Научная статья на тему 'Системный анализ современного этапа развития высшего предпринимательского образования в российской Федерации'

Системный анализ современного этапа развития высшего предпринимательского образования в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / PREPARATION OF ENTREPRENEURS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ENTREPRENEURSHIP TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Песоцкий Ю.С., Григорьева О.В., Чистова А.А.

Современный этап развития предпринимательского образования в России можно охарактеризовать как завершение первичного становления и формирование системы. В статье выявлены основные компоненты предпринимательского образования, при этом особое внимание уделено подготовке предпринимателей в вузах: выделены основные идеи и подходы, лежащие в основе такой подготовки, представлены основные условия его педагогической эффективности, определены актуальные проблемы и противоречия. Ведущей проблемой является отсутствие профильных программ подготовки по направлению «Предпринимательство». Подготовка предпринимателей ведется в рамках самых разных направлений бакалавриата, на основе разнообразных образовательных моделей, существенно различающихся своей педагогической эффективностью и не обладающих признаками системности и комплексности. В связи с этим основной задачей текущего этапа развития предпринимательского образования в России выступает поиск системообразующего начала, обеспечивающего целостность и результативность подготовки студентов к собственной предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, в существующих условиях непрофильного (для предпринимателя) высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system analysis of the current state of entrepreneurship education in universities in the Russian Federation

The modern stage of development of business education in Russia can be characterized as the completion of primary formation of the system. Identifies the main components of entrepreneurship education, with particular attention paid to the training of entrepreneurs in universities: the basic ideas and approaches that underlie such training, presents the main pedagogical conditions of its effectiveness, identified current problems and contradictions. The leading problem is the lack of specialized training programs in the field of «Entrepreneurship». Training of entrepreneurs is conducted through a variety of bachelor, on the basis of various educational models, significantly different to its pedagogical effectiveness and do not have signs of consistency and complexity. In this regard, the main task of the current phase is the backbone of beginning the search, ensure the integrity and effectiveness of preparing students for their own entrepreneurial activities in the sphere of small and average business, on the basis of existing non-core («non-entrepreneur») higher education programs.

Текст научной работы на тему «Системный анализ современного этапа развития высшего предпринимательского образования в российской Федерации»

Песоцкий Ю. С., докт. пед. наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, pessotski@yandex.ru

Григорьева О. В., канд. экон. наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, oporakadry@mail.ru

Чистова А. А., ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва, chistova.alexandra@gmail.com

Системный анализ современного этапа развития высшего предпринимательского образования в Российской Федерации

Современный этап развития предпринимательского образования в России можно охарактеризовать как завершение первичного становления и формирование системы. В статье выявлены основные компоненты предпринимательского образования, при этом особое внимание уделено подготовке предпринимателей в вузах: выделены основные идеи и подходы, лежащие в основе такой подготовки, представлены основные условия его педагогической эффективности, определены актуальные проблемы и противоречия. Ведущей проблемой является отсутствие профильных программ подготовки по направлению «Предпринимательство». Подготовка предпринимателей ведется в рамках самых разных направлений бакалавриата, на основе разнообразных образовательных моделей, существенно различающихся своей педагогической эффективностью и не обладающих признаками системности и комплексности. В связи с этим основной задачей текущего этапа развития предпринимательского образования в России выступает поиск системообразующего начала, обеспечивающего целостность и результативность подготовки студентов к собственной предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, в существующих условиях непрофильного (для предпринимателя) высшего образования.

Ключевые слова: подготовка предпринимателей, высшее образование, предпринимательский университет, обучение предпринимательству.

Введение

Развитие предпринимательского образования, в том числе высшего, является объективной потребностью развития современного российского общества, ярко выраженной составляющей образовательного заказа со стороны всех основных заказчиков (государства, экономики, населения). На государственном уровне развитие предпринимательского образования призвано способствовать снижению нагрузки на государственный бюд-

жет, увеличению количества самозанятого населения и снижению безработицы в депрессивных регионах, расширению инновационного сектора российской экономики и повышению ее конкурентоспособности в условиях глобализации. На социально-экономическом уровне исследователи, ориентируясь на зарубежный опыт, констатируют положительное влияние предпринимательского образования на процессы профессионализации и институционализа-ции предпринимательства как особой социальной группы; повышение предприни-

мательской культуры, профессиональной компетентности, качества и эффективности деятельности конкретных предпринимателей, прежде всего представителей малого и среднего бизнеса. На персональном уровне предпринимательское образование способствует формированию определенного набора ключевых компетенций, необходимых любому человеку в различных профессиональных и внепрофессиональных ситуациях, в условиях развивающейся рыночной экономики и обеспечивающих его высокую конкурентоспособность на рынке труда; расширяет возможности человека в плане его профессиональной мобильности, смены социально-трудовой роли в любом возрасте; создает условия для реализации себя как творческой, инновационно-ориентированной личности.

Становление предпринимательского образования в России

В Российской Федерации момент становления предпринимательского образования датируется началом 90-х гг. прошлого века, когда с началом рыночных преобразований в экономике резко актуализировались задачи подготовки кадров для нарождающегося бизнеса и сформировался соответствующий социальный образовательный заказ. В этот период определились две особенности российского предпринимательского образования, в определенной степени сохраняющие свое значение вплоть до настоящего времени:

• некритическое использование в качестве теоретической, содержательной и методической основы подготовки предпринимателей, концепций, учебной документации и материалов, разработанных в странах с устоявшимися традициями рыночной экономики (США, Гэрмания, Франция и др.) [Гайдученко, 2003];

• обучение предпринимательству на основе исключительно краткосрочных программ, реализуемых в контексте нефор-

мального образования (курсы молодых предпринимателей по учету и налогообложению, бизнес-планированию и инвестированию; бизнес-тренинги и мастер-классы), при этом каждая программа, как правило, ориентирована на развитие какой-либо одной стороны деятельности предпринимателя [Довбий, 2016].

Обозначенные особенности существенным образом снижали эффективность предпринимательского образования, не имевшего признаков системности и целостности, непрерывности и преемственности.

Начиная с середины 90-х гг. XX в. в научно-образовательном сообществе России развернулась активная дискуссия, посвященная проблемам подготовки и переподготовки кадров для рыночной экономики. В ходе дискуссии был сделан вывод о необходимости разработки и претворения в жизнь комплекса мер, нацеленных на подготовку и переподготовку кадров, готовых к ведению бизнеса. В том числе сформировалось понимание необходимости государственной поддержки формирующейся системы предпринимательского образования. Это нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (2001), где отмечается необходимость формирования у всех выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ готовности к открытию собственного дела [распоряжение Правительства № 1756-р].

Характеризуя ситуацию, сложившуюся в российском предпринимательском образовании в начале 2000-х гг., исследователи отмечали следующие его недостатки и проблемы, подлежащие разрешению:

• узко функциональная направленность имеющихся программ образования предпринимателей (маркетинг, менеджмент, финансовая деятельность, правовые аспекты или др.), не обеспечивающая адекватную взаимосвязь реальной профессиональной деятельности предпринимателя и его профессионального образования [Гайдученко, 2003];

• направленность имеющихся программ среднего и высшего профессионального образования на подготовку специалистов-исполнителей (наемных работников), в то время как задачи формирования выпускников как субъектов деятельности в сфере предпринимательства не реализуются [Барыжикова, 2004].

Таким образом, уточненный к началу 2000-х гг. заказ на предпринимательское образование содержал две новые составляющие: во-первых, требование подготовки предпринимателей-профессионалов в системе формального профессионального образования (среднего и высшего); во-вторых, требование дополнительного предпринимательского образования для специалистов средней и высшей квалификации различных направлений подготовки. (Отметим, что ни то, ни другое требование до настоящего времени не реализовано, на что указывают современные исследователи в публикациях последних лет [Клюев, Яшин, 2016; Предпринимательское образование в России и за рубежом..., 2015].)

Существенный шаг в развитии предпринимательского образования в России был сделан в 2008 г., когда ведущими российскими университетами (среди которых МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МФПУ «Синергия», МИРБИС) была создана Российская ассоциация обучения предпринимательству (РА-ОП). Ведущей задачей Ассоциации определена разработка программно-методических и учебно-методических материалов по обучению предпринимательству на уровне программ СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, имеющих преемственный характер, эта работа начата в 2012 г. [Предпринимательское образование в России и за рубежом., 2015]. Таким образом, впервые в практической плоскости был поставлен вопрос о формировании системы предпринимательского образования, основанной на принципах непрерывности и преемственности.

Современный этап развития предпринимательского образования в России

Современный этап (2010-е гг.) развития предпринимательского образования в России можно характеризовать как завершение первичного становления и формирование системы. В качестве своего рода сумматив-ного показателя, отражающего результаты предыдущего этапа, можно рассматривать данные, полученные в исследовании EY «Барометр предпринимательской деятельности», проведенном в рамках G20. Исследование показало, что Россия находится на 14-м месте среди 20 стран по уровню образования в области предпринимательства (для сравнения: ЮАР на 11-м, США на 3-м, Франция на 1-м) [Баранова, Мезина, 2015].

Для нового этапа развития российского профессионального образования характерны принципиально иные задачи и запросы, такие как научная рефлексия достигнутых результатов, выявление основных проблемных зон и обоснование приоритетных направлений развития; повышение качества предпринимательского образования, развитие его интеграции с бизнес-сферой, использование его возможностей для повышения эффективности деятельности вузов и др.

В имеющейся на сегодняшний день структуре отечественного предпринимательского образования могут быть выделены следующие компоненты [Довбий, 2016; Предпринимательское образование в России и за рубежом., 2015]:

1) формальное обучение: школа, учреждения среднего профессионального, высшего (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и бизнес-образования (МВА, DBA) в форме специализированных программ подготовки либо факультативов; к этой же группе можно отнести программу «Экономика предпринимательства» для аспирантов;

2) корпоративные программы обучения предпринимательской направленности;

3) обучение (повышение квалификации) предпринимателей на регулярных обучающих сессиях, курсах, семинарах, тренингах; сюда же можно отнести и относительно продолжительные обучающие программы, в том числе с государственным финансированием, ориентированные на стартаперов и участников бизнес-инкубаторов;

4) неформальное обучение детей, молодежи, дееспособных граждан в форме предпринимательских проектов, деловых игр и др.;

5) неформальные инструменты повышения квалификации в виде различных форм ассоциирования и обмена опытом.

По отношению к вузовской ступени подготовки современный этап развития предпринимательского образования в России характеризуется заметной противоречивостью. С одной стороны, трудно не согласиться с Ю. Б. Рубиным, когда он пишет о том, что «в настоящее время обучение предпринимательству в России носит преимущественно неформальный характер» [Предпринимательское образование в России и за рубежом..., 2015, с. 5], поскольку в российском высшем образовании отсутствует направление подготовки с названием «Предпринимательство». Как отмечает в связи с этим А. К. Клюев, «с некоторой долей условности, программами предпринимательского образования <могут быть> названы программы, в которых, судя по их названиям, должно происходить овладение студентов предпринимательскими компетенциями... например, программы с названиями «Экономика предпринимательства», «Предпринимательство в инновационной сфере», «Управление малым бизнесом», «Организация предпринимательской деятельности», «Инноватика и предпринимательство (по отраслям)» и т. д.» [Клюев и др., с. 9]. Такие программы, по данным А. К. Клюева, в 2017 г. реализуются на уровне бакалавриата — в 58 вузах и на уровне магистратуры — в 32 вузах, при этом «чаще всего в портфеле образовательных программ

вузов присутствует лишь одна программа предпринимательского образования (независимо от уровня)» [Клюев и др., 2017, с. 10]. Характеризуя профильную принадлежность предпринимательских программ, исследователь отмечает две особенности: во-первых, большинство их (независимо от уровня подготовки) сосредоточены в сфере экономики и менеджмента; во-вторых, налицо «практически полное отсутствие предпринимательских траекторий обучения на естественно-научных, технических, гуманитарных и других направлениях подготовки» [Клюев и др., 2017, с. 11].

С другой стороны, анализ основных образовательных программ высшего образования (ступень бакалавриата) показывает, что те или иные модели предпринимательского образования встроены в подготовку по самым разным направлениям: не только экономического и менеджерского профиля, но и технологического, нефтегазового, аграрного, туристского, педагогического — при подготовке как учителей технологии и предпринимательства, так и педагогов других профилей, включая педагогов начального и дошкольного образования, а также педагогов-психологов, и более того, по направлению подготовки «Судебная экспертиза». При этом как используемые подходы, так и объем изучаемого содержания существенно различаются.

В качестве примера наиболее широкой содержательной базы предпринимательской подготовки может быть представлена бакалаврская программа по направлению 38.03.02 «Менеджмент». В данном случае, несмотря на множество дисциплин предпринимательской направленности, а также косвенно обеспечивающих предпринимательскую деятельность, налицо определенная мозаичность такого подхода, не позволяющего сформировать у выпускника на достаточном уровне комплекс компетенций, необходимых для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности. Это является следствием недостаточной

определенности целей подготовки, выраженной в компетентностной модели выпускника, где достаточно стихийно переплетены профессиональные и общие компетенции предпринимателя, менеджера и «менеджера-предпринимателя».

Проведенное в 2013 г. Центром предпринимательства ВШМ СПбГУ исследование 32 вузов показало, что практика предпринимательского образования реализуется на четырех различных уровнях: в 60% обследованных вузов курсы по предпринимательству отсутствуют; в 17% введены отдельные курсы по предпринимательству и (или) инновационному менеджменту; в 23% вузах функционируют специализированные кафедры или центры предпринимательства; в 8% вузов существует стратегия развития предпринимательского образования с полным циклом поддержки стартапов [Предпринимательское образование в России и за рубежом..., 2015, с. 34].

По данным исследования GUESS, около 60% опрошенных студентов российских вузов признали, что за время обучения у них не было ни одного курса по предпринимательству, а остальным 40% предлагался лишь один курс по выбору [Клюев и др., 2017, с. 7]. В результате исследования, проведенного И. А. Фроловой (2017), выявлено, что лишь 28,7% опрошенных студентов российских вузов «согласны с утверждением, что в их вузе создаются условия, побуждающие к занятию предпринимательской деятельностью» [Фролова, 2017, с. 91]. А. К. Клюев и А. А. Яшин (2017) констатируют, что на всех уровнях профессионального образования по-прежнему отсутствует установка на формирование предпринимательских компетенций; «система профессионального образования традиционно ориентируется на «производство» будущих наемных работников, а не на самозанятость и способность выпускников создавать собственные бизнесы» [Клюев, Яшин, 2016, с. 26-27].

Таким образом, в настоящее время более или менее полноценная (системная) практи-

ка обучения предпринимательству в российских образовательных организациях пока представлена наработками отдельных вузов, среди которых Уральский федеральный университет (УрФУ) имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Казанский национальный исследовательский технологический университет, НИУ «Высшая школа экономики», МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, МИРБИС [Клюев и др., 2017; Клюев, Яшин, 2016; Предпринимательское образование в России и за рубежом., 2015], а также НИТУ «МИСиС», в котором авторы этой статьи работают преподавателями кафедры «Экономика и менеджмент малого предпринимательства» — базовой кафедры Общероссийской общественной организации «Опора России».

Формирование системы предпринимательского образования

Констатируя проблемный характер современного этапа развития предпринимательского образования в России, различные авторы формулируют те или иные задачи организационно-управленческого либо научно-методического характера, решение которых, по их мнению, должно способствовать формированию в России полноценной системы предпринимательского образования:

• признание предпринимательского образования «самодовлеющей областью образования» (Ю. Б. Рубин), равноценной менеджменту и экономике, разработка базовой концепции и стандартов обучения предпринимательству [Предпринимательское образование в России и за рубежом., 2015];

• формирование системы непрерывного предпринимательского образования, на первом этапе в виде комплекса преемственных основных образовательных программ по линии СПО — бакалавриат — магистратура [Клюев, Яшин, 2016];

• разработка и реализация в рамках программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса, «программ социально-психологической поддержки, психологического сопровождения, отбора и обучения предпринимателей малого и среднего бизнеса на протяжении всей их бизнес-карьеры и предпринимательской деятельности» [Белова, 2012];

• устранение имеющегося в образовательных программах дисбаланса между профессиональными и общими компетенциями, приведение их в соответствие с реальными запросами рынка труда и особенностями профессиональной деятельности предпринимателя [Клюев и др., 2017];

• развитие и широкое внедрение практи-коориентированных форм и педагогических технологий, обеспечивающих формирование у студентов собственного опыта предпринимательской деятельности и соответствующих компетенций, а также накопление необходимых внешних ресурсов.

Анализ современного предпринимательского образования

Одна из особенностей современного этапа развития отечественного предпринимательского образования состоит в том, что оно становится предметом многостороннего научного анализа. Группа исследователей под руководством А. К. Клюева выделяет три основных направления отечественных исследований в области предпринимательского образования:

1) изучение предмета предпринимательского образования в системе российского высшего образования и его составных частей; характеристика подходов к высшему предпринимательскому образованию, используемых в зарубежных странах и пока не применяемых в России;

2) обсуждение компетенций и технологий предпринимательского образования на уровнях общего, среднего профессионального и высшего образования;

3) исследование роли высшего образования как фактора формирования инновационной предпринимательской среды университетов; становление и развитие модели «предпринимательского вуза» в России [Клюев и др., 2017, с. 8-9].

Первое в нашей стране системное монографическое исследование проблем предпринимательского образования было подготовлено авторским коллективом под руководством Ю. Б. Рубина в 2015 г. [Рубин, 2015].

Одним из результатов научных исследований, направленных на обобщение и анализ практики предпринимательского образования, стало выявление двух групп условий, обеспечивающих эффективность подготовки предпринимателей в современных российских вузах — соответственно, внешних и внутренних относительно вуза, реализующего программы подготовки предпринимателей.

1. Организационно-педагогические условия, связанные с формированием широкой предпринимательской среды, способствующей развитию высшего предпринимательского образования:

• развитие предпринимательской инфраструктуры, бизнес-инкубаторов, технологических парков, венчурных фондов;

• сотрудничество предпринимательских структур и системы образования;

• государственная поддержка и реализация специальных программ в сфере предпринимательского образования;

• включение этапа вузовской подготовки предпринимателей в систему непрерывного предпринимательского образования;

• международное сотрудничество;

• прямые формы поддержки студентов-предпринимателей и др.

2. Организационно-содержательные и организационно-методические условия, реализуемые в рамках образовательного процесса конкретного вуза:

• проектирование содержания предпринимательского образования на основе си-

стемного анализа профессиональной деятельности предпринимателя;

• широкое использование активных и интерактивных форм и методов учебной работы, в том числе обеспечивающих непосредственное вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность;

• изменение преподавательской позиции и др.

По мнению ряда авторов, предпринимательское образование в вузе тесно связано с инновационно-предпринимательской деятельностью самого вуза(модель «предпринимательский университет»), при этом последняя выступает своего рода рамочным условием и, более того, фактором эффективности предпринимательской подготовки студентов. В такой «рамочной» инновационно-предпринимательской деятельности вуза может быть выделен ряд взаимосвязанных направлений, среди которых:

1) организация и развитие сотрудничества по вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза между самим вузом и его институциональными партнерами;

2) организация в вузе открытых центров поддержки инноваций;

3) разработка и внедрение инновационных коммерческих продуктов и услуг на основе результатов интеллектуальной деятельности подразделений вуза;

4) проведение маркетинговых исследований и организация рынков сбыта инновационных продуктов;

5) выполнение научно-исследовательских работ, которые направлены на создание инновационных продуктов или технологий, обладающих высоким коммерческим потенциалом и др. [Манузина, Нори-на, 2013].

В зависимости от того, какие условия и в каком соотношении принимаются в качестве базовых, различные авторы предлагают разные подходы к построению моделей предпринимательского образования. Существуют и различные попытки классифика-

ции таких подходов. Так, по мнению Е. А. Михайловой, существуют три основных подхода к организации предпринимательского образования, первый из которых — введение в систему высшего образования нового направления подготовки «Предпринимательство» — в настоящее время остается на уровне теоретической идеи, тогда как два остальных реализуются в практике — это создание при учебном заведении предпринимательской инфраструктуры (бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов), а также организация проектной деятельности, направленной на формирование комплекса предпринимательских компетенций [Михайлова, 2016]. В силу того, что период начального становления предпринимательского образования в современной России еще не завершился, полноценная классификация моделей предпринимательского образования вряд ли может быть создана. Отметим далее лишь некоторые базовые идеи, положенные в основу практических подходов или моделей подготовки предпринимателей в системе среднего профессионального и высшего образования, находящихся на стадиях проектирования, апробации или реализации:

• введение в образовательную программу самостоятельного курса «Основы предпринимательской деятельности», «Введение в предпринимательскую деятельность» или другого подобного курса;

• междисциплинарная содержательная интеграция базового (например, технологического, аграрного, психолого-педагогического или др.) и дополнительного (предпринимательского) образования, реализуемого на базе факультативов, спецкурсов, дополнительных образовательных программ;

• обучение предпринимательству посредством организации различных форм внеаудиторной деятельности студентов (семинаров, круглых столов, бизнес-игр, бизнес-клубов, бизнес-симуляций, конкурсов бизнес-планов, различных конференций и саммитов предпринимателей и др.), пред-

полагающее комплексное решение учебных и воспитательных задач на основе проек-тно-исследовательской деятельности;

• создание учебных фирм — коммерческих предприятий по основному профилю обучения, организованных вузом или отдельными преподавателями, на базе которых студенты проходят предпринимательские практики и стажировки и вовлекаются в реальную предпринимательскую деятельность;

• предпринимательская подготовка студентов на базе специально созданной в образовательной организации инфраструктуры поддержки студенческих стар-тапов — бизнес-инкубаторы, бизнес-школы, центры развития молодежного предпринимательства, технопарки, инновационные комплексы, тренинговые и консультационные программы, тьюторинг и др.;

• формирование учебной бизнес-среды в рамках модели «предпринимательского университета», что предполагает формирование в вузе особой предпринимательской атмосферы, когда сам вуз демонстрирует своего рода «ролевую модель» предпринимательской деятельности.

Не требуется глубокого анализа, чтобы понять, что обозначенные подходы существенно различаются по ряду ключевых признаков, прежде всего по комплексности и ресурсоемкости. Однако данных об их сравнительной эффективности, как «соотношения затрат и результатов», на сегодня не существует.

Можно предположить, что условия эффективности предпринимательского образования должны быть реализованы в комплексе, а значит, представленные подходы являются не столько альтернативными, сколько взаимодополняющими. Будучи воплощены в сочетании друг с другом, они способны вызвать своего рода синергети-ческий эффект в формировании профессиональных и общих компетенций предпринимателя. В связи с этим исследователь Т. В. Цуканова вводит понятие «предпри-

нимательское портфолио вуза», в которое включает, по ее мнению, необходимый и достаточный комплекс средств, обеспечивающих возможность студентов развивать собственные предпринимательские проекты в вузе, а именно: 1) курсы по предпринимательству; 2) встречи с предпринимателями; 3) широко понимаемую предпринимательскую атмосферу вуза (включая соответствующую инфраструктуру, а также «модериру-ющий эффект» — предоставляемую вузом возможность работать над развитием собственных предпринимательских проектов, с получением необходимой консультативной и иной поддержки от вуза) [Цуканова, 2017].

Заключение

В заключение статьи обобщим основные особенности современного этапа развития предпринимательского образования в российских вузах:

1) задача построения системы высшего предпринимательского образования признана значимой задачей на уровне государства и научно-образовательного сообщества;

2) все имеющиеся модели предпринимательского образования в вузах, несмотря на их видимое многообразие, ориентированы на подготовку выпускника к роли предпринимателя в качестве дополнительной, вторичной цели образования и реализуются в рамках иных (не предпринимательских) направлений подготовки;

3) комплекс условий, необходимых для эффективного формирования комплекса предпринимательских компетенций у выпускников, создан лишь в единичных вузах страны, реализующих модель предпринимательского университета; в большинстве вузов представлены единичные курсы предпринимательской направленности на основе традиционных форм и методов обучения и на неподготовленной кадровой базе;

4) преимущественно решается задача формирования профессиональных компе-

тенций предпринимателя, связанная с его финансово-экономической подготовкой, тогда как задачи формирования общих компетенций чаще всего остаются за пределами содержания предпринимательского образования в российских вузах.

В этих условиях актуальной задачей становится поиск системообразующего начала, обеспечивающего целостность и результативность подготовки студентов к собственной предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, в существующих условиях непрофильного (для предпринимателя) высшего образования. Верное решение этой задачи позволит, по мнению авторов этой статьи, стать прорывным шагом на пути развития высшего предпринимательского образования в современной России.

Список литературы

1. Баранова Н. А, Мезина Л. Г. Тенденции развития предпринимательского образования в России // Глобальный научный потенциал. 2015. № 10 (55). С. 129-131.

2. Барыжикова Е. В. Организационно-педагогические условия обеспечения единства теоретического и практического компонентов обучения основам предпринимательства: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2004. 190 с.

3. Белова Е. В. Личностные особенности успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса: дисс. . канд. психол. наук. СПб., 2012. 185 с.

4. Гайдученко Т. Н. Профессиональное образование как фактор формирования и развития социальной группы предпринимателей: дисс. ... канд. соц. наук. Казань, 2003. — 190 с.

5. Довбий И. П. Проблемы предпринимательского образования в контексте развития семейного предпринимательства // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 4 (34). С. 10-19.

6. Клюев А. К., Багирова А. П., Яшин А. А, Забокриц-кая Л. Д. Предпринимательское образование в университетах страны: масштабы, виды программ, баланс компетенций // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). С. 6-20.

7. Клюев А. К., Яшин А. А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 22-33.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» // Профессиональное образование. 2002. № 5. С. 17-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Манузина Е. Б., Норина Е. Э. Особенности подготовки студентов к предпринимательской деятельности в инновационно привлекательном регионе // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 213-215.

10. Михайлова Е. А. Развитие предпринимательской компетентности обучающихся как фактор формирования надпредметных компетенций // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2016. № 4. С. 76-78.

11. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество. Монография / под общ. ред. Ю. Б. Рубина. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. — 416 с.

12. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.

13. Фролова И. А. Предпринимательская активность как выбор жизненной стратегии студенческой молодежи в национальных исследовательских университетах // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). С. 84-93.

14. Цуканова Т. В. Роль вуза в формировании предпринимательских намерений студентов: российский контекст // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). С. 69-83.

References

1. Baranova N. A., Mezina L. G. Tendentsii razvitiya predprinimatel'skogo obrazovaniya v Rossii [Trends in Entrepreneurial Education in Russia]. Global'nyi nauchnyi po-tentsial, 2015, no. 10 (55), pp. 129-131.

2. Baryzhikova E. V. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya obespecheniya edinstva teoreticheskogo i prakticheskogo komponentov obucheniya osnovam predprinimatel'stva. Diss. k. p. n. [Organizational and pedagogical conditions for ensuring the unity of the theoretical and practical components of teaching the basics of entrepreneurship. Ph. D. ped. sci. diss.]. Moscow, 2004, 190 p.

3. Belova E. V. Lichnostnye osobennosti uspeshnykh pred-prinimatelei malogo i srednego biznesa: diss. k. psikh. n. [Personal characteristics of successful entrepreneurs small and medium business. Ph. D. (Psychology) diss.]. Saint-Petersburg, 2012, 207 p.

4. Dovbii I. P. Problemy predprinimatel'skogo obrazovaniya v kontekste razvitiya semeinogo predprinimatel'stva [Problems of entrepreneurship education in the context of the development of family business]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspect, 2016, vol. 8, no. 4 (34), pp. 10-19.

5. Frolova I. A. Entrepreneurial activity as a choice of the life strategy of national research universities students. Journal of Modern Competition. 2017, vol. 11, no. 1 (61), pp. 84-93.

6. Gaiduchenko T. N. Professional'noe obrazovanie kak faktor formirovaniya i razvitiya sotsial'noi gruppy predprinimatelei. Diss. k. sots. n. [Professional education as a factor in the formation and development of a social group of entrepreneurs. Ph. D. soc. sci. diss.]. Kazan', 2003, 190 p.

7. Klyuev A. K., Bagirova A. P., Yashin A. A., Zabokritska-ya L. D. Entrepreneurial education in Russian universities: scope, types of programs, balance of competences. Journal of Modern Competition 2017, vol. 11, no. 1 (61), pp. 6-20.

8. Klyuev A. K., Yashin A. A. Programmy predprinimatel'skogo obrazovaniya vsovremennom universitete [Entrepreneur-

ship educational programs in the modern university]. Vys-shee obrazovanie v Rossii, 2016, no. 1, pp. 22-33.

9. Kontseptsiya modernizatsii rossiiskogo obrazovaniya na period do 2010 g. (rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2001, № 1756-r). [Order of the government of the Russian Federation of December 29, 2001, № 1756-r «On the Concept of Modernizing Russian Education for the Period to 2010»]. Professional'noe obrazovanie, 2002, no. 5, 17-20 p.

10. Manuzina E. B., Norina E. E. Osobennosti podgotovki stu-dentov k predprinimatel'skoi deyatel'nosti v innovatsionno privlekatel'nom regione [Peculiar features of students training for innovative business in the innovation-attractive region]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2013, no. 6 (43), pp. 213-215.

11. Mikhailova E. A. Razvitie predprinimatel'skoi kompetent-nosti obuchayushchikhsya kak faktor formirovaniya nad-

predmetnykh kompetentsii [Developing entrepreneurial skills as a factor of building trans-subject competencies in students]. Vestnik GOU DPO TO «IPK i PPRO TO». Tul>skoe obrazovatel>noe prostranstvo. 2016, no. 4, pp. 76-78.

12. Predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom: istoriya soderzhanie, standarty, kachestvo. Monografi-ya / pod obshch. red. Yu. B. Rubina. Moscow, Universitet «Sinergiya», 2015, 416 p.

13. Rubin Yu. B. Vysshee predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii: diagnostika problem [Entrepreneurship education in Russia: diagnosis of the problem]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015, no. 11, pp. 5-17.

14. Tsukanova T. V. The effect of Universities on students' entrepreneurial intentions: the context of Russia. Journal of Modern Competition. 2017, vol. 11, no. 1 (61), pp. 69-83.

Yu. Pesotskii, National University of Science and Technology MISIS, Moscow, Russia, pessotski@yandex.ru

O. Grigoreva, National University of Science and Technology MISIS, Moscow, Russia, oporakadry@mail.ru

A. Chistova, National University of Science and Technology MISIS, Moscow, Russia, chistova.alexandra@gmail.com

The system analysis of the current state of entrepreneurship education in universities in the Russian Federation

The modern stage of development of business education in Russia can be characterized as the completion of primary formation of the system. Identifies the main components of entrepreneurship education, with particular attention paid to the training of entrepreneurs in universities: the basic ideas and approaches that underlie such training, presents the main pedagogical conditions of its effectiveness, identified current problems and contradictions. The leading problem is the lack of specialized training programs in the field of «Entrepreneurship». Training of entrepreneurs is conducted through a variety of bachelor, on the basis of various educational models, significantly different to its pedagogical effectiveness and do not have signs of consistency and complexity. In this regard, the main task of the current phase is the backbone of beginning the search, ensure the integrity and effectiveness of preparing students for their own entrepreneurial activities in the sphere of small and average business, on the basis of existing non-core («non-entrepreneur») higher education programs.

Keywords: preparation of entrepreneurs, higher education, entrepreneurial University, entrepreneurship teaching.

About authors:

Yu. Pesotskii, Dr. of Pedagogy; O. Grigoreva, PhD in Economics; A. Chistova, PhD applicant

For citation:

Pesotskii Yu., Grigoreva O., Chistova A. The system analysis of the current state of entrepreneurship education in universities in the Russian Federation. Journal of Modern Competition, 2018, vol. 12, no. 1 (67), pp. 6-15 (in Russian, abstr. in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.