Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИКА / СТАРТАП / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / АМЕРИКАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЕКТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВУЗ / БИЗНЕС-ШКОЛА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДУХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич, Семёнова Анастасия Андреевна

Низкие темпы экономического роста в России обусловлены мизерной долей малого предпринимательства в структуре ВВП. В США и Китае эта доля составляет более 60%, в России - чуть более 20%. Среди сдерживающих факторов развития российского предпринимательства автор в статье выделяет отсутствие проверенных десятилетиями дидактических моделей создания собственного бизнеса с нуля на рынках свободной конкуренции. В российских реалиях с успешными предпринимателями ассоциируют миллиардеров, которые в 90-е годы успели «прихватизировать» экспортно-ориентированные сырьевые промышленные предприятия бывшего Советского Союза. Этот факт нисколько не способствует созданию так называемой «американской мечты» в российском обществе. Перелом в сознании людей может наступить только при массовой пропаганде успешного предпринимательского опыта и повороте государственной власти к предпринимателям лицом. Обучение предпринимательству даёт студентам навыки, необходимые для создания новой компании или семейного бизнеса, что, в свою очередь, приводит к экономическому росту в стране. Основная цель статьи заключается в систематизации взглядов на обучение предпринимательству, объединяя при этом достижения экономических и поведенческих наук и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич, Семёнова Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EDUCATION ON THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP

Low rates of economic growth in Russia are due to the meager share of small business in the structure of GDP. In the USA and China, this share is more than 60%, in Russia - a little more than 20%. Among the constraining factors for the development of Russian entrepreneurship, the author emphasizes the absence of didactic models of creating one’s own business from scratch in free competition markets, proven over decades. In Russian realities, billionaires are associated with successful entrepreneurs, who managed to “grab” export-oriented raw material industrial enterprises of the former Soviet Union in the 1990s. This fact does not contribute at all to the creation of the so-called “American dream” in Russian society. A turning point in the minds of people can occur only with the mass propaganda of successful entrepreneurial experience and the turning of state power towards entrepreneurs. Entrepreneurship training gives students the skills necessary to create a new company or family business, which, in turn, leads to economic growth in the country. The main goal of the article is to systematize the views on entrepreneurship education, while combining the achievements of economic and behavioral sciences and pedagogy.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

педагогические Татаринов Константин Анатольевич, Семёнова Анастасия Андреевна

науки ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ...

УДК 378.018.43

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0054

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© 2020

AuthorlD: 448794

SPIN: 7563-3025

Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Семёнова Анастасия Андреевна, магистрант кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail:anastasia958@mail.ru)

Аннотация. Низкие темпы экономического роста в России обусловлены мизерной долей малого предпринимательства в структуре ВВП. В США и Китае эта доля составляет более 60%, в России - чуть более 20%. Среди сдерживающих факторов развития российского предпринимательства автор в статье выделяет отсутствие проверенных десятилетиями дидактических моделей создания собственного бизнеса с нуля на рынках свободной конкуренции. В российских реалиях с успешными предпринимателями ассоциируют миллиардеров, которые в 90-е годы успели «прихватизировать» экспортно-ориентированные сырьевые промышленные предприятия бывшего Советского Союза. Этот факт нисколько не способствует созданию так называемой «американской мечты» в российском обществе. Перелом в сознании людей может наступить только при массовой пропаганде успешного предпринимательского опыта и повороте государственной власти к предпринимателям лицом. Обучение предпринимательству даёт студентам навыки, необходимые для создания новой компании или семейного бизнеса, что, в свою очередь, приводит к экономическому росту в стране. Основная цель статьи заключается в систематизации взглядов на обучение предпринимательству, объединяя при этом достижения экономических и поведенческих наук и педагогики.

Ключевые слова: предпринимательская педагогика, стартап, предпринимательское образование, классическое обучение, американские университеты, действующие предприниматели, предпринимательский менталитет, дидактические методы, экономическое образование, бизнес-проект, экономический вуз, бизнес-школа, предпринимательский дух.

INFLUENCE OF EDUCATION ON THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ENTREPRENEURSHIP

© 2020

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Semenova Anastasia Andreevna, undergraduate of the department Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail:anastasia958@mail.ru)

Abstract. Low rates of economic growth in Russia are due to the meager share of small business in the structure of GDP. In the USA and China, this share is more than 60%, in Russia - a little more than 20%. Among the constraining factors for the development of Russian entrepreneurship, the author emphasizes the absence of didactic models of creating one's own business from scratch in free competition markets, proven over decades. In Russian realities, billionaires are associated with successful entrepreneurs, who managed to "grab" export-oriented raw material industrial enterprises of the former Soviet Union in the 1990s. This fact does not contribute at all to the creation of the so-called "American dream" in Russian society. A turning point in the minds of people can occur only with the mass propaganda of successful entrepreneurial experience and the turning of state power towards entrepreneurs. Entrepreneurship training gives students the skills necessary to create a new company or family business, which, in turn, leads to economic growth in the country. The main goal of the article is to systematize the views on entrepreneurship education, while combining the achievements of economic and behavioral sciences and pedagogy.

Keywords: предпринимательская педагогика, стартап, предпринимательское образование, классическое обучение, американские университеты, действующие предприниматели, предпринимательский менталитет, дидактические методы, экономическое образование, бизнес-проект, экономический вуз, бизнес-школа, предпринимательский дух.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. За последние 28 лет в России в вузах появились различные формы обучения студентов предпринимательству [1]. Лидерами в этой области являются американские университеты. Предпринимательские дисциплины читают в технических, биологических и творческих вузах, а не только в бизнес-школах. Результатом распространения предпринимательского менталитета в американском обществе является то, что на 250 млн. жителей в США приходится 17 млн. долларовых миллионеров (официально декларируют доход более 1 млн. долларов), а в России на 147 млн. человек приходится всего 0,140 млн. долларовых миллионеров. На одного условного жителя в США в 71,4 раза больше среднего класса, чем в России. В нашей стране из-за отсутствия условно богатых людей, по заявлению премьер-министра М.В. Мишустина, даже бессмысленно вводить прогрессивный подоходных налог.

Поэтому во всех демократичных странах предпринимаются энергичные действия для развития пред-

принимательского образования, при значительной политической и финансовой поддержке со стороны государственных органов власти и частных фондов [2]. Предпринимательские отношения в обществе могут быть сформированы посредством учебных программ, в том числе и на академическом (формальном) уровне. Образование для предпринимателей - это способ активизации социально-экономического развития страны

[3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В научных работах, посвящённых вопросам предпринимательского образования, появилось несколько статей, описывающих дидактические методы и инструменты. Вопросами обучения ведению бизнеса занимались такие ученые, как: И.Л. Яремчук, Д.Ф. Барсукова, О.В. Шнайдер, В.А. Памурзин, Р.Р. Яруллин, А.С. Зайцева, Т.Р. Терешкина, С.В. Терещенко, Н.П. Залкина, И. Барман, К. Туили, М.

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Semenova Anastasia Andreevna pedagogical

INFLUENCE OF EDUCATION ON THE DEVELOPMENT ... sciences

Лаала, Ю.И. Бушенева, Ю.Н. Стецюнич, Ю.Б. Рубин, М.В. Леднев, Д.П. Можжухин, Ю.М. Бобрицкая, Н.В. Морозова, М.К. Загорская.

Яремчук И.Л. отмечает, что предпринимательство немыслимо без творческого поиска и новаторских идей, а для его развития необходимо укрепление авторитета предпринимателя в обществе [4]. Барсукова Д.Ф. главным препятствием развитию предпринимательства в университетской среде считает отсутствие успешного предпринимательского опыта у преподавателей [5]. Шнайдер О.В., Памурзин В.А. говорят о том, что кроме материальной выгоды предпринимательство позволяет молодым людям самореализоваться в обществе и переобучиться в условиях изменчивой экономики [6]. Яруллин Р.Р. рассматривает юридическую безграмотность предпринимателей как основной фактор отсутствия страхования различного рода сделок [7]. Зайцева А.С. выдвигает несколько причин отсутствия бизнес-знаний у начинающих предпринимателей: большая занятость рутинными процессами, потеря актуальности прежних компетентностей и отсутствие экономического образования [8]. Терешкина Т.Р., Терещенко С.В. рассматривают метод кейсов как принцип проблемно-ориентированного обучения, позволяющий студенту сначала самому решить проблему, а затем прослушать лекцию о возможных путях разрешения данной ситуации [9]. Залкина Н.П. предлагает логическую схему формирования предпринимательских компетенций в вузе через отбор вариативной и обязательной частей образовательной программы [10]. Барман И., Туили К., Лаала М. считают, что возможность овладеть предпринимательскими навыками есть у каждого, но, чтобы стать предпринимателем с большой буквы нужны уникальные навыки и творчество [11]. Бушенева Ю.И., Стецюнич Ю.Н. говорят о том, что прививать предпринимательскую культуру нужно со школьной скамьи, когда дети получают азы финансовой грамотности, пользуясь электронными деньгами и банковскими картами [12]. Рубин Ю.Б., Леднев М.В., Можжухин Д.П. считают, что матрицы предпринимательских компетенций - это инструмент внутривузовской стандартизации и гармонизации [13]. Бобрицкая Ю.М., Морозова Н.В., Загорская М.К. определяют причину нежелания студентов планировать своё будущее в сфере предпринимательства, как значительное расхождение между постановлениями правительства и реальной жизнью [14].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в том, чтобы определить роль образования в развитии предпринимательства в России. Для этого необходимо решить задачи:

- определить современные методы обучения предпринимательству;

- выявить отличия предпринимательского обучения от экономического.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Инициатива, инновации и предпринимательские взгляды на жизнь стали основными атрибутами стран «золотого миллиарда» (США, Китай, Европейский Союз), поэтому при формировании предпринимательских программ необходимо учитывать не только развитие профессиональных знаний и навыков, но и создание благоприятного отношения в российском обществе к предпринимателям [15].

Термин «предпринимательская педагогика» не распространён в педагогической среде, а в научной - вообще не известен. Целью предпринимательской педагогики является не передача знаний или реализация запланированного поведения, а общая нацеленность на побуждение предпринимательству. Экономическое образование тесно связано с экономическими науками и способствует распространению знаний в обществе об экономических процессах [16]. Бизнес-образование бывает, как общим, так и отраслевым. Наиболее важным 238

элементом экономического образования является «финансовая грамотность» [17-19]. Отделить предпринимательское образование от экономического очень трудно (табл. 1) [20, 26].

Таблица 1. - Сравнение экономического и предпринимательского образования

Экономическое обучение Предпринимательское обучение

Обучение через литературные источники Обучение через дебаты

Учится у учителя Учится друг у друга

Пассивная роль студента Активная роль студента

Обучение в рамках учебной программы Обучение через собственный опыт с учётом рекомендаций эксперта

Обратная связь от учителя Обратная связь от многих людей

Обучение в формальной среде по жёсткому учебному плану Обучение в неформальной среде по гибкому учебному плану

Обучение без чужих шаблонов Обучение путём подражания лучшим практикам

Боязнь ошибок и неудач в обучении Метод проб и ошибок - основа обучения

Студенты делают конспекты лекций Студенты решают конкретные проблемы

Предпринимательская педагогика является противоположностью традиционному (академическому) обучению, особенно в детальных методах обучения. Наиболее распространены следующие методы обучения предпринимательству: наблюдение, словесное объяснение, самостоятельная практическая деятельность, дидактические игры и запрограммированное обучение. Предпринимательское обучение требует использование именно активных методов, которые инициируют собственную инициативу, творческое и критическое мышление и обучение «открытием нового для себя» [21]. Очень популярен в американских университетах метод отчетности, который состоит в ежедневном написании коротких отчётов по строгим принципам (история из жизни, глубокая рефлексия, «журнал успеха»). Предпринимательские методы обучения резко снижают монотонность, наблюдаемую у классических методов (конспектирование лекции или заучивание терминов), развивают навыки лидерства, ведения переговоров и работы в команде. Кроме того, они перевешивают классические с точки зрения степени закрепления навыков и хранения полезной информации, так как задействуют практически всю психологическую активность человека (переживания и гордость по поводу себя самого, признание у сокурсников и т.д.) [22].

Автор, среди самых прогрессивных дидактических методов и инструментов обучения предпринимательству, выделяет следующие:

1. Двухканальный метод распространён в американских бизнес-школах и основан на обмене опытом (вне семинаров) между студентами при подготовке собственных бизнес-проектов. Отдельные аспекты создания и ведения стартапа рассматриваются на практических семинарах под руководством опытного преподавателя-бизнесмена. Обязательство по созданию бизнес-концепции - это дидактическая процедура, хотя её реализация не является обязательной.

2. Целостный подход имитирует метод анализа критических ситуаций и принятия управленческих решений. Выбор альтернативы обсуждается в контексте их значения для успеха всей компании и формирует предпринимательский стиль управления.

3. Параллельное и взаимодополняемое использование различных дидактических инструментов. Например, бумажная версия учебника дополняется обширным специализированным веб-ресурсом и методическими советами преподавателя в онлайн-режиме.

4. Трёхпутевой метод предусматривает с самого на-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич, Семёнова Анастасия Андреевна ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ...

чала работу в большой базовой группе (30-50 человек), затем продолжение в небольших группах (3-7 человек) и сугубо индивидуальную работу. Кроме того, студенты в рамках учебной программы посещают по своему выбору лекции приглашённых действующих предпринимателей.

5. Если студенты старших курсов находятся на стадии фактического запуска своего бизнеса, то акцент уже делается не на обучение, а на коучинг и консалтинг. Однако, чтобы нанять опытного консультанта и оказать минимальную финансовую поддержку перспективным бизнес-проектам, вузам необходимо дополнительное внешнее финансирование.

В американских и западноевропейских дидактических программах доминирует смешанное обучение, которое позволяет подготовить бизнес-план в электронном виде, но при этом существует прямой контакт между преподавателем и учениками.

В развитых странах обычным явлением стало, когда менеджеры среднего звена покидают высокооплачиваемые должности в мегакорпорациях и создают свой первый собственный бизнес, используя ранее наработанный опыт и связи. Данная тенденция пока не наблюдается в нашей стране из-за того, что топ-менеджеры рассматривают дополнительный доход («откаты», «опционы на покупку акций по привилегированной цене», инсайдерская биржевая информация) от занимаемой должности как самый лучший стартап и в каком-то роде выступают в роли «иждивенцев» [23].

По-мнению автора, интересным представляется факт, что студенты технических вузов при получении предпринимательского образования имеют больше шансов на бизнес-успех, чем выпускники экономических вузов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В начале 90-х годов россияне демонстрировали «взрыв своего бизнеса» и для этого было достаточно лишь проявить инициативу и избежать некоторых незначительных управленческих ошибок, и можно было добиться больших успехов на абсолютно «голодном» рынке. Сейчас же россияне боятся IV технологической революции и выбирают статус госслужащего из-за огромного риска «прогореть» на «сверхнасышенном» рынке товаров и услуг со стороны зарубежных и российских корпораций [24]. Поэтому обучение предпринимательству должно охватывать всех россиян, чтобы изменить советский менталитет к «нетрудовым доходам» и создать лестный образ «богатого человека». Предпринимателям намного легче работать в тех странах мира, где национальная культура способствует развитию своего бизнеса.

Целью предпринимательского обучения является развитие у студентов творческих начал, инновационно-сти и способности с нуля создавать прибыльный бизнес. Также данное обучение способствует:

1. Развитию личных качеств (предпринимательского духа, инициативы, уверенности в себе, способности рисковать и быть независимым).

2. Повышению осведомлённости молодого поколения о самозанятости и возможностях специфической карьеры.

3. Работе над реальными бизнес-проектами.

4. Созданию деловых навыков о том, как быстро начать и успешно руководить собственной компанией.

Существуют реальные возможности сократить дистанцию между российскими университетами и лидерами обучению предпринимательству (американскими вузами). Это станет возможным при объединении усилий преподавателей из многопрофильных вузов в рамках реализации межуниверситетских и международных предпринимательских студенческих стартапов. Благодаря Интернету преподаватели и студенты имеют практически неограниченный опыт к современным методам обучения, лучшим мировым предприниматель-

ским достижениям и возможность получить консультацию у действующих предпринимателей [25, 26]. Также неоценимую роль информационно-коммуникационные технологии играют при подготовке собственных дидактических материалов [27]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Якимова Е. М. К вопросу о фундаментальности предпринимательской деятельности как научной категории / Е. М. Якимова // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9, № 1. - DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1)1.

2. Самаруха А.В. Актуальные проблемы развития финансирования технологического предпринимательства в России /А.В. Самаруха //Региональная Россия: история и современность. - 2018. - № 1. - С. 235-239.

3. Светник Т.В. Управление эффективностью бизнеса на стадии интенсивного роста малого предприятия / Т.В. Светник, Е.В. Федюкович // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 4. - С. 133-143.

4. Яремчук И.Л. Теория предпринимательства и основные аспекты ее развития /И.Л. Яремчук //Балтийский гуманитарный журнал.

- 2014. - № 1 (6). - С. 110-112.

5. Барсукова Д.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в процессе развития молодежного предпринимательства в университетской среде/Д.Ф. Барсукова//Балтийский гуманитарный журнал.

- 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 201-203.

6. Шнайдер О.В. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России / О.В. Шнайдер, В.А. Памурзин //Балтийский гуманитарный журнал. - 2014. - № 3 (8). - С. 101-104.

7. Яруллин Р.Р. Договорные взаимоотношения между субъектами предпринимательской деятельности / Р.Р. Яруллин // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 376-378.

8. Зайцева А.С. Обучение ведению бизнеса как форма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / А.С. Зайцева // Инновации и инвестиции. - 2018. - № 7. - С. 278-281.

9. Терешкина Т.Р. Инновационный метод обучения предпринимательству / Т.Р. Терешкина, С.В. Терещенко // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 3 (3). - С. 125-126.

10. Залкина Н.П. Современные подходы к формированию основных образовательных программ для обучения предпринимательству студентов профессиональных образовательных организаций / Н.П. Залкина // Профессиональное образование и общество. - 2017. - № 2 (22). - С. 173-178.

11. Барман И. Роль педагогики в обучении предпринимательству / И. Барман, К. Туили, М. Лаала // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 4 (65). - С. 40-61.

12. Бушенева Ю.И. Методические разработки по обучению предпринимательству в школе и вузе /Ю.И. Бушенева, Ю.Н. Стецюнич // Экономика нового мира. - 2019. - Т. 4. - № 3 (15). - С. 44-54.

13. Рубин Ю.Б. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате /Ю.Б. Рубин, М.В. Леднев, Д.П. Можжухин //Высшее образование в России. - 2017. - № 6. - С. 16-28.

14. Бобрицкая Ю.М. Обучение студентов предпринимательству: перспективы использования европейского опыта в России / Ю.М. Бобрицкая, Н.В. Морозова, М.К. Загорская //Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 5 (87). - С. 75-78.

15. Балашова М.А. Интеллектуальный капитал: сущность, способы измерения, критика источник / М.А. Балашова // Baikal Research Journal. - 2014. - № 1. - С. 22-22.

16. Суходолов А.П. Экономическое образование России и региона: ответ на модернизационные вызовы середины ХХ века / А.П. Суходолов, Д.Я. Майдачевский // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27. - № 2. - С. 123-130.

17. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России / Тагаров Б.Ж. //Креативная экономика. - 2018.

- Т. 12. - № 8. - С. 1201-1212.

18. Восканян Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 86-88.

19. Кондаурова И.К., Батаргалиева А.Б. Педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся 5-6 классов // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 23-25.

20. Суходолов А.П. Экономическое образование России и региона: ответ на модернизационные вызовы середины ХХ века / А.П. Суходолов, Д.Я. Майдачевский // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27. - № 1. - С. 5-10.

21. Музычук Т.Л. Образовательная мобильность студентов региональных вузов России / Т.Л. Музычук, И.В. Анохов, В.А. Зыкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -2018. - Т. 28. - № 4. - С. 472-482.

22. Озерникова Т.Г. Качество образования - приоритет развития университета / Т.Г. Озерникова, Т.А. Бутакова//Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25. - № 2. - С. 196-205.

23. Карпикова И.С. Феномен социального иждивенчества в оценках населения (на примере Иркутской области) / И.С. Карпикова И.С., Е.И. Нефедьева // Теория и практика общественного развития. - 2018.

- № 11 (129). - С. 36-41.

24. Музычук Т.Л. IV технологическая революция как вызов вузовскому сообществу / Т.Л. Музычук, А.М. Бычкова. -DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(4).581-586 // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 4. - С. 581-586._

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Semenova Anastasia Andreevna INFLUENCE OF EDUCATION ON THE DEVELOPMENT ...

pedagogical sciences

25. Анохов И.В. Движущие силы Индустрии 4.0 и ее последствия для человека и экономики. Новые основания для сборки общества / И.В. Анохов // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 3. - С. 379-387. - D0I:10.17150/2500-2759.2019.29(3)379-387.

26. Руденко А.А. Государственное регулирование предпринимательства: региональный аспект, проблемы и направления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 288-293.

27. Soioducho-Pelc L. Czy przedsiqbiorczosci mozna siq nauczyc

- wpfyw edukacji na rozwoj przedsiqbiorczosci / L. Soioducho-Pelc // Ksztaitowanie postaw przedsiqbiorczych a edukacja ekonomiczna. - 2007.

- S. 218-224.

Статья поступила в редакцию 29.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

240

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.