ОСОБЕННОСТИ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ТРАДИЦИОННОЙ
И ИНОЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
®2011 Гаджимурадова З.М., Луговой P.A.*
Дагестанский государственный педагогический университет * Дагестанский государственный технический университет
В статье сравниваются результаты эмпирического исследования стратегий поведения студенческой молодежи Дагестана в традиционной и иноэтнической среде. Доказано, что в условиях традиционной культуры и иноэтноса для молодежи Дагестана приобретенной является стратегия интеграции как прогрессивная аккультурационная опция.
The article is focused on the results of the empirical research of the strategies of the psychological behavior of Daghestan students. It is proved that young people in Daghestan choose the strategy of integration as an progressive acculturation option.
Ключевые слова: менталитет, этнопсихологическое самосознание
личности, самосознание, аккультурация, аккультурационные стратегии, опция, интеграция, сепарация, ассимиляция, маргинализация, иноэтническая среда.
Keywords: mentality, ethno-psychological self-identity, self-consciousness,
acculturation, acculturation strategies, option, integration, separation, assimilation, marginalization, other-ethnic environment.
Рассмотрение особенностей аккультурации личности в одном геоисторическом пространстве
этносов с мировым сообществом и со своим этносом в условиях традиционного межэтнического взаимодействия - актуальная не только для психологии как науки, но для России и мирового сообщества в целом проблема. Наряду с проблемами аккультурации в мировом сообществе целых этносов, проживающих в едином
геоисторическом пространстве, встает проблема аккультурации отдельного человека - в амбивалентной его сущности: как социальной единицы и как уникальной личности [3. С. 19].
Исследования по аккультурации получили большое распространение в современной психологии. При этом сформировались три широких
подхода [5. С. 658-660]. Первый связан с теориями социальной идентификации и уделяет основное внимание восприятию себя и окружающих, включая обработку информации о собственной группе (мы - группа) и прочих группах (они -группы).
Вторым является подход с точки зрения культурного научения, который уделяет основное внимание социальной психологии
межкультурных контактов и процессам, связанным с усвоением культурно-специфичных навыков, которые необходимы для того, чтобы выжить и преуспеть в новом окружении.
Третий подход связан с психологическими моделями стресса и его преодоления и применяется для изучения перемещения в иную культуру и адаптации к ней.
Теоретические основы всех трех подходов были «позаимствованы» у традиционной социальной
психологии и психологии здоровья, однако используются применительно к изучению личности, усваивающей чужую культуру.
На подход с точки зрения
социальной идентичности оказали влияние современная теория и эмпирические исследования к
области социальной когнитивной деятельности. В рамках этого подхода были предложены два
дополнительных направления
исследований - межкультурный контакт и обмен.
Первое предполагает анализ на личностном уровне. При этом первостепенное внимание уделяется культурной или этнической
идентичности, а главной проблемой является определение и параметры оценки аккультурации [приводится по: 3]. Сторонники этого подхода рассматривают аккультурацию
скорее как состояние, нежели как процесс, и занимаются оценкой данного конструкта в определенный период времени, выявлением
релевантных прогностических
факторов, коррелятов и последствий.
Второе направление
исследований предполагает анализ на групповом уровне и уделяет основное внимание
взаимоотношениям и взаимному восприятию групп. Исследования в этом направлении предполагают
изучение социальных
взаимодействий представителей коренного населения с временными поселенцами и иммигрантами, при этом для интерпретации чаще всего используется теория социальной идентичности Тэджфела [9. С. 225].
Подход с точки зрения научения культуре, напротив, берет начало в социальной и экспериментальной психологии. Сильное влияние на него оказала работа Аргайла о социальных навыках и
межличностном общении. Данный подход основан на следующем
допущении: кросскультурные
проблемы возникают из-за того, что временные поселенцы, иммигранты или беженцы испытывают трудности в повседневной социальной жизни. Следовательно, адаптация
оказывается формой научения культурно-специфичным навыкам, которые требуются для того, чтобы найти общий язык с новым культурным окружением.
Исследователи, которые
рассматривают межкультурный контакт и обмен с точки зрения культурного научения, уделяют первоочередное внимание культуроспецифичным переменным процесса адаптации. Они рассматривают различия в коммуникативных стилях, включая вербальные и
невербальные составляющие, а также законы, обычаи, условности и нормы и их влияние на эффективность меж культурного взаимодействия.
В последнее время
исследователи расширили рамки этого направления, предприняв попытки выстроить прогностические модели социально-культурной
адаптации, акцент в которых делается на таких факторах, как знание культурной специфики, подготовка к межкультурным взаимодействиям, беглость речи, опыт проживания за рубежом, контакты с коренными жителями, культурная дистанция и культурная идентичность.
Третьим является подход с точки зрения стресса и его преодоления. В его рамках перемещение в иную культуру рассматривается как ряд жизненных изменений, вызывающих стресс, преодоление которого требует мобилизации адаптивных ресурсов. Сильное влияние на этот подход оказала работа Лазаруса и Фолкнера о стрессе, его оценке и преодолении, а также первые теоретические и исследовательские работы, касающиеся событий в жизни человека [приводится по: 2. С. 378].
Аналитическая схема данного подхода достаточно широка и учитывает как личностные характеристики, так и характеристики ситуации, которая может
способствовать или препятствовать адаптации к новой культурной среде. Соответственно исследователи, стремясь выявить факторы,
влияющие на кросскультурную адаптацию, в первую очередь
психологическое благополучие и удовлетворенность, изучают те же самые переменные, которые интересуют исследователей стресса и его преодоления в других областях. Эти переменные включают жизненные изменения, когнитивную оценку этих изменений, стратегии
адаптации, личную и социальную поддержку. Рассматриваются и
переменные культурно-
специфичного характера, такие как культурная идентичность и уровень усвоения культуры применительно к временным поселенцам,
иммигрантам и беженцам [приводится по: 3. С. 19].
В целом, вышеуказанные подходы (аффективный, поведенческий и когнитивный) составляют азбуку аккультурации. Аффективные
составляющие усвоения культуры выступают на первый план при рассмотрении с точки зрения стресса, его преодоления; бихевиористские составляющие характерны для подхода с точки зрения научения культуре; акцент на когнитивные составляющие делает подход с точки зрения социальной идентичности.
Как принято считать, этническая аккультурация рассматривается как процесс и результат взаимовлияния национальных культур. Известно, формы обмена культурной информацией между этносами весьма разнообразны.
Аккультурация сегодня охватывает все народы Земли и способствует широкому распространению
культуры. В кросскультурной
психологии рассматривают два вида аккультурации.
Грейвз выделил новый термин -психологическая аккультурация, обозначающий изменения, которые претерпевает индивид в результате нахождения в контакте с другими культурами и в результате участия в процессе, через который проходит его или ее культурная или этническая группа [2. С. 378].
Другими словами, выделяют
индивидуальную и групповую
аккультурацию.
Наше исследование направлено на выявление стратегии поведения дагестанцев в условиях
традиционного и иноэтнического окружения. Дагестанцы - 30
коренных народов с
самостоятельными языками [6].
В настоящее время более 600 тыс. представителей Дагестана живут и работают в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Баку, во всех республиках и областях России и стран СНГ, а также за рубежом. Исследование проводилось в дагестанских и других городах Российской Федерации: Ростове-на-Дону, Мегионе (Тюменская область), Москве в 2003-2010 гг. Объект исследования - стратегии поведения традиционной молодежи Дагестана в условиях исторического проживания и иноэтнического окружения.
Опрошено 600 респондентов -представителей коренных этносов, живущих в Дагестане (250 - мужчин от 18 до 25 лет; 250 - женщин от 18 до 25 лет), и представителей коренных этносов, проживающих в иноэтнической среде (50 - мужчин от 18 до 25 лет; 50 - женщин от 18 до 25 лет). В качестве метода исследования применялся анализ аккультурационных опций по классификации Дж. Берри [7. С. 382406].
Дж. Берри и его коллеги разработали концепцию
аккультурации, создав модели ее стратегии, поведенческих сдвигов, а также аккультурационного стресса и
адаптации. Наибольшую
популярность получила модель аккультурационнных стратегий, которую используют многие социологи, социальные психологи и представители других отраслей знания, заинтересованные в
изучении этнического самосознания и межэтнических отношений. Дж. Берри выделяет несколько
аккультурационных стратегий.
Параллельное использование
разных стратегий адаптации - это пути, которыми индивид ищет способ аккультурации (аккультурационные стратегии).
Для концептуальных целей можно использовать дихотомичные
значения («да» и «нет»), создавая таким образом четырехступенчатую модель. Каждая ступень в ней рассматривается как
аккультурационная опция
(одновременно стратегия и последствие) для индивидов и групп в этнически плюралистических обществах. Это следующие опции: ассимиляция, интеграция, сепарация и маргинализация.
Ассимиляция. Если ответ на первую посылку «да», а на вторую «нет», то опцией будет ассимиляция, то есть отказ от своих культурной идентичности и традиций и переход в более крупное сообщество. Интеграция подразумевает как сохранение некоторой культурной целостности группы (то есть реакция на перемены или некоторое сопротивление переменам), так и стремление стать неотъемлемой частью его сообщества (то есть некоторое приспособление).
Сегрегация или сепарация. В зависимости от того, какая группа (доминирующая или
недоминирующая) контролирует ситуацию, эта опция может принять форму либо сегрегации, либо сепарации. Когда образец поведения навязывается доминирующей
группой, тогда возникает сегрегация с тем, чтобы держать людей из другой группы «на своем месте». С
другой стороны, сохранение традиционного стиля жизни вне полного участия в жизни большего общества может быть желанным для аккультурационной группы и таким образом вести к независимому существованию, как в случае с сепаратистскими движениями (то
есть реакция, следующая за
отказом). В наших терминах сегрегация и сепарация отличаются в основном тем, какая группа или группы определяют последствия.
Маргинализация. Опция
обозначена как «маргинализация», при которой группы теряют
культурный и психологический контакт как со своей традиционной культурой, так и с культурой большего общества (либо путем исключения, либо путем отказа). Такая форма аккультурации дает классическую ситуацию маргинальное™ [8. С. 1-12].
Нас интересовало мнение
исследуемой группы респондентов относительно предлагаемых посылок развития внутриэтнических и межэтнических отношений.
Испытуемые должны были ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы правильным развивать межэтнические отношения в сторону интернализации, общечеловеческой идентичности?
2. Считаете ли Вы правильным сохранение своей этнической идентичности?
Предлагалось заполнить бланк, отмечая только один из четырех вариантов ответа (1, 2, 3, 4).
Для выявления различий в
распределении частот выбора ответов 1 и 2 между двумя независимыми группами был применен критерий X2.
Как видно из таблицы, у
дагестанцев, проживающих в традиционной среде (68,5% от N=100) и в иноэтносе (60% от N=100), доминируют выборы,
характеризующие установки на интеграцию. В традиционной среде (30,5% от N=100) и в условиях иноэтноса (39,5% от N=100)
молодежь Дагестана во вторую очередь выбирает сепарацию [1. С. 447].
В ходе исследования было выявлено, что молодые люди, проживающие в Дагестане, тяготеют в большей степени к интеграции с ценностями мирового содружества, чем молодежь, проживающая за его пределами. Различия в выборах статистически значимы на уровне р<0,01 (Х2=7,616).
На втором месте у дагестанцев, независимо от места и условий проживания, стоит сепарация. При этом молодежь, проживающая на исторической родине, менее
привержена данной опции, чем та, которая находится в условиях иноэтнического окружения. Различие статистически значимы на уровне p<0,01. Остальные опции: ассимиляция и маргинализация - в обеих группах выражены незначительно или равны нулю.
В процессе исследования также были определены гендерные различия: юноши в обеих
исследованных группах и в Дагестане и в иноэтносе менее склонны к интеграции
(последовательно: 52% от N=250 и 47% от N=50), чем девушки (59% от N=250, 41% от N=50) (табл. 1).
Таблица 1
Типы аккультурационных опций: распределение мнений респондентов по вариантам ответов (%)
Испытуемые Варианты ответов
1 2 3 4
Юноши Дагестана 250 муж 68 30 2 0
Юноши вне Дагестана 50 муж 52 47 1 0
Девушки Дагестана 250 жен 69 31 0 0
Девушки вне Дагестана 50 жен 59 41 0 0
Итого в Дагестане 500 68,5 30,5 1 0
Итого вне Дагестана 100 60 39,5 0,5 0
Выявлено, что у юношей в Дагестане выбор интеграционной стратегии выше (68% от N = 250), чем выбор у юношей вне его (52% от N = 50). Выбор стратегии сепарации у дагестанских юношей существенно ниже (30% от N = 250), чем у юношей в иноэтнической среде (47% от N = 50).
Выявлены статистически значимые различия между выборами стратегий поведения юношами Дагестана и юношами, проживающими вне Дагестана (X2 = 5,882 на уровне значимости р<_0,01).
У девушек в двух исследуемых группах наблюдаются следующие различия: выбор стратегии
интеграции у девушек в традиционной среде (69% от N = 250) выше, чем у девушек в иноэтнической среде (59% от N = 50). Выбор стратегии
сепарации в традиционной среде (с 31% от N = 250) ниже, чем в иноэтнической среде (41% от N = 50) (табл. 1). В женской части общей выборки значимых различий в частоте выборов ответов не выявлено (X2 = 2,17).
Интеграция как стратегия поведения у исследованной нами молодежи снижается в иноэтносе, как мы полагаем, по причине того, что на поведенческом уровне истина проявляется в условиях проживания с людьми другой ментальности. Представляется, что в условиях иноэтноса личность с большей силой чувствует свою инаковость, непохожесть на людей нового окружения. В этом причина выбора частью молодежи сепарации (сегрегации) как приемлемой формы
поведения в новой среде. Здесь и намерение держать людей из другой группы «на своем месте», и
сопротивление навязыванию
образца поведения доминирующей группы.
Этническая самооценка и самоотношение растут в данных условиях пропорционально
снижению стремления стать частью нового сообщества.
Дагестанской молодежи присущи высокий уровень адаптивности и умение приспосабливаться к новым условиям, что говорит о способности молодых людей к формированию идентичностей в постоянно меняющемся мире. Одновременно это свидетельствует об их стремлении к независимости,
сохранению ценностей и культурной целостности своей этнической
группы.
Очевидно, что в условиях
иноэтноса большая часть молодежи готова стать неотъемлемой частью нового сообщества, в котором она проживает. Проведенное нами исследование позволило
сформулировать следующие
выводы: дагестанцы сенситивны к социальным влияниям извне и ценностям стремительно
изменяющегося мира, но при непременном условии сохранения своих традиционных ценностей; амбивалентность ответов отражает столкновение двух условий: с одной стороны, - отношение к традиции, консерватизм; с другой - принятие идей, типичных для
глобализируемого общества.
Указанная двойственность на
декларативном уровне проявляется в выраженной готовности
интегрироваться с новыми идеями мирового сообщества и носит внешний, не преобразующий
характер, а на поведенческом уровне - в стремлении сохранить свою самобытность через адаты, традиции, религию и прочее.
Примечания
1. Гаджимурадова 3. М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана): Автореф. дисс. ... д-ра псих. наук. М., 2008. С. 446-448. 2. Кросс-культурная психология. Исследование и применение / пер. с англ. Харьков : Изд-во «Гуманитарный центр», 2007. С. 378. 3. Мухина В. С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизации: XXI век // Развитие личности. 2002. № 1. С. 19. 4. Народонаселение // Большая Российская Энциклопедия. М., 1994. С. 574. 5. Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. СПб. : Питер, 2003. С. 658-660. 6. Федеральная служба государственной статистики. Численность постоянного населения на 1 января 2009 года по Республике Дагестан // URL: http:www.dagstat.gks.ru 7. Berry J. W. Annis R. C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1974. V. 5. № 5. P. 382-406. 8. Stonequist E.V. The problem of the marginal man // American Journal of Sociology. 1935. V. 41. P. 1-12. 9. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge, 1981. P. 225.
Статья поступила в редакцию 04.02.2011 г.