- Педагоигка -
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПУТЁМ ПООБРАЗНОГО АНАЛИЗА ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
А.С. Вакенгут, студент
Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Тара (Россия, г. Тара)
Аннотация. Статья посвящена изучению повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» путём пообразного анализа произведения в контексте перехода Российского образования на новую ступень обучения. Особое внимание автор уделяет разработке методики формирования познавательных УУД на основе повести Н.В. Гоголя. Автором предложены методические рекомендации по изучению произведения «Ночь перед Рождеством», приведены конкретные примеры формирования учебных действий, построенных на основе современной методики преподавания литературы.
Ключевые слова: Гоголь, Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, познавательные универсальные учебные действия, пообразный анализ, методика преподавания.
Министерство образования и науки России разработало систему, благодаря которой нынешнее поколение сможет социализироваться в современном мире, а главное - соответствовать ему.
Отвечать требованиям нового общества, учащимся поможет введение федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС), направленного на формирование российского гражданина, развитого в различных направлениях, способного адекватно оценивать себя, ситуацию и общество в целом [1]. Это становится возможным за счёт системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС и формированию универсальных учебных действий (УУД), предусмотренных образовательным стандартом.
УУД позволят обучающемуся саморазвиваться и самосовершенствоваться, то есть, прежде всего, учиться: ставить цели, искать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать свою деятельность [2, 77].
В результате чего перед каждым учителем-предметником встаёт вопрос, как организовать учебную деятельность на своём уроке, чтобы он отвечал всем требованиям ФГОС. Этому вопросу и будет посвящена данная статья.
В настоящей работе будут рассмотрены некоторые познавательные УУД и спосо-
бы их формирования на уроках литературы в 5 классе. В качестве средства формирования учебных действий взят пообраз-ный анализ повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Произведение Гоголя выбрано не случайно. В современном гоголеведении намечены новые тенденции исследования творчества автора, прежде всего это анализ его трудов с точки зрения христианства, религиозного мировидения Гоголя. Так, в героях повести «Ночь перед Рождеством» учёные увидели моральное несовершенство людей, а в главном герое повести - чёрте - смогли разглядеть человека, которого можно встретить в различных слоях общества. Он горд, тщеславен и способен опускаться до низменных страстей. Помимо этого, мифологический подтекст повести будет интересен всем любителям кинематографа фантастического жанра, в частности школьникам, следящим за новинками кино, так как в настоящее время создаётся множество фильмов в жанре фэнтези.
Итак, цель статьи - показать, как, используя пообразный анализ произведения, можно формировать познавательные УУД.
Пообразный анализ произведений в 5 классе самый частотный и привычный. Он позволяет учащимся взглянуть на литературу как на искусство, показывающее все
- Педагогика -
оттенки человеческих чувств, характеров, возможностей, тем самым лучше узнать человеческую природу, а через неё понять менталитет всей страны.
Носителями нравственных качеств в повести Гоголя помимо реальных героев выступают и мифологические. Это вполне закономерно, так, О.А. Фёдорова пишет, что мир Гоголя «предстаёт в двух измерениях: реальном и субстанциональном, метафизическом» [3, с. 76]. Соответственно каждый мир должен быть наделён подходящими ему персонажами, а задача учителя - показать, как эти миры пересекаются, а главное для чего.
Помимо этого, анализируя поведение одного героя, можно понять концепцию всего произведения, а если правильно подобрать задания для анализа, то можно формировать умения, которые пригодятся не только на уроке, но и в жизни.
Первое учебное действие, которое будет рассмотрено, это умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. То есть учащиеся, опираясь на текст, должны предоставить материал, отвечающий на те или иные вопросы. Постоянное выполнение данного действия позволит обучающимся видеть в тексте главное, отсекать лишнее.
Например, проведя с обучающимися беседу о том, что такое колорит, какую роль он играет в произведениях и чем создаётся, школьникам нужно доказать, что действие повести происходит на Украине. Для этого можно разбить класс на три группы для выполнения мини проекта. Так как работа будет направлена на неродной язык школьников, то необходимо предоставить словари, которые также будут участвовать в формировании познавательного учебного действия. Первая группа должна показать язык персонажей. Продуктом данного исследования хорошо выступит инсценировка беседы Чуба и кума, Оксаны и Вакулы, эпизода, в котором молодёжь нашла мешки и спрятанных в ней любовников Солохи, или других персонажей повести и их действий на усмотрение учителя.
Вторая группа рассказывает об одежде, демонстрируя словарь или иллюстрацию. Так, в словарь могут войти такие украинские слова, как жупан - верхняя мужская одежда у поляков и украинцев, плахта - у украинцев род женской запашной юбки и
др. [4].
Третья группа готовит рассказ об обычаях украинского народа, например, о колядках, здесь непременно надо обратить внимание на отношения и действия героев повести к данному мероприятию.
Таким образом, найдя нужную информацию в тексте, обучающиеся не просто окунутся в атмосферу украинского села и рождественского праздника, но и смогут ответить на вопросы учителя. Вопросы педагога в данном случае должны быть направлены на характеристику героев.
Так, по диалогу Чуба и кума мы понимаем, что он ленив, труслив и жаден до праздничных угощений. По описанию одежды, мы не только знакомимся с украинскими национальными нарядами, но и можем судить о характере персонажей. Так, Оксана, будучи дочерью богатого человека, хорошо одевалась, была капризна, ветрена, а за черевички согласилась выйти замуж за кузнеца. Показательно и празднование ночи перед Рождеством, которая представила Оксану беззаботной девушкой, Чуба - скупым, а Вакулу - смелым и решительным.
Следующее УУД - владение смысловым чтением, т.е. обучающиеся должны самостоятельно вычитывать фактуальную, под-текстовую и концептуальную информацию.
Для формирования данного УУД учитель может построить работу на уроке таким образом: рассказать о фольклорных традициях в повести, например, об анекдоте, который был положен в основу эпизода, где любовники Солохи, дабы не быть рассекреченными, лезли в мешки; о песнях, напеваемых украинской молодёжью во время святок. После предложить школьникам найти в повести те места, которые близки к быличкам, а также героев этого фольклора.
- Педагоигка -
Для этого можно разделить класс на четыре группы, каждой группе дать не обработанный автором фольклорный материал: описание ведьмы, чёрта, действий ведьмы и чёрта в фольклорной традиции.
Например, традиционный облик чёрта - это мохнатое существо тёмной шерсти с хвостом, рожками, копытами и когтями, глаза горят, словно уголь, а голос сиплый, зычный и даже каркающий [5].
Далее обучающиеся находят в повести описание чёрта: похож на немца, мордочка оканчивается пятачком, как у свиней, ноги тонкие, сзади висит хвост, как у губернских стряпчих и если бы не козлиная бородка и рожки, то никто не узнал бы в нём чёрта.
После найденного описания группа сопоставляет его с исходным материалом и пытается ответить на вопрос, что во внешнем облике чёрта от автора.
Ответ этой группы дополняет следующая, которая сопоставляла действия и движения чёрта, присущие ему в фольклоре и в повести.
Другой группе можно дать текст с народным поверьем: на Украине и в Болгарии распространено верование в то, что ведьмы могут снять месяц с неба и выдоить из него молоко. Когда месяц «изцеден» (выдоен), дождя не будет.
По тексту повести обучающиеся находят место, где Солоха, поднявшись на метле в небо, набирает полный рукав звёзд, а чёрт ворует месяц. Группе необходимо ответить, с какой целью дан этот эпизод, для чего герои произведения воруют ночные светила. Ответ дополняет другая группа, анализировавшая внешность ведьмы до и после авторской интерпретации.
Таким образом, класс находит полные характеристики демонологических персонажей: образ Солохи лишён безобразной старости или совершенной красоты, которая присуща ведьмам в народной культуре. О внешности Солохи практически ничего неизвестно, правда люди говорят, что у неё есть хвостик - атрибут всякой ведьмы. Как она превращается в различные предметы или существа, тоже никто не ви-
дел, об этой черте демонологического существа говорят слухи, по которым Солоха превращалась то в кошку, то в свинью, кричащую петухом. Но это только слухи и никто этого не видел. Внешнего доказательства того, что Солоха - ведьма, в повести нет. О ней известно, что «Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных Козаков...» [6, 113]. Таким образом, мы видим, что в Со-лохе нет безобразных или нарочито прекрасных черт, которые выдают потустороннее происхождение существа. Прямо своё демонологическое начало она выдаёт лишь однажды, когда, вылетев из печной трубы вместе с дымом, который считается средством связи потустороннего мира с реальным, совершает кражу звёзд. Солоха прятала их в рукав, а кражу звёзд славяне считают делом рук ведьм и колдунов. В отношениях с близкими Солоха не применяла каких-либо колдовских методов, хотя и могла, например, с помощью колдовства отвернуть Вакулу от Оксаны, ведь она боялась, что, женившись на Оксане, Ваку-ла оставит её без хозяйства Чуба, которое она считала почти у себя в кармане [7, 9].
Образ чёрта дан в комическом изложении, можно говорить, что этот персонаж изображён в виде вертепного чёрта. Схожесть чёрта со служителями ада не говорит здесь о его грозном, страшном виде, он только пляшет и кривляется. Но чёрт не только шут, он имеет власть над природой - напускает метель, а по народным поверьям сам может стать вихрем. Как и многим демоническим персонажам, чёрту не свойственен покой, мы постоянно видим его в действии, он бегает «проворнее франта в чулках», крадётся к месяцу и отскакивает, бегает вокруг него, подпрыгивает, болтает ногой, сосёт пальцы, дует в кулак, чтобы согреться, но всё это заканчивается, когда его ловит Вакула. В результате центральный мифологический персонаж повести начинает служить человеку и выступает в роли беса-искусителя [7, 8]
- Педагогика -
Также чёрт показан в роли скакуна, где для славян видна связь с нечистой силой, т.к. конь и лошадь по поверьям связаны с нечистью. Именно конь был главным жертвенным животным на похоронах, проводником на «тот свет». По лужицкому представлению, конь может видеть смерть, о чем свидетельствует его беспокойное поведение и т.п. Помимо этого чёрт способен изменять размеры и становиться таким маленьким, что способен влезть Ваку-ле в карман [7, 8].
В народной культуре чёрту присуще множество имён: нечистый, некошный,
черная сила, сатана, диавол, лукавый, лу-канька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик [8], Гоголь не отходит от этой традиции и называет его «лысым дидьком», лукавым, бесом и сатаной.
Универсальное учебное действие классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям можно формировать, заполняя таблицу.
В одну колонку школьники выписывают мифологических персонажей и их характеристику, во вторую - реальных героев, также с характеристикой.
Мифологические герои повести Реальные герои повести
Имя Характеристика Имя Характеристика
Солоха Ворует звёзды, летает на метле, «добрая баба», смышленая, хитрая Чуб Богатый казак, ленивый, недалёкий, упрямый, важный.
Чёрт Хитрый, вертлявый, превращается в различные предметы, явления природы и существа Оксана Избалованная, ветреная, самовлюблённая, капризная, любит веселье.
Пацюк Лечил людей, много ел, отправляя еду в рот не прибегая к помощи рук, не работал, Вакула Серьёзный, трудолюбивый, смелый, решительный
Дьяк Осип Никифорович Трусливый, степенный казак.
Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения.
Для формирования данного УУД обучающимся можно предложить кластеры
или синквейны. Они в свою очередь должны не просто назвать носителя качеств, представленных в задании, но и доказать свою точку зрения, при необходимости обратиться к тексту произведения.
Пример кластера:
Рисунок 1. Кластер
- Педагоигка -
Пример синквейна: мируя одно учебное действие, мы непре-
Немец. менно затрагиваем другое.
Вертлявый, злопамятный. Так вся работа, предполагающая нахо-
Крадёт, мстит, превращается. ждение ответов в повести, отсылает нас к
Имеет множество имён. УУД, которое требует находить достовер-
Нечисть. ную информацию в тексте. А классифици-
Желательно, чтобы обучающиеся про- руя персонажей произведения, мы хоть и комментировали каждую характеристику не намеренно, но сравниваем их, что отно-кластера или каждую строчку синквейна. сится к совершенно другому учебному
После того, как будут разгаданы все за- действию. дания, предложить классу составить свои Таким образом, правильно организо-
кластеры или синквейны по заинтересо- ванный урок и уместное применение раз-вавшим их персонажам. Такая работа бу- нообразных приёмов и методов в процессе дет интересна в группах. преподавания - залог развитого во всех
Из подобранных примеров формирова- направлениях молодого поколения. ния познавательных УУД видно, что фор-
Библиографический список
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Федер. Закон от 17 декабря 2010 г., №1897. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рфМоситеП^/938
2. Киселева, Н.А. Анализ художественного текста как основа для формирования универсальных учебных действий обучающихся [Текст]/ Н.А. Киселева // Роль Сибири в поликультурном и многоязычном мире современного евразийского пространства: материалы международной научной конференции в 2-х частях, Ч. 2. - Омск: ОГИС, 2015. - 228 с.
3. Фёдорова, О.А. Эстетическое и поэтическое своеобразие философской лирики С.П. Шевырева: дис. канд. фил. Наук: 10.01.01 [Текст] / О.А. Фёдорова. - Абакан, 2010. -177 с.
4. Словари [Электронный ресурс] - режим доступа: http://tolkslovar.ru/ch659.html
5. Власова, М.Н. Энциклопедия русских суеверий [Электронный ресурс]/ М.Н. Власова. - Режим доступа: https://www.litmir.co/br/?b=231641.
6. Гоголь, Н.В. Избранное. В 3-х томах. Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. [Текст] / Н.В.Гоголь. - Москва: «Издатцентр», 1996. - 400 с.
7. Вакенгут, А.С. Демоническое начало в образах Солохи и чёрта в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» [Текст] / А.С. Вакегут // Наука и образование: проблемы и перспективы - 2016: сборник материалов студенческой научно-практической конференции. -Омск. - 178 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В.И. Даль. - Режим доступа: http://slovardalja.net/word.php?wordid=42995.
- Педагогика -
THE FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AT LITERATURE LESSONS IN THE 5TH GRADE BY POOBREZALI ANALYSIS OF THE NOVEL N.V. GOGOL'S «NIGHT BEFORE CHRISTMAS»
А.S. Vakengut, student
Branch of Omsk state pedagogical university in Tara (Russia, Tara)
Abstract. The article is devoted to the study of the novel N. In. Gogol's «Night before Christmas» by poobrezali analysis works in the context of transition of Russian education to a new level of learning. Special attention is paid to the development of a methodology of forming of cognitive UUD on the basis of the story N. In. Gogol. The author offers methodological recommendations for the study of the works of «the Night before Christmas», specific examples of the formation of educational actions, based on modern methodology of teaching literature
Keywords: Gogol, Federal state educational standard of cognitive universal educational actions, poopathy analysis, methods of teaching.