Научная статья на тему 'Перспективы развития грузовых транзитных перевозок внутренним водным транспортом'

Перспективы развития грузовых транзитных перевозок внутренним водным транспортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ / ДИНАМИКА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INLAND WATERWAYS / FREIGHT TRANSPORT DYNAMICS / TRANSIT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных Надежда Николаевна

В статье приведены результаты анализа деятельности внутреннего водного транспорта, выявлены проблемы, предложены меры для повышения эффективности деятельности отрасли и развития транзитного потенциала.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article you can find the results of analyses of Russian inland water transport activity, the problems were revealed, some measures were offered for rising the efficiency of business and development.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития грузовых транзитных перевозок внутренним водным транспортом»

¡Выпуск 4

3. ВахрушинаМ. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / М. А. Вахрушина. — М.: Омега-А, 2008. — 570 с.

4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. пособие / Н. П. Кондаков, М. А. Иванова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 368 с.

5. Управление отелем: бизнес без проблем // Деловой Петербург. — СПб.: Бонниер Бизнес-Пресс, 2005. — Т. 1-2.

УДК 626.62.073:33 Н. Н. Черных,

аспирант,

СПГУВК

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВЫХ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

PERSPECTIVES OF FREIGHT TRANSIT TRANSPORTS DEVELOPMENT BY

INLAND WATER TRANSPORT

В статье приведены результаты анализа деятельности внутреннего водного транспорта, выявлены проблемы, предложены меры для повышения эффективности деятельности отрасли и развития транзитного потенциала.

In this article you can find the results of analyses of Russian inland water transport activity, the problems were revealed, some measures were offered for rising the efficiency of business and development.

Ключевые слова: внутренние водные пути, динамика грузовых перевозок, транзитный потенциал.

Key words: inland waterways, freight transport dynamics, transit potential.

МНОГИЕ поколения осваивали водные пути России, которые и сегодня играют важную роль в жизнеобеспечении людей и развитии экономики страны. Внутренние водные пути задействованы в транспортном обслуживании 61 субъекта Российской Федерации, а также в обеспечении внешнеэкономических связей Российской Федерации с иностранными государствами. Единая европейская глубоководная система позволяет проводить суда из Балтийского и Белого морей в Каспийский и Черноморский бассейны. Северный морской путь позволяет в более короткие сроки провозить грузы из Сибири и Дальнего Востока; сибирские реки и реки Дальнего Востока связывают Россию с Китаем. Общая протяженность внутренних водных путей России на начало 2010 г. составила 101,5 тыс. км [3]. На внутренних водных путях Российской Федерации расположены 723 судо-

ходных гидротехнических сооружения, находящихся в ведении Росморречфлота. Перевозочную деятельность на внутренних водных путях осуществляют более 1500 хозяйствующих субъектов разных форм собственности [1]. На 1 января 2010 г. количество судов речного флота составляет 31 456 транспортных единиц [3]. По данным Росстата, в 2010 г. речным транспортом перевезено 102 млн т грузов [3], однако этот показатель не достигает уровней 1990 и 2000 гг. Диаграмма, представленная на рис. 1, наглядно это показывает.

В 2010 г. водным транспортом было перевезено грузов на 15 млн т меньше, чем в 2000-м (117 млн т), и в 5,5 раз меньше чем в 1990 г (562 млн т)1.

В 2010 г. в структуре грузовых перевозок, водный транспорт составил всего 1,8 %.

1 Для расчетов автором использованы официальные данные Росстата РФ.

1990 г. 562

Рис. 1. Динамика грузовых перевозок в период 1990-2000-2010 гг.

Причины снижения уровня перевозок грузов водным транспортом выявляются при анализе отрасли, проведенном на основе официальных данных Росстата и экспертных оценок видных специалистов отрасли.

Динамика наличия

Наличие и структура транспортных средств в данной отрасли обусловливают возможность выполнения услуг по перевозке грузов и пассажиров. В табл. 1, 2 представлена динамика наличия речных и озерных судов.

Таблица 1

ых и озерных судов

2000 2005 2006 2007 2008 2009 Фактическое изменение к 2000 г. Темп роста 2009 г. относительно 2000 г., %

Суда — всего 33 743 33 312 33 312 31 512 31 544 31 456 -2287 93

в том числе:

самоходные 21 842 21 532 21 548 20 192 20 179 20 139 -1703 92

из них:

сухогрузные 2648 2120 2066 1943 1875 1848 -700 70

наливные 693 603 614 620 617 624 -69 90

пассажирские 1950 1957 2010 1988 2033 2078 128 106

буксирные 8708 8529 8506 7896 7856 7782 -926 89

рейдовые 319 176 176 169 167 201 -118 63

вспомогательные 7524 8147 8176 7576 7631 7606 82 101

несамоходные 11 901 11 780 11 764 11 320 11 365 11 317 -584 95

из них:

сухогрузные 6724 6350 6313 6163 6153 6044 -680 90

наливные 955 1085 1113 1111 1111 1112 157 116

вспомогательные 4222 4345 4338 4046 4101 4161 -61 99

^197 |

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Таблица 2

Динамика наличия речных и озерных судов

2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

в о доу ус <и лич К к е ние .г 8 о д о е0 ме 2 з к к а срто ., % & 8 0 мп 2 £ к е ни .г 8 ^ д о е0 ме 2 з к к а срто ., % & 2 0 мп 2 £ к е ние .г 8 ^ д о е0 ме 2 з к к а срто ., % & 8 0 мп 2 £ к е ие .г <и я о е0 ме 2 з К к а срто ., % & 2 0 мп 2 £ к е ние .г 8 д о е0 ме 2 з к к а срто ., % & § 0 мп 2 £

Суда — всего 33 743 -431 -1,3 0 0 -1800 -5,4 32 0,1 -88 -0,3

в том числе:

самоходные 21 842 -310 -1,4 16 0,1 -1356 -6,3 -13 -0,1 -40 -0,2

из них: 0 0

пассажирские 1950 7 0,4 53 2,7 -22 -1,1 45 2,3 45 2,2

сухогрузные 2648 -528 -19,9 -54 -2,5 -123 -6,0 -68 -3,5 -27 -1,4

наливные 693 -90 -13,0 11 1,8 6 1,0 -3 -0,5 7 1,1

буксирные 8708 -179 -2,1 -23 -0,3 -610 -7,2 -40 -0,5 -74 -0,9

рейдовые 319 -143 -44,8 0 0 -7 -4,0 -2 -1,2 34 20,4

вспомогательные 7524 623 8,3 29 0,4 -600 -7,3 55 0,7 -25 -0,3

несамоходные 11 901 -121 -1,0 -16 -0,1 -444 -3,8 45 0,4 -48 -0,4

из них: 0 0 0 0 0

сухогрузные 6724 -374 -5,6 -37 -0,6 -150 -2,4 -10 -0,2 -109 -1,8

наливные 955 130 13,6 28 2,6 -2 -0,2 0 0 1 0,1

вспомогательные 4222 123 2,9 -7 -0,2 -292 -6,7 55 1,4 60 1,5

Всего выбыло (ед.) 1314 121 1806 123 235

Всего поступило (ед.) 883 121 6 155 147

Коэффициент обновления по количеству судов (%) 2,6 за 5 лет 0,36 0,02 0,49 0,46

Представленные данные показывают, что за период с 2000 по 2009 г. общее количество судов уменьшилось на 2287 единиц, к концу 2009 г. наличие транспортных единиц флота достигает лишь 93 % к уровню 2000 г. В течение всего рассматриваемого периода количество сухогрузных транспортных единиц (как самоходных, так и несамоходных) снижается, к концу 2009 г. потери по сравнению с 2000 г. достигают 700 единиц или 30 % самоходных сухогрузных судов и 680 единиц несамоходных сухогрузных судов. Уменьшилось количество буксирных и рейдовых судов соответственно на 926 и 118 единиц. В течение

рассматриваемого периода увеличение общего количества судов наблюдалось в 2008 г. на 32 судна, а на конец периода увеличение произошло в пассажирском флоте на 128 судов, а также в наличии наливных несамоходных судов на 157 единиц. Из табл. 2 видно, что в период с 2000 по 2005 г. выведено из эксплуатации 1314 судов, в то же время поступило на предприятия водного транспорта (ВВТ) 883 единицы транспортных средств, наибольшее количество выбытия транспортных средств наблюдалось в 2007 г., а именно 1806 судов, в том числе самоходных 1356 единиц и 444 единицы несамоходного флота. Поступило в 2007 г. всего

6 единиц самоходных наливных судов. В 2006 и 2008 гг. количество поступивших транспортных средств несколько больше выбывших.

В 2009 г. в целом количество выбывших транспортных средств превосходит количество поступивших в 1,6 раза. За период с 2000 по 2009 г. количество выбывших из эксплуатации судов превзошло количество введенных в эксплуата-

Возрастная структура

цию на 2287 единиц. Таким образом, транспортные средства обновляются в недостаточном объеме. Коэффициенты обновления по количеству флота и динамика обновления имеют очень низкие значения (0,02-0,49).

Существенную проблему для ВВТ России представляет возраст судов, эта ситуация представлена в табл. 3.

Таблица 3

речных и озерных судов

Год 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Суда — всего 100 100 100 100 100 100

в том числе по годам постройки:

до 1949 0,9 1,0 1,0 0,8 0,7 0,6

1950-1959 12,2 10,0 10,0 9,0 9,0 9,0

1960-1969 18,7 16,7 16,5 16,5 16,3 16,1

1970-1979 24,4 24,7 24,5 24,7 24,6 24,6

1980-1989 33,9 33,7 33,5 33,5 33,5 33,4

1990-1999 9,6 10,3 10,4 10,6 10,6 10,6

2000-2009 0,1 3,5 4,0 4,7 5,3 5,7

Транспортные средства, построенные в период с 2000 по 2009 г., в структуре флота составляют всего 5,7 %, что в натуральном измерении составляет 1762 судна. Наибольшее количество представляют суда, введенные в эксплуатацию в период с 1980 по 1989 г. — 33,4 % или 10 506 единиц, в 2011 г. их возраст составит от 32 до 22 лет, на внутренних водах России работают 188 судна, возраст которых достигает более

60 лет. К 2020 г. по возрасту и в соответствии с требованиями безопасности должно быть выведено из эксплуатации более 80 % российского речного самоходного флота, это около 8 тыс. судов.

Для любого предприятия и для отрасли в целом главными являются показатели производственной деятельности. Объемы перевозок ВВТ в 2000 г., а также в период с 2005 по 2009 г. представлены в табл. 4.

Таблица 4

Показатели объема перевозок внутреннего водного транспорта в России

Период, год 2000 2005 2006 2007 2008 2009 Фактическое изменение 2009 г. к 2000 г. Темп роста/прироста 2009 г. к 2000 г., %

Объем перевозок грузов (млн т), 116,8 134,2 139,2 153,4 150,8 96,9 -19,9 80,9/-19,1

в том числе:

внутренние перевозки 97,5 104,9 118,2 131,6 138,4 81,3 -16,2 83,4/-16,6

в международном сообщении 19,3 29,3 21,0 21,8 12,4 15,6 -3,7 80,8/-19,2

1/1991

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Таблица 4 (Окончание)

из них:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экспорт 10,8 21,3 15,2 15,3 10,8 14,5 3,7 134/34

импорт 0,8 1,4 1,1 1,4 0,6 0,3 -0,5 37,5/-62,5

между иностранными пунктами 6,4 6,5 4,6 4,8 0,9 0,7 -5,7 10,9/-89,1

транзит 1,3 0,1 0,05 0,4 0,01 0,05 -1,25 3,8/-96,2

Грузооборот — всего (млрд т/км), 71,0 87,2 86,7 86,0 63,7 52,7 18,3 74,2/-25,8

в том числе в международном сообщении 31,3 43,8 30,2 41,5 19,1 22,1 -9,2 70,8/-29,2

экспорт 18,7 31,8 21,1 28,1 16,3 20,5 1,8 109,6/9,6

импорт 1,5 2,4 2,0 3,1 1,1 0,6 -0,9 40,0/-60

между иностранными пунктами 9,1 9,6 7,0 9,9 1,7 0,9 -8,2 9,9/-90,1

транзит 2,0 0,1 0,1 0,5 0,03 0,1 -1,9 5/-95

Перевезено пассажиров (млн чел.) 27,7 20,7 19,6 21,5 19,9 17,2 -10,5 62/-38

Пассажирооборот (млрд пассажиро-км) 1,0 0,9 0,9 1,0 0,8 0,8 -0,2 80/-20

Динамика объемов перевозок ВВТ показывает, что с 2000 по 2007 г. производственные результаты имеют положительную тенденцию, в 2008 г., в период мирового финансового кризиса, в отрасли произошел спад производства, который продолжался и в 2009 г., но в более глубокой форме. Показатели темпов прироста объема перевозок грузов за 2009 г. по сравнению с 2000 г. имеют отрицательные значения. Количество перевезенных грузов между иностранными портами в 2009 г. по сравнению с 2000 г. снизилось на 90,1 %, транзитных грузов перевезено на 96,2 % меньше, чем перевозилось в 2000 г., лишь один показатель 2009 г. «перевозка грузов на экспорт» увеличивается относительно 2000 г. на 34 %, грузооборот этого показате-00 ля показывает прирост на 9,6 %. Результаты анализа подтверждают, что ВВТ России испытывает необходимость восстановления и наращивания объемов работ.

Спад производства сопровождается неудовлетворительным состоянием водных

200]

путей. Из 723 судоходных гидротехнических сооружений только 335 подпадают под действие Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений». В настоящее время по результатам анализа деклараций безопасности 89 сооружений находятся в хорошем работоспособном техническом состоянии, 197 — в ограниченно-работоспособном, 47 — в предаварийном и два сооружения (или

0,6 %) — в аварийном техническом состоянии [5]. По оценкам экспертов главных бассейновых управлений Волго-Балта и Волго-Дона, эти водные пути полностью исчерпали свои пропускные способности. Нередко суда в течение 3-4 суток простаивают в ожидании прохождения через шлюзы. Эксплуатируемые гидротехнические сооружения (судоходные шлюзы, гидроэлектростанции, насосные станции и т. д.) имеют в составе оборудования большое количество дизель-генераторов и электродвигателей. Срок службы основной массы этого оборудования, установленного еще в период строительства гидротехничес-

ких сооружений, истек, а некоторые агрегаты, учитывая тяжелый режим работы, физически изношены и подлежат замене [8]. Двадцать лет не эксплуатируется Манычская водная система, нет движения по Северскому Донцу. Причина — необходима реконструкция шлюзов и водных путей. Нет и скоростного пассажирского движения по Дону и Азовскому морю [7]. Пропускная способность Невы не удовлетворяет потребностей водного транспорта. Простои судов составляют более 3,5 тыс. судо-суток каждую навигацию, а экономические потери судоходных компаний — более 500 млн руб. Кроме того, судоходство по Неве несет высокую экологическую опасность для Санкт-Петербурга и требует решения этой проблемы [6].

Проведенный анализ показывает, что проблемы внутреннего водного транспорта носят комплексный и системный характер, для решения которых необходимы экстренные и кардинальные меры, в числе которых можно рекомендовать:

— определение государственной политики в области речного транспорта и внутренних водных путей как одной из приоритетных направлений развития страны;

— выделение системы управления ВВТ в отдельную структуру;

— повышение конкурентоспособности речного флота России;

— повышение конкурентоспособности судоходства по водным путям России, в том числе и транзитного;

— совершенствование системы ценообразования;

— повышение технической и экологической безопасности судоходства;

— разработку и реализацию кадровой политики для речного транспорта.

В истории развития Российского государства огромную роль сыграли водные транспортные пути и флот. Сегодня, когда проблема экономии энергоресурсов и экологической безопасности встают очень остро, водный транспорт имеет возможность занять одно из ведущих мест в транспортной системе страны, что позволит существенно улучшить показатели инвестиционного процесса и национальную экономическую безопасность страны. По мере

глобализации мировых хозяйственных связей транзитные грузоперевозки приобретают все большую значимость в экономическом развитии. С геополитической точки зрения географическое положение страны — важный фактор в ее экономическом развитии. Такие страны, как Гонконг, Сингапур, в свое время превратились в центры мирового бизнеса лишь благодаря удачному положению между регионами производства и потребления. Германия, используя свое географическое положение, доминирует на рынке трансъевропейских перевозок. Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики [2].

В Транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одной из приоритетных задач указана реализация транзитного потенциала страны. Достижение данной цели будет означать формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня, создание таким образом прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны [2]. В рамках поставленных задач Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. для повышения конкурентоспособности транспортной системы России и с целью развития внутреннего водного транспорта предлагаю использовать проект канала, соединяющий Финский залив и Ладожское озеро по озерам реки Вуокса [6].

Результатами этого проекта будут: увеличение пропускной способности международного коридора «Север-Юг»; снижение транспортных затрат за счет исключения простоев судов и, как следствие, повышение конкурентоспособности отрасли; снижение опасности экологической катастрофы в мегаполисе за счет отклонения трассы прохода судов от города. Этот проект также будет сопутствовать развитию портов района г. Выборга (Вы-Л201 боргский порт, Высоцкий порт, Приморский порт), а также развитию грузовых транзитных перевозок и позволит в целом повысить эффективность использования одного из самых экономичных видов транспорта — водного.

Выпуск 4

¡Выпуск 4

Список литературы

1. Приказ Минтранса России от 9 июля 2009 г. № 112 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/ 467|рг_ш1

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.mintrans.ru

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.gks.ru

4. Блинов М. Ю. Роль водного транспорта в организации перевозок: учеб. пособие / М. Ю. Блинов. — СПб.: СПГУВК, 2009. — 66 с.

5. Давыденко А. А. Укреплять речной потенциал России / А. А. Давыденко // Транспорт России. — 2011. — 29 апр.

6. Колосов М. А. Канал Ладого-Финский залив — эффективный экологический проект Ладожского озера / М. А. Колосов. — СПб.: СПГУВК, 2009.

7. Маркин С. Речной флот в ожидании развития-2: коммент. / С. Маркин [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.opec.ru

8. Медник Э. Речной флот в ожидании развития-2 / Э. Медник [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.opec.ru

9. Реки Германии могут стать главными транспортными путями Европы [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.newsland.ru

10. Торгово-экономическое бюро Посольства Российской Федерации в Федеративной Республике Германия [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.rfhwb.de

11. http://germaniya.net

УДК 331.53+338.47:656.61 Е. Д. Пасюк,

канд. экон. наук, ФГОУ ВПО «МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова»

(Новороссийск)

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ КРЮИНГОВЫМИ КОМПАНИЯМИ

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE QUALITY OF SERVICES PROVIDED

BY CREWING COMPANIES

Данная работа посвящена разработке методики оценки качества услуг, предоставляемых крюинго-выми компаниями. Для осуществления данной методики определяются показатели соответствия и обобщающий показатель качества услуг крюинговых компаний.

This work is dedicated to the development of methodology for assessing the quality of services provided by crewing companies. To implement this methodology the values of conformity and general indicator of services quality are determined.

Ключевые слова: крюинговая компания, оценка качества, показатели соответствия услуг, обобщающий показатель качества услуг.

Key words: crewing company, quality assessment, the values of conformity, general indicator of services quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.