Научная статья на тему 'Критерии и уровни сформированности мультикультурной компетенции студентов ссузов'

Критерии и уровни сформированности мультикультурной компетенции студентов ссузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1355
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRITERIA OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS` MULTICULTURAL COMPETENCE FORMATION / MULTICULTURAL EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL READINESS / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ / MULTICULTURAL COMPETENCE / FORMATION / MULTICULTURAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Палаткина Г. В., Турчина И. В.

В статье раскрыто понятие «формирование мультикультурной компетенции студентов ссузов»; описаны критерии и уровни сформированности мультикультурной компетенции студентов ссузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND LEVELS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION STUDENTS' MULTICULTURAL COMPETENCE FORMATION

The notion formation of multicultural competence of secondary professional education students' is introduced in the article; criteria and levels of formation secondary professional education students` multicultural competence formation are described

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни сформированности мультикультурной компетенции студентов ссузов»

УДК : 378

Палаткина Галина Владимировна

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета [email protected]

Турчина Инга Валентиновна

преподаватель специальных дисциплин Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий [email protected]

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ

В статье раскрыто понятие «формирование мульти-культурной компетенции студентов ссузов»; описаны критерии и уровни сформированности мульти-культурной компетенции студентов ссузов.

Ключевые слова: мультикультурная компетентность, формирование, критерии сформированности мультикультурной компетенции студентов ссузов; мультикультурный образовательный процесс; профессиональная готовность; мультикультурные знания.

В словарях термин «формирование» трактуется как процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной деятельности [1, с. 14]; вид развития личности главным образом под влиянием внешних воздействий; процесс развития личности в результате социализации и воспитания [2, с. 129].

Ряд авторов (Г.В. Акопов, А.А. Баранов и др.) [3, 4], дифференцируя понятия «развитие» и «формирование», последнее характеризуют как безальтернативное, принуждающее, базирующееся лишь на универсальных технологиях, преимущественно опирающееся на внешний контроль, строящееся на авторитарном стиле, репродуктивной деятельности. У Л.С. Выготского [5], формирование играет определяющую роль в развитии, ведет его за собой. Педагогический словарь толкует формирование как процесс становления какого-либо явления [1, с. 78], Б.Б. Айсмонтас - как процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью [6, с. 128]. Именно в этом (последнем) смысле мы будем в дальнейшем использовать этот термин в нашем исследовании.

Таким образом, формирование мульти-культурной компетенции студентов ссузов нам представляется как интегрированный процесс

Palatkina Galina Vladimirovna

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology of Astrakhan State University [email protected]

Turchina Inga Valentinovna

Lecturer of Special Disciplines of the Astrakhan State College of Professional Technologies [email protected]

CRITERIA AND LEVELS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION STUDENTS’ MULTICULTURAL COMPETENCE FORMATION

The notion “formation of multicultural competence of secondary professional education students’ is introduced in the article; criteria and levels of formation secondary professional education students' multicultural competence formation are described.

Key words: multicultural competence, formation, criteria of secondary professional education students' multicultural competence formation, multicultural educational process; professional readiness, multicultural knowledge.

становления мультикультурной компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в мультикультурном обществе, осуществляемый в ходе их профессиональной подготовки через организацию мульти-культурного образования.

Сознательно усвоенные знания обеспечивают глубокое понимание сущности требований, предъявляемых к специалистам со средним профессиональным образованием, той ответственности, которая на них возлагается при применении норм права. На основе знаний формируются: осознанное стремление неукоснительно соблюдать правовые нормы, соответствующие убеждения, прочные мотивы поведения, значимые профессиональные качества личности.

Формирование знаний включает в себя: конструирование проживания нового опыта;

искусственное создание среды, способной оказать определенное влияние на сознание;

ограничение степени свободы путем сужения опыта деятельности, круга впечатлений, оценок;

интеграцию внутренних и внешних условий развития;

стимулирование или торможение действия тех или иных факторов развития, воспи-

тания.

Применительно к предмету нашего исследования это означает, что мультикультур-ная среда, окружающая студентов ссузов, оказывает на них формирующее воздействие. Поэтому необходим специально организованный мультикультурный образовательный процесс, результатом которого станет мульти-культурная компетенция студентов ссузов.

Следовательно, процесс формирования мультикультурной компетенции студентов ссузов будет предполагать освоение личностью определенного объема исходной муль-тикультурной информации, овладение способами ее пополнения и обновления за счет самостоятельных действий, накопление опыта распоряжения ею в профессиональной деятельности в мультикультурном обществе, что требует такой системной организации мульти-культурного образовательного процесса, при которой возможно многообразие вариантов получения необходимых в профессиональной деятельности мультикультурных сведений, умений и навыков.

Формирование мультикультурной компетенции студентов ссузов - многогранный процесс, который требует учёта ряда специфических факторов как движущей силы формирования и развития интеллекта профессионально-направленной личности.

Нами выявлены следующие факторы формирования мультикультурной компетенции:

социальные, отражающие потребности общества в специалистах высокого уровня со знанием иностранного языка, обладающих культурой межэтнического взаимодействия и толерантными установками;

педагогические, связанные с развитием мультикультурного образования, включая деятельность преподавателя и студента при формировании специалиста;

психологические, связанные с интеллектуальной деятельностью по формированию профессиональной мотивации, развитием профессиональной значимости и перспектив использования мультикультурных знаний в будущей деятельности.

Бесспорно, процесс формирования как личности вообще, так и её определённых качеств (в нашем случае мультикультурной компетенции) сложен. Он не сможет стать успешным, если студент ссуза в этом процессе будет выполнять функции объекта. Если студент в образовательном процессе ссуза ставится в положение активного субъекта познавательной и практической деятельности, то процесс формирования его мультикультурной компетенции будет наиболее эффективным.

Методологическим ключом к разрешению вопроса о критериях оценки данного феномена послужило положение о том, что о реальных помыслах и чувствах реальных личностей мы можем судить по их действиям, а так как речь идет о мультикультурных аспектах, то следует добавить еще и факты мультикультурных отношений. Следовательно, объективной основой критериев выступают практические дела и поступки людей. Субъективную сторону критериев составляют мотивы этих поступков, в которых раскрывается, как правило, общественный и культурный смысл деятельности и поступков.

Каждый критерий выражает высший уровень изучаемого явления, служит идеальным образцом, сравнивая который с реальными явлениями, можно установить степень соответствия, приближения к идеалу. А для этого критерий должен быть развернутым, т. е. включать в себя наиболее мелкие единицы измерения, показатели, позволяющие «замерять» действительность в сравнении с идеалом. Мы склонны трактовать показатель сформированности компетенции как готовность.

Под профессиональной готовностью специалиста Ю.П. Поваренков понимает овладение системой профессиональных знаний и умений на уровне, достаточном для их эффективного использования при решении задач трудовой деятельности, возникающих при выполнении профессиональных функций, и для дальнейшего профессионального саморазвития специалиста [7, с. 221].

Готовность к деятельности есть такое особое психическое состояние, которое определяет наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на осознание профессиональной задачи, модели вероятного поведения, определения способов профессиональной деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Данное толкование позволяет характеризовать профессиональную готовность студента ссуза как некий механизм профессиональной ориентации специалиста и продуцирования ценностей в мультикультурном обществе, которые востребуемы юридической профессией.

При выборе критериев и показателей оценки уровня сформированности мультикультурной компетенции у студентов ссузов учитывался имеющийся в педагогике и психологии опыт этой работы, когда они выявля-

лись при изучении различных свойств и характеристик человека. Был учтен и такой подход, когда педагогические оценки деятельности человека давались дифференцированно при оценке серии действий, а также при оценке всей деятельности.

Следует уточнить, что научными характеристиками мультикультурной компетенции студентов ссузов обеспечивается соответствие специалиста со средним профессиональным образованием как субъекта деятельности профессиональной группе и предмету деятельности:

соответствие профессиональной деятельности проявляется в успешности, эффективности, результативности личности специалиста при решении основных задач профессиональной деятельности в мультикультурном обществе;

соответствие профессиональной группе выражается в сопоставимости личности специалиста правовым ценностям и нормам мультикультурного общества;

соответствие предмету профессиональной деятельности проявляется в удовлетворенности субъектов профессиональной деятельности от взаимодействия со специалистом и степенью успешности разрешения возникших проблем в межэтнической сфере.

Сложность изучаемого явления и необходимость его всесторонней оценки потребовали выделения критериев оценки сформиро-ванности мультикультурной компетенции у студентов ссузов.

В связи с этим, исходя из анализа пси-холого-педагогической литературы, а также из определенных структурных составляющих мультикультурной компетенции студентов ссузов, мы выделили следующие критерии сформированности мультикультурной компетенции студентов ссузов: осознанность

мультикультурной профессиональной ситуации, осмысленность личностного профессионального саморазвития в мульти-культурной сфере, сформированность мотивационно-ценностного отношения к профессионально необходимым мультикуль-турным знаниям и умениям и устойчивость межкультурного профессионального поведения.

Данные критерии являются в известной степени аспектными, но они нужны для более качественного изучения учебной деятельности и формирования у студентов ссузов мультикультурной компетенции.

Поликультурная правовая грамотность, определяющая содержание такого критерия, как осознанность мультикультурной ситуации исследуемого феномена, выражается в наличии у студентов ссузов глубоких и прочных мультикультурных знаний и умений использо-

вать их в различных профессиональных ситуациях, применять знания для анализа поведения субъектов профессиональной деятельности, а также в системности, глубине, устойчивости познавательных интересов, самостоятельности суждений, умении хранить тайну при руководстве коллективами людей.

Сформированность мотивационно-

ценностного отношения к профессионально необходимым мультикультурным знаниям и умениям определяет интеркультурная направленность, которая связана с профессиональными мультикультурными установками студентов ссузов, служебной самостоятельностью, степенью устойчивости суждений по мультикультурным аспектам и способностью устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения.

Критерий осмысленности личностного профессионального саморазвития в мультикультурной сфере определяется мультикультурными способностями в профессиональной сфере, которая представляется как степень осуществления себя, своих знаний, отношений и включает самооценку, самопонимание и самоутверждение. В мотивации и в изъявлении воли процесс личностного самоопределения выступает весьма зримо. Действовать по необходимости, добиваться своего, но не только ради личной пользы, сохранять свою определенность - это линия развития личности, которой мы руководствуемся вслед за Н.Б. Борытко [8, с. 78].

Степень сформированности профессиональной позиции и динамику ее становлении в профессионально-личностном саморазвитии можно проследить по степени самооценки студентов ссузов. В этом смысле диагностическую ценность составляют такие показатели, как осознанность профессиональной деятельности в мультикультурном обществе, саморефлексия, структурированность, направленность на коррекцию и обогащение своей профессиональной деятельности в сфере межэтнических конфликтов, внутренняя готовность к выполнению стратегических и тактических планов, чувство эмоционального комфорта в ситуации профессиональной деятельности в мультикультурном обществе, способность к объективному самоанализу учебной и профессиональной деятельности, удовлетворенность собой как будущим специалистом.

Другой критерий оценки сформирован-ности мультикультурной компетенции студентов ссузов - устойчивость межкультурного профессионального поведения. Этот критерий характеризует определенную нами межкуль-турную деятельность студентов ссузов и говорит об операционных умениях пользоваться

профессиональными и мультикультурными знаниями при анализе и принятии решений по профессиональным ситуациям, по правам и свободам личности, т. е. включает в себя устойчивую систему профессиональных форм поведения в мультикультурном обществе.

Основываясь на выделенных Г.И. Школьником стадиях воспитательного процесса от менее к более устойчивым и развитым формам убежденности - мнение, взгляд и убеждение и выявленной сущности мультикультурной компетенции студентов ссузов, мы выделили следующие уровни сформирован-ности мультикультурной компетенции студентов ссузов: эмоциональный (низкий), рациональный (средний), ценностный (высокий).

Следует отметить, что такие содержательные элементы мультикультурной направленности, поликультурной профессиональной грамотности и мультикультурной профессиональной деятельности, как личностные качества, навыки и умения, взаимосвязаны и влияют друг на друга. В целях избежания повторений мы систематизировали все компоненты и оставили их в единичном виде, охарактеризовав их содержание с учетом уровня сформированности каждого.

Низкий уровень указывает на низкую чувствительность к мультикультурным нормам, нарушение их иерархии, невладение мультикультурной информацией, относящейся к различным аспектам профессиональной деятельности и навыкам ее применения, неготовность к реализации мультикультурной деятельности в профессиональной сфере. Далее рассмотрим критерии, свойственные низкому уровню сформированности мультикультурной компетенции.

Критерий сформированности мотивационно-ценностного отношения к профессионально необходимым мультикультурным знаниям и умениям: интолерантность, неприятие существования множества культур, склонность к национализму, эмоциональная неустойчивость, отсутствие профессионального такта и выдержки.

Критерий осмысленности личностного профессионального саморазвития в мультикультурной сфере: ситуативное

стремление к позитивным профессиональным действиям в области межэтнических взаимодействий, отсутствие желания изучать языки, отсутствие желания к самореализации в профессиональной деятельности в мультикуль-турном обществе, отсутствие интереса к изучению чужой культуры, недостаточно осознанная идентификация себя как носителя одной из культур.

Критерий осознанности мультикуль-

турной ситуации:

1) знания: бессистемное представление о межэтнической ситуации в стране, плохое владение иностранными языками, поверхностные знания универсальных и специфических категорий этнокультур, не связанные с возможностью их использования в профессиональных ситуациях, фрагментарные знания в этнокультурной сфере;

2) навыки: отсутствие навыков культуры межэтнического взаимодействия, толерантного взаимодействия, выявления мультикуль-турных несоответствий, затруднение в оценке состояния мультикультурной ситуации;

3) умения: суждение по профессиональным ситуациям в межэтнической области по законам собственной культуры, без учета этнокультурной обусловленности поведения; затруднения во взаимодействии с представителями других культур; отсутствие умения предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав в соответствии с законом в области культурных, этнических и религиозных отношений.

Критерий устойчивости межкультур-ного профессионального поведения: неспособность анализировать профессиональную ситуацию с межэтнической аспектами, отсутствие эмпатии.

Средний уровень указывает на ситуативный интерес к познанию особенностей целостной культурной ситуации в профессиональной сфере, нестабильное и неполное владение мультикультурной информацией, относящейся к различным аспектам профессиональной деятельности, непрочные навыки и умения мультикультурной деятельности. Приведем критерии, соответствующие данному уровню сформированности компетенции.

Критерий сформированности мотивационно-ценностного отношения к профессионально необходимым мультикультурным знаниям и умениям: устойчивые проявления толерантности в профессиональной деятельности, интерес к познанию чужой культуры, отсутствие стремления к познанию культурной и языковой ситуации в профессиональной сфере, положительное отношение к взаимодействию с мультикультурным миром, нетерпимость к национализму, эмоциональная устойчивость, неустойчивый профессиональный такт и выдержка.

Критерий осмысленности личностного профессионального саморазвития в мультикультурной сфере: при наличии педагогической поддержки фрагментарное стремление к профессиональному самосовершенствованию в овладении нормами других культур, проявление устойчивого желания про-

loo

фессионально самообразовываться и самосовершенствоваться с учетом мультикультурности общества.

Критерий осознанности правовой мультикультурной ситуации:

1) знания: достаточный диапазон знаний в области этнокультуры, однако их глубина зависит от ситуативного интереса, необходимого для дальнейшего обучения в ссузе или будущей профессиональной деятельности, фрагментарные представления о языковой и культурной ситуации в профессиональной сфере, фрагментарные знания законодательства, поддерживающего правовые отношения, имеющие этническую окраску, между государственными органами, физическими и юридическими лицами;

2) навыки: обладание фрагментарными навыками культуры межэтнического взаимодействия в профессиональной деятельности, социокультурной и этнокультурной идентификации, толерантного профессионального взаимодействия, восприятия информации о культурных и этнических проблемах, ситуативное профессиональное оценивание муль-тикультурной ситуации;

3) умения: оценивание знаний о мультикультурности с утилитарной точки зрения, с учетом их необходимости только для будущей профессиональной деятельности, частичное умение соотнести в профессиональной деятельности свою точку зрения с системой взглядов других культур, фрагментарное владение необходимыми умениями мультикуль-турного профессионального взаимодействия, неустойчивое умение законодательно обеспечивать равные права и возможности всех этносов, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав в соответствии с законом в области культурных, этнических и религиозных отношений.

Критерий устойчивости межкультур-ного профессионального поведения: отсутствие необходимой сконцентрированности на достижении целей мультикультурной деятельности в профессиональной сфере, несистематичное вникание в сущность чужой культуры, эмпатийное отношение к носителям чужой культуры и самой культуре, способность усваивать новую профессиональную информацию о различных этносах.

Высокий уровень указывает на осознание ценности и значимости мультикультурных знаний, навыков для профессиональной деятельности, на стабильность и прочность умений в профессиональной сфере. Перечислим критерии, соответствующие этому уровню.

Критерий сформированности мотивационно-ценностного отношения к профессионально необходимым мультикультурным

знаниям и умениям: высокий уровень толерантности в профессиональной сфере, устойчивый интерес к изучению чужой культуры, стремление к профессиональному взаимодействию с представителями разных этносов, позитивное отношение к множеству культур, уважение к представителям иных этнокультур, нетерпимость к национализму, эмоциональная устойчивость, профессиональный такт и выдержка, устойчивое желание участвовать в мультикультурной деятельности.

Критерий осмысленности личностного профессионального саморазвития в мультикультурной сфере: устойчивое

стремление к профессиональной мультикультурной самореализации, приобретения профессиональной информации о культурных и этнических проблемах, усваивать новую профессиональную информацию о различных этносах, профессионально самообразовываться и самосовершенствоваться.

Критерий осознанности мультикуль-турной ситуации.

1) знания: глубокие, осознанные знания в области культуры, высокое обладание языковыми профессиональными знаниями, хорошее знания законодательства, поддерживающего правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами, имеющие этническую окраску;

2) навыки: устойчивые навыки культуры межэтнического профессионального взаимодействия, социокультурной и этнокультурной идентификации, толерантного профессионального взаимодействия, адекватное оценивание мультикультурной профессиональной ситуации, осознание взаимозависимости культуры и языка;

3) умения: готовность соотносить в профессиональной деятельности собственную точку зрения с системой взглядов представителей других культур, выявлять мульти-культурные несоответствия на уровне реалий, концептов, ценностей, обеспечивать равные права и возможности всех этносов, ясно представлять особенности культурной и языковой ситуации, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав в соответствии с законом в области культурных, этнических и религиозных отношений.

Критерий устойчивости межкультур-ного профессионального поведения: отношение к носителям чужой культуры и самой культуре с эмпатией, толерантностью, ясное и профессиональное изложение своих мыслей, отсутствие затруднений в профессиональной коммуникации с представителями различных культур, умение выбирать верный способ поведения в условиях межэтнической ситуации, профессионально отстаивать свою точку зрения.

lol

Проблема выявления отдельного критерия в определении мультикультурных качеств личности представляет большую трудность в силу неуловимости мотивов поступков, их субъективной природы и сложности определения того, насколько знания превратились в убеждения и привели к пониманию глубинных явлений культуры. Здесь можно говорить о недостаточной изученности механизмов превращения внешних воздействий во внутренние побуждения и потребности личности (соотношение объективного и субъективного). Отношение и уважение являются абстрактными понятиями. О них можно судить по конкретным проявлениям - высказываниям, практическому поведению в разных конкрет-

ных ситуациях, отдельным поступкам, а также по художественно-творческой деятельности.

Особое внимание было уделено изучению эмоционально-коммуникативного поведения студентов ссузов в конфликтных ситуациях межэтнического взаимодействия, вызывающих у его участников состояние фрустрации, поскольку в процессе профессионального взаимодействия юристу, как правило, следует корректировать свое профессиональное поведение именно в ситуациях такого рода.

Представленные критерии являются в известной степени аспектными, но они нужны для более качественного изучения учебной деятельности и формирования у студентов ссузов мультикультурной компетенции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.

2. ПетровскийА.В. Общая психология. М., 1997.

3. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. Самара, 1996.

4. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М., 2002.

5. ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А.М. Матюшкина. М., 1983. Т. 3: Проблемы развития психики.

6. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: тесты. М., 2002.

7. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.