УДК 378.14
О. Ю. МЕЛЬНИКОВА
Омский экономический институт
№
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ УКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»)_
В статье рассматривается актуальный вопрос реализации стратегии образования для устойчивого развития на региональном уровне. Приведен анализ учебных планов экономических направлений подготовки с позиции концепции образования для устойчивого развития, которая представляет собой интеграцию нескольких блоков, отражающих социальные, экономические и экологические аспекты устойчивого развития. Отражен своевременный вопрос содержания учебных планов при подготовке кадров для инновационной социально-ориентированной экономики региона в свете концепции устойчивого развития цивилизации.
Ключевые слова: направления подготовки бакалавров; учебные планы; концепция устойчивого развития цивилизации; образование для устойчивого развития.
В рамках концепции устойчивого развития цивилизации предполагается, что три основные сферы жизнедеятельности: экономическая, природная и социальная должны функционировать с позиций коэволюции и взаимодействия.
Наиболее приемлемым сценарием такого взаимодействия является экологизация сознания, принятие ответственности за свои действия как в профессиональной, так и в повседневной деятельности.
В работе Д. С. Ермакова рассматривается необходимость практической реализации идей устойчивого развития и отмечается, что «Риторические дискуссии должны уступить место эмпирическим исследованиям и практическим проектам» [1].
В основных документах концепции экономическому развитию придается большое значение и отмечается, что оно тесно связано с экологическим аспектом, с вопросами сохранения биосферы. Так, в Стокгольмской конференции говорится, что:
— ...в планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению природы, включая живую природу [2].
Авторы статьи «Российское образование-2020: модель образования для инновационной экономики» акцентируют внимание на том, что «Именно образование как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе быстрого обновления технологий и продуктов» [3, с. 19]
В Омском экономическом институте ведется обучение бакалавров по следующим направлени-
ям подготовки — «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом».
В основной образовательной программе ВПО направления подготовки 38.03.01 «Экономика» отмечается, что объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: «Поведение хозяйствующих субъектов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы». Это показывает, что понимание основных аспектов концепции устойчивого развития является приоритетным аспектом в профессиональной деятельности выпускника.
Социальная составляющая отражена в основном в дисциплинах «Гуманитарного, социального и экономического цикла». Так, в первом семестре предусмотрено изучение иностранного языка, дающего возможность студенту иметь мобильность в быстро изменяющемся мире и возможность к широкому кругу коммуникаций.
Второй семестр наиболее полно раскрывает социально-гуманитарные аспекты через такие дисциплины, как история и политология. Дополняет социальный аспект в 3 и 4 семестрах философия, социология, право.
В рамках изучения философии у студента должен быть сформирован категориальный аппарат научных и социально-политических проблем современного этапа развития социума. Дисциплина «Социология» учит видеть пути решения социальных проблем современного общества, выражать свою гражданскую позицию. В рамках изучения дисциплины «Право» студент должен овладеть
навыками работы с правовыми документами, грамотно использовать в своей профессиональной деятельности различные нормативные акты (в социальной, экономической или экологической сфере). ° Кроме того, содержание дисциплины всесторонне 3 раскрывает понятие о правах человека (равнопра-Я> вие полов и возрастных групп, расовое и куль-| турное разнообразие и др.). Для оценки исполь-о зования имеющихся ресурсов на мировом рынке >| и в регионе студенты изучают методы социальной | статистики на дисциплине профессионального цикла х «Статистика» в 4 семестре. Параллельно с освое-52 нием «Статистики» студенты изучают дисциплину § «Менеджмент», целью которой является формирование компетенций, позволяющих студентам принимать эффективные управленческие решения соответствующие основной парадигме развития общества.
Экономические аспекты представлены в профессиональном блоке. Так, дисциплины «Макроэкономика» и «Микроэкономика» рассматривают особенности социально-экономического развития общества. При изучении дисциплины «Микроэкономика» в 1 и 2 семестре студенты должны владеть навыками анализа последствий воздействия частного сектора в различных сферах на уровне государства, понимать принципы функционирования рыночной экономики на уровне потребителей. В процессе изучения дисциплины «Макроэкономика» в 3 и 4 семестре студенты должны обладать способностью раскрывать причинно-следственные связи в экономике на макроуровне и уметь находить наиболее рациональные и приемлемые решения в соответствии с мировыми тенденциями. Эти вопросы более углубленно раскрыты в дисциплине 7 семестра «Макроэкономическое планирование и прогнозирование». Процессы, происходящие в мировой экономике, такие как проблемы капитала; миграция рабочей силы; интеграция и глобализация и т.д. рассматриваются на дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» в 4 семестре. В процессе изучения диной дисциплины студент должен иметь представления о современной системе международных экономических отношений. Анализировать финансовые процессы в мировой и региональной экономике студенты учатся при освоении дисциплины «Финансы» в 4 семестре.
Параллельно с теоретическими знаниями обучающийся должен приобрести практические навыки решения проблем, связанных с оценкой предприятия на рынке, уметь разработать товарную, ценовую и коммуникационную политику предприятия, проанализировать возможность ее реализации в соответствии с общемировыми тенденциями. Эти навыки приобретаются при изучении дисциплины 5 семестра «Маркетинг» и конкретизируются (на примере отдельных предприятий) в рамках дисциплины «Комплексный экономический анализ» в 7 семестре. Что касается экологической составляющей, то можно отметить недостаток часов на освещение этих вопросов в учебном плане (табл. 1).
Основная образовательная программа направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» определяет объектами профессиональной деятельности бакалавра: «Процессы управления организациями различных организационно-правовых форм, а также процессы государственного и муниципального управления». Для обеспечения процесса экономического развития страны и региона выпускники должны четко осознавать базовые аспекты концепции устойчивого развития как основу управления предприятием.
Гуманитарная составляющая концепции представлена дисциплинами цикла «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин». Дисциплина «Иностранный язык» позволяет студентам овладеть навыками межличностного и профессионального общения на иностранном языке, что расширяет возможности коммуникации в дальнейшей профессиональной деятельности. Также в первом семестре изучается дисциплина «Философия», которая позволяет в процессе изучения усвоить идеи единства мирового историко-культурного процесса и осознать многообразие его форм. Параллельно с философией учебным планом предусмотрено изучение таких дисциплин, как «Культурология», «Правоведение» и «Политология и социология», где рассматриваются вопросы демократии, международного права и значение ООН для достижения устойчивого развития. Изучение таких дисциплин поможет студентам в дальнейшем при анализе современных государственно-правовых процессов, способствуют формированию правовой культуры и пониманию законов развития гражданского общества.
Таблица 1
Отражение различных аспектов концепции устойчивого развития цивилизации в дисциплинах учебного плана направления подготовки 38.03.01 «Экономика»
Социальная составляющая Экономическая составляющая Экологическая составляющая
Иностранный язык Микроэкономика БЖД
История Макроэкономика
Политология Финансы
Философия Мировая экономика и международные экономические отношения
Социология Маркетинг
Право Макроэконом. планирование и прогнозирование
Статистика Комплексный экономический анализ
Менеджмент
Таблица 2
Отражение различных аспектов концепции устойчивого развития цивилизации в дисциплинах учебного плана направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
Социальная составляющая Экономическая составляющая Экологическая составляющая
Иностранный язык Экономическая теория БЖД
Философия Теория менеджмента
Культурология Учет и анализ
Политология и социология Стратегический менеджмент
Правоведение Экономический анализ хозяйственной деятельности
Психология успеха
Статистика
Управление человеческими ресурсами
№
Дисциплину второго семестра «Психология успеха» можно частично рассматривать как дисциплину, раскрывающую гуманитарные аспекты, так как она рассматривает вопросы психологического климата в коллективе, межгрупповое взаимодействие и организационную культуру. Профессиональные навыки и умения в области управления человеческими ресурсами формируются на дисциплине «Управление человеческими ресурсами» в 5 семестре.
Дисциплина «Статистика», которая изучается в 3 и 4 семестрах, позволяет студентам овладеть методами решения организационно-управленческих задач, а также использовать статистические методы для принятия эффективных управленческих решений, позволяющих прогнозировать последствия для окружающей среды и социума.
Экономическая составляющая представлена дисциплинами нескольких циклов. Параллельно гуманитарным аспектам концепции устойчивого развития в первом семестре изучается дисциплина «Экономическая теория», где рассматриваются общемировые модели потребления и производства. Студенты овладевают умением применять стандартные экономические модели к анализу реальной хозяйственной деятельности. Дисциплина «Теория менеджмента» позволяет студентам овладеть методами реализации основных управленческих функций и методами управления производственно-хозяйственными организациями.
Более детально анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решение студенты учатся при освоении дисциплины «Учет и анализ». Данная дисциплина изучается параллельно с «Теорией менеджмента» в 3 семестре.
Специалисты в области менеджмента должны уметь анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений, проводить экономический анализ в организации и основных ее структурных подразделениях, анализировать финансовое состояние организации и тенденции его развития. Студенты учатся проводить экспертизу стратегических проектов и программ, оценивать их экономическую и социальную эффективность с позиций концепции устойчивого развития. Формирование этих навыков происходит в рамках из-
учения дисциплин 4 семестра: «Стратегический менеджмент» и «Экономический анализ хозяйственной деятельности». Дисциплина «Маркетинг» позволяет научиться осознавать корпоративную социальную ответственность за производстенно-ком-мерческую деятельность хозяйствующего субъекта.
Так же как и при обучении бакалавров по направлению подготовки «Экономика», в анализируемом учебном плане прослеживается недостаток дисциплин, раскрывающих экологические аспекты концепции устойчивого развития цивилизации (табл. 2).
ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» отмечает, что «область профессиональной деятельности бакалавра включает разработку философии, кадровой политики и стратегии управления персоналом; кадровое планирование и маркетинг персонала;...социализацию, профориентацию, адаптацию и аттестацию персонала.».
В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечается, что конкурентоспособность современной инновационной экономики во многом зависит от качества профессиональных кадров. Развитие человеческого потенциала России является механизмом, позволяющих реализовать одно из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития: «выстраивание стабильных связей с мировыми экономическими центрами с целью обеспечения устойчивого развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках».
Все это определяет приоритетность включения вопросов концепции устойчивого развития в рабочие программы дисциплин направления подготовки «Управление персоналом». Анализ учебного плана позволяет отметить, что социальная составляющая рассматривается в рамках дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.
Как и у других направлений подготовки в первом и втором семестре предусмотрено изучение иностранного языка как основы мобильности и коммуникации в условиях глобализации. В рамках изучения истории приобретаются знания об этапах социально-экономического развития и современных тенденциях развития общества. Рассматривается
Таблица 3
Отражение различных аспектов концепции устойчивого развития цивилизации в дисциплинах учебного плана направления подготовки 38.03.03 «Управление персоналом»
Социальная составляющая Экономическая составляющая Экологическая составляющая
Иностранный язык Экономическая теория Концепции современного естествознания
История Основы теории управления БЖД
Политология Управленческий учет и учет персонала
Правоведение Маркетинг персонала
Социология Основы финансового менеджмента
Культурология Рынок труда
Статистика Экономика и социология труда
Инновационный менеджмент в управлении персоналом
Дисциплины математического и естественнонаучного цикла:
■ Учение о биосфере
■ Биологическое и ландшафтное разнообразие
■ Экологические аспекты здоровья
Дисциплины гуманитарного и экономического цикла:
■ Личное и семейное здоровье
■ Экологическая культура
Дисциплины профессионального цикла:
■ Экономические основы рационального природопользования
■ Управление отходами
■ Энергосбережение
Рис. 1. Взаимосвязь экологической составляющей концепции устойчивого развития цивилизации с дисциплинами учебных планов укрупненной группы 38.00.00 экономика и управление
исторический опыт разрешения конфликтов, сотрудничества между цивилизациями и народами мира. При изучении философии студенты формируют представления о глобализации, гражданстве, демократии. Более детально вопросы демократии, международного права, прав человека и значения ООН для достижения устойчивого развития происходит в ходе изучения таких дисциплин, как «Политология», «Правоведение», «Социология», «Культурология». В цикле математических и естественнонаучных дисциплин изучается «Статистика», которая позволяет студентам овладеть навыками использования методов статистики для прогноза последствий принятых управленческих решений для окружающей среды и социума.
Экономическая составляющая начинает изучаться с дисциплины «Экономическая теория», в которой рассматриваются общемировые модели потребления и производства. Студенты учатся анализировать процессы и явления, происходящие в обществе. Методы эффективного управления на всех уровнях с целью преодоления мирового кризиса изучаются на дисциплине «Основы теории управления». Оценивать риски, социальную и эко-
номическую эффективность принимаемых решений в управлении персоналом студенты обучаются при изучении дисциплины «Управленческий учет и учет персонала».
Дисциплина «Маркетинг персонала» помогает студентам анализировать состояние и перспективы развития рынка труда, разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору сотрудников с учетом требований мировых тенденций.
Вопросы интеграции рынков, движения капиталов и возможности расширения инвестиционных потоков по всему миру, оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия студенты рассматривают в рамках дисциплин «Основы финансового менеджмента» и «Рынок труда». Социальная ответственность корпораций на местном и глобальном уровнях, экономическая сущность организации труда изучается в рамках дисциплины «Экономика и социология труда». При изучении дисциплины «Инновационный менеджмент в управлении персоналом» рассматриваются современные условия экономической деятельности, теория инноватики, экономическая и социальная эффективность нововведений в управлении персоналом (табл. 3).
При анализе учебных планов экономических направлений подготовки с позиции концепции устойчивого развития можно отметить недостаточное количество часов, отведенных экологической подготовке. В математическом и естественнонаучном цикле нет дисциплин, раскрывающих экологическую составляющую концепции устойчивого развития. Все это можно считать большим упущением, так как последующие дисциплины профессионального цикла должны базироваться на этих знаниях (рис. 1).
В концепции долгосрочного развития России до 2020 года отмечено, что «...усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата, что создает дополнительные возможности для России, имеющей огромные запасы пресной воды и экологически благополучные территории». Это накладывает дополнительную ответственность на обучающихся по экономическим направлениям подготовки, так как осуществлять переход к социально ориентированной инновационной экономике невозможен без понимания сути законов биосферы как основы всей мировой экономики. Устойчивое развитие возможно только при условии соблюдения баланса потребления и возможности биосферы к самовосстановлению.
Элементы экологической составляющей прослеживаются в дисциплине профессионального цикла «Безопасность жизнедеятельности», которая относится к федеральному компоненту всех направлений подготовки и изучается в 8 семестре. В примерной программе дисциплины, разработанной МГТУ им. Н. Э. Баумана и рекомендованной Министерством образования и науки РФ для всех направлений высшего профессионального образования, отмечено, что основными обобщенными задачами курса являются «приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечение безопасности жизнедеятельности и снижение рисков, связанных с деятельностью человека; овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества».
Учебным планом направления подготовки «Управление персоналом» в цикле математических и естественнонаучных дисциплин предусмотрено изучение дисциплины «Концепции современного естествознания». Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с естествознанием как основой научного мировоззрения, создание основ целостного восприятия окружающего мира как единства неживой и живой природы. Это, несомненно, позволяет выделить данное направление подготовки среди других.
В целом включение в учебные планы экономических направлений подготовки дисциплины «БЖД» и «КСЕ» для направления подготовки «Управление
персоналом» недостаточно, так как не освещен целый ряд вопросов экологической составляющей КУР (в соответствии с индикаторами концепции устойчивого развития):
— биологическое и ландшафтное разнообразие;
— личное и семейное здоровье;
— экологические аспекты здоровья (качество продуктов питания, питьевой воды, загрязнение среды);
— управление отходами;
— экономические основы рационального использования ресурсов, в том числе природных (включая водные, земельные, минеральные, ископаемые и т.п.).
Таким образом, учебный процесс в экономическом вузе только тогда будет соответствовать целям образования для устойчивого развития, когда будет усилен экологический блок. Обучая студентов, которые в своей профессиональной деятельности будут принимать решения, от которых зависит устойчивость региона и страны в целом должны воспринимать знания экономического и социального блока через призму осознания возможностей биосферы. Должны ощущать себя частью природы и понимать возложенную на них ответственность. Образование представляется трамплином для перехода к устойчивому развитию, формируя у обучающихся необходимые компетенции для реализации полученных знаний. В связи с этим необходимо включать дисциплины экологической направленности в учебные планы укрупненной группы 38.00.00 «Экономика и управление».
Библиографический список
1. Ермаков, Д. С. Экологическая психология в контексте устойчивого развития / Д. С. Ермаков ; под ред. В. И. Панова // Экопсихологические исследования-2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития : монограф. сб. — М. : УРАО Психологический институт ; СПб. : Нестор-История, 2011. — С. 25-35.
2. Декларация конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (1972). — URL: http://www.un.org/russian/conferen/humanenv/ declarathenv.html (дата обращения: 13.09.2014).
3. Волков, А. Е. Российское образование-2020 — модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков [и др.] // Российское образование: тенденции и вызовы : сб. стат. и аналит. докл. — М. : Дело АНХ, 2009. — C. 19 — 47.
>
МЕЛЬНИКОВА Оксана Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой экологии и естественнонаучных дисциплин. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2014 г. © О. Ю. Мельникова