Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ КОМАНДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРЕБНОЙ ЛИГИ ПО МОДЕЛИ БОССТ'

ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ КОМАНДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРЕБНОЙ ЛИГИ ПО МОДЕЛИ БОССТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРЕБНАЯ ЛИГА / СГЛ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ / ГРЕБНОЙ СПОРТ / БОССТ / МАКРОЦИКЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алтынцева А. Г., Набатов А. А., Мавлиев Ф. А., Алтынцев В. В., Гоголин В. А.

Цель исследования состоит в разработке и экспериментальном обосновании структуры и содержания годового макроцикла с применением биологически обоснованной системы спортивной тренировки БОССТ у студентов ПовГУФКСиТ, занимающихся в команде студенческой гребной лиги. Методы и организация исследования. Для достижения цели исследования мы применяли комплекс научных методов: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования. При планировании спортивной тренировки команды студенческой гребной лиги по модели БОССТ мы изучили нетипичный для гребных видов спорта календарь соревнований и использовали основополагающие модели периодизации. Разработали макроцикл, разделённый на тренировочные циклы, и проходили «тренировочные ступени» от 11 до 48 дней. По результатам сравнительных показателей до эксперимента и по его завершении по Т-критерию Стьюдента: время прохождения дистанции 2000 м на гребном эргометре по группе улучшилось на 55,6 секунды. В тяге лежа среднее соотношение по группе увеличилось на 11%. Средний показатель мощности анаэробного порога по группе увеличился на 82,5 Вт. Заключение. Проведенное исследование дает основание для вывода о том, что при внедрении в тренировочный процесс биологически обоснованной системы спортивной тренировки (БОССТ) эффективность спортивной тренировки и рост спортивных результатов команды возрастает. Рациональное построение процесса спортивной подготовки, выбор соответствующего режима воздействия (характера тренирующей нагрузки) с учетом биологической закономерности перехода организма на новый уровень специфической адаптации к мышечной работе и выведение организма на новый уровень адаптации способствуют достижению высоких спортивных результатов и эффективному выступлению на соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алтынцева А. Г., Набатов А. А., Мавлиев Ф. А., Алтынцев В. В., Гоголин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF SPORTS TRAINING OF THE STUDENT ROWING LEAGUE TEAM ACCORDING TO THE BBSTS MODEL

The purpose of the research is to develop and experimentally substantiate the structure and content of the annual macrocycle using a biologically based sports training system (BBSTS) for students of the Volga region State University of Physical Culture, Sports and Tourism involved in the student rowing league team. Research methods and organization. To achieve the research purpose, we used a set of scientific methods: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observation, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Research results. When planning the sports training of the student rowing league team using the BBSTS model, we studied the competition calendar, which is atypical for rowing sports, and used fundamental periodization models. We developed a macrocycle divided into training cycles, and passed "training stages" from 11 to 48 days. Based on the results of comparative indicators before the experiment and after its completion according to the Student's T-test: the time of passing the distance of 2000 m on a rowing ergometer in the group improved by 55.6 seconds. In the deadlift (lying position), the average ratio for the group increased by 11%. The average power of the anaerobic threshold in the group increased by 82.5 watts. Conclusion. The conducted research provides the basis for the conclusion that when a biologically based sports training system (BBSTS) is introduced into the training process, the effectiveness of sports training and the growth of team sports results increases. The rational construction of the process of sports training and the choice of the appropriate approach (the nature of the training load), taking into account the biological regularity of the transition of the body to a new level of specific adaptation to muscle work, contribute to achieving high athletic results and effective performance at competitions.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ КОМАНДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРЕБНОЙ ЛИГИ ПО МОДЕЛИ БОССТ»

УДК 796.03 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-37-46

ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ КОМАНДЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРЕБНОЙ ЛИГИ ПО МОДЕЛИ БОССТ

А.Г. Алтынцева, А.А. Набатов, Ф.А. Мавлиев, В.В. Алтынцев, В.А. Гоголин

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Аннотация

Цель исследования состоит в разработке и экспериментальном обосновании структуры и содержания годового макроцикла с применением биологически обоснованной системы спортивной тренировки БОССТ у студентов ПовГУФКСиТ, занимающихся в команде студенческой гребной лиги.

Методы и организация исследования. Для достижения цели исследования мы применяли комплекс научных методов: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования. При планировании спортивной тренировки команды студенческой гребной лиги по модели БОССТ мы изучили нетипичный для гребных видов спорта календарь соревнований и использовали основополагающие модели периодизации. Разработали макроцикл, разделённый на тренировочные циклы, и проходили «тренировочные ступени» от 11 до 48 дней. По результатам сравнительных показателей до эксперимента и по его завершении по Т-критерию Стьюдента: время прохождения дистанции 2000 м на гребном эргометре по группе улучшилось на 55,6 секунды. В тяге лежа среднее соотношение по группе увеличилось на 11%. Средний показатель мощности анаэробного порога по группе увеличился на 82,5 Вт. Заключение. Проведенное исследование дает основание для вывода о том, что при внедрении в тренировочный процесс биологически обоснованной системы спортивной тренировки (БОССТ) эффективность спортивной тренировки и рост спортивных результатов команды возрастает. Рациональное построение процесса спортивной подготовки, выбор соответствующего режима воздействия (характера тренирующей нагрузки) с учетом биологической закономерности перехода организма на новый уровень специфической адаптации к мышечной работе и выведение организма на новый уровень адаптации способствуют достижению высоких спортивных результатов и эффективному выступлению на соревнованиях.

Ключевые слова: студенческая гребная лига, СГЛ, студенческий спорт, академическая гребля, гребной спорт, БОССТ, макроцикл.

PLANNING OF SPORTS TRAINING OF THE STUDENT ROWING LEAGUE TEAM ACCORDING TO THE BBSTS MODEL

A.G. Altyntseva, nasta.373@mail.ru, ORCID 0000-0002-8232-9699.

A.A. Nabatov, A.Nabatov@sportacadem.ru, ORCID: 0000-0001-7932-1445.

F.A. Mavliev, fanis16rus@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8981-7583.

V.V. Altyntsev, kravtsovvalera@bk.ru, ORCID: 0000-0002-1505-5632.

V.A. Gogolin, akbars1949@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-8299-8959.

Volga region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

Abstract

The purpose of the research is to develop and experimentally substantiate the structure and content of the annual macrocycle using a biologically based sports training system (BBSTS) for students of the Volga region State University of Physical Culture, Sports and Tourism involved in the student rowing league team.

Research methods and organization. To achieve the research purpose, we used a set of scientific methods: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observation, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Research results. When planning the sports training of the student rowing league team using the BBSTS model, we studied the competition calendar, which is atypical for rowing sports, and used fundamental periodization models. We developed a macrocycle divided into training cycles, and passed "training stages" from 11 to 48 days. Based on the results of comparative indicators before the experiment and after its completion according to the Student's T-test: the time of passing the distance of 2000 m on a rowing ergometer in the group improved by 55.6 seconds. In the deadlift (lying position), the average ratio for the group increased by 11%. The average power of the anaerobic threshold in the group increased by 82.5 watts.

Conclusion. The conducted research provides the basis for the conclusion that when a biologically based sports training system (BBSTS) is introduced into the training process, the effectiveness of sports training and the growth of team sports results increases. The rational construction of the process of sports training and the choice of the appropriate approach (the nature of the training load), taking into account the biological regularity of the transition of the body to a new level of specific adaptation to muscle work, contribute to achieving high athletic results and effective performance at competitions.

Keywords: student rowing league, SRL, student sports, academic rowing, rowing, BBSTS, macrocycle.

ВВЕДЕНИЕ

В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной 19 ноября 2020 года на заседании Правительства Российской Федерации и утвержденной 24 ноября 2020 года Председателем Правительства Михаилом Мишустиным, отмечено 11 приоритетных направлений. Одной из задач стратегии является формирование условий для развития студенческого спорта и обеспечение лидирующих позиций Российской Федерации в системе международного студенческого спорта [6].

В Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма на протяжении 5 лет активно развивается команда студенческой гребной лиги (СГЛ). С каждым годом конкуренция возрастает, количество участников увеличивается, время прохождения дистанции сокращается. В этой связи для достижения лидирующих позиций Российской Федерации в системе студенческого спорта на международной арене важным является научная разработка технологии планирования спортивной тренировки команды студенческой гребной лиги на основе изучения представлений о закономерностях тренировочного процесса, сопоставления взглядов ведущих специалистов в области физической культуры и спорта с учетом применения современных технологий и специфики академической гребли с применением биологически обоснованной системы спортивной тренировки БОССТ.

Анализ данных специальной литературы показал, что основные исследования в применении системы БОССТ были выполнены более 50 лет назад. Научно-теоретические представления о системе подготовки по системе БОССТ формировались на протяжении нескольких десятилетий силами отечественных (Коц Я.М., 1971; Костикова Л.В., 1980; Сергеев Ю.П., 1980; Николаев А.А., 1999; В.Н. Платонов, Ф.З. Меерсон и др.) специалистов [3].

При учете того, что академическая гребля является одним из самых высокотехнологичных видов спорта, рост результата зависит не только от си-

стемы подготовки, но и от внедрения новых научных разработок. В настоящий момент очевидно, что разрыв между устоявшимися теоретическими основами системы подготовки, содержанием тренировочного процесса и современными реалиями развития студенческой гребли, новыми научными данными, раскрывающими пути и механизмы повышения эффективности соревновательной деятельности и роста спортивных результатов высококвалифицированных гребцов-академистов, стремительно увеличивается.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели исследования мы применяли комплекс научных методов: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

С целью практического обоснования эффективности применяемого макроцикла подготовки команды СГЛ по концепции БОССТ была сформирована экспериментальная группа из 16 юношей в возрасте от 18 до 23 лет. 6 спортсменов имели уровень КМС, 4 спортсмена — 1-й взрослый разряд, 6 спортсменов переориентированы из других видов спорта — без разряда в гребном спорте. Эксперимент проводился в течение одного календарного сезона команды с октября 2021 по август 2022.

Набор тестовых задний, необходимых для контроля результативности применяемой экспериментальной программы включал в себя:

1. Прохождение дистанции 2000 метров (гребля на эргометре Concept2). Измерялись и оценивались показатели уровня развития специальной (скоростно-силовой) выносливости. Задача — преодолеть дистанцию 2000 метров за минимальное количество времени. Исходные показатели были получены в октябре 2021 г., во время эксперимента показатели измерялись в декабре, феврале, апреле и мае 2022 года, итоговые показатели мы получили в августе 2022 года.

2. Прохождение дистанции 2000 метров гребля на воде в классе 8+ (восьмерка с рулевым). При

учете цикла частоты мышечных сокращений в минуту (темп гребли) и времени прохождения дистанции измерялись и оценивались показатели уровня физической работоспособности гребцов. По результатам прошедшего сезона экспериментальная группа из 16 юношей была поделена на основной и резервный состав, по 8 человек в каждом. Исходные результаты были получены до начала эксперимента в октябре 2021 г., итоговые результаты — по окончании эксперимента в августе 2022 г.

3. 1МП (одно максимальное поднятие) тяга штанги лежа на доске лицом вниз (макс, кг). Исходные показатели специальной подготовленности гребцов-академистов мы получили в октябре 2021 г., итоговые — в августе 2022 г.

4. Для оценки функционального состояния гребцов использовалась ступенчатая нагрузка на «Concept2» с системой эргоспирометрического тестирования «MetaLyzer 3B-R2». Фиксировались показатели: T — время прохождения теста (в минутах), ЧСС — частота сердечных сокращений (уд/мин), VO2 — объем кислорода, который может быть получен организмом, далее транспортирован в мышцы и использован для эффективной выработки аэробной энергии за минуту (л/мин), V'O /кг — количество поглощенного кислорода (мл/мин/кг), V'O^m- % (pre) — процентное содержание количества поглощенного кислорода от прогнозируемых программой значений (%), RER — коэффициент дыхательного обмена. С — соотношение между метаболическим образованием диоксида углерода (CO2) и поглощением кислорода (O^, V'E (BTPS) — легочная вентиляция (л/мин), VT (BTPS) — дыхательный объем (л), ЧД — частота дыхания (1/ мин), парциальное давление двуокиси углерода и кислорода на вдохе (PICO2, PIO2) и в конце выдоха (PETCO2, PETO2) (мм/рт.ст). Также при проведении теста для фиксации ЭКГ и точной проверки ЧСС мы использовали фитнес-браслет GSMIN G20 (2020). Нагрудный ремень фиксировался под грудью спортсменов, с помощью трех сенсоров и системе электродов происходило считывание информации, по технологии Bluetooth информация выводилась на смартфон. Исходный уровень концентрации лактата в капиллярной крови определяли до нагрузки портативным анализатором Lactate Plus (Sport). Специалист, используя ланцет, брал пробу 0,7 мкл. крови из пальца спортсмена за 30 секунд до начала нагрузки. По завершении нагрузки проба бралась повторно для определения максимальной концентрации лактата в капиллярной крови. Тестирование начиналось со 100 Ватт мощ-

ности, каждые две минуты усилие увеличивается на 30 Ватт, тест продолжался до отказа. В тесте с увеличением интенсивности работы на газоанализаторе мы смогли определить необходимую нам динамику показателей: максимальной скорости потребления кислорода, мощности анаэробного порога.

Исходные показатели мы получили до начала эксперимента в октябре 2021 года. Во время эксперимента тестирование проводилось в декабре 2021, феврале 2022 года, апреле 2022 года, июне 2022 года. Итоговые показатели мы получили по завершении эксперимента в августе 2022 года. Методы математической статистики применяли для количественного анализа экспериментальных данных. Сравнительный анализ изучаемых показателей, наблюдаемых в начале и после завершения педагогического эксперимента, проводили с применением параметрического ^критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разработанный макроцикл имеет ряд особенностей, связанных с неспецифическим для гребного спорта календарем соревнований. Спортсмены участвуют в 11 этапах сезона, 7 этапов проходят в зимний период подготовки, 4 этапа — в летний. [5]. При учете 11 стартов планирование макроцикла должно быть многоцикловым с учетом выпадения двух месяцев (каникул студентов) из тренировочного режима. Также варьирование дистанций от 250 м до 6000 м в рамках одного соревнования предъявляет необходимые требования к рациональному и эффективному сочетанию нагрузок и всей системе подготовки спортсменов. Еще одна особенность календаря соревнований заключается в том, что гонки в СГЛ подразделяются на командные, личные, эстафетные. И все разнообразие вариантов возможно в рамках одного этапа, при этом ведется командный и индивидуальный рейтинг участников.

При построении годового макроцикла мы применяли симбиоз основополагающих моделей, за основу была взята «Классическая» или «Линейная» периодизация, разработанная Л.П. Матвеевым и впоследствии раскрытая Т. Бомпой и К. Буццичелли [4]. Модель основана на изменяющемся объеме упражнений и нагрузки на протяжении нескольких периодов. Для того чтобы придерживаться концепции БОССТ и чередовать более легкие нагрузки с интенсивными в рамках поставленной задачи, мы включили элементы «Нелинейной» или «Волнообразной» периодизации, предложенной

канадским тренером Чарльзом Поликвином [10]. Для удержания показателей работоспособности круглогодично мы обратились к «Блоковой периодизации», предложенной В.Б. Иссуриным. Удержание достигается за счет отсроченного (остаточного) тренировочного эффекта, когда изменения сохраняются даже после прекращения цикла, и перекликается с концепцией БОССТ. Каждому остаточному эффекту соответствуют определенные физиологические предпосылки, обусловленные адаптационной реакцией организма на разные виды нагрузки. Отличие подхода также состоит в том, что программа разбивается на 2-4-недельные блоки, в то время как «Линейные» и «Нелинейные» модели имеют по меньшей мере четырехнедельные фазы. В нашем же случае мы применяли от недельных до 7-недельных тре-

нировочных циклов, разделенных на ступени от 11 до 48 дней. Планирование мы начали по завершении финала Летнего сезона 2020-2021, со второй недели октября (41-й годичной недели). В таблице 1 представлен макроцикл подготовки с октября 2021 г. по декабрь 2021 года. Тренировочный процесс в 2022 году мы начали с первой недели января. В таблице 2 представлен макроцикл подготовки с января 2022 года по март 2022 года.

14-17-я неделя, подготовительный период, специально-подготовительный этап, базовый развивающий, базовый стабилизирующий, контрольно-подготовительный мезоцикл. 18-19-я неделя, соревновательный период, этап ранних стартов, мезоциклы: предсоревновательный, соревновательный. 20-21-я неделя, подготови-

Таблица 1 - Макроцикл подготовки с октября 2021 г по декабрь 2021 года Table 1- Macrocycle of preparation from October 2021 to December 2021

Месяц Month Октябрь Ноябрь Декабрь

Недели Weeks 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Соревнования Competitions 1-й этап 2-й этап 3-й этап

Периоды Periods Подготов. Соревнов. Подготов. Соревнов. Подготов.

Этапы Stages Спец. подготов. Ранних стартов Спец. подготов. Ранних стартов Спец. подготов.

Таблица 2 - Макроцикл подготовки с января 2022 года по март 2022 года Table 2 - Macrocycle of preparation from January 2022 to March 2022

Месяц Month Январь Февраль Март

Недели Weeks 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Соревнования Competitions 4-й этап 5-й этап 6-й этап

Периоды Periods Подготов. Соревнов. Подготов.

Этапы Stages Спец. подготов. Ранних стартов Спец. подготов.

Таблица 3 - Расписание тренировочных занятий в учебный период Table 3 - Schedule of training sessions during the academic period

Дни недели Тренировки Количество часов

Weekday Training Number of hours

Понедельник I 2

Вторник I 2

Среда I 2,5

Четверг I 2

Пятница I 2

Суббота I 2,5

Воскресенье Выходной Выходной

тельный период, специально-подготовительный этап, мезоциклы: контрольно-подготовительный, предсоревновательный. 22-я неделя, соревновательный период, этап ранних стартов, соревновательный мезоцикл. 23-31-я неделя, переходный период, общеподготовительный этап, восстановительный мезоцикл.

Объем тренировочной нагрузки в учебный период — 6 тренировочных занятий в неделю, что составило 13 часов. Расписание представлено в таблице 3.

На основании концепции биологически обоснованной системы спортивной тренировки

(БОССТ) мы разработали годовой план группы. Первая ступень подготовки по методике БОССТ в октябре составила 16 дней. Основная направленность режимных тренировок: подготовка к дистанции 750 м. За это время было проведено 3 силовых тренировки, 7 режимных и 6 аэробной направленности, при отслеживании снижения ЧСС мы равномерно увеличивали нагрузку. В таблице 4 представлены тренировочные ступени по модели БОССТ на весь период подготовки.

Для практического обоснования эффективности содержания созданной нами программы

Таблица 4 - Тренировочные ступени по модели БОССТ на весь период подготовки Table 4 - Training stages according to the BBSTS for the entire training period

Тренировочные ступени Training stages Дни Направленность Focus Дистанции

Days Силовые Power Режимные Regime Аэробные Aerobic Distances

1 (октябрь) 16 3 7 6 750 м

2 (ноябрь) 14 2 5 7 1500 м

3 (декабрь) 28 5 9 10 250м, 2000 м

4 (декабрь-февраль) 48 15 18 15 250м, 2500 м

5 (февраль) 11 3 4 4 250м, 4000 м

6 (февраль-март) 11 3 4 4 250м, 6000 м

7 (март) 23 7 8 8 250м, 2000 м

8 (апрель-май) 33 8 13 12 250м, 5000 м

9 (май) 16 3 6 7 2000 м

10 (август) 26 6 12 8 250м, 6000 м

№ п/п До начала эксперимента Before the experiment Отклонение от среднего (а) Deviation from the average (а) После эксперимента After the experiment Отклонение от среднего (а) Deviation from the average (а)

1 372,6 -57,33 363,6 -9,69

2 379,2 -50,73 364,2 -9,09

3 381 -48,93 366,4 -6,89

4 384 -45,93 367,8 -5,49

5 389,4 -40,53 368,2 -5,09

6 391,8 -38,13 369 -4,29

7 421,8 -8,13 370,8 -2,49

8 426 -3,93 372 -1,29

9 429 -0,93 373,8 0,50

10 435,6 5,67 375 1,71 ц

11 444 14,07 376,2 2,91

12 474 44,07 377,4 4,11

13 450,4 20,47 379,8 6,51

14 483,6 53,67 381,6 8,31

15 506,4 76,47 382,8 9,51

16 510 80,07 384 10,71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хср. (среднее) 429,9 374,3

а (станд.откл.) 45,66 6,59

p^0,05 Тэмп. (полученное) = 4,9 Ткр. (табличное) = 2,04

Таблица 5 - Сравнительные показатели прохождения дистанции 2000 м на гребном эргометре по группе (n=16) до эксперимента и по его завершении по Т-критерию Стьюдента (результат в секундах) Table 5 - Comparative indicators of passing the 2000m distance on a rowing ergometer by group (n=16) before the experiment and after its completion according to the Student's T-test (result in seconds)

Сравнительные результаты основного и резервного

экипажа (8+)

450 429,6 438'6

384.6 391,8

До начала эксперимента По завершении эксперимента

■ Основной экипаж(8+) ■ Резервный экипаж 8+

Рисунок 1 - Сравнительный анализ экипажей на дистанции 2000 м до и после эксперимента (результат в секундах) Figure 1 - Comparative analysis of crews at a distance of 2000 m before and after the experiment (result in seconds)

спортивной подготовки с применением биологически обоснованной системы спортивной тренировки БОССТ мы организовали и провели педагогическое тестирование на гребном эргометре Contcept2 дистанции 2000 м. В результате прохождения контрольного тестирования на гребном эргометре была поставлена задача преодолеть дистанцию 2000 метров за минимальное количество времени, все полученные результаты были переведены в секунды. В таблице 5 приведены сравнительные показатели прохождения дистанции 2000 м на гребном эргометре до эксперимента и по его завершении.По результатам сравнительных показателей прохождения дистанции 2000 м на гребном эргометре до эксперимента и по его завершении по Т-критерию Стьюдента мы можем сделать вывод о том, что среднее время по группе улучшилось на 55,6 секунды. Полученные показатели уровня развития специальной выносливости имеют достоверное различие, из чего мы можем сделать вывод об эффективности применяемой методики. В рамках исследования было организовано и проведено педагогическое тестирование на воде, дистанция 2000 м, класс лодок — 8+. До начала эксперимента уровень основной команды был выше, чем уровень резервного экипажа (отставание 9 секунд). Итоговые результаты были получены по окончании эксперимента в августе 2022, разница результатов между командами уменьши-

лась (отставание резервного экипажа — 7,2 секунды). Также увеличился средний темп по ходу дистанции у обоих экипажей в среднем на 2 удара в минуту. В рисунке 1 мы отобразили сравнительный анализ каждой группы по отдельности до и после эксперимента.

При сравнительном анализе мы можем сделать вывод о том, что основной состав команды по окончании эксперимента улучшил собственное время на 45 секунд, резервный состав команды — на 46,8 секунд. Среднее время улучшилось на 45,9 секунд.

Имеющиеся в специальной литературе данные показывают, что успешные элитные гребцы являются относительно более сильными по сравнению с другими спортсменами, тренирующимися на выносливость. Элитные мужчины-гребцы показывают результаты в тяге лёжа до 130% от массы тела, до 190% — в приседаниях со штангой на плечах и становой тяге. (Ьа,^оп et а1, 2011) [9]. На основании этих данных и опыта выдающихся тренеров Т.Ф. Абрамов предлагает соответствующие модельные характеристики специальной подготовленности гребцов-академистов. Модельные характеристики представлены в таблице 6.

На рисунке 2 представлены сравнительные показатели средних значений по группе (п=16) в тесте 1МП (одно максимальное поднятие) тяги лежа до эксперимента и по его завершении (результат в

Таблица 6 - Модельные характеристики максимальной силы гребцов-академистов мирового класса (по Абрамовой и др., 2014) Table 6 - Model characteristics of the maximum strength of world-class academic rowers (according to Abramova et al., 2014)

Наименование теста Name of the test Модельные характеристики Model characteristics

1МП тяга лёжа, % от массы тела 125%

1МП - максимальный вес, который спортсмен может поднять 1 раз

130,00% 120,00% 110,00% 100,00%

Сравнительные показатели 1МП тяги лёжа

126,30%

125%

115,30%

До начала эксперимента

По завершении эксперимента

Модельный показатель

Рисунок 2 - Сравнительные показатели 1МП тяги лежа до начала и по завершении эксперимента

Figure 2 - Comparative indicators of 1 maximum lifting of the deadlift (lying position) before and after the experiment

%). До начала эксперимента средний вес спортсменов по группе составил 78,75кг, средний показатель по группе в максимальном выполнении тяги штанги лежа составил 90,8 кг, это в среднем 115,3% от веса спортсменов. По завершении эксперимента средний вес спортсменов по группе составил 79,1 кг, средний показатель по группе в максимальном выполнении тяги штанги лежа составил 99,8 кг, это в среднем 126,3% от веса спортсменов. Исходя из модельных показателей, представленных выше, мы можем сделать вывод о том, что полученный показатель превысил модельные характеристики максимальной силы. Для оценки функционального состояния гребцов-

академистов использовалась ступенчатая нагрузка на гребном эргометре «Concept2» с применением газоанализатора. В таблице 7 представлены сравнительные показатели максимальной скорости потребления кислорода до эксперимента и по его завершении.

В работе Хагермана Ф.К.в качестве модельных значений МПК для гребцов высокой квалификации выступают значения максимальной скорости потребления кислорода у мужчин не менее 60-65 мл/кг/мин [7]. У представителей сборной команды России, по последним данным из монографии Абрамова Т.Ф., величина МПК в среднем достигает 59,2 мл/мин/кг [2]. В нашем

Таблица 7 - Сравнительные показатели максимальной скорости потребления кислорода до эксперимента и по его завершении (n=16) по Т-критерию Стьюдента (мл/мин/кг)

Table 7 - Comparative indicators of the maximum oxygen consumption rate before the experiment and after its completion (n=16) according to the Student's T-test (ml/min/kg)

№ п/п До начала эксперимента Before the experiment Отклонение от среднего (а) Deviation from the average (а) После эксперимента After the experiment Отклонение от среднего (а) Deviation from the average (а)

1 54 3,06 60 3,37

2 60 9,06 65 8,37

3 52 1,06 57 0,37

4 52 1,06 63 6,37

5 55 4,06 60 3,37

6 50 -0,94 54 -2,63

7 50 -0,94 57 0,37

8 49 -1,94 52 -4,63

9 49 -1,94 53 -3,63

10 41 -9,94 48 -8,63

11 57 6,06 65 8,37

12 47 -3,94 53 -3,63

13 44 -6,94 47 -9,63

14 51 0,06 57 0,37

15 54 3,06 58 1,37

16 50 -0,94 57 0,37

Хср. (среднее) 50,9 56,6

а (станд.откл.) 5,34 4,68

p^0,05 Тэмп. (полученное) = 3,2 Ткр. (табличное) = 2,04

Сравнительные показатели мощности анаэробного порога

400 200 0

До начала эксперимента По завершении эксперимента Модельный показатель

Рисунок 3 - Сравнительные показатели мощности анаэробного порога до начала и по завершении эксперимента (Вт) Figure 3 - Comparative indicators of the anaerobic threshold power before and after the experiment (Watts)

197,5

Рисунок 4 - Сравнительные показатели максимальной концентрации лактата в капиллярной крови до начала и по завершении эксперимента (мМ/л)

Figure 4 - Comparative indicators of the maximum lactate concentration in capillary blood before and after the experiment (mM/l)

случае до начала эксперимента средний показатель максимальной скорости потребления кислорода по группе составил 50,9 мл/мин/кг, по модельным показателям, представленным выше, мы можем дать неудовлетворительную оценку. По завершении эксперимента средний показатель максимальной скорости потребления кислорода по группе составил 56,6 мл/мин/кг. Мы также наблюдаем результат ниже модельного, но за год эксперимента спортсмены повысили максимальную скорость потребления кислорода на 5,7 мл/мин/кг. Полученные показатели имеют достоверное различие, из чего мы можем сделать вывод об эффективности применяемой методики.

Для определения уровня тренированности гребцов мы отслеживали мощность порога анаэробного обмена до начала эксперимента, во время эксперимента и по его завершении. В работе Абрамова Т.Ф. «Динамика показателей подготовленности гребцов-академистов при подготовке к ОИ 2012» указано, что у российских элитных спортсменов мощность анаэробного порога составляет в среднем 330 вт при достижении 84% потребления кислорода на уровне порога анаэробного обмена и ЧСС 170 уд/мин. [1]. При обработке результатов гребцов-академистов до начала эксперимента средний показатель

мощности анаэробного порога составил 197,5 Вт при достижении 79,7% потребления кислорода на уровне порога анаэробного обмена и ЧСС 164 уд/мин., что свидетельствует о недостаточном уровне подготовки спортсменов. По завершении эксперимента средний показатель мощности анаэробного порога составил 280 Вт при достижении 83,5% потребления кислорода на уровне порога анаэробного обмена и ЧСС 177 уд/мин. При сравнении с модельными, относительно невысокими, показателями мы можем сделать вывод о том, что после применения методики показатели приблизились к модельным, но все еще являются удовлетворительными. Наглядно прирост результата мы отобразили в рисунке 3.

Активность анаэробных источников энергии определялась максимальной концентрацией лактата в капиллярной крови. По данным Хер-мансена Л., показатель лактата при ПАНО составляет в среднем от 1 до 18 мМ/л, такое значение подтверждает высокую задействованность гликолитических источников энергии [8]. Вместе с тем высокая гликолитическая мощность при низкой пиковой мощности демонстрирует низкую аэробную производительность. У российских гребцов в ступенчатом тесте с возрастающей мощностью «до отказа» уровни

концентрации лактата, по данным Абрамова Т.Ф., достигают 10-13 мМ/л. [2]. При обработке результатов до начала эксперимента средний по группе показатель максимальной концентрации лактата в капиллярной крови составил 10,5 мМ/л при низкой пиковой мощности, что говорит о низкой аэробной производительности. По завершении эксперимента средний показатель максимальной концентрации лактата в капиллярной крови составил 13,4 мМ/л, при средней пиковой мощности. При сравнении с модельными показателями мы можем сделать вывод о том, что аэробная производительность спортсменов возросла и достигла модельных показателей российских спортсменов. Наглядно прирост результата мы отобразили в рисунке 4.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Т. М. Динамика показателей подготовленности гребцов-академистов при подготовке к ОИ-2012 / Т. Ф. Абрамова, С. Р. Аракелян, Т. М. Никитина, Н. И. Кочеткова // Основные направления подготовки спортсменов : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2012. - С.107-117.

2. Абрамова, Т. Ф Особенности хронобиологической и клима-

тогеографической адаптации высококвалифицированных спортсменов с учетом особенностей видов спорта : научная монография / Т. Ф. Абрамова, А. О. Акопян, М. В. Аран-сон и др. // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), Олимпийский комитет России. - М. : Грифон, 2017. - 707 с.

3. Алтынцева, А. Г. Проблемы и перспективы развития студенческой гребной лиги в России / А. Г. Алтынцева, И. К. Латыпов, В. А. Гоголин, С. Н. Павлов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 49-57. - DOI 10.36028/2308-8826-2021-9-3-49-57. - EDN EOKKVY.

4. Бомпа Т. О. Периодизация спортивной тренировки / Т. О. Бомпа, К. Буццичелли. - М. : Спорт. - 2016. - 384 с.

REFERENCES

1. Abramova, T. M. Dynamics of indicators of readiness of academic

rowers in preparation for the Olympic Games-2012 / T. F. Abramova, S. R. Arakelyan, T. M. Nikitina, N. I. Kochetkova // The main directions of athletes' training: Materials of the All-Russian Scientific and practical conference. - M., 2012. - pp.107-117.

2. Abramova, T. F. Features of chronobiological and climatogeo-

graphic adaptation of highly qualified athletes taking into account the peculiarities of sports: a scientific monograph / T. F. Abramova, A. O. Hakobyan, M. V. Aranson, etc. // Federal State Budgetary Institution «Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports» (FSBI FSC VNIIFK), the Olympic Committee of Russia. - Moscow : Gryphon, 2017. - 707 p.

3. Altyntseva, A.G. Problems and prospects of development of the student rowing league in Russia / A.G. Altyntseva, I.K. Latypov, V.A. Gogolin, S.N. Pavlov // Science and sport: current trends. - 2021. - Vol. 9, No. 3. - pp. 49-57. - DOI 10.36028/2308-8826-2021-9-3-49-57. - EDN EOKOUI.

4. Bompa T. O. Periodization of sports training / T. O. Bompa, K. Buzzicelli. - M. : Sport. - 2016. - 384 s.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование дает основание для вывода о том, что при внедрении в тренировочный процесс биологически обоснованной системы спортивной тренировки (БОССТ) эффективность спортивной тренировки и рост спортивных результатов команды возрастают. Рациональное построение процесса спортивной подготовки, выбор соответствующего режима воздействия (характера тренирующей нагрузки) с учетом биологической закономерности перехода организма на новый уровень специфической адаптации к мышечной работе и выведение организма на новый уровень адаптации способствуют достижению высоких спортивных результатов и эффективному выступлению на соревнованиях.

5. Концепция реализации проекта «Студенческая гребная лига». - https://pro100row.ru/files/ff/65/894e4806f2d367 387ae81b14a05fef1e.pdf (дата обращения 08.04.2022). -Текст: электронный.

6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. - http://static.government.ru/media/files/ Rr4JTrKD05nANTR1j29BM7zJBHXM05d.pdf (дата обращения 10.07.2022). - Текст: электронный.

7. Hagerman, F.C. Energy expenditure during stimulated rowing / F.C. Hagerman, M.C. Connors, J.A. Gault, et.al. // J. Appl. Physiol. - 1978. - 45. - P. 87-93.

8. Hermansen, L. Lactate disappearance and glycogen synthesis in human muscle after maximal exercise / L. Hermansen, O. Vaage // Am. J. Phesiol. - 1977. - 233 (5). - P. 422-429.

9. Lawton, Trent W., John B. Cronin, and Michael R. McGuigan. "Strength tests and training of rowers». Sports Medicine 41 (2011): 413-432.

10. Poliquin, C. The Poliquin principles: successful methods for strength and mass development / C. Poliquin. - Ottawa : Dayton pubns & Writers group. - 1997. - 152.

5. The concept of the project «Student Rowing League». - htt-

ps://pro100row.ru/files/ff/65/894e4806f2d367387ae81b14 a05fef1e.pdf (accessed 08.04.2022). - Text: electronic.

6. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030 - http:// static.government.ru/media/files/Rr4JTrKD05nANTR1j29B-M7zJBHXM05d.pdf (accessed 10.07.2022). - Text: electronic.

7. Hagerman, F.K. Energy consumption in stimulated rowing / F.K. Hagerman, M.K. Connors, J.A. Gault, Et Al. // Pmtf. Physiol. - 1978. - 45. - pp. 87-93.

8. Hermansen, L. Lactate disappearance and glycogen synthesis in human muscles after maximum physical exertion / L. Hermansen, O. Waage // Am. Zh. Phesiol. - 1977. - 233 (5). - Pp. 422-429.

9. Lawton, Trent W., John B. Cronin and Michael R. McGuigan. "Strength tests and training of rowers». Sports Medicine 41 (2011): 413-432.

10. Poliquin, C. The Poliquin principles: successful methods for strength and mass development / C. Poliquin. - Ottawa : Dayton pubns & Writers group. - 1997. - 152.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Алтынцева Анастасия Григорьевна - преподаватель кафедры теории и методики циклических видов спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; е-таИ: nasta.373@mail.ru; 01^СЮ: 0000-0002-8232-9699.

Набатов Алексей Анатольевич - директор НИИ физической культуры и спорта при Поволжском государственном университете физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; е-таН: A.Nabatov@ sportacadem.ru; 01^СЮ: 0000-0001-7932-1445.

Мавлиев Фанис Азгатович - кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, Республика Татарстан, г. Казань, территория Деревня Универсиады, д. 35; е-т^Н: fanis16rus@mail.ru; 01^СЮ: 0000-0001-8981-7583.

Алтынцев Валерий Владимирович - магистрант кафедры теории и методики циклических видов спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; е-т^Н: kravtsovvalera@bk.ru; 01^СЮ: 0000-0002-1505-5632.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гоголин Владимир Александрович - заслуженный тренер России, старший преподаватель кафедры теории и методики циклических видов спорта; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; е-т^Н: akbars1949@yandex.ru; 01^СЮ: 0000-0003- 1291-526Х.

Поступила в редакцию 11 августа 2022 г. Принята к публикации 30 августа 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Алтынцева, А.Г. Планирование спортивной тренировки команды студенческой гребной лиги по модели БОССТ / А.Г Алтынцева, А.А. Набатов, Ф.А. Мавлиев, В.В. Алтынцев, В.А. Гоголин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 3. -С. 37-46. 001: 10.36028/2308-8826-2022-10-3-37-46

FOR CITATION

Altyntseva A.G., Nabatov A.A., Mavliev F.A., Altyntsev V.V., Gogolin V.A. Planning of sports training of the student rowing league team according to the BBSTS model, 2022, vol. 10, no.3, pp. 37-46 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-202210-3-37-46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.