Научная статья на тему 'THE USE OF PROPRIETARY SOFTWARE PRODUCTS IN FREE SOFTWARE'

THE USE OF PROPRIETARY SOFTWARE PRODUCTS IN FREE SOFTWARE Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / FREE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОТБОР И УСЛОВИЯ / SELECTION AND CONDITIONS / METHODS OF USE / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MATHEMATICAL SOFTWARE / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / PREPARATION OF STUDENTS / СВОБОДНО РАСПРОСТРАНЯЕМОЕ / МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Москвин Константин Михайлович

В статье рассматривается адаптация существующих методик использования проприетарных программных продуктов к применению свободно распространяемого программного обеспечения и разработке новых на примере использования математического программного обеспечения. Даны рекомендации по отбору и условиям использования свободно распространяемого математического программного обеспечения. Приводится описание содержания обучения, по разработанной программе подготовки студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профиль Математика и Информатика) в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Москвин Константин Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «THE USE OF PROPRIETARY SOFTWARE PRODUCTS IN FREE SOFTWARE»

К.М. Москвин

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОПРИЕТАРНЫХ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В СВОБОДНО РАСПРОСТРАНЯЕМОМ ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

Ключевые слова: адаптация, программное обеспечение, свободно распространяемое, образовательный процесс, отбор и условия, методика использования, математическое программное обеспечение, подготовка студентов.

Аннотация: В статье рассматривается адаптация существующих методик использования проприетарных программных продуктов к применению свободно распространяемого программного обеспечения и разработке новых на примере использования математического программного обеспечения. Даны рекомендации по отбору и условиям использования свободно распространяемого математического программного обеспечения. Приводится описание содержания обучения, по разработанной программе подготовки студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (профиль Математика и Информатика) в данной области.

Ориентация проприетарных программных продуктов на свободно распространяемые происходит практически на всех уровнях образования. Актуальным для использования свободно распространяемого программного обеспечения (СРПО) в образовании является решение следующих вопросов: Как адаптировать сделанное для образования на базе проприетарного программного обеспечения к применению СРПО? Каковы условия использования СРПО? Как сделать использование СРПО эффективным?. Сужая область использования программных продуктов до математического программного обеспечения, следует добавить следующие пункты: Как правильно и грамотно осуществлять отбор / выбор программного обеспечения? Как отобранное программное обеспечение осваивать? Как его эффективно использовать?. Разработка этих принципиально новых направлений в вопросах использования проприетарного программного обеспечения позволит показать, во-первых, возможности его трансформации, а во-вторых, дать рекомендации как адаптировать и эффективно применять свободно распространяемые программные продукты за счет расширения их же возможностей.

Вопросы применения СРПО в образовании в плане адаптации методик использования проприетарного программного обеспечения рассмотрены в работах таких ученых, как: Я.А. Ваграменко, М.И. Коваленко, Е.В. Зубарева, Г.Ю. Яламов и другие. Однако полагаем, что в работах перечисленных авторов недостаточно рассмотрена проблематика построения единой стратегии перехода с проприетарного на свободно распространяемое программное обеспечение. Так, нерешенной задачей является адаптация методик и опыта работы с проприетарным программным обеспечением, накопленных к настоящему времени, для работы со свободно распространяемыми прикладными программами.

Согласно словарю терминов профессионального образования под ред. С.М. Вишняковой, под адаптацией (от лат. adaptare - приспособлять) понимают «приспособление индивида к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда. Способность человека быстро и безболезненно адаптироваться (приспособляться) к изменяющейся социальной среде определяется уровнем его развития, в том числе содержанием его знаний и умений действовать сообразно ситуации» [3, 12].

Реализация адаптации в нашем исследовании опирается на подходы, предложенные М.И. Коваленко [2, 42; 4, 183], которые позволят выстроить линию перехода от одного вида программного обеспечения к другому, а также осваивать его: совместное изучение проприетарного программного обеспечения и свободного программного обеспечения; изучение только свободного программного обеспечения. В случае совместного изучения проприетарного и свободно распространяемого программного обеспечения возможен выбор одной из трех стратегий:

- параллельное изучение, когда при изучении темы на одном занятии сначала изучается проприетарный продукт, а затем его свободно распространяемый аналог;

пеппгогичесннй журнал спшнортостпнп м s(oo), sois ggsgsss

- последовательное изучение, когда одна и та же тема изучается сначала с применением проприетарного программного обеспечения, а затем с применением свободно распространяемого; на компьютер можно установить две операционные системы; в некоторых случаях можно работать с операционной системой Windows, при этом установив кросс-платформенное свободно распространяемое программное обеспечение.

- комбинированное изучение представляет собой интеграцию вышеперечисленных подходов.

Совместное изучение свободного и проприетарного программного обеспечения представляется более гибким подходом, так как распространение программного обеспечение по различным учреждениям и организациям весьма неоднородно, ввиду этого можно столкнуться и с проприетарным программным обеспечением, и со свободным. Поэтому целесообразно процесс адаптации осуществлять в форме параллельного изучения.

При подходе, согласно которому изучается только свободное программное обеспечение, возможны следующие варианты: частичная модификация прикладной программы за счет открытости исходного кода; полная замена программного продукта на другой, который обладает инструментарием для решения той же задачи.

Перечислим условия использования свободного программного обеспечения в образовании:

- аппаратная составляющая - аппаратные условия, необходимые для установки на компьютер свободно распространяемого программного обеспечения;

- методическая составляющая - наличие методических материалов по использованию свободно распространяемых программных продуктов;

- лицензионная составляющая - универсальная общественная лицензия GNU GPL, программная лицензия университета Беркли BSD, Mozilla Publik License - MPL, а также такие лицензии, как Artistic, Affero, Apache, LGPL, ZPL, существует CC-BY-ND лицензия, которая допускает, как коммерческое, так и некоммерческое использование и др. (наибольшее распространение получили программные продукты, обладающие общественной универсальной лицензией, а также лицензиями, совместимыми с GNU GPL).

Использование свободного программного обеспечения по сравнению с проприетарным дает возможность организовать занятия на основе дифференцированного подхода, с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. Эффективность при использовании свободно распространяемых программ достигается за счет системности и в общем смысле - «человеко-машинной» дифференциации: по интеллектуальным возможностям и личным запросам / предпочтениям обучающихся; свободного программного обеспечения по инструментарию и лицензиям. При «машинной» дифференциации необходимо учитывать возможности и инструментарий программного продукта при его отборе для решения поставленной задачи, а также обращать внимание на лицензию (желательно, чтобы лицензия была общественной универсальной или же совместимой с ней). То есть, эффективность использования свободно распространяемых программных продуктов может быть достигнута и за счет расширения их же возможностей за счет специализированного отбора программного обеспечения или за счет его модификации.

На занятии с применением свободно распространяемого программного обеспечения обучающиеся должны иметь доступ к учебно-методическим материалам. Как отмечает В.П. Беспалько, эффективность учебного занятия может быть поднята за счет дидахогра-фического метода, когда правильно используется учебник, учебно-методическое пособие, описывающее принципы работы и освоения программного продукта, в том числе и электронные учебники и пособия [1, 438]. За счет прямого доступа на занятии к учебно-методическим материалам по использованию свободных программных продуктов, обучающийся может производить отбор программного обеспечения в режиме реального времени, беспрепятственно устанавливать это программное обеспечение на компьютер и осваивать

его. Благодаря возможностям электронного обучения, можно использовать и соответствующие электронные учебные материалы.

С опорой на вышеизложенное, разработана программа учебного курса «Методические аспекты использования свободно распространяемого программного обеспечения на уроках математики и информатики», который используется при подготовке студентов в области использования свободно распространяемых программных продуктов (обучаются по направлению «Педагогическое образование»; профиль Математика и Информатика). Данный курс направлен на повышение уровня ИКТ-компетентности обучающихся, а также на формирование основных морально-этических качеств личности, таких как честность, добросовестность, законопослушность, что возможно благодаря социально-воспитательному значению свободно распространяемого программного обеспечения.

Уровень обученности студентов оценивался с помощью педагогического тестирования, качество которого зависит от ряда факторов: например, В.И. Сердюков и Н.А. Сердюкова, рассматривая организацию педагогического эксперимента, отмечают, что педагогическое тестирование должно удовлетворять следующим критериям и требованиям:

- тестовые задания должны полностью охватывать то общее, что изучалось учащимися экспериментальной и контрольной групп;

- выборка тестовых заданий из базы тестовых заданий должна быть репрезентативной;

- тестовые задания должны быть однородными, в том числе по сложности их выполнения [5, 89].

Обобщая сказанное, еще раз отметим основные условия использования свободно распространяемого программного обеспечения в образовательном процессе: изучение свободно распространяемого программного обеспечения через параллельную стратегию; конструирование учебного занятия на базе дифференцированного подхода (по «человеко-машинной дифференциации»); построение занятий с учетом дидахографии (по В.П. Беспалько).

Таким образом, в ходе обучения студенты учатся грамотно отбирать свободно распространяемое программное обеспечение и эффективного его использовать. В то же время у них формируется адекватная гражданская позиция по отношению к использованию подобного рода программного обеспечения.

1. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Народное образование, 2008. - 512 с.

2. Ваграменко, Я.А., Коваленко, М.И. Применение свободно распространяемого программного обеспечения в образовании [Текст] / Я.А. Ваграменко, М.И. Коваленко, Е.В. Зубарева, Г.Ю. Яламов // Ученые записки ИИО РАО. - 2013. - Вып. 48. - С. 39-50.

3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С.М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1998. - 538 с.

4. Коваленко, М.И. Методика организации обучения в условиях перехода от проприетарного к свободному программному обеспечению // Информатизация образования-2011 : материалы Международной научно-практической конференции. - Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. - Т.1 - С. 181-184.

5. Сердюков, В.И., Сердюкова, Н.А. Актуальные вопросы организации и проведения педагогического эксперимента и пути их решения // Педагогическое образование в России. - 2013. - №6. - С. 84-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.