Научная статья на тему 'Анализ соревновательной деятельности по рукопашному бою сотрудников МВД России'

Анализ соревновательной деятельности по рукопашному бою сотрудников МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ соревновательной деятельности по рукопашному бою сотрудников МВД России»

3. Лёгкая атлетика : учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

4. Лузгин, В.Н. Влияние возраста и тренировки на биомеханические характеристики спринтерского бега : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лузгин В.Н. - Омск, 1988.

5. Майский, А.Б. Экспериментальное исследование взаимодействия ног, туловища и рук при беге на короткие дистанции : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Майский А.Б. ; Тарусский гос. ун-т. - Тарту, 1969. - 23 с.

6. Семёнов, Д.А. Бег / Д. А. Семёнов // Биомеханика физических упражнений / под ред. Е.А. Котиковой. - М., Л. : Физкультура и спорт, 1939. - С. 202-226.

7. Тюпа, В.В. Биомеханика спринтерского бега : учеб. пособие для студенток ин-тов физ. культуры / В.В. Тюпа, В.М. Зациорский, С.Ю. Алешинский ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1987. - 77 с.

8. Тюпа, В.В. Исследование внутрицикловых биомеханических характеристик спринтерского бега : дис. ... канд. пед. наук / Тюпа В.В. - М., 1978.

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

В.А. Овчинников

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время деятельность сотрудников правоохранительных органов остается достаточно напряженной и не приносит ожидаемых результатов. Это связано как с большим количеством совершающихся преступлений, так и слабой физической подготовленностью сотрудников органов внутренних дел. В распоряжении Министра внутренних дел Российской Федерации № 1/15420 от 27 августа 2001 г. «О мерах по совершенствованию физической подготовки в ОВД» указывается, что «.анализ результатов оперативно-служебной деятельности, чрезвычайные происшествия, связанные с гибелью и ранениями сотрудников, свидетельствуют о том, что физическая подготовленность рядового и начальствующего состава органов внутренних дел еще не отвечает предъявляемым требованиям. Многие сотрудники не имеют устойчивых навыков силового пресечения противоправных действий и не могут эффективно применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для защиты законных интересов граждан от общественно опасных посягательств, неумело действуют в экстремальных ситуациях. Нередко при задержании правонарушителей проявляют беспомощность, оказываются неспособными противостоять преступникам и уступают им в единоборствах» [2]. Одним из главных условий успешной борьбы с преступностью является повышение качества профессиональной подготовки сотрудников ОВД и, прежде, всего, практической ее составляющей [3].

Успешные профессиональные действия в сложных условиях служебной деятельности во многом определяются не только умением сотрудника управлять своим эмоциональным состоянием, способностью мобилизоваться, отличным владением приемами самозащиты, но и зависят от физических, волевых качеств сотрудника, от его технической и тактической подготовленности. Это необходимо учитывать в учебном процессе высших образовательных учреждений МВД России.

Поэтому в программе по физической подготовке для сотрудников органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России от 15 мая 2001 года № 510 [1], предусмотрен раздел «учебно-боевая практика». В этой связи, в содержание рабочих программ по физической подготовке высших образовательных учреждений МВД России помимо проведения поединков, моделирующих ситуации пресечения сопротивления правонарушителей, включается проведение учебно-тренировочных поединков (спаррингов) по правилам различных видов спорта: самбо, бокса, кикбоксинга, ком-

плексного единоборства, рукопашного боя, армейского рукопашного боя и т. д. Все они являются одним из средств, позволяющих сформировать специальную физическую, психологическую и технико-тактическую готовность к противоборству с правонарушителями. Исходя из вышеизложенного, учитывая все возрастающую актуальность проблемы использования элементов различных видов единоборств в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, нами было проведено исследование, задачами которого являлся анализ соревновательных поединков по правилам рукопашного боя, определение их структуры, процентного и качественного соотношение различных технических элементов в поединке.

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методических литературных источников, беседа, анкетирование, видеосъемка, стенографирование, исследование соревновательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно исследованиям специалистов в области единоборств [4, 5, 6, 8, 10], существуют следующие манеры ведения поединка: атакующая, защитная и контратакующая. По применению технических элементов можно выделить: поединок с использованием ударной техники (включая удары руками, ногами), поединок с использованием бросковой техники (броски, удержания, болевые и удушающие приемы) и поединок с использованием комбинированной техники (используется арсенал как ударной техники, так и бросковой) [7, 9, 11]. В основу наших изысканий были положены исследования соревновательных поединков по правилам рукопашного боя, так как правила данного вида единоборства позволяют использовать все три способа ведения поединка. Было проанализировано (методами видеозаписи и стенографирования) 45 поединков соревнований первого этапа (первенство курса), 75 поединков соревнований второго этапа (первенство учебного заведения), 115 поединков соревнований городского и областного уровня, 350 поединков соревнований федерального уровня (первенство МВД России, первенство среди учебных заведений МВД России).

Из 120 поединков на первенство учебного заведения были зафиксированы следующие результаты: в 65 поединках спортсмены добились победы, используя комбинированную технику, что составило 54,2%; в 34 - используя бросковую технику (28,3%) и в 21 поединке победу принесло использование ударной техники (17,5%).

Из 115 поединков городского и областного уровня: использование комбинированной техники в 62 принесло победу (53,9%); использование бросковой техники - в 19 поединках (16,5%), ударной техники - 34 (29,6%).

Из 350 поединков соревнований федерального уровня: комплексная манера в 226 поединках принесла победу, что составило 64,6 %, бросковая техника - в 41 поединке (11,7%), ударная техника - в 83 поединках (23,7%).

Нами было проанализировано количество выполняемых технических действий и степень их эффективности в поединке (табл. 1).

ВЫВОДЫ

1. В соревнованиях на первенство учебного заведения курсанты и слушатели достигают победы, в основном используя арсенал только тех видов спорта, в которых они специализировались. Так, борцы добиваются результата, используя броски, удержания, болевые приемы, боксеры - используя удары руками, кикбоксеры - используя удары руками и ногами.

2. Чем выше уровень соревнований, тем выше у победителей процент использования комбинированной техники в поединке. Использование комплексного проявления всех сторон (ударов руками, ногами, бросков, удержаний, болевых приемов) на федеральном уровне - в 64,6%, на областном - в 53,9% случаев обеспечило победу.

3. Чем выше ранг соревнований, тем меньше количество наносимых ударов руками и ногами за время поединка. Однако их результативность растет в геометриче-

ской прогрессии. Степень эффективности ударов руками на областном уровне составила 25,1%, на федеральном - 29,7%, ударов ногами - 27,5% и 36,7%, соответственно.

4. Чем выше ранг соревнований, тем больше количество бросков, удержаний и болевых приемов, выполняемых в поединке. На наш взгляд, это связано с возрастающим уровнем спортсменов и повышающимся процентом использования комбинированной техники. Хотя количество бросков в поединке невысоко (около 2), все они тщательно подготавливаются и следуют в комбинации - удары руками, захват, бросок с переходом на удержание или болевой прием, поэтому степень эффективности бросков (федеральный уровень) как у победителей, так и у проигравших очень высока -более 60%.

5. Проигравшие в поединке, по сравнению с победителями, выполняют меньшее количество технических действий, меньше и процент степени их эффективности. Исключение - количество ударов ногами (федеральный уровень). У победителей - 7,6 ударов за поединок, у проигравших - 10,9 ударов, но по степени достигнутого результата они отличаются вдвое, у победителей процент эффективности равен 36,7 - у проигравших 17,4.

6. В высших образовательных учреждениях МВД России необходимо строить подготовку к ведению спаррингов по правилам рукопашного боя, исходя из комбинированной техники ведения поединка, количественного состава и последовательности технических действий - удары руками, ногами, захват, бросок, удержание или болевой прием.

Таблица 1

Анализ технических действий в соревнованиях по рукопашному бою

Технические действия Академический уровень (п=120) Областной уровень (п=115) Федеральный уровень (п=350)

Кол-во ударов руками (результативных), % 26.1 (3,8) 14,6% 20.2 (1,4) 6,9% 24,2 (6,1) 25,1% 19,6 (3,7) 18,9% 22,5 (6,7) 29,7% 16,4 (4,5) 27,4%

Кол-во ударов ногами (результативных), % 10,6 (1,5) 14% 9,7 (0,8) 8,2% 8,0 (2,1) 27,5% 6,6 (1,2) 18,1% 7.9 (2,9) 36,7% 10.9 (1,9) 17,4%

Кол-во бросков (результативных), % 0,48 (0,2) 41,4% 0,3 (0,07) 21,9% 0,96 (0,4) 46,3% 0,5 (0,2) 28,6% 2,1 (1,3) 60,1% 1,8 (1,1) 61,1%

Кол-во удержаний (результативных), % 0,3 (0,08) 27,0% 0,2 (0,04) 20,8% 1,3 (0,4) 30,8% 0,6 (0,1) 21,7% 1,5 (0,6) 40,0% 0,7 (0,2) 28,6%

Кол-во болевых приемов (результативных), % 0,1 (0,03) 18,8% 0,08 (0) 0% 0,2 (0,03) 17,3% 0,1 (0) 0% 0,3 (0,1) 33,3% 0,1 (0) 0%

Примечание: В верхней графе приведены результаты спортсменов, победивших в поединке, в нижней - проигравших.

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29.07.96. № 412 : приказ МВД России от 15 мая 2001 года № 510.- М., 2001. - 30 с.

2. Распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации № 1/15420 от 27 августа 2001 года «О мерах по совершенствованию физической подготовки в ОВД».

3. Об объявлении решения коллегии МВД России от 22.10.2003 г. № 5 км/2 :

приказ МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829. - М., 2003. - 54 с.

4. Ашкинази, С. М. Рукопашный бой / С.М. Ашкинази, В.В. Козах. - Тула : ТППО, 1992. - 115 с.

5. Бокс : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. И.П. Дегтярева. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 287 с.

6. Градополов, К.В. Бокс. - М. : Физкультура и спорт, 1965. - 338 с.

7. Кадочников, А. А. Русский рукопашный бой : научные основы / А.А. Кадочников. - М. [б.и.], 2003. - 284 с.

8. Коблев, Я. К. Борьба дзюдо / Я.К. Коблев, М.Н. Рубанов, В.М. Невзоров. -

М. : Физкультура и спорт, 1987. - 176 с.

9. Туманов, А.А. Методика начальной подготовки юношей в спортивном единоборстве «Тризна» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Туманов А.А.- Челябинск, 1999. - 18 с.

10. Туманян, Г. С. Спортивная борьба / Г.С. Туманян. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 284 с.

11. Ознобишин, Н.Н. Искусство рукопашного боя / Н.Н. Ознобишин. - СПб. : Всемирная литература,1998. - 292 с.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ

ТУРИНДУСТРИИ

Е.Ф. Орехов, О. В. Котлярова

Изменение социально-экономических ориентиров общества, преобразование общественной практики, развитие нового гражданского общества, а также изменение образовательных парадигм вызвано противоречием между темпами инновационных преобразований в экономике России и практикой подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов.

Профессиональная подготовки специалиста туриндустрии связана с решением ряда сложных проблем. К их числу относятся: диагностика способностей, формирование установки на профессиональную деятельность, вооружение профессиональными знаниями и умениями, развитие профессионального мышления, формирование профессионально-гностических потребностей, профессиональной направленности и профессиональных компетенций.

Вместе с тем, анализ современной педагогической теории и практики показывает, что задачи формирования современного специалиста еще не нашли должного отражения в исследованиях ученых.

Имеющиеся в этой области работы Г. А. Андреева, Г.Н. Александрова, К.Н. Барсукова, А.М. Белоногова, Ф.М. Бородкина, А.И. Войцеховской, А.Г. Грамманова, Ю.А. Дмитриева, В.Ш. Копелева, Н.М. Корянова, А.И. Кошелева, А.Т. Маленко, Э.А. Смирновой, Г.Н. Сушкова, Н.Ф. Талызиной и др. посвящены лишь отдельным направлениям в области профессионального высшего образования.

Система подготовки компетентных кадров в сфере «человек-человек» (по Климову), к которой относится специалист в сфере туриндустрии — это одна из важнейших проблем, эффектное решение которой обеспечивает успешное развитие многих отраслей экономики нашей страны.

Одним из наиболее распространенных определений термина профессиональная компетентность в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: «профессиональная компетентность — это качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.