УДК 37:37.014.523 ББК 65.497.4 Е 78
А.Е. Ероян
Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (918)418-94-09, e-mail: [email protected].
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье исследованы особенности системы управления сферой образования на региональном уровне на примере Краснодарского края. Автор делает акцент на модернизации региональной системы образования и использовании в данном процессе государственной поддержки. На основе анализа результатов управления системой образования на региональном уровне, выделен ряд тенденций, оказывающих негативное влияние на результаты образовательной деятельности в целом. Одним из важнейших направлений реализации государственной образовательной политики является обеспечение качества российского образования на всех его уровнях. Результативность работы органов управления образованием и образовательных учреждений во многом достигается путем оказания качественных образовательных услуг. При этом автор говорит о том, что выявляется расхождение между результатами образования и потребностями основных заказчиков и потребителей образовательных услуг. В работе предложены мероприятия по совершенствованию системы управления сферой образования в Краснодарском крае, в числе которых опыт Кубанского государственного технологического университета по созданию университетского комплекса «Университет-ТУР», созданного для студентов, школьников и преподавателей края.
Ключевые слова: управление, система образования, модернизация, воспитание, эффективность, государственная поддержка, качество.
A.E Eroyan
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Public and Municipal Administration Department, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: (918)418-94-09, e-mail: [email protected].
EDUCATIONAL MANAGEMENT SYSTEM PECULIARITIES AT THE REGIONAL LEVEL AND THE WAYS OF ITS IMPROVEMENT
Abstract. The paper considers the peculiarities of education management at the regional level, based on the Krasnodar Territory. The author highlights the modernization of the regional education system and state support used in the process. The scientific article reveals a number of trends that have a negative impact on the results of educational activities in general after education management system analyzing at the regional level. One of the most important areas of implementation of the state education policy is to ensure the quality of Russian education at all levels. The effectiveness of the educational authorities and educational institutions is achieved by the provision of education services quality. The author discloses a discrepancy between the results of education and the needs of key customers and consumers of educational services. The paper proposes measures to improve the education sector management in the Krasnodar Territory, including the experience of
theKuban State Technological University to establish a university complex «University Tour», designed for sUuOnnls, pnbils anU s of bliereginu.
Knuwords: management, education system, modernization, education, efficiency, government support, quality.
Образование решает главную госу-дарственнуюзадачу, такую, как воспроизводство человеческого капитала, следовательно, оно должно бытьдоступным,
качественным и конкурентоспособным. Образование выполняетряд функций как вформировании отдельнойличности, так и 13 современномобществе (рисунок 1).
Основные функции образования в обществе
Функция воспроизводства культуры, опыта, деятельности
Функция развития личности, общества
Образование в обществе как отрасль социокультурной практики
Образование как всеобщая форма развития личности и общества
Реализуется посредством
Теоретической модели образования:
1) трансляция культурно-исторического опыта посредством образования;
2) воспроизводство «готовых» знаний, умений, навыков
В традиционном обществе
у людей единыи тип мировоззрения и образа жизни с конкретными ценностями, идеалами и установками, что обеспечивает организацию жизнедеятельности по традиционным
схемам и технологиям; личность готовая к жизни и труду в стабильных, не изменяющихся условиях
Универсальной модели образования Не столько трансляция, сколько развитие личностных универсальных способностей к освоению способов мышления, новых типов деятельности и отношений между людьми
1 т
В динамическом обществе
1 Г
Личность:
способная к самоопределению, рефлексии; с развитым творческим, системно-ситуационным, глобальным мышлением; обладающая обобщенными способами различных видов деятельности; готовая к самообразованию и самосовершенствованию, самореализации
Рисунок 1. Функции образования в современном обществе
Именнообразование определяет состояние рынка труда и уровень социально-экономического развития общества. Образование являетсяосновнойобластью, посредствам которой осуществляется развитие человека. Целью его являются профессиональное, информационное обеспечение человеческого капитала, становление общества. Эти изменения в конечном
итоге должны привести к повышению производительности как работников фи-зическ о го труда, такиучен ых.
Задачей государства и обществаявля-ется создание эффективной, отвечающей всем современным требованиям системы образования и формирование полноценного, четко функционирующего рынка образовательных услуг [1].
Главное направление деятельности региональных органов управления — это развитие региональных образовательных систем на основегосударственныхтребо-ваний, местных социально-экономических усло вненациональных и культурно-исторических особенностей, различных типов и видовобразовательных учреждений и услуг.
Министробразованияинауки РФ Д. Ливанов наконференции от 04.10.12 г. предложил коллегам рассмотреть проект новойГосударственной федеральной программы «Развитие образования» на 2013—2020 гг. и руководствоваться ее положениями при формировании региональных программ [2].
На сегодняшний день Законодательным Собранием Краснодарского края принятз ако н «Об образовании в Краснодарском крае» от16 июля 2013 Г-, а также на территории края реализуется ряд про-граммкак федерального, так и регионального значения, целью которых является развитие системы образования в нашем оосядоротве.
Исследуя проблему управления образованием в целом и отдельного региона в отдельности, необходимо исходить из природы, сущности образования и ожидаемого образачеловека нового столетия. Структура действующей системы управления сферой образования вКраснодарс-комкрае пррдставлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Система управления сферой образования в Краснодарском крае
Проведя анализ и диагностику региональной системы образования Краснодарского края, можно выявить ряд неблагоприятных характеристик:
— недостаточное бюджетное финансирование, не позволяющее в полной мере обеспечить инновационные процессы и поддерживать материально-техническую базу образовательных учреждений;
— отток из образовательных учреждений квалифицированных кадров из-за низкого уровня заработной платы;
— подготовка выпускников учебных заведений не в полной мере учитывает изменения, происходящие в экономике и социальной сфере региона;
— родители учащихся, будучи участниками образовательного процесса, не имеют рычагов влияния на учебные заведения (школу) и занимают пассивную позицию;
— практически все руководители учебных заведений имеют высшее образование, однако не являются профессиональными менеджерами-управленцами;
— существующая система повышения квалификации кадров не обеспечивает в полной мере качественных изменений в деятельности педагогов и администрации;
— учреждения общего среднего образования закрыты для местного сообщества, потенциальных социальных партнеров, а также несвоевременно реагируют на изменения внешней среды;
— к решению проблем общего образования мало привлекаются общественность и работодатели [3].
Отмеченные тенденции оказывают негативное влияние на результаты образовательной деятельности в целом и проявляются в следующих проблемах:
— учащиеся и их родители зачастую не удовлетворены качеством предоставляемого образования;
— оценка образовательного процесса учебного заведения научно-педагогическим коллективом зачастую не совпа-
Руководствуясь приоритетными направлениями совершенствования системы образования, мы сформулировали ряд мероприятий по совершенствованию системы управления сферой образования на региональном уровне, в частности, в Краснодарском крае. Необходимо следующее:
1. Разработать программу регионального уровня по развитию системы образования в Краснодарском крае в соответствии с новым Законом Российской Федерации «Об образовании» и законом
дает с мнением местного сообщества и результатами контроля качества образования, полученными в ходе внешнего мониторинга;
— в качестве подготовки выпускников сельских и городских образовательных учреждений прослеживается большая разница;
— анализ трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений показывает, что часть из них не в состоянии самостоятельно заниматься активным поиском места своей будущей учебы или работы.
Опираясь на вышеупомянутые аспекты, мы видим расхождение между получаемыми результатами образования и потребностями основных заказчиков и потребителей образовательных услуг. В таблице 1 представлены приоритетные направления модернизации региональной системы образования.
Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае», которая позволит определить основные комплексные мероприятия и порядок их реализации.
2. Продолжать активную работу по строительству дошкольных образовательных учреждений, а также использовать опыт создания дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений. Для реализации указанного мероприятия необходимо:
а) повысить доступность дошкольного образования и обеспечить его качествен-
Таблица 1
Направления модернизации региональной системы образования России [4]
№ п/п Направления модернизации системы образования
1 создание равных возможностей доступа к образованию для различных категорий населения края и страны
2 создание нового механизма финансирования управления образованием и условий для повышения его качества
3 формирование и совершенствование механизмов государственно-общественного управления региональной системой общего образования
4 формирование новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров региональной системы образования
5 оптимизация сети образовательных учреждений
6 обеспечение социальной защиты участников образовательного процесса: учащихся, воспитанников и работников региональной системы образования
7 развитие информатизации образования
ное функционирование с учетом потребностей населения;
б) обеспечить реализацию мероприятий краевой целевой программы «Развитие системы дошкольного образования в Краснодарском крае» и других программ всех уровней;
в) обеспечить охват детей вариативными формами дошкольного образования, в том числе семейными и группами кратковременного пребывания (10% от численности нуждающихся в дошкольном образовании).
3. Осуществлять оптимизацию малокомплектных сельских школ, а именно: образовательное учреждение может быть ликвидировано только с согласия схода жителей этого населенного пункта.
В малочисленных населенных пунктах, таких, как села, поселки, деревни недостаточное количество учащихся в общеобразовательных учреждениях, что может послужить причиной их закрытия. В связи с этим много было сделано для сохранности таких малокомплектных сельских школ, потому что школа на селе — это больше, чем просто образовательное учреждение, — зачастую это центр культурной и социальной жизни поселка или станицы. Нами предлагается на краевом уровне законодательно закрепить норму, по которой общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности, может быть ликвидировано только с согласия схода жителей этого населенного пункта.
4. Продолжать работу по созданию университетских комплексов, которые бы объединяли образовательные учреждения, реализующие программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие подразделения [5].
В качестве примера мы можем привести опыт Кубанского государственного технологического университета, который одним из первых создал университетский комплекс под названием «Университет-ТУР». Этот уникальный проект создан, в первую очередь, для студентов, школьников и преподавателей нашего края.
Создание центра международных образовательных программ и туризма предполагает обучение, стажировку за рубежом по стипендиальным программам, грантовой поддержке, волонтерским
программам, организацию фестивалей и международных лагерей для молодежи и студентов, языковую практику — в общем все для разнообразного обучения, досуга и отдыха студенческой молодежи, школьников и преподавателей.
5. Перейти к финансированию высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов (бакалавров и магистрантов), осуществляемого на конкурсной основе.
Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов; он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В связи с этим дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы стали главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования [5].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» негосударственные образовательные учреждения имеют право после получения государственной аккредитации на бюджетное финансирование, что, на наш взгляд, имеет место [6].
6. Повышать прозрачность финансовых потоков, направляемых в учреждения образования за счет создания в них попечительских советов, внедрения практики публичной отчетности образовательных учреждений.
7. Предотвратить уход из сферы образования квалифицированных кадров. Пути предотвращения:
а) совершенствование мер стимулирования и поощрения результатов труда работников образовательных учреждений;
б) обеспечение качественного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров с учетом вариативности, адресности и накопительного принципа.
При учете и реализации предложенных нами мероприятий эффективность системы управления сферой образования в Краснодарском крае повысится. Данный опыт может быть использован во всех субъектах Российской Федерации.
Следующим важным этапом является создание соответствующих условий
для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях Краснодарского края. Под воспитанием нами подразумевается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Базовым звеном образования, конечно, является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенных знаний, но и на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также способствовать приобретению опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть формированию ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Опираясь на богатый опыт российской и советской школы, на наш взгляд, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования. Воспитание, будучи первостепенным элементом в образовании, должно стать органичной составляющей всей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Виды воспитания представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Виды и формы воспитания личности
Важнейшими задачами воспитания являются:
— формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;
— приобщение к духовности и культуре;
— формирование инициативности, самостоятельности, толерантности;
— формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В решении этих задач очень важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и останутся одной из наиболее эффективных форм развития склонностей,
способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи [6].
Методика и алгоритм воспитания личности графически имеет следующий вид — рисунок 4. Особая роль в решении задач воспитательного характера принадлежит, прежде всего, семье. В отличие от общества, семья общается с ребенком ежедневно, поэтому располагает неограниченными возможностями воздействия на него. Именно в семье закладываются основы нравственности, терпимости, духовности ребенка. Но именно от взаимосвязи семьи и школы в наибольшей степени зависят развитие и формирование детей.
Рисунок 4. Алгоритм воспитания личности
Необходимыми условиями для достижения нового и современного качества общего образования будут являться:
1)разработка и введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования и вариативный базисный учебный план, который позволит учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений;
2) осуществление оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, в том числе за счет:
а) использования эффективных методов обучения;
б) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
д) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
3) обеспечение дифференциации и индивидуализации образования при реализации государственных образовательных
стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;
4) разработка и введение гибкой системы профильного обучения в старших классах школы, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего образования;
5) усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся: экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
6) обеспечение знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
7) создание в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии;
8) разработка различных механизмов реструктуризации основной и старшей ступеней сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пун-
кте условий для реализации программ дошкольного и начального образования);
9) разработка нормативно-правовой базы для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;
10) обеспечение государственной поддержкой школ для одаренных детей;
11) создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения;
12) обеспечение государственной поддержки образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования;
13) создание независимой от органов управления образованием государственной системы оценки качества образования, которая бы стала действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности и др.
Требуется также переосмысление задач воспитания личности как первоочередного приоритета в системе образования. Воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [6].
Условия, которые смогут позволить повысить качество образования и воспитания, следующие.
1. Установление отношений сотрудничества с коллегами внутри школы, межшкольных образовательных моделей взаимодействия (модели «школа — школа», «школа — учреждение дополнительного
образования», «школа — профессиональное учреждение» и др.).
2. Расширение деловых контактов педагогического работника с социальными партнерами системы образования: родителями, представителями других образовательных учреждений, общественных организаций, предприятий, учреждений науки и культуры. Необходимо подчеркнуть значимость семьи в решении задач воспитания и социализации подрастающего поколения.
3. Изменение самой роли педагога: от демонстрации знаний и способов деятельности перейти к формированию индивидуального пути интеллектуального и личностного развития каждого ребенка и педагогической поддержки продвижения учащихся.
4. Осознание педагогическими работниками потребности в повышении качества образования.
5. Приобщение педагогов к инновационной и исследовательской деятельности.
Как было отмечено ранее, школа играет большую роль в воспитании и обучения молодежи, поэтому она должна эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе.
Обострение интересов к проблемам управления образованием на региональном уровне связано с коренными преобразованиями социальной системы российского общества, с его весьма неоднозначными и противоречивыми тенденциями, особенно в духовной и моральной сфере жизнедеятельности, которая в конечном итоге определяет перспективы движения нашей страны по пути социального прогресса. А это, в свою очередь, предполагает не только накопление духовного и интеллектуального потенциала, его расширенного производства, но и его эффективное использование.
Примечания:
1. Галайда О.В. Экономические аспекты зарубежного опыта предоставления образовательных услуг и возможности его использования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.
2. Баринова Н.Ю. Управление инновационными проектами образовательной системы во взаимодействии с органами власти // Государственная служба: состояние, тенденции развития и актуальные проблемы: сб. ст. науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во БАГСУ, 2004. С. 209.
3. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003. 428 с.
4. Мордовченков Н.В., Климина Е.В. Повышение качества образовательных услуг как условие перехода к постиндустриальной экономике // Управление экономическими системами. 2012. № 40(40).
5. Адыкаева Е.Н. Модификация высшего образования как фактор новой экономики // Национальная инновационная система России проблемы становления и развития: сб. науч. тр. / под ред. Р.М. Нижегородцева. М.: URSS, 2006. С. 288-296.
6. Дудник С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы // Образование и гражданское общество. 2002. № 1. С. 20.
References:
1. Galajda O.V. Economic aspects of foreign experience in the provision of educational services and the possibility of its use in the Russian Federation: author's summary of dissertation for Candidate of Economics degree. Moscow, 2008.
2. Barinova N.Yu. Innovative project management educational system in cooperation with the authorities // Public service: state, trends and topical issues: Sat. scientific and practical articles. conf. Ufa: Bugs, 2004. P. 209.
3. Balykhin G.A. Management of the education development: organizational-economic aspect. M.: Economics, 2003. 428 p.
4. Mordovchenkov N.V., Klimina E.V. Improving of the quality of educational services as a condition for the transition to a post-industrial economy // Management of economic systems. 2012. №40 (40).
5. Adykaeva E.N. Modification of higher education as a factor in the new economy // National innovation system of Russia the problem of formation and development: col. scientific. works. / ed.by R.M. Nizhegorodtsev. M.: URSS, 2006. Pp. 288-296.
6. Dudnik S.I. Educational policy in modern Russia: problems and prospects // Education and civil obschestvo.2002. №1. P. 20.