10. Ванник, М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников: автореф. дис................канд. пед. наук:
13.00.01 / М.Э. Ванник; Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль, 2006.
11. Речитская, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников / Е.Г. Речитская, Е.А. Сошина. - М.: ВЛАДОС, 2002.
12. Дмитриенко, В. А. Избранные труды. Концептуальные основы общей теории науки: в 3 т. / В. А. Дмитриенко. - Томск: ТГПУ, 2008. - Т. 2.
13. Лагунова, М.В. Графическая культура инженера (основы теории) / М.В. Лагунова. - Н. Новгород: ВГИПИ, 2002.
14. Якиманская, И.С. Психологические основы математического образования / И.С. Якиманская. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
15. Гриндер, М. Исправление школьного конвейера. Нейролингвистическое программирование в педагогике / М. Гриндер, Л. Лойд. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.
16. Вершинин, Б.И. Мозг и обучение. Методика реализации функциональных возможностей мозга / Б.Г. Вершинин. - Томск: изд. ТПУ, 1996. Статья поступила в редакцию 23.10.10
УДК 372.8:378.1: 519.6
С.Д. Каракозов, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Е.М. Скурыдина канд. техн. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Ю.Г. Скурыдин, канд. техн. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОБОДНОГО И БЕСПЛАТНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с нормативными требованиями, предъявляемыми к свободному и бесплатному программному обеспечению. Приведена классификация программного обеспечения по способу распространения и использования. Рассмотрен вопрос о переходе на свободно распространяемое программное обеспечение в учреждениях образования.
Ключевые слова: свободно распространяемое программное обеспечение, классификация программного обеспечения, компьютерные технологии, бесплатное программное обеспечение, программный продукт.
Программное обеспечение (ПО), являясь «совокупностью программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ» [1], представляет собой один из важнейших видов обеспечения любой современной вычислительной системы - наряду с аппаратным, математическим, информационным, лингвистическим, организационным и методическим обеспечением.
В последние годы актуализация вопросов, связанных с обеспечением законности использования программного обеспечения в учебных заведениях России, вызывает востребованность поиска бесплатных, но не менее эффективных альтернатив программному обеспечению для организации учебного процесса, доминирующим в настоящее время коммерческим программным продуктам. Актуальность вопросов применения свободнораспространяемых программных средств обусловлена, в том числе, распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2007 года №1447-р [2], в котором говорится о необходимости разработки и внедрении в образовательный процесс свободного ПО по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет учебного ПО.
Обращаясь к теме свободного и бесплатного программного обеспечения (ПО), необходимо, прежде всего, привести существующие подходы к его классификации. Приведем ряд понятий1, определяющих классификации программного обеспечения по способу распространения и использования - «свободное», «открытое», «бесплатное», «условно бесплатное» и «коммерческое».
Понятие «свободное программное обеспечение», в котором отразились принципы разработки программ в научном сообществе, было введено Ричардом Столлманом [3], сформулировавшим принципы (они же - критерии) свободного
1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Свободное_программное_обеспечение
программного обеспечения. Эти критерии оговаривают те права, которые авторы свободных программ передают любому пользователю. Согласно этим критериям программу можно свободно:
- использовать с любой целью («нулевая свобода»);
- изучать и адаптировать для своих целей («первая свобода»), условием этого является доступность исходного текста программы;
- распространять копии программы («вторая свобода»);
- улучшать и публиковать свою улучшенную версию («третья свобода»); ее условием является возможность внесения в доступный исходный код модификаций и исправлений.
Только удовлетворяющая всем четырём перечисленным принципам программа может считаться свободной программой, то есть гарантированно открытой и доступной для модернизации и исправления ошибок и дефектов, и не имеющей ограничений на использование и распространение. Нужно подчеркнуть, что эти принципы оговаривают только доступность исходных текстов программ для всеобщего использования, критики и улучшения, и права пользователя, получившего исполнимый или исходный код программы, но никак не оговаривают связанные с распространением программ денежные отношения, в том числе не предполагают и бесплатности. Свободное ПО вполне можно распространять (и распространяют), взимая плату, однако соблюдая при этом критерии свободы: каждому пользователю предоставляется право получить исходные тексты программ без дополнительной платы (за исключением цены носителя), изменять их и распространять далее. Всякое программное обеспечение, пользователям которого не предоставляется такого права, является несвободным - независимо от любых других условий. В свою очередь, несвободное ПО делится на полусвободное (такое, которое
отличается от свободного лишь запретом на коммерческое использование) и проприетарное (от англ. proprietary - частное, патентованное, в составе собственности), которое не имеет всех четырёх свобод, даже если коммерческое использование разрешено. В отличие от проприетарного, полусвободное ПО упоминается редко. Иногда, к несвободному ПО относят и всё «коммерческое ПО», считая свободное ПО видом бесплатного, однако это не совсем верно: получать выгоду от программы можно не только продажей лицензий.
В зависимости от степени проприетарности принята следующая система наименований ПО:
- коммерческое (примеры: Microsoft Windows, Office, SQL Server), для которого выполняются, обычно, следующие ограничения:
■ запрет копирования: есть;
■ исходный код: секретен;
■ возможность создавать производные продукты: юридически запрещена;
■ бесплатное использование: юридически запрещено;
- коммерческое с открытым исходным кодом (примеры: библиотека MFC), то же, что и выше, но с публикацией правообладателем исходного кода;
- freeware (примеры: ICQ, Windows Live, Windows Driver Kit), то же, что и выше, но разрешено бесплатное использование, запрет копирования же остается как юридическая фикция, ибо ПО свободно скачивается с сайта производителя;
- shareware (примеры: FAR Manager, ShellGuard SSH Client) то же, что freeware, но предлагает сделать нерегламен-тированный взнос автору из морально-этических соображений, либо требует оплаты после истечения пробного периода, или же имеет платную, более полную версию;
- copyleft (примеры: Linux, Apache, MySQL, gcc) то же, что "коммерческое бесплатное с открытым исходным кодом", но лишено ограничений на создание и публикацию производных продуктов, кроме одного - исходный код производного продукта обязан быть открыт, правовой режим регламентируется лицензией GPL (GNU General Public License - Универсальная общедоступная лицензия для Unix-подобных операционных систем предоставляет пользователю права копировать, модифицировать и распространять, в том числе на коммерческой основе, программы, а также гарантировать, что и пользователи всех производных программ получат вышеперечисленные права);
- BSD License (примеры: UNIX-подобная операционная система FreeBSD), налагает еще меньшие ограничения на пользователя. Использование этой лицензии для ПО ближе к его помещению в категорию public domain (общественное владение).
Важно понимать, что а) платность продукта, б) наличие опубликованного исходного кода и в) наличие правообладателя не следуют одно из другого и может иметь самые разные сочетания в лицензии на использование ПО.
Таким образом, свободное программное обеспечение (англ. free libre open-source software - «свободное ПО») - это программное обеспечение, выпущенное под особой свободной лицензией1, обеспечивающей юридическую защиту прав («свобод») пользователя (общественности) на неограниченные установку и использование, изучение, распространение и мо-
1 Лицензия (лат. Шепйа) — документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий.
дификацию (совершенствование) различных продуктов интеллектуальной деятельности.
Открытый доступ к исходным текстам программ является ключевым признаком свободного ПО, поэтому Эрик Реймонд [4] предложил использовать для свободного ПО термин «open source software» (ПО с открытым исходным текстом), однако Р. Столлман указывает на различии этих двух понятий, так как слова «open source» предполагает наличие лишь одного, необходимого для реализации двух из четырёх свобод из свойств, присущих свободному ПО. Таким образом, открытое программное обеспечение (англ. open source software) -это программное обеспечение с открытым исходным кодом, распространяемое на условиях лицензии любого типа.
«Свободные» лицензии - например, такие, как упомянутые, GNU General Public License или BSD License., устанавливают правила для просмотра исходного кода, его изучения и изменения, а также использования при создании новых программ и исправления в них ошибок. Свободная лицензия позволяет использовать исходный код программы для своих нужд с минимальными ограничениями. Таким ограничением может быть требование ссылаться на предыдущих создателей или требование сохранять свойство открытости при дальнейшем распространении той же самой или модифицированной открытой программы. В некоторых случаях (например, Apache или FreeBSD) эти ограничения очень малы, в других (например, GNU General Public License) достаточно распространять ПО вместе с исходным кодом и текстом лицензии, не изменяя её. «Открытая» лицензия не требует, в обязательном порядке, чтобы открытое ПО предоставлялось бесплатно.
Свободное ПО (freeware) - программные продукты, предполагающие неограниченные права пользователя на их бесплатную установку, запуск и использование, изучение, распространение и изменение [5]. Юридическая защита авторских прав на данные программы определяется свободными лицензиями [6]. Условно бесплатное ПО (shareware) - категория бесплатных программ, доступных преимущественно с сайта производителя после регистрации, при этом не предполагающая свободного неконтролируемого распространения. Чаще всего пользователю предлагается ограниченная по сроку действия или возможностям (неполнофункциональная) версия или версия с блокиратором-напоминанием о необходимости оплаты использования программы. В лицензии может быть оговорен запрет на коммерческое или профессиональное использование, дано разрешение для бесплатного домашнего использования, применения в учебных заведениях или ознакомительных целях [6].
Под «коммерческим» подразумевается ПО, созданное коммерческой организацией с целью получения прибыли от его использования другими пользователями путем продажи экземпляров. Предполагает полный запрет на бесплатное копирование и применение, исходный код программ является секретным, создание производных программных продуктов не допускается [6].
Необходимо помнить, что в отличие от коммерческого ПО, прочие виды лицензий, как правило, не дают никаких гарантий от рисков связанных с использованием ПО, распространяемого на их условиях.
Необходимость успешной реализации приоритетного направления «Образование» обусловливает процесс обеспечения учебных занятий в школах и педагогических вузах доступным программным обеспечением [7]. Ограниченность в
ресурсах, предназначенных для приобретения образовательными учреждениями лицензионного коммерческого ПО, зачастую делает покупку современных и эффективных компьютерных программ затруднительной или вовсе невозможной.
На рисунке 1 приведена минимальная стоимость популярного ПО, взятая с официальных сайтов, распространяющих лицензионное ПО [8].
Ри. 1. Минимальная стоимость популярного коммерческого ПО (в рублях)
Современная организация работы учащихся школ и студентов ВУЗов, как правило, осуществляется с использованием разнообразной компьютерной техники и специальных программных средств. В процессе обучения и в последующей профессиональной деятельности учителя использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является необходимостью. Так, при подготовке учителя информатики, в рамках дисциплин «Использование компьютерных технологий в обучении» и «Компьютерные технологии в профессиональной деятельности учителя» будущие специалисты осваивают ряд программных продуктов, пригодных в дальнейшем для применения в профессиональной деятельности учителя.
В рамках данных дисциплин решаются следующие задачи [9]:
• развитие умений и навыков работы с различным программным обеспечением (ПО);
• совершенствование и развитие навыков использования ПО в учебном процессе;
• знакомство с ПО общего и учебного назначения;
• овладение методикой преподавания информатики и ознакомление с методикой преподавания технологии, физики и прочих дисциплин с использованием ИКТ;
• обучение работе с ПО специального назначения.
Большинство учебных задач в учреждениях среднего,
средне специального и высшего образования при изучении дисциплин с использованием компьютеров может успешно решаться с помощью свободно распространяемого ПО, применение которого предполагает возможность его установки и запуска на неограниченном количестве компьютеров без ка-
ких-либо выплат правообладателям. Количество и качество подобного ПО постоянно растет, пользователям предлагается все большее число программ, функционально близких к коммерческим аналогам, или вовсе их превосходящих [10]. Для помощи пользователям в выборе ПО разработано множество сайтов, которые представляют обзорную информацию по различным программным продуктам. Одним из характерных примеров подобных информационных сайтов можно считать ресурс http://linwin.uni-altai.ru/ , разработанный сотрудником Алтайской государственной педагогической академии В.О. Малютиным
Важно, что применение и изучение свободного ПО в школах и вузах будет способствовать решению проблемы формирования компетентности и профессионализма учеников и студентов вузов. Следует предполагать, что востребованность в специалистах, способных преподавать информатику и многочисленные дисциплины, требующие компьютерной поддержки, владеющих навыками работы со свободным ПО, будет неуклонно возрастать.
Существенным препятствием, сдерживающим переход к новым операционным платформам и использованию ПО для этих платформ, следует считать устоявшиеся привычки пользователей и нежелание заниматься освоением непривычных сред, необходимостью переработки методического обеспечения учебного процесса под их использование [11]. Поэтому целесообразна организация переходного периода, при котором возможно параллельное использование как бесплатных, так и коммерческих программ. Необходимо отметить, что вопрос о сложности освоения свободного ПО переоценен. В большинстве случаев переподготовка сводится лишь к освоению нового и непривычного для пользователя интерфейса,
овладению некоторыми специфическими навыками работы с ним. Немаловажную роль в ограниченности применения программ-аналогов играет банальное отсутствие информации о наличии бесплатного свободно распространяемого программного продукта, его достоинствах и недостатках, возможностях при использовании в учебном процессе.
Следует отметить, что утвержденный перечень, включенный в распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2007 года №1447-р [2], содержит перечисление лишь категорий программных продуктов, составляющих стандартный (базовый) пакет ПО, без указания конкретных названий и производителей. Следовательно, окончательный выбор используемого программного обеспечения оставлен за образовательным учреждением.
Использование компьютерных технологий в профессиональной подготовке учителей с применением того или иного
Библиографический список
варианта свободно распространяемого программного обеспечения позволит эффективно построить учебный процесс, не задумываясь о правомерности устанавливаемого ПО. Свободно распространяемые программы разных типов (детали будут приведены в дальнейших публикациях авторов) обладают достаточным набором необходимых для работы и организации обучения инструментов, позволяющих развивать в обучаемом как традиционные навыки работы на компьютере, так и творческие способности обучаемых. Переход на свободно распространяемое программное обеспечение избавляет от необходимости акцентировать, в первую очередь, внимание на стоимости, и позволяет делать выбор в пользу тех программных продуктов, которые обеспечивают достижение поставленных образовательных целей.
1. ГОСТ 19781-90 Обеспечение систем обработки информации программное - Взамен ГОСТ 19781-83 ГОСТ 19.004-80; введ. 01.01.1992. - М.: Отдел стандартизации и сертификации информационных технологий, продукции электротехники и приборостроения. - 2005.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1447-р г. Москва. - Российская газета [Э/р] // Р/д: http://www.rg.ru/2007/10/24/shkoly-sofl-dok.html - свободный.
3. Столлман, Р. GNU и движение за свободно распространяемое ПО [Э/р / Ричард Столлман // Открытые системы. - 1999. - № 03. Р/д http://www.osp.ru/os/1999/03/09.htm - свободный.
4. Рэймонд, Э. Волшебный котел [Э/р] / Эрик Рэймонд // Р/д: http://www.bugtraq.ru/law/articles/cauldron/index.html - свободный.
5. Что такое свободное программное обеспечение? Проект GNU Фонд свободного ПО (FSF) [Э/р] // Р/д: http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.ru.html - свободный.
6. Диков, А.В. Классификация программного обеспечения в соответствии с нормами права // Информатика и образование. 2008. - №12.
7. Скурыдин, Ю.Г. Использование свободно распространяемого программного обеспечения при подготовке специалистов физикоматематического и технологического профиля / Ю.Г. Скурыдин, Е.М. Скурыдина // Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: сборник материалов научно-практической конференции: в 2 ч. / отв. ред. А.А. Богуславский. -Коломна: Московский гос. Областной соц.-гуманитарный институт, 2010. - Ч. 1.
8. Интернет магазин лицензионного программного обеспечения // Р/д: http://www.soft.su - свободный.
9. Юганова, Н.А. Формирование готовности учителя технологии использовать Информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности / Н.А. Юганова, З.Б. Тамарова, В.И. Котельникова // Информационно-коммуникационные технологии в подготовке учителя технологии и учителя физики: сборник материалов научно-практической конференции в 3 ч. / отв. ред. А.А. Богуславский. - Коломна : Коломенский гос. пед. институт, 2008. - Ч. 3.
10. Антонова, Е.А. Методический подход к выбору программ компьютерной графики со свободной лицензией // Применение новых технологий в образовании: материалы XX международной конференции. - Троицк. - 2009.
11. Лабутин, В.Б. Программное обеспечение при формировании информационной среды образовательного учреждения // Применение новых технологий в образовании: материалы XX международной конференции. - Троицк, 2009.
Статья поступила в редакцию 01.12.10
УДК 378
О.П. Морозова, д-р пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: КОНТЕКСТ ДЕТЕРМИНАЦИИ
В работе анализируются факторы развития профессиональной деятельности учителя в новых социокультурных условиях. Рассматривается их влияние на динамику профессионально-педагогической деятельности. Показано, что учет факторов объективного и субъективного характера в значительной мере оптимизирует процесс развития профессиональной деятельности педагога.
Ключевые слова: факторы, развитие профессиональной деятельности, системная детерминация.
Динамика жизни, сложность и масштабность задач, стоящих перед школой сегодня, все возрастающие требования к личности педагога в современной социокультурной ситуации требуют углубленного исследования проблемы развития профессиональной деятельности учителя в системе непрерывного педагогического образования.
Важным шагом на пути к решению обозначенной проблемы является определение системы детерминант, к которым мы относим факторы как основные причины, имеющие характер движущих сил развития профессиональнопедагогической деятельности. Динамика профессиональной