии и технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, e-mail: prof. minin@gmail. com

Олег Владиленович Минин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, заведующий кафедрой метрологии и технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, e-mail: prof. minin@gmail. com

Рассмотрены вопросы трансфера высоких технологий с точки зрения коммерциализации вузовской науки.

Ключевые слова: трансфер, технологии, наука.

VERTICAL TRANSFER OF HIGH TECHNOLOGY AND THE PROBLEM OF COMMERCIALIZATION OF UNIVERSITY TECHNOLOGIES

Alexander P. Karpik

Siberian state geodetic academy, 630108, Russia, Novosibirsk, Plakhotny St., 10, Dr.Sci.Tech., professor, rector, tel. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]

Igor V. Minin

Siberian state geodetic academy, 630108, Russia, Novosibirsk, Plakhotny St., 10, Dr.Sci.Tech., professor of "Metrology and Technology of Optical Production" chair, tel. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]

Oleg V. Minin

Siberian state geodetic academy, 630108, Russia, Novosibirsk, Plakhotny St., 10, Dr.Sci.Tech., professor of "Metrology and Technology of Optical Production" chair, tel. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]

The problems of high technology transfer with the commercialization of university research are discussed.

Key words: transfer, science, technology.

В настоящее время повышение эффективности функционирования механизма передачи новых наукоемких технологий в реальный сектор экономики невозможно без создания центров трансфера высоких технологий (ТВТ) в вузах.

Основные возможные пути передачи технологий от вуза в промышленность:

1. Проведение НИОКР по заказу промышленных компаний и предприятий.

2. Продажа лицензий, уступка патентных прав.

3. Образование высокотехнологичных start up компаний на базе научных разработок и технологий.

Основная проблема - отсутствие достаточного количества квалифицированных менеджеров и ученых, владеющих знаниями и навыками эффективной коммерциализации результатов учебно-научной деятельности, управления инновационными (венчурными) компаниями и проектами [1]. Если нужен товар - нужно и производство этого товара. Для создания интеллектуального товара нужны не только специалисты по интеллектуальной собственности, но и технические вузы, кафедры, лаборатории, научно-исследовательские и академические институты, технические колледжи и лицеи, а также промышленные предприятия. В связи с этим должна быть выстроена как система подготовки высококвалифицированных специалистов на основе профессионального и дополнительного профессионального образования, так и необходимо организовать подготовку и переподготовку кадров, в том числе на основе бизнес-миссий и стажировок по обмену опытом специалистов в сфере управления интеллектуальной собственностью.

Сегодня успешному трансферу технологий от вузов в промышленность и их внедрению на предприятиях препятствуют следующие обстоятельства.

1. Ученым не хватает соответствующих знаний, опыта и подготовки.

2. Управленцам не хватает эффективных навыков управления исследовательской деятельностью.

3. Проблемы финансирования.

4. Несовершенство законодательства.

5. Отсутствие эффективной инфраструктуры для инноваций и трансфера технологий.

6. Отсутствие экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий.

Кроме того, барьеры трансфера технологий в бизнес, на наш взгляд, включают в себя неадекватную оценку финансового результата, проблемы взаимодействия структур вуза и бизнеса; ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в том числе на уровне системы «прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки -производство»; недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта инновационных продуктов, а также об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью от применения инновационных технологий; неразвитость системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.

Целью трансфера высоких технологий должно являться содействие развитию инновационной деятельности в вузе, создание условий эффективного взаимодействия вуза и промышленности, обеспечение трансфера результатов научно-исследовательской деятельности сотрудников вуза посредством лицензирования технологий, создания технологических компаний на базе вузовских технологий, а также привлечение в вуз исследовательских контрактов и грантов. Особое внимание необходимо уделить повышению осведомленности, обучению и консультированию сотрудников и студентов вуза в области коммерциализации научных результатов и предпринимательства в научно-технической сфере.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач:

- осуществление управления интеллектуальной собственностью посредством сбора и оценки коммерчески перспективных технологий, маркетинга, защиты объектов интеллектуальной собственности, разработки стратегии коммерциализации и трансфера технологий (лицензирования, создания компаний на базе вузовских технологий);

- создание банков данных по имеющимся завершенным технологиям, которые могут быть востребованы промышленностью;

- осуществление содействия в привлечении в вуз исследовательских контрактов и грантов с промышленностью, стимулирование совместных инициатив между вузом, промышленностью, фондами и другими организациями в научно-технической сфере;

- формирование пакета заказов на технологии и разработки, необходимые промышленности;

- информирование бизнес-сообщества, государственных организаций и ведомства, а также других потенциальных участников кооперации с вузом о возможностях вуза в научно-технической сфере и сфере трансфера технологий, распространение и пропаганда научных знаний;

- развитие междисциплинарных связей учебно-научных подразделений вуза с академическими научно-исследовательскими учреждениями и промышленностью;

- организация конференций и семинаров по вопросам, связанным с трансфером технологий, предпринимательством и научно-техническим обменом;

- для развития активности сотрудников вуза целесообразно проводить ежегодные конкурсы на лучший инновационный проект вуза;

- развитие международной кооперации и сотрудничество в области трансфера технологий, научно-внедренческой, производственной деятельности.

При этом мировая практика показывает, что для повышения эффективности функционирования подразделения трансфера технологий вуза необходимо их объединение в сети (с другими вузами) [1].

Основные мотивы для вуза - осуществлять трансфер технологий, это:

- повышение имиджа вуза,

- создание малых инновационных предприятий,

- диверсификация доходов,

- повышение доходов сотрудников вуза,

- поддержка бизнеса,

- удовлетворение сотрудников вуза результатами своей деятельности,

- формирование кадрового потенциала [2].

Структурно организация системы трансфера технологий вуза в рамках высшей школы должна иметь четыре уровня: 1) кафедры, факультеты (институты) самого вуза; 2) университеты, НИИ, КБ, ведущие работу по трансферу технологий; 3) объединение организаций второго уровня, ведущих работы по коммерциализации технологий в регионе, области, республике, федеральном округе, в сеть [3]; 4) объединение организаций 2-го и 3-го уровней [4].

Важным элементом функционирования ТВТ является наличие действующей «обратной связи» между потребностями рынка в наукоемкой продукции и формированием для вузов инновационно-ориентированной тематики НИР и ОКР, отвечающих требованиям и запросам реального сектора экономики.

Решение этих проблем позволит в полной мере реализовать научные результаты на практике и, с одной стороны, обеспечить промышленность новыми разработками и технологиями, а, с другой - обеспечить приток средств из производства в научную сферу.

Развитию международной кооперации и сотрудничеству в области трансфера высоких технологий, научно-внедренческой и производственной деятельности в СГГА уделяется много внимания. Так, с 2004 года по настоящее время СГГА ежегодно проводит специализированную выставку и Международный научный конгресс «Интерэкспо ГЕО-Сибирь». Практически ежегодно в конгрессе принимают участие более 200 организаций из 30 городов России, стран дальнего и ближнего зарубежья: Австрии, Бельгии, США, Швеции, Швейцарии, Германии, Израиля, Японии, Нидерландов, Финляндии, Франции, Китая, Монголии, ОАЭ, Украины, Беларуси, Казахстана.

Например, в рамках конгресса «Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013» было проведено:

- 7 международных конференций по различным направлениям, включившим в себя 26 секций;

- Международный семинар «Раннее предупреждение и управление в кризисных и чрезвычайных ситуациях: предпринимаемые шаги и их реализация с помощью картографии, геоинформации, GPS и дистанционного зондирования»;

- Первая международная конференция рабочей группы ISPRS IV/2 «Глобальная геопространственная информация»;

- Панельная дискуссия «Геопространство в социальном и экономическом дискурсе»;

- 8 круглых столов;

- 12 семинаров;

- 25 стендовых презентаций;

- 5 мастер-классов.

Участниками конгресса стали 316 организаций из 58 городов России и 15 стран ближнего и дальнего зарубежья: Германия, Швейцария, Китай, Нидерланды, Узбекистан, Казахстан, Израиль, Швейцария, Финляндия, Австрия, Чешская Республика, Монголия, Япония, Вьетнам, Швеция. На Международный научный конгресс было заявлено 730 докладов. Из них было опубликовано 680 статей в 22 томах.

Научная выгода таких конференций заключается в том, что они являются важным ориентиром для будущих исследований, преимущественно молодых ученых, так как партнеры должны выявить и обсудить открытые области исследования в контексте анализа конкретных рассматриваемых проблем. Необходим совместный опыт различных партнеров для объединения усилий и постановки научно-исследовательских задач для групп, которые будут проводить исследования в деталях.

Различные кафедры СГГА ищут пути альянса с международными организациями. Например, кафедра МиТОП включена в Европейскую программу «MICROWAVE AND THz METROLOGY FOR HOMELAND SECURITY» - совместный проект «JRP NEW07», часть Европейской метрологической исследовательской программы. Такое сотрудничество позволит вузу поднять свой международный имидж.

Альянс вузов различных стран и России во взаимодействии с региональными органами власти, промышленностью, научноинновационными структурами и организациями культуры двух стран будет способствовать развитию совместной образовательной и научноинновационной деятельности в условиях:

- развития единых подходов к построению региональных инновационных систем [5, 6];

- формирования общеевропейского образовательного пространства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карпик А. П. Проблемные ситуации в инженерном образовании // Инженерное образование. - № 10. - 2012. - С. 14-17.

2. Акчелов Е. О., Еремина С. Л. Трансфер технологий. Сравнительный анализ вузов России, США и Великобритании // Инженерное образование. - 2012. - № 9. - С. 82-97.

3. Андреев Г. Г. Сеть трансфера технологий высшей школы, ее цели и задачи // Инновации. - 2006. - № 7. - С. 24-26.

4. Филиппов В. М. Инновационная деятельность в сфере образования и науки -приоритетное направление политики министерства образования РФ // Инновации. - 2003. - № 1. -С. 5-8.

5. Карпик А. П., Ащеулов В. А. Государственная аккредитация академии -платформа для подготовки специалистов новой формации // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. № 2 (22). -С. 126-134.

6. Карпик А. П. Основные принципы формирования современного инновационного университета // Единое информационно-образовательное пространство - основа

инновационного развития вуза : сб. материалов региональной научно-методической конференции,

2-4 февраля 2011 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2011. - С. 12-14.

© А. П. Карпик, И. В. Минин, О. В. Минин, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.