Научная статья на тему 'Я-концепция как фактор профессиональной успешности личности'

Я-концепция как фактор профессиональной успешности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3084
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-концепция / профессиональная успешность / самооценка / самоотношение / субъективный самоконтроль / интернальность / экстернальность / Ia-konzepziya / professional’naya uspechnost’ / samoozenka / samootnochenie / sub’ektivnyi samokontrol’ / internal’nost’ / eksternal’nost / self-concept / professional success / self-esteem / self-attitude / subjective self-control / inter-nality / externality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гасанова Патимат Гасановна, Мугадова Сиясат Тимуровна

В статье отражены результаты исследования особенностей Я-концепции служащих, успешных в своей профессиональной деятельности. Рассматриваются такие структурные компоненты самосознания как самооценка, самоотношение, самоуважение, а также уровень субъективного самоконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONCEPT AS A FACTOR OF A PERSON’S PROFESSIONAL SUCCESS

The article reflects the results of the research of employees self-concept, successful in their professional activities. The authors consider structural components of the self-consciousness such as self-esteem, self-attitude, self-esteem, and the self-control subjective level.

Текст научной работы на тему «Я-концепция как фактор профессиональной успешности личности»

6

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159. 9

Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ

SELF-CONCEPT AS A FACTOR OF A PERSON’S

PROFESSIONAL SUCCESS

© 2015 Гасанова П. Г., Мугадова С. Т.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Gasanova P. G., Mugadova S. G.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье отражены результаты исследования особенностей Я-концепции служащих, успешных в своей профессиональной деятельности. Рассматриваются такие структурные компоненты самосознания как самооценка, самоотношение, самоуважение, а также уровень субъективного самоконтроля.

Abstract. The article reflects the results of the research of employees self-concept, successful in their professional activities. The authors consider structural components of the self-consciousness such as selfesteem, self-attitude, self-esteem, and the self-control subjective level.

Rezjume. V state otrageni rezul tati issledovaniya osobennostei Ia-konzepzii slujaschih, uspechih v svoei professionalnoi deyatel nosti. Rassmatrivautsya takie strukturnie komponenti samosoznaniya kak samoozenka, samootnochenie, samouvajenie, a takje uroven sub”ektivnogo samokontrola.

Ключевые слова: Я-концепция, профессиональная успешность, самооценка, самоотношение, субъективный самоконтроль, интернальность, экстернальность.

Key words: self-concept, professional success, self-esteem, self-attitude, subjective self-control, inter-nality, externality.

Klyuchevye slova: Ia-konzepziya, professional naya uspechnost, samoozenka, samootnochenie, subektivnyi samokontrol, internalnost, eksternalnost.

Экономическая и политическая обстановка в нашей стране, оказывающая безусловно значимое влияние на нравственноценностную сферу общества, определяет необходимость в грамотных и эффективных работниках, обладающих особым типом профессионального самосознания. С каждым годом все более четко прослеживается взаимосвязь между успешностью социально-экономических реформ, стабильностью развития и функционирования общественной системы и повышением эффективности деятельности работников управленческого аппарата в государственных структурах. Многие исследователи в области психологии управления выделяют

две основные слагающие профессиональной успешности: эффективное межличностное общение и эффективная профессиональная деятельность. Оба выделяемых компонента достижения успеха непосредственно связаны с тем, каким представляет себя управленец как профессионал, как организатор, как он относится к себе и каким преподносит себя ближайшему окружению. То есть, успешность в профессиональной деятельности во многом зависит от того, какова структура «Я-концепции» личности.

Во многих психологических теориях «Я-концепция» является одним из центральных понятий [1]. При этом авторами так и

Психолого-педагогические науки •••

не было найдено единого определения. То, что одни исследователи называют Я-концепцией, другие считают лишь одним из ее структурных компонентов. Наиболее полная характеристика Я-концепции как психологического явления, описание ее структуры и взаимосвязей между элементами предложена Р. Бернсом [1]. Я-концепция может быть представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине находится глобальная Я-концепция, в которую включены всевозможные грани индивидуального самосознания. Согласно определению, данному Бернсом, «Я-

концепция» - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. В «Я-концепции» им выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на себя [1].

Успех в достижении какой-либо цели всегда является следствием не внешних, а именно внутренних причин. Это значит, что достижение успеха находится полностью в руках самой личности. Тремя основными внутренними факторами успешности можно назвать Я-концепцию, общительность и энергичность.

Ф. Зимбардо говорит о том, что наши мысли о себе глубоко влияют на нашу жизнь. Осознание собственной значимости дает человеку возможность распространять вокруг себя ореол удовлетворенности. Умение стимулировать себя способствует формированию независимости от поддержки и одобрения окружающих. Предприимчивость и инициативность таких людей заставляют вращаться социальный механизм, поэтому им достается большая часть благ, которые предоставляет общество [2. С. 282].

Негативная «Я-концепция» заставляет человека считать себя хуже других людей. Неуверенный в себе и не уважающий себя индивид постоянно находится в состоянии ожидания обмана, унижения, насмешки (и чаще всего, неосознанно провоцируя окружающих, дожидается) со стороны тех, кто с ним общается. Защищаясь, он возводит вокруг стену недоверия. Таким людям трудно воспринимать этот мир объективно, и, как следствие, принимать верные решения. Постоянное накопление опыта неуспеха приводит к тому, что человек чувствует себя непригодным к этой жизни.

Личность, обладающая положительной «Я-концепцией», живет в согласии с самой

7

собой, при доверии к себе совершает обдуманные поступки. Будучи самодостаточной, может самостоятельно разобраться со всем, что с ним происходит, сделать правильный выбор с опорой на свой собственный опыт, а не на мнение других. Твердая, устойчивая Я-концепция способствует избеганию задержки при принятии решений и выборе способа действий. Успешный человек, выбрав однажды стратегию, идет к цели, не сворачивая. При этом он признает, что кроме выбранного им пути к цели существует множество других. Но уверенность в собственной правоте убеждает его, что тот путь, который он выбрал, по крайней мере, ничуть не хуже других, и обязательно достигнет цели.

Здоровая амбициозность и желание быть лучшими играет роль топлива, позволяя менеджеру и возглавляемой им фирме двигаться вперед. Р. Бернс высказывается так о положительной Я-концепции: «Положительная «Я-концепция» обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий» [1. С. 151]. «Я-концепция» является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему.

Оптимально - гармония со своей Я-концепцией, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей.

Напротив, неадекватная Я-концепция приводит к выученной беспомощности -человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как все равно ни на что не способен. Завышенная переоценка возможностей Я-концепции чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями». Л. Н. Корнеевой указывается на то, что профессиональная деятельность специалиста во многом зависит от уровня сформированности его Я-концепции. Адекватная «Я-концепция» профессионала определяет степень расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем осуществления деятельности, точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию на различный результат деятельности.

Завышение возможностей «Я-концепции» ведет к выдвижению целей, не сопоставимых с профессиональными возможностями. Человек с завышенной Я-

8

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

концепцией не придает значения важной информации и не прилагает особых усилий для достижения цели.

Занижение возможностей Я-концепции, напротив, ведет к тому, что индивид становится пассивным, боится ответственности, стремится к выбору легких целей и задач, к ожиданию неуспеха.

Неадекватная Я-концепция мешает профессионалу в полной мере реализовать свои возможности в профессиональной сфере [3. С. 93].

С. В. Славновым отмечено, что мотивационная сфера имеет огромное значение для профессионального роста. Речь идет о духовном наполнении профессии, увлеченности менталитетом профессии, мотивации высокого уровня достижения, стремлении к профессиональному саморазвитию, внутреннем локусе профессионального контроля. При этом с точки зрения прогнозирования профессиональной пригодности, более существенна операциональная сторона, в которую входят профессионально важные качества и представления о них.

Характеризуя образ успешного профессионала, С. В. Славнов выделил такие, как: быстрота и легкость вхождения в контакт, способность хорошо контролировать свои эмоции, наблюдательность, адекватная Я-концепция, широкий кругозор и др.; также, исследуя образ успешного профессионала у студентов, в образе личностных черт он тоже выявил одной из них адекватную «Я-концепцию» и стремление к профессиональному росту, как и в своем исследовании образа успешного профессионала у абитуриентов снова одним из пунктов выявлена адекватная Я-концепция [4].

С целью изучения Я-концепции как фактора успешной профессиональной деятельности нами было предпринято исследование, в котором приняли участие государственные служащие, успешные в своей профессиональной деятельности, в возрасте от 37 до 57 лет. Всего 60 человек. Диагностический инструментарий был представлен такими методиками как «Методика самооценки личности» (Будасси); «Методика диагностики полимотивационных тенденций в Я-концепции личности» (С. М. Петрова); Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); Опросник УСК (уровень субъективного контроля). Анализ средних показателей самооценки по методике Будасси показал, что значимо чаще других в группе наших

испытуемых встречаются респонденты с уровнем самооценки выше среднего. Согласно принятой классификации, самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. К оптимальным уровням самооценки относятся «высокий», «средний» и «выше среднего». Таким образом, нами установлено, что все профессионалы, принимавшие участие в нашем исследовании, обладают оптимальной самооценкой.

Индивид с адекватной самооценкой реально оценивает свои возможности и способности, в соответствии с которыми оценивает свои достижения и неудачи, выбирает достижимые цели, которые возможно осуществить, при этом относясь к себе с большой долей критичности. Оценивая свои достижения, он опирается не только на свои критерии, но и учитывает возможные реакции и оценки других людей: коллег и близких. То есть, адекватную самооценку можно рассматривать как итог непрекращающегося поиска адекватной меры, без очень большой переоценки, и без лишней критичности ко всем сферам своей жизнедеятельности, к переживаниям, поведению, общению, деятельности. Для конкретных ситуаций и условий такая самооценка является наилучшей.

Лица с самооценкой выше среднего уровня обладают менее ярко выраженной потребностью в самосовершенствовании. Между Я-реальным и Я-идеальным разница почти незаметна.

Познавая себя, личность накапливает знания о себе. Эти знания и есть содержательная часть Я-концепции. Все, что человек узнает о себе, вызывает у него определенные эмоции, оценки. Так формируется устойчивое самоотношение.

У госслужащих, достигших высокого профессионализма в карьерных высотах, в ходе нашего исследования было выявлено устойчивое глобальное самоотношение, самоуважение на высоком уровне, а также высокий уровень самоуверенности и интереса к себе. О таких людях можно сказать, что это личности яркие, творческие, находящиеся в постоянном контакте с друзьями и коллегами. Они инициативны, активно интересуются психологией и применяют полученные знания на практике, в собственной жизни. Их отличает стремление к самостоятельному управлению собственной жизнью, оптимизм, уверенность в своих возможностях, собранность. Как правило, это люди, испытавшие серьезные потрясения, но преодолевшие их за счет

Психолого-педагогические науки •••

собственной внутренней силы. Они высоко интеллектуально развиты, причем вербальный и невербальный интеллект развиты в равной степени

У них преобладает позитивное взаимодействие с окружающими людьми, добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, неудовлетворенность собой, чувство здоровой самокритики и конструктивных сомнений, выражен интерес к другим мнениям. У них преобладают черты экстравертированности. В отношении нового легко восприимчивы и одержимы (склонность к инновациям). В целом, это сильные и гармоничные личности.

Нами также было выявлено, что успешные профессионалы достоверно значимо отличаются достаточно высокими показателями по признаку общей интернально-сти. Интернальному типу соответствуют люди, считающие, что происходящие с ним события зависят, прежде всего, от их личностных качеств: компетентности, целеустремленности, уровня способностей, и являются закономерными следствиями их собственной деятельности. В силу чего все исследованные нами респонденты - интер-налы. В числе значимых для профессиональной карьеры госслужащих были экспериментально выделены такие особенности Я-концепции как самоуважение, самоинтерес, самоуверенность и саморуководство. В ходе работы подтверждено предположение, что для государственных служащих, успешных в плане профессиональной карьеры, характерны высокий уровень самоконтроля и личной ответственности, большая психологическая стабильность. Их ответственность - это, прежде всего, результат свободного личного выбора. Для успешных в плане карьерных достижений госслужащих характерны высокий уровень руководства своим поведением и проявление установки строго придерживаться определенных правил межличностных

9

взаимодействий. Анализ взаимосвязи личностных особенностей и успешности профессиональной карьеры госслужащих свидетельствует о высокой значимости уровня саморуководства для поступательного роста профессионализма в этой сфере деятельности. Кроме того, выявлена устойчивая взаимосвязь между уровнем самооценки и уровнем субъективного контроля, прямая линейная корреляционная зависимость (г = 0,37 при p < 0,05). То есть, с возрастанием уровня общей самооценки, возрастает уровень субъективного контроля. Также наблюдается умеренная корреляция между уровнем субъективного контроля и глобальным самоотношением (г = 0,47 при p < 0,05). То есть, чем выше уровень субъективного контроля, тем выше уровень глобального самоотношения. В результате исследования мотивационной обусловленности «Я-концепции» личности успешных профессионалов нами было установлено, что наиболее значимыми шкалами для данных респондентов оказались такие как материальная, трудовая и эгоцентрическая.

Материальная мотивация отражает отношение к материальному благополучию в жизни, к деньгам, определяет значимость материальной стороны жизни, вытекает из общей ориентации на благополучие. Это говорит о том, что у человека есть желание хорошо зарабатывать, выглядеть материально лучше, чем окружающие. Многие стремятся получить высокую должность.

Трудовая мотивация отражает потребность в выполнении работы, направленность на труд, ориентацию на выполнение поставленной задачи через преодоление трудностей. Наши респонденты - люди, которые добились немалых высот в карьере, и естественно не без усилий. Эгоцентрическая отражает ориентацию человека на себя, желание думать о себе без ущерба для других.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : Прогресс, 2002. 2. Зимбардо Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Изд. дом «Бахрах», 2003. 3. Корнеева Л. Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ, 1989, Вып. 4, С. 91-96. 4. Славнов С.В.. Структурно-динамические характеристики образа

успешного профессионала налоговой полиции // Психологический журнал, 2003, Т. 24, C. 82-90. References

1. Burns R. Self-Concept Development and Education. M.: Progress, 2002. 2. Zimbardo F. Forming the

self-esteem. Self-awareness and protective mechanisms of personality Samara: Bakhrakh, 2003. 3. Korneeva L. N. Self-esteem as a mechanism of professional activity of the self-regulation // LSU Bulletin,

10

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

1989. Issue 4. P. 91-96. 4. Slavnov S. V. Structural and dynamic characteristics of the successful professional image of the tax police worker // Psychological Journal, 2003, Vol. 24. P. 82-90.

Literatura

1. Berns R. Razvitie Ja - koncepcii i vospitanie. M. : Progress, 2002. 2. Zimbardo F. Formirovanie sa-

moocenki. Samosoznanie i zashhitnye mehanizmy lichnosti. Samara: Izd. dom «Bahrah», 2003. 3. Korneeva L. N. Samoocenka kak mehanizm samoreguljacii professional'noj dejatel'nosti // Vestnik LGU, 1989, Vyp. 4, S. 91-96. 4. Slavnov S. V.. Strukturno-dinamicheskie harakteristiki obraza uspeshnogo professional nalogovoj policii // Psihologicheskij zhurnal, 2003, T. 24, C. 82-90.

Статья поступила в редакцию 24.06.2015 г

УДК 159. 9

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ В ИЗМЕНЕНИИ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ УСПЕХА И НЕУДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

THE CONTENT ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES IN CHANGING THE STUDENTS’ ACTIVITIES

AFTER THE SUCCESS AND THE FAILURE DURING THE EDUCATION PROCESS

© 2015 Гусейнов Э. А.

Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта

© 2015 Guseynov E. A.

Azerbaijani State Academy of Physical Culture and Sport

Резюме. В статье обоснована и экспериментально доказана необходимость учета таких психологических факторов, как успех и неудача, влияющих на активность студентов в процессе обучения. Под влиянием успеха и неудачи происходят специфические изменения психического и функционального состояния студентов. Психологическая служба в высших учебных заведениях должна учитывать данную проблему при работе со студентами.

Abstract. The author of the article motivates and experimentally proves the need for accounting such psychological factors, as success and failures influencing upon the students’ activity in the educational process. Under the influence of the success and failures specific changes in students’ psychic and functional state occur. The psychological service in the high educational institutions must take into account the given problem when working with students.

Rezjume. V stat’e obosnovana i ekspirimentalno dokazana neobxodimost ucheta takix psixo-logicheskix faktorov, kak uspexa i neudachi vliyayushix na aktivnost studentov v prosesse obucheniya. Pod vliyaniyem uspexa i neudachi proisxodyat spesificheskie izmeneniya psixicheskogo i funksionalnogo sostoyaniya studentov. Psixologicheskaya slujba v visshix uchebnix zavedeniyax doljna uchitivat dan-nuyu problemu pri rabote so studentami.

Ключевые слова: содержание, психология, изучение, успех, неудача, формирование, активность, учебный процесс, студент.

Keywords: contents, psychology, study, success, failure, forming, activity, educational process, student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.