возможных неприятностей с правоохранительными органами и более бдительно относиться к ПО, используемому в их компании.
Использованные источники:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть IV [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ // СПС «Консультант Плюс».
2. Открытое программное обеспечение [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Открытое_программное_обеспечение // «Википедия» - свободная энциклопедия.
3. Свободная лицензия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Свободная_лицензия // «Википедия» - свободная энциклопедия.
4. Лицензии GNU [Электронный ресурс]: http://www.gnu.org/licenses/ // Лицензии - Проект GNU - Фонд свободного программного обеспечения.
5. The BSD 3-Clause License [Электронный ресурс]: https://opensource.org/licenses/BSD-3-Clause // Open Source Initiative [US].
6. Mozilla Public Licensе [Электронный ресурс]: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/ // Mozilla Foundation [US].
7. Apache License [Электронный ресурс]: http://www.apache.org/licenses/ // Apache Software Foundation [US].
8. MIT License [Электронный ресурс]: https://opensource.org/licenses/mit-license.php // Open Source Initiative [US].
Цебренко К.Н., к.т.н.
директор ИИТиИ Академия ИМСИТ Россия, г. Краснодар АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ АККРЕДИТАЦИИ
Аннотация: Приведены результаты анализа содержания области знаний направления подготовки «Прикладная информатика» в образовательных результатах международной аккредитации.
Ключевые слова: область знаний, международная аккредитация, обучение, Computing Curricula, ABET.
Основная область знаний для направления «Прикладная информатика» Computer Science (информатика) наиболее полно и актуально отражена в документе «Software Engineering 2004: Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Software Engineering», в котором собран всемирный опыт преподавания программной инженерии в университетах и колледжах. Первый том в серии Computing Curricula 2001 (СС2001), посвященный информатике, был выпущен в конце 2001 года. В нем была
впервые сформулирована потребность выделения еще одной самостоятельной дисциплины под названием «информационные технологии» (information technology).
В этом документе приведен набор рекомендаций для университетских программ в области информатики (computer science). Все эти отчеты разрабатываются соответствующими комиссиями, и будут публиковаться по мере их завершения.
Специальная комиссия при разработке документа смогла достичь оптимальной формулировки определения материала на соответствие необходимому уровню преподавания, указав минимальный набор обязательных знаний в каждой из предложенных областей.
Определив область знаний, можно приступить к анализу ее содержания результатах международной аккредитации [2, c. 86]. Основные результаты ABET связаны с дисциплинами основной образовательной программы (ООП) через компетенции [3], реализуемые в них. В этой связи рассмотрим отражение области знаний в ООП. Для этого был проведен анализ рабочих программ и других учебно-методических материалов по дисциплинам ООП, практикам и итоговой аттестации. В результате анализа построена матрица содержания области знаний в ОПП выраженная в объеме часов. Данная матрица является основой для анализа и выработки рекомендаций по адаптированию программы к критериям ABET и требованиям СС. Рассмотрим полученные результаты. Общий объем области знаний в ООП показан на рисунке 1.
Рисунок 1 - Объем области знаний в ООП Как видно Информационные модели и системы и Моделирование данных представлены наиболее широко. Это связано с прикладным
характером работы выпускником и требованиями ФГОС, где имеется уклон в область знаний «Информационные системы и технологии». Однако эти факторы можно рассматривать как профиль подготовки бакалавров. У нас же стоит задача определить на сколько выполняются требования документа СС2001.
Построим диаграмму, показывающую, наряду с реализуемым объемом области знаний, рекомендуемый документом объем - рисунок 2.
Рисунок 2 - Соотношение рекомендуемого и фактического содержание
области знаний в ООП Из диаграммы на рисунке 2 видно, что не все области знаний даются в рекомендуемом минимальном объеме, в то время, как другие представлены избыточно. Избыточность может быть объяснена профилем подготовки по направлению, однако недостача часов по отдельным областям знаний должна быть устранения, введением дополнительных разделов в отдельные дисциплины ООП. Рекомендации по отдельным дисциплинам будут рассмотрены в третьей главе. Кроме того, избыточность может возникать из-за недостатков в составлении учебного плена ООП. Рассмотрим, как представления область знаний по дисциплинам ООП направления «Прикладная информатика».
Объем аудиторной нагрузки по дисциплинам и объем часов, реализующих элементы области знаний изображена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Соотношение объема области знаний в дисциплинах к
общему их объему
Как видно из диаграммы есть ряд дисциплин полностью не относящихся к области знаний, либо не реализующие ее. Например, дисциплина история не содержит сведений об истории информации. Это следствие того, что преподаватель не учитывает специфики при работе со студентами разных направлений и специальностей.
Дисциплины Иностранный язык, Физика, Экономическая теория, Социология, Социологические исследования в управлении, Культурология вообще не учувствуют в подготовке студентов данной области знаний. Но если рассмотреть изучение этих дисциплин с точки зрения реализации компетенций, то моно сделать выводы.
Несмотря на отсутствие часов из области знаний дисциплина Иностранный язык необходима для реализации образовательных результатов d - «способностью работать во многопрофильных командах» и g -«способностью работать во многопрофильных командах».
Дисциплина физика для реализации образовательного результата a -«способностью применять знания математики, науки и техники». Социология - f - «пониманием профессиональной и этической ответственности». Но в тоже время Социология должна отвечать за социальные и профессиональные вопросы программирования ^Р2 - социальный контекст).
Таким образом не все «лишние» дисциплины нужно убирать из ООП. Некоторые из них требуют переработки в соответствии с изучаемой области знаний. Это, например, история, социология, физика.
Наиболее благоприятный результат там, где линии находятся ближе к друг другу, либо верхняя лини выше. В этом случае соблюдается
необходимый минимум изучаемой области знаний.
Получить общие рекомендации, как показал приведённый выше анализ, довольно сложно и следует рассматривать каждую дисциплину в отдельности. Кроме того, можно сделать вывод, что обеспечение соответствия области знаний еще не гарантирует успешной аккредитации. Следует уделять внимание и вспомогательным дисциплинам, также имеющим отношение к образовательным результатам обучения.
Использованные источники:
1. Цебренко К.Н. Анализ содержания образовательных результатов международной аккредитации ABET в компетенциях ФГОС // Информационные технологии в экономике, образовании бизнесе: материалы международной научно-практической конференции (10 июня 2014 г.) Часть 2. - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса». 2014. -С. 86-87.
2. Цебренко К.Н. Анализ содержания образовательных результатов международной аккредитации ABET в компетенциях ФГОС направления подготовки прикладная информатика // Цебренко К.Н. Научный альманах. -март 2016. - №3 (17). - С. 320.