Научная статья на тему 'Будущий клирик в поисках себя: психология православного понимания жизненного пути'

Будущий клирик в поисках себя: психология православного понимания жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущий клирик в поисках себя: психология православного понимания жизненного пути»

Религиозное

пространство

личности

Валерия Мухина

БУДУЩИЙ КЛИРИК В ПОИСКАХ СЕБЯ: ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ПОНИМАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Выбор жизненного пути по установленным в Православии канонам

Жизненный путь личности - одна из животрепещущих проблем науки и самого человека

Православие традиционно строго организует самосознание верующих людей. В XXI веке значительно увеличивается численность православных верующих и клириков. Клирики - всякие священно- и церковнослужители - психологически включены в проблему выбора жизненного пути по установленным в Православии канонам. Увеличение числа этой выборки безусловно определяет, а в дальнейшем в еще большей степени определит характер ценностных ориентаций православной части населения России. Поэтому изучение психологии понимания жизненного пути личности православной молодежи является особенно актуальным.

Жизненный путь личности - одна из знаменательных проблем психологии личности. К этой проблеме обращались философы и представители наук, заинтересованных в понимании сущностных особенностей человека. Можно начинать это обсуждение с Аристотеля, который писал о жизни самой-по-себе, о сознательном выборе в стремлении человека к благу, к добродетели, которая является «своего рода сознательным выбором (ргоа1гез1з)» [1].

В свою очередь Г.В.Ф. Гегель рассматривал жизнь как самоцель, как привычку, как тотальность жизни и смерти, как для-себя-бытие самости [2].

В психологии XX столетия было большое разнообразие позиций в отношении понимания жизненного пути личности.

Реальных исследований жизненного пути бесчисленное множество

Идеи С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева во многом были рядоположены

Реально работ, предполагающих обращение к жизненному пути личности, бесчисленное множество - и все они отражают стремление осмыслить индивидуальный жизненный путь или стремление сформулировать свое видение смысла жизни и связанного с этим видение жизненного пути человека.

Методологически и теоретически значимые постулаты, сформулированные в первой половине ХХ столетия, определили теоретические позиции нового поколения ученых, следовавших за корифеями.

В отечественной психологии проблеме жизненного пути личности было посвящено немало фундаментальных работ.

Основополагающим исследованием в области жизненного пути личности в отечественной психологии явились работы С.Л. Рубинштейна. Наряду с положениями о необходимости представлять жизненный путь как целое, С.Л. Рубинштейн высказал мысль о поворотных этапах в жизни человека. Он выдвинул понятие субъекта жизни, поднял вопрос о личности как организующем начале жизни индивида, о ее ответственности и самосознании [3].

С.Л. Рубинштейн разработал понятие «направленность личности» как совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения. Из этого следует, что масштабом развития и совершенствования личности является ее жизненный путь. Согласно С.Л. Рубинштейну, только та жизнь подлинная, которая осуществляется, строится самим человеком. Основополагающие принципы проблемы жизненного пути личности, представленные С.Л. Рубинштейном, разрабатывались К.А. Абульхановой-Славской и ее сотрудниками [4].

Проблема жизненного пути личности занимала одно из центральных мест в исследованиях Б.Г. Ананьева. Он специально исследовал жизненный путь человека, рассматривая его в неразрывном единстве с индивидуальным развитием человека [5].

Обобщая исследования отечественных авторов, следует указать, что С.Л. Рубинштейн, а затем и Б.Г. Ананьев сформулировали основные принципы изучения личности в процессе ее жизнедеятельности. Эти принципы по многим параметрам совпадают.

В психологии ХХ столетия наметилось два подхода в постановке и решении проблемы жизненного пути: один из них, идущий от С.Л. Рубинштейна, является преимущественно социально-психологическим; другой,

Проблема жизненного пути личности неотделима от контекста времени и пространства

Пути духовного лица

представленный Б.Г. Ананьевым и его последователями, - преимущественно индивидуально-психологическим. Такого рода дифференциация условна, тем более что многие положения каждого из направлений во многом сходны и дополняют друг друга.

В свою очередь В.Н. Мясищев, определив психологические отношения человека в развитом виде как «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности», подчеркивал, что эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания. Особого внимания заслуживает подход В.Н. Мясищева к изучению личности посредством обращения к ее прошлому, обозначение значимости анамнестического метода исследования [6].

Л.Н. Коган также специально анализировал общественную и личную жизнь человека, его жизненный путь, его жизненные планы и программы [7].

Исследованием проблемы смысла жизни весьма заинтересованно занимался В.Э. Чудновский. Он изучал мир, который нас творит, а также он изучал мир, который мы творим сами: проблемы смысла жизни и судьбы человека [8].

Особое значение для нас имеет позиция относительно развития личности в контексте времени и пространства. В концепции В.С. Мухиной пространственно-временные характеристики неотделимы от «жизненного пути личности». Психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее) в контексте временной перспективы личности, а также в контексте исторического времени, в которое погружен человек на всех этапах его жизненного пути, - основные постулаты моей концепции [9].

Для обсуждения заявленной проблемы - «Клирик в поисках себя» - следует обратиться к исследованиям духовных основ жизни человека, к вопросам жизни и смерти, смысла жизни.

Изучение основ Православия дало нам основание выделить два подхода к анализу жизненного пути духовного лица: сущностные особенности духовного пути; выбор установленного Церковью способа жизни.

Первый подход касается жизни духовного лица в служениии, которое он самоотверженно несет на протяжении всей своей жизни. Служение и личная жизнь тесно переплетаются. В понимании Православия, из

Жизнь -

непрестанный

подвиг

Пастырь -подвижник

личной жизни, а именно из глубин сердца духовного лица и рождается желание самоотверженно, совершенно бескорыстно всего себя без остатка отдать служению Богу, Церкви и людям. Свое служение духовенство несет на разных местах, на разных поприщах и в совершенно разных положениях относительно церковной иерархии. В нашей работе говорится как о простых монахах, так и о тех, кто возглавлял Церковь и управлял ею.

Второй подход касается выбора установленного Церковью способа жизни, осуществляемого перед принятием священного сана. Этот выбор возможен в трех вариантах: путь женатого священнослужителя; путь неженатого (так называемый целибат); путь монашеский. Обратимся к обсуждению названных подходов, применяемых к анализу жизненного пути.

В Православии существует мнение о мучительном поиске жизненного пути.

В юности каждый человек пытается осмыслить жизнь, понять, какова она. Началом христианского осмысления жизни является понимание того, что жизнь - непрестанный подвиг. Что бы ни выбрал молодой христианин - монашество или брак, для него важно понимание, что это жизненный подвиг, через который он обязался служить Богу. Только осознание и глубокая вера дает ему основание к выбору жизненного пути в православной вере.

Окружающая нас жизнь и современное общество предъявляют к пастырю Православной церкви повышенные требования. Нужно сказать, что эти требования прогрессируют в нарастающем порядке. Любое отклонение пастыря от учения Спасителя ставится в вину всей Церкви, делая данного пастыря виновником в попрании чистоты и святости церковного учения.

В чем сущность и каковы основы пастырского служения; что требуется для формирования личности доброго пастыря; в чем его задача, долг и тайна влияния на пасомых; пастырские искушения, скорби, радости, награда за самоотверженный пастырский труд и прочее -на эти вопросы отвечает Пастырское богословие. Эта дисциплина освещает вопросы и частного характера пастырской жизни, например: вопрос личного поведения пастыря, выбор невесты, семейная жизнь, его отношение к обществу и другие.

Главная цель Пастырского богословия - помочь юным кандидатам священства в деле формирования в их душах образа пастыря, пастыря - подвижника, пастыря, беззаветно любящего Христа, любящего святую

Пастырское богословие

Методы исследования

Церковь, свое Отечество и всех людей и готового до конца душу свою положить «за други своя» (Ин. 10:11).

В христианстве сформировались особые устои, на основании которых проводился отбор будущих священнослужителей, а также воспитание из них пастырей. Эти духовные знания с течением времени были систематизированы и ныне предлагаются для изучения студентам духовных школ в курсе преподавания дисциплины «Пастырское богословие».

Православное самосознание подвигало верующих педагогов и ученых к построению системы воспитания в соответствии с религиозными ценностями и представлениями о том, какой должна быть человеческая личность.

Особое значение всегда придавалось смирению и послушанию.

В то же время для православных значимо понятие свобода.

Со стороны понимания Православия сути жизненного пути духовного лица обсуждаются два основных подхода: 1 - сущностные особенности духовного пути; 2 - выбор установленного церковью способа жизни.

Что касается духовного пути в Православии, то он установлен самой религией, заветами и предписаниями, что неуклонно контролирует ориентации на жизненный путь духовного лица, начиная от духовной семинарии, духовной академии и в последующем служении Богу. Эти духовные ценности входят в содержание обучения православной молодежи и тех из них, кто выбрал для себя церковный способ жизни.

Логика построения нашего исследования потребовала описания и обоснования методов изучения психологии понимания жизненного пути молодежью - учащимися духовных школ, а так же светской учащейся молодежью.

В исследовании использовались следующие методы: 1 - включенное наблюдение; 2 - проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов); 3 - проективный метод «Кто я?», представляющий рефлексию на себя с целью самоописания личностных свойств; 4 - экспресс-диагностика межэтнической аккультурации; 5 - рефлексия учащихся духовных школ на свое представление о жизненном пути духовного лица. Кроме того, использовались статистические методы обработки данных.

Было обследовано: 100 студентов духовных школ МДА и С; 30 монахов и священников; 100 студентов-

Результаты наблюдения и свободной беседы

Испытание совести

психологов V курса; 30 аспирантов-психологов МПГУ. Работа проводилась в период с 2004 по 2007 год. Кроме того, проводился сравнительный анализ результатов исследований, направленных на изучение особенностей самосознания молодежи, находящейся в различных социальных условиях.

1. Анализ результатов психологического исследования особенностей самосознания личности и понимания жизненного пути студентами духовных школ.

Обратимся к анализу результатов психологического исследования особенностей самосознания личности и понимания жизненного пути учащимися духовных школ, полученных с помощью различных методов.

1 - Анализ результатов включенного наблюдения и свободной беседы об особенностях воспитания и самовоспитания учащихся православных духовных школ.

Согласно наблюдению жизни духовных школ правила поведения учащихся МДА и С исполняются большинством учащихся добросовестно.

Главенствующее место в жизни духовных школ отводится храму и богослужению. Посещение богослужений - непременная обязанность и потребность учащихся духовных школ. В воскресные дни, праздничные дни, в дни говения, а также в дни храмового послушания все студенты непременно приходят на богослужение.

По словам подавляющего числа студентов в храме они постоянно подвергают испытанию свою совесть, стремятся развить в себе духовные устремления в соответствии с высокими жизненными целями.

Учащиеся МДА и С ответственно относятся к храму и богослужению, развивают в себе благоговейное отношение к богослужению. Они тщательно готовятся ко всем храмовым послушаниям. Они приходят заблаговременно на утреннее и вечернее богослужение.

Они учатся тому, как ходить, как держать голову, как беседовать друг с другом, с духовными лицами и с мирскими гражданами.

Студенты, облеченные священным саном, находясь в подчинении благочинному, совершают богослужение строго по утвержденным Ректором чинопоследованиям и графикам.

Студенты, не облеченные в священный сан, во время ежедневных богослужений в семинарском храме усердно несут обязанности чтецов, певцов, пономарей, помощников ризничего и другие послушания на основании храмового расписания.

Следствия непосредственности юности и живого присутствия в мире

Благоговейное принятие таинства Покаяния и Причащения

Истовое стремление следовать избранному жизненному пути

Отмечая примерное поведение и рвение в богослужении, следует указать на то, что юный возраст учащихся духовных школ подчас прорывает благие порывы к примерному служению. Так, они могут и отвлекаться от своих прямых обязанностей - шутить и веселиться в неурочное время. Это говорит об их живом присутствии в мире и об их человеческой сущности.

Студенты целенаправленно обращаются к рефлексии на свою личную духовную жизнь, к своей совести православных. Они обсуждают свои духовные проблемы со своими товарищами и с духовником.

Семинаристы и студенты стремятся воспитывать в себе твердое православное мировоззрение через личную молитву, через воздержание телесных и душевных чувств. Они усердно участвуют в богослужении.

Особенно благоговейно учащиеся духовных школ относятся к принятию таинства Покаяния и Причащения. Они стремятся вникать в суть творений святых отцов, но одновременно они стремятся быть ориентированными в современных условиях жизни.

Семинаристы и студенты чувствуют себя обязанными учиться в соответствии с учебными программами, читать Библию как заповедывал Святитель Игнатий Брянчанинов в своих аскетических опытах: «О чтении Евангелия», а также «О чтении святых отцов» [10]. Для овладения богословскими знаниями, а также по другим значимым для православного священника дисциплинам студенты стремятся прилежно учиться.

Хотя в МДА и С всегда большой конкурс, все-таки оказываются в числе семинаристов и студентов такие, кому трудно даются учебные предметы, и им приходится усиленно трудиться, чтобы не отстать от товарищей. Случаются и дисциплинарные нарушения. Злостных нарушителей отчисляют.

Обычно учащиеся неукоснительно выполняют распорядок дня, посещают все мероприятия и все лекции и уроки, обозначенные в «Расписании учебных занятий».

В учебно-воспитательном процессе особое место занимает чтение Священного Писания, святоотеческой и научно-богословской литературы.

Анализ результатов включенного наблюдения, свободной беседы и рефлексивных отчетов студентов МДА об особенностях воспитания и самовоспитания учащихся красноречиво говорит о том, что учащиеся православных духовных школ приходят с намерением следовать избранному жизненному пути. Реально они с первых лет обучения формируют у себя особое отношение к

Результаты

проективного

метода

Повседневная церковная жизнь определяет самосознание учащихся

Капсулирование учащихся в условиях проживания

богослужению, к послушанию, к принятию таинства Покаяния и Причастия. Они постигают подвиги святых отцов и стараются добросовестно учиться. Их внутренняя позиция ориентирует на жизнь в ценностях православия - сущность самовоспитания состоит в обладании подобающей манерой поведения и в развитии в себе способности к духовным ориентациям.

2 - Особенности самосознания учащихся православных духовных школ и студентов светских университетов: анализ результатов проективного метода депривации структурных звеньев самосознания. В психологическом плане самосознание личности представляет собой структуру - определенную «совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориен-таций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе» [11].

Для изучения особенностей структуры самосознания в ее обусловленности религиозной верой было проведено проективное (эмпирическое) исследование самосознания у учащихся православных духовных школ.

В исследовании, проводившемся в 2004-2006 годах, приняло участие 100 учащихся семинарии (Свято-Троицкая Сергиева лавра, г. Сергиев Посад). Общая выборка была разделена на две группы: 50 учащихся I курса и 50 учащихся ^^ курсов семинарии. Испытуемые - мужчины в возрасте от 17 до 23 лет (I курс) и от 20 до 33 лет курсы). Работа с испытуемыми про-

водилась индивидуально.

Московская духовная академия и семинария находится на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Образ жизни, который ведут учащиеся семинарии, связан с функционированием не только церковного учебного заведения, но и лавры в целом. Обучение, таким образом, вплетено в повседневную церковную жизнь - посещение храма, соблюдение церковных праздников, постов и т. д. Помимо ежедневных занятий в семинарии, учащиеся принимают активное участие в организации богослужений, несут различного рода послушания (церковные обязанности) в хозяйственном обеспечении жизни лавры и т. п. По окончании семинарии предполагается рукоположение учащихся в сан священника. Отсюда основная задача церковного образования - не только преподнесение богословских знаний, но и обеспечение условий для духовного роста учащихся.

По организации обучения семинария сходна с учреждениями интернатного типа, где учеба совмещена с

проживанием и питанием учащихся. Исходя из описанных особенностей проживания и обучения в семинарии можно сделать вывод о наличии некоторых естественных предпосылок для культурной обособленности, или, другими словами, «капсулирования» учащихся.

Теоретической основой исследования явилась концепция самосознания В.С. Мухиной, в которой структура самосознания представлена как единство пяти звеньев: 1 - имени; 2 - притязания на признание; 3 - половой идентификации; 4 - психологического времени личности; 5 - социально-нормативного пространства личности.

На основе этой концепции В.С. Мухиной был разработан проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. Нами использовался адаптированный под конкретных испытуемых вариант.

Данный метод позволяет определить: специфику типов поведения испытуемых в зависимости от депри-вирующего персонажа или конкретного звена самосознания; наиболее депривированное из звеньев.

Таблица 1

Распределение типов реакций в ситуациях фрустрации у учащихся I курса православных духовных школ (в %)

№ серии Депривирующие персонажи Типы реакций*

1 2 3 4 5

1 Священник 46,0 40,83 0,17 2,83 10,17

2 Родители 38,50 29,50 7,67 4,83 19,50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Мирские сверстники 21,67 21,50 25,0 8,66 23,17

4 Верующие сверстники 27,17 23,50 20,67 6,50 22,16

Всего по сериям 33,34 28,83 13,37 5,71 18,75

* Типы реакций: 1 - адекватный лояльный; 2 - неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный); 4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5 - пассивный.

Из табл. 1 и 2 видны общие тенденции типов реакций: доминируют толерантные тенденции поведения (адекватный лояльный и неадекватный лояльный) в отношении ко всем депривирующим персонажам. В то же время агрессивный тип реакции (адекватный нелояльный), подавляемый в отношениях со священником и родителями, в отношениях со сверстниками (мирскими и верующими) выше, чем в отношениях со старшими.

Доминирование толерантности в поведении

Таблица 2

Распределение типов реакций в ситуациях фрустрации у учащихся 1У—У курсов православных духовных школ (в %)

№ серии Депривирующие персонажи Типы реакций*

1 2 3 4 5

1 Священник 43,50 45,17 1,0 2,50 7,83

2 Родители 46,0 21,0 5,0 6,33 21,67

3 Мирские сверстники 27,84 17,17 20,33 12,33 22,33

4 Верующие сверстники 35,0 16,17 16,17 10,50 22,16

Всего по сериям 38,08 24,87 10,63 7,92 18,50

* Типы реакций: 1 - адекватный лояльный; 2 - неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный); 4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5 - пассивный.

Результаты представлены в табл. 3. Различия по критерию Л. Закса выделены жирным шрифтом.

Таблица 3 *

Распределение типов реакций на депривацию отдельных звеньев самосознания у учащихся православных духовных школ (в %)

№ Звено самосознания Курс Типы реакций**

1 2 3 4 5

1 Имя I курс 43,25 21,25 11,0 7,5 17,0

^^ курсы 55,25 15,25 8,0 8,0 13,5

2 Притязание на признание I курс 29,2 35,8 13,2 2,6 19,2

^^ курсы 35,6 28,8 12,2 4,8 18,6

3 Половая принадлежность I курс 41,5 23,25 14,75 1,75 18,75

^^ курсы 39,75 22,5 11,5 7,25 19,0

4 Психологическое время личности I курс 39,4 35,4 6,0 3,8 15,4

^^ курсы 41,4 40,4 3,0 3,8 11,4

* Материалы собраны совместно с А.М. Двойниным и АА. Василь-ченко.

** Типы реакций: 1 - адекватный лояльный; 2 - неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный); 4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5 - пассивный.

Преобладание толерантного типа реакции над агрессивным

Движение к смирению и послушанию

Перейдем к анализу полученных у учащихся I и ^^ курсов распределений типов реакций по отдельным звеньям самосознания. На депривацию любого из звеньев и первокурсники, и студенты ^^ курсов в целом реагируют одинаково - критерий х2 значимых отличий не выявил. Нет различий и в частоте конкретных реакций между группами, за исключением адекватного лояльного типа поведения при депривации имени ^ = 2,400). Различия достоверны на 5%-ном уровне значимости.

Как видно из таблицы 3, при анализе полученных результатов по отдельным звеньям самосознания наблюдается та же тенденция распределения, которая проявилась при анализе результатов по депривирующим персонажам: доминирует толерантный тип реакций.

Обобщая вышеизложенные результаты эмпирического исследования самосознания учащихся православных духовных школ, можно сделать следующие выводы.

Для учащихся духовных школ в целом характерна единая тенденция реагирования в проективных ситуациях на депривацию звеньев самосознания: преобладает толерантный (адекватный лояльный и неадекватный лояльный) тип поведения при наименьшей выраженности игнорирующего типа. Это говорит об определенной степени устойчивости к фрустрирующим воздействиям учащихся к типичным условиям депривации.

Толерантная тенденция в реагировании на фрустрацию, кроме того, может объясняться христианскими ценностными ориентациями, в которых толерантный тип поведения может быть расценен как проявление смирения и послушания.

Независимо от депривирующего персонажа, у учащихся ^^ курсов в большей степени, чем у учащихся I курса, выражен адекватный лояльный адаптивный тип поведения и менее выражены неадекватный лояльный и агрессивный поведенческие типы. Данная тенденция, по всей видимости, объясняется повышением уровня адаптации в процессе обучения и общим духовным развитием учащихся, формирующейся внутренней позицией.

В проективных ситуациях депривации в структурных звеньях самосознания различия между первокурсниками и студентами ^^ курсов не выявлены. При этом наблюдается общая тенденция к депривации таких звеньев, как притязание на признание и психологическое время личности.

Для учащихся православных духовных школ в ситуациях депривации характерен толерантный тип по-

Контекст ситуации может определить характер реакции

Самоописание

личностных

свойств

Восприятие себя в единстве амбивалентных качеств

ведения (адекватно лояльный и неадекватно лояльный), преимущественно проявляемый по отношению к старшим - священнику и родителям. В отношении к сверстникам, как мирским, так и верующим, достаточную степень выраженности получают агрессивный и пассивный поведенческие типы. Это может свидетельствовать о том, что в ситуациях со старшими (священником, родителями) учащиеся руководствуются в своем поведении в большей степени христианскими ценностными ориентациями, тогда как в регуляцию поведения в ситуациях со сверстниками вступают общечеловеческие (мирские) ценностные шаблоны поведения.

Актуализация религиозных или мирских ориента-ций учащихся зависит от контекста ситуации, моделирующей ту или иную систему отношений: некоторые мальчишеские (детские) ценностные ориентации, сформированные в обыденной мирской жизни, в проективных ситуациях могут проявляться по прежним стереотипам.

3 - Анализ результатов, полученных проективным методом «Кто я?»: самоописание личностных свойств. Используемый в нашем исследовании вариант метода глубокой рефлексии на себя - «Кто я?», предложенный В. С. Мухиной, был направлен прежде всего на самоописание личностных свойств. Этот метод представляет собой ответственную для респондента процедуру углубленной рефлексии на себя: на особенности своих личностных свойств, ценностных ориентаций и целей жизненного пути.

Результаты анализа рефлексивных самоотчетов показали следующее.

Избравшие путь православного служения Богу отличаются выраженным единодушием в осознании своего «Я». Они видят себя в единстве двух состояний. Первое: «Я - бог», «Я - личность», Второе: «Я - червь», «Я - раб», «Я - прах».

Семинаристы пишут: «Я - сын человеческий», «Я -высокое творение Божие», «Я - совершенное создание Бога», «Я - предтеча того, что будет позже», «Я - личность», «Я - человек», «Я есть человек, сотворенный по образу и подобию Божию», «Я - смиренник», «Я тот, кто наделен Творцом высшим даром - даром свободы и выбора добра», «Я студент Духовной семинарии», «Я -православный христианин, член Церкви Христовой, человек, желающий жить со Христом», «Я - существо свободное, призванное к вечной жизни. Только от меня зависит, где я буду находиться: в раю или аду»,

«Аз есмь личность, призванная Богом к вечному бытию», «Я - Божье создание, Я - член общества», «Я -человек свободный в своих действиях», «Я свободен в своем творчестве», «Я - личность, облеченная в тело». «Я - есть творение Бога», «Я - человек, которому дан выбор между земным и небесным», «Я есть тот, кто, поняв свое предназначение, должен его исполнить».

Но в то же время: «Я есть червь, а не человек (червь олицетворяет мягкость и неспособность)», «Я есть земля, так как создан из земли», «Я есть прах», «Я есть земля и прах», «Я - преступник, так как в Евангелии сказано, что если кто осуждает, если гневается, подлежит наказанию», «Я - раб, так как всякий делающий грех есть раб греха», «Я - падшее создание. По немощи это обычно забывается», «Я - раб Божий по Его милости и молитвами моего небесного покровителя Преподобного Сергия студент пятого курса семинарии». Избравшие Все они - избравшие путь служения Богу, выража-

служение Боту идут ют единодушное мнение: «Я - это тело и душа, создан-канонизированным

ные Богом, которые ожидает в будущем после смерти, вечная участь», «Я - тот, кто желает обрести Царство Божие».

Студентов МДА и семинаристов с подобным самосознанием подавляющее большинство.

Избравшие путь служения Богу идут строго канонизированным путем и проявляют единообразие в основных постулатах видения своей сущности. Молодые люди, обучающиеся в Православной духовной академии и семинарии, все как один хорошо знают кто они, какова суть их личности, где их цель. Здесь ярко выраженная канонизированная ментальность религиозного сознания.

4 - Анализ результатов экспресс-диагностики межэтнической аккультурации. В качестве одного из дополнительных методов мы использовали анализ типов аккультурационных опций по классификации Дж. Берри. Дж. Бери выделяет несколько аккультурацион-ных стратегий. Параллельное использование разных стратегий адаптации - это пути, которыми индивид ищет способ аккультурации (определяется как аккуль-турационные стратегии).

Всего было опрошено 72 учащихся: студентов МДА -31 человек, учащихся семинарии - 41 человек. Типы ак-культурационных опций представлены в табл. 4.

Как видно из табл. 4 общие результаты для всех учащихся показывают высокую сепарацию учащихся духовных школ, что означает психологическое капсу-

путем

Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации

лирование на сохранении традиционного стиля жизни за пределами общечеловеческой интеграции - 66,3%.

Таблица 4

Типы аккультурационных опций: распределение мнений учащихся духовных школ по вариантам ответов (в %)

№ Исследуемые Варианты ответов *

1 2 3 4

1 Студенты МДА и учащиеся семинарии 32,3** 66,3 1,4*** 0

Учащиеся духовных школ предпочитают сепарацию

Рефлексивные самоотчеты

* Типы аккультурационной опции: 1 - интеграция; 2 - сепарация;

3 - ассимиляция; 4 - маргинализация.

** Двое из студентов МДА указали: «Только в рамках православия».

*** Студент МДА из Сербии.

Стремление стать неотъемлемой частью большого общества (прежде всего мирового сообщества или присоединение к доминирующему сообществу) при сохранении своей традиционной культурной идентичности есть интеграция. При распределении мнений студентов духовных школ за интеграцию - 32,3% (некоторые при этом специально указали, что они за интеграцию «только в рамках православия»), за сепарацию - 66,3%. Лишь, один студент МДА (из Сербии) выразил готовность к отказу от своей индивидуальной идентичности и традиций ради ассимиляции в более крупное сообщество.

В заключение возможно утверждать следующее. Исследование позиций учащихся духовных школ в отношении к межнациональным и внутринациональным выборам показало выраженное предпочтение сепараци-онных ориентации. В подавляющем большинстве случаев проявляется ориентация на сохранение традиций исконной ментальности и исконной православной веры. Результаты этого исследования показывают глубинную силу Православия в отношении к консолидации в рамках Отечества: высокая сепарация в значительной мере демонстрирует глубинную привязанность к православной Руси.

5 - Рефлексии учащихся духовных школ на свое представление о жизненном пути духовного лица. Учащимся МДА предлагалось дать рефлексивный анализ своему представлению об идеальном жизненном пути духовного лица, а также о собственном желаемом пути в начале своего служения и на этапе позднего возраста.

Проникновение верой в

основополагающие

религиозные

постулаты

Они верят, что человеческая жизнь продолжается в Вечности

Рефлексия представляет собой свободное самовыражение ожиданий и желаний молодых людей, планирующих свою жизнь на поприще служения в сфере Православия.

Анализу подлежали: 1 - представления о жизненном пути духовного лица; 2 - мечты и планы собственного жизненного пути; 3 - ожидания, связанные с началом служения и на этапе совершения и завершения служения.

Изучались 30 рефлексивных самоотчетов учащихся духовных школ, а также 10 суждений духовных лиц, исполняющих свое служение.

Исследование показало, что учащиеся духовных школ в своем подавляющем большинстве не только усваивают основные постулаты христианского учения, вербализуя их в своих рефлексиях при ответах на предлагаемые темы. Они глубоко проникаются верой в основополагающие религиозные постулаты.

Жизненный путь для духовного лица представлен в двух планах: 1 - духовное развитие, развитие христианских добродетелей, стяжание духа святого; 2 - служение в миру.

Послушания, молитвы, учеба, постоянный поиск духовного пути формируют определенный тип православного человека.

В беседах о жизненном пути духовного лица постоянно слышишь суждения об аскетизме, монашестве, священнослужении, о том, что жизненный путь духовного лица должен иметь своей целью спасение души, стяжание духа святого. Человек должен учиться кротости, послушанию, развивать в себе добродетели и исправлять темные страсти.

Большинство из них знают, что основная цель истинного христианина - спастись и достичь Царствия Небесного. Однако постоянно чувствовать в себе эту цель и соответствовать ей в повседневной жизни весьма трудно даже для сложившихся православных личностей - монахов и священников.

Они думают о своем служении и понимают как важно не возгордиться на избранном пути. Поражения они хотят понимать как опыт жизни, как посильное испытание.

Они знают для себя и верят в свое знание о том, что любой христианин стремится к Царствию Божьему, что человеческая жизнь не только не прекращается после смерти, но продолжается в Вечности.

В то же время они выбирают для себя путь служения в миру. Быть монахом или батюшкой - важный вы-

Особенности самосознания личности студентов духовных школ и светских университетов

Результаты

сравнения

показателей

проективного

метода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бор, определяющий выбор земного жизненного пути. Некоторые учащиеся ориентированы на карьеру, которую можно осуществить через монашеское служение.

Молясь, исповедуясь, планируя свой жизненный путь, они помнят о смерти и вечной жизни.

Они учатся религиозным канонам, читая Библию и постоянно молясь. Они слушают профессоров богословия, читают жития святых и духовные книги.

2. Сравнительный анализ особенностей самосознания личности студентов духовных школ и студентов светских университетов

Выявляя особенности самосознания студентов духовных школ мы пришли к пониманию необходимости провести сравнительный анализ особенностей самосознания студентов МДА и студентов светских университетов.

Сравнение результатов обследования современной молодежи, обучающейся в разного типа учебных заведениях и центрированной на развитии своей личности по разным исходным основаниям, может дать значительные результаты, указывающие на особенности их самосознания.

Исходя из того, что подавляющее большинство студентов МДА являются гражданами России, мы провели анализ их реакций в сравнении со светскими студентами России: в одном и другом случае в выборках доминировала российская молодежь.

Сравнительному анализу подлежали результаты, полученные в следующих методах: 1 - Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания; 2 - Проективный метод «Кто я?», представляющий рефлексию на себя с целью самоописания личностных свойств; 3 - Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации.

Обратимся к сравнительному анализу.

1 - Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. Результаты исследования светских учащихся заимствуются из работ, выполняемых под моим руководством [12], и сравниваются с результатами исследования студентов духовных школ (табл. 5 и 6).

В нашем исследовании анализировались результаты суждений 100 студентов духовных школ. В исследовании И.А. Шолохова анализировались результаты суждений 100 студентов. Некоторые ответы носили амбивалентный характер, поэтому их распределение определялось неоднозначностью типов реакций.

Таблица 5

Распределение типов реакций в ситуации фрустрации у студентов МДА (в

№ Депривирующие Типы реакций*

серии персонажи 1 2 3 4 5

1 Преподаватели МДА 43,5 46 1 2,5 7

2 Родители 46 21 5 6 22

3 Верующие сверстники 38 25 11 8 18

* Типы реакций: 1 - адекватный лояльный; 2 - неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный); 4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5- пассивный.

Таблица 6

Распределение типов реакций в ситуации фрустрации у юношей светских вузов России (в %)

№ Депривирующие Типы реакций*

серии персонажи 1 2 3 4 5

1 Преподаватели 13,5 50 19 11 6,5

2 Родители 6 61,4 15,4 10,4 6,8

3 Сверстники 5,2 28 58,2 7,6 1

Разные жизненные пути - разное распределение типов реакций в ситуации фрустрации

* Типы реакций: 1 - адекватный лояльный; 2 - неадекватный лояльный; 3 - адекватный нелояльный (агрессивный); 4 - адекватный нелояльный (игнорирующий); 5- пассивный.

Внимательное сопоставление полученных результатов показывает принципиальное различие в распределении типов реакций, которое демонстрируют или считают для себя правильным молодые люди, выбравшие себе разные пути в развитии своих ценностных ориентаций.

Анализ результатов исследования дает возможность утверждать следующее: молодежь, учащаяся в МДА, проявляет более высокую толерантность в отношении к преподавателям МДА, чем студенты светских вузов к своим преподавателям. Учащиеся МДА проявляют адекватную лояльность по сравнению со студен-

1 Табл. 5 модифицирована в соответствии с дополнительными исследованиями.

тами светских вузов в отношении 43,5% : 13,5%. Достоверность различий: (р = 0,01), или различие достоверно на 1%-ном уровне; единица анализа - отдельная реакция (всего по 600 в каждой группе).

При этом агрессивные реакции учащихся МДА проявляются по сравнению со студентами светских вузов в отношении 1% : 19%. Достоверность различий: (р = 0,01), или различие достоверно на 1%-ном уровне значимости; единица анализа - отдельная реакция (всего по 600 в каждой группе).

Те же тенденции мы наблюдаем в отношении к родителям и сверстникам.

При этом агрессивные реакции учащихся МДА проявляются по сравнению со студентами светских вузов в отношении 5% : 15,4%. Достоверность различий: (р = 0,01), или различие достоверно на 1%-ном уровне значимости; единица анализа - отдельная реакция (всего по 600 в каждой группе).

Молодежь, обучающаяся в МДА, проявляет более высокую толерантность в отношении к верующим сверстникам, чем студенты светских вузов к своим сверстникам. Учащиеся МДА проявляют адекватную лояльность по сравнению со студентами светских вузов в отношении 38% : 5,2%. Достоверность различий: (р = 0,01), или различие достоверно на 1%-ном уровне значимости; единица анализа - отдельная реакция (всего по 600 в каждой группе).

При этом агрессивные реакции учащихся МДА проявляются по сравнению со студентами светских вузов в отношении 11% : 58,2%. Достоверность различий: (р = 0,01), или различие достоверно на 1%-ном уровне значимости; единица анализа - отдельная реакция (всего по 600 в каждой группе).

Таким образом, сравнение результатов исследования дает основание утверждать, что учащиеся духовных школ демонстрируют выражено более высокую толерантность, чем студенты светских вузов по отношению ко всем категориям фрустрирующих персонажей. Агрессивные реакции на фрустрирующую ситуацию значительно ниже у учащихся духовных школ, чем у студентов светских вузов. Достоверность различий на 1%-ном уровне значимости в каждом случае.

Результаты сравнения ответов на вопрос «Кто я?»

2 - Проективный метод «Кто я?». Рефлексивные ответы на вопрос «Кто я?» у студентов и аспирантов светских вузов часто ускользают от поставленной задачи: отрефлексировать свое внутреннее видение особенностей своей духовной сущности. Многие осознают себя

Результаты сравнения экспресс-диагностики

в качестве человека и личности. Некоторые указывают на свою животную и духовную природу. Кто-то вспоминает о том, что он и социальная единица тоже. Однако больше всего ответов - результат осознания себя во внешней, социальной позиции, в связи с социальными ролями и родственными отношениями. Много ответов с позитивными самооценками. Нет, или почти нет, самокритичных негативных оценок. Однако есть множество инфантильных комплиментарных самооценок («Я - цветок». «Я - душка» «Я - звезда»), которыми подчеркивается нарциссическое отношение к своей личности.

Сравнение результатов обследования студентов светских вузов и учащихся духовных школ дает основание утверждать, что учащиеся МДА имеют выраженные тенденции глубоких саморефлексий. Рефлексии на себя учащихся духовных школ обладают высокой общностью суждений о себе и глубиной самопроникновения через канонизированные ценности Православия. Рефлексии на себя подавляющего большинства студентов-психологов и аспирантов-психологов светских вузов различаются большим разбросом в содержании самосознания, не обладают общностью проникновения в феноменологическую сущность своей душевной и духовной жизни.

Обучение в условиях духовных школ дает более глубокие рефлексии, самоописание и проникновение в духовную сущность своей личности.

3 - Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации (сравнительный анализ). Была предпринята попытка сопоставить ряд исследований результатов межэтнической аккультурации светской молодежью с результатами исследования студентов духовных школ.

Сопоставим таблицы аккультурационных опций: 1) учащихся духовных школ; 2) светской учащейся молодежи.

Учащиеся духовных школ показали распределение мнений, отличающее их от других категорий молодежи России. Обратимся к табл. 7, демонстрирующей доминирующие типы аккультурационных опций учащихся МДА.

Наше исследование показало, что учащиеся духовных школ чаще выбирают сепарацию. Эта аккультура-ционная опция предполагает готовность данного контингента испытуемых к отказу от объединения с другими этносами и объединение в рамках своей страны. Различия достоверны на 1%-ном уровне значимости.

Сравним распределение мнений учащихся духовных школ и распределение мнений светской учащейся молодежи.

Таблица 7

Типы аккультурационных опций: сравнительный анализ распределения мнений (в %)

Испытуемые Типы аккультурационных опций*

1 2 3 4

1. Учащиеся духовных школ юноши 32,3 66,3 1,4 0

2. Учащиеся светских вузов юноши 51,5 36,4 10,6 1,5

девушки 57,1 27,07 15,9 0

Типы аккультурационных опций зависят от избранного жизненного пути

Выбор жизненного пути определяет ценностные ориентации

* Типы аккультурационных опций: 1 - интеграция; 2 - сепарация; 3 - ассимиляция; 4 - маргинализация.

Табл. 7 показывает высокую тенденцию к интеграции у российской светской учащейся молодежи; тенденция к сепарации в сравнении с учащимися духовных школ выражена в достаточно низкой степени.

Анализ результатов исследования многообразного контингента молодежи (сравнивались разные выборки в разных условиях) дает нам основание утверждать, что типы аккультурационных опций зависят от условий, влияющих на умонастроение и типы реакций.

Как оказалось, учащиеся духовных школ преимущественно предпочитают сепарацию в рамках своего титульного этноса и своей традиционной православной религии. Будучи современными молодыми людьми, учащиеся духовных школ выступают также и за интеграцию, при этом некоторые поясняют: «только в рамках православия».

Учащиеся светских высших учебных заведений -прежде всего за интеграцию, а уж затем - за сепарацию. Однако внешние обстоятельства (переезд на временное обучение в другую страну; участие в общественно-политических объединениях; др.) выражено влияют на предпочтение: распределение мнений относительно интеграции и сепарации зависит от личност-но воспринимаемой ситуации.

Занимаясь исследованием особенностей понимания жизненного пути православной молодежью, мы не могли не обратиться к исследованиям религиозной веры и религиозного понимания души.

Выбор жизненного пути определяет особенности самосознания

Учащиеся духовных школ тяготеют к сепарации

Учащиеся светских учебных заведений тяготеют к интеграции

Не исследуя саму религиозную веру, но исследуя выбор жизненного пути православной молодежью -учащихся духовных школ, мы открыли, что мысли о спасении, о добродетелях и страстях, о жизни души в этом мире и о посмертной жизни души формируют ценностные ориентации православной молодежи.

Наблюдая студентов МДА и С в их повседневной жизни, в их исполнении послушаний, в учении, в размышлениях и поиске своего жизненного пути, мы видим, конечно, их общечеловеческие достоинства и недостатки, но мы видим также, что студенты духовных школ - это особая молодежь. Эта молодежь безусловно размышляет о мирском жизненном пути, который заканчивается смертью. Но эта молодежь думает о духовном развитии, о пути к Богу уповая на жизнь после смерти.

Жизненный путь православная молодежь в своих чаяниях ориентирует на посмертную жизнь души. К этому видению жизненного пути православную молодежь готовят религиозные постулаты, начиная от Библии и текстов святых Апостолов и заканчивая современными богословами.

Проведенное исследование особенностей понимания жизненного пути личности православной молодежью и анализ сопряженных с этой проблемой фактов позволили сформулировать следующие выводы:

1. Выбор жизненного пути и следование его социальным ожиданиям приводит к ориентации на ценности формирующие самосознание личности.

2. Выбор жизненного пути детерминирует как характер предстоящей деятельности, так и особенности самосознания личности. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования толерантного типа поведения, которое демонстрируется участниками общения как сущностная особенность личности. Выбор жизненного пути в сфере светского образования не показывает такой же высокой толерантности как у учащихся духовных школ.

3. В отношении предпочтения для жизни условий своей или иной культуры, страны у учащихся духовных школ и учащихся светских учебных заведений наблюдаются различия в предпочтениях. Учащиеся духовных школ в ситуации выбора позиции преимущественно тяготеют к сепарации в собственную национальную и религиозную культуру.

Учащиеся светских учебных заведений преимущественно тяготеют к интеграции в иную культуру.

Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания

Человек в единстве

амбивалентных

качеств

4. Следует указать на обратимую связь между выбором жизненного пути и религиозным сознанием. Выбор жизненного пути в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания и религиозной веры. Религиозное сознание и религиозная вера, поддерживаемые религиозными догмами ложатся в основу психологии понимания жизненного пути личности православной молодежи.

Учащиеся духовных школ обычно отличаются догматическими представлениями о жизненных ценностях и о жизненном пути личности. Условия, определяющие их выбор жизненного пути достаточно категоричны, что определяет их выбор в монашество или в свя-щеннослужение.

Выбор жизненного пути в сфере светского образования отличается большим разнообразием вариантов, что влечет за собой высокий разброс целей и возможных предпочтений.

5. Избравшие путь учения в православных Духовных школах приходят с намерением следовать избранному жизненному пути. Они усердно формируют у себя особое отношение к богослужению, стремятся к послушанию и смирению, к принятию таинства Покаяния и Причастия.

6. Учащиеся духовных школ мотивированы на глубокую рефлексию на свои личностные свойства. У избравших путь православного служению Богу выраженно единодушие в осознании своего «Я». Они видят себя в единстве двух ипостасей: «Я - бог» - «Я - прах».

Избирая жизненный путь духовного лица, учащиеся духовных школ демонстрируют ориентированность на служение и образ жизни, установленный церковью.

7. Планируя свой жизненный путь, учащиеся духовных школ научены помнить о смерти и вечной жизни. Они ориентированы на христианские постулаты. При этом каждый из них - личность по своему входящая в этот мир и имеющая свои, часто глубоко скрываемые, индивидуальные переживания по поводу избранного жизненного пути и истинной мотивации этого выбора.

1. Аристотель. Метафизика. Никомахова этика: Соч.: В 4 т. Т.4 / Пер. с древнегреч. М., 1984.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М., 1977.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1976.

4. Рубинштейн С.Л. Там же; Абульханова-Слав-ская КА. Стратегия жизни. М., 1991.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1980.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. М.; Воронеж, 1995.

7. Коган Л.Н. Зло. Екатеринбург, 1992; Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

8. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997; Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избр. труды. М.; Воронеж, 2006.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 11-е изд. перераб. и доп. М., 2007; Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. Екатеринбург, 2007.

10. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетичные опыты. Творения: В 6 т. Т. 1. М., 1996. С. 106-112.

11. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. С. 141; Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. 2007. С. 812.

12. Иванова АА. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия (на материале исследования коренных этносов Северного Кавказа): Дис. ... докт. психол. н. М., 2001; Шолохов ИА. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом: Дис. ... канд. психол. н. М., 2002; Вергазов И.Р. Особенности притязаний на признание подростков и юношей, входящих в общественно-политические объединения современной России: Дис. ... канд. психол. н. М., 2005; Ва-сильченко А.А. Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью (учащихся духовных школ): Дис. ... канд. психол. н. М., 2007; Двой-нин А.М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной выры: Дис. ... канд. психол. н. М., 2007.

О

№ 1-2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.