УДК 364(07) Санина Мария Константиновна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики довузовского образования филиала филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи
Эзиешвили Эка Эдвардиевна
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой социальной работы, рекламы и социального права филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи
АНАЛИЗ СОПОДЧИНЕННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА КАК ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Аннотация:
В статье уточняются понятия «компетенция» и «компетентность», являющиеся центральными категориями компетентностного подхода и влияющие на содержание понятия «мультикультур-ная компетенция будущих социальных работников» и на способы его диагностики. Авторами выделены основные пять свойств определяемого понятия: интегративность, социальность, регу-лятивность, персонализация, непрерывность.
Ключевые слова:
компетенция, компетентность, мультикультур-ная компетенция будущих социальных работников.
Sanina Maria Konstantinovna
PhD in Education Science, Head of the Subdepartment for Theory and Methodology of Pre-University Education,
Sochi branch of Russian State Social University
Ezieshvili Eka Edvardievna
PhD in Psychology, Head of the Subdepartment for Social Work, Advertising and Social Rights, Sochi branch of Russian State Social University
THE ANALYSIS OF HIERARCHY OF KEY CATEGORIES OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH AS A BASIS OF DIAGNOSTICS OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF FUTURE SOCIAL WORKERS
Summary:
The article specifies such concepts as competence and competency, which are the key categories of the competence-based approach. These concepts influence the content of the concept "multicultural competence of future social workers" and the methods of its diagnostics. The authors identify five main properties of the concept: integrity, sociality, regulation, personalization, continuity.
Keywords:
competence, competency, multicultural competence of future social workers.
Ориентация компетентностного образования на усиление практической и культурной составляющих профессиональной подготовки будущих специалистов актуализирует проблему формирования мультикультурной компетенции в образовательном процессе вуза. В своих трудах В.М. Розин отмечает, что образованный человек - это не только специалист и не только личность, а именно человек культурный и подготовленный к жизни, к сменам образа жизни, к смене своих представлений, мировоззрений и мироощущений в условиях множественности этнических культур; образованный человек является культурным и в том смысле, что принимает и понимает иные культурные позиции и ценность не только с позиции собственной независимости, но и чужой [1]. В социальной сфере особо остро встает вопрос о мультикультурной компетенции специалистов, работающих в ней, так как они взаимодействуют с представителями различных национальностей и культур, и от качества этого взаимодействия зависит эффективность их профессиональной деятельности.
Несмотря на огромное значение мультикультурной компетенции для эффективной профессиональной деятельности будущих социальных работников с представителями различной этнической принадлежности, в теоретических основаниях вопроса отсутствует четкое представление об этапах и способах ее формирования. Основная причина выявленного противоречия состоит, на наш взгляд, в неразработанности теоретико-концептуальных основ мультикультурной компетенции, что ведет к проблемам ее формирования и развития в образовательном процессе вуза.
Неразработанность в научной литературе определения понятия «мультикультурная компетенция будущих социальных работников» обусловлена в том числе непрекращающейся дискуссией вокруг понятий «компетенция» и «компетентность», являющихся центральными категориями ком-
- 1BG -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
петентностного подхода. Большинство исследований, где в качестве центральных выступают понятия «компетенция» и / или «компетентность», начинаются с анализа соотношения, взаимозависимости данных понятий, подчеркивая принципиальность решения этой задачи для выработки авторской позиции. Таким образом, анализ соподчиненности данных категорий, правомерности их употребления позволит уточнить структурно-содержательные характеристики ключевого для нашего исследования понятия «мультикультурная компетенция будущего социального работника».
Очень часто понятия «компетентность» и «компетенция» употребляются как взаимозаменяемые. Поэтому понятна позиция исследователей, которые, желая избежать возможных ошибок и трудностей, предлагают синонимировать эти понятия (Л.Н. Болотов) или использовать одно из них. К примеру, некоторые авторы предлагают использовать только термин «компетенция» «как уже устоявшееся понятие в международном образовательном сообществе» [2]. И всё же, на наш взгляд, они несут разную семантическую нагрузку, поэтому позиция авторов, делающих попытки разделить данные термины (А.К. Маркова, С.Е. Шишов, Э.Д. Днепров), также имеет серьезные основания и, безусловно, имеет смысл в условиях отсутствия прочной научной базы реализации компетентностного подхода в высшем образовании.
С целью соотнесения значений рассматриваемых понятий обратимся к различным словарям.
Представим объяснения понятия «компетенция», приведенные в различных словарях:
- круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [3];
- индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии [4];
- способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникшие проблемы и задачи [5];
- способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность [6];
- совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [7].
Теперь обратим внимание на существующие в словарях толкования понятия «компетентность»:
- осведомленность, авторитетность [8];
- полноправный, полномочный, установленный, законный (юридические выражения) [9];
- 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [10];
- знания, опыт в определенной области науки, деятельности, жизни [11].
Для нашего исследования важно, что компетентность определяет содержание профессионального характера, компоненты которого вмещают базовые компетенции [12].
Поэтому «профессиональная компетентность» понимается как обладание компетенциями, которые включают единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью [13]. Так, в структуре профессиональной компетентности выделяют специальную, социальную, личностную и индивидуальную компетенции:
- специальная компетенция - владение навыками собственно профессиональной деятельности на достаточно высоком уровне, способностью проектировать дальнейший профессиональный рост;
- социальная компетенция - владение навыками профессиональной деятельности в коллективе и сотрудничества, различными профессиональными приемами взаимодействия; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
- личностная компетенция - владение навыками и приемами личностного самовыражения, саморазвития и самоопределения, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетенция - владение способностью самореализации и развития собственной креативности в рамках профессии, готовность к карьерному росту, индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению (застою), умение рационально организовать свою деятельность.
Поскольку специфической особенностью профессиональной деятельности социального работника является постоянное его взаимодействие с людьми как своей, так и других национальностей, то для эффективности этого процесса и для достижения цели своей деятельности спе-
циалист социальной службы должен в том числе владеть знаниями об этнической культуре разных народов, уметь наладить контакт в своей профессиональной деятельности с клиентом любой национальности. Следует отметить, что под этнической культурой мы понимаем «совокупность выработанных этносом явлений и объектов материальной и духовной жизни, являющихся его спецификой, находящей свое отражение в этнопсихологии, языке, культуре, обычаях, традициях и отличающей один этнос от другого» [14].
Знание культуры родной страны и страны клиента социальной службы, понимание сходств и различий между этими культурами предполагают мультикультурную компетенцию будущего социального работника. Анализ научной литературы, посвященной исследованию этого феномена (Т.Т. Imohori and M.L. Laanigan, M.R. Hammer, H. Nishida), позволил нам определить мультикультурную компетенцию будущего социального работника как профессионально значимое интегративное качество будущего социального работника, формирующееся в процессе его профессиональной подготовки, проявляющееся в единстве мотивов принятия как ценности общего и специфического каждой культуры, знаний о способах жизнедеятельности и развития мультикуль-турного мира, умений и навыков применения их в социальной работе для решения профессиональных задач конструктивного взаимодействия с клиентами социальной службы, представителями иных культурных групп. Она предполагает способность социального работника без затруднений ориентироваться в различных сферах современного поликультурного пространства.
Укажем на свойства мультикультурной компетенции будущих социальных работников. При этом «свойство» понимается как философская категория, определяющая такую сторону предмета, которая обусловливает его сходство или различие с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним [15]. К свойствам мультикультурной компетенции относятся:
1) интегративность - отражает воздействие всех ее составляющих на личность в целом;
2) социальность - имеет общественное значение (поднимает престиж социальной сферы в обществе, авторитет социальных работников);
3) регулятивность - способствует самопознанию и саморегуляции деятельности социальных работников;
4) персонализация - предполагает становление будущего социального работника как творческой индивидуальности;
5) непрерывность - поддерживает константную потребность социального работника в саморазвитии.
На наш взгляд, мультикультурная компетенция будущего социального работника как часть его профессиональной компетентности является одним из самых важных способов реализации профессиональных отношений и связей, необходимым требованием для эффективной социальной работы в мультикультурном обществе.
Таким образом, в статье мы постарались отразить прямую зависимость введения новых терминологических конструктов, обоснования их структурно-содержательных характеристик от анализа родовых по отношению к ним категорий. Чтобы реализовать цель научного поиска, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, необходимо в первую очередь уточнить понятийный аппарат исследования, от которого зависит реализация поставленных задач, в нашем случае - разработка диагностического инструмента.
Ссылки:
1. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепции, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1992.
2. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / отв. ред. Л.Е. Курнешова. М., 2008. (Оценка качества образования).
3. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 294.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
5. Миланова Н.Г., Прудаева В.Н. Модернизация российского образования в вопросах и ответах. Тюмень, 2002. С. 25.
6. Шишов С., Агапов А. Компетентностный подход к образованию // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 3. С. 16-18.
7. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/jour-na1/2002/0423.htm (дата обращения: 09.11.2014).
8. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.
9. Англо-русский словарь / сост. В.К. Мюллер. М., 1970.
10. Компетентность [Электронный ресурс] // Новый словарь иностранных слов. URL: http://slov.h1.ru/ (дата обращения: 09.11.2014).
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
12. Словарь иностранных слов. Изд. 7-е. М., 1960. 784 с.
13. Управление персоналом : энц. слов. / под ред. И.Я. Кубанова. М., 1998. 453 с.
14. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
15. Оганян К.М. К проблеме подготовки социального работника и формирования профессиональной компетентности // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2 (4). С. 93.