Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренний водный транспорт / основные средства / грузовые перевозки / пассажирские перевозки / темп роста / судно / износ / структура / inland waterway transport / fixed assets / freight transportation / passenger transportation / growth rate / vessel / wear / structure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.А. Григорьев, Р.А. Семенова

Транспорт играет важную роль в развитии экономики. Внутренний водный транспорт несмотря на то, что занимает небольшое место в объемах перевозок транспортной отрасли имеет существенное значение при обслуживании крупных промышленных центров расположенных на берегах рек и первостепенной значение в Сибири, северных районах, при завозе грузов на малые реки. Одним из основных факторов развития транспорта является развитие его материально-технической базы. Без анализа состояния основных средств планировать развитие транспорта и оценивать его возможности невозможно. Именно поэтому исследования в данной статье являются актуальными. В статье проводится анализ технического оснащения внутреннего водного транспорта, наличия и структуры основных средств, их износа и темпов обновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF THE MAIN MEANS OF INLAND WATERWAY TRANSPORT IN RUSSIA

Transport plays an important role in the development of the economy. Inland waterway transport, despite the fact that it occupies a small place in the volume of transportation in the transport industry, is essential when servicing large industrial centers located on the banks of rivers and is of paramount importance in Siberia, northern regions, when delivering goods to small rivers. One of the main factors in the development of transport is the development of its material and technical base. It is impossible to plan the development of transport and assess its capabilities without analyzing the state of fixed assets. That is why the research in this article is relevant. The article analyzes the technical equipment of inland waterway transport, the availability and structure of fixed assets, their wear and tear and the rate of renewal.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ»

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО

ТРАНСПОРТА РОССИИ

Е.А. Григорьев, канд. экон. наук, доцент Р.А. Семенова, доцент

Сибирский государственный университет водного транспорта (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-115-122

Аннотация. Транспорт играет важную роль в развитии экономики. Внутренний водный транспорт несмотря на то, что занимает небольшое место в объемах перевозок транспортной отрасли имеет существенное значение при обслуживании крупных промышленных центров расположенных на берегах рек и первостепенной значение в Сибири, северных районах, при завозе грузов на малые реки. Одним из основных факторов развития транспорта является развитие его материально-технической базы. Без анализа состояния основных средств планировать развитие транспорта и оценивать его возможности невозможно. Именно поэтому исследования в данной статье являются актуальными. В статье проводится анализ технического оснащения внутреннего водного транспорта, наличия и структуры основных средств, их износа и темпов обновления.

Ключевые слова: внутренний водный транспорт, основные средства, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, темп роста, судно, износ, структура.

Внутренний водный транспорт (ВВТ) является неотъемлемой частью транспортной системы страны. Доля внутреннего водного транспорта в общем объеме перевозок грузов составляет 1,2-1,4%, пассажиров около 0,1% [1, 2] Он активно участвует в перевозках грузов во всех регионах, причем в некоторых регионах страны он является основным. От развития внутреннего водного транспорта зависит северный завоз грузов, освоение северных террито-

рий Западной, Восточной Сибири и Якутии. На способность внутреннего водного транспорта выполнять свои задачи и функции в первую очередь влияет его техническое оснащение и состояния основных средств.

Динамика объемов перевозок грузов и погрузо-разгрузочных работ на внутреннем водном транспорте приведена в таблице 1.

Таблица 1. Объемы перевозок грузов, пассажиров и погрузо-разгрузочных работ на

внутреннем водном транспорте [1, 2]

Вид перевозок Величина перевозок по годам Темп роста, %

2019 2020 2021 2022 2023

Пассажиропоток, млн чел 11,0 7,7 8,6 9,1 10,6 96,4

Пассажирооборот, млрд .пасс км 0,6 0,23 0,42 0,58 0,68 113,3

Объем перевозок грузов, млн. т 98,3 109,0 110,3 116,4 109,3 111,2

Грузооборот, млрд. ткм 62,8 64,3 70,6 68,0 56,6 90,1

Объем ПРР, млн. т 126,5 123,6 126,3 130,90 126,00 99,6

По данным статистических отчетов перевозки пассажиров резко снизились в 2020 году в связи с ковидными ограничениями и к настоящему моменту объемы перевозок не достигли доковидных уровней, а пассажирооборот уже превысил данные показатели. Рост объема пассажир-

ских перевозок связан с ограничениями для выездного туризма, что позволило привлечь отдыхающих на речные прогулки. Объемы грузовых перевозок увеличиваются за анализируемый период, при незначительном снижении грузооборота. Сокращение объемов грузоперевозок внут-

ренним водным транспортом произошло как из-за введения санкций, так и по внут-риэкономическим причинам.

Сравнительная характеристика цепных темпов роста перевозок транспортной отрасли и внутреннего водного транспорта приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Цепной темп роста объема перевозок и грузооборота [2]

Анализ показал, что в 2020 и 2021 гг. темп роста объема перевозок и грузооборота на ВВТ превышал средние показатели всей транспортной отрасли, но с 2022 года данные показатели ниже среднеотраслевых и имеют тенденцию к снижению. Пассажирские перевозки развиваются темпами аналогичными среднеотраслевым показателям.

Одним из факторов, влияющих на развитие внутреннего водного транспорта, его провозную способность является техническая оснащенность.

Характеристика технической оснащенности внутреннего водного транспорта приведена в таблице 2.

Таблица 2. Характеристика технической оснащенности внутреннего водного транспор-

та [31

Показатель Значение показателя по годам Темп прироста, %

2019 2020 2021 2022 2023

Грузовые причалы:

количество, ед. 523 526 521 518 520 -0,6

протяженность, тыс. пог. м 70 69,9 68,4 66,4 67,2 -4,0

Пассажирские причалы:

количество, ед. 440 439 439 439 440 0,0

протяженность, тыс. пог. м 20 20,2 21 21,1 21,2 6,0

Внутренние водные судоходные пути, тыс. км 101,6 101,6 101,6 101,6 101,6 0,0

из них с гарантированными габаритами пути 50,1 50,2 50,4 50,5 50,4 0,6

Количество судов, ед. 16 990 16 404 15 989 15 895 15 347 -9,7

Из таблицы видно, что тенденцию роста имеют только протяженность пассажирских причалов и водные пути в гарантированными глубинами. За анализируемый период снизилось количество и протяжённость грузовых причалов и количество судов.

Одним из основных элементов основных средств на транспорте является актив-

ная его часть - подвижной состав. На внутреннем водном транспорте он представлен самоходным и несамоходными судами, так же группировка может проводиться по виду перевозимого груза и выполняемой транспортной работы. Количество судов приведено в таблице 3.

Таблица 3. Наличие технически годных для эксплуатации судов внутреннего водного

транспорта[4]

Вид судна Количество судов, ед. Абсолютное отклонение, ед. Темп роста, %

2019 2020 2021 2022 2023

Грузовые 4603 4444 4404 4415 4328 -275 94,0

Пассажирские 2252 2302 2339 2356 2414 162 107,2

Буксирные 2844 2733 2720 2690 2652 -192 93,2

Нетранспортные 7291 6925 6526 6434 5953 -1338 81,6

Итого 16990 16404 15989 15895 15347 -1643 90,3

За анализируемый период количество судов снизилось на 9,7%. Снижение произошло по всем типам судов, кроме пассажирских. Наиболее быстрыми темпами снизилось количество нетранспортных судов. На способность транспорта перево-

В структуре транспортное флота преобладают несамоходные сухогрузные суда, имеющие долю 30-31%, буксирные (2829%), пассажирские и грузопассажирские суда (23-25%). За анализируемый период увеличилась только доля пассажирских и грузопассажирских судов. Наибольшее снижение в структуре произошло по буксирным суда, доля которых снизилась на 1,1 п.п.

Основную долю в суммарном тоннаже занимают несамоходные сухогрузные суда. Их доля составляет более 60% на протяжении всего анализируемого периода и имеет тенденцию роста. Доля наливных самоходных и несамоходных судов от 10 до 12%, самоходных сухогрузных 15-16 %. При этом снижается доля наливных судов.

зить отдельные виды грузов и пассажиров влияет наличие судов определенного типа, то есть структура транспортного флота. Структура транспортного флота ВВТ приведена в таблице 4.

Одним их основных показателей речных судов, характеризующих их потенциальную провозную способность, является суммарная грузоподъемность. Структура транспортного флота во данному показателю отличается от структуры по количеству судов.

Структура транспортного флота по суммарной грузоподъемности приведена в таблице 5.

Одним из показателей характеризующих техническое состояние основных средств является величина износа.

Динамика величины износа основных средств на внутреннем водном транспорте приведена на рисунке 2.

Таблица 4. Структура транспортного флота [4]

Тип судна Структура по годам, % Абсолютное отклонение, %

2019 2020 2021 2022 2023

Пассажирские и грузопассажирские 23,2 24,3 24,7 24,9 25,7 2,5

Самоходные сухогрузные 6,4 6,4 6,5 6,2 6,3 -0,1

Самоходные наливные 5,0 5,3 5,2 5,0 4,7 -0,3

Буксирные 29,3 28,8 28,7 28,4 28,2 -1,1

Несамоходные сухогрузные 31,5 30,6 30,4 30,8 30,8 -0,7

Несамоходные наливные 4,6 4,5 4,4 4,6 4,2 -0,4

Таблица 5. Структура тоннажа внутреннего водного транспорта [4]

Тип судна Структура по годам, % Абсолютное отклонение, %

2019 2020 2021 2022 2023

Самоходные сухогрузные 15,2 15,8 15,8 15,4 15,7 0,5

Самоходные наливные 11,8 12,1 11,3 10,9 9,9 -1,9

Несамоходные сухогрузные 61,7 61,6 62,3 63,4 64,6 2,9

Несамоходные наливные 11,3 10,8 10,6 10,3 9,8 -1,5

■Bet вюаы экоыоsutч«ской деятншюстн Транспортная Отрасль Внутренний водный транспорт

Рис. 2. Величина износа основных средств [5]

Износ основных средств на внутреннем водном транспорте превышает среднеотраслевое значение, но ниже показателя по всем вилам экономической деятельности. Износ на внутреннем водном транспорте

увеличивается, при общей тенденции снижения износа по транспортной отрасли.

Величина износа основных средств отличается по видам перевозок. Величина износа основных средств по видам перевозок приведена на рисунке 3.

I Пассажирскою перевот-ктг ■ Грузовые перевозил

Рис. 3. Величина износа основных средств на внутреннем водном транспорте [5]

Наиболее значителен износ основных средств на грузовых перевозках. На всех видах перевозок наблюдается снижение величины износа в последние два года.

Значительное влияние провозную способность ВВТ оказывает средний возраст судов

Расчеты авторов показали, что около 80% судов ВВТ имеют возраст более 30

лет, 21-30 лет - 4%, 11-20 лет - 7%, до 10 -9%. За анализируемый период существенных изменений в возрастной структуре не произошло.

Возрастная структура пассажирских и грузовых судов приведена на рисунках 4 и 5.

Возрастная структура не одинакова у пассажирских и грузовых судов.

Рис. 4. Возрастная структура пассажирского флота ВВТ [5]

Рис. 5. Возрастная структура грузового флота ВВТ [5]

На грузовых перевозках 92% судов имеют срок службы более 30 лет и имеется незначительная тенденция роста, на пассажисрких 50% и имеется тенденция к снижению. Доля грузовых судов со сроком службы до 10 лет, 11-20 лет, 21-30 лет состаялете около 2% в каждой группе. 24% пассажисрких судов имеют возраст до 10 лет, 18% от 11 до 20 лет и 9% от 21до 30 лет.

Высокая степень износа основных фондов и значительный возраст судов были предопределена низкими темпами роста инвестиций в основной капитал.

Для характеристики развития материально-технической базы внутреннего водного транспорта проведен анализ темпов ликвидации устаревших и ввод новых основных средств. Сравнительная динамика цепного темпа роста ликвидируемых основных средств приведена на рисунке 6.

□ Лее виды ^кономпческотг деятельностп

Транспортная отрасль сз внутренний водный транспорт Рис. 6. Цепной темп роста ликвидируемых основных средств

Исследование цепного темпа роста ликвидируемых основных средств показал, что в транспортной отрасли эти показатели ниже, чем в целом по всем видам экономической деятельности. На внутреннем водном транспорте заметно отставание в тем-

пах ликвидации основных средств даже в сравнении с транспортной отраслью.

Сравнительная динамика темпов роста вводимых основных средств приведена на рисунке 7.

В Все вилы экономической дсянмьностн I Транспор! ним отрасль К Нн\ грсннш1 волнып трпнепорт

Рис. 7. Темпы роста вводимых основных средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темпы проста вводимых основных средств на внутреннем водном транспорте ниже относительно всех видов экономической деятельности и транспортной отрасли в 2019-2021 годах, но четко видна тенденция увеличения этого показателя в последующие периоды и в 2023 году темпы ро-

ста вводимых средств ВВТ превысил темпы роста по всем видам экономической деятельности.

Динамика цепных темпов роста вводимых и ликвидируемых основных средств на ВВТ приведена на рисунке 8.

I Ликвидировано ■ Введено Рис. 8. Цепные темпы роста вводимых и ликвидируемых основных средств на ВВТ

На внутреннем водном транспорте в 2022 года наблюдается превышение темпов роста вводимых основных средств относительно ликвидируемых, что характеризует рост интенсивности обновления основных средств.

Таким образом, проведенный анализ показал, что на внутреннем водном транспорте происходит снижение качественных и количественных характеристик основных средства. Прежде всего это происходит на грузовых перевозках. Устаревший речной транспортный флот с высоким износом, недостаточные объемы судостроения снижает потенциальные возможности

внутреннего водного транспорта. Наметившая тенденция на обновление основных средств идет очень низкими темпами. Поэтому для развития внутреннего водного транспорта необходимо увеличить объем инвестирования, направленного на обновление основных средств и прежде всего на восстановление транспортного флота. В условиях ограниченности собственных средств предприятия внутреннего водного транспорта могут использовать лизинговые программы Государственной транспортной лизинговой компании и инструменты государственно-частного партнерства.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики. Транспорт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 14.04.2024).

2. ЕМИСС. Государственная статистика. Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/57672 (дата обращения: 14.04.2024).

3. Транспорт в России. 2022: Статистический сборник / Росстат. - М., 2022 - 101 с.

4. ЕМИСС. Государственная статистика. Фактическое наличие судов в годном техническом состоянии на ВВТ РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/35038(дата обращения: 14.04.2024).

5. Федеральная служба государственной статистики. Основные фонды и другие нефинансовые активы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/14304 (дата обращения: 14.04.2024).

ANALYSIS OF THE STATE OF THE MAIN MEANS OF INLAND WATERWAY

TRANSPORT IN RUSSIA

E.A. Grigoriev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor R.A. Semenova, Associate Professor Siberian State University of Water Transport (Russia, Novosibirsk)

Abstract. Transport plays an important role in the development of the economy. Inland waterway transport, despite the fact that it occupies a small place in the volume of transportation in the transport industry, is essential when servicing large industrial centers located on the banks of rivers and is of paramount importance in Siberia, northern regions, when delivering goods to small rivers. One of the main factors in the development of transport is the development of its material and technical base. It is impossible to plan the development of transport and assess its capabilities without analyzing the state of fixed assets. That is why the research in this article is relevant. The article analyzes the technical equipment of inland waterway transport, the availability and structure of fixed assets, their wear and tear and the rate of renewal.

Keywords: inland waterway transport, fixed assets, freight transportation, passenger transportation, growth rate, vessel, wear, structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.