Научная статья на тему 'Обучение студентов предпринимательству: перспективы использования европейского опыта в России'

Обучение студентов предпринимательству: перспективы использования европейского опыта в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / TEACHING STUDENTS BUSINESS AND ENTERPRISE / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / INNOVATIVE METHODS / ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ / EUROPEAN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобрицкая Юлия Михайловна, Морозова Наталья Вячеславовна, Загорская Мария Константиновна

Обучение студентов предпринимательству способствует развитию малого и среднего бизнеса, составляющего основу экономики европейских стран. Применение инновационных методов обучения, позволяющих моделировать будущую профессиональную деятельность, вовлечение студентов в работу над различными по объему и содержанию бизнес-проектами давно вошли в практику европейских вузов. В статье рассматривается проблема обучения предпринимательству студентов российских вузов, возможность применения европейского опыта обучения студентов предпринимательству в вузах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобрицкая Юлия Михайловна, Морозова Наталья Вячеславовна, Загорская Мария Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов предпринимательству: перспективы использования европейского опыта в России»

3. Гризодуб Н. В., Чернышев Д. И. Теоретический анализ проблемы самостоятельной работы студентов колледжа технического профиля / № 2 (33), 2017.

4. Гучапшева З. М., Пивоварова Л. В. Интегративная дидактика: характеристика отечественных и зарубежных подходов. М.: Изд-во «Кредо», 2007.

5. Журавська Н. С. Оргашзацш самостшно! роботи студентш сшьгосптехшкуму (на матерiалах предмета агрономiчного циклу): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Журавська Нша Сташславшна. К., 1995. 267 с.

6. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 191 с.

7. Левкина Е. В. Методика преподавания биологии: учебно-практическое пособие / Е. В.Левкина; Бузулукский гуманитарно-технолог. институт (филиал) ОГУ. Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2013. 154 с.

8. Лернер Г. И. Педагогическая теория - современному учителю биологии. М., 2005.

9. Педагопчш технологи у неперервнш професшнш освт: [монографш / С. О. Сисоева, А. М. Алексюк, П. М. Воловк та ш.]; за ред. С. О. Сисоево!. К.: В1ПОЛ, 2001. 503 с.

10. Письмо МОН ДНР №5950 от 25.12.2015 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов» для образовательных учреждений системы СПО.

11. Пономарева И. Н. / Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П.Соломин, Г. Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 280 с.

12. Психологш особиспсно орiентованоl професшно! тдготовки учншсько! молодо Наук.-метод. поаб. / За ред. В. В. Рибалки; АПН Укра!ни. 1н-т педагогжи i психологи проф. освiти. К.; Тернопшь: Пiдручники i посiбники, 2002. 388 с.

13. ПуговкинА. П. Биология. 10-11 классы (базовый уровень): методическое пособие ( среднее -полное) образование/ А. П. Пуговкин, П. М. Скворцов, Н. А. Пуговкина. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 272 с.

14. Сидорчук Н. Г.Оргашзащя самоосвггньо! дшльносп майбуттх учтешь: теорiя та технологш формування: [монографш] / Ншель Герандiвна Сидорчук. Житомир: Вид-во ЖДУ, 2004. 168 с.

15. ТрайтакД. И. Проблемы методики обучения биологии. М., 2002. С. 128.

16. Чернилевский Д. В. Технология обучения в высшей школе: учеб. пособ. / Д. В. Чернилевский, О. К. Фиатов. М.: Экспедитор, 1996. 288 с.

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА В РОССИИ Бобрицкая Ю. М.1, Морозова Н. В.2, Загорская М. К.3

'Бобрицкая Юлия Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков; 2Морозова Наталья Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учёта; 3Загорская Мария Константиновна — ассистент, кафедра математических методов в управлении, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: обучение студентов предпринимательству способствует развитию малого и среднего бизнеса, составляющего основу экономики европейских стран. Применение инновационных методов обучения, позволяющих моделировать будущую профессиональную деятельность, вовлечение студентов в работу над различными по объему и содержанию бизнес-проектами давно вошли в практику европейских вузов. В статье рассматривается проблема обучения предпринимательству студентов российских вузов, возможность применения европейского опыта обучения студентов предпринимательству в вузах России. Ключевые слова: обучение студентов предпринимательству, инновационные методы, европейский опыт.

TEACHING STUDENTS BUSINESS AND ENTERPIRSE: PERSPECTIVES OF EUROPEAN EXPERIENSE USE IN RUSSIA Bobritskaya Ju.1, Morozova N.2, Zagorskaya M.3

'Bobritskaya Yuliya - PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, FOREIGN LANGUAGES DEPARTMENT;

Morozova Natalia — PhD in Economics, Associte Professor, DEPARTMENT OF BOOK ACCOUNTING AND AUDIT;

3Zagorskaya Maria —Assistant Lecturer, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN MANAGEMENT, SAINT PETERSBURG STATE FOREST TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER S. M. KIROV,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: teaching students business and enterprise contributes to the development of small and medium scale businesses which make up the basis of European countries economy. The use of innovative teaching methods which makes it possible to model students' future professional activity and involve them into the work on business projects, various in their volume and content, came into practice of European Universities long ago. The problem of teaching students business and enterprise in Russian Universities and the possibility of European experience use is discussed in the article. Keywords: teaching students business and enterprise, innovative methods, European experience.

УДК 378.14.014.13

Развитие малого и среднего бизнеса играет основополагающую роль в экономике европейских государств, так же как и в экономике Японии, Китая, США и т.д. Помимо возможности охватить самые разные по тематике и объему сферы, зачастую не представляющие интереса для крупного бизнеса, предприниматели, работающие в малом и среднем бизнесе, являются постоянными генераторами идей. Т. А. Финк в статье, посвященной опыту развития малого и среднего бизнеса в зарубежных странах, подчеркивает, что в странах Евросоюза около пятидесяти процентов трудоспособного населения трудится на предприятиях малого и среднего бизнеса. [I, с. 177] Большинство людей, занятых в этой сфере, относятся к молодому и среднему поколению. Заинтересованность государства в развитии предпринимательства проявляется в создании соответствующих условий: кредитной, образовательной, информационной, налоговой политике.

Существует распространенное мнение, что предпринимательство - это не профессия и не способ разбогатеть, это - образ жизни. Является ли этот образ жизни привлекательным для будущих выпускников вузов России на современном этапе? И существуют ли в вузах условия, средства и потенциал для подготовки студентов к предпринимательской деятельности? Теоретически в России проводятся меры по поддержке малого и среднего предпринимательства и, особенно, по поддержке молодых предпринимателей: декларируется льготная налоговая политики, снижается количество проверок, проводится привлекательная кредитная политика. Президентом и правительством поставлена задача до 2020 года создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, большая часть которых должна быть создана на предприятиях малого и среднего бизнеса. Однако, практика показывает, что существует большое количество факторов, осложняющих процесс развития «молодежного» предпринимательства. Дмитрий Кравченко - председатель Ассоциации молодых предпринимателей России - назвал среди основных сложностей существующие государственные барьеры, недоступность кредитов, несанкционированные проверки, повышение страховых взносов, сетевые поглощения [2].

Противоречие меду тем, что излагается в документах и решениях правительства по развитию малого и среднего бизнеса и тем, что существует в реальной жизни является одной из основных причин нежелания подавляющего большинства студентов планировать свое профессиональное будущее в сфере предпринимательства. По данным опросов, количество молодых людей, которые рассматривают частное предпринимательство как свою ближайшую -непосредственно после окончания учебного заведения - перспективу, составляет всего от 1 до 3%. Не все они являются студентами вузов. Но, даже если принять за отправную точку показатель в 3% применительно к тем, кто учится в вузе или заканчивает его, количество потенциальных молодых бизнесменов крайне незначительное: долгое время в нашей стране наблюдалось снижение количества молодых людей соответствующего возраста, поэтому (по данным Федеральной службы государственной статистики), в 2015-16 учебном году количество

студентов вузов составляло всего 5 млн 209 тыс. В такой ситуации особое значение приобретают две задачи: создать условия и средства подготовки студентов к возможной предпринимательской деятельности и поднять уровень этой подготовки на максимальную высоту. А. К. Маркова, В. В. Давыдов [3] и многие другие исследователи подчеркивают, что смысл обучения состоит не только и не столько в усвоении знаний, сколько в формировании у студентов целостной структуры личностных качеств. Это особенно актуально с точки зрения подготовки студентов к предпринимательской деятельности, так как практическая составляющая обучения здесь играет первоочередную роль. В Европейских университетах политика взаимодействия с бизнесом является ведущей на современном этапе. Помимо «ординатуры» (именно это слово и стоящее за ним понятие применяется во всех сферах для описания студенческой практики) в реально существующих и успешно функционирующих компаниях, само обучение является в первую очередь практико-ориентированным. Отсюда -все инновационные методы обучения, нацеленные на моделирование ситуаций из будущей профессиональной деятельности. По мнению Н. В. Бордовской и А. А. Реан, качество образования определяется, в том числе, и степенью «соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности». [4, Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009, с. 83]. В России тема внедрения инновационных методов обучения на сегодняшний день - одна из самых обсуждаемых. Развитие личности студента, его желание и умение вырабатывать стратегию и тактику личностного роста, проводить целеполагание, оценивать возможности и риски - всё это составляет основу инновационных методов обучения. Почему же в России сложно говорить о повсеместном успешном внедрении европейского опыта использования инновационных методов применительно к обучению предпринимательству? Опросы показывают, что основная проблема заключается в том, что большинство студентов не уверено в том, что такое обучение может иметь практический выход. Например, метод проектов, обладающий высоким уровнем проблемности, что всегда обеспечивает высокую мотивацию студентов, может быть успешно реализован в рамках вуза. Но в реальной жизни выпускники сталкиваются с неприятием новых идей и желанием официальных лиц загнать любой инновационный проект в рамки уже существующих проектов. Существующие в Европе бизнес-инкубаторы не могут идти ни в какое сравнение с тем, что в России мы обозначаем словом «практика». Даже если рассматривать примеры хорошо организованной практики в возможной сфере применения полученных в вузе профессиональных навыков и знаний студентов, приходится признать, что чаще всего она не связана с разработкой каких-либо предпринимательских проектов. Вузы не проводят ни «ярмарки идей», связанные с разработкой реально необходимых программ развития какого-либо района или с продвижением какой-либо уже разработанной программы/продукта; ни экспресс-проекты, когда за 24/48 часов необходимо довести первоначальную идею до её практической реализации. Могут ли быть востребованы «банки идей» - самое, казалось бы, ценное, что может генерировать творческий, «незашоренный» всевозможными «нельзя и невозможно», студенческий мозг? В сложных экономических условиях современной России ответ на этот вопрос, скорее всего, будет отрицательным.

На сегодняшний день, одним из наиболее перспективных инновационных методов представляется метод TAMS (Teams Development as a Measure for Sustainability), описанный С. В. Терещенко и Т. Р. Терешкиным [6]. Этот метод, при определённой схожести с методом проектов - деление группы на подгруппы, высокий уровень проблемности, распределение ролей и т.д. - обладает рядом несомненных преимуществ: идеи не подаются в готовом виде, а генерируются в ходе мозгового штурма. Причем, поскольку на начальном этапе приветствуется именно количество идей, а не их качество, создаются условия для раскрытия творческого потенциала. На наш взгляд, этот метод мог бы дать наиболее высокие результаты, если бы в каждой подгруппе выделялась группа «критиков», оценивающая отобранные на первом этапе идеи с точки зрения целевых потребителей и возможных рисков.

Однако, в условиях нашей страны самым эффективным представляется сочетание наработок в области инновационных методов преподавания с анализированием историй успеха молодых предпринимателей. В любой области есть свои «подводные камни», также как и свой потенциал развития. И информационная поддержка будущих предпринимателей играет не менее важную роль, чем благоприятные налоговые и др. условия. Ведь по известному высказыванию Сократа: кто хочет действовать - ищет возможности, кто не хочет - ищет причину.

Список литературы / References

1. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития // Молодой ученый, 2012. № 4. С. 177-181.

2. Кравченко Д. Доклад на конференции «Перспективы развития молодежного предпринимательства в Московской области» 18 апреля 2014 года в Московской областной Думе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.russiabusinessweek.ru/ (дата обращения: 10.02.2017).

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Рос. акад. образования. Обучение. М.: ОПЦ «ИНТОР». 1996. 541 с.

5. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 304 с.

6. Терешкина Т. Р., Терещенко С. В. Инновационный метод обучения предпринимательству // Инновационные технологии в науке и образовании, 2015. № 3. С. 125-126.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Журавлева В. И.1, Журавлева Н. А.2, Чугунова О. Г.3

'Журавлева Вера Ивановна — старший преподаватель; 2Журавлева Наталья Александровна — старший преподаватель, кафедра иностранных языков; 3Чугунова Ольга Геннадьевна - и.о. декана, факультет иностранных учащихся, Национальный ядерный университет Московский инженерно-физический институт, г. Москва

Аннотация: в статье говорится о трудностях обучения иностранных студентов, приезжающих в Россию получать высшее образование в сфере атомной энергетике. Студенты приезжают из 46 стран, с разными культурами и разными языками. Преподавание ведется на английском языке, который не является родным как для студентов, так и для преподавателей. Чтобы повысить качество преподавания, среди иностранных студентов проводился опрос об их требованиях к лекциям. Был сделан анализ опроса, проведенного среди студентов, и на основе этого опроса определены четкие рекомендации для преподавателей. Ключевые слова: чтение лекций, методы улучшения преподавания, иностранные студенты, атомная промышленность.

IMPROVING TEACHING OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN TECHNICAL UNIVERSITY USING ENGLISH LANGUAGE Zhuravleva V.1, Zhuravleva N.2, Chugunova O.3

'Zhuravleva Vera — senior teacher; 2Zhuravleva Natalia — senior teacher, FOREIGN LANGUAGE DEPARTMENT;

3Chugunova Olga - acting Dean, FOREIGN STUDENTS DEPARTMENT, NATIONAL RESEARCH NUCLEAR UNIVERSITY MOSCOW ENGINEERING PHYSICS INSTITUTE, MOSCOW

Abstract: the article tells about the difficulties of foreign students training coming to Russia to receive higher education in the field of nuclear energy. Students come from 46 countries, with different cultures and different languages. Teaching is in English, which is not native both for students and for teachers. To improve the quality of teaching, students were surveyed about their requirements for lectures. The analysis of the survey conducted among students showed their demands for lectures, and identified clear regulations for teachers were done.

Keywords: lectures, methods of teaching improving, foreign students, nuclear power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.