Научная статья на тему 'Анализ содержания психологических различий в изменении активности студентов после успеха и неудачи в процессе обучения'

Анализ содержания психологических различий в изменении активности студентов после успеха и неудачи в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание / психология / изучение / успех / неудача / формирование / активность / учебный процесс / студент / soderjaniye / psixologiya / izucheniye / uspex / neudacha / formirovanie / aktivnost / uchebnii prosses / student / contents / psychology / study / success / failure / forming / activity / educational process / student

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусейнов Эльмар Афис Оглы

В статье обоснована и экспериментально доказана необходимость учета таких психологических факторов, как успех и неудача, влияющих на активность студентов в процессе обучения. Под влиянием успеха и неудачи происходят специфические изменения психического и функционального состояния студентов. Психологическая служба в высших учебных заведениях должна учитывать данную проблему при работе со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусейнов Эльмар Афис Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES IN CHANGING THE STUDENTS’ ACTIVITIES AFTER THE SUCCESS AND THE FAILURE DURING THE EDUCATION PROCESS

The author of the article motivates and experimentally proves the need for accounting such psychological factors, as success and failures influencing upon the students’ activity in the educational process. Under the influence of the success and failures specific changes in students’ psychic and functional state occur. The psychological service in the high educational institutions must take into account the given problem when working with students.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания психологических различий в изменении активности студентов после успеха и неудачи в процессе обучения»

10

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

1989. Issue 4. P. 91-96. 4. Slavnov S. V. Structural and dynamic characteristics of the successful professional image of the tax police worker // Psychological Journal, 2003, Vol. 24. P. 82-90.

Literatura

1. Berns R. Razvitie Ja - koncepcii i vospitanie. M. : Progress, 2002. 2. Zimbardo F. Formirovanie sa-

moocenki. Samosoznanie i zashhitnye mehanizmy lichnosti. Samara: Izd. dom «Bahrah», 2003. 3. Korneeva L. N. Samoocenka kak mehanizm samoreguljacii professional'noj dejatel'nosti // Vestnik LGU, 1989, Vyp. 4, S. 91-96. 4. Slavnov S. V.. Strukturno-dinamicheskie harakteristiki obraza uspeshnogo professional nalogovoj policii // Psihologicheskij zhurnal, 2003, T. 24, C. 82-90.

Статья поступила в редакцию 24.06.2015 г

УДК 159. 9

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ В ИЗМЕНЕНИИ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ УСПЕХА И НЕУДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

THE CONTENT ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES IN CHANGING THE STUDENTS’ ACTIVITIES

AFTER THE SUCCESS AND THE FAILURE DURING THE EDUCATION PROCESS

© 2015 Гусейнов Э. А.

Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта

© 2015 Guseynov E. A.

Azerbaijani State Academy of Physical Culture and Sport

Резюме. В статье обоснована и экспериментально доказана необходимость учета таких психологических факторов, как успех и неудача, влияющих на активность студентов в процессе обучения. Под влиянием успеха и неудачи происходят специфические изменения психического и функционального состояния студентов. Психологическая служба в высших учебных заведениях должна учитывать данную проблему при работе со студентами.

Abstract. The author of the article motivates and experimentally proves the need for accounting such psychological factors, as success and failures influencing upon the students’ activity in the educational process. Under the influence of the success and failures specific changes in students’ psychic and functional state occur. The psychological service in the high educational institutions must take into account the given problem when working with students.

Rezjume. V stat’e obosnovana i ekspirimentalno dokazana neobxodimost ucheta takix psixo-logicheskix faktorov, kak uspexa i neudachi vliyayushix na aktivnost studentov v prosesse obucheniya. Pod vliyaniyem uspexa i neudachi proisxodyat spesificheskie izmeneniya psixicheskogo i funksionalnogo sostoyaniya studentov. Psixologicheskaya slujba v visshix uchebnix zavedeniyax doljna uchitivat dan-nuyu problemu pri rabote so studentami.

Ключевые слова: содержание, психология, изучение, успех, неудача, формирование, активность, учебный процесс, студент.

Keywords: contents, psychology, study, success, failure, forming, activity, educational process, student.

Психолого-педагогические науки •••

11

Klyuchivie slova: soderjaniye, psixologiya, izucheniye, uspex, neudacha, formirovanie, aktivnost, uchebnii prosses, student.

Обращаясь к анализу содержания изменений в активации, обнаруженных после успеха или неудачи в деятельности, хочется отметить, что происхождение этих различий, видимо, нужно искать в самой природе успеха и неудачи и в их функциональной роли в процессе психической саморегуляции [1]. Достигнутый успех в учебной деятельности приводит к сохранению и подтверждению заранее спланированной программы действий, оставляет без изменений межличностные отношения и готовность далее продолжать все исходящие из плана действия. В данном аспекте при незначительном расширении основной области деятельности происходит значительное усиление работы вегетативной системы. Вегетативная активация возрастает за счет возбуждения парасимпатического отдела вегетативной нервной системы [2]. Неудача приводит к изменениям в имеющихся межличностных связях, нарушениям структуры деятельности, к поиску новых путей для решения намеченного ранее плана действий, изменениям в процессе формирования уровня притязаний, самооценки личности студента. Наряду с этим проявляются изменения в процессе восприятия неудачи в той или иной деятельности и установлении совершенно других целеобразований. Все это сопровождается увеличением основной активности, что приводит к усилению процесса адаптации к изменяющимся условиям деятельности. Кроме того, повышение степени неудачи приводит к активным действиям и к некоторым изменениям в системе психических процессов. Переживания, связанные с неудачей, усиливают опасения в уменьшении чувства самоуважения и престижа перед коллективом, обостряют риск привыкания к самой ситуации неудачи.

В. А. Батурин отмечает, что особенности изменения состояния можно изучать только при влиянии одинакового уровня величины успеха и неудачи. Под влиянием успеха и неудачи происходят значимые изменения в состоянии психики человека. При достижении успеха в какой-либо деятельности повышается активация вегетативной нервной системы, а при неудаче обостряются такие психологические чувства как переживание, страх, разочарование и т.д. Такая специфичность реакций не позволяет говорить о том, что успех или

неудача детерминируют данные изменения в функциональном состоянии, так как более выраженные изменения происходят в различных видах активации [3. С. 34].

Показатели активности человека при успехе и неудаче, прослеживаемые в исследованиях В. А. Батурина, также подтверждены в экспериментальных работах других исследователей, раскрывающих проблему саморегулирования. А. А. Кондрат-ский, например, не обнаружил выбора заведомо недостижимых целей у испытуемых, отличающихся выраженным страхом неудачи в условиях публичного выполнения теста с тем, чтобы их неуспех был бы воспринят окружающими как объективно оправданный. В другом исследовании не найдено связи между уровнем притязаний, потребностью в достижении, надеждой на успех и страхом неудачи, хотя в группе с низким уровнем притязаний зафиксировано заметное падение надежды на позитивный результат действий [4]. Для индивидов с доминированием стремления к достижению данное допущение справедливо. Однако у испытуемых с преобладанием стремления к избеганию неудачи неуспех не усиливает, а наоборот, ослабляет результирующую тенденцию мотиваций.

Исследователь А. А. Ализаде, который является ведущим специалистом в Азербайджане в области психологии личности, в ходе эксперимента обнаружил важную закономерность: если человек достигает ожидаемого результата, то уровень его притязаний растет; после же неудачи этот уровень снижается. Большую методологическую ценность имеют его суждения о понятиях «ожидание» и «притязания», об их общих признаках и отличительных особенностях. А. А. Ализаде пишет, что согласно современному представлению, уровень ожидания человека определяется достигнутым результатом (целью), в то время как уровень притязаний выражается в отношении к достигнутому результату. Уровень реализации притязания значительно влияет на психологическое состояние удовлетворенности человека [2. С. 64].

В своих исследованиях немецкий психолог Ф. Хоппе, наблюдая за эмоциональной устойчивостью в период достижения успеха, а также неуспеха, обосновывал данный феномен определенным уровнем притязаний личности. При переживаниях

12

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

успеха в своей деятельности уровень притязаний держался ниже достигнутого уровня или на одном уровне с ним, а при переживании неуспеха установлено, что цель располагалась выше. Исследователь отмечает, что у испытуемых переживания успеха и неудачи следуют друг за другом так, что по их распределению удается приближенно определить высоту уровня притязаний. Хочется отметить, что предложенный Ф. Хоппе способ оценки уровня притязаний при успехе и неудаче является чисто описательным и, в общем, малонадежным [5-6].

По результатам проведенного нами анкетирования, студенты из числа наших респондентов показали следующие формы поведения в результате неудачи, а также основные причины, меняющие их отношение к учебной деятельности:

1. Стараюсь забыть неудачу и не вспоминать.

2. Пытаюсь вместе с однокурсниками обсудить результаты учебной деятельности, найти пути исправления неудачи.

3. Анализирую про себя результаты учебной деятельности, пытаюсь найти причины неудачи, возможные пути их исправления, пытаюсь работать над своим совершенствованием.

4. Чем больше встречаюсь с неудачами в учебной деятельности, тем больше прихожу к выводу, что мой выбор специальности неверен, пропадает интерес к учебе, меняется отношение к самому себе.

5. Попадая в ситуацию неудачи, я остаюсь беспомощным, даже хочу бросить учебу.

Как показал психологический анализ результатов анкетирования, студенты, имеющие на начальной стадии учебы (II-III курс) успех в учебной деятельности и в отношениях с сокурсниками, неоднозначно проявляли отношение к своим показателям учебы [6-7]. По результатам нашего опроса, студенты из числа наших респондентов показали следующие формы поведения в результате неудачи, а также основные причины, меняющие их отношение к учебной деятельности (рис. 1):

A. 49% опрошенных студентов адекватнее относятся к своей учебной деятельности, достигая успеха в учебе, они еще серьезней вникают в основы изучаемых предметов и улучшают свои знания, включая весь свой умственный потенциал.

B. 27% студентов после успешной сдачи сессии перестали заниматься, откладывали все на потом, не занимались. В результате успешность, посещаемость падала, а в конечном итоге пропадал интерес к учебе.

C. 3% студентов считают, что успех и неудача в учебной деятельности никак не влияют на их отношение к учебе, они так говорят: «Сегодня я получил пять, завтра я могу получить удовлетворительную оценку, самое главное, чтобы я хорошо знал практическую сторону своей специальности».

D. 21% студентов утверждают, что понижение их успеваемости произошло по вине преподавателей, которые понизили их оценки, не на уровне преподносили предмет, и, вследствие чего у них пропал интерес к учебе.

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

□ A

□ B

□ C

□ D

Рис 1. Влияние личности преподавателя на процесс обучения студентов

Психолого-педагогические науки •••

В практической психологии высшего учебного заведения таким психологическим аспектам, как влияние личности преподавателя на процесс обучения студентов, его педагогические способности, умения общаться со студентами, правильно выбирать методику проведения занятий, уделяется большое внимание. В нашем исследовании также нельзя исключать данный фактор из числа затронутых нами психологических аспектов предмета исследования. Каждый руководитель вуза (ректор, проректор по учебной части, декан, заведующий кафедрой и т.д.) должен четко знать, что не все преподаватели и студенты мотивированны одинаково. Для этого руководителю необходимо досконально изучать принципы работы каждого из своих сотрудников, находить рычаги психологического воздействия на каждого из них, по мере возможности создавать им оптимальные условия для полноценной педагогической деятельности, от чего в принципе и зависит успех учебной деятельности студентов. Для изучения и применения на практике необходимо расширение знаний о мотивации студентов, формировании их самооценки, отношении к учебному процессу, их приоритетах в выборе специальности, их стремлении к знаниям. Результат же практического применения этих знаний в различных областях учебной деятельности студентов действительно огромен.

При изучении психологии личности студента в процессе обучения в высшей школе основной затрагиваемой нами проблемой является психологическая структура представлений о самом себе, самооценки, уровня притязаний. При несовпадении результатов учебной деятельности с ожидаемыми было доказано, что неудачи при достижении поставленных целей учебной деятельности являются, во-первых, стрессовыми по своей природе и вызывают состояние психической напряженности. Во-вторых, результаты учебной деятельности под влиянием таких психологических факторов как успех и неудача приводят к несогласованности между оценкой своих возможностей и реальными результатами [8]. При рассмотрении проблемы неудачи в учебной деятельности как комплексного негативного переживания, возникающего вследствие рассогласования ожидаемого и реального результатов, невозможно не заметить объективно затрудненную связь между психологической защитой личности

13

студента и субъективными ощущениями успеха и неудачи. В структуре личности студента переживания неудачи рассматриваются как нежеланный фактор их учебной деятельности. Для устранения данного негатива в своей жизни необходимы преобразования и новые достижения с включением механизмов психологической защиты.

Свойственные изменения в структуре личности студента в процессе обучения дают возможность устранить вызванные переживанием неудачи психическую напряженность и дискомфорт, а также адекватней относиться к своему состоянию, вызванному как успехом, так и неудачей. В данном аспекте не имеет значения, какого уровня, и на какой стадии обучения постигнута неудача (срезы в сдаче сессии, поражение в спортивных соревнованиях, фиаско в любовном треугольнике или просто потеря равновесия в результате собственной неуклюжести).

В результате активации системы психологической защиты чувство успеха не позволяет внутренним механизмам структуры личности изменять приоритеты в межличностных отношениях. У студента в период обучения в вузе создается иллюзия так называемой социальной адаптации. В результате усиления защитных функций психики личности достигается лишь согласие с самим собой и восстановление определенного уровня самоуважения. Хочется отметить, что при заострении внимания на психологическом механизме самозащиты мы можем встретиться с такими высказываниями как: «Я стараюсь забыть о случившемся, а значит, неудачи больше нет»; «Я стараюсь в себе найти оправдание случившемуся, а значит, я в этой неудаче не виноват»; «В данной неудаче я не считаю себя виноватым, а значит, и нечего волноваться». Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в результате использования таких психологических защитных механизмов студенту удается поддержать должные отношения с самим собой, а отнюдь не с окружающими, чье мнение его поначалу так беспокоило. В процессе самоуспокоения происходит подмена одного субъективного состояния другим без должных на то оснований, что является самообманом и отрицательно влияет на учебный процесс будущего специалиста в той или иной профессии. Можно сделать вывод, что так называемая психологиче-

14

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

ская защита личности студента, используемая в рассматриваемой ситуации как средство, неоправданно, результатом чего является сохранение прежнего отношения окружающих студента (его согрупников и преподавательского состава) к его личности. Также нельзя полностью отрицать положительную роль психологической защиты в преодолении дискомфортного состояния неудачи для самого студента. Естественно, что так называемая защитная функция, которую она выполняет по отношению к психике самого студента, имеет неоценимое значение. Достижение реального успеха в учебной деятельности студента невозможно без формирования

определенного высокого уровня самооценки и самоуважения, что обеспечивается психологической защитой личности. В виду этого включение защитных механизмов используется личностью студента как этап в период отдыха и восстановления своих сил для перехода к конкретным действиям, для достижения успеха в учебном процессе. Обобщенная формула эффективного использования психологической защиты примет в таком случае следующий вид: неудача - психологическая защита - восстановление самоуважения - реванш в форме реального преобразования себя или действительности - успех.

Литература

1. Асмолов А. Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии, 1983. № 3.С. 118-125.

2. Али-заде А. А. Половая дифференциация и некоторые вопросы формирования личностных взаимоот-

ношений // Социально-психологические проблемы взаимоотношений в группах учащихся и рабочей молодежи. Материалы всесоюзного симпозиума. Минск, 1970. С. 79-84. 3. Батурин Н. А. Влияние

успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопросы психологии, 1984. № 5. С. 131136. 4. Байрамов А. С. Актуальные психологические проблемы формирования личности. Баку, 1981. 190 с.(на азерб языке). 5. Байрамов А. С. Психологические этюды. Баку, 1989. 219 с. 6. Гусейнов

3. А. Исследование психологических аспектов влияющих на процесс обучения студентов // Моногра-фия.Баку, 2009. 231 с. 7. Гусейнов Э. А. Психологические особенности формирования личности студента. Махачкала, ДГУ, 2006. 55 с. 8. Гусейнов Э. А. Исследование личности студента в процессе обучения // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук Вып. 1. Ч. 1. М. : РГСУ.

2006. с. 223-226.

References

1. Asmolov A. G. The subject of the person's psychology //Problems of psychology. 1983, # 3. P. 118-125.

2. Ali-zade A. A. The sexual differentiation and some problems of forming the personal interrelations. // Social-psychological problems of the relations in group of students and young workers. The materials of the All-Union symposium. Minsk, 1970. P. 79-84. 3. Baturin N. A. The Influence of the success and failures on the person's functional state. Problems of psychology. 1984, # 5. P. 131-136. 4. Bayramov A. S. The Actual psychological problems of forming the personaliy. Baku, 1981. 190 p. (in the Azerb. language).

5. Bayramov A. S. The Psychological sketches. Baku, 1989. 219 p. 6. Guseynov E. A. Study of the psychological aspect influencing upon the process of the students' education // Monograph. Baku, 2009, 231 p. 7. Guseynov E. A. Psychological particularities of forming the student's personality. Mahachkala, DSU, 2006, 55 p. 8. Guseynov E. A. Study of the student's personality in the process of the education // Actual problems of psychology, pedagogy and social sciences. Issue 1, P. 1. M., RSSU, 2006, p. 223-226. Literatura

1. Asmolov A. G. O predmete psihologii lichnosti // Voprosy psihologii, 1983. № 3.S. 118-125. 2. Ali-zade A. A. Polovaja differenciacija i nekotorye voprosy formirovanija lichnostnyh vzaimootnoshenij // Social'no-psihologicheskie problemy vzaimootnoshenij v gruppah uchashhihsja i rabochej molodezhi. Materialy vse-sojuznogo simpoziuma. Minsk, 1970. S. 79-84. 3. Baturin N. A. Vlijanie uspeha i neudachi na funkcion-

al'noe sostojanie cheloveka // Voprosy psihologii, 1984. № 5. S. 131-136. 4. Bajramov A. S. Aktual'nye

psihologicheskie problemy formirovanija lichnosti. Baku, 1981. 190 s.(na azerb jazyke). 5. Bajramov A. S. Psihologicheskie jetjudy. Baku, 1989. 219 s. 6. Gusejnov Je. A. Issledovanie psihologicheskih aspektov vlijajushhih na process obuchenija studentov // Monografija.Baku, 2009. 231 s. 7. Gusejnov Je. A. Psihologicheskie osobennosti formirovanija lichnosti studenta. Mahachkala, DGU, 2006. 55 s. 8. Gusejnov Je. A. Issledovanie lichnosti studenta v processe obuchenija // Aktual'nye problemy psihologii, pedagogiki i obshhestvennyh nauk Vyp. 1. Ch. 1. M. : RGSU. 2006. s. 223-226.

Статья поступила в редакцию 02.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.