Научная статья на тему 'Анализ системы управления качеством жизни (на примере инвестиций в образование)'

Анализ системы управления качеством жизни (на примере инвестиций в образование) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
991
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЗНАЧИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов Е.Я.

В статье поднимаются проблемы социально-экономической эффективности и качества обслуживания населения в отраслях сферы услуг, предпринимается попытка проанализировать механизмы повышения эффективности и качества услуг. Основные вопросы, рассматриваемые в статье: теоретические основы качества жизни как экономической категории; оценка эффективности инвестиций в образование как значимого элемента системы управления качеством жизни; качество и уровень жизни населения вопросы методологии, теории и практики, пути их повышения. Основной вывод, заключается в том, что необходимо на регулярной основе оценивать уровень образования, достигнутый разными группами населения и работников, а также отслеживать динамику показателей эффективности инвестиций в образование граждан, что позволит установить зависимость результатов производства, уровня качества жизни населения от столь важного фактора, каким является образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ системы управления качеством жизни (на примере инвестиций в образование)»

3. Приказ Минфина России от 11 января 2013 г. N 3н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://base.garant.ru/70396530/ (Дата обращения: 06.12.2015 г.).

4. Приказ Росфиннадзора от 11 ноября 2011 г. N 490 «Об осуществлении межрегиональными территориальными управлениями, территориальными управлениями Росфиннадзора внешнего контроля качества работы аудиторских организаций» " [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://base.garant.ru/70396530/ (Дата обращения: 06.12.2015 г.).

5. Основные показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества. / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // режим доступа URL:

http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex_monitoring/ (Дата обращения: 06.12.2015 г.).

6. Шнейдман Л. З. Саморегулирование в аудите: основные результаты / Л. З. Шнейдман, С. В. Соломяный // Финансовый журнал. - №4. - 2014. - С. 5-15.

© Алтухова Н.В., Пигарева В.С., 2015

УДК33

Е.Я. Анисимов

Заместитель директора института экономики и управления,

доцент кафедры финансов и кредита Международная академия бизнеса и управления г. Москва, Российская Федерация

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ)

Аннотация

В статье поднимаются проблемы социально-экономической эффективности и качества обслуживания населения в отраслях сферы услуг, предпринимается попытка проанализировать механизмы повышения эффективности и качества услуг.

Основные вопросы, рассматриваемые в статье:

- теоретические основы качества жизни как экономической категории;

- оценка эффективности инвестиций в образование как значимого элемента системы управления качеством жизни;

- качество и уровень жизни населения - вопросы методологии, теории и практики, пути их повышения.

Основной вывод, заключается в том, что необходимо на регулярной основе оценивать уровень

образования, достигнутый разными группами населения и работников, а также отслеживать динамику показателей эффективности инвестиций в образование граждан, что позволит установить зависимость результатов производства, уровня качества жизни населения от столь важного фактора, каким является образование.

Ключевые слова

Россия, качество жизни, инвестиции, эффективность инвестиций, образование как значимый элемент

системы управления качеством жизни.

Актуальность данной проблемы обусловлена сложностью и дискуссионностью основных проблем оценки показателей «качества жизни» и насущной потребностью поиска универсальной методики определения интегрального показателя качества жизни с целью выявления региональных различий и разработки соответствующих социально-экономических региональных программ, направленных на его улучшение.

Решение этой задачи во многом обусловлено решением задачи по установлению зависимости результатов производства, уровня качества жизни населения от столь важного фактора, каким является образование.

За последние 10 - 20 лет понятие «качество» претерпело эволюцию: содержание экономической категории «качество товаров и труда» преобразовалось в проблемы «качество человека», «качество культуры», «качество образования». Определяющим является переход от функционала прибыли как главного критерия экономического развития к функционалу качества жизни, включающему такие основные составляющие, как качество среды обитания, уровень материального благосостояния и духовного развития и др.

Проблемы повышения качества жизни являются важнейшими задачами государственных органов управления всех стран. В связи с формированием новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления в России встала задача разработки нового эффективного механизма управления качеством жизни, особенно, на региональном уровне, где вопросы обеспечения качества жизни не всегда рассматриваются системно. Эффективное управление качеством жизни предусматривает системную оценку важнейших его составляющих, оценку факторов роста и использование современных методов при разработке алгоритма программы качества. Эти вопросы, несмотря на их фундаментальное значение для реализации целей регионального управления, изучены недостаточно6.

Качество жизни представляет собой сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: качество природной среды, качество здоровья популяции, качество образования и т.п., что предполагает необходимость выявления новых подходов к созданию системы управления качеством жизни, использованию методов оценки их эффективности7.

Основные проблемы оценки показателей «качества жизни» остаются до сих пор дискуссионными. В связи с этим чрезвычайно важно найти универсальную методику определения интегрального показателя качества жизни с целью выявления региональных различий и разработки соответствующих социально-экономических региональных программ, направленных на его улучшение.

Теоретические основы качества жизни как экономической категории.

Развитие экономики Российской Федерации, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. Наступивший XXI в. по мнению мыслителей, политиков, экономистов является веком качества8. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Отступают в прошлое ориентиры только на научно-технический прогресс, на построение тех или иных моделей индустриального развития. Поиск новых путей экономического развития привел к осознанию, что только качество жизни может в наибольшей степени выражать цели мирового сообщества, так как человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию - «цивилизацию качества»9.

6 Антология русского качества / под ред. Б.В. Бойцова. - М.: РИА Стандарты и качество, 2010. С. 426.

7 Матвеева, И. Качество жизни - новая цивилизационная парадигма / И. Матвеева, Н. Михайлова // Стандарты и качество. - 2012. - № 5. - С. 56 - 61.

8 Басовский, Л.Е. Управление качеством : учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М. : ИНФРА-М, 2014.

9 Всеобщее управление качеством : учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Геров, Ю.В. Зорин под ред. О.П. Глудкина. - М. : Горячая линия - Телеком, 2012. С. 600.

Процесс ориентации на качество товаров и услуг, начатый в XX в., трансформировался в процесс создания систем качества для всех аспектов жизни общества. Жизнеспособность и конкурентоспособность стран на мировом рынке стали проверять по фактору качества. 1990-е гг. XX в. для России оказались периодом формационного сдвига, во многом носящего регрессивный характер. С одной стороны, страна вернулась на путь капиталистического развития, формы которого по сравнению с современным состоянием мировой экономики имеют исторические аналогии в далеком прошлом: Россия вступила в стадию первоначального накопления капитала - в фазу развития, пройденную Европой в XVII - XIX вв., Америкой на рубеже XIX - XX вв., а большинством развивающихся стран - в 1940 - 1960-е гг. С другой стороны, особенности современных мирохозяйственных связей сразу поставили Россию, сильно ослабленную революционными процессами начала 1990-х гг. и экономически, и политически, в положение развивающихся стран даже не первого эшелона. В настоящее время качество образования, здравоохранения вызывает озабоченность и тревогу, а так же качество государственных институтов и правовой основы их функционирования, т.е. все, что составляет качество жизни народа и государства10.

Причина в недостаточном внимании к проблемам качества жизни, в том, что в политике российского правительства социальные вопросы не всегда являются основными. Постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 г. № 222 была утверждена Программа социальных реформ в Российской Федерации, где сказано: «На втором этапе, когда начнется экономический рост и появятся предпосылки для реального роста денежных доходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости»11.

Проблемы экономического развития общества, экономического роста всегда занимали и занимают центральное место в современной науке и практике. Это объясняется тем, что экономический рост является одной из составляющих экономического развития как страны, так и региона, а также важнейшей целью общества12. В начале 1970-х гг. Экономический совет ООН, систематизировав и обобщив предложения демографов, социологов, экономистов, экологов и специалистов других профилей, подготовил документ по стратегии дальнейшего развития человечества. Одним из ключевых положений этого документа является ориентированность на «качества жизни» в глобальном экономическим развитии13.

Новым требованиям цивилизационного развития отвечает категория качества жизни, так как она является интегральной качественной характеристикой жизни людей, раскрывающей по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также и условия жизнеспособности общества как целостного социального организма.

Исходные представления об уровне благосостояния как определенные стандарты жизни формировались уже в работах А. Смита, Д. Рикардо. В современных условиях в содержание категории «качество жизни» включают не только потребительские блага и условия труда, а также степень развития сферы обслуживания. Исторический опыт свидетельствует, что с внимания к качеству начался выход из кризисных ситуаций многих стран. Проблемам качества жизни посвящены новаторские работы видных зарубежных теоретиков и практиков в области качества: М. Аоки, Афейгенбаума, Дж.М. Джурана, К. Исикавы, Дж.Х. Харингтона и др. С помощью государственной политики, направленной на качество,

10 Абалкин, Л.И. К самопознанию России / Л.И. Абалкин. - М.: ИЭ РАН, 1995.

11 Постановление Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р.; О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 -2008 годы) : Население России за 100 лет (1897 -1997):статистический сб. - М.: Госкомстат России, 2010.

12 Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. кол. Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. - М.: Экономика, 2014. С. 247.

13 Киселева, Т. Качество жизни в условиях глобализации экономики / Т. Киселева, С. Полнарев // Стандарты и качество. - 2013. - № 11. - С. 100 - 102.

преодолевались крупномасштабные кризисы в послевоенной Японии и Германии. Кризисные ситуации, возникшие в конце 1980-х - начале 1990-х гг., заставили целые страны - Швецию, США, Англию -обратиться к качеству как единственному средству, помогающему национальной экономике устоять под натиском конкурентов.

Тщательно изучив мировой опыт борьбы с кризисами, можно обнаружить общую черту в действиях по спасению национальной экономики: почти всегда и везде, где достигался успех, наблюдалась ориентация на качество жизни. И почти всегда и везде реформаторы учитывали национальные традиции и особенности экономики своей страны, национальный характер народа, исторический опыт и подкрепляли его соответствующим экономико-правовым механизмом14.

В современных подходах качество жизни представляется как сложная система взаимосвязи и взаимодействия наиболее значимых факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное воздействие на результат, и характеризующих процесс обеспечения и улучшения качества жизни.

Вместе с тем понятие качество жизни имеет длительную историю, и на протяжении многих десятилетий волнует и занимает умы прогрессивного человечества: философов, экономистов, социологов, политологов, биологов, экологов и др.

Принципы получения высокого качества человечеству известны также очень давно. Стремление к совершенству, к совершенству близлежащего мира - это не всегда отчетливо понимаемые, но всегда реально существующие потребности, которые сопровождают человека в течение всей его жизни.

Степень удовлетворения этих потребностей не может быть ни нулевой, ни стопроцентной. В связи с этим можно утверждать, что качество необходимо человеку постоянно. Именно качество - не всегда осознаваемая, часто неверно понимаемая, но всегда объективно главная, единственная цель человека. Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества на службе и в бизнесе, так же как и в личной жизни, где за свои действия он не получает и не рассчитывает получить средства к существованию.

Эта тенденция заложена в человеке от природы: человеческий организм регулирует физиологическое состояние так, чтобы качество этого состояния было в высшей степени хорошим. Когда организму это удается, человек здоров. Сам человек тоже сознательно прилагает усилия для повышения степени удовлетворения своих физических и социальных потребностей, т.е. степени соответствия определенным требованиям - качеству. По своим собственным взглядам улучшить качество жизни удается человеку не всегда. Р. Сперри отмечает - парадокс сегодняшнего положения заключается в том, что практически все, что обеспечивает лучшую жизнь и процветание человечества на краткосрочный период, ускоряет и усугубляет его конечное падение, а возможно и исчезновение. Человеческие факторы становятся основным ключом к разрешению дилеммы. То есть, потребности таковы, что требуют улучшения качества жизни, а удовлетворение потребностей в итоге приводит к ухудшению этого качества.

Результат всех усилий человека - качество жизни представляет собой более сложное понятие, чем «качество». Представляется интересным, как ученые трактуют понятие жизни. Так, математик А.А. Ляпунов в середине XX в. писал: жизнь можно охарактеризовать как высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состоянием отдельных молекул. В настоящее время такое понимание жизни, т.е. как явления, связанного с переработкой информации, считается общепринятым. Поэтому качество жизни взаимосвязано с качеством переработки информации.

XIX в. русский философ В.С. Соловьев так раскрывает понятие «жизнь». Жизнь - такой способ существования, в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством, находящимся в самом этом целом, а не полагаемым извне. Сущность

14 Исикава, К. Японские методы управления качеством / К. Исикава. - М.: Экономика, 1998. С. 246.

жизни требует непременно, чтобы и единство частей, и целесообразность движений имели внутреннее основание в самом живущем, так что внешние воздействия могут только возбуждать жизнь или способствовать ее проявлению, но не создавать ее. В таком понимании жизни ясно просматривается кибернетический подход, несмотря на то, что ученые тех времен не знали о роли информации, связывающей части в единое целое.

В начале XX в. русский философ, выпускник физико-математического факультета Московского университета, священник П.А. Флоренский так сформулировал рассматриваемую проблему: «Я не знаю, есть ли истина или ее нет. Но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее. И я знаю, что если она есть, то она все для меня: и разум, и добро, и сила, и жизнь, и счастье»15.

Анализ и систематизация подходов к определению качества жизни позволяют рассматривать данное понятие с трех сторон:

- условия жизнедеятельности;

- значимость жизни;

- самооценка жизнедеятельности.

В первом случае жизнь понимается как физические, социальные, политические условия существования человека, населения. Говоря о значимости жизни, мы имеем в виду то, что сделали отдельные выдающиеся личности для своих современников и потомков. Качество или значимость жизни таких деятелей искусства и науки, как Н.М. Карамзин, К. Брюллов, А.

Эйнштейн бесспорно было очень высоким. Вместе с тем, мы не всегда знаем, нравилась ли их жизнь самим этим людям, как они сами ее оценивали. Составляющая качества жизни в этом смысле - это самоощущение или самооценка.

К аналогичному выводу о необходимости оценивать качество жизни с трех различных точек зрения можно прийти, если применить к «жизни» определение «качества», установленное стандартом16. В этом случае качество жизни - степень, с которой совокупность собственных характеристик соответствует требованиям. При этом следует иметь в виду как потребности человека, так и потребности общества, которое состоит из людей - предшественников, современников и потомков данного человека. У всех них, как правило, требования к жизни различные. И с третьей стороны - потребности природы, частью которой является данная жизнь, и законы которой неизбежно на эту жизнь распространяются.

Термин «качество жизни» появился в середине 1950-х гг., когда стало очевидно, что категория «уровень жизни» не отражает всесторонне благосостояние населения17. Дело в том, что вызванный устойчивым экономическим развитием рост материального благосостояния населения вызвал одновременно ряд новых нежелательных явлений, таких как ухудшение экологической обстановки и усиление социальной напряженности. Сложилось достаточно устойчивое мнение, что экономический рост не может служить единственным мерилом прогресса и благосостояния, необходимо также обеспечить создание хорошей социальной и экологической среды18.

Первоначально понятие качества жизни носило достаточно абстрактную форму, основанную главным образом на необходимости дополнения материального благосостояния оценками состояния экономической безопасности и негативного воздействия окружающей среды. В ходе дальнейших исследований появилось несколько систем оценки качества - от очень широких, включающих в себя практически все составляющие

15 Флоренский П.А. СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Вопросы религии. - М., 1908. С.42.

16 Распоряжение Президента РФ от 11 июля 2002 г. № 954-рп. О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.

17 Рыночная экономика: 200 терминов / под общ. ред. Г.Я. Кипермана. - М.: Политиздат, 2008. С. 224.

18 Политическая экономия : учебник для школ основ марксизма-ленинизма / рук. авт. колл. А.Н. Малафеев и Ю.В. Яковец. - М. : Политиздат, 1968.

представлений современного человека о системе жизненных ценностей (гуманизация общества, экология, демографическая ситуация, возможность самореализации, мирное сосуществование, моральное здоровье общества, возможность получения образования и т.д.), до достаточно узких, основывающихся, прежде всего, на уровне материального благосостояния населения. Последние исследования дают основание полагать, что экономическая категория «качество жизни населения» может быть определена как «сформировавшаяся в

19

массовом сознании оценка совокупности характеристик условий жизни населения»19.

В настоящее время проблемы оценки человеческого капитала и его роли в увеличении объема национального богатства все больше выдвигаются на передний план, хотя единые принципы исчисления этого комплексного показателя еще не выработаны. В упомянутом документе ООН отмечены принципы расчета и учета основных показателей, таких как стоимость образования, воспитания, подготовки новых работников наряду с повышением квалификации, удлинение периода трудовой деятельности, потери в связи со смертностью, болезнями и другими факторами. Тема взаимосвязей человеческого потенциала и экономического роста получила свое развитие в последнее десятилетие XX в.20. Группа специалистов Национального научного фонда США под руководством К.С. Карсона длительное время разрабатывала систему показателей научнотехнического прогресса, в том числе и затрат на НИОКР. Накопление совокупности знаний в обществе рассматривается учеными и специалистами как важный фактор экономического роста.

Под экономическим ростом понимается целевая функция общественного воспроизводства, выраженная в количественном увеличении и качественном совершенствовании общественного продукта и факторов производства. Другими словами, экономический рост - это увеличение общего объема производства в стране или регионе за определенный период.

Экономический рост традиционно рассматривается не только как важная экономическая цель, но и как показатель и источник экономического развития региона и страны в целом.

Развивающаяся экономика при положительном значении темпов экономического роста характеризуется приростом годового реального продукта, который дает возможность полнее и более эффективно удовлетворять постоянно возрастающие потребности общества. Увеличение реальных заработков расширяет круг возможностей для людей в реализации потребностей. Вместе с тем экономический рост позволяет обществу осуществить новые социальные и экономические программы без снижения существующего уровня потребления, сокращения объемов инвестиций и производства общественных благ.

Теория экономического роста занимается поиском научного обоснования путей решения трех взаимосвязанных проблем: во-первых, обоснование факторов, определяющих потенциально возможный рост экономики; во-вторых, установление взаимосвязи между факторами, обусловливающими экономическое развитие; в-третьих, определение условий достижения желаемого экономического роста.

Ведущим показателем динамики экономического роста страны, региона являются: общий объем ВВП в расчете на душу населения.

Всемирный банк летом 2014 года обновил показатели национального дохода на душу населения в странах мира21. По состоянию на 1 июля 2014 года все государства и территории классифицируются тремя категориями:

1. Страны с высоким уровнем дохода на душу населения (от $ 12,616 и выше).

2. Страны со средним уровнем дохода на душу населения (от $ 1,036 до $ 12,615):

• страны с уровнем дохода выше среднего (от $ 12,615 до $ 4,085);

19 Борисов, М.Н. Сущность и структура качества быта / М.Н. Борисов // Качество и жизнь. - 2014. - № 1. - С. 49 - 53.

20 Нестеров, Л. Национальное богатство и человеческий капитал / Л. Нестеров, Г. Аширова // Вопросы экономики. -2013. - № 2. - С. 8 - 12.

21 http://www.wоrldbank.оrg/

• страны с уровнем дохода ниже среднего (от $ 4,085 до $ 1,036).

3. Страны с низким уровнем дохода на душу населения (от $ 1,035 и ниже).

По показателю национального дохода на душу населения пятью наиболее богатыми странами в мире являются: Монако ($ 186,950), Лихтенштейн ($ 136,770), Бермуды ($ 106,920), Норвегия ($ 98,860), Швейцария ($ 82,730). При этом, их совокупная доля в мировом выпуске продукции составляет менее 1%. Доход на душу населения в США составил $ 50,120. В России этот показатель составил $ 12,700 — наибольшее значение в СНГ и 59 место в мире. Годом ранее показатель составлял $ 10,400. Таким образом, в этом году Россия, согласно новой классификации Всемирного банка, вошла в группу стран с уровнем дохода выше среднего. 28 имеет ВВП на душу населения меньше $ 1 000, среди них два государства бывшего СССР — Кыргызстан и Таджикистан. Самой бедной страной мира является Демократическая Республика Конго, где ежегодный доход находится в пределах $ 220 на человека.

Показатели экономической эффективности в наибольшей степени характеризуют уровень экономического развития, так как показывают (прямо или косвенно) качество, состояние и уровень жизни населения и, в частности, трудовых ресурсов.

Существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на экономическое развитие, экономический рост. К ним можно отнести: основные факторы производства - труд, земля, капитал; качество человеческого капитала, качество жизни и др.

Таким образом, однозначно можно утверждать, что качество жизни является современной парадигмой

цивилизационного развития. Это предполагает необходимость выявления взаимосвязей составляющих

22

качества жизни, новых подходов к созданию и использованию методов оценки качества жизни человека22.

Качество жизни представляет собой сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: качество природной среды, качество здоровья популяции, духовное качество, качество образования и т.п. По мнению независимой комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни, это понятие включает и такие элементы, как адекватное питание, экологическое жилище, безопасность, самореализация и др. В России население в большинстве своем живет тяжело, с множеством проблем. Решить их можно путем обеспечения качества жизни, учитывая его (качества) составляющие во взаимосвязи.

«Качество жизни» пока не имеет однозначного определения. Согласно программе развития ООН, основными показателями, характеризующими качество жизни, являются:

1) ожидаемая продолжительность жизни;

2) образование;

3) уровень ВВП на душу населения23.

Все большее распространение получает не столько оценка качества товаров и услуг, сколько разработка концепции качества жизни населения, качества деятельности, гарантирующих стабильное экономическое развитие стран мирового сообщества.

До сих пор качество жизни пытаются измерять через уровень жизни, через уровень потребления. В этом случае потребление и материальное благополучие рассматриваются как определяющая сторона качества жизни. Известное библейское выражение о том, что человек не хлебом единым жив, подчеркивает ведущее значение в жизни человека духовных ценностей. Качество жизни в первую очередь определяется духовностью, ибо она есть определяющее условие жизни человека и человечества24.

Современные исследователи качества жизни считают необходимым рассматривать данную категорию как системную целостность, которая выражается через сложную структуру взаимосвязей ее составляющих:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Грош, М. Руководство по планированию и проведению обследования уровня жизни / М. Грош, Х. Муньос. -Вашингтон : Всемирный банк, 2013.

23 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 2012. ПРООН. - М. 2013 // Общество и экономика. - 2013. - № 6. - С. 200 - 207.

24 Михайлова, Н.В. Качество и духовность / Н.В. Михайлова // Стандарты и качество. - 2013. - № 8. - С. 36 - 41.

качество природной среды, качество здоровья популяции, качество образования, качество культуры25.

В системном подходе центр тяжести лежит в схватывании особой сущности «целого, мыслимого как многое», в выделении особых целостных свойств, позволяющих считать некоторую структуру не конгломератом разрозненных, хотя и аморфных частей, а именно системой. Взаимосвязь таких составляющих, как качество образования, здоровье популяции, качество культуры и др., трансформирует множество перечисленных элементов на новый качественный уровень, чем и является качество жизни. Система представляет собой целостность, определяемую некоторой организующей общностью этого целого26. Организация, присущая исходной целостности системы, позволяет выделить в ней естественные членения на компоненты, которые сами могут рассматриваться как подсистемы. Системность качества жизни определяется качеством взаимосвязей между ее составляющими, качеством ее целостности. При этом исходной неделимой целостностью качества жизни является духовность, находящаяся в непосредственной связи с такими элементами, как: качество среды обитания, качество образования, качество культуры...

Духовность есть глубинное выражение человеческой сущности и основное соединение людей друг с другом. Современный процесс формирования человечества как единого целого происходит на духовной основе. Духовность есть действительная основа саморазвития человечества. Проявляя свои творческие созидательные силы, преобразуя природные и социальные условия своего бытия, человечество тем самым стремится полнее и всесторонне выразить качество жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что духовность является определяющей основой качества жизни, выражает внутреннюю его целостность, вносит смыслы и ценности в жизнедеятельность. Она

27

существенно расширяет и укрепляет системные взаимосвязи между составляющими качества жизни27.

Основным фактором возрождения России считают те, кто связывает свои надежды с международными стандартами КО серии 9000, является фактор качества. В то же время в России есть достаточно большой опыт использования системного управления качеством. Примером может служить космический комплекс. Возникает вопрос, почему же при наличии сильной отечественной теоретической и методологической школы наша страна до сих пор в своем экономическом развитии находится на уровне стран третьего мира. Одной из причин такого состояния является отчуждение проблем качества от конкретного человека, от условий его существования. Прежде, чем перейти к анализу качества жизни, следует понять, в чем смысл качества.

Качество - сложное, до конца не познанное понятие. Опираясь на опыт промышленно развитых стран, можно сказать, что качество - политическая, экономическая и нравственная категория. Качество продукта, работ, услуг - это прибыль самостоятельной экономической единицы и, следовательно, тех, кто создает это качество. Качество здравоохранения и окружающей среды - это здоровье. Качество образования - это высокий совокупный накопленный интеллект трудового потенциала. Все вместе: высокий уровень душевного комфорта людей, достоинство нации и государства - это качество жизни28.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что качество жизни представляет собой сложную синтетическую категорию, аккумулирующую все существенные для личности условия существования, уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. К компонентам этой категории отнесены товары и услуги, доходы, сбережения, духовные потребности, личная безопасность и другие атрибуты социальной комфортности, а также состояние среды обитания.

Таким образом, качество жизни имеет огромный теоретический и методологический потенциал,

25 Бойцов, Б.В. Системная целостность качества жизни / Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев // Стандарты и качество. - 2014. - № 5. - С. 20 - 27.

26 Шрейдер, Ю.А. Системный подход и принцип деятельности / Ю.А. Шрейдер, А.А. Шаров. - М.:2013. С. 152.

27 Михайлова, Н.В. Качество труда - следствие духовности и качества образования / Н.В. Михайлова // Стандарты и качество. - 2011. - № 5. - С. 24 - 27.

28 Крянев, Ю.В. Образ качества / Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов // Стандарты и качество. - 2013. - № 4.

позволяющий по-новому, с позиций целостности подойти к осмыслению проблем жизни и деятельности человека. Аналогично тому, как категория всеобщего управления качеством признана ведущим стимулом развития промышленности, категория «управление качеством жизни» является основой развития и совершенствования социальной сферы, инструментом эффективной социально-экономической политики, что подтверждается опытом промышленно развитых стран в решении проблем экономического развития.

Качество жизни объединяет многие аспекты уровня жизни, важнейшими из них выступают стандартные меры экономического благосостояния: доходы населения, социальное обеспечение, потребление материальных благ и услуг. Уровень жизни отдельного лица и населения в целом зависит от степени удовлетворения его потребностей и определяется его ресурсами и возможностями. Системообразующей основой понятия уровня жизни являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления. Ограничение категории уровня жизни сферой потребления представляет собой важное конструктивное различие с определением качества жизни, которое охватывает не только достигнутый уровень потребления населения, но обстоятельства, которые могут на него влиять.

Категория «качество жизни» является интегральной качественной характеристикой жизни людей, раскрывающей не только жизнедеятельность, жизнеобеспечение, но и жизнеспособность общества как целостного социального организма, социальные качества.

Развитые страны стремятся не только в законодательные акты включить ориентированность на качество жизни, но и реально обеспечить условия для осуществления этой достойной цели.

Оценка эффективности инвестиций в образование как значимого элемента системы управления качеством жизни

Управление качеством жизни - это, прежде всего, управление затратами на формирование качества населения, а именно инвестициями в здоровье и образование трудовых ресурсов.

Инвестиции в формирование качества населения, в человеческий капитал - затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки. Если инвестиции приносят отдачу, окупаются, т.е.приносят более высокий доход, то только в этом случае они рентабельны.

Человеческий капитал создается и наращивается главным образом посредством образования и обучения. Правительства, индивидуальные работники и их работодатели «инвестируют» средства в человеческий капитал, выделяя деньги и время на образование и профессиональное обучение (на накопление знаний и навыков). Выгоды от образования (от инвестиций в человеческий капитал) могут выступать в виде:

- более высоких заработков в будущем (инвестиции будут экономически целесообразными, только если они принесут отдачу, окупятся, т.е. если полученное образование обеспечит более высокий уровень доходов);

- расширения доступа к интересной перспективной работе;

- увеличения потребительских расходов домашних хозяйств.

Инвестиции в человеческий капитал, помимо доходов, сопровождают и расходы. К затратам (издержкам), необходимым для получения образования, относятся:

- прямые затраты, включающие в себя плату за обучение, аренду жилья, учебники и т.д.;

- упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования связано с потерей доходов, которые можно было бы получить за время обучения в вузе.

Инвестиции в человеческий капитал происходят на макроуровне в виде трат государственных средств на образование, поскольку правительство уверено: хорошо образованное население ускоряет развитие страны. На микроуровне работодатель несет расходы на обучение и переподготовку своих работников, поскольку ожидает, что эти расходы окупятся и будет получена дополнительная прибыль благодаря более высокой производительности работников.

Процесс инвестирования в человеческий капитал можно разделить на следующие этапы:

1) затраты на профориентацию;

2) затраты на обучение, повышение квалификации.

Роль государства, а также местных органов управления заключается в создании механизмов, влияющих на эффективность и интенсивность инвестиций в образование. К ним относятся, во-первых, система процентных ставок, а во-вторых, система оплаты труда, дифференцируемая в зависимости от уровня образования граждан.

Для количественной оценки взаимосвязей между инвестициями и дифференцированной оплатой труда можно оценить среднегодовую рентабельность вложения в образование, сопоставляя доходы и расходы с учетом фактора времени и годовой процентной ставки. Зная величины затрат и доходов, можно приблизительно оценить среднегодовую рентабельность в образование. Величина рентабельности показывает, сколько рублей ежегодно получает человек с каждого рубля произведенных им инвестиций в образование.

Основными критериями оценки эффективности инвестиций в образование, направленными на повышение качества жизни, являются:

- упрощенный срок окупаемости и срок окупаемости, рассчитанный с учетом ставки сравнения (банковского процента);

- определение чистого приведенного дохода;

- определение внутренней нормы доходности;

- рентабельность.

Чистая приведенная стоимость (доход) - наиболее точная мера экономической ценности образования. Данная величина характеризует общий абсолютный результат инвестиций в образование, т.е. разность дисконтированных на один момент времени (срок окончания учебы в вузе) показателей дохода и оплаты за обучение, рассчитываемый по формуле:

NPV = R 1- (1+0 - nR - с (1 + f) пс (1)

где:

R - ежегодный денежный доход;

С - затраты на получение образования;

i - годовая процентная банковская ставка;

nR - срок окупаемости затрат, рассчитанный с учетом ставки сравнения;

пС - срок обучения в учебном заведении.

Сроком окупаемости вложений в образование является продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов (оплата труда за год), дисконтированных на момент завершения учебы в вузе, равна сумме оплаты за это образование:

(2)

где: n - упрощенный срок окупаемости, равный отношению C / R.

При оценке эффективности инвестиций в образование целесообразно рассчитать внутренний уровень доходности.

Напомним, что под внутренней нормой доходности понимают ту расчетную ставку процентов, при которой капитализация регулярно получаемого дохода дает сумму, равную инвестициям, приведенным к одной дате, и, следовательно, затраты являются окупаемой величиной. Иначе говоря, при начислении на

сумму инвестиций процентов по ставке, равной внутренней норме доходности, обеспечивается получение распределенного во времени дохода. Чем выше эта ставка, тем больше эффективность затрат на образование. Внутреннюю норму доходности определим, решая уравнение:

Внутренняя норма доходности предполагает приравнивание текущих стоимостей потока доходов от образования и потока издержек (инвестиций в человеческий капитал). Для определения показателя рентабельности вложений в образование сравним величины затрат и доходов, приведенных к одному моменту времени, а именно, сроку окончания учебы в вузе:

где: /рп, г - коэффициент приведения платежей; / п - коэффициент наращивания.

Сущность рассмотренных выше показателей эффективности заключается в том, что все они строятся на основе дисконтирования потока доходов после окончания учебы в соответствии с существующей ставкой сравнения. Но с течением времени меняются экономическая конъюнктура, положение на кредитно-денежном и валютном рынках. Та ставка, которая считалась в момент оценки эффективности приемлемой, может оказаться слишком низкой в следующем отрезке времени. Это объясняет неоднозначность получаемых при оценке эффективности вложений результатов.

Показатели эффективности инвестиций в образование базируются на общей методике: приведении затрат и доходов к одному моменту времени. Отсюда можно сделать вывод, что эти измерители взаимосвязаны. Сущность рассмотренных выше показателей эффективности заключается в том, что все они строятся на основе дисконтирования потока доходов после окончания учебы в соответствии с существующей ставкой сравнения. Но с течением времени меняются экономическая конъюнктура, положение на кредитно-денежном и валютном рынках. Та ставка, которая считалась в момент оценки эффективности приемлемой, может оказаться слишком низкой в следующем отрезке времени.

К временным показателям относятся срок начала отдачи от инвестиций (окончание учебы в вузе) и продолжительность периода отдачи. Сдвиг начала отдачи вперед уменьшает величину современной стоимости доходов. Продолжительность периода отдачи следующим образом влияет на чистый доход: чрезмерное увеличение создает иллюзию повышения полноты и надежности оценки эффективности инвестиций. Однако размеры отдаленных во времени доходов вряд ли можно считать вполне надежными и обоснованными. Кроме того, затраты и поступления, ожидаемые в далеком будущем, мало влияют на величину чистого приведенного дохода.

Анализируя взаимосвязь между показателями эффективности инвестиций в образование, ясно, что абсолютная величина чистого приведенного дохода зависит от ставки сравнения г. Проиллюстрируем данную зависимость (рис. 1).

На рисунке видно, что когда процентная ставка достигает некоторого значения Я, эффект инвестиций оказывается нулевым. Любая ставка меньше, чем Я, соответствует положительному значению чистого дохода. Точка пересечения горизонтальной оси координат и кривой ЫРУ приходится как раз на ставку Я, которая, в среднем по Российской Федерации, колеблется от 2,8 до 3 % по отраслям экономики.

Рисунок 1 - Зависимость ЫРУ и ставки i Покажем влияние различных факторов на уровень внутренней нормы доходности (рис.2).

Рисунок 2 - Зависимость внутренней нормы доходности от С / Я

Важно понимать, что если отношение С / Я больше, чем срок отдачи от инвестиций в образование (т.е. С / Я > пок), то ¡Я - отрицательная величина; если С / Я = пок, то ¡Я = 0; если С / Я < пок, то ¡Я > 0 - проект эффективен. В случае, когда ¡Я окажется положительной величиной, но меньше ¡, инвестиции будут не эффективны. На рис. 2 точка 2 соответствует значению ¡Я = 0, а точка 1 - случаю, когда ¡Я = ¡.

Показатели эффективности инвестиций в образование базируются на общей методике: приведении затрат и доходов к одному моменту времени.

Отсюда можно сделать вывод, что эти измерители взаимосвязаны.

Проанализируем взаимозависимость рентабельности и срока окупаемости. В формулу для расчета уровня рентабельности подставим получим: С = Я (р}1 ;,

(5

Зависимость между г и пок приведена на рис. 3.

Для того чтобы доходность была не ниже ¡, необходимо соблюдение следующего условия: пок < пС. В этом случае г > 1, как показано на графике (рис. 3).

Проанализируем зависимость между рентабельностью и внутренней нормой доходности.

международный научный журнал «инновационная наука»

№12/2015

issn 2410-6070

Рисунок 3 - Зависимость рентабельности от срока окупаемости

Подставив в формулу (3) С = Я/рп, ¡Я , получим:

(6

Графически данное соотношение показано на рис. 4.

На графике видно, что если ¡Я < 7, то г < 1, т.е. инвестиции в образование не рентабельны. При ¡Я > 7 рентабельность выше 1. При условии, что внутренняя норма доходности превышает годовую процентную ставку, инвестиции в образование рентабельны.

Рисунок 4 - Взаимосвязь рентабельности и внутренней нормы доходности

Сущность рассмотренных выше показателей эффективности заключается в том, что все они строятся на основе дисконтирования потока доходов после окончания учебы в соответствии с существующей ставкой сравнения.

На рентабельность вложений в образование неоднозначное влияние оказывает рост процента. Так, при низком проценте его рост стимулирует вложения в образование, а при достаточно высоком - сдерживает. Это означает, что рост процентного платежа «вытесняет» образование с рынка эффективных инвестиций. Данный факт может использоваться в качестве исходного принципа, лежащего в основе ограничения слишком высокой эффективности экономических операций. Анализируя данную ситуацию, можно сделать вывод о негативном влиянии процента на отдачу от вложений в образование.

Например, если процент будет слишком высоким, то финансовые потери, вызванные учебой, будут настолько велики, что компенсировать их будет сложно. В условиях отрицательных процентных ставок

эффективность получения знаний становится выше. Так, именно в начале 1990-х гг. функционирование российской банковской системы протекало в условиях отрицательных процентных ставок - высокая инфляция перекрывала номинальные процентные ставки29.

В этот период времени наблюдалась склонность населения к получению образования по простой причине: лучше вложить средства в образование, чем ждать, когда их полностью «съест» инфляция. В результате значительная доля доходов людей потекла на оплату учебы, что позволило выжить не только государственным образовательным структурам, но и подняться системе частного образования.

Эффективность цены труда (заработной платы, материальных выплат) зависит от многих обстоятельств:

- уровня оплаты труда, т.е. позволяет ли он в кратчайшие сроки покрыть затраты на образование, а также обеспечить не только прожиточный минимум работнику, но и расширенное воспроизводство рабочей силы;

- покупательной способности рубля;

- правильности установления количества и качества труда;

- спроса и предложения на рабочую силу, в частности - квалифицированную рабочую силу. Бесспорным является факт, что инвестиции в образование необходимы, окупаемы, выгодны.

Регулирующая роль государства должна быть направлена на стимулирование инвестиций в образование. Прежде всего, необходимо создание дифференцированной системы оплаты труда. Например, в 2012 г. в США затраты на получение среднего образования составляли 59,4 тыс. долл. на человека. Ожидаемый пожизненный заработок при данном уровне образования составлял 836 тыс. долл.

Затраты на получение высшего образования в среднем составляли 107 тыс. долл. на человека, при этом ожидаемый пожизненный заработок составлял 1720 тыс. долл30.

В нашей стране выпускник высшего учебного заведения вынужден получать заработную плату, не дотягивающую до прожиточного минимума. Ожидаемый пожизненный заработок в среднем составляет 46,5 тыс. долл.

На наш взгляд, необходимо на регулярной основе оценивать уровень образования, достигнутый разными группами населения и работников, а также отслеживать динамику показателей эффективности инвестиций в образование граждан. Это позволит установить зависимость результатов производства, уровня качества жизни населения от столь важного фактора, каким является образование. Список использованной литературы:

1. Антология русского качества / под ред. Б.В. Бойцова. - М. : РИА Стандарты и качество, 2010.

2. Матвеева, И. Качество жизни - новая цивилизационная парадигма / И. Матвеева, Н. Михайлова // Стандарты и качество. - 2012.

3. Басовский, Л.Е. Управление качеством : учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М. : ИНФРА-М, 2014.

4. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Геров, Ю.В. Зорин под ред. О.П. Глудкина. - М. : Горячая линия - Телеком, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р.; О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 -2008 годы): Население России за 100 лет (1897 - 1997):статистический сб. - М.: Госкомстат России, 2010.

6. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. кол. Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. - М.: Экономика, 2014.

7. Флоренский П.А. СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. Вопросы религии. - M., 1908.

29 Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: сб. науч. тр. / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. - Вып. 9. - С. 314.

30 http://www.strana-оz.ru/2002/1/sistema-оbrazоvaniya-v-ssha

8. Распоряжение Президента РФ от 11 июля 2002 г. № 954-рп. О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.

9. Борисов, М.Н. Сущность и структура качества быта / М.Н. Борисов // Качество и жизнь. - 2014.

10.Нестеров, Л. Национальное богатство и человеческий капитал / Л. Нестеров, Г. Аширова // Вопросы экономики. - 2013.

11. Михайлова, Н.В. Качество и духовность / Н.В. Михайлова // Стандарты и качество. - 2013.

12. Бойцов, Б.В. Системная целостность качества жизни / Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев // Стандарты и качество. - 2014.

13.Шрейдер, Ю.А. Системный подход и принцип деятельности / Ю.А. Шрейдер, А.А. Шаров. - М.:2013.

14. Михайлова, Н.В. Качество труда - следствие духовности и качества образования / Н.В. Михайлова // Стандарты и качество. - 2011.

15. Крянев, Ю.В. Образ качества / Ю.В. Крянев, М.А. Кузнецов // Стандарты и качество. - 2013.

© Анисимов Е.Я., 2015

УДК33

Э.М.Афанасьева

Аспирантка кафедры мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова, ella22afanasieva@gmail.com

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО

РЫНКА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ

Аннотация

В статье проведено исследование современного состояния мирового рынка товаров для детей, изучены его характерные черты, выявлены перспективы и тенденции развития, которые связаны с расширением интернет -торговли, внедрением новых технологий и инновационных материалов в производство. Автором рассмотрены структурные части мирового рынка детских товаров, проанализировано их состояние в посткризисный период восстановления экономических систем. Установлено, что основные проблемы функционирования рынка связаны с увеличением доли низкокачественной продукции, поставщиками которой в основном являются страны Азии и Китай, ориентированные на низкий ценовой диапазон.

Annotation

In this article a study of the current state of the world market of goods for children, studied its characteristic features, identified prospects and development trends that are associated with the expansion of e-commerce, the introduction of new technologies and innovative materials in production. The author considered structural parts of the world market of children's goods, their state during the post-crisis period of restoration of economic systems is analysed. Found that the main problems associated with the functioning of the market share increase in low-quality products, suppliers, which are mainly in Asia and China, focused on low price range.

Ключевые слова

Мировой рынок, детские товары, одежда, питание, игрушки, торговля.

Keywords

World market, children's goods, clothes, food, toys, trade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.