Научная статья на тему 'Анализ состояния художественной культуры монгольской студенческой молодежи'

Анализ состояния художественной культуры монгольской студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
166
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния художественной культуры монгольской студенческой молодежи»

РАЗДЕЛ VII СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 378.039

Болд Лхалщэрэн

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОНГОЛЬСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В настоящее время в связи с процессом глобализации, под воздействием средств массовой информации происходит унификация художественной культуры современной молодежи в разных странах мира. Процессы эти идут с разной скоростью в разных странах.

Направленность художественной культуры молодежи во все времена рассматривалась как индикатор ее образованности, ориентации на национальные, культурные ценности и традиции, как средство прогнозирования развития культуры и общес тва. Изучение этой проблематики всегда представлялось актуальным. Выявление психологических особенностей личности с условиями ее развития представляется актуальной для рассмотрения психологии личности в изменяющемся мире.

Искусство не существует и не развивается само по себе. Оно существует как специфическая форма духовной деятельности людей. Тесно связанная с другими формами духовной деятельности - моралью, политикой, философией, наукой [3, с. 56].

Художественные интересы личности реализуются в трех видах деятельности: 1) в знакомстве с произведениями искусства (потребление); 2) в приобретении искусствоведческих знаний; 3) в собственном художественном творчестве [4, 5].

И, Л. Левин отмечал, что художественный интерес - форма интегрального проявления психической активности личности, её осознанной направленности, выраженной в увлечённости различными видами, жанрами, стилями и материалами искусства.

Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение художественных интересов по видам и по направлениям искусства монгольских и русских студентов. Выборка составила 140 студентов (по 70 монгольских и русских) старших курсов разных специализаций в Москве.

Обследование включало:

1) Интересы к искусству. Проводилось с помощью специального опросника, разработанного А. И. Савенковым. Опросник позволяет выявлять сферы художественных интересов по наиболее популярньш видам (литература, музыка, изобразительное искусство, театр, архитектура, кино) и направлениям (классическое искусство, современная художественная культура, тра-

диционная национальная культура, собственное художественное творчество, художественная критика и искусствоведение, изучение истории культуры) искусства.

2) Аккультурационные процессы обследуемых оценивались по методике «Экспресс диагностики межэтнической аккультурации» (В. С. Мухина).

Например, чтобы оценить данные параметры применительно к области театра мы задавали следующие вопросы: Вам нравится?: 1. Посещать театры, смотреть классические театральные постановки. 2. Знакомиться с авангардными театральными постановками. 3. Национальный народный театр.

4. Играть на театральной сцене, писать пьесы, ставить спектакли. 5. Знакомиться с произведениями театроведов и театральных критиков, высказывать собственные суждения о театральных постановках. 6. Изучать историю театра.

Особенности художественных интересов мы выявляли по 8 показателям: по широте, по глубине, по устойчивости, по характеру проявления, по предметной опосредованности воздействия, по активности действия, по определенности действия, по отношению к цели, выполняемой художественно-творческой деятельностью в области искусства.

Для анализа нами был выбран показатель по широте (мы спрашивали: «Какие жанры художественного творчества и виды искусства вас интересуют?»).

На основании полученных данных опросника были выявлены следующие различия между интересами монгольских и русских студентов (рис. 1, 2).

6

4

2

О

□ Ро ссийские ОМ онгольские

Рис. 1. Сравнительный анализ интересов студентов по видам искусства

В Российские 5,57 4,34 ! ,62 2,91 -0,11 0,2 5

■ Монгольские 6,05 6,88 5,25 6,31 4,22 5.63

Рис. 2. Сравнительный анализ интересов у студентов по направлениям искусства

Как показано на рис, 1, в области художественной литературы первые места, как среди монгольских, так и русских студентов занимает зарубежная, классическая, современная и национальная литература. Также студентами были упомянуты следующие жанры: детективный, исторический, комедийный, семейно-бытовой и т. д. Это во многом объясняется тем, что содержание такого рода книг отвечают существенным потребностям в познавательной сфере, в сфере досуга, разрядке и сопереживании. Вообще для русских чтение литературы имеет большое значение. Неслучайно, что русские считаются самым читающим народом в мире. Об этом свидетельствует то, что русские читают повсюду - в транспорте, на улице, дома и т. д.

Исследования художественных интересов в киноискусстве показали, что и для монгольских студентов и для русских наиболее популярными являются зарубежные фильмы. При этом по сравнению с монгольскими студентами русскими упоминалось более разнообразное количество жанров: исторические, мелодрамы, документальные, японская кинематография, фантастические, русские старые классические и т. д. Просмотр телевизионных программ требует меньшего напряжения, чем чтение книг, его можно совмещать с какими-либо неотложными домашними делами,

В настоящее время фильмами очень увлекаются люди, как младшего поколения, так и старшего поколения. В Монголии за последние 10 лет зарубежные фильмы стали очень популярными, в особенности американские, азиатские (корейские, китайские, японские и т, д.), В связи с широким распространением фильмов из других стран, молодежь стала интересоваться культурой этих стран, стала перенимать веяния моды, в монгольских горо-

дах можно часто встретить молодежь, копирующих корейский, китайский, японский стиль одежды, прически. Возможно, из-за большого количества фильмов, сериалов, телепередач снизился интерес к посещению кинотеатров.

Исследования интересов студентов к музыке показали, что для монгольских и русских студентов характерна направленность на эстрадную музыку (хип хоп, поп, рок, джазовая, живая музыка и т. д.). Остальным направлениям музыки: опера, камерная музыка (вокальная, инструментальная), традиционная национальная и т. д. отводятся средние места. В настоящее время музыка разных жанров глубже проникла в жизнь. Музыка активно распространяется по основным каналам массовой информации (радио, телевидение, кино, Интернет и г. д.). Однако, интересно, что для студентов музыка занимает одно из последних мест. Современную монгольскую молодежь все в большей степени привлекает современная музыка (русская эстрадная и зарубежная). Юноши и девушки хорошо знают известных певцов и своей и зарубежной эстрады, знакомы с их репертуаром, многие из них стремятся приобрести диски с песнями в исполнении любимых певцов. То есть в число самых популярных среди современной монгольской молодежи произведений все заметнее проникает современная музыка, изменение музыкальных вкусов и интересов монгольской молодежи показывает, что они все больше попадают под влиянием средств массовой информации. Результаты этого влияния не однозначны. С одной стороны, расширяются возможности знакомства молодежи с музыкальной культурой, разнообразнее становятся ее вкусовые предпочтения. То есть, однако в условиях широкого распространения процесса глобализации каждый человек имеет возможность приобщаться к различным музыкальным жанрам. Музыка активно распространяется по основным каналам массовой информации (радио, телевидение, кино, Интернет и т. д.). Большую часть музыкальных произведений монгольской молодежи прослушивает дома, в бытовой обстановке. Музыка воспринимается молодежью не только в качестве самостоятельного вида искусства, но и как компонент кинофильмов, балетных постановок, опер, фигурного катания, художественной гимнастики и т. д.

С распространением современной легкой музыки и музыкальной техники появились различные клубы, дискотеки, особенно популярные у молодёжи. Однако мест, где молодежь могла бы активно, интересно и полезно проводить свой досуг, все еще недостаточно.

Инт ересы к театру и у монгольских и у русских студентов в значительной мере совпадают. Хотя студенты и отмечали следующие виды и направления театрального искусства: драматургия, спектакль, оперетта, балет, комедия и т.д., интересы к театру у них стоят на последнем месте. Часто основной причиной похода монгольской молодежи в театр бывает эффективность, или зрелищность, спектакля. В том числе, спектакль любовного содержания. Заметим, однако, что, проводя параллель с сегодняшним днем, можно

наблюдать несколько иную картину. В настоящее время ряд людей посещает театр, не имея на то эстетической потребности. На наш взгляд, этот фактор связан с таким понятием, как «стереотип отдыха». Отмечая это обстоятельство, следует указать на связь, существующую между социальным положением человека и его художественными потребностями и возможностями. Эта связь определяется не только экономическими факторами (финансовой возможностью человека позволить себе посещение того или иного культурного мероприятия), ио и психологическими (престижность посещения художественного зрелища, эстетические потребности личности). В настоящее время в Монголии люди больше интересуются комедиями и юмористическими представлениями, т. е. более развлекательного характера.

В области изобразительного искусства монгольские студенты предпочитают живопись, а русские студенты более широкий спектр жанров и направлений: русское зодчество, постмодернизм, импрессионизм, сюрреализм, фотосъемка, искусство древних египтян, графика, живопись и т. д.

По результатам проведенного исследования у нас возникло сомнение в том, что уровень интересов монгольских студентов к видам и направлениям находится на более высоком уровне. Особенно эта разница четко показано на рис. 1 и 2. Для подтверждения полученных данных мы провели экспертный опрос среди монгольских и русских преподавателей, работающих со студентами. Мы задали следующий вопрос: «Как Вы думаете, по значимости на каком месте у студентов стоят следующие виды и направления искусства?»

Полученные данные, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Значимость занимаемых мест видов и направлений искусства среди студентов

(по мнению преподавателей)

Испытуемые Виды искусства Направления искусства*

Литература СО X 2 {Л 2 а 0 X 1 1 о. то о п - Театр Архитектура ^Сино СХК ТНХК СХТ хки яии

Монгольские Студенты 2 5 3 6 4 1 I 2 4 3 6 5

Преподаватели 4 6 2 3 I 5 3 6 5 4 2 1

Русские Студенты 1 5 2 6 4 3 3 1 5 2 6 4

Преподаватели 4 6 2 3 I 5 5 6 3 4 1 2

Среднее место 2,7 5,5 2,2 4.5 2,5 3,5 3 3,7 4,2 3,2 3,7 3

* Направления искусства: КИ — классическое искусство; СХК — современная художественная культура; ТНХК- традиционная, национальная, художественная культура; СХТ - собственное художественное творчество; ХКИ - художественная критика и искусствоведение; ЙИК - изучение истории культуры.

Как показано в табл. 1, оценки монгольских и русских преподавателей по видам совпадают полностью. Была выявлена большая разница между оценками преподавателей и студенческими интересами по видам: более всего в области архитектуры, кино, театра и литературы. По направлениям: в области собственной художественной культуры, изучения истории культуры и художественной критики и искусствоведения. В связи с этим можно предположить, что хотя преподаватели и работают со студентами, они плохо знают их интересы.

В нашем исследовании сравнивались особенности интересов к искусству представителей двух этносов: русского и монгольского. Анализ полученных результатов, позволил выявить ряд интересных закономерностей, часть из которых непосредственно связана с целью данного исследования - изучением влияния принадлежности к определенному этносу на особенности художественных интересов личности.

Исследование показало, что из направлений искусств самую высокую значимость и для монгольских и для русских студентов представляет современная художественная культура. А также классическое искусство остается непреходящей ценностью, как в русской, так и в монгольской студенческой среде.

В области кино, изобразительного искусства русские студенты отличаются от монгольских тем, что их круг интересов шире, чем у монголов. Русские упомянули разные виды, направления, жанры искусства. «Широта интересов - основа многообразного опыта. Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга, видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах» [2, с. 220]. В связи с этим большая гибкость в общении с искусством отличает более развитых зрителей, слушателей и читателей [1, с 111].

Результаты исследования особенностей аккультурации современной монгольской учащейся молодежи в России.

В. С. Мухина выделяет несколько аккультурационных стратегий. Параллельное использование разных стратегий адаптации - это пути, которыми индивид ищет способ аккультурации (определяется как аккультурационные стратегии). Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации была проведена многими учениками В. С. Мухиной. Этот метод дал возможность выявить общие для нового времени тенденции, отражающие типы доминирующих аккультурационных опций.

Соответственно В. С. Мухиной и Дж. Берри существует ряд альтернативных моделей аккультурации. Модель, предложенная В. С. Мухиной, основана на наблюдении того, что в мультикультурном обществе индивиды и группы должны противостоять двум важным посылкам. Одна относится к поддержанию и развитию этнического своеобразия индивида в обществе: нужно решить, является ли собственная культурная идентичность и традиции ценностью для индивида, и нужно ли их сохранять. Другая посылка

относится к желанию индивида контактировать с другими этносами; нужно решить для себя, являются ли отношения с более крупным этническим сообществом ценными, и следует ли их налаживать. Это, в сущности, вопрос аттитюдов и ценностей, ответ, на который можно получить, используя непрерывную шкалу позитивного и негативного значения. Для концептуальных целей можно использовать дихотомичные значения («да» и «нет»), создавая, таким образом, четырехступенчатую модель. Каждая ступень в этой классификации рассматривается как аккулътурационная опция (одновременно стратегия и последствие) для индивидов и групп в этнически плюралистических обществах. Это следующие опции: ассимиляция, интеграция, сепарация и маргинализация.

Ассимиляция - отказ от своих культурной идентичности и традиций и переход в более крупное сообщество. Это может происходить путем абсорбции недоминирующей группы в устоявшуюся доминирующую группу, или путем соединения многих групп с целью создания нового общества, что называется «вариться в одном котле».

Интеграция, Подразумевает как сохранение некоторой культурной целостности группы (то есть реакция на перемены или некоторое сопротивление переменам), так и стремление стать неотъемлемой частью большего сообщества (то есть некоторое приспособление). Поэтому, в случае интеграции, выбор падает на сохранение культурной идентичности и присоединение к доминирующему обществу. Когда такая стратегия широко распространяется, тогда появляется несколько разных этнических групп, которые сотрудничают внутри большей социальной системы.

Сегрегация или сепарация. Если нет значимых отношений с большим обществом, сопровождаемых сохранением этнической идентичности и традиций, то появляется другая опция. В зависимости от того, какая группа (доминирующая или недоминирующая) контролирует ситуацию, эта опция может принять форму либо сегрегации, либо сепарации. Когда образец поведения навязывается доминирующей группой, тогда возникает сегрегация с тем, чтобы держать людей из другой группы «на своем месте». С другой стороны, сохранение традиционного стиля жизни вне полного участия в жизни большего общества может быть желанным для аккультурационной группы и, таким образом, вести к независимому существованию, как в случае с сепаратистскими движениями (то есть реакция следующая за отказом). В наших терминах сегрегация и сепарация отличается, в основном, тем, какая группа или группы определяют последствия.

Маргинализация. Есть опция, которой сложно дать точное определение, возможно потому, что она сопровождается коллективными и индивидуальными замешательством и стрессами. Это характеризуется выступлениями против большего общества, чувством отчуждения, потерей идентичности и тем, что называется аккультурационным стрессом (Берри Дж.). Опция обозначена как маргинализация, при которой группы теряют культур-

ный и психологический контакт, как со своей традиционной культурой, так и с культурой большего общества (либо путем исключения, либо путем отказа). То есть маргинальный индивид нецелостен, неустойчив. Такая форма аккультурации порождает классическую ситуацию маргинальности.

Таблица 2

Варианты межкультурной адаптации учащейся молодежи Монголии (в %)

Испытуемые Аккультурационные опции *

1 2 3 4

В Монголии Юноши 57,5 17,5 15 10

Девушки 75 8,8 12,5 2,5

В России Юноши 70 15 7,5 7,5

Девушки 90 7,5 2,5 0

*тип аккультурационной опции: I - интеграция; 2 - сепарация; 3 — ассимиляция; 4 — маргинализация.

Анализ полученных результатов, позволил выявить ряд интересных закономерностей, часть из которых непосредственно связана с целью данного исследования - изучением влияния принадлежности к определенному месту на особенности аккульгурационных процессов монгольских студентов.

У юношей и девушек Монголии, проживающих в инокультурной среде в России для получения высшего образования выявляется общая доминирующая тенденция к интеграции в чужую культуру (соответственно 70 % и 90 %). Однако часть монгольской молодежи занимает позицию сепарации (соответственно 15 % и 7,5 %).

У юношей и девушек в Монголии, проживающих на исконной территории титульного этноса, выявлена доминирующая тенденция к интеграции в чужую культуру. Эта тенденция, хотя и уступает выбору монгольской молодежи в инокультурной среде, явно свидетельствует о влиянии общей тенденции к интеграции глобализации культур.

Различия в интеграции у монгольской молодежи в России и Монголии на 27,5 % уровне значимы.

Таким образом, монгольские девушки более склонны к интеграции и менее склонны к сепарации, чем монгольские юноши. Также по сравнению со студентами в России заметно растет количество студентов в Монголии, избравших опции ассимиляции. (См.: табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что монгольские юноши и девушки, проживающие в России более склонны к интеграции, чем монгольские юноши и девушки, проживающие в Монголии. Результат может быть связан с тем, что у них появились необходимости и потребности быть носителями не одной, а двух культур. Кроме того, чем более они входят в глуби-

не чужой культуры, тем более чувствуют потребности в интеграции в новую страну. При этом монгольские девушки, обучащиеся в России более склонны к интеграции, чем монгольские юноши.

Исследование аккультурационных процессов монгольских студентов позволило сформулировать следующие выводы.

1. Монгольская молодежь в России и в Монголии демонстрирует готовность к интеграции в другую культуру.

2. Монгольская молодежь, учащаяся в России, демонстрирует более высокую готовность к интеграции, чем монгольская молодежь, учащаяся в Монголии. Готовность к интеграции заметно повышается, если учащаяся молодёжь выезжает на длительный срок, в другую страну, где доминирует культура иного ти тульного этноса.

3. Отношение к сепарации между монгольской молодежью в России и монгольской молодежью в Монголии фактически проявляется идентично.

Монгольские студенты имеют проблемы в культуре других стран. Они испытывают трудности при выборе способа аккультурации. При этом монгольские студенты в России проявляют интерес к русской культуре.

Темпы аккультурации зависят не только от способностей и субъективного стремления к ассимиляции, но и от религии, культуры и образования. Поэтому монгольские студенты достаточно быстро сливаются с коренным сообществом. Конечно, процесс адаптации всегда труден. Этому есть причина.

Например, существуют субъективные факторы аккультурации, которые необходимо учитывать. Некоторые монгольские студенты родились и выросли в Монголии, получили монгольское воспитание и образование. В таком случае студенты более склонны к культуре титульного этноса. Но традиционное сознание монголов не изменяется из-за огромной разницы в образе жизни между Востоком и Западом. При интеграции обе культуры воспринимаются как совместимые и интегрированные.

Следует специально отметить на чрезвычайно высокую готовность к интеграции монгольской учащейся молодежи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что хотя уровень интересов по видам и направлениям искусства у монгольских студентов намного выше, чем у русских, их знания об искусстве являются недостаточными. Поэтому их интересы не содержат индивидуально—вкусовых критериев, усвоенных под влиянием общепризнанных, авторитетных суждений об искусстве. Такой тип отношения студентов к искусству отличается формальными предпочтениями, являющимися по своей природе оценочными стереотипами. Может быть, это свидетельствует о невысокой зрительской культуре, также неумении отличить по-настоящему талантливые произведения от суррогатов ширпотреба. Мы считаем, что это состояние может быть связано с сле-

дующим результатом исследования особенностей межэтнической аккультурации монгольских студентов.

Аккультурация монгольских студентов имеет следующие три тенденции: 1 - слепое поклонение западной культуре (направление поклонения иностранным культурам); 2 - глубокое постижение и принятие западной культуре (направление, условно называемое «банан», т, е. человек внешне выглядит как монгол, а внутренне он западный человек); 3 - упорное отстаивание культурной традиции (направление, условно называемое «камень», означает отказ от ассимиляции).

Библиографический список

1. Леонтьев, Л. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия / Л. А. Леонтьев // Художественное творчество и психология.-М.: Наука, 1991.

2. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И, Савенков. - М.: Академия, 2000.

3. Флегонтова, С. М. Социальная психология и искусство / С. М, Флегонто-ва. - Л., 1975.

4. Эстетическое воспитание школьной молодежи. /Под ред. Лихачева Б.Т, и Зальмона Г. - М.: Педагогика, 1981.

5. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовное развитие личности как проблема научного управления художественной культурой /10. У. Фохт-Бабушкин // Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры.-М.: Наука, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.