УДК 62-1/-9 Минаева Е.М., Колпаков И.В., Симушкин А.В.
Минаева Е.М.
студент
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
(г. Орёл, Россия)
Колпаков И.В.
студент
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
(г. Орёл, Россия)
Симушкин А.В.
студент
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
(г. Орёл, Россия)
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Аннотация: в работе проведена классификация опасных грузов, отмечена специфика перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в РФ, сделан анализ происшествий с участием опасных грузов. Опасный груз — это вещества и предметы, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и материальным ценностям в случае аварии при транспортировке [1]. Неправильная перевозка опасных грузов может привести к серьезному ущербу, например к пожару, взрыву или утечке радиоактивных веществ. Чтобы обезопасить людей и окружающую среду, разработали правила перевозки опасных веществ для всех видов транспорта.
Ключевые слова: опасные грузы, логистика, автомобильный транспорт, ДТП, грузоперевозчик, риски, чрезвычайное происшествие.
Список опасных веществ насчитывает более 3 000 наименований, их перечень прописан в главе 3.2 ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:
взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген),
легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты),
воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ), жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия),
радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением.
Перевозка опасных грузов регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR).
В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности [2]. Требования этого стандарта разработаны в соответствии с ДОПОГ. Выделяют 9 классов, среди них:
взрывчатые материалы, газы,
легковоспламеняющиеся жидкости, радиоактивные материалы, едкие и коррозионные вещества.
Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности.
Современная промышленность пока на сегодняшний день не может обойтись без использования или выделения опасных для жизни человека веществ, окружающей среды или экологии в целом. Всевозможное взрывоопасное, химически токсичное сырье или же его отходы каждый день являются одним из основных предметов потребления, производства, утилизации и захоронения. И, как следствие, транспортные потоки с местами хранения,
накопления, концентрации, распределения и переработки подобных веществ является неотъемлемой частью этих логистических процессов преобразований. По статистическим данным первого квартала 2015 года, доля перевозок опасных грузов в мировом грузообороте уже превышает 40 %, а в России составляет примерно 20 % [3].
При таких темпах роста, наиболее актуальным вопросом в области логистики и непосредственно транспортировки опасных грузов является снижение уровня рисков и угроз их аварийности. В целях уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных происшествий из-за перевозимых грузов, попадающих под категорию «опасные», профильный комитет экспертов ООН разработал «оранжевую книгу» — Рекомендации по перевозке опасных грузов. В дополнение к ней, существует множество международных конвенций и соглашений, правил и условий, которые призваны урегулировать вопросы и проблемы, возникающие при перевозке опасных грузов. В Российской Федерации, на сегодняшний день, не существует единого нормативного документа, регулирующего перевозки опасных грузов всеми видами транспорта, но в перспективе предполагается его разработка. Вместо этого, на территории РФ действуют правила по каждому виду транспорта [4].
Практический аспект перевозки опасных грузов автомобильным транспортом можно наглядно проследить на детальном аналитическом разборе конкретных аварий с их участием [5]. Во многих случаях определяющее влияние оказывает человеческий фактор на происхождение происшествий.
Требования к перевозке опасных грузов должны строго соблюдаться, чтобы обеспечить безопасность. Если в ТС при проверке обнаружат несоответствие требованиям, вынесут штраф, даже если исправить нарушение сразу же. Проверить это могут ГИБДД и Ространснадзор.
К сожалению, не всегда соблюдение всех правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом является сто процентной гарантией того, что перевозка будет осуществлена без проблем и происшествий. Это объясняется тем, что помимо компании грузоперевозчика, на дорогах мира присутствуют и
другие разные участники дорожного движения, и говорить об их компетенции в данной работе нет смысла. Под это отлично подойдет возможное выражение «Воля случая». Именно этот факт делает перевозку опасных грузов автомобильным транспортом одной из самых рискованных на дорогах [6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Планы и реальность: как компании из сферы логистики готовятся к обязательному ЭДО, предложенному ФНС», TerraLmk, [Электронный ресурс];
2. Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.;
3. Гладких С.Н. Устройство и обслуживание автомобиля. - М: Астрель- АСТ, 2003. - с. 345;
4. Ларионов В.А. Справочник автолюбителя - М.: Высшая школа,1991-с. 246;
5. Железко Б.Е. «Расчет и конструирование автотракторных двигателей» - М: Высшая школа, 1987 - с. 243;
6. Круглое С. М. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. - М.: Высшая школа, 1991
Minaeva E.M., Kolpakov I. V., Simushkin A. V.
Minaeva E.M.
Orel State University (Orel, Russia)
Kolpakov I.V.
Orel State University (Orel, Russia)
Simushkin A.V.
Orel State University (Orel, Russia)
ANALYSIS OF STATE OF TRANSPORTATION OF DANGEROUS GOODS BY ROAD
Abstract: the paper classifies dangerous goods, notes the specifics of the transportation of dangerous goods by road in the Russian Federation, and analyzes incidents involving dangerous goods. Dangerous goods are substances and objects that can harm human health and life, the environment and material values in the event of an accident during transportation [1]. Improper transportation of dangerous goods can lead to serious damage, such as fire, explosion or leakage of radioactive substances. In order to protect people and the environment, we have developed rules for the transportation of hazardous substances for all types of transport.
Keywords: dangerous goods, logistics, road transport, road accident, cargo carrier, risks, emergency.