Научная статья на тему 'Особенности начального этапа соревновательной деятельности юношей 12-14 лет в поединках по спортивному рукопашному бою'

Особенности начального этапа соревновательной деятельности юношей 12-14 лет в поединках по спортивному рукопашному бою Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ЕДИНОБОРСТВО / ТАКТИКА СПОРТИВНОГО ПОЕДИНКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазистов Ал.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности начального этапа соревновательной деятельности юношей 12-14 лет в поединках по спортивному рукопашному бою»

УДК 796.8

ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ 12-14 ЛЕТ В ПОЕДИНКАХ ПО СПОРТИВНОМУ РУКОПАШНОМУ БОЮ

Аспирант КамГИФК Ал.В. Глазистов Камский государственный институт физической культуры

г. Набережные Челны

THE FEATURES OF THE COMPETITION ACTIVITY FIRST STEP OF 12-14 YEARS OLD YOUTH IN HAND-TO-HAND FIGHTS

Al.V. Glazistov, Post graduate student Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: имидж, будущий специалист, здоровье, модель, проектирование

Аннотация. Имидж рассматривается как стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Разработка модели формирования имиджа будущего специалиста в контексте здоровья возможна в условиях реализации личностно ориентированной педагогики, в которой понимание воспитательного воздействия определяется как развитие индивидуальности в человеке.

Key words: image, future specialist, health, model, projects

Summary: Image is as an typical object which is in mass thoughts. The development of image model in sphere of health is possible to be set with personal oriented pedagogic where educational process is understood as personal development.

Цель создания модели формирования имиджа будущего специалиста в контексте здоровья в условиях высшего образования состоит в расширении и углублении возможности самореализации будущих специалистов на уровне профессионально значимых, личностно и социально желаемых стандартов.

Выделяются три этапа, которые проходит будущий специалист в процессе становления имиджа в контексте здоровья, а также цели, содержание, методы и формы, средства и способы, условия и критерии оценки данного процесса.

Вид спорта рукопашный бой является комплексным единоборством и состоит из трех основных направлений: спортивный рукопашный бой - охватывающий допризывную

молодежь [2,4,9], милицейский и армейский рукопашный бой - выполняющий задачи прикладной подготовки сотрудников силовых структур и военнослужащих [3].

Спортивный рукопашный бой, утвержденный в 2003 году Росспортом [9], развивается в рамках Всероссийской федерации спортивного рукопашного боя. Основными задачами деятельности Федерации являются развитие массового спорта и спорта высших достижений

[4].

Соревнования по спортивному рукопашному бою состоят из двух разделов -соревнований по демонстрации программных технических комплексов - КАТА, и соревнований по поединкам - КУМИТЭ [11].

Возраст 12-14 лет является начальным этапом соревновательной деятельности по правилам спортивного рукопашного боя [11].

Одной из важнейших проблем спорта высших достижений, и спортивных единоборств в частности, является проблема многолетней технико-тактической подготовки.

По мнению многих авторов [2,5,6] различных видов спортивных единоборств начальный этап соревновательной деятельности характеризуется техническим и тактическим однообразием, натаскиванием спортсменов на результат за счет функциональных резервов организма, вместо поиска и реализации новых методик технико-тактической подготовки.

По мнению авторов [5,6] существует закономерность сужения технического арсенала с ростом спортивного мастерства, появление коронных приемов, адаптированных к индивидуальным особенностям спортсмена.

По данным педагогических наблюдений соревновательной деятельности спортсменов имеет место однообразие и малая вариативность технико-тактических действий, даже на начальном этапе выступлений, тогда как именно с юношеского возраста технико-тактическая подготовка должна включать в себя весь технический и тактический арсенал, в условиях его естественного сужения и индивидуализации на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства [6,10].

По данным педагогических наблюдений результативность поединка напрямую зависит от вариативности техники и тактики спортсмена, которая повышается с ростом его технического и тактического мастерства.

В теории спорта уже давно высказывается мнение о том, что в сложнокоординационных, ситуационных и психострессорных видах спорта на первом месте стоит технико-тактическая подготовка. В этом аспекте имеется до сих пор неиспользованный, значительный потенциал повышения качества подготовки спортсменов за счет совершенствования содержания, последовательности и методики тактико-технической подготовки [6].

Спортивный рукопашный бой - комплексное единоборство - сочетающее ударную технику руками и ногами, а также технику борьбы в стойке и лежа. Таким образом, спортивный рукопашный бой является сложным в техническом отношении видом спорта, и чем сложнее техника - тем выше оценка судей [11].

Характер поединка, как правило, комбинационный, т.е. побеждает тот спортсмен, кто владеет широким арсеналом техники и тактики. Это обусловлено прежде всего отсутствием победы нокаутом и широким спектром возможных вариантов применения техники, в отличие от бокса, кикбоксинга, видов спортивной борьбы, армейского и милицейского рукопашного боя, где наряду с игровой, комбинационной манерой, присутствуют темповая и силовая манеры ведения поединка [2,5,8].

По мнению многих авторов [1,5,6,8,10] этап начальной подготовки во всех видах спорта, в том числе и в единоборствах, наиболее важный и основополагающий. от того, насколько грамотно и рационально спланирован и осуществляется тренировочный процесс молодых спортсменов, зависит весь дальнейший путь и предполагаемый успех в большом спорте.

Многие авторы [5,6,10] считают, что именно тактическая подготовленность спортсмена решающим образом влияет на его успехи - дает стабильные положительные результаты выступлений на соревнованиях.

К вопросам тактической подготовки необходимо подходить с раннего возраста, так как особенно недостаток в тактике виден в юношеском возрасте, где много действий и мало смысла. Только с годами, через пробы и ошибки, спортсмен обретает запас тактического мастерства [5,6,10].

В спортивном рукопашном бое работ посвященных тактике в настоящее время нам обнаружить не удалось. Мы обратились к вопросам тактики спортивных единоборств [3,5,7,8,12,13].

Основное содержание соревновательной деятельности спортсмена в поединке — выполнение элементарных, базовых технических и тактических действий с целью получения оценки в соответствии с правилами соревнований. Основная направленность деятельности в поединке — выполнение технических действий (приемов и защит). Вспомогательная -выполнение тактических действий, которыми создается определенная ситуация, обеспечивающая выполнение основных технических действий [13].

Рассмотрим тактическое и техническое содержание спортивного рукопашного боя. В результате анализа литературы по тактике в спортивных единоборствах выявлено, что из определения тактики исключается двигательный компонент действия. Тактика связана лишь с принятием решения, что и когда делать, а техника помогает реализовывать эти решения.

Тактика спортивного поединка - интеллектуальная деятельность спортсмена в поединке, направленная на постановку задач и принятие решений об использовании той или иной техники в определенный момент времени для достижения победы над противником.

Какие же это решения, которые реализуются посредством технического мастерства? Непосредственно в поединке это в основном решения на атаку, защиту и контратаку, мы не говорим сейчас о подготовительных тактических задачах - разведке, маскировке, вызове, помехах которые реализуются, как при подготовке основной тактической задачи, так и во время ее выполнения.

Строить тактику можно только на имеющемся запасе технического мастерства [10].

Согласно правилам соревнований по спортивному рукопашному бою [11] оцениваются технические действия в следующих разделах техники: удары руками, удары ногами, броски, болевые приемы, удушающие приемы, - причем оцениваются они по разному, т.е., как уже было сказано, чем сложнее техника и технические комбинации тем выше оценка.

Тактика и техника единоборств органически соединены в виде технико-тактических действий [8]. Рассмотрим их применительно к спортивному рукопашному бою.

В спортивном рукопашном бое, где используется различный технический арсенал спортивных единоборств, реализация атаки или контратаки может быть ударом рукой или ногой, броском, болевым или удушающим приемом, в зависимости от подготавливаемой или благоприятной ситуации. Следовательно атака или контратака может быть простой - без подготовки или сложной - с подготовкой.

Любая технико-тактическая комбинация включает в себя подготовительные, создающие благоприятную ситуацию, и основные технические действия, завершающие комбинацию и приносящие оценку или результат.

Атака и контратака состоит из технических действий, называемых основными техническими действиями, т.к. они приносят результат.

Подготовка тоже состоит из технических действий, называемых вспомогательными -т. к. не приносят результата сами по себе, а лишь в сочетании с основными техническими действиями. Это стойки, передвижения, захваты, способы выведения из равновесия, защиты, преднамеренное выжидание. Подготовка наряду с вспомогательными техническими действиями может быть и в виде ложных атак-вызовов, сочетаний основных технических действий - технических комбинаций, в результате которых под отвлекающими ложными действиями скрывается задуманный прием.

Атака без подготовки - одиночным техническим действием может быть реализована в благоприятный момент: при обоюдном сближении соперников на нужную для атаки

дистанцию, как атака в благоприятный момент сближением; при отступлении противника на дистанцию атаки, как атака в благоприятный момент преследованием.

Сложная атака - включает в себя подготовку, создающую помехи противнику, перед выполнением основного технического действия: ложной атакой (финтом) в комбинации с основным техническим действием; выведением из равновесия в комбинации с основным техническим действием. Также как и атака в благоприятный момент, может быть выполнена сближением и преследованием.

Предварительная подготовка, отвлекая противника от адекватной защиты, приносит больший результат, чем простая атака.

Контратака включает в себя защиту от атаки противника с переходом к активным атакующим действиям.

Контратака без подготовки может быть выполнена: на опережение начавшегося атакующего действия противника, т.е. встречная контратака, при сближении с противником или при уходе с линии атаки, защитой в данном случае служит перемещение; как ответ после защиты от атаки противника, т.е. ответная контратака, после сближения или ухода с линии атаки с переходом к активным атакующим действиям.

Сложная контратака - с предварительной подготовкой вызовом, также как и контратака без подготовки реализуется как встречная, и как ответная.

Вызов на атаку противника осуществляется, как правило, ложной атакой (финтом), либо позиционным пренебрежением защиты (ловушкой) [12].

Знания тактико-технических структур действий дают возможность перейти к целенаправленному формированию у спортсменов навыков управления действиями противника в конфликтном взаимодействии с ним [7].

На основе выявленных тактических манер реализации техники нами разработаны протоколы регистрации технико-тактических действий.

Проведены видеосъемка и анализ соревновательной деятельности спортсменов 12-14 лет. Объектом анализа явились все поединки юношей 12-14 лет на первенстве России по спортивному рукопашному бою г. Менделеевск 21-23.04.2006 г. В результате анализа было выявлено техническое и тактическое содержание соревновательной деятельности юношей этого возраста.

Всего зарегистрировано и подверглось анализу 122 поединка. Каждое результативное техническое действие фиксировалось без учета количественной оценки за его выполнение. Все зафиксированные в условиях соревнований технические и технико-тактические действия были взяты за 100%.

В таблице 1 представлено технико-тактическое содержание поединков юношей 12-14 лет в первенстве России по спортивному рукопашному бою.

Из таблицы видно что наиболее часто реализуемая тактическая манера является атака без подготовки при обоюдном сближении - в благоприятный момент - 40,7 %.

В контратакующей манере наиболее часто применяется встречная контратака без подготовки - на опережение - 30,6 %. Самыми малореализуемыми тактическими манерами являются контратаки с подготовкой вызовом ложной атакой. Встречная контратака с подготовкой составила - 0,5 %, ответная - 0,77 %. Это говорит о недостатках тактической подготовки юных спортсменов.

По процентному соотношению результативной техники на первом месте стоит ударная техника руками - 77,93 %, далее ударная техника ногами составляет - 16,02 %, очень малый процент бросков - 5,94 % , результативная партерная техника и техника в борьбе лежа вовсе отсутствует, что говорит о недостаточной подготовленности по разделам бросков, болевых приемов и удушений.

Наибольшую результативность представляет ударная техника руками и ногами, т.к. удары, являясь самостоятельными техническими действиями, также входят и в сложные технико-тактические действия. Например, удар после выведения из равновесия или броска.

Таблица 1

Технико-тактическое содержание поединков юношей 12-14 лет в первенстве России по спортивному рукопашному бою (в %)

ТАКТИЧЕСКАЯ МАНЕРА ИСПОЛНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ТЕХНИКИ РАЗДЕЛЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ Итого:

Удары руками Удары ногами Броски Болевые Удушения

А Т А К А ПРОСТАЯ (без подготовки) При обоюдном сближении 28,75 10,1 1,81 0 0 40,7

При преследовании 4,66 2,84 0 0 0 7,5

СЛОЖНАЯ (с подготовкой) В комбинации по сле ложной атаки 5,44 2,07 0,77 0 0 8,28

После выведения из равновесия 3,1 0 0 0 0 3,1

К О Н Т ПРОСТАЯ (без подготовки) Встречная контратака - на опережение 28,75 0,25 1,55 0 0 30,6

Ответная 6,21 0,51 1,81 0 0 8,53

Р А Т А К А контратака - после защиты

СЛОЖНАЯ (с подготовкой -вызовом) Встречная контратака - на опережение 0,25 0,25 0 0 0 0,5

Ответная контратака - после защиты 0,77 0 0 0 0 0,77

Итого: 77,93 16,02 5,94 0 0 100

В таблице 2 представлен перечень и процентное соотношение ударной техники руками и ногами. Из таблицы видно, что попыток ударов руками больше (33,65 %), чем результативных действий (25,18 %). Имеет место однообразие техники, а именно прямого удара рукой - наибольшее значение - 22,1 % из 25,18 % результативной техники ударов руками. Вовсе отсутствуют удары сбоку и снизу, почти отсутствуют удары локтем, -реализуемые в рамках правил по спортивному рукопашному бою только в туловище, т.к. на высокой скорости они трудно контролируемы и при ударах в голову приводят к травмам.

При ударах ногами мы также видим, что попыток намного больше (32,24 %), чем результативных действий (5,17 %). Имеет место однообразие техники, а именно кругового удара стопой снаружи - наибольшее значение - 4,77 % из 5,17 % результативной техники ударов ногами. В ударной технике ног появляются попытки выполнения сложных по координации исполнения ударов. Однако, удары коленями почти не реализуются 0,08 % из 5,17 %.

Наряду с однообразием технических действий имеет место малая вариативность результативной техники.

Вариативность техники определялась как отношение суммы неповторяющихся вариантов результативных технических действий к сумме их возможных вариантов умноженное на сто процентов. Вариативность техники должна стремиться к ста процентам.

Выявлено, что вариативность ударов руками составляет 40 %. Вариативность ударов ногами тоже составляет 40 %.

Таблица 2

Перечень и процентное соотношение ударной техники руками и ногами в поединках юношей 12-14 лет в первенстве России по спортивному рукопашному бою

Не результативная

Результативная Техника с

Ударная техника (парированная)

техника нарушением правил

техника

Прямой 22,1 % 29,8 % 1,5 %

Круговой изнутри 1,25 % 1,6 % 0,4 %

Кулаком Круговой снаружи 1,75 % 2,17 % 0,58 %

Сбоку 0 % 0 % 0 %

Руками Снизу 0 % 0 % 0 %

Снизу 0 % 0 % 0 %

Сбоку 0 % 0 % 0 %

Локтем Сверху 0,08 % 0,08 % 0 %

В сторону 0 % 0 % 0 %

Назад 0 % 0 % 0 %

Итого руками: 25,18 % 33,65 % 2,48 %

Прямой вперед 0 % 1,25 % 0,16 %

Круговой снаружи 4,77 % 29 % 0,67 %

Стопой Круговой изнутри 0 % 0,92 % 0 %

В сторону 0,16 % 0,58 % 0 %

Ногами Прямой назад 0,16 % 0,25 % 0 %

Прямой вперед 0 % 0,08 % 0 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снизу 0,08 % 0,16 % 0 %

Коленом Сбоку 0 % 0 % 0 %

Снизу-изнутри 0 % 0 % 0 %

Снизу-снаружи 0 % 0 % 0 %

Итого ногами: 5,17 % 32,24 % 0,83 %

Итого руками и ногами: 30,35 % 65,89 % 3,31 %

Итого: 100 %

Далее в таблице 3 мы видим перечень бросков, адаптированных к спортивному рукопашному бою, и процентное соотношение результативных бросков в поединках юношей 12-14 лет.

Вариативность бросков определялась отношением 8 вариантов результативного исполнения к 20 возможным, адаптированным к правилам спортивного рукопашного боя, вариантам бросков и составила 40 %.

Имеет место однообразие техники бросков. Броски выхватом ног спереди составляют - 34 %; броски задней подножкой от захвата ноги 26 % результативной техники бросков.

И. А. Бушин указывает на отрицательную роль бросков захватом за ноги в условиях комплексных единоборств, т.к. это приводит к захвату шеи под плечо, встречным ударам коленями и, следовательно, к травмам атакующего. Броски с захватом ног рекомендуется выполнять при захвате атакующей ноги противника [2].

В партерной технике и технике борьбы лежа зафиксировано три попытки рычага локтя поперек через таз и одна попытка узла локтя поперек. Результативных болевых приемов не выявлено. Попыток удушения предплечьем захватом шеи под плечо верхом спереди - четыре, попыток удушения отворотами кимоно спереди верхом - три. Результативных удушений не выявлено.

Таблица 3

Перечень бросков, адаптированных к спортивному рукопашному бою, и процентное соотношение результативных бросков в поединках юношей 12-14 лет

Класс броска по Ю.А. Шулике [9] Термин броска по Е.М. Чумакову [24] %

Наклоняясь Выхватом ног (ноги) спереди 34 %

Сваливанием зацепом изнутри 0 %

Отхват (отхват изнутри от захвата ноги) 0 %

Задняя подножка (от захвата ноги) 26 %

Боковая подсечка (от захвата ноги) 4,3 %

Отворачиваясь Через бедро (через спину) 4,3 %

Сваливанием передней подножкой с колена 0 %

Передняя подножка 0 %

Подхват изнутри 4,3 %

Подхват под обе ноги 0 %

Прогибаясь Передняя подсечка 4,3 %

Через грудь 0 %

Сваливанием боковой подножкой на пятке 0 %

Подсадом стопой (голенью) 0 %

Перевороты после отрыва (разгибом) 13 %

Запрокидываясь Через грудь обхватом сзади 8,7 %

Обратным выхватом ног 0 %

Сваливанием задней подножкой на пятке 0 %

Зацепом стопой 0 %

Ножницы 0 %

Итого: 100%

В таблице 4 приведены результаты математической обработки полученных показателей соревновательной деятельности юношей 12-14 лет в первенстве России по спортивному рукопашному бою.

Результативность по разделам техники определялась как отношение количества результативной техники к общей сумме технических действий данного раздела умноженное на сто процентов. Результативность разделов техники должна стремиться к ста процентам.

Результативность ударов руками составляет 40 %, результативность ударов ногами -14 %, результативность бросков - 28 %. Результативность партерной техники и техники борьбы лежа составляет 0 %.

Эффективность поединка определялась как отношение количества результативной техники к общей сумме технических действий данного поединка умноженное на сто процентов. Эффективность поединка должна стремиться к ста процентам. Эффективность поединка в целом составила 30%.

Эффективность боя в стойке определялась отношением суммы результативной техники ударов руками, ударов ногами и бросков к сумме всех технических действий и составила 30 %.

Эффективность борьбы лежа составляет 0 %.

Как мы видим из таблицы 4 среднее количество технических действий в одном поединке составляет 11,47. Поединок у юношей 12-14 лет длится две минуты. Следовательно, в среднем каждые 10,46 секунды спортсмены выполняют технические действия: либо атакующие, либо защитные от атаки противника, либо контратакующие, -интенсивность поединка высокая и спортсмены должны быть функционально готовы провести в один день от двух до десяти боев.

Таблица 4

Сводная таблица результатов математической обработки полученных показателей соревновательной деятельности юношей 12-14 лет в первенстве России по спортивному рукопашному бою

Всего поединков 112

Всего технических действий 1285

Среднее количество технических действий в одном поединке 11,47

Результативность ударов руками 40 %

Результативность ударов ногами 14 %

Результативность бросков 28 %

Результативность удушений 0 %

Результативность болевых приемов 0 %

Вариативность ударов руками 40 %

Вариативность ударов ногами 40 %

Вариативность бросков 40 %

Эффективность боя в стойке 30%

Эффективность борьбы лежа 0 %

Эффективность поединка в целом 30 %

Особую роль приобретает качество исполнения техники, т.к. техника это выполнение действия с наибольшей эффективностью при наименьших энергозатратах. Но мы имеем обратную картину. Очень много нерезультативной техники, как следствие нерационального исполнения технических действий. А умение применить техническое действие относится к тактической подготовке - значит страдает именно последняя.

Выводы:

1. Выявлено, что в спортивном рукопашном бое на начальном этапе соревновательной деятельности юношей 12-14 лет имеет место однообразие и малая вариативность технико-тактических действий;

2. Соревновательная деятельность юношей 12-14 лет по спортивному рукопашному бою малоэффективна и составляет 30 %. Причиной является большое количество нерезультативной техники;

3. Имеется значительный потенциал увеличения результативности технических действий за счет совершенствования содержания, и методики тактико-технической подготовки;

4. Выявленные тактические манеры исполнения результативной техники могут быть использованы в методике технико-тактической подготовки на начальном этапе обучения;

5. Необходимо всесторонне готовить детей к соревновательной деятельности по спортивному рукопашному бою - с 10-12 лет - с этапа начальной подготовки. Особое место в обучении уделять технико-тактической подготовке. Обучать широкому арсеналу технических действий доступному для детей 10-12 лет, с прохождением тактических манер реализации техники.

Литература:

1. Ахмедшин Р.Г., Рузиев А.А. Проблема подготовки резерва сборных команд в восточных единоборствах // Теория и практика физической культуры. 2003, № 1, с. 38.

2. Бушин И. А. Формирование техники приемов борьбы у бойцов «спортивного рукопашного боя» на этапе начальной подготовки: Дисс... канд. пед. наук. - Краснодар, 2005. - 186 с.

3. Войтов В.Г., Павлов А.И. Определение понятия «СПОРТИВНАЯ ТАКТИКА» // Теория и практика физической культуры. 2000, № 9.

4. Горбылев А.М. Поединок длиною в жизнь // Додзе. Боевые искусства японии: Научно-популярный методический журнал. 2003, № 6, с. 1-8.

5. Дзюдо. Система и борьба. /Ю. А. Шулика [и др.] - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6. Кузнецов А.С. Организация многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе. -Наб. Челны: Издательство КамПИ. 2002. -325 с.

7. Малков О.Б. Основы тактики борьбы с позиции теории конфликтной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1999, № 2, с. 45-50.

8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учеб. Пособие для ИФК. М., «ФИС», 1977.

9. О признании новых видов спорта петанк и джиу-джитсу, спортивных дисциплин фитнес-аэробика и спортивный рукопашный бой: Приказ Гос. Ком. РФ по ФК и спорту № 198 от 03.04.2003.

10. Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. (Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов.) - Пермь: «Урал-Пресс Лтд», 1993.

11. Правила проведения соревнований по рукопашному бою (спортивному рукопашному бою). - М., 2003. - 34 с.

12. Хаберзетцер Р. Каратэ для черных поясов. / Пер. с франц. - Тирасполь: ЧП «Модус», 1997.

13. Чумаков Е.М. Масштабы соревновательной деятельности борца // Теория и практика физической культуры. 1999, № 2, с. 16-20.

14. Чумаков Е.М. 100 уроков самбо. - М.: ФАИР-ПРЕСС, Информ-пресс+, 1999.

Glossary:

1 Ahmetshin, R.G.The problem of reserve teams preparation in east kinds of fights / R.G. hmetshin, А.А.Я^еу // Theory and practice of physical culture and sport. - 2003. - № 1. - Р. 38.

2 Bushin, 1.А. Technique «hand to hand fight» forming on the first stage: diss... Ph.D / IABushin. - Krasnodar, 2005. - 186 p.

3 Voitov, V.G. Definition «Sport tactics» / V.G.Voitov, А.I.Pavlov // Theory and practice of physical culture and sport. - 2000. - № 9. - Р. 1-6.

4 Gorbylev, А.М. Fight with the length of life / А.М^гЬу^ // Dodze. Fight art in Japan: science popular methodical journal. - 2003. - № 6. - Р. 1-8.

5 Ju-Do. System and fight. / UA.Shulik [and others] / Ju-Do. - Rostov na Don: Fenniks, 2006.

6 Kuznetsov, А^. Organization of long-term technique and tactic trainings in Greek- Rome fight / А.S.Kuznetsov. - Nab.Chelny: KamPI Publicity, 2002. - 325 p.

7 Malkov, О.В. Tactic of fight base under conflicts theory / О.B.Malkov // Theory and practice of physical culture and sport. - 1999. - № 2. - Р. 45-50.

8 Matveev, L.P. Sport training base. Teachers' guide for trainers and sportsmen / L.P.Matveev. - М.: Physical culture and sport, 1977. - р.

9 Parhomovich, G.P. Classiacal Judo base (Teachers' guide for trainers and sportsmen) / G.P.Parhomovich. -Perm: Ltd Ural-press, 1993. - р.

10 Rules of hand to hand fights competitions (sport fight). - М., 2003. - 34 p.

11 Chumakov, Е.М. Масштабы соревновательной деятельности борца / Е.М.Chumakov // Theory and practice of physical culture and sport, 1999. - № 2. - Р. 16-20.

12 Chumakov, Е.М. 100 Samba lessons / / Е.М.Chumakov. - М.: FAIR-PRESS, Inform press+, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.