Научная статья на тему 'Анализ состояния конкурентной среды в сфере коксующихся углей'

Анализ состояния конкурентной среды в сфере коксующихся углей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния конкурентной среды в сфере коксующихся углей»

© В.А. Бурчаков, В.Н. Шатров, 2008

УДК 65.012.11

В.А. Бурчаков, В.Н. Шатров

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ КОКСУЮЩИХСЯ УГЛЕЙ

1. Продуктовые границы товарного рынка

~П качестве товара на исследуемом -М-Э рынке рассматривается группа коксующихся углей, добываемых на территории Российской Федерации.

Уголь - твердая горючая осадочная порода, является невосполнимым, ограниченным природным ресурсом.

В зависимости от сочетания технологических свойств угли различных кодовых номеров объединяют в технологические марки, группы и подгруппы. Предусматривается более 10 технологических марок, наименования которых аналогичны названиям марок промышленной классификации.

Рынок угля разделён на коксующиеся и энергетические угли. Коксующиеся угли являются сырьём для производства в металлургической промышленности, энергетические - являются топливом для различных ТЭЦ, ГРЭС и т.д. Коксующиеся марки углей относятся к каменному виду угля, в

отличие от энергетических ма-рок, которые относятся и к камен-ному и к бурому виду (бурые угли - только энергетические).

Основным направлением использования коксующегося угля является его переработка в металлургический кокс -твердый продукт высокотемпературного (>900С) разложения каменного угля без доступа воздуха, обладающий определенными свойствами. Угли марок Г, Ж, К, ОС способны спекаться, т.е. переходить при нагревании без доступа воздуха в пластическое состояние с последующим образованием связанного нелетучего остатка. Металлургический кокс можно получить только из углей марки К или из смеси углей (шихты), которая по свойствам приближается к ним.

В большинстве случаев коксующийся уголь нуждается в переработке, которую осуществляют обогатительные фабрики. В процессе переработки угля выпускается концентрат угля, который поставляется потребителям.

Таблица 1 Марки углей

Б Бурый КО коксовый отощенный

Д Длиннопламенный КСН коксовый спекающийся низкометаморфизированный

Г Газовый КС коксовый слабоспекающийся

ГЖО газовый жирный отощенный ОС отощенный спекающийся

ГЖ газовый жирный СС слабоспекающийся

Ж Жирный Т тощий

К Коксовый А антрацит

Таблица 2

Перечень основных участников рынка коксующегося угля в Российской Федерации

Предприятие География добычи

ОАО УК «Кузбассразрезуголь» Кемеровская обл., Красноярский край Кузнецкий

бассейн

ОАО «УК «Южный Кузбасс» Кемеровская обл., Кузнецкий бассейн

ЗАО «Распадская УК» Кузнецкий бассейн, Кемеровская обл.

ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» Кузнецкий бассейн

ОАО «Белон» Кемеровская обл., г. Белово, Кузнецкий бассейн

ЗАО «Сибуглемет» г. Междуреченск, Кемеровская обл, Кузнецкий бас-

сейн

ОАО «Воркутауголь» Печорский бассейн, Республика Коми

ОАО «Шахта Воргашорская» Печорский бассейн, Республика Коми, пос. Ворга-

шор

ООО УК «Прокопьевскуголь» Кемеровская обл., г. Прокопьевск

ОАО «Якутуголь» Южно-Якутский бассейн, г. Нерюнгри, Республика

Якутия

Таблица 3

Основные углеперерабатывающие предприятия

Обрабатывающее предприятие (наименование марок концентрата угля) Группа лиц

ГОФ «Томусинская» (КО+КС+ОС) ОАО «Южный Кузбасс»

ЦОФ «Кузбасская» (ГЖ+КС)

ЦОФ «Сибирь» (ОС+КС+ГЖ+Ж и ОС+КС)

ЦОФ «Абашевская» (Ж, ГЖ), ЦОФ «Кузнецкая» (Ж, ГЖ) ОАО «Южкузбассуголь»

ОФ «Междуреченская» (КС, ОС) ЗАО «Сибуглемет»

ОФ «Антоновская» (ГЖ, Ж)

ЗАО «ОФ «Чертинская» (ГЖ), ГОФ Коксовая (К,КС, ГЖ, КО, ОС) ОАО «Белон»

ОАО «ЦОФ Беловская» (Ж+ГЖ+КС)

ЦОФ Печорская, ЦОФ Северная, ОФ Воркутинская (ГЖО) ОАО «Северсталь»

ОФ Прокопьевскуголь ООО «УК «Прокопьевскуголь»

ОФ Нерюнгринская (К) ОАО Якутуголь

Источник: данные ЦДУ ТЭК.

Товарами-заменителями коксующегося угля в производстве кокса в зависимости от вида сырья могут быть электродный пековый и нефтяной коксы. Вместе с тем, основное количество кокса производится из каменного коксующегося угля.

2. Состав продавцов и группы покупателей товара

В настоящее время на рынке коксующегося угля действуют более 10 крупных участников, большинство из которых представляют собой угледобывающие предприятия, входящие в структуру металлургических холдингов, либо самостоятельный комплекс по добыче и переработке угля.

Основными поставщиками коксующегося угля и концентрата кок-

Таблица 4

Основные потребители концентрата коксующихся углей

Предприятие Доля в объеме потребления, %

2004г. I пол. 2005г.

ОАО «Алтай-Кокс» 4,8 4,8

ОАО «НЛМК» (Новолипецк) 9,7 8,7

ОАО «Кокс» (Кемерово) 6,2 4,6

ОАО «Губахинский Кокс» 1,2 1,4

ОАО «ЗСМК» (Западно-Сибирский) 14,2 18,6

ОАО «НКМК» (Новокузнецк) 2,4 2,8

ОАО «ММК» (Магнитогорск) 8,2 7,6

ОАО «Московский КГЗ» 2,0 1,3

ОАО «НТМК» (Нижний Тагил) 7,9 8,5

Челябинский МК (Мечел) 8,5 8,9

Череповецкий МК (Северсталь) 15,0 15,6

ООО «Уральская Сталь» (ОХМК) 3,8 3,3

Прочие 16,3 13,5

Всего 100 100

Источник: расчеты ФАС России по данным хозяйствующих субъектов.

сующегося угля являются торговые дома, входящие в структуры вертикально-интегрированных компаний,

которые объединяют в себе мощности по добыче и переработке коксующихся углей. В некоторых случаях поставка угля может осуществляться непосредственно с разрезов и шахт, поставка концентрата, соответственно, с обогатительных фабрик.

Таким образом, основными потребителями коксующегося угля являются обогатительные фабрики (ЦОФы, ГОФы), которые производят угольный концентрат на условиях процессинга (заключают договоры на переработку рядового угля в угольный концентрат) или на условиях купли-продажи угля/угольного концентрата с торговыми домами, реже непосредственно с разрезами и шахтами. Угольный концентрат, полученный в результате переработки рядового угля, является сырьём для производства кокса (рис. 1).

Основными потребителями (см. табл. 4) угольного концентрата являются металлургические комбинаты, а

также коксохимзаводы, которые используют угольный концентрат для производства кокса, который в среднем на 98 % состоит из концентрата коксующегося угля.

В некоторых случаях, коксохимза-воды и металлургические комбинаты закупают не концентрат, а рядовой коксующийся уголь, перерабатывая его самостоятельно.

3. Географические границы товарного рынка.

Регионы добычи угля для коксования находятся на территории трех угленосных бассейнов: Печорского,

Южно-Якутского и Кузбасского, которые находятся в Северном, Дальневосточном и Западно-Сибирском районах соответственно. Добыча уг-ля для коксования осуществляется, как правило, закрытым способом.

Специфика реализации коксующегося угля и концентрата в некоторых случаях может быть обусловлена отсутствием жесткой «привязки» добывающего предприятия и потребителя.

Таблица 5

Доля в добыче коксующихся углей по основным угледобывающим предприятиям Российской Федерации в 2004 году, %

Предприятие %

ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» 7,0

ОАО «УК «Южный Кузбасс» 12,4

ЗАО «Распадская угольная компания» 14,1

ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» 17,7

ОАО «Белон» 0,9

ЗАО «Сибуглемет» 6,7

ОАО «Воркутауголь» 11,7

ОАО «ш. Воргашорская» 0,51

УК Прокопьевскуголь 5,3

ОАО «Якутуголь» 7,2

Прочие 16,0

Всего 100

Источник: данные Росстата и хозяйствующих субъектов, расчеты ФАС России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потребитель коксующегося угля -обогатительная фабрика - кроме угля, добываемого на предприятиях собственной группы лиц, может перерабатывать также и уголь «давальцев» иной группы лиц. Аналогичным образом происходит и реализация концентрата коксующегося угля - отгрузка с каждой обогатительной фабрики может в отдельных

случаях осуществляться различным потребителям.

В связи с тем, что географические границы товарного рынка в рамках потребления или переработки товара в каждом конкретном случае могут различаться, данный анализ проводится в границах Российской Федерации.

4. Численность продавцов товара, действующих в конкретных географических границах рынка

Численность продавцов коксующегося угля, действующих в границах Российской Федерации, в основном определяется количеством вертикально-интегрированных компаний, в состав которых входят хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию коксующегося угля.

5. Объем реализации угля (табл. 6, 7, 8, 9)

6. Расчет показателей рыночной

Шахты, разрезы ЦОФы, ГОФы Металлургические комбинаты

Рис. 1. Схема движения коксующегося угля от добычи до переработки 54

Таблица 6

Объем реализации коксующегося угля на внутреннем рынке Российской Федерации в 2004-2005 годах

Предприятие Объем реализации, тыс.т. Доля в общем объеме реализации, %

2004г. I пол.2005г. 2004г. I пол.2005г.

ЗАО «Сибуглемет» 5079 751,8 11,9 3,7

ОАО УК «Южный Кузбасс» 5775,3 2823 13,5 14

ОАО ОУК «Южкузбассуголь» 7427 4363 17,4 23

ЗАО «Распадская УК» 3842,5 2014 9 10

ООО УК «Прокопьевскуголь» 2300,4 914,4 5,4 4,8

ОАО «ХК «Якутуголь» 700,2 290 1,6 1,5

ОАО УК «Кузбассразрезуголь» 499,7 175,3 1,1 0,9

ОАО «Воркутауголь» 5626,2 2561 13,2 13,5

ОАО УК «Кузбассуголь» 3148,9 1310 7,4 6,9

Прочие 8079,1 4631,9 19,1 23

Всего 42522 19835 100 100

Источник: данные ЦДУ ТЭК, расчеты ФАС России.

Таблица 7

Объем реализации коксующегося угля на внутреннем рынке Российской Федерации по бассейнам

Бассейн Объем реализации, тыс.т. Доля, %

2004г. I пол.2005г. 2004г. I пол.2005г.

Кузнецкий 36196 16984,6 85,1 85,6

Печорский 5626,2 2561,1 13,2 12,9

Южно-Якутский 700,2 290 1,6 1,4

Источник: данные ЦДУ ТЭК, расчеты ФАС России.

концентрации (табл. 10)

7. Обоснование наличия (отсутствия) доминирующего положения отдельных хозяйствующих

субъектов (группы лиц) на данном товарном рынке

Обоснованием наличия доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов на рынке коксующегося угля может являться ряд условий:

- наличие собственной транспортной инфраструктуры, а также участие в управлении предприятиями морского и речного пароходства;

- наличие собственной сырьевой базы (или возможность влияния на поставщиков сырья);

- наличие перерабатывающих мощностей (затраты на модернизацию имеющихся).

Доминирующее положение поставщиков может быть обусловлено также качественными характеристиками конкретных марок угля.

8. Масштабы ввоза-вывоза (экс-порта-импорта)товара

Крупнейшим направлением реализации концентрата коксующегося угля является экспортная поставка - 20 % от общего объема потребления коксующегося угля (12115,03 тыс. т в 2004 г. и 5332,11 тыс. т в I полугодии 2005 г.).

Крупнейшими экспортерами угольного концентрата являются ОАО “Якутуголь” (25 % + 1 акция принадлежит ОАО “Южный Кузбасс”) и ОАО “Южный Кузбасс”. Такие крупные поставщики как ОАО «Воркутауголь», ОАО УК «Кузбассразрезуголь» используют концентрат для производства кокса на металлургических заводах, входящих в

Таблица 8

Расчет коэффициентов рыночной концентрации СЯ-3, СЯ-4, СЯ-5 по данным за 2004 год

Показатели СЯ-3 Добыча Реализация

1) Объем трех крупнейших участников, тыс.т. 33283 18828

2) Общий объем товара, тыс.т. 75042 42522

3) Коэффициент концентрации (стр.1/стр.2), % 44,3 44,2

Показатели СЯ-4 Добыча Реализация

1) Объем трех крупнейших участников, тыс.т. 42093,1 23907

2) Общий объем товара, тыс.т. 75042 42522

3) Коэффициент концентрации (стр.1/стр.2), % 56,0 56,2

Показатели СЯ-5 Добыча Реализация

1) Объем трех крупнейших участников, тыс.т. 47523 27749

2) Общий объем товара, тыс.т. 75042 42522

3) Коэффициент концентрации (стр.1/стр.2), % 63,3 65,2

Таблица 9

Расчет коэффициентов рыночной концентрации СЯ-3, СЯ-4, СЯ-5 по данным за 2005 год

Показатели СЯ-3 Добыча Реализация

1) Объем трех крупнейших участников, тыс.т. 23296 9747

2) Общий объем товара, тыс.т. 50295,1 19835

3) Коэффициент концентрации (стр.1/стр.2), % 46,3 49,1

Показатели СЯ-4 Добыча Реализация

1) Объем трех крупнейших участников, тыс.т. 28732 11761

2) Общий объем товара, тыс.т. 50295,1 19835

3) Коэффициент концентрации (стр.1/стр.2), % 57,1 59,2

Показатели СЯ-5 Добыча Реализация

1) Объем трех крупнейших участников, тыс.т. 32532 13071

2) Общий объем товара, тыс.т. 50295,1 19835

3) Коэффициент концентрации (стр.1/стр.2), % 64,6 65,8

Таблица 10

Показатели рыночной концентрации

Направления ис- СЯ-3, % СЯ-4, % СЯ-5, %

пользования кок-

сующегося угля 2004г. I пол. 2005г. 2004г. I пол. 2005г. 2004г. I пол. 2005г.

Добыча 44,3 46,3 56,0 57,1 63,3 64,6

Реализация 44,2 49,1 56,2 59,2 65,2 65,8

группу лиц указанных компаний (табл. 11).

По данным крупнейших российских поставщиков, экспортные поставки концентрата коксующегося угля предприятия занимают до 35 % (а в случае с ОАО “Якутуголь” - до 80 %) от объема

реализации концентрата соответствующего предприятия.

Объем импорта коксующегося угля составил 396,99 (0,9 % ) тыс. т в 2004 г. и 484,50 тыс. т (2,4 %) в I полугодии 2005 г. Весь объем завозного коксующегося угля предс-тавлен

Таблица 11

Объем экспортных поставок концентрата коксующегося угля российскими предприятиями

Предприятие 2004г., доля, %

ОАО “Белон” 2

ЗАО “Распадская УК” 7,4

ООО “УК Прокопьевскуголь” 5,6

ОАО “Якутуголь” 20,7

ОАО “ОУК “Южкузбассуголь” 9,2

ОАО “Южный Кузбасс” 10,6

ЗАО “Сибуглемет” 10,4

Прочие 31,2

Всего 100

Источник: данные ЦДУ ТЭК, расчет ФАС России.

Таблица 12

Крупнейшие импортеры российского коксующегося угля

Страна Объем импорта, тыс.т. Доля, %

2004г. I пол. 2005г. 2004г. I пол. 2005г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Румыния 1259,49 459,34 10,40 8,61

Корея 1232,98 271,91 10,18 5,10

Украина 5291,78 2465,02 43,68 46,23

Япония 2128,60 1520,21 17,57 28,51

Источник: данные ЦДУ ТЭК, расчет ФАС России.

экибазтузским углем Казах-стана (табл. 12).

9. Степень открытости товарного рынка

Из данных ЦДУ ТЭК и расчетов ФАС России о ввозе коксующегося угля на территорию России, следует, что низкая степень открытости

анализируемого товарного рынка обусловлена достаточным количеством коксующегося угля, добываемого на территории Российской Федерации, а также производством концентрата коксующегося угля, несмотря на дефицит некоторых смесей и марочного сырья (см. п. 710. Оценка состояния конкурентной среды рынка

Рынок коксующихся углей является умеренно (добыча и реализация) иливысококонцентриро-ванным (обогащение и выпуск концентрата) с развитой конкуренцией (табл. 10, 8, 9).

11. Барьеры входа на рынок и основные проблемы его функционирования

Вход новых хозяйствующих субъектов на рынок коксующегося угля может быть ограничен некоторыми барьерами. К экономическим барьерам входа на рынок можно отнести ограниченные запасы угля; значительный размер начального капитала, необходимый для создания угле-добы-вающего предприятия; большие сроки оку-паемости капитальных вло-жений в строительство новых угледобы-вающих предприятий.

Одним из барьеров доступа на рынок коксующегося угля является необходимость получения лицензии на пользование недрами. Соблюдение антимонопольного законодательства при проведении конкурсов на приобретение прав на пользование недрами по добыче и разработке угольных месторождений может рассматриваться как одна из проблем функционирования сферы коксующихся углей. ГПШ

— Коротко об авторах ------------------------------------------------

Бурчаков В.А. - кандидат технических наук, доцент,

Шатров В.Н. - доцент, Московский государственный горный университет. Рецензент д-р техн. наук, проф. А.А. Петросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.