Анализ состояния и пути совершенствования системы управления качеством образовательных услуг (на примере Ставропольского края)
Analysis of the state and ways of improvement of the quality management system of educational services (on the example of the Stavropol territory)
Довготько Наталья Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
Брескина Наталья Витальевна
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления филиал ФГ АОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске
Аннотация: Данная статья посвящена обзору состояния образования и системы управления качеством образовательных услуг в отдельно взятом регионе РФ - Ставропольском крае. Выявлены положительные стороны и проблемные точки образования и системы управления качеством образовательных услуг в регионе. Проведенное исследование позволяет утверждать, что процесс модернизации российского образования выдвигает на передний план принципиальные вопросы, связанные с эффективной организацией системы управления качеством образовательных услуг на региональном уровне.
Abstract: This article is devoted to the review of the state of education in General and the quality management system of educational services in a particular region of Russia - Stavropol region. Identified strengths and problem areas in education and quality management system of educational services in the region. This study suggests that the process of modernization of Russian education highlights key issues relating to the efficient organization of the quality management system of educational services at the regional level.
Ключевые слова: сфера образования, система управления качеством образовательных услуг, концептуальная модель управления образованием, институциональная перестройка образования, модернизация образования.
Keywords: education, quality management system of educational services, the conceptual model of education management, institutional restructuring of the education, modernization of education
Сфера образования в условиях постиндустриальной экономики рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания и навыки, способность принимать нестандартные решения в современных экономических условиях становятся главной ценностью общества. Можно предположить, что основной целью функционирования системы образования в настоящее время является приведение ее в такое состояние, при котором качественное образование будет доступно всем, кто желает его получить.
Проанализируем некоторые аспекты состояния образования и системы управления качеством образовательных услуг на примере отдельно взятого региона - Ставропольского края.
Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю образовательный комплекс региона по состоянию на 01 сентября 2012г. включал в себя 1829 образовательных учреждений всех организационно-правовых форм и типов.
Из них - 651 учреждений, реализующих общеобразовательные программы, в том числе 23 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, 811 учреждений дошкольного образования, 22 специальное (коррекционное) образовательное учреждение, 29 образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 146 учреждений дополнительного образования. В состав 170 учреждений профессионального образования входили 6 государственных и 14 негосударственных высших учебных заведений (с 39 и 17 филиалами соответственно); 44 государственных и 22 негосударственных учреждений среднего профессионального образования (с 14 и 4 филиалами соответственно), в том числе Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования, в которых обучалось 259,5 тыс. человек [7]. Статистические данные показывают, что численность обучающихся в учреждениях начального профессионального образования составляла в 2012 г.17,9 тыс. человек, причем отметим, что доля обучающихся данного уровня образования сократилась (в 2009 году здесь обучалось 22,2 тыс. человек) [7].
Безусловно, в Ставропольском крае существуют сильные стороны развития и управления сферы образовательных услуг. Выделим наиболее существенные из них.
1. Так, начиная с 2001 года в регионе удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат по образованию. Ежегодно до 25% консолидированного бюджета Ставропольского края выделяется отрасли образования. Это создало основу для институциональной перестройки в сфере образования Ставропольского края, в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего, специального и профессионального образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой.
2.Отмечается стабильный рост расходов на обновление учебноматериальной базы учреждений образования. Например, 705
3
образовательных учреждений края, подключенных к сети Интернет, обеспечены базовым лицензионным программным пакетом и доступом в сеть Интернет за счет средств федерального бюджета.
3.Если обратиться к процессу профилирования школьного образования, то 100% учащихся 9 классов охвачены предпрофильной подготовкой; 86 % учащихся 10-11 классов охвачены профильной подготовкой, их обучение ведется в тесном сотрудничестве с СтГАУ, СКФУ и другими вузами края. Каждое восьмое общеобразовательное учреждение края реализует программы повышенного уровня; созданы 32 базовые (ресурсные) школы, осуществляющие сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями районов.
4. В Ставропольском крае сформирована система развития одаренных детей, включающая сеть инновационных образовательных учреждений (краевой Центр «Поиск», Малая академия наук при Дворце детского творчества города Ставрополя, лицей-интернат при СКФУ, Центры технического творчества, эстетического воспитания, экологии и туризма); индивидуальные программы сопровождения талантов, курирование их ведущими учеными и педагогами края, профильные смены в лагерях и т.д.
5. В регионе развиваются интегрированные формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в 2012 году в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края функционировали 392 специальных (коррекционных) класса для детей с легкой умственной отсталостью, в которых обучалось 3769 детей.
6. В образовательных учреждениях края обучение ведется по 100 профессиям и специальностям. Проведенная реструктуризация и оптимизация сети учреждений системы НПО-СПО позволила создать 3 профильных ресурсных центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов для строительной отрасли, машиностроения и сельского хозяйства.
7. Внедрение в дошкольные, и общеобразовательные учреждения края здоровьесберегающих педагогических технологий позволило обеспечить положительную динамику состояния здоровья детей и молодежи: 75% детей имеют 1 и 2 группу здоровья. Отрадно, что в целях изучения вредного воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения и выработки управленческих решений Управлением Роспотребнадзора с 2009 г. проводится работа по установлению возможного воздействия Буденновского ОАО «Ставролен», предприятий северной промышленной зоны г. Невинномысска и предприятий промышленной зоны бывшего ОАО «Люминофор» Северо-западного района г. Ставрополя на здоровье населения, проживающего в зоне их влияния.
8. В Ставропольском крае реализуется Стратегия развития образования (см. приказ министерства образования Ставропольского края от 25 декабря 2008 г. N 1043-пр "Об утверждении Стратегии развития образования в Ставропольском крае до 2020 года). Кроме того, в крае действует целевая программа «Развитие образования» на 2010—2013 гг.», с общим объемом финансирования 3150857,304 тыс. рублей. В рамках данной программы решаются вопросы совершенствования содержания образования, оптимизации сети образовательных учреждений и структуры подготавливаемых специалистов в соответствии с потребностями рынка труда, обеспечения безопасности учреждений образования, перехода на нормативное финансирование, повышения социального статуса педагогических работников.
9. В регионе активно проводится работа по развитию деятельности
профильных ресурсных центров, созданных в структуре краевых
государственных образовательных учреждений среднего профессионального
образования (в настоящее время их 4) по направлениям: деревообработка и
строительство (ГОУ СПО «Ставропольский политехнический колледж»),
электроэнергетика, машиностроение и металлообработка (ГОУ СПО
«Георгиевский региональный колледж «Интеграл»), сельское хозяйство
5
(ГОУ СПО «Курсавский региональный колледж «Интеграл»), автомобильный транспорт, сварочное производство, информатика и вычислительная техника (ГОУ СПО «Лермонтовский региональный многопрофильный колледж»). В завершающей стадии ведутся работы по укомплектованию базы для обеспечения деятельности ресурсного центра, созданного в структуре ГОУ СПО «Кисловодский государственный многопрофильный техникум» по направлению гостинично-курортный и ресторанный сервис и туризм.
Таким образом, можно сделать вывод, что все процессы реформирования образования направлены на повышение его качества, а реформы в системе образования носят достаточно системный характер. Это вызвано как внешними факторами - государственной политикой в сфере образования, - так и состоянием качества образования в регионе, а также требованиями экономической целесообразности.
Но вместе с тем для дальнейшего развития системы образования в Ставропольском крае считаем важным обратить внимание на следующие основные проблемы в управлении сферой образовательных услуг.
1.За последнее время в систему образования региона были вложены значительные финансовые ресурсы: на строительство объектов образования, информатизация системы образования, учителя получают надбавки к основной своей зарплате и т.д. При этом можно констатировать, что, несмотря на значительные инвестиции, система образования Ставропольского края характеризуется недостаточной открытостью, практически отсутствием реальных механизмов участия общественности в управлении образованием и финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, формальностью процедур лицензирования и аттестации.
2.В связи с переходом начальной и основной школы на новые
федеральные государственные образовательные стандарты требуется
дальнейшее обновление учебной базы общеобразовательных учреждений, в
6
том числе оснащение рабочих мест учителей общеобразовательных учреждений современным мультимедийным и интерактивным оборудованием. Во многих общеобразовательных учреждениях не обеспечено функционирование современной информационнокоммуникационной инфраструктуры, что не позволяет использовать электронный документооборот в деятельности общеобразовательных учреждений.
3.Продолжает оставаться проблемой кадровое обеспечение системы образования края. Реализация задач модернизации образования края требует профессиональной и социальной состоятельности педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений края. В образовательных учреждениях края постоянно ощущается нехватка квалифицированных педагогических кадров, особенно остро эта проблема стоит в образовательных учреждениях края, расположенных в сельской местности; отсутствует действенная система непрерывного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки взрослого населения, позволяющая гибко реагировать на изменения рынка труда Ставропольского края.
4.Одной из существенных проблем функционирования современного рынка образовательных услуг труда является несоответствие направленности профессиональной подготовки молодых специалистов потребностям рынка труда. В результате наблюдается перенасыщение рынка труда специалистами в области экономики, права, психологии, в последнее время - информатики и вычислительной техники - выпускники, обучавшиеся по этим профессиям, при трудоустройстве сталкиваются со значительными трудностями. Для среднего профессионального образования характерной остается проблема отсутствия эффективного партнерства с производственными предприятиями.
Полагаем, что в целях нивелирования указанных проблемных точек
развития образования и совершенствования системы управления качеством
образовательных услуг в регионе следует разрабатывать и реализовывать
7
такие модели управления, которые позволят рассматривать образовательную систему не как совокупность изолированных групп образовательных учреждений с обособленными, негибкими образовательными программами, а как целостную систему, способную концентрировать ресурсы в интересах удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения с одной стороны, и обеспечивать развитие экономики и социальной сферы своей территории - с другой.
Кроме того, потребность управления развитием сферы образовательных услуг в Ставропольском крае как системы приводит к необходимости смены целевых ориентиров управления, к которым, на наш взгляд, считаем необходимым относить:
1. Цели создания единого образовательного пространства Ставропольского края, повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества.
2. Цели развития высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека, с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры
3. Цели сохранения и развития регионального образовательного комплекса Ставропольского края, отвечающего современным требованиям государства и общества, превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности и становление местных общественных систем.
Выделение этих групп целей означает, что сама система управления
образованием представляет собой особую структурно-функциональную
организацию, действующую в рамках единой стратегии управления системой
развивающегося образования России, региона и муниципального уровня.
Данные особенности указывают, что для достижения системности,
целостности и устойчивости развития образования необходимы и
целесообразны изменения, прежде всего на муниципальном уровне
8
управления, так как муниципальные системы образования включают в настоящее время всю сферу общего среднего образования, дошкольное и дополнительное образование детей.
Соглашаясь с позицией Т.И. Пуденко, считаем, что системность, целостность и устойчивость развития образования не могут быть достигнуты за счет стимулирования автономности и конкуренции, на которую, в конечном итоге, направлено большинство новаций современного этапа модернизации [5]. Практика показывает, что конкурентоспособность сама по себе (даже в системе общего образования крупных городов) не гарантирует высокого качества образования, и не формирует стимулов и потенциала для дальнейшего развития. Таким образом, интересы целостного и устойчивого развития сферы образовательных услуг в России в целом, как и в ее регионах, требуют поддержки всех процессов, укрепляющих внутрисистемные связи, в частности процессов кооперации и интеграции деятельности. Необходима также социальная ответственность хозяйствующих субъектов как важнейшего фактора развития территориальных систем образования, что требует разработки специальных стимулирующих механизмов управления.
На наш взгляд, основным ресурсом развития сферы образования
Ставропольского края должен стать совокупный ресурс территории
(экономический, организационный, социокультурный и т.д.). С учетом
выбранных целевых ориентиров, объема и сложности вытекающих задач
развития образования, необходимо перераспределить функциональную
нагрузку по управлению развитием образования на муниципальном уровне,
чтобы управление на региональном уровне стало более эффективным. При
этом в компетенции муниципальных органов управления образованием
целесообразно оставить те виды работ, которые необходимы для реализации
стратегии модернизации: взаимодействие с образовательными учреждениями
и региональными органами управления по всем вопросам централизованно
осуществляемых нововведений, создание комплекса необходимых условий
для успешного внедрения этих новаций. Это соответствует сложившемуся
9
функционалу органов управления, квалификации персонала, устоявшимся информационным каналам и схемам вертикальной координации. С другой стороны, деятельность, которая связана с разработкой и реализацией стратегии опережающего развития и разработкой целевых программ развития образования следует передать коллегиальным межведомственным структурам в рамках местных администраций, а также специальным депутатским комиссиям, которые полномочны принимать решения, затрагивающие интересы развития всей муниципальной территории.
Полагаем, что предложенный подход к построению организационной структуры управления развитием образования при ее успешной реализации в Ставропольском крае позволит:
-эффективнее распределить ответственность за разработку и реализацию стратегий развития образования;
-повысить качество управления развитием сферы образования (обоснованность, согласованность, скорость подготовки и принятия решений) за счет вовлечения в стратегическое планирование более широкого круга руководителей и специалистов, горизонтальных механизмов их взаимодействия;
-оптимизировать ресурсную базу развития;
-обеспечить достаточную общественную и профессиональную поддержку планируемых нововведений.
В заключение отметим, что реализация подобных проектов является весьма сложной в виду необходимости отслеживания и анализа значительного количества разнообразных данных и их сопоставления. В этой связи реформирование системы управления качеством образовательных услуг следует осуществлять совместно органам власти Ставропольского края, общественным, профессиональным и образовательным организациям и учреждениям для получения наиболее существенных результатов.
Библиографический список:
1. Борисова Н.В. Российское образование в системе рыночных отношений / Н.В.Борисова // Труды российских ученых.- 2008.- № 3.
2. Снаговская Ф.Н. Сущность и основные тенденции развития сферы образовательных услуг // Экономические науки. - 2010. - №79.
3.Панкрухин А.П. «Маркетинг образовательных услуг: методология, теория и практика». Электронный ресурс: http://multidollar.ru/marketing
4. Пуденко Т.И. Государственная поддержка общеобразовательных учреждений в рамках ПНПО как ресурс развития региональных образовательных систем // Образование и общество. - 2009. - №3.
5. Пуденко Т.И.Управление развитием образования на муниципальном уровне в условиях социально-экономической модернизации: автореф. дис. на соиск. уч. ст. д. э. н. 08.00.05.-М., 2012.
6.Тихонов А.Н., Абрамешин А.Е., Воронина Т.П.Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты.- М.: Логос, 2009.
7. Территориальный орган Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/obraz/o-оЬг1.Ыш(дата обращения: 01.08.2013)