Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ НАПРАВЛЕНИЯ "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ'

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ НАПРАВЛЕНИЯ "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цебренко К.Н.

Приведены результаты анализа содержания области знаний направления подготовки «Прикладная информатика» в образовательных результатах международной аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ НАПРАВЛЕНИЯ "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ»

возможных неприятностей с правоохранительными органами и более бдительно относиться к ПО, используемому в их компании.

Использованные источники:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть IV [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ // СПС «Консультант Плюс».

2. Открытое программное обеспечение [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Открытое_программное_обеспечение // «Википедия» - свободная энциклопедия.

3. Свободная лицензия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Свободная_лицензия // «Википедия» - свободная энциклопедия.

4. Лицензии GNU [Электронный ресурс]: http://www.gnu.org/licenses/ // Лицензии - Проект GNU - Фонд свободного программного обеспечения.

5. The BSD 3-Clause License [Электронный ресурс]: https://opensource.org/licenses/BSD-3-Clause // Open Source Initiative [US].

6. Mozilla Public Licensе [Электронный ресурс]: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/ // Mozilla Foundation [US].

7. Apache License [Электронный ресурс]: http://www.apache.org/licenses/ // Apache Software Foundation [US].

8. MIT License [Электронный ресурс]: https://opensource.org/licenses/mit-license.php // Open Source Initiative [US].

Цебренко К.Н., к.т.н.

директор ИИТиИ Академия ИМСИТ Россия, г. Краснодар АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Аннотация: Приведены результаты анализа содержания области знаний направления подготовки «Прикладная информатика» в образовательных результатах международной аккредитации.

Ключевые слова: область знаний, международная аккредитация, обучение, Computing Curricula, ABET.

Основная область знаний для направления «Прикладная информатика» Computer Science (информатика) наиболее полно и актуально отражена в документе «Software Engineering 2004: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering», в котором собран всемирный опыт преподавания программной инженерии в университетах и колледжах. Первый том в серии Computing Curricula 2001 (СС2001), посвященный информатике, был выпущен в конце 2001 года. В нем была

впервые сформулирована потребность выделения еще одной самостоятельной дисциплины под названием «информационные технологии» (information technology).

В этом документе приведен набор рекомендаций для университетских программ в области информатики (computer science). Все эти отчеты разрабатываются соответствующими комиссиями, и будут публиковаться по мере их завершения.

Специальная комиссия при разработке документа смогла достичь оптимальной формулировки определения материала на соответствие необходимому уровню преподавания, указав минимальный набор обязательных знаний в каждой из предложенных областей.

Определив область знаний, можно приступить к анализу ее содержания результатах международной аккредитации [2, c. 86]. Основные результаты ABET связаны с дисциплинами основной образовательной программы (ООП) через компетенции [3], реализуемые в них. В этой связи рассмотрим отражение области знаний в ООП. Для этого был проведен анализ рабочих программ и других учебно-методических материалов по дисциплинам ООП, практикам и итоговой аттестации. В результате анализа построена матрица содержания области знаний в ОПП выраженная в объеме часов. Данная матрица является основой для анализа и выработки рекомендаций по адаптированию программы к критериям ABET и требованиям СС. Рассмотрим полученные результаты. Общий объем области знаний в ООП показан на рисунке 1.

Рисунок 1 - Объем области знаний в ООП Как видно Информационные модели и системы и Моделирование данных представлены наиболее широко. Это связано с прикладным

характером работы выпускником и требованиями ФГОС, где имеется уклон в область знаний «Информационные системы и технологии». Однако эти факторы можно рассматривать как профиль подготовки бакалавров. У нас же стоит задача определить на сколько выполняются требования документа СС2001.

Построим диаграмму, показывающую, наряду с реализуемым объемом области знаний, рекомендуемый документом объем - рисунок 2.

Рисунок 2 - Соотношение рекомендуемого и фактического содержание

области знаний в ООП Из диаграммы на рисунке 2 видно, что не все области знаний даются в рекомендуемом минимальном объеме, в то время, как другие представлены избыточно. Избыточность может быть объяснена профилем подготовки по направлению, однако недостача часов по отдельным областям знаний должна быть устранения, введением дополнительных разделов в отдельные дисциплины ООП. Рекомендации по отдельным дисциплинам будут рассмотрены в третьей главе. Кроме того, избыточность может возникать из-за недостатков в составлении учебного плена ООП. Рассмотрим, как представления область знаний по дисциплинам ООП направления «Прикладная информатика».

Объем аудиторной нагрузки по дисциплинам и объем часов, реализующих элементы области знаний изображена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Соотношение объема области знаний в дисциплинах к

общему их объему

Как видно из диаграммы есть ряд дисциплин полностью не относящихся к области знаний, либо не реализующие ее. Например, дисциплина история не содержит сведений об истории информации. Это следствие того, что преподаватель не учитывает специфики при работе со студентами разных направлений и специальностей.

Дисциплины Иностранный язык, Физика, Экономическая теория, Социология, Социологические исследования в управлении, Культурология вообще не учувствуют в подготовке студентов данной области знаний. Но если рассмотреть изучение этих дисциплин с точки зрения реализации компетенций, то моно сделать выводы.

Несмотря на отсутствие часов из области знаний дисциплина Иностранный язык необходима для реализации образовательных результатов d - «способностью работать во многопрофильных командах» и g -«способностью работать во многопрофильных командах».

Дисциплина физика для реализации образовательного результата a -«способностью применять знания математики, науки и техники». Социология - f - «пониманием профессиональной и этической ответственности». Но в тоже время Социология должна отвечать за социальные и профессиональные вопросы программирования ^Р2 - социальный контекст).

Таким образом не все «лишние» дисциплины нужно убирать из ООП. Некоторые из них требуют переработки в соответствии с изучаемой области знаний. Это, например, история, социология, физика.

Наиболее благоприятный результат там, где линии находятся ближе к друг другу, либо верхняя лини выше. В этом случае соблюдается

необходимый минимум изучаемой области знаний.

Получить общие рекомендации, как показал приведённый выше анализ, довольно сложно и следует рассматривать каждую дисциплину в отдельности. Кроме того, можно сделать вывод, что обеспечение соответствия области знаний еще не гарантирует успешной аккредитации. Следует уделять внимание и вспомогательным дисциплинам, также имеющим отношение к образовательным результатам обучения.

Использованные источники:

1. Цебренко К.Н. Анализ содержания образовательных результатов международной аккредитации ABET в компетенциях ФГОС // Информационные технологии в экономике, образовании бизнесе: материалы международной научно-практической конференции (10 июня 2014 г.) Часть 2. - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса». 2014. -С. 86-87.

2. Цебренко К.Н. Анализ содержания образовательных результатов международной аккредитации ABET в компетенциях ФГОС направления подготовки прикладная информатика // Цебренко К.Н. Научный альманах. -март 2016. - №3 (17). - С. 320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.