Анализ системы уроков по раннему творчеству Н.В. Гоголя в учебно-методическом комплексе..,
УДК 372.8
Герасимова Дарья Александровна
Средняя общеобразовательная школа № 24, г. Кострома
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО РАННЕМУ ТВОРЧЕСТВУ Н.В. ГОГОЛЯ
В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г.С. МЕРКИНА
(5 КЛАСС)
В статье предлагается анализ методической концепции изучения раннего творчества Н.В. Гоголя в учебно-методическом комплекте под редакцией Г.С. Меркина, раскрывается значение конкретных приемов работы с текстом для формирования образного восприятия учащихся.
Ключевые слова: изучение творчества Н.В. Гоголя в школе, развитие образного мышления, воображения учеников.
Развитие образного мышления учащихся остается одной из существенных задач на уроках литературы в современной школе. Несмотря на изменение стандартов, подходов к оценке результатов образования, перед нашим предметом по-прежнему стоит задача формирования всесторонне развитой, гармоничной личности. Об этом напоминает Примерная программа по литературе - важнейший документ, определяющий конкретное содержание образования школьников на ступени основного общего образования: «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру» [2, с. 4-5].
Следовательно, на уроках литературы особенно важно добиться единства эмоционального восприятия и интеллектуального понимания. А это возможно лишь при одном условии: наличии у школьника способности к полноценному восприятию образного мира литературного произведения, сформированное у читателя подростка умение воспринимать художественный образ, воплощенный в слове, в соответствии с природой искусства в целом и в частности - словесного искусства. «Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего» [2, с. 4].
Изучение практики школьного преподавания и современных методических изданиях, предназначенных для школы, убеждает в том, что на сегодняшний день в достижении указанной цели есть ряд проблем и противоречий. С одной стороны, школьная программа по-прежнему состоит в основном
из произведений русской классической литературы, обладающих большим потенциалом для развития духовно-нравственных качеств ученика и его образного мышления. С другой стороны, нередко современные учебники в меньшей степени учитывают эмоционально-образную природу искусства, чем это необходимо. Авторы увлекаются постановкой перед школьниками психологических проблем, заставляя переносить внимание с образного мира художественного произведения на жизненные ситуации и обсуждать их нередко на бытовом уровне. Или напротив, ставят перед учениками исключительно интеллектуальные задачи, связанные с освоением теоретико-литературных понятий и историко-литературных фактов, не предлагая заданий, развивающих воображение и фантазию, что обедняет эмоциональное содержание уроков.
Для современного учителя существует возможность выбора и освоения различных УМК по литературе, поэтому мы предлагаем наблюдения над некоторыми из них, как опыт анализа и оценки возможностей данного комплекта с точки зрения его направленности на развитие образного мышления учеников. Мы обращаемся при этом к изучению произведений Н.В. Гоголя в 5-6 классах, поскольку этот материал является вариативным (перечень произведений, о которых идет речь, не утвержден стандартом). Это позволяет оценить разнообразие подходов авторов разных УМК по литературе и точнее выявить особенности и потенциал каждого из них в заданном аспекте анализа.
В данной статье предлагается анализ УМК под редакцией Г. С. Меркина, согласно которому в 5 классе ученикам предлагается изучение повести «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». При анализе мы обращались как к материалам учебника, так и к методическим разработкам уроков, составленным Ф.Е. Соловьевой.
Работа над творчеством писателя по программе Г.С. Меркина направлена «на формирование интереса к личности писателя и к изучаемым произведениям», а также на «установление связи между мировоззрением автора и его творчеством» [3, с. 4]. Для достижения данной цели авторы програм-
© Герасимова Д.А., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
43
мы предлагают ряд методических приемов, которые необходимо применять учителю при работе над творчеством любого автора, в том числе и Н.В. Гоголя. Это художественно-биографический рассказ, включающий описание события, дня из жизни художника слова, галерею портретов, составление итоговой таблицы, включающей самые важные факты из жизни изучаемого писателя. Что касается работы над произведением, то и здесь тоже есть ряд требований, предъявляемых программой. Это обязательная работа над лексикой, над нравственно-эстетическими понятиями, подготовка докладов и сообщений, создание ситуаций, стимулирующих поисковую, исследовательскую работу над текстом.
Отдельно задача развития образного мышления учащихся авторами в данном разделе не ставится, однако, по нашему мнению, многие формы работы, предложенные составителями учебника и методических рекомендаций, позволяют эффективно решать эту задачу.
На первом уроке «Краткие сведения о Н.В. Гоголе» учащиеся знакомятся с фактами из детства писателя, началом его литературной деятельности. Урок состоит из следующих этапов:
1. Слово учителя
2. Сообщения учителя и учащихся (по биографии писателя). Заполнение правой части таблицы в рабочей тетради замечаниями по ходу услышанного.
3. Сообщение учащегося «Детство Н.В. Гоголя»
4. Слайдовая презентация «Художественный портрет Гоголя»
5. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Слово учителя о художественном своеобразии цикла)
6. Итоги работы. Обращение к таблице. (Проверка и корректировка записей).
7. Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Выявление первоначальных впечатлений учащихся в беседе с учителем.
8. Конкурс на лучшего знатока повести. Заполнение правой части таблицы в рабочей тетради.
9. Конкурс на лучшую подпись под иллюстрацией. Слайдовая презентация.
10. Итоги урока.
11. Домашнее задание.
При работе над биографией Гоголя автор методических рекомендаций к урокам по данной программе Ф.Е Соловьева предлагает необычную форму работы, построенную на иллюстративном материале. В учебнике, в начале статьи об авторе, дана репродукция картины Н.А. Ярошенко «Дом Гоголей в Васильевке» 1876 года, помещены портреты родителей писателя работы неизвестного художника. При работе над данными репродукциями Ф.Е. Соловьева советует подготовить художественный рассказ о родителях писателя по их портретам, рассказать о детстве Гоголя, опираясь на репродукцию картины Н.А. Ярошенко.
Далее работа усложняется. Ученикам предлагается слайдовая презентация с репродукциями портретов Н.В. Гоголя в разные периоды его жизни. Это работы А.Г. Венецианова, А.С. Пушкина, Ф. Моллера, А. Иванова (образ кающегося на картине «Явление Христа народу», «списанный» с Н.В. Гоголя). В итоге этой работы класс обращается к рассмотрению памятника писателю работы Н.А. Андреева. «Рассматривая каждый из портретов, учащиеся видят изменение, рост личности Н.В. Гоголя и, в то же время, его жизненную драму, которая разворачивается на их глазах» - утверждает методист [3, с. 126].
Данный прием при изучении биографии писателя позволяет развивать как логическое, так и образное мышление, так как ребенок, рассматривая репродукцию, не только делает выводы на основе увиденного, но и размышляет, додумывает, пытаясь понять связь между иллюстративным рядом и сообщаемыми ему фактами, раскрыть эмоциональное и идейное содержание зримого образа. Небольшое сомнение вызывает лишь то, насколько этот интереснейший прием может быть реализован в 5 классе при первой встрече школьников с творчеством Н.В. Гоголя. Возможно, такая работа для учеников окажется очень сложной, а главное, преждевременной, так как она требует высокого уровня обобщения проработанного материала. С нашей точки зрения, такой прием даст хорошие результаты в 9 классе, когда школьники имеют о творчестве Гоголя действительно богатое представление, изучив не только отдельные повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», но и повесть «Тарас Бульба», комедию «Ревизор» и т.д. Тогда работа с портретами писателя (в живописи и скульптуре) поможет глубоко осознать связь между личностью человека и его художественным изображением, осмыслить духовную биографию писателя.
От биографии Гоголя автор предлагает перейти к работе над циклом «Вечера на хуторе близ Ди-каньки», давая в «слове учителя» трактовку поэтики цикла. Можно отметить, что в предложенном методистом примерном конспекте слова учителя отражены современные литературоведческие работы и нет упрощения материала. В частности, говорится о двойственности поэтического мира «Вечеров», о присутствии в нем как светлых, так и темных красок, борьбы добрых и злых сил.
Переходя к изучению повести «Ночь перед Рождеством», методист обращается к выявлению первоначальных впечатлений учащихся. Она предлагает ряд вопросов, направленных на осознание прочитанного, на совершенствование умения рассуждать:
- Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие - смех?
- Какие эпизоды показались вам наиболее смешными?
44
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Анализ системы уроков по раннему творчеству Н.В. Гоголя в учебно-методическом комплексе..
- Как вы думаете, смех Гоголя в «Ночи перед Рождеством» злой, добродушный, ехидный, горький? Свой ответ аргументируйте.
Все эти вопросы помогают ученикам осознать их эмоциональные впечатления, но непосредственно к образному ряду произведения не апеллируют. Можно дополнить ряд вопросов следующими.
Кого из героев повести вам легче всего было вообразить? А кого представить было трудно?
Какая картина вам представляется теперь, когда вы слышите название повести Гоголя?
Какие краски понадобятся художнику, прежде всего, если он решит иллюстрировать это произведение?
Следующий этап - работа с таблицей «Конкурс на лучшего знатока повести» направлен на контроль знания текста, развивает логику и память. Зато «Конкурс на лучшую подпись под иллюстрацией» помогает развивать образное мышление и речь: глядя на репродукцию картины, ученик должен придумать к ней слова, соответствующие ее сюжету. Это достаточно большой ряд репродукций известных картин, названиями которых являются цитаты из текста, подобранные художниками.
«И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась!» А.Д. Кившенко.
«В Петербург, прямо к царице!» И.Э. Грабарь.
«Дьяк выбрался из мешка» А.М. Каневский.
«Достань черевики, выйду замуж!» А.П. Бубнов.
«Погляди, какие я тебе принес черевики!» А.П. Бубнов.
На данном этапе урока возможен и другой вид работы, например, можно показать репродукции картин и после анализа названий, придуманных детьми, прочитать то, что предложили художники.
Темы второго и третьего уроков звучат следующим образом: «Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Ваку-ла», «Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
На первом и втором уроке по произведению преобладают задания, развивающие логическое мышление учащихся. Основной прием, используемый учителем, - эвристическая беседа, благодаря которой происходит освоение материала детьми. Кроме того, ученики получили объемное домашнее задание, необходимое для более глубокого понимания изучаемого материала и, следовательно, более активной работы на уроке (Подготовить рассказ о Н.В. Гоголе по статье учебника; попытаться выявить черты волшебной сказки в повести; дать характеристику героям повести Оксане и Вакуле).
Второй урок состоит из следующих этапов:
1. Проверка домашнего задания. (Рассказ одного из учащихся о Гоголе).
2. Фольклорные мотивы. Историческая основа повести. Выявление фольклорных мотивов с помо-
щью наводящих вопросов учителя, сообщение учащихся по исторической основе повести с опорой на соответствующий материал учебника. Заполнение таблицы в рабочей тетради.
3. Проверка домашнего задания (в беседе выявление черт, объединяющих повесть с волшебной сказкой).
4. Итоги работы. Обращение к таблице (проверка сделанных записей).
5. Образы Вакулы и Оксаны. Образ рассказчика.
6. Проверка домашнего задания. (Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали ее портрета. Подготовить рассказ о ней. Записать ключевые слова, которые помогут рассказать о характере кузнеца Вакулы. Составить рассказ о герое)
7. Подведение итогов урока в слове учителя.
8. Домашнее задание. (Подготовить материалы для работы на следующем уроке по творчеству И.С. Тургенева).
Здесь снова мы видим работу с таблицей, заполняющейся по ходу урока, призванную упорядочить знания детей, привести их в систему. Таблица состоит из четырех пунктов: фольклорные мотивы, фольклорные источники, традиции житийной литературы, историческая основа произведения. Информацию для заполнения таблицы дети берут из соответствующих материалов учебника: вступительной статьи, комментариев к повести, рубрики «Для вас, любознательные!» [1, с. 160].
При работе над образами героев выделяется несколько этапов: рассказ о сочельнике - времени, в которое происходят события в произведении, анализ образа рассказчика, образов персонажей (Оксаны, Вакулы).
На первом этапе предлагается рассказать о сочельнике. Это доклад, подготовленный учеником, создает основу для работы над сказочной стороной произведения: «Праздник, связанные с ним поверья, его особая атмосфера вольности и веселья выводят жизнь из ее обычной колеи и делают невозможное возможным» [3, с. 131]. Эту работу, по нашему мнению, логичнее было бы выполнить на третьем уроке: «Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Кроме того, это задание так и требует какой-либо наглядности - иллюстраций или инсценировки, чтобы рассказ ученика не был голословным.
Далее работа на уроке строится в виде беседы. Ученики отвечают на вопросы, зачитывают определенные эпизоды повести, посвященные главным героям. При работе над образом Оксаны учащиеся обращаются к уже знакомой репродукции картины «Достань черевики, выйду замуж!» А.П. Бубнова, что позволяет развивать образное мышление. Анализируя образ Вакулы, Ф.Е Соловьева предлагает необычный вид работы: по картинам Вакулы определить его характер и сделать соответствующий
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
45
вывод: «В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника» [3, с. 133]. Хочется подхватить замечательную находку методиста и продолжить работу, развивающую образное мышление учеников. Можно предложить пятиклассникам войти в роль Вакулы и попытаться нарисовать одну из его картин, раскрасить миску или декоративный сундук, пытаясь выдержать авторский стиль, не исказить манеру героя повести.
На третьем уроке «Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» ведущим приемом является эвристическая беседа, лишь в самом конце предлагается прослушивание фрагмента оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Итогом этой работы является вопрос: «В чем сходство и различия в звучании оперы и повести?» [3, с. 138]. Он направлен и на логику, и на развитие образного мышления, так как при ответе на него необходимо услышать «настроение» музыки, почувствовать ее, провести анало-
гии между словесными и музыкальными образами. Дети должны уловить, что объединяющим началом являются народные мотивы, звучащие в повести и в опере.
В итоге нашего анализа мы можем сказать, что методические разработки уроков Ф.Е. Соловьевой к программе Г.С. Меркина имеют значительный потенциал для развития образного мышления учащихся, который можно усилить и углубить, доработав некоторые задания и предложив новые в рамках основной методической концепции, разработанной авторами УМК.
Библиографический список
1. Литература: 5 класс. В 2-х ч. Ч. 1 / автор-сост. Г.С. Меркин. - М.: Русское слово, 2007. - 350 с.
2. Примерные программы основного общего образования: Литература. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
3. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы: К учебнику «Литература. 5 класс»: методическое пособие / авт.-сост. Г.С. Меркин. - М.: Русское слово, 2010. - 226 с.
УДК 371.3
Клещева Ирина Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Формирование исследовательской деятельности обучающихся и их дальнейшее личностное развитие посредством включения в специально-организованные учебные исследования требуют применения системного подхода. В статье описано проектирование структуры такой методической системы развития исследовательского потенциала учащихся.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, исследовательский потенциал, системный подход, методическая система.
Развитие современного общества характеризуется изучением на более глубоком уровне законов природы и социума, генерированием инновационных идей в ранее неизвестных областях, возникновением новых видов деятельности. Определяющее значение при этом приобретают способность и готовность человека выявить проблему, проанализировать перспективу ее решения, наметить эффективный план действий, найти и привлечь необходимые для его осуществления ресурсы, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Такая общая схема осуществления исследовательской деятельности может быть применима и в учебе, и в бизнесе, и в жизни. Чтобы воспитать личность, обладающую указанными способностями, необходимо согласованное комплексное развитие исследовательского потенциала ребенка.
Под исследовательским потенциалом обучающегося мы понимаем динамическую систему личностных качеств учащегося, обусловленную био-
логическими и социальными предпосылками и формируемую в образовательном процессе, обеспечивающую его интеллектуальную и психологическую предрасположенность, возможность, готовность реализации исследовательской деятельности в целом или ее отдельных этапов [2, с. 70].
Такой социальный заказ закреплен и в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.
Методологической основой проектирования и реализации ФГОС является системно-деятельно-стный подход в обучении. Изучение литературы, посвященной проблемам формирования исследовательской деятельности учащихся, анализ понятий «исследовательский потенциал учащихся», «учебно-исследовательская деятельность», «исследовательская компетентность», экспериментальная работа образовательных учреждений также свиде-
46
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Клещева И.В., 2014