Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / МАРКЕТИНГ / СТРАТЕГИИ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ЭКСПОРТ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ортиков Авазбек Бахром Угли, Собиржонов Исломжон Иброхимжон Угли, Бозоров Бустонбек Давронбек Угли

Как известно, уровень экономического развития страны напрямую связан с развитием инвестиционной деятельности. Важно эффективно использовать рыночные механизмы для создания необходимых условий для привлечения инвестиций в национальную экономику. На этой основе в данной статье исследуется современное состояние использования инвестиций в Ферганской области, проводится подробный анализ и предлагаются предложения и рекомендации по использованию маркетинговых стратегий в привлечении инвестиций в экономику региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ортиков Авазбек Бахром Угли, Собиржонов Исломжон Иброхимжон Угли, Бозоров Бустонбек Давронбек Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF INVESTMENT ATTRACTION AND RESEARCH OF THE POSSIBILITIES OF USING MARKETING STRATEGIES IN THE FERGANA REGION

As you know, the level of economic development of the country is directly related to the development of investment activities. It is important to effectively use market mechanisms to create the necessary conditions for attracting investment in the national economy. On this basis, this article examines the current state of the use of investments in the Fergana region, conducts a detailed analysis and offers suggestions and recommendations on the use of marketing strategies in attracting investments to the region's economy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Список использованной литературы:

1. Шеров А.У. Узбекистонда бюджет сиёсати йуналишларини такомиллаштириш. Диссертация автореферати, 08.00.07 - Молия, пул муомаласи ва кредит.

2. Олимова, Н.Х., & Сотволдиев, Н.Н. (2021). Денежно-кредитная политика государства в обеспечении пропорционального развития реального и финансового секторов экономики. Cognitio rerum, (7), 35-39.

3. Олимова, Н.Х., & Суфиев, Р.А. (2021). Перспективные направления перехода отечественных предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Cognitio rerum, (7), 39-42.

4. Йулдашева, Г.И., & Тешабаева, О.Н. (2020). Развитие цифровой экономики Республики Узбекистан. Universum: экономика и юриспруденция, (7 (72)), 4-6.

© Олимова Н., Суфиев Р., Гуломова И., 2022

УДК: 332+338.1/336.02

Ортиков Авазбек Бахром угли, Собиржонов Исломжон Иброхимжон угли, Бозоров Бустонбек Давронбек угли

Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Как известно, уровень экономического развития страны напрямую связан с развитием инвестиционной деятельности. Важно эффективно использовать рыночные механизмы для создания необходимых условий для привлечения инвестиций в национальную экономику.

На этой основе в данной статье исследуется современное состояние использования инвестиций в Ферганской области, проводится подробный анализ и предлагаются предложения и рекомендации по использованию маркетинговых стратегий в привлечении инвестиций в экономику региона.

Ключевые слова

Инвестиции, маркетинг, стратегии, регион, экономика, экспорт, рынок

Ortikov Avazbek B., Sobirzhonov Islomzhon I., Bozorov Bustonbek D.

Fergana State University, Fergana, Uzbekistan

ANALYSIS OF THE STATE OF INVESTMENT ATTRACTION AND RESEARCH OF THE POSSIBILITIES OF USING

MARKETING STRATEGIES IN THE FERGANA REGION

Annotation

As you know, the level of economic development of the country is directly related to the development of investment activities. It is important to effectively use market mechanisms to create the necessary

conditions for attracting investment in the national economy.

On this basis, this article examines the current state of the use of investments in the Fergana region, conducts a detailed analysis and offers suggestions and recommendations on the use of marketing strategies in attracting investments to the region's economy.

Key words

Investments, marketing, strategies, region, economy, export, market

Экономические, политические, социальные и правовые условия в стране, в целом эффективное формирование конкурентной среды служат расширению всех имеющихся возможностей для привлечения инвестиций. Соответственно, для эффективного привлечения инвестиций необходимо формирование эффективной рыночной среды.

Как отметил Президент: «...необходимо сократить участие государства в инвестиционной политике и увеличить долю частных и прямых инвестиций. Доступ к новым экспортным рынкам останется одним из главных приоритетов правительства. В следующем году необходимо активизировать работу по членству во Всемирной торговой организации и всестороннему сотрудничеству с Европейским Союзом [1].

Создание благоприятного инвестиционного климата, в частности, конкурентной среды, неприкосновенности частной собственности, совершенствование финансовых рынков, производственной и рыночной инфраструктуры, обеспечение полной независимости судебной власти является одним из основных условий увеличения прямых иностранных инвестиций. В то же время отсутствие активных прямых иностранных инвестиций в высокие технологии и человеческий капитал может замедлить процесс достижения таких целей, как достижение высоких уровней инклюзивного роста и сокращения бедности в стране. Основным шагом в улучшении инвестиционного климата является создание условий для привлечения частных и прямых иностранных инвестиций, формирование целостной и эффективной институциональной базы.

Несмотря на то, что модернизация ключевых отраслей экономики, реализация крупных инвестиционных проектов в рамках государственных программ, объем инвестиций в Ферганскую область растет в стоимостном выражении, негативная тенденция сохраняется. В 2010-2020 годах общий объем инвестиций в экономику области превысил 20 трлн. сумов и за эти годы увеличился в среднем на 12,3%.

Ферганская область за счет эффективного использования маркетинга предприятия и его принципов как инструмента устойчивого развития дает возможность обеспечить потребности населения в промышленных, сельскохозяйственных, пищевых и других продуктах, а также удовлетворить потребность в сырье в перерабатывающей промышленности.

В частности, положительную динамику темпов инвестиций в основной капитал предприятий реального сектора можно оценить в результате деятельности по следующим направлениям: Значительные изменения в структуре инвестиций в экономику Ферганской области в 2010-2020 гг. при сохранении высокой доли собственных средств населения и предприятий в структуре инвестиций в 2019 году произошло высокое изменение источников финансирования инвестиций и увеличились кредиты коммерческих банков. Но, в 2020 году иностранные кредиты и инвестиции значительно сократились (таблица-1) [7]. Результаты анализа показывают, что доля иностранных инвестиций в регион в анализируемые годы практически не росла. Кроме того, в связи с отсутствием комплексной системы мер по направлению внутренних инвестиций в реализацию современных проектов в регионе необходимо формировать конкретные целевые программы реализации перспективных инвестиционных проектов.

Таблица 1

Источники финансирования инвестиций в основной капитал в Ферганской области, млрд.сум [2]

Годы Всего Государствен ный бюджет Средства организаций и населения Банковские кредиты и другие долговые средства Иностранные инвестиции и кредиты Внебюджетные фонды

2008 162315,2 25982,6 101251,2 9281,2 16442,9 9357,3

2009 178161,5 26271,7 103693,3 11290,9 23021,2 13884,4

2010 272903,3 42023,4 155552,6 32746,1 16265,9 26315,3

2011 484356,1 61104,9 232150,3 66503,3 75877,4 48720,2

2012 663391,5 102733,7 332046,4 98126,6 98874,9 31609,9

2013 849061,0 118254,1 491662,8 108804,2 106408,7 23931,2

2014 1151873,8 147142,5 607423,7 150502,2 194821,7 51983,7

2015 1390937,7 211331,0 627182,3 268452,1 167078,9 116893,4

2016 1899747,1 354739,5 947421,5 198219,2 251093,3 147261,6

2017 1998400,5 213359,0 1146376,1 298508,9 198933,4 141223,1

2018 2132990,7 226299,1 1211785,4 360945,2 193576,3 119492

2019 2404487,2 273116,6 1393766,8 349921,4 235360,5 127098,6

2020 2377439,9 198852,6 1477533,5 452720,1 151402,0 88649,9

В 2011 году в Ферганской области действовало 87 предприятий с участием иностранного капитала, а к 2020 году этот показатель составил 304. Предприятия с участием иностранного капитала в 2020 году произвели продукции на сумму 2483,2 млрд. сумов, что составляет четверть всего промышленного производства. Такая ситуация в 2011 г. составляла 12,6%, что можно объяснить эффективной деятельностью иностранных инвесторов на внутреннем рынке.

Внешнеторговый оборот предприятий с участием иностранного капитала в области в 2020 году достиг 302,5 млн. долларов США, из них 16% составляет импорт и 84% является экспортом. В 2020 году 40% всего внешнеторгового оборота области пришелся на долю предприятий с участием иностранного капитала: с участием резидентов Китайской Народной Республики - 11, Российской Федерации - 15, США - 3, Королевства Нидерландов - 2, Республики Индии - 2, Турецкой Республики - 1, Кыргызской Республики - 2, Объединенных Арабских Эмиратов - 1, Исламской Республики Пакистан - 1, Республики Южная Корея - 2, Республики Казахстан - 5 новых предприятий.

По видам экономической деятельности 143 (70,9%) из 202 предприятий с участием иностранного капитала являются представители промышленной сферы, 17 (8,5%) - торговли, 4 (2,0%) - строительства, 8 (4,0%) - услуг по размещению и питанию, 6 (3,0%) - транспортировки и хранению, 3 (1,7%) -информации и связи.

Проекты, реализованные в свободных экономических зонах, созданных на предприятиях, оказали положительное влияние на изменение объема инвестиций в основной капитал в Ферганской области. Соответственно, деятельность СЭЗ «Коканд» в Фергане включает глубокую переработку, хранение и упаковку фруктов, овощей и сельхозпродукции, текстиля, ковроткачества, обувной и кожгалантерейной продукции, экологически чистой химии, фармацевтики, продуктов питания, направленную на создание новые современные производства в электротехнической промышленности, машиностроении и автомобилестроении, строительных материалах и других областях. Деятельность Кокандской свободной экономической зоны в Фергане в краткосрочной перспективе позволит значительно увеличить объем инвестиций в основной капитал предприятий реального сектора, что само по себе будет способствовать более эффективному развитию предприятий.

По Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2012 года № 117 «Об утверждении системы ежеквартальной оценки показателей состояния предпринимательской среды и уровня социально-экономического развития в Республике Каракалпакстан, области и города Ташкент" сформирована система показателей для системного анализа динамики социально-

экономического развития и оценки уровня бизнес-среды. Эта ситуация включает в себя систему основных показателей, отражающих сформировавшуюся на предприятиях маркетинговую среду.

По общим показателям оценки состояния бизнес-среды и показателям уровня социально-экономического развития Ферганской области оценка каждого фактора дается по шкале из 4-х критериев, максимум 4 балла по каждому случаю, минимум 1 балл, высший балл показателей уровня развития установлен на уровне 96 баллов. Выбранная система факторов оценивается по характеристикам, определенным по 5 направлениям, таких как равновесная оценка макроэкономических показателей; показатели уровня модернизации и диверсификации экономики; индекс развития конкурентной среды; показатели развития частного сектора; показатели состояния социального развития предприятий.

По результатам оценки маркетинговой среды Ферганской области наивысший результат зафиксирован в 2019 году с общим баллом 13,66. Это, в свою очередь, явилось ключевым фактором снижения способности предприятия привлекать инвестиции. По результатам проведенного анализа следует отметить, что реализацию инвестиционных проектов в Ферганской области следует рассматривать как ключевой фактор обеспечения макроэкономической устойчивости и улучшения социального развития предприятий.

Список использованной литературы:

1. Обращение Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева к Олий Мажлису. // https://president.uz/uz/lists/view/4057, 29.12.2020

2. Olimova, N.X., & Axunova, O.E. (2020). Evaluation of the investment environment of Fergana region and investment activity of real sector enterprises in it. // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития, 102-109.

3. Khamrakulovna, O.N., Khojimamatovich, E.A., & Nasridinovna, T.O. (2021). Description of organizational and economic activity of the society in the Republic of Uzbekistan and marketing activity in its foreign economic relations. Psychology and Education Journal, 58(2), 5014.

4. Государственный комитет Республики Узбекистан, "Макропоказатели-2021"

© Ортиков А., Собиржонов И., Бозоров Б., 2022

УДК: 338.012+338.1+338.45

Тешабаева Одина Насридиновна, Тоиржонова Шахнозахон Шавкатжон кизи, Тухтасинова Саидахон Дилшоджон кизи

Ферганский государственный университет, Фергана, Узбекистан

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ УГЛУБЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Аннотация

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Узбекистан предусматривает рост экономики страны на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.