DOI: 10.17805/trudy.2021.5.4 ПЕДАГОГИКА
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
М.Т. Джумагулов Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье анализируется состояние предпринимательского образования в современной России, а так же проблемы подготовки студентов вуза к предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательское образование, обучение предпринимательству, бизнес-инкубатор, предпринимательские компетенции
ANALYSIS OF THE STATE OF ENTREPRENEURIAL EDUCATION
IN MODERN RUSSIA
M. T. Dzhumagulov Moscow University for the Humanities
Abstract: The article analyzes the state of entrepreneurial education in modern Russia, as well as the problems of preparing university students for entrepreneurial activity.
Keywords: entrepreneurial activity, entrepreneurial education, entrepreneurship training, business incubator, entrepreneurial competencies
По результатам проведённого в 2013 г. «Глобального мониторинга предпринимательства» «Global Entrepreneurship Monitor, GEM» Россия оказалась в самом конце списка предпринимательских намерений (Клюев, 2016: 23), а в 2016 г. заняла лишь 60 место в мире по предпринимательской активности среди населения (Там же: 24). Это связывают в первую очередь со сложившимся мнением в российском обществе о сложных условиях для развития бизнеса в стране, а также - с крайне низкой предпринимательской грамотностью населения (Там же: 23).
В значительной степени низкой грамотности в предпринимательской сфере способствовал сформировавшийся в обществе устойчивый миф о том, что предпринимателем можно стать, опираясь лишь на практический опыт, а изучение теоретических знаний, де, является неэффективной тратой времени. Это мнение подкреплялось тем фактом, что в процентном соотношении предпринимателей, получивших экономическое образование, действительно очень мало (Чигирин-ская, 2015: 157; Рубин, 2016: 18-19). В этой связи очень любопытными стали итоги опроса, согласно которому 100% предпринимателей, принимавших участие в исследовании, сообщили, что предпринимательством стали заниматься, не получив специализированных знаний и навыков. И успеха достигли исключительно благодаря практической деятельности. Несмотря на это, почти все они были убеждены, что предпринимательское образование, особенно для начинающих в
этой сфере, крайне необходимо и, более того, оно одинаково важно, как для малого, так и для среднего и крупного бизнеса (Там же: 7).
Предпринимательство, как самостоятельная дисциплина, возникла относительно недавно в США, в стенах Гарвардского университета в 1947 г., благодаря усилиям Карла Веспера, который каталогизировал программы вуза, в той или иной степени связанные с предпринимательской деятельностью (Рубин, 2015: 10). Очень скоро после этого предпринимательское образование стало бурно развиваться и на других континентах, в других странах.
В России первые фрагментарные предпринимательские программы стали появляться и реализовываться значительно позже общемирового тренда, в начале-середине 90-х гг. ХХ в., как правило, в виде отдельных семинаров, курсов повышения квалификации и тренингов (Яшин, Клюев, Багирова, 2019: 597).
Обучение предпринимательству в Российской Федерации вначале опиралось на базис экономического образования Советского Союза. В процессе развития направления использовались различные зарубежные наработки и методики (Конягина, Дочкина, 2020: 297).
Одной из основных проблем эволюции предпринимательского образования в России стало отсутствие практического опыта не только у обучаемых, но и у преподавательского состава, который в силу объективных причин не мог дать практико-ориентированных технологий в области предпринимательства (Коня-гина, Дочкина, 2020: 297; Рубин, 2015: 11; Чигиринская, 2015: 161; Терещенко, Загорская, Бобрицкая, 2017: 55).
Отечественные вузы в основном предлагали программы с крайне ограниченными возможностями, учащиеся получали теоретические знания на различных микро-курсах, не способных дать комплексный, целенаправленный, программный и обоснованный массив практико-ориентированных, системных знаний с возможностью трансформации этих знаний в необходимые предпринимательские навыки и компетенции (Конягина, Дочкина, 2020: 298-299).
Предпринимательское образование, нацеленное на практический результат, и раньше, и в настоящее время ориентируется в России на неформальный подход с применением технологий бизнес-тренингов, краткосрочных целевых курсов и различных более продолжительных программ (Рубин, 2015: 5).
Однако подобный подход не в состоянии заменить многолетнего, целевого, планового, фундаментального образования, которое можно получить лишь, занимаясь по определённой последовательной программе, разработанной группой экспертов в стенах высшего учебного заведения (Там же: 7).
В Европе высшее предпринимательское образование входит в пятёрку самых востребованных направлений, в США - в тройку, после юриспруденции и программирования (Там же: 10).
Во многих странах, в том числе развивающихся, в частности, в таких, как Нигерия, Египет, Кения, Судан, ЮАР и других, студенты могут изучать предпринимательство по бакалаврским и магистерским программам (Там же: 12-13).
В России высшее предпринимательское образование пока находится в затянувшейся стадии начального развития. Что же привело к такому положению дел в системе отечественного образования? На то есть целый ряд объективных причин:
- предпринимательство не является официально признанной профессией в Российской Федерации (его как профессию не определяет ни один нормативный документ), в результате чего нет возможности сформулировать профессиональные компетенции предпринимателя (Там же: 13);
- отсутствуют профессиональные стандарты предпринимательской деятельности (Там же);
- укоренившееся в сознании многих представление о предпринимательской деятельности, как о не достойном порядочного человека занятии (Рубин, 2015:5; Таланов, Гаджибабаева, 2019: 56-57);
- сложности в формальной регламентации отношений работодателя и работника (например, как индивидуальный предприниматель может принять самого себя на работу или уволить себя с неё?) (Рубин, 2015: 13);
- предпринимательство не признанно в России, как область среднего профессионального и высшего образования;
- отсутствуют ФГОС предпринимательского образования для СПО, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры (Рубин, 2015: 6, 13-14);
- серьезно препятствует развитию предпринимательства нацеленность профессионального образования на формирование у учащихся менталитета наёмных работников, а не будущих собственников предприятий (Таланов, Гаджибабаева, 2019: 60);
- страх неудач, который связан с низким уровнем знаний в сфере предпринимательства, боязнью взять на себя ответственность и негативные примеры многочисленных банкротств, отталкивают студентов от желания развиваться в данном направлении (Там же: 58);
- непонимание лиц, предоставляющих образовательные услуги, того, что уровень, направленность и наполненность учебных программ должны зависеть от тех условий, в которых работают или планируют работать потенциальные потребители (Клюев, 2016: 29-31);
- в учебных организациях предпринимательское образование даётся, как правило, в виде усечённых, очень кратких и не достаточных дополнительных программ (например, «менеджмент», «маркетинг» и т.п.), однако почти нет целевых полноценных программ бакалавриата и магистратуры (хотя подобные программы высшего образования уже давно присутствуют в системе образования целого ряда стран, не только развитых, но и развивающихся) (Рубин, 2015: 11);
- фрагментарные знания, связанные с получением предпринимательской деятельности, можно получить в общей группе 38.00.00 «Экономика и управление», характерной особенностью получаемых компетенций в данной группе будет являться их жёсткая нацеленность на конкретные профессии, чего крайне
недостаточно для будущего предпринимателя (Клюев, 2016: 26; Яшин, Клюев, Багирова, 2019: 599).
В связи с этим предпринимательское образование представлено лишь отдельными наработками некоторых колледжей и университетов (Рубин, 2015: 15), однако они в своей массе не имеют основных образовательных программ, которые нацелены на получение именно профильного предпринимательского образования (Рубин, 2015: 6).
С 2016 по 2017 г. научная группа «Исследование экосистемы предпринимательского образования в российских университетах» Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета проводила исследование «Карта активности учебных заведений в сфере обучения предпринимательству», организованное Национальной ассоциацией обучения предпринимательству с географией исследования от Калининграда до Приморского края. Исследовалось 78 высших учебных заведений, имевших программы предпринимательского образования уровня бакалавриата и магистратуры (Фролова, Зинурова, 2016: 53; Яшин, Клюев, Багирова, 2019: 597).
По результатам исследования вузы были разделены на четыре группы:
- университеты, не формировавшие предпринимательских навыков;
- вузы, дающие отдельные дисциплины и модули (как правило не собственных разработок), включённые в базовые образовательные программы;
- вузы, имеющие структурные подразделения, практикующие предпринимательское образование в формате специализированных программ повышения квалификации и/или переподготовки;
- вузы с комплексным подходом предпринимательского образования, включённого в программы бакалавриата и магистратуры.
В итоге сделанного анализа были получены следующие результаты: в первую и вторую группу вошли более 80%, в последней оказалось не более 5% вузов (Яшин, Клюев, Багирова, 2019: 597-598).
Исследования показали ещё одну причину слабого развития предпринимательского образования в России, обусловленную исторически сложившимся не равномерным расположением в стране ведущих вузов, продвигающих подобное образование среди населения (Там же: 599-600).
В отличие от России, предпринимательское образование стало одним из приоритетных в образовательной политике Европейского союза, там уже давно есть понимание того, насколько серьёзное воздействие оказывает оно на развитие экономики и общества в целом (Терещенко, Загорская, Бобрицкая, 2017: 54).
Получение предпринимательского образования предполагает наличие не только формальных знаний, но и обязательного понимания природы бизнеса, каким образом он строится, как в нем происходят и поддерживаются бизнес процессы (Рубин, 2015: 6).
В связи с этим Европарламентом были предложены критерии практических компетенций студентов, получивших предпринимательское образование, таких
как способность оценить возможность той или иной деятельности, знание и понимание требований к необходимой внешней и внутренней инфраструктуре, способность оценить с точки зрения работодателя рынок труда и т.д. (Конягина, Дочкина, 2020: 297).
Выдающийся американский учёный экономист и педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX в. Питер Друкер (Piter Drucker) утверждает: «Большинство из того, что вы слышите о предпринимательстве, неправда. Оно не волшебство, не таинство, и не имеет никакого отношения к генам. Предпринимательство - это дисциплина и, как любой дисциплине, ему можно научиться» (Терещенко, Загорская, Бобрицкая, 2017: 54; Рубин, 2015:8; Рубин, 2016: 18-19).
Значительный арсенал предпринимательских компетенций, приобретённых учащимся во время практико-ориентированного обучения, позволяет предпринимателю максимально быстро и эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе его экономической деятельности (Терещенко, Загорская, Бобрицкая, 2017: 54).
По мнению Бенгт Йоханниссон (Bengt Johannisson), теоретика предпринимательского образования, лауреата Всемирной премии за вклад в исследования предпринимательства, есть пять наиболее важных для предпринимателя компетенций: знать зачем человек этим хочет заниматься; уметь этим заниматься; понимать, с кем важно взаимодействовать; чувствовать, когда нужно запустить свой бизнес; иметь знания по теме бизнеса (Терещенко, Загорская, Бобрицкая, 2017: 54; Клюев, 2016: 27).
В России серьёзная работа по определению общепризнанных предпринимательских компетенций на уровне законодательных и регулирующих образовательную сферу органов пока не находится даже в стадии разработки, несмотря на то, что предпринимательство оказывает серьёзное влияние на развитие отечественной экономики и социальной ситуации в обществе (Опарин, Яшин, Филиппов, 2018: 106; Терещенко, Загорская, Бобрицкая, 2017: 54; Клюев, 2016: 22).
В настоящее время внедрение качественного предпринимательского образования в стране является по-прежнему крайне актуальной, масштабной, комплексной и системной задачей (Конягина, Дочкина, 2020: 298).
Как правило, существующие программы, формирующие необходимые предпринимательские навыки и компетенции, не сфокусированы на конкретной задаче, что делает невозможным получение структурного представления о данном роде деятельности, ведущем к невозможности создания студентом по окончании обучения жизнеспособного проекта.
Подавляющее большинство бизнес-проектов, разработанных студентами во время учебной деятельности, оказываются не состоятельными (Там же: 299).
Причин, по которым предпринимательское образование развивается слабо, неэффективно достаточно много:
- отсутствие взаимодействия предпринимателей с преподавателями;
- не заинтересованность большинства представителей бизнес-сообщества в
передаче успешного практического опыта и другой информации, составляющей коммерческую тайну (Конягина, Дочкина, 2020: 299);
- острая нехватка преподавателей, обладающих необходимыми предпринимательскими навыками и компетенциями (Конягина, Дочкина, 2020: 299; Рубин, 2015: 11; Чигиринская, 2015: 157; Терещенко, Загорская, Бобрицкая, 2017: 55);
- минимальное взаимодействие в области предпринимательского образования заинтересованных в этом структур (государства, бизнеса и учебных заведений) (Конягина, Дочкина, 2020: 299);
- низкий уровень владения иностранными языками преподавателей, что препятствует внедрению передовых международных методик предпринимательского образования (Там же: 299).
Ещё одним из серьёзных препятствий в развитии предпринимательского образования и подготовки студентов к этому виду деятельности является отсутствие у молодёжи необходимых мотиваций (Там же: 297).
В качестве поддержки и мотивирования учащихся возможно предпринять следующие практические шаги (Там же: 301-302):
- проведение разъяснительной работы с учащимися, целью которой должна стать полная реабилитация реноме предпринимателя;
- информационно-техническая поддержка молодых предпринимателей;
- проведение профильных тренингов, семинаров, лекционных занятий по основам предпринимательства;
- обеспечение классных аудиторий интернет-соединением, предметами офисного оборудования (ксерокса, принтера, сканера и т.п.) для проведения практических занятий;
- создание условий для возможности формирования проектных групп студентов единомышленников из разных групп, потоков, курсов, форм обучения и программ обучения (как вариант - взаимодействие студентов технических, творческих, юридических и экономических направлений);
- обеспечение возможности получения студентами бесплатных консультаций, связанных с вопросами создания, организации и ведения бизнеса;
- оказание содействия в организации маркетинговых мероприятий;
- стимулирование проведения студенческих бизнес форумов с возможностью поиска заинтересованных лиц (контрагентов, партнёров, инвесторов, сотрудников);
- организация встреч успешных предпринимателей и учащихся, осваивающих предпринимательские программы.
В наиболее прогрессивных в отношении предпринимательского образования вузах возникают, развиваются и функционируют различные формы поддержки студентов, решивших связать свою жизнь с данным видом деятельности. К таким формам прежде всего надо отнести бизнес-инкубаторы, бизнес школы, центры молодёжного предпринимательства и т.п. (Там же: 299, 303-304; Фролова, Зинурова, 2016: 55).
Так, бизнес-инкубаторы на базе учебного заведения могут оказывать существенные для начинающих предпринимателей виды бесплатных услуг или услуг, оказываемых за символическую плату:
- предоставлять помещения для проведения проектных работ, брифингов и переговоров;
- предоставлять в пользование офисное оборудование;
- оказывать консультационную и имиджевую поддержку при получении грантов и инвестиций;
- оказывать юридическую и прочую консалтинговую помощь.
Студенческие бизнес-инкубаторы при наличии политической воли могут
стать генераторами перспективных разработок, а также основой отечественного малого бизнеса, способствующей тесной интеграции образовательной, научной и предпринимательской среды.
Важной задачей подготовки студентов вуза к предпринимательской деятельности является формирование у них единой специфической культуры предпринимательства, способствующей ведению этически экологического бизнеса (Ко-нягина, Дочкина, 2020: 299; Рубин, 2015: 6).
Одной из основных целей подготовки студентов вуза к предпринимательской деятельности должна стать практико-ориентированная форма контроля результатов обучения. Такой формой контроля полученных знаний и навыков учащимися могут стать:
- разработка бизнес плана и/или бизнес-проекта с целью получения кредита, инвестиций или гранта;
- экспертная оценка бизнес проектов по характерным критериям;
- подготовка презентационных материалов для потенциальных инвесторов;
- бизнес планирование;
- финансовое планирование;
- отчёт по результатам маркетингового исследования;
- финансовое моделирование;
- построение модели архитектуры предприятия;
- разработка должностных обязанностей и внутренних регламентов сотрудников предприятия.
Так же существенно могут повлиять на качество подготовки студентов вуза к предпринимательской деятельности следующие конструктивные шаги:
- содержательное и качественное изменение существующих дисциплин, ориентированных на подготовку будущих предпринимателей, которые должны быть разделены на логически последовательно связанные учебные блоки, развивающие необходимые предпринимательские навыки (Конягина, Дочкина, 2020: 300; Рубин, 2015: 12; Таланов, 2019: 61);
- дальнейшее развитие практики проведения конкурсов стартапов среди студентов разных регионов (Конягина, Дочкина, 2020: 303);
- стимулирование интеграционных процессов между бизнесом и высшими учебными заведениями (Там же: 303);
- развитие сотрудничества представителей производственной и научной сферы на базе студенческих бизнес-инкубаторов (Там же: 300);
- совершенствование законодательной базы со снятием административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства в России (Таланов, 2019: 61);
- популяризация образа предпринимателя в средствах массовой информации (Там же);
- издание учебно-методических пособий посвящённых предпринимательской деятельности и предпринимательскому образованию (Там же: 62).
В последние годы наметились новые подходы к исследованию и практике организации предпринимательского образования в России. Один из них - междисциплинарный подход, который выступает, с точки зрения В.З. Юсупова и М.Т. Джамагулова, в качестве «одной из ключевых исходных позиций, основанных на переносе, адаптации, интерпретации, интеграции определённых компонентов систем теоретического знания, сформированных в различных областях науки в педагогическую теорию и практику для наиболее эффективного решения проблемы подготовки обучающихся к предпринимательской деятельности. К числу таких компонентов относится определение ключевых понятий этой области исследования, типологий или классификаций, критериальной базы, нормативных и дескриптивных моделей, методов и инструментов, используемых для решения научных проблем предпринимательства. При этом отбор и применение перечисленных и других компонентов теоретического знания осуществляется с позиций потребностей педагогического исследования» (Юсупов, Джумагулов, 2020: 17).
Проведённый анализ состояния предпринимательского образования в современной России показал, что проблем в этой сфере достаточно много и для их решения необходим комплексный, плановый, масштабный и скоординированный подход всех заинтересованных в этом лиц российского общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Клюев А.К., Яшин А.А. (2016) Программы предпринимательского образования в современном университете //Высшее образование в России. № 1. М.: МПУ С. 22-33.
Конягина М.Н., Дочкина А.А. (2020) К инновационному развитию экономики через внедрение предпринимательского образования в вузах // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний. Сборник трудов IV Национальной научно-методической конференции с международным участием. Спб: СПбГЭУ. С. 296-306.
Опарин И.Д., Яшин А.А., Филиппов А.В. (2018) Обучение предпринимательству и формирование компетенций, связанных с оценкой ущерба и управлением рисками //Современная конкуренция. № 4-5. С. 106-116.
Рубин Ю.Б. (2015) Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы //Высшее образование в России. № 11. М.: МПУ. С. 5-17.
Рубин Ю.Б. (2016) Формирование компетенций в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата //Высшее образование в России № 1. С. 7-21.
Таланов С.Л., Гаджибабаева А.А. (2019) Предпринимательство в жизненных планах студентов вузов: гендерные различия //Женщина в российском обществе № 1. Иваново: ИГУ С. 52-63.
Терещенко С.В., Загорская М.К., Бобрицкая Ю.М. (2017) Предпринимательские компетенции: европейский подход к обучению студентов // Проблемы современной науки и образования № 5 (87). Иваново: Олимп. С. 54-56.
Фролова И.А., Зинурова Р.И. (2016) Институциональная активность российской высшей школы в обучении предпринимательству //Управление устойчивым развитием. № 4 (05). Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет. С. 51-55.
Чигиринская Н.В. (2015) Особенности развития современного бизнес-образования в России // Современные проблемы науки и образования. № 4. М.: РАЕ. 157 с.
Юсупов В.З., Джумагулов М.Т. (2020) Функциональный и междисциплинарный подходы в исследовании предпринимательства //Научные труды Московского гуманитарного университета. № 4. С. 12-18. [Электр. ресурс] URL: http://dx.doi. org/10.17805/trudy.2020.4.2 (дата обращения: 20.10.21)
Яшин А.А., Клюев А.К., Багирова А.П. (2019) Развитие предпринимательского образования в российских университетах: проблемы и тенденции //Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УрФУ. С. 596-602.
Джумагулов Марк Тукенович - обучающийся 2 курса образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - д.п.н., проф. Юсупов В.З.
Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: kafedra@mosgu.ru
DzhumagulovMark Tukenovich - is a 2-year student of the master's degree program in the field of training 44.04.02 Psychological and pedagogical education of the Moscow humanitarian University. Scientific supervisor-doctor of science, prof. Yusupov V. Z.
Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Phone: +7 (499) 374-74-59. E-mail: kafedra@mosgu.ru
Для цитирования:
Джумагулов М.Т. Анализ состояния предпринимательского образования в современной России. 2021. №5. С. 23-31. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2021.5.4