УДК 725.8
Реуцкая Т.А.
студент магистратуры Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Научный руководитель: Шаталов А.А.
к.т.н., доц., профессор кафедры «Архитектура» Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГРЕБНЫХ КАНАЛОВ
Аннотация: цель исследования - анализ существующих в России гребных каналов, таких как гребной канал в Санкт-Петербурге на Крестовском острове, гребной канал в Нижнем Новгороде, Центр гребных видов спорта в Казани и Гребной канал в Москве. Краткая история строительства, сравнение и выявление недостатков, которые следовало бы устранить либо учитывать при проектировании новых спортивных объектов такого типа. Проверка соответствия объекта международным спортивным требованиям. Анализ прилегающей территории, выявление недостатков, внедрение зеленых насаждений и зон рекреации. Предложения по реновации существующих спортивных объектов и благоустройства прилегающей территории. Приведение объекта к международным современным требованиям и нормам. Проверка возможности продолжения функционирования объектов в существующих условиях.
Ключевые слова: спортивный объект, гребной канал, проектирование, архитектурная среда, реконструкция, реновация.
Введение.
В статье дается краткая историческая справка развития Гребного канала в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани. Проводится анализ существующего благоустройства территории, соответствия его международным требованиям для проведения соревнований и возможности спортсменов в полном объеме проводить тренировки. Также рассматривается зона рекреации, прилегающая к гребным каналам территория должна содержать все необходимые для благоприятного пребывания человека объекты. Обосновывается актуальность создания проекта реконструкции гребного канала и прилегающей к нему территории. Дается описание современных международных требований к проектированию и строительству гребных каналов и гребных дистанций на водоемах. По итогу исследования, проводится сравнение всех объектов, устанавливается возможность продолжения их функционирования, предлагаются рекомендации по реновации спортивных объектов и русла канала, если оно требуется. Даются рекомендации по модернизации прилегающей территории путем внедрения зеленых насаждений и искусственного освещения.
1. Гребной канал в Санкт-Петербурге
Гребной канал в Санкт-Петербурге был построен по проекту А.С. Никольского, который был предложен еще в 1938 году. Изначально проект выглядел иначе, канал должен был пройти от стадиона имени Кирова до 2-го Елагина моста. Дальнейшим разработкам и осуществлению проекта помешала Великая Отечественная война. Проект начали реализовывать в 1958 году, однако в 1960 году прокладка канала была приостановлена. В середине 1960-х постройку канала возобновили, но его длина была сокращена до Бодрова переулка[1][2].
Рис. 1. Крестовской остров.
Источник заимствования: https://sflaspb.ru/node/906
В 2008 году береговую линию укрепили, а также построили базу для гребного спорта. Гребной канал полностью поглотил заболоченное русло реки Винновки, некогда разделявшей Крестовский и Бычий острова. Длина канала — 1350 метров, ширина — 40 метров, а глубина до 2 метров.
Главной проблемой этого спортивного объекта являются его габариты, а точнее длина. По олимпийским требованиям длина гребного канала должна составлять 2300 метров, что почти на 1 километр больше общей длины канала на Крестовском острове[6].
Рис. 2. Соревнования на Гребном канале на Крестовском острове. Источник заимствования: https://watersportspb.ru/news?page=70
Другой проблемой, с которой столкнулся гребной канал, является конкуренция с деятельностью дзюдо-клуба «Явара-Нева», расположенному на Бычьем Острове. Его владелец Аркадий Ротенберг имеет большую власть в данном вопросе конкуренции. Дзюдо-клуб строит между Крестовским и Бычьим островами инфраструктуру, из-за чего русло канала значительно сужается. Засыпана 45-метровая протока, а по дамбе планируется провести автомобильную дорогу. Хотя клуб характеризует свои строительные работы как берегоукрепление гребного канала, есть риск, что в результате такого укрепления лодки гребцов не смогут выйти в Финский залив, а сам канал, скорее всего, превратится в пруд [4].
Таким образом возникает необходимость строительства нового гребного канала на смену старого. В данном случае перенос необходим, так как в ближайшее время спортсмены могут остаться без своего спортивного объекта совсем. Из-за этого они будут вынуждены тренироваться в других городах, в которых канал соответствует требованиям по габаритам. Оптимальным вариантом для строительства нового спортивного объекта Федерация гребного спорта называет реку Глухарку. Либо на объекте провести полную реконструкцию, в первую очередь, затрагивающую само русло канала, которое уже давно не соответствует требованиям для проведения тренировок и соревнований.
2. Гребной канал в Нижнем Новгороде
Гребной канал был образован в 1976 году в результате того, что для защиты монастыря была построена бетонная набережная.
Ширина канала составляет 100-150 метров, глубина около 5 метров. Длина канала 3-4 километра. Дно преимущественно песчано-галечное [5].
Подновье
Рис. 3. Набережная Гребного канала в Нижнем Новгороде. Источник заимствования: Яндекс карты.
В настоящее время канал пришел в упадок, некогда являющийся популярным местом отдыха у жителей города, теперь требует полной реконструкции и реновации. Вдоль всего гребного канала проходит набережная длиной 3 километра.
Рис. 4. Подготовка спортивного оборудования на Гребном канале в Нижнем Новгороде. Источник заимствования: https: //stnmedia.ru/mag/may-2016/17337/
Несмотря на то, что набережная была благоустроена, посетители жалуются на отсутствие общественных туалетов и кабинок для переодевания. Территория большая, но требует капитальной перестройки технической базы для
спортсменов, а также добавление элементов благоустройства для, увеличивающего с каждым годом потока посетителей.
В ближайшее время власти обещают к юбилею основания города провести полную реконструкцию территории. Она включает в себя появление беговых и велосипедных дорожек со специальным покрытием, установку на склонах несколько десятков лежаков. Также на склонах появятся зеленые сады и балконы с уличной мебелью. На старте и на финише беговой дорожки оборудуют деревянные настилы с зонтиками и местами для отдыха. В специально отведенном участке на набережной появится скейт-парк и памп-трек (специальная велосипедную трасса). Территория будет обеспечена достаточным количеством туалетов и раздевалок для комфортного пользования посетителями пляжа[7].
Кроме того, предполагается восстановить знаменитую судейскую вышку, которая является уникальным образцом советского неоконструктивизма.
Рис. 5. Визуализация плана реновации территории. Источник заимствования: https://www.vgoroden.ru/statyi/dlya-sporta-i-otdyha-kak-idet-blagoustroystvo-naberezhnoy-grebnogo-kanala
3. Центр гребных видов спорта в городе Казань.
Гребной канал в городе Казани находится по адресу: улица Хади Такташа, 122, на озере Средний Кабан. Строительство объекта было запланировано к
Летней Универсиаде 2013 года. На территории расположены гребной бассейн, трибуна на 1500 зрителей, спортивный комплекс, судейская вышка, гребная дистанция протяжённостью 2 000 метров, центр восстановительной медицины, гостиница «Регата», административный комплекс, и велодорожка. Центр гребных видов спорта в Казани является единственным современным спортивным объектом в России, отвечающим требованиям Международной федерации каноэ и Международной федерации гребли. Перед строительством планировалось, что после Универсиады канал и другие, расположенные рядом объекты станут центром подготовки сборных команд России[3][8].
Данный спортивный объект соответствует всем нормам и не нуждается в реконструкции.
Рис. 6. Центр гребных видов спорта в городе Казань.
Источник заимствования: https://24warez.ru/main/article/1157462038-kazan-s-
vysoty.html
4. Гребной канал в Москве.
Гребной канал в районе Крылатское, Западного административного округа города Москвы. Был сооружён в 1972—1973 годах для проведения состязаний 63-го чемпионата Европы по академической гребле, в 1980 году на канале проходили соревнования по академической гребле и гребле на байдарках
и каноэ в рамках летних Олимпийских игр. В 2011—2014 годах канал был модернизирован для соответствия современным требованиям спортивных федераций, и принял ряд международных соревнований по гребле на байдарках и каноэ.
Рис. 7. Гребной канал в Москве. Источник заимствования: Яндекс карты.
Для канала протяжённостью 2,3 километра и шириной 125 метров было проложено искусственное русло глубиной 3,5 метра, а параллельно с основным каналом был проведён возвратный, по которому гребцы могли возвратиться к стартовой точке, не мешая проведению гонок на основной трассе. У московских гребцов впервые появилось полноценное сооружение для соревнований, закрытое от ветра холмами Крылатского.
В финишной зоне канала была возведена уникальная с инженерной точки зрения трибуна на 3400 мест с 18-метровым козырьком, конструкция которой сзади опиралась на консольные опорные ноги, а спереди поддерживалась стальными оттяжками, так что гребёнка трибуны не касалась земли. Чтобы обеспечить наилучший обзор, трибуна была развёрнута к трассе под углом 8°. Поскольку уровень канала в Крылатском был на 4 метра выше уровня реки, для подачи воды летом и спуска зимой была разработана специальная система водозабора, а для предотвращения цветения воды — очистные сооружения.
Рис. 8. Гребной канал в Москве. Источник заимствования: https://www.m24.ru/articles/mehr-Moskvy/31072014/51812
После реконструкции было возведено четырехэтажное общежитие, рассчитанное на пребывание 100 спортсменов, с буфетом и конференц-залом, были модернизированы гребные бассейны, спортивные залы, медико-восстановительный центр. В августе 2014 года канал принял Чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ. Реконструкция была высоко оценена профильными спортивными организациями: Международная федерация каноэ признала новый комплекс лучшим в мире.
Выводы
В результате сравнения всех элементов гребных каналов в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Москве можно сделать вывод, что при условии дальнейшего благоустройства и реконструкции могут продолжить свое существование каналы в Нижнем Новгороде, Казани и Москве. В первом, при условии благоустройства прилегающей к каналу территории, добавления всех необходимых для комфортного пребывания посетителей пляжа объектов, обновления спортивного оборудования для тренировки спортсменов в современных условиях и добавления различных малых архитектурных форм. Второй и третий объект соответствуют всем нормам и требованиям, не требуют значимых изменений. Во всех случаях возможно внедрять декоративные зеленые
насаждения и дополнительное искусственное освещение для формирования современной необычной архитектурной среды.
В случае с каналом в Санкт-Петербурге, необходима полная реконструкция русла и прилегающей территории, либо перенос спортивного объекта в другое место из-за несоответствия требованиям и угрозе прекращения его функционирования в связи со строительством новой инфраструктуры. Благоустройство прилежащей территории на Крестовском острове соответствует запросам граждан.
Рассмотрев четыре спортивных объекта, приведенных в статье, можно сделать вывод, что любому спортивному и рекреационному объекту необходимо соответствовать современным требованиям для комфорта людей и корректной работе объекта. В современном мире условия комфорта меняются каждый день, следовательно, места постоянного пребывания и отдыха людей также должны подвергаться периодической реконструкции и реновации.
В статье были предложены мероприятия по реконструкции и реновации спортивных объектов, включая само русло гребного канала, приводя его к международным нормам. А также варианты благоустройства прилегающей территории, внедрение декоративных зеленых насаждений и добавление малых архитектурных форм, для более благоприятного отдыха посетителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Витязева В.А. Кириков Б.М. «Ленинград» путеводитель. Второе издание. Лениздат 1986 г. С. 238
2. Катонин Е. И. Кировские острова. Л., 1937. С. 4
3. Центр гребных видов спорта // http://cgvs.ru/o-centre
4. Питерским гребцам не хватает воды // canoesport URL: https://canoesport.ru/stati/905-pitergreblya.html?iccaldate=2021 -4-1 (дата обращения: 14.02.2023).
5. Гребной канал // Autotravel-nn.ru URL: http://autotravel-nn.ru/articles/grebnoy-kanal/ (дата обращения: 11.02.2023).
6. Мария Игоревна Щевелёва Концепция Реновации зоны гребного канала на Крестовском острове в Санкт-Петербурге: дис. СПб, 2018.
7. Для спорта и отдыха: как идет благоустройство набережной Гребного канала // В городе N URL: https://www.vgoroden.ru/statyi/dlya-sporta-i-otdyha-kak-idet-blagoustroystvo-naberezhnoy-grebnogo-kanala (дата обращения: 16.02.2023).
8. Центр гребных видов спорта (Казань) // Википедия URL: https: //ru.m. wikipedia.org/wiki/Центр_гpебных_видов_спорта_(Казань) (дата обращения: 27.02.2023).
Reutskaya T.A.
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)
Scientific advisor: Shatalov A.A.
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)
ANALYSIS OF THE STATE OF THE ARCHITECTURAL ENVIRONMENT OF DOMESTIC ROWING CANALS
Abstract: the purpose of the study is to analyze the existing rowing channels in Russia, such as the rowing channel in St. Petersburg on Krestovsky Island, the rowing channel in Nizhny Novgorod, the Rowing Sports Center in Kazan and the Rowing Channel in Moscow. A brief history of construction, comparison and identification of shortcomings that should be eliminated or taken into account when designing new sports facilities of this type. Verification of the facility's compliance with international sports requirements. Analysis of the adjacent territory, identification of deficiencies, introduction of green spaces and recreation areas. Proposals for the renovation of existing sports facilities and landscaping of the adjacent territory. Bringing the facility to international modern requirements and norms. Checking the possibility of continuing the operation of objects in existing conditions.
Keywords: sports facility, rowing canal, design, architectural environment, reconstruction, renovation.