Научная статья на тему 'Анализ системы информатизации государственного управления здравоохранением в Московской области'

Анализ системы информатизации государственного управления здравоохранением в Московской области Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Савинов Тимур Хакбердиевич, Михеев Максим Андреевич

Сегодня в системе здравоохранения происходят значительные изменения, как стратегического характера, так и организационно правового. От правильно выбранных направлений деятельности в сфере здравоохранения на всех уровнях, в частности и на уровне региона будет зависеть эффективность всей системы, и как следствие здоровье нации. Одним из таких направлений является информатизация здравоохранения. Сегодня становится очевидным необходимость в повышении эффективности управления сферой здравоохранения. Одним из направлений повышения эффективности управления сферой здравоохранения и качества оказания медицинской помощи является внедрение информационных технологий. Целью статьи является анализ информатизации здравоохранения Московской области. В статье приводятся мнения различных авторов о необходимости информатизации здравоохранения, которые задают векторные направления в этом направлении: разработку персонифицированного паспорта здоровья каждого гражданина на уровне муниципального образования; создание электронной истории болезни на уровне учреждения; обучение медицинских работников основам информатизации; внедрение автоматизированной информационной системы «социальногигиенический мониторинг. В статье представлены результаты анализа состояния информатизации системы здравоохранения Московской области и автором делается вывод, что процессы информатизации здравоохранения Московской области имеют перспективный вектор, на фоне имеющихся проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Савинов Тимур Хакбердиевич, Михеев Максим Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ системы информатизации государственного управления здравоохранением в Московской области»

Анализ системы информатизации государственного управления здравоохранением в Московской области

Савинов Тимур Хакбердиевич

Магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, savinov_timur@mail.ru

Михеев Максим Андреевич

магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, miheevmaxim2@gmail.com

Сегодня в системе здравоохранения происходят значительные изменения, как стратегического характера, так и организационно - правового. От правильно выбранных направлений деятельности в сфере здравоохранения на всех уровнях, в частности и на уровне региона будет зависеть эффективность всей системы, и как следствие - здоровье нации. Одним из таких направлений является информатизация здравоохранения. Сегодня становится очевидным необходимость в повышении эффективности управления сферой здравоохранения. Одним из направлений повышения эффективности управления сферой здравоохранения и качества оказания медицинской помощи является внедрение информационных технологий.

Целью статьи является анализ информатизации здравоохранения Московской области. В статье приводятся мнения различных авторов о необходимости информатизации здравоохранения, которые задают векторные направления в этом направлении: разработку персонифицированного паспорта здоровья каждого гражданина на уровне муниципального образования; создание электронной истории болезни на уровне учреждения; обучение медицинских работников основам информатизации; внедрение автоматизированной информационной системы «социально-гигиенический мониторинг.

В статье представлены результаты анализа состояния информатизации системы здравоохранения Московской области и автором делается вывод, что процессы информатизации здравоохранения Московской области имеют перспективный вектор, на фоне имеющихся проблем. Ключевые слова: здравоохранение, региональное управление системой здравоохранения, информатизация, единая государственная информационная система сферы здравоохранения.

Ключевым вопросом государственной политики РФ является повышение качества жизни ее населения. Здравоохранение является той сферой, которая определяет социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны, затрагивая каждого человека и формируя «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию.

Сегодня, становится, очевидным необходимость в повышении эффективности управления сферой здравоохранения. Одним из направлений повышения эффективности управления сферой здравоохранения и качества оказания медицинской помощи является внедрение информационных технологий.

Еще в 2011 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ утверждена Концепции создания единой государственной информационной системы сферы здравоохранения, основная цель которой - обеспечить эффективную информационную поддержку процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи.

Информатизации здравоохранения уделяется пристальное внимание со стороны передового медицинского сообщества и научного звена.

Представим позиции некоторых авторов, освещающих вопросы информатизации здравоохранения с различных позиции.

A.Н. Гуров и З.Б. Рахманова акцентировали внимание на внедрение информационных технологи в сферу здравоохранения как основу его эффективного управления1.

Осмыслению этапов информатизации здравоохранения посвящены работы А.В. Одинцова. Автор также затрагивает вопросы информационного взаимодействия муниципального и регионального здравоохранения, отмечая их несогласованность2.

B.Г. Климин информатизацию всех звеньев здравоохранения определяет как объективную необходимость и отмечает ее недостаточную развитость в регионах3.

Н.С. Николаев, поднимая вопросы высокотехнологической медицинской помощи, видит ее эффективность через внедрение информационных технологий4.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает позиция Г.И. Чеченина, Н.М. Жилиной и О.В. Боловневой. Разделяя их мнения, авторы отмечают необходимость информатизации здравоохранения и задают векторные направления: разработку персонифицированного паспорта здоровья каждого гражданина на уровне муниципального образования; создание электронной истории болезни на уровне учреждения; обучение медицинских работников основам информатизации; внедрение автоматизированной информационной системы «социально-гигиенический мониторинг.

Таким образом, становится очевидным, что вопросы информатизации здравоохранения находятся в постоянном поле обсуждения и единого подхода к информатизации здравоохранения в науке и практике не выработано.

В рамках данного исследования, нас больше интересует информатизация здравоохранения Московской области, но для этого, сначала определимся с пониманием управления региональной системы здравоохранения.

Система управления здравоохранением в РФ представлена на двух уровнях: на федеральном и на уровне субъектов РФ. Муниципалитеты не имеют функций по управлению сферой здравоохранения, но они наделены полномочиями в сфере охраны здоровья граждан (например, создают условия для оказания медицинской помощи населению, участвуют в санитарно-гигиеническом просвещении населения и т.д.).

Мы понимаем управление системой здравоохранения региона как деятельность региональных органов государственной власти, учреждений региона, которая направлена на создание и оптимизацию социально-экономических, организационно-правовых условий функционирования здравоохранения региона, а также реализацию мероприятий, направленных на охрану здоровья граждан в регионе.

Анализ системы информатизации управления здравоохранением в Московской области требует поиска достоверной информации. В этих целях использовались данные различных программных документов: «Итоговый отчет о реализации долгосроч-

© £

Я

3

9 2

сч cJ

£

Б

а

2 ©

ной целевой программы Московской области «Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 гг.», Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 гг.», Постановление Правительства Московской области от 2 ноября 2011 года N 1338/46 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009-2012 годы»», Приказ Минздрава МО от 28 октября 2015 года № 1561 «Об утверждении порядка использования Единой медицинской информационно-аналитической системы Московской области в государственных учреждениях здравоохранения Московской области», Приказ Минздрава Московской области от 28.10.2015 N 1561 (ред. от 12.02.2016) «Об утверждении Порядка использования Единой медицинской информационно-аналитической системы Московской области в государственных учреждениях здравоохранения Московской области» и материалы сайтов Правительства Московской области.

Итак, рассмотрим краткие итоги информатизации здравоохранения Московской области.

Стоит отметить, что Московская область в РФ не относится к субъектам с передовым опытом внедрения информационный технологий в сфере здравоохранения и одной из причин, как нам видится, является несвоевременное внедрение регионального сегмента в единую государственную информационную систему сферы здравоохранения. Кроме этого нормативный акт о порядке использования единой медицинской информационно - аналитической системы в государственных учреждениях здравоохранения Московской области появился только 28.10.2015 г..

В 2013 г. система информатизации государственного управления здравоохранением в Московской области приобрела новый виток в рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 гг.» (24.08.2013 г. она была отменена в связи с принятие Государственной программы «Развитие здравоохранения Подмосковья на 2014-2018 гг.»).

Сегодня наметились положительные сдвиги в системе информатизации государственного управления здравоохранением в Московской области.

Рис. 1 Техническое состояние персональных компьютеров в учреждениях здравоохранения Московской области воохранения Московской области

гЛ111 Ты

Подключено

Возможно подключить Невозможно подключить

□ Л абор от о р н ое о йорудоаан не

□ Аппараты УЗИ

■ Компьютерны« тонографы

□ Р е н т г е н ол о г и ч е с к ое об ар удое а н не

□ Магнитно-резонансные томографы

□ Днгногрэфическос оборудование

Рис. 2 Подключение медицинского оборудования к информационным системам в учреждениях здравоохранения в Московской области, %

В тоже время, высокий процент устаревшего оборудования не позволяет эффективно внедрять информационные технологии в систему информационного управления здравоохранением Московской области, только замены компьютеров требуется в 44% (рис.1).

Состояние и потенциал подключения медицинского оборудования в учреждениях здравоохранения Московской области к информационным системам представлен на рис.2.

Из данных рис. 2 состояние и перспективы подключения медицинского оборудования в учреждениях здравоохранения Московской области к информационным системам, выглядят следующим образом:

лабораторное оборудование 1500 единиц уже подключено, что составляет 20% от совокупных мощностей, 50% единиц возможно подключить; остальной парк оборудования подключить невозможно, так как оно подверглось физическому износу;

рентгенологическое оборудование 1308 единиц подключено, что составляет 5% от общего числа единиц оборудования, 55% от общего числа оборудования можно подключить; остальное подверглось физическому износу;

аппараты УЗИ (1160 единиц) подключены на 5%, а для 65% аппаратов УЗИ существуют потенциальные возможности для подключения, остальные подвержены моральному и физическому износу;

магниторезонансные томографы подключены (22 единицы), что составляет 10% от общего числа оборудования данного вида; 70% оборудования возможно подключить к информационным сетям; остальные же не соответствуют современным требованиям к информатизации;

74 компьютерных томографа (около 20% всего парка оборудования) подключено к компьютерным сетям; 70% оборудования можно подключить к информационным сетям; остальное подключить не видится возможным;

ангиографическое оборудование в Московской области - 27 единиц техники или около 20% - подключено; 60% техники можно подключить, остальное негодное.

Таким образом, в среднем 50-60% всего медицинского оборудования в здравоохранении Московской области является пригодным для интеграции его с медицинскими информационными системами. С учетом того, что 15-20% ме-

Рис. 3. Медицинские информационные системы в Московской области Таблица 1

Состояние внедрения медицинских информационных систем по муниципальным образованиям Московской области

Показатель Стационары Амбулаторно -но.шклиничес кие учреждения Все муниципальн ые образования

Доля муниципальных образований, оснащенных серверами и каналами снязи 100% 100"» 100%

Доля врачей, обеспеченных автоматизированным рабочим местом с установленной медицинской информационной системой 44% 59% 52%

Доля муниципальных образований, использующих медицинские информационные системы 48% 77% 66%

Доля муниципальных образований, внедривших медицинекие информационные системы в объеме базовых фу НЮ (ИЙ 31% 59% 51%

Доля врачей, ведущих электронную медицинскую карту 21% 16% 18%

дицинского оборудования по различным отраслям медицины в Московской области успешно подключено, то в целом картина положительная - существуют потенциальные возможности повысить уровень информатизации до 80%.

В учреждениях здравоохранения Московской области было установлено 235 серверов, оснащенных аппаратными средствами защиты данных.

85% рабочих мест - это 22,27 тыс. из 26,2 тыс. оснащены компьютерами.

Кроме того, преемственность получения информации и соблюдение принципа иерархии обеспечивается на уровне региона посредством интеграционной шины.

Медицинские информационные системы муниципальных образований вступают в информационное взаимодействие

с интегрированной электронной медицинской картой и регистрами, представляющие уровень региона.

Состояние информатизации здравоохранения в Московской области характеризуется возможностью выбора конкретной медицинской системы: на рынке медицинских информационных систем представлена продукция 16 разработчиков, но в приоритете - ЗАО «Св-мед»-65% и ООО «Самсон -групп» - 32% (рис.3).

В 178 муниципальных образованиях Московской области установлены медицинские информационные системы 16 разработчиков. 11 типов информационных систем имеют распространение в других субъектах РФ. Функциональное поле медицинских информационных систем определяется следующими функциями:

ведение электронной картотеки пациентов;

автоматическая проверка полисов обязательного медицинского страхования;

ведение расписания работы врачей; учет движения пациентов по отделениям стационара;

взаимодействие с больничной аптекой;

учет оказанных медицинских услуг; учет результатов лабораторных исследований;

учет результатов инструментальных исследований;

учет лекарственных назначений; учет проведения диспансеризации; формирование счетов по обязательному медицинскому страхованию;

формирование государственных форм статистической отчетности.

Анализ состояния внедрения медицинских информационных систем по муниципальным образованиям Московской области, которые принимали участие в программах модернизации здравоохранения, представлен в таблице 1.

Из таблицы 1 становится, очевидно, что показатели обеспеченности учреждений здравоохранения информационно-коммуникативными технологиями в Московской области в ходе реализации программ имеют хорошие показатели:

доля муниципальных образований, оснащенных серверами и каналами связи, составляет 100%.

доля врачей, обеспеченных автоматизированным рабочим местом с установленной медицинской информационной системой в стационарах составляет 44%; в амбулаторно-поликлинических

О £

Я

3

9 2

сч cJ

£

Б

ей

2 ©

учреждениях - 59%; все муниципальные образования - 52%;

доля муниципальных образований, использующих медицинские информационные системы, в стационарах составляет 48%; в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 77%; все муниципальные образования - 66%;

доля муниципальных образований, внедривших медицинские информационные системы в объеме базовых функций, в стационарах составляет 31%; в амбула-торно-поликлинических учреждениях -59%; все муниципальные образования -51%;

доля врачей, ведущих электронную медицинскую карту, в стационарах составляет 21%; в амбулаторно-поликли-нических учреждениях - 16%; все муниципальные образования - 18%.

Интегральный показатель использования медицинских информационных систем в Московской области рассчитывается как соотношение функциональности и объема использования - достигнутое значение данного показателя составляет почти 9%. Коэффициент обеспеченности автоматизированных рабочих мест с локально вычислительными сетями для лечебно-диагностического процесса составляет 73%.

Большое значение для анализа информатизации здравоохранения Московской области имеет анализ результатов автоматизации документооборота:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

медицинский персонал Московской области получили доступ к актуальной информации об остатках лекарственных препаратов и методах использования в пунктах их отпуска в режиме реального времени;

комитет по здравоохранению и медицинские информационно-аналитические центры получили экономико-статистическую информацию о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан в режиме реального времени;

минимизированы ошибки при выписке и отпуске льготных рецептов за счет снижения срока и упрощения обмена нормативно-справочной информацией;

упрощено техническое обслуживание системы (исключена установка системы на нескольких тысячах рабочих мест благодаря централизованной архитектуре модуля).

Необходимо отметить и запись на прием к врачу, которая осуществляется посредством различных способов в единой региональной системе. Применение различных способов записи на прием к врачу, образующие единую региональную

систему, полностью интегрированы с расписанием и записью в электронной медицинской системе. Такой информационный обмен данными делает запись к врачу более эффективным, так как позволяет значительно сократить время на посещение врачей, отпадает необходимость в очередях за талонами, делает жизнь населения удобной, что определяет социальную эффективность от внедрения медицинских информационных систем.

Таким образом, становится очевидным, что в системе информатизации государственного управления здравоохранением в Московской области проделана большая работа, но чтобы обеспечить эффективную информационную поддержку процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи в Московской области необходимо:

совершенствовать информационную и телекоммуникационную инфраструктуру органов управления и учреждений здравоохранения Московской области;

создать региональный сегмент единой информационной системы в сфере здравоохранения Российской Федерации. «Платформа ЕМИС»

внедрить прикладные общеобластные системы, такие как:

- региональная медицинская информационная система с функциями ведения электронной истории болезни;

-справочно- информационная поддержка принятия врачебных решений, оперативный доступ к диагностическим исследованиям, обеспечения лекарственными средствами;

-поддержка стандартов оказания медицинской помощи;

- создать региональный сегмент единой информационной системы в сфере здравоохранения Российской Федерации, при этом необходимо в региональной системе кадрового учета и регистре медицинских и фармацевтических работников, паспорте медицинского учреждения и паспорте здравоохранения Московской области интегрировать с федеральными информационными ресурсами;

развивать информационный сервис «Управления потоками пациентов» (СУПП ЕМИС);

обеспечить высокий уровень доступности медицинской информации для учреждений здравоохранения и граждан Московской области;

обеспечить информационно - аналитическую поддержку процессов управления системой здравоохранения Московской области;

обеспечить функционирование регистров больных различных заболеваний на территории Московской области.

Реализация всех вышеперечисленных направлений, позволит придать новый вектор в системе информатизации государственного управления здравоохранением в Московской области.

Литература

1. «Налоговая реформа нефтяной отрасли: основные развилки»^удоп Consulting, июль 2015. Документ Министерства финансов.

2. Основные направления бюджетной политики на 2014 и на 2015 годы. Документ Министерства финансов.

3. Основные направления налоговой политики на 2017 и плановые 2018 и 2019 годы (дата публикации 30.11.16).

4. Перспективы развития российской нефтяной отрасли в условиях турбулентности на мировом нефтяном рынке.

5. Громов А.И. Журнал «Бурение и нефть», февраль 2016.

6. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года подготовлена Министерством энергетики. Редакция от 21.09.2016.

7. Гончаренко И.А. Налогообложение топливно-энергетического комплекса в Норвегии // Газовая промышленность. 2009. № 7. С. 24-27.

8. Гончаренко И.А. Некоторые налоговые механизмы, способные смягчить негативные последствия финансового кризиса для России // Вестник МГИМО Университета. 2009. № 3-4. С. 122-126.

9. Сеферов А.К., Иллерицкий Н.И., Тыртышова Д.О. Особенности и перспективы взаимодействия государств Евразийского экономического союза со странами Каспийского региона в области энергетики // Инновации и инвестиции. 2016. № 3. С. 51-56.

10. Волошин В.И. Нефтегазовый комплекс России в контексте социально-экономического роста // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 320-326.

11. Инновационное наполнение инвестиционной политики / Фоломьев А.Н., Иванов В.В., Иванов О.В., Плетнев К.И., Капитонов И.А., Устенко В.С. Москва, 2016.

The system analysis of Informatization of state management of health in the Moscow region Savinov T.H., Mikheyev M.A. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Nowadays the Healthcare system

undergoes the significant changes of both strategic and organizational and legal character. The efficiency of the whole system and the nation's health as a result will depend on the correctly chosen directions of activities in the healthcare field at all levels, and particularly at the region level. One of the directions is the Healthcare IT-management.

Today the necessity for the improvement of the effectiveness of healthcare management is obvious. The implementation of the information technologies is one of the directions of the improvement of the effectiveness of the healthcare management and the quality of medical treatment.

The object of the article is the analysis of Healthcare IT-management in the Moscow Region.

The issues of the Healthcare IT-management are permanently discussed and now there is no any unified approach to the Healthcare IT-management in both science and practice.

The article contains the different authors' opinions about the need of Healthcare IT-management that specify the direction: the development of the personalized health record for every citizen at the municipal unit level, the creation of PC-based medical case history at the institute level; the IT-management basics trainings for health workers; the implementation of the automated information data system "Social-hygienic

monitoring".

The article contains the results of the analysis of the Healthcare system IT-management in the Moscow region; the author makes the conclusion that the processes of Moscow Region Healthcare IT-management have a long-range vector with existing issues in the background.

The Moscow Region Healthcare IT-management during 2013 - 2015 is summarized.

The readiness of healthcare settings' equipment for the implementation to the Healthcare IT-management system is analyzed.

The status and the prospects of the connection of the medical equipment to the IT-systems in the healthcare settings of the Moscow Region are analyzed.

The article contains the developed activities, necessary for effective informational supporting of the management process of the treatment delivery system and the process of medical treatment in the Moscow Region, based on the analysis performed.

Keywords: health care, regional governance health system, Informatization, the unified state information system of the health sector.

References

1. «Tax reform of the oil industry: the

main forks» _Vygon Consulting, July 2015. Document of the Ministry of Finance.

2. The main directions of the budgetary

policy for 2014 and for 2015.

Document of the Ministry of Finance.

3. The main directions of the tax policy

for 2017 and the planned 2018 and 2019 (publication date 30.11.16).

4. Prospects for the development of the

Russian oil industry in conditions of turbulence in the world oil market.

5. Gromov A.I. Journal of Drilling and

Oil, February 2016.

6. The energy strategy of Russia for the

period until 2035 was prepared by the Ministry of Energy. Revision of September 21, 2016.

7. Goncharenko I.A The taxation of the

fuel and energy complex in Norway // The gas industry. 2009. № 7. P. 24-27.

8. Goncharenko I.A Some tax mechanisms that can mitigate the negative consequences of the financial crisis for Russia / / Bulletin of MGIMO University. 2009. № 3-4. Pp. 122-126.

9. Seferov A.K., Illeritsky N.I., Tyrtyshova

D.O. Peculiarities and prospects of interaction of the states of the Eurasian Economic Union with the countries of the Caspian region in the field of energy // Innovations and investments. 2016. № 3. P. 5156.

10. Voloshin V.I. The oil and gas complex of Russia in the context of socioeconomic growth // Audit and financial analysis. 2015. № 4. P. 320326.

11. Innovative filling of the investment policy / Folomiev AN, Ivanov VV, Ivanov OV, Pletnev KI, Kapitonov IA Ustenko VS Moscow, 2016.

О À

В

S

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.