Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ НА ОСНОВЕ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 2030 ГОДА» И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ НА ОСНОВЕ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 2030 ГОДА» И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3496
661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенная служба / стратегическое управление таможенными органами / стратегия развития таможенной службы / стратегия-2030 / ФТС России / customs service / strategic management of customs authorities / strategy for the development of customs service / strategy-2030 / FCS of Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лиман Александра Николаевна

В статье рассмотрена система стратегического управления в таможенных органах Российской Федерации. Проведен анализ существующего подхода к управлению стратегическим развитием таможенных органов России. Определены его проблемные направления. Актуальность исследования данной темы заключается в том, что постоянно изменяющиеся условия внешней среды таможенных органов России обуславливают необходимость системы быстро реагировать, но при этом максимально точно определять векторы развития на долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лиман Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT IN CUSTOMS AUTHORITIES BASED ON THE ‘STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS SERVICE UNTIL 2030’ AND THE MAIN AREAS OF CONCERN

The article considers the system of strategic management in the customs authorities of the Russian Federation. An analysis of the existing approach to managing the strategic development of the customs authorities of Russia was carried out. Its problem areas have been identified. The relevance of the study of this topic is that the constantly changing conditions of the external environment of the Russian customs authorities make it necessary to quickly respond to the system, but at the same time determine the development vectors for the long term as accurately as possible.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ НА ОСНОВЕ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 2030 ГОДА» И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»

Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral

Научная статья Original article УДК 339.543+338.262

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ НА ОСНОВЕ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ДО 2030 ГОДА» И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ANALYSIS OF THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT IN CUSTOMS AUTHORITIES BASED ON THE 'STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS SERVICE UNTIL 2030' AND THE MAIN AREAS OF

CONCERN

Лиман Александра Николаевна, магистрант, Российская таможенная академия, г. Люберцы

Liman A.N. alliman2511@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрена система стратегического управления в таможенных органах Российской Федерации. Проведен анализ существующего подхода к управлению стратегическим развитием таможенных органов России. Определены его проблемные направления.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что постоянно изменяющиеся условия внешней среды таможенных органов России обуславливают необходимость системы быстро реагировать, но при этом максимально точно определять векторы развития на долгосрочную перспективу.

Annotation

The article considers the system of strategic management in the customs authorities of the Russian Federation. An analysis of the existing approach to managing the strategic development of the customs authorities of Russia was carried out. Its problem areas have been identified.

The relevance of the study of this topic is that the constantly changing conditions of the external environment of the Russian customs authorities make it necessary to quickly respond to the system, but at the same time determine the development vectors for the long term as accurately as possible.

Ключевые слова: таможенная служба, стратегическое управление таможенными органами, стратегия развития таможенной службы, стратегия-2030, ФТС России

Keywords: customs service, strategic management of customs authorities, strategy for the development of customs service, strategy-2030, FCS of Russia

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта.

В настоящее время и таможенное дело, и таможенная служба как государственный институт изучены недостаточно, что принципиально ограничивает возможности качественного решения проблем управления таможенными органами как в объеме всего цикла институционализации, так и на любом из его этапов, включая этапы создания (становления), применения, развития (модернизации).

Стратегическое управление таможенными органами осуществляется для достижения долгосрочных целей [1]. При этом, как правило, такие цели связаны с качественными изменениями в системе, а временной интервал для их достижения определяется пятью и более годами. В этом случае структурно-организационные изменения реализуются под планируемые условия качественных изменений в таможенной системе.

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) сегодня находится в стадии реформирования, целью которого является качественное повышение результативности регулирования сферы внешнеэкономической деятельности России, формирование условий стабильной, благоприятной среды для внешней торговли, создание современных и универсальных инструментов таможенного регулирования и контроля [2].

ФТС России как федеральный орган исполнительной власти и социально -экономический институт государства осуществляет свою деятельность в соответствии с приоритетами государственной политики и стратегическими целями социально-экономического развития страны. Поэтому сущность и содержание всех выполняемых таможенной службой функций должны соответствовать основным значимым для общества и государства стратегическим целям [3].

Основными системообразующими элементами при осуществлении процесса стратегического управления развитием таможенной службы является формирование видения, определение миссии и стратегии, разработка концепций и планов развития, выявление целей и задач.

Основным ведомственным программным документом, играющим основополагающую роль в стратегическом развитии таможенных органов до 2030 года, является «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [4] (далее - «Стратегия-2030»). В рамках статьи систему стратегического управления в таможенных органах, на мой взгляд, целесообразно проанализировать по содержанию данной программы развития.

По моему мнению, одним из главных факторов успеха проведения стратегических изменений при формировании качественно нового подхода к таможенной деятельности в долгосрочной перспективе является всеобъемлющий и основательно проработанный программный документ, в соответствии с которым данные преобразования должны происходить. Он должен характеризоваться полнотой охвата всех подсистем таможенной системы, условий динамично развивающейся внешней и внутренней среды, наличием критериальных показателей оценки ожидаемых результатов.

В первой части «Стратегии-2030» - «I. Общие положения» раскрывается назначение данного программного документа, определена миссия ФТС России, представлены принципы и правовая основа, на которых базируется «Стратегия-2030».

Во второй части «II. Таможенная служба Российской Федерации в условиях динамично изменяющейся внешней среды» описываются динамично развивающиеся условия внешней среды (глобализация, интернационализация, регионализация процесса взаимодействия стран мира при осуществлении мировой торговли, политические и социальные мировые тенденции и прочее), основные положения политики РФ в данных условиях, специфическое положение и полномочия ФТС России в системе государственного регулирования экономики и сферы внешнеэкономической деятельности, также описываются в формализованном виде уже достигнутые качественные результаты развития таможенной службы к моменту утверждения программного документа.

В части третьей «III. Целевые ориентиры развития таможенной службы Российской Федерации» определена стратегическая цель развития ФТС России, а также 23 целевых ориентира, направленных на ее достижение. При этом в 7 случаях из 23 развернуто поясняется, что включается в конкретный целевой ориентир.

В части четвертой «IV. Основные стратегические направления развития таможенной службы Российской Федерации» рассматриваются условия, при

которых планируется реализация 15 определенных направлений, цели и задачи их реализации.

При этом, в отличие от предыдущего программного документа стратегического развития таможенных органов до 2020 года [5] каждое направление было дополнено совокупностью целевых индикаторов, которые позволяли оценить степень выполнения работы по данному направлению и, в конечном итоге, достижение или недостижение цели по окончании периода реализации.

Также стоит отметить, что при определенных 23 целевых ориентирах насчитывается 15 направлений развития и не всегда понятна логика их корреляции. Например, 15-м по счету направлением совершенствования в данном разделе является «Развитие системы общественных связей в таможенной сфере», однако сопоставить его с каким-либо из 23 целевых ориентиров в ходе детального изучения документа не удалось.

Пятым разделом «Стратегии-2030» является «V. Перечень показателей и основные этапы реализации Стратегии», в ходе которого определены сроки двух промежуточных этапов реализации стратегии (2021-2024 гг. и 2025-2030 гг. соответственно), приоритеты реализации стратегии в целом. На каждом этапе определен широкий спектр целей, однако они носят качественный характер, что свидетельствует о невозможности количественной оценки промежуточных результатов.

Заключительной частью документа является раздел «VI. Управление реализацией Стратегии. Источники и механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по реализации Стратегии», который определяет роль своевременности и достаточности бюджетирования для реализации стратегии, необходимость в планах мероприятий по реализации стратегии развития на каждом этапе реализации, субъекты реализации программы.

В заключительном предложении последнего раздела сказано, что «оценка реализации Стратегии осуществляется на основе степени достижения показателей согласно приложению» [4]. При этом в Приложении к «Стратегии-

2030» представлено 10 контрольных показателей, представленных в количественной форме. Учитывая наличие 23 целевых ориентиров и 15 направлений совершенствования, а также отсутствие целевых индикаторов можно сказать, что оценить степень промежуточной и итоговой реализации стратегии в перспективе не представляется возможным.

По результатам детального изучения содержательной части «Стратегии-2030» были выявлены следующие проблемные направления, которые требуют дальнейшей проработки и должны найти свое отражение в данном программном документе для достижения наиболее эффективных результатов по окончании периода реализации посредством дальнейшего дополнения.

Во-первых, во втором разделе «Стратегии-2030» отсутствует прямая формулировка основных проблемных направлений, которые обуславливают развитие таможенной службы на настоящий момент. Несомненно, там развернуто описываются динамично развивающиеся условия внешней среды (глобализация, интернационализация, регионализация процесса взаимодействия стран мира при осуществлении мировой торговли, политические и социальные мировые тенденции и прочее), специфическое положение ФТС России в системе государственного регулирования экономики и сферы внешнеэкономической деятельности, также описываются в формализованном виде уже достигнутые качественные результаты развития таможенной службы к моменту запуска программы.

Однако все это не тождественно тому, чтобы определить системные проблемы, факторы их возникновения, степень негативного воздействия на сферу ответственности именно ФТС России как органа государственной исполнительной власти - экономическую безопасность страны, безопасность участников таможенной сферы внешнеэкономической деятельности, а также оценить возможные последствия при отказе от решения данных проблем.

Во-вторых, ввиду того, что к 2030 году планируется разработка и внедрение принципиально новых подходов к пониманию процесса таможенной деятельности ввиду ее автоматизации и внедрения технологий искусственного

интеллекта, возникают вопросы касаемо кадрового потенциала таможенных органов и его места в качественно новой структуре. В частности, не совсем разъяснена роль и место управленческого состава службы в процессе реализации программы развития, а также не освещены вопросы совершенствования самой системы менеджмента.

Ведь если учитывать, что сформулированная стратегическая цель программы будет достигнута, то есть будет создана качественно новая, основанная на искусственном интеллекте, сервисно-ориентированная система, это потребует определенных изменений в системе управления кадровым потенциалом с точки зрения требований к квалификации персонала, перераспределению нагрузки, оснащенностью достаточно развитой программно-технологической базой и других характеристик.

При этом если рассматривать таможенные органы как сервисную службу, то возникает противоречие, так как в основе сервисно-ориентированного подхода лежит понимание того, что персонал является одним из важнейших стратегически важных факторов, необходимых для функционирования организации.

В-третьих, в таком направлении, как развитие системы управления рисками не освещена проблема работы с человеческим фактором. Несомненно, переход к автоматизированным системам сам по себе значительно снизит данный риск, однако главным субъектом принятия управленческих решений в таможенной деятельности продолжает оставаться должностное лицо таможенного органа.

В-четвертых, отсутствуют целевые индикаторы критериев решения проблем по каждому из направлений развития. Это создаст определенные затруднения по окончании периода реализации стратегии, так как ввиду относительности восприятия качественных показателей трактовать результаты реализации можно будет по-разному.

Соответственно, не представится возможным определить, какие цели были достигнуты, а какие требуют более детальной проработки в следующем

программном документе. Так, на 23 целевых ориентира и 15 выделенных в документе направлений развития в Приложении к Стратегии представлено 10 контрольных показателей, измеряемых количественно.

Таким образом, «Стратегия-2030» как основной ведомственный документ, определяющий целевые ориентиры, приоритетные направления и задачи развития таможенной службы на долгосрочный период, на мой взгляд обладает определенными недоработками за счет слишком сильного смещения акцента на процессы автоматизации и цифровизации, ввиду чего теряется роль, значение и место персонала в системе таможенных органов.

Также существенным недостатком этой программы является не проработанность вопроса промежуточной и итоговой оценки результатов реализации стратегии, процессов осуществления мониторинга и контроллинга, что может повлечь за собой коррупционную составляющую, халатность при работе по основным направлениям развития, а также проблемы при формулировании следующего программного документа стратегического характера.

Данные вопросы нуждаются в основательной проработке. Это подтверждается тем, что в научной среде уже высказываются предложения по переходу от модели статического долгосрочного проектирования к модели оперативного мониторинга таможенной системы и динамического (непрерывного) ее проектирования на принципах самоорганизации и саморазвития [6].

Таким образом, в рамках статьи был проведен анализ системы стратегического управления в таможенных органах на основе «Стратегии-2030» и выявлены основные проблемные направления, требующие дальнейшей проработки. В данном программном документе произошло слишком сильное смещение акцента на процессы автоматизации и цифровизации, ввиду чего теряется роль, значение и место персонала в системе таможенных органов.

Также существенным недостатком этой программы является не проработанность вопроса промежуточной и итоговой оценки результатов

реализации стратегии, процессов мониторинга и контроллинга, что может повлечь за собой коррупционную составляющую, халатность при работе по основным направлениям развития, а также проблемы при формулировании следующего программного документа стратегического характера.

Литература

1. Макрусев, В.В. Системный анализ и управление в таможенном деле : учебник : / В.В. Макрусев. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 512 с.

2. Макрусев, В.В., Черных, В.А. Управление таможенным делом: Учебное пособие / В. В. Макрусев, В. А. Черных, B. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В. Бойкова, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова, C. В. Барамзин, В. Ф. Волков; Под общей ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. — СПб.: Троицкий мост, 2012. — 448 с.: ил.

3. Макрусев, В.В. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев, А.Е. Суглобов. М.: ИТК Дашков и К, 2020.

4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительством Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р.

5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительством Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р.

6. Макрусев В.В., Тимаков И.О. Стратегия развития таможенных органов: сопоставительный анализ // Стратегия бизнеса, 2021, т.9, №1. с. 13-16.

Literature

1. Makrusev, V.V. System analysis and management in customs: textbook :/V.V. Makrusev. - Moscow: FLINTA, 2021. - 512 p.

2. Makrusev, V.V., Chernykh, V.A. Customs Management: Textbook/V.V. Makrusev, V.A. Chernykh, B.T. Timofeev, A.F. Andreev, M.V. Boykova, I.N. Kolobova, V. Yu. Dianova, C. V. Baramzin, V.f. Under the general ed. V.V. Makrusev and V.A. Chernykh. - St. Petersburg: Trinity Bridge, 2012. - 448 p.: il.

3. Makrusev, V.V. Customs management: textbook/V.V. Makrusev, A.E. Suglobov. M.: ITK Dashkov and K, 2020.

4. Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030, approved by Order of the Government of the Russian Federation of May 23, 2020 No. 1388-r.

5. Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2020, approved by order of the Government of the Russian Federation dated December 28, 2012 N 2575-p.

6. Makrusev V.V., Timakov I.O. Strategy for the development of customs authorities: comparative analysis//Business strategy, 2021, vol. 9, No. 1. 13-16 p.

© Лиман А.Н., 2021. Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №4/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.