Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / SWOT-АНАЛИЗ / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Джупаров Александр Сергеевич, Джупарова Ирина Алексеевна, Ибрагимова Гузель Ярулловна

Введение. Неравномерное размещение аптечных организаций на территории Новосибирской области (НСО), недостаточная обеспеченность фармацевтическими кадрами, особенно в отдаленных районах, падение жизненного уровня, рост общей заболеваемости населения, ограниченные материальные и финансовые ресурсы здравоохранения НСО вызвали необходимость оценки системы фармацевтической помощи для разработки мероприятий по ее совершенствованию, сохранению конституционных прав и гарантий для жителей. Цель. Разработка и апробация методики анализа системы фармацевтической помощи населению НСО. Материалы и методы. Для оценки был использован SWOT-анализ. На основе контент-анализа научной медицинской и фармацевтической литературы, нормативных документов правительства РФ, Минздрава РФ и НСО была составлена анкета, в которой характеризовались различные аспекты лекарственной помощи населению НСО. Группе экспертов (руководители аптечных сетей, заведующие аптеками, руководители и специалисты отдела лекарственного обеспечения населения Минздрава НСО - всего 35 чел.) было предложено оценить (проранжировать) предложенные характеристики в SWOT-матрице. Результаты. Установлено, что сильные стороны фармацевтической помощи населению НСО (первостепенными среди них являются развитая инфраструктура обеспечения населения фармацевтической помощью; принятие и реализация федеральных программ по стратегии лекарственного обеспечения населения и развитию здравоохранения в РФ и НСО) в 1.26 раза превышают слабые стороны системы (недостаточное финансирование лекарственного обеспечения населения региона; недостаточная обеспеченность населения аптечными организациями и фельдшерско-акушерскими пунктами в сельских населенных пунктах НСО и др.). Возможности системы фармацевтической помощи в НСО (организация отпуска лекарственных препаратов (ЛП) медицинскими работниками через амбулатории в сельских населенных пунктах НСО, в которых отсутствуют аптечные организации; увеличение доли муниципальных районов и городских округов, обеспеченных пунктами отпуска ЛП, по отношению ко всем муниципальным районам и городским округам Новосибирской области до 100 % и др.) в 1.13 раза преобладают над угрозами (рост кадрового дефицита в фармацевтической отрасли, пандемия новой коронавирусной инфекции и др.). Заключение. Фармацевтическая помощь населению НСО характеризуется преобладанием сильных сторон над слабыми, при этом потенциальные возможности превышают угрозы. Из этого следует, что необходимо дальнейшее совершенствование фармацевтической помощи, использование ее ресурсных возможностей и укрепление сильных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Джупаров Александр Сергеевич, Джупарова Ирина Алексеевна, Ибрагимова Гузель Ярулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PHARMACEUTICAL CARE SYSTEM OF THE NOVOSIBIRSK REGION COMMUNITY

Introduction. Uneven placement of pharmacy organizations on the territory of the Novosibirsk region, want of pharmaceutical staff, especially in remote areas, falling living standards, an increase in general morbidity of the population, limited material and financial health care resources in the Novosibirsk region necessitated an assessment of the pharmaceutical care system in order to develop measures to improve it, preserve constitutional rights and guarantees for residents. Aim. Development and testing of a methodology for analyzing the system of pharmaceutical care for the population of the Novosibirsk region. Materials and methods. SWOT analysis was used for the assessment. Based on the content analysis of scientific medical and pharmaceutical literature, regulatory documents of the Government of the Russian Federation, the Ministries of Health of the Russian Federation and the Novosibirsk region, a questionnaire was compiled in which various aspects of the pharmaceutical care to the population of the Novosibirsk region were characterized. A group of experts (heads of pharmacy chains, heads of pharmacies, chiefs or deputies, specialists of the Department of Drug Provision of the Population of the Ministry of Health of the Novosibirsk region - a total of 35 people) were asked to evaluate (rank) the proposed characteristics in a SWOT matrix. Results. It has been established that the strengths of pharmaceutical care to the population of the Novosibirsk region (the top among them are the developed infrastructure for providing the population with pharmaceutical care; the approval and implementation of federal programs on the strategy of drug provision to the population and the development of healthcare in the Russian Federation and the Novosibirsk region) exceed by 1.26 times the weaknesses of the system (insufficient financing of drug provision to the population of the region; insufficient provision of the population with pharmacy organizations and medical and obstetric stations in rural settlements of the Novosibirsk region, etc.). Possibilities of the pharmaceutical care system in the Novosibirsk region (organization of dispensing medicines by medical staff through out-patient clinics in rural settlements of the Novosibirsk region, in which there are no pharmacy organizations; an increase in the proportion of municipal and urban districts provided with medicines dispensing outlets in relation to all municipal and urban entities of the Novosibirsk region to 100%, etc.) by 1.13 times prevails over threats (an increasing staff shortage in the pharmaceutical industry, a pandemic of a new coronavirus infection, etc.). Conclusion. Pharmaceutical care for the population of the Novosibirsk region is characterized by the predominance of strengths over weaknesses, while potential opportunities exceed threats. This imples the necessity to further improve pharmaceutical care, use its resource capabilities and enhance its strengths.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 615.1:614.27(571.14)

doi: 10.31549/2542-1174-2022-6-1-128-140

Анализ системы фармацевтической помощи населению Новосибирской области

А. С. Джупаров1, И.А. Джупарова1, Г.Я. Ибрагимова2

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Новосибирск, Россия

2ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа, Россия АННОТАЦИЯ

Введение . Неравномерное размещение аптечных организаций на территории Новосибирской области (НСО), недостаточная обеспеченность фармацевтическими кадрами, особенно в отдаленных районах, падение жизненного уровня, рост общей заболеваемости населения, ограниченные материальные и финансовые ресурсы здравоохранения НСО вызвали необходимость оценки системы фармацевтической помощи для разработки мероприятий по ее совершенствованию, сохранению конституционных прав и гарантий для жителей.

Цель . Разработка и апробация методики анализа системы фармацевтической помощи населению НСО. Материалы и методы . Для оценки был использован SWOT-анализ. На основе контент-анализа научной медицинской и фармацевтической литературы, нормативных документов правительства РФ, Минздрава РФ и НСО была составлена анкета, в которой характеризовались различные аспекты лекарственной помощи населению НСО. Группе экспертов (руководители аптечных сетей, заведующие аптеками, руководители и специалисты отдела лекарственного обеспечения населения Минздрава НСО - всего 35 чел.) было предложено оценить (проранжиро-вать) предложенные характеристики в SWOT-матрице.

Результаты . Установлено, что сильные стороны фармацевтической помощи населению НСО (первостепенными среди них являются развитая инфраструктура обеспечения населения фармацевтической помощью; принятие и реализация федеральных программ по стратегии лекарственного обеспечения населения и развитию здравоохранения в РФ и НСО) в 1.26 раза превышают слабые стороны системы (недостаточное финансирование лекарственного обеспечения населения региона; недостаточная обеспеченность населения аптечными организациями и фельдшерско-акушерскими пунктами в сельских населенных пунктах НСО и др.). Возможности системы фармацевтической помощи в НСО (организация отпуска лекарственных препаратов (ЛП) медицинскими работниками через амбулатории в сельских населенных пунктах НСО, в которых отсутствуют аптечные организации; увеличение доли муниципальных районов и городских округов, обеспеченных пунктами отпуска ЛП, по отношению ко всем муниципальным районам и городским округам Новосибирской области до 100 % и др.) в 1.13 раза преобладают над угрозами (рост кадрового дефицита в фармацевтической отрасли, пандемия новой коронавирусной инфекции и др.).

Заключение . Фармацевтическая помощь населению НСО характеризуется преобладанием сильных сторон над слабыми, при этом потенциальные возможности превышают угрозы. Из этого следует, что необходимо дальнейшее совершенствование фармацевтической помощи, использование ее ресурсных возможностей и укрепление сильных сторон.

Ключевые слова: фармацевтическая помощь, SWOT-анализ, Новосибирская область, лекарственные препараты, аптечные организации.

Образец цитирования: Джупаров А.С., Джупарова И.А., Ибрагимова Г.Я. Анализ системы фармацевтической помощи населению Новосибирской области // Journal of Siberian Medical Sciences. 2022;6(1):128-140. doi: 10.31549/2542-1174-2022-6-1-128-140

Поступила в редакцию 13.12.2021 Прошла рецензирование 17.01.2022 Принята к публикации 10.02.2022

Автор, ответственный за переписку

Джупарова Ирина Алексеевна: ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России. 630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52. E-mail: uefarm@mail.ru

Received 13.12.2021 Revised 17.01.2022 Accepted 10.02.2022

Corresponding author

Irina A. Dzhuparova: Novosibirsk State Medical University, 52, Krasny prosp., Novosibirsk, 630091, Russia. E-mail: uefarm@mail.ru

Analysis of the pharmaceutical care system of the Novosibirsk region community

A.S. Dzhuparov1, I.A. Dzhuparova1, G.Ya. Ibragimova2

Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk, Russia 2Bashkir State Medical University, Ufa, Russia

ABSTRACT

Introduction. Uneven placement of pharmacy organizations on the territory of the Novosibirsk region, want of pharmaceutical staff, especially in remote areas, falling living standards, an increase in general morbidity of the population, limited material and financial health care resources in the Novosibirsk region necessitated an assessment of the pharmaceutical care system in order to develop measures to improve it, preserve constitutional rights and guarantees for residents.

A i m . Development and testing of a methodology for analyzing the system of pharmaceutical care for the population of the Novosibirsk region.

Materials and methods. SWOT analysis was used for the assessment. Based on the content analysis of scientific medical and pharmaceutical literature, regulatory documents of the Government of the Russian Federation, the Ministries of Health of the Russian Federation and the Novosibirsk region, a questionnaire was compiled in which various aspects of the pharmaceutical care to the population of the Novosibirsk region were characterized. A group of experts (heads of pharmacy chains, heads of pharmacies, chiefs or deputies, specialists of the Department of Drug Provision of the Population of the Ministry of Health of the Novosibirsk region - a total of 35 people) were asked to evaluate (rank) the proposed characteristics in a SWOT matrix.

Results. It has been established that the strengths of pharmaceutical care to the population of the Novosibirsk region (the top among them are the developed infrastructure for providing the population with pharmaceutical care; the approval and implementation of federal programs on the strategy of drug provision to the population and the development of healthcare in the Russian Federation and the Novosibirsk region) exceed by 1.26 times the weaknesses of the system (insufficient financing of drug provision to the population of the region; insufficient provision of the population with pharmacy organizations and medical and obstetric stations in rural settlements of the Novosibirsk region, etc.). Possibilities of the pharmaceutical care system in the Novosibirsk region (organization of dispensing medicines by medical staff through out-patient clinics in rural settlements of the Novosibirsk region, in which there are no pharmacy organizations; an increase in the proportion of municipal and urban districts provided with medicines dispensing outlets in relation to all municipal and urban entities of the Novosibirsk region to 100%, etc.) by 1.13 times prevails over threats (an increasing staff shortage in the pharmaceutical industry, a pandemic of a new coronavirus infection, etc.). Conclusion. Pharmaceutical care for the population of the Novosibirsk region is characterized by the predominance of strengths over weaknesses, while potential opportunities exceed threats. This imples the necessity to further improve pharmaceutical care, use its resource capabilities and enhance its strengths.

Keywords: pharmaceutical care, SWOT analysis, Novosibirsk region, medicines, pharmacy organizations.

Citation example: Dzhuparov A.S., Dzhuparova I.A., Ibragimova G.Ya. Analysis of the pharmaceutical care system of the Novosibirsk region community. Journal of Siberian Medical Sciences. 2022;6(1):128-140. doi: 10.31549/2542-1174-2022-6-1-128-140

ВВЕДЕНИЕ

По состоянию на 01.01.2020 на территории Новосибирской области розничная торговля лекарственными препаратами (ЛП) осуществлялась 1543 аптеками, аптечными пунктами (505 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), из них 1386 аптек, аптечных пунктов частной формы собственности (457 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) и 157 аптек, аптечных пунктов государственной и муниципальной форм собственности. Доля част-

INTRODUCTION

As of 01.01.2020, on the territory of the Novosibirsk region, retail trade in medicines was carried out by 1543 pharmacies, pharmacy outlets (505 legal entities, individual entrepreneurs), of which 1386 pharmacies, pharmacy outlets of private ownership (457 legal entities, individual entrepreneurs) and 157 pharmacies, pharmacy outlets of state and municipal ownership. The proportion of private business accounted for 89.3% of the total number of pharmacy organizations.

ного бизнеса составляла 89.3 % от общего числа аптечных организаций.

За период 2015-2020 годов в Новосибирской области произошло увеличение количества участников на фармацевтическом рынке (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) на 5.2 % и на 13.1 % аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков. Развитие фармацевтического рынка осуществлялось в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области от 20.12.2019 № 287 «Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции и плана мероприятий (дорожной карты) по содействию развитию конкуренции в Новосибирской области» по следующим направлениям: содействие развитию конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами; формирование условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих на рынке; повышение уровня их конкурентоспособности, а также содействие устранению административных барьеров.

Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и другими товарами аптечного ассортимента составляет в Новосибирской области 89.8 %, что значительно превышает ключевой показатель, установленный стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации - на уровне 60 % [1].

На территории Новосибирской области выявлено неравномерное размещение аптечных организаций. Основная часть аптечных организаций расположена на территории городов Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, где в связи с большой плотностью их размещения имеет место высокий уровень конкуренции среди хозяйствующих субъектов, ниже цены на лекарственные препараты. В то же время отмечается недостаточный уровень лекарственного обеспечения жителей отдаленных населенных пунктов, расположенных в районах области, где отсутствуют аптечные организации в связи с экономической непривлекательностью для участников фармацевтического рынка. Имеет место недостаточное обеспечение фармацевтическими кадрами, особенно в отдаленных районах области, что влияет на развитие фармацевтического рынка муниципальных районов Новосибирской области. Всего на территории Новосибирской области действуют почти тысяча фельдшерско-акушерских

During the period of 2015-2020, the Novosibirsk region saw an increase in the number of participants in the pharmaceutical market (legal entities, individual entrepreneurs) by 5.2% and by 13.1% of pharmacies, pharmacy outlets and pharmacy kiosks. The development of the pharmaceutical market was carried out in accordance with the Decree of the Governor of the Novosibirsk region dated December 20, 2019 No. 287 "On approval of the list of commodity markets to promote competition and the action plan (roadmap) to encourage development of competition in the Novosibirsk region" in the following areas: fostering the competition in the retail market of medicines, medical devices and related products; creating conditions for the development, support and protection of small and medium-sized businesses operating in the market; improving their competitiveness, as well as facilitating the removal of administrative barriers.

The proportion of private-owned organizations in the retail trade of medicines, medical devices and other pharmacy products in the Novosibirsk region is 89.8%, which significantly exceeds the key indicator set by the standard for the development of competition in the subjects of the Russian Federation at the level of 60% [1].

An uneven placement of pharmacy organizations was revealed on the territory of the Novosibirsk region. The main part of pharmacy organizations is located on the territory of Novosibirsk, Berdsk, Iski-tim, Ob cities, where, due to the high density of their placement, there is a high level of competition among economic entities with lower prices for medicines. At the same time, there is an insufficient level of drug provision for residents of remote settlements located in areas of the region where there are no pharmacy organizations due to the economic unattractiveness for participants in the pharmaceutical market. There is want of pharmaceutical staff, especially in remote areas of the region, which affects the development of the pharmaceutical market of municipal districts of the Novosibirsk region, takes place. In total, almost a thousand medical and obstetric stations (MOSs) operate in the Novosibirsk region. Until the end of 2021 in the municipal districts of the Novosibirsk region, it is planned to put into operation 30 new MOSs as a part of the national project "Healthcare." The MOSs are built and equipped in accordance with modern requirements and standards [2].

However, the decline in living standards, the increase in the general morbidity of the population, the limited material and financial resources of the Novosibirsk region healthcare caused the need to

пунктов (ФАП). До конца 2021 г. в муниципальных районах Новосибирской области планируется ввести в эксплуатацию 30 новых ФАП, строящихся в рамках национального проекта «Здравоохранение». ФАП строятся и оснащаются в соответствии с современными требованиями и стандартами [2].

Однако падение жизненного уровня, рост общей заболеваемости населения, ограниченные материальные и финансовые ресурсы здравоохранения Новосибирской области вызвали необходимость оценки системы фармацевтической помощи для разработки мероприятий по ее совершенствованию, сохранению конституционных прав и гарантий для жителей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработка и апробация методики качественной и количественной оценки фармацевтической помощи населению Новосибирской области.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Разработать анкету для экспертной оценки сильных и слабых сторон, стратегических возможностей и угроз раскрытию потенциала системы фармацевтической помощи населению Новосибирской области.

2. Разработать и апробировать методику качественного и количественного SWOT-анализа системы фармацевтической помощи населению Новосибирской области.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для выбора направлений совершенствования региональной лекарственной политики был использован SWOT-анализ, который позволяет разделить факторы, описывающие объект исследования - Новосибирскую область - на 4 сегмента (составляющие): сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats). SWOT-анализ позволяет рассматривать сильные и слабые стороны объекта в текущем временном периоде, прогнозировать новые возможности на основе анализа внешних факторов, оценивать угрозы и прогнозировать трудности, которые могут возникнуть. Благодаря SWOT-анализу можно выявить, какие направления в стратегическом плане являются определяющими или ведущими [3, 4].

На основе контент-анализа научной медицинской и фармацевтической литературы, нормативных документов правительства РФ, Министерства здравоохранения РФ и Новосибирской

evaluate the pharmaceutical care system to develop measures to improve it, preserve constitutional rights and guarantees for residents.

AIM OF THE RESEARCH

Development and approbation of a methodology for qualitative and quantitative assessment of pharmaceutical care for the population of the Novosibirsk region.

To achieve this aim, the following tasks were defined:

1. Develop a questionnaire for expert assessment of strengths and weaknesses, strategic opportunities and threats to unlocking the potential of the pharmaceutical care system for the population of the Novosibirsk region.

2. Develop and test a methodology for qualitative and quantitative SWOT analysis of the pharmaceutical care system for the population of the Novosibirsk region.

MATERIALS AND METHODS

To select the directions for improving regional pharmaceutical policy, a SWOT analysis was used, which allows us to divide the factors describing the object of research - the Novosibirsk region - into 4 segments (components): Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats. SWOT analysis allows you to consider the strengths and weaknesses of an object in the current time period, predict new opportunities based on the analysis of external factors, assess threats and predict difficulties that may arise. Thanks to SWOT analysis, it is possible to identify which areas in the strategic plan are decisive or leading [3, 4].

Based on the content analysis of scientific medical and pharmaceutical literature, regulatory documents of the Government of the Russian Federation, the Ministries of Health of the Russian Federation and the Novosibirsk region on drug provision of the population, a questionnaire was compiled and proposed to the experts.

The formation of an expert group is the most important procedure that largely determines the quality of expert assessment. It involves determining the quantitative and qualitative composition of the expert group. The expert group should include at least 11 people, which ensures the reliability of the data obtained within 90% and above [3-8].

The expert group included heads of pharmacy chains, heads of pharmacies, chiefs or deputies, specialists of the Department of Drug Provision of the Population of the Ministry of Health of the Novosibirsk region, the Territorial Administration of the

области по лекарственному обеспечению населения была составлена анкета, предложенная экспертам.

Формирование экспертной группы является важнейшей процедурой, в значительной степени определяющей качество экспертной оценки. Оно предполагает определение количественного и качественного состава экспертов. Группа экспертов должна включать не менее 11 чел., что обеспечивает достоверность полученных данных в пределах 90 % и выше [3-8].

В состав экспертной группы вошли руководители аптечных сетей, заведующие аптеками, начальники или заместители, специалисты отдела лекарственного обеспечения населения Министерства здравоохранения Новосибирской области, территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области, ГКУ НСО «Новосибоблфарм» (35 чел.). Оценка уровня компетентности экспертов проводилась по наличию квалификационной категории, ученой степени, стажу работы по специальности, а также по коэффициенту аргументации.

Уровень компетентности в количественном выражении рассчитывался по формуле

К = 0.5 • К ,

'-1 а'

где К - уровень компетентности;

Ка - коэффициент аргументации.

Численное значение коэффициента аргументации определялось по эталонной таблице [6-8]. Качественный состав экспертов считается удовлетворительным, если уровень компетентности находится в пределах от 0.25 до 0.5. В нашем исследовании он составил 0.45, а коэффициент аргументации - 0.98 [6-8].

Определение степени согласованности мнений экспертов по совокупности оценок проводилось с использованием коэффициента конкорда-ции. Сопоставимость и единство мнений экспертов была подтверждена вариабельностью относительно расхождения мнений двух экспертов (не более 2 %) [6].

В разработанной анкете-матрице был указан перечень факторов, которые характеризовали различные стороны оценки лекарственной помощи населению области [3, 4, 6, 7]. Экспертам предлагалось оценить (проранжировать) показатели в SWOT-матрице по степени важности того или иного показателя в каждом сегменте, а также они имели возможность дополнить или изменить указанные факторы. Опрос экспертов осуществлялся путем анонимного анкетирования.

Federal Service for Surveillance in Healthcare in the Novosibirsk region, the State Treasury Institution of the Novosibirsk region "Novosiboblpharm" (35 people). The assessment of the level of experts' competence was carried out by the presence of a qualification category, academic degree, relevant professional experience, as well as by the argumentation coefficient.

The level of competence in quantitative terms was calculated using the following formula

K = 0.5 • K,

a'

where K - the level of competence;

Ks - the argumentation coefficient.

The numerical value of the argumentation coefficient was determined according to the reference table [6-8]. The qualitative composition of the expert group is considered satisfactory if the level of competence is in the range from 0.25 to 0.5. In our study, it was 0.45, and the argumentation coefficient was 0.98 [6-8].

The degree of" consistency of expert opinions on the totality of assessments was determined using the concordance coefficient. The comparability and unity of expert opinions was confirmed by the variability regarding the divergence of opinions of two experts (no more than 2%) [6].

In the developed questionnaire matrix, a list of factors that characterized various aspects of the assessment of providing pharmaceutical care to the population of the region was indicated [3, 4, 6, 7]. The experts were asked to evaluate (rank) the indicators in the SWOT matrix according to the degree of importance of one or another indicator in each segment, and they also had the opportunity to supplement or change these factors. The survey of experts was carried out by means of an anonymous questionnaire. The expert information was processed using Statistics+ 3.5.0 and STATISTICA 6.0 software.

The methodology of SWOT analysis of the pharmaceutical care system for the population of the Novosibirsk region is shown in Fig. 1.

A quantitative SWOT analysis of the pharmaceutical care system was carried out using the method of direct ranking of factors.

Initially, the value of the rank was calculated using the formula

C = 1/r,

where C - the rank value;

ri - the rank of the factors determined by the Ith expert.

Обработку экспертной информации осуществляли с помощью программ «Статистика+ 3.5.0» и STATISTICA 6.0.

Методика SWOT-анализа системы фармацевтической помощи населению Новосибирской области представлена на рис. 1.

Количественный SWOT-анализ системы фармацевтической помощи был проведен с использованием методики прямого ранжирования факторов.

Then, the weight of the rank was determined by the formula

W = C • r,

l V

where W. - the rank weight.

The calculation of parametric indices for the components of SWOT analysis (P.) was carried out according to the formula

P = W. • A,

l l v

Рис. 1. Методика SWOT-анализа системы фармацевтической помощи населению Новосибирской области Fig. 1. Methodology of SWOT analysis of the pharmaceutical care system for the population of the Novosibirsk region

Вначале рассчитывалась цена ранга по формуле

С = 1/r,

где С - цена ранга;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

r. - ранг фактора, определенный i-м экспертом.

Затем экспертным путем определялся вес ранга по формуле

W = C • r,

i v

где w. - вес ранга.

Расчет параметрических индексов по составляющим SWOT-анализа (P) осуществлялся по формуле

P = W. • A,

i i v

где Ai - оценка фактора экспертом по 5-балльной шкале.

Расчет сводного параметрического индекса (Ps) проводился по формуле

s Ps = EP,

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По отобранным экспертами факторам был проведен качественный SWOT-анализ, результаты которого представлены в табл. 1.

Установлено, что система фармацевтической помощи в Новосибирской области находится в относительно благоприятных условиях, что связано с действием факторов внешней среды. Качественный SWOT-анализ показал, что сильными сторонами системы оказания фармацевтической помощи населению являются: развитая инфраструктура обеспечения населения фармацевтической помощью в Новосибирской области; ежегодное принятие и реализация федеральных программ по стратегии лекарственного обеспечения населения и развитию здравоохранения в РФ и Новосибирской области, а также ежегодное принятие и реализация территориальной программы госгарантий оказания гражданам Новосибирской области бесплатной медицинской помощи, включающей лекарственное обеспечение; внедрение маркировки лекарственных средств и розничной торговли дистанционным способом ЛП и другими товарами аптечного ассортимента и др.

В качестве слабых сторон эксперты отметили недостаточное финансирование лекарственного обеспечения населения Новосибирской области; низкие темпы развития государственной информационной системы взаимодействия медицинских, аптечных и страховых медицинских организаций; высокую концентрацию субъектов обра-

where A. - the expert's assessment of the factor on a 5-point scale.

The calculation of the summary parametric index (Ps) was carried out according to the formula

S Ps = Sp,

RESULTS AND DISCUSSION

According to the factors selected by the experts, a qualitative SWOT analysis was carried out, the results of which are presented in Table 1.

It has been established that the pharmaceutical care system in the Novosibirsk region is in relatively favorable conditions, which is due to the influence of environmental factors. The qualitative SWOT analysis showed that the strengths of the pharmaceutical care system are: the developed infrastructure for providing pharmaceutical care to the population in the Novosibirsk region; the annual approval and implementation of federal programs on the strategy of drug provision of the population and the development of healthcare in the Russian Federation and the Novosibirsk region, as well as the annual approvement and implementation of the community-based program of state guarantees for the provision of free medical care to citizens of the Novosibirsk region, including drug provision; the introduction of labeling of medicines and distance retail trade of medicines and other pharmaceutical products, etc.

As for weaknesses, experts noted insufficient financing of drug provision to the population of the Novosibirsk region; low rates of development of the state information system of interaction between medical, pharmacy and insurance medical organizations; high concentration of subjects of circulation of medicines in urban districts along with the insufficient provision of the population with pharmacy organizations and medical and obstetric stations in rural settlements of the Novosibirsk region.

When assessing the possibilities, it was found that the implementation of development programs of the Novosibirsk region (with the deployment of pharmacy organizations and medical and obstetric stations to provide the population with medical and pharmaceutical care), the constant control of the government of the Novosibirsk region over the level of subsidized medicinal care to certain categories of citizens, the implementation of public-private partnership mechanisms in healthcare, including drug provision in the Novosibirsk region, the opening of pharmacy organizations by federal and regional pharmacy chains in the Novosibirsk region to increase the availability of medicines to the population are paramount.

Таблица 1. Результаты качественного SWOT-анализа системы фармацевтической помощи в Новосибирской области

Table 1. Results of a qualitative SWOT analysis of the pharmaceutical care system in the Novosibirsk region Сильные стороны / Strengths

• Развитая инфраструктура обеспечения населения фармацевтической помощью в НСО Developed infrastructure for providing the population with pharmaceutical care in the Novosibirsk region

• Повышение доступности получения государственной услуги по лицензированию фармацевтической деятельности

Increasing the availability of state services for licensing pharmaceutical activities

• Формирование и внедрение системы качества в деятельность субъектов обращения ЛС НСО по обеспечению населения качественными, эффективными и безопасными ЛП

Formation and introduction of a quality system in the activities of subjects of circulation of medicines of the Novosibirsk region to provide the population with high-quality, effective and safe medicines

• Принятие и реализация федеральных программ по стратегии лекарственного обеспечения населения и развитию здравоохранения в РФ

Approval and implementation of federal programs on the strategy of drug supply to the population and the development of healthcare in the Russian Federation

• Внедрение розничной торговли дистанционным способом ЛП и другими товарами аптечного ассортимента Introduction of distance retailing of medicines and other pharmacy products

• Охват бесплатной лекарственной помощью (в том числе дорогостоящей) населения с высоким уровнем инвалидизации

Coverage of free pharmaceutical care (including expensive) for the population with a high level of disability

• Ежегодное принятие и реализация территориальной программы госгарантий оказания гражданам НСО бесплатной медицинской помощи, включающей лекарственное обеспечение

Annual approval and implementation of the community-based program of state guarantees for the provision of free medical care to citizens of the Novosibirsk region, including drug provision

• Контроль за ценами на ЛП в период пандемии, перерегистрация предельных отпускных цен производителей на ЛП из перечня ЖНВЛП

Control over the prices of medicines during the pandemic, re-registration of the maximum selling prices of manufacturers for medicines from the List of vital and essential medicines

• Внедрение нового порядка ввода ЛС на фармацевтическом рынке как гарантированная мера по обеспечению населения качественными, эффективными и безопасными ЛП

Implementation of a new procedure for the introduction of medicines in the pharmaceutical market as a guaranteed measure to provide the population with high-quality, effective and safe medicines

• Внедрение системы маркировки ЛП на фармацевтическом рынке для предотвращения попадания в оборот фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных ЛС

Introduction of a system for labeling medicines on the pharmaceutical market to prevent falsified, substandard and counterfeit medicines circulation

• Внедрение упрощенной процедуры регистрации ЛП для лечения коронавирусной инфекции Introduction of a simplified procedure for registration of medicines for the treatment of coronavirus infection

• Открытие новых ФАП для обеспечения доступности лекарственной помощи сельским жителям в муниципальных районах НСО

Opening of new medical and obstetric stations to ensure the availability of medical care to rural residents in municipal districts of the Novosibirsk region

• Увеличение объемов финансирования государственной программы «Развитие здравоохранения НСО» Increase in the volume of financing of the state program Development of Healthcare in the Novosibirsk region

• Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в систему здравоохранения НСО Introduction of information and telecommunication technologies into the healthcare system of the Novosibirsk region

• Отпуск ЛП для медицинского применения, в том числе наркотических и психотропных ЛП, внесенных в списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания за счет средств федерального бюджета и областного бюджета НСО из медицинских организаций и аптек (аптечных пунктов) региона, в соответствии с утвержденным перечнем

Dispensing of medicines for medical use, including narcotic and psychotropic medicines included in the lists II and III of the List of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation, medical devices and specialized medical nutrition products at the expense of the federal budget and the regional budget of the Novosibirsk region from medical organizations and pharmacies (pharmacy outlets) of the region, in accordance with the approved List

Продолжение табл. 1 / Table 1 continuation

• Увеличение доли организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли ЛП, медицинскими изделиями до 90.4% как гарантированная мера по развитию конкуренции для обеспечения доступности ЛП в регионе

Increase in the proportion of private-owned organizations in the retail trade of medicines and medical devices to 90.4% as a guaranteed measure to promote competition to ensure the availability of medicines in the region

• Увеличение доли рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении, в общем количестве выписанных рецептов не более 1 % ежегодно

Increase in the proportion of prescriptions that are on deferred provision in the total number of written out prescriptions no more than 1% annually

• Увеличение стоимости и количества отпущенных ЛС на 1 пациента в НСО

Increase in the cost and quantity of dispensed medicines per 1 patient in the Novosibirsk region

Слабые стороны / Weaknesses

• Наличие нормативно-правовых актов правительства РФ, разрешающих гражданам получать взамен льготных ЛС денежную компенсацию

Availability of regulatory legal acts of the Government of the Russian Federation allowing citizens to receive monetary compensation in exchange for subsidized medicines

• Недостаточно эффективная организация работы первичного амбулаторно-поликлинического звена по прогнозированию потребности в ЛП в соответствии со стандартами и клиническими рекомендациями Insufficiently effective organization of the work of the primary outpatient clinics in predicting the need for medicines in accordance with standards and clinical recommendations

• Недостаточная гармонизация Перечня ЖНВЛП и стандартов лечения заболеваний

Insufficient harmonization of the List of vital and essential medicines and Standards for the treatment of diseases

• Недостаточное финансирование лекарственного обеспечения населения НСО Insufficient financing of drug provision for the population of the Novosibirsk region

• Низкие темпы развития государственной информационной системы взаимодействия медицинских, аптечных и страховых медицинских организаций

Low rates of development of the state information system for the interaction of medical, pharmacy and insurance medical organizations

• Высокая концентрация субъектов обращения ЛП в городских округах НСО

High concentration of pharmaceutical organization in the urban districts of the Novosibirsk region

• Недостаточная обеспеченность населения аптечными организациями и ФАП в сельских населенных пунктах НСО

Insufficient provision of the population with pharmacy organizations and medical and obstetric stations in rural settlements of the Novosibirsk region

• Низкий уровень управления товарными запасами в фармацевтических организациях, приведший к перебоям в поставках и дефициту ЛП в период пандемии (антибиотики, иммуномодуляторы, противовирусные ЛП, витамины группы D и C и др.)

Low level of inventory management in pharmaceutical organizations, which led to interruptions in the supply and shortage of medicines during the pandemic (antibiotics, immunomodulators, antiviral drugs, vitamins of group D and C, etc.)

• Низкая доступность для потребителей товаров, работ, услуг, субъектов предпринимательской деятельности к получению информации об организациях, осуществляющих фармацевтическую деятельность, адресах размещения аптек, аптечных пунктов

Low availability for consumers of goods, works, services, business entities of information about organizations engaged in pharmaceutical activities, addresses of pharmacies, pharmacy outlets

• Рост цен на ЛП

Rise in prices of medicines

Потенциальные возможности / Opportunities

• Реализация программ развития НСО (с дислокацией аптечных организаций и ФАП для обеспечения населения медицинской и фармацевтической помощью)

Implementation of development programs for the Novosibirsk region (with the deployment of pharmacy organizations and medical and obstetric stations to provide the population with medical and pharmaceutical care)

• Большое внимание президента РФ и правительства РФ, МЗ РФ к повышению уровня оказания качественной лекарственной помощи отдельным категориям граждан

Great attention of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation, the Ministry of Health of the Russian Federation to improving the level of provision of high-quality pharmaceutical care to certain categories of citizens

• Постоянный контроль правительства НСО за уровнем оказания льготной лекарственной помощи отдельным категориям граждан

Permanent control of the Government of the Novosibirsk region over the level of provision of preferential pharmaceutical care to certain categories of citizens

Окончание табл. 1 / Table 1 ending

• Реализация механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, в том числе лекарственном обеспечении в НСО

Implementation of public-private partnership mechanisms in healthcare, including drug provision in the Novosibirsk region

• Открытие аптечных организаций федеральными и региональными аптечными сетями в НСО для повышения доступности населению ЛП

Opening of pharmacy organizations by federal and regional pharmacy chains in the Novosibirsk region to increase the availability of medicines to the population

• Организация отпуска ЛП медицинскими работниками через амбулатории в сельских населенных пунктах НСО, в которых отсутствуют аптечные организации, для обеспечения доступности лекарственной помощи сельским жителям

Organization of dispensing of medicines by medical staff through outpatient clinics in rural settlements of the Novosibirsk region, having no pharmacy organizations, to ensure the availability of medical care to rural residents

• Увеличение доли муниципальных районов и городских округов, обеспеченных пунктами отпуска ЛП, по отношению ко всем муниципальным районам и городским округам НСО до 100 %

Increase in the proportion of municipal and urban districts provided with drug dispensing outlets in relation to all municipal and urban districts of the Novosibirsk region up to 100%

• Увеличение доли охвата лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан до 100 % Increasing the rate of coverage of certain categories of citizens with drug provision to 100%

• Организация предоставления государственной услуги по лицензированию фармацевтической деятельности в части приема заявлений и документов отделениями ГАУ НСО «МФЦ» в электронной форме для обеспечения доступности для всех субъектов

Organization of the provision of state services for licensing of pharmaceutical activities in terms of receiving applications and documents by departments of the Multifunctional Centers of the Novosibirsk region in electronic form to ensure accessibility for all subjects

• Расширение перечня ЛП, отпускаемых из ФАП населению НСО

Expansion of the list of medicines dispensed in the medical and obstetric stations to the population of the Novosibirsk region

Угрозы / Threats

• Мировой финансовый кризис, отразившийся на социально-экономическом развитии России и в том числе НСО Global financial crisis that affected the socio-economic development of Russia, including the Novosibirsk region

• Нарастание кадрового дефицита вфармацевтической отрасли Growing staff shortage in the pharmaceutical industry

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Ухудшение динамики демографических показателей (старение населения, низкая рождаемость, высокая смертность)

Deterioration in the dynamics of demographic indicators (aging of the population, low birth rate, high mortality)

• Государственные гарантии не в полной мере покрывают потребности всех категорий граждан в ЛП при оказании первичной медицинской помощи

State guarantees do not fully cover the needs of all categories of citizens in medicines when providing primary medical care

• Рост общей заболеваемости населения Growth of the overall morbidity among population

• Снижение реальных доходов населения в условиях инфляции Decrease in real incomes of the population in the context of inflation

• Увеличение доли граждан, вышедших из программы обеспечения ЛП отдельных категорий граждан, пользующихся льготами при лечении ЛП (88.2 %)

Increase in the proportion of citizens who have withdrawn from the drug provision program for certain categories of citizens eligible for the preferential medicinal treatment (88.2%)

• Сокращение продолжительности и качества жизни граждан в НСО Decresed life expectancy and quality of life of citizens in the Novosibirsk region

• Сохраняющаяся неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в РФ и НСО по заболеваемости коронавирусной инфекцией, которая способствует отвлечению финансовых средств от реализации программ по развитию здравоохранения, в том числе лекарственного обеспечения

The ongoing unfavorable epidemiological situation in the Russian Federation and the Novosibirsk region regarding the incidence of coronavirus infection, which contributes to the diversion of funds from the implementation of healthcare development programs, including drug provision

щения ЛП в городских округах при недостаточной обеспеченности населения аптечными организациями и ФАП в сельских населенных пунктах Новосибирской области.

При оценке возможностей установлено, что реализация программ развития Новосибирской области (с дислокацией аптечных организаций и ФАП для обеспечения населения медицинской и фармацевтической помощью), постоянный контроль правительства Новосибирской области за уровнем оказания льготной лекарственной помощи отдельным категориям граждан, реализация механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, в том числе лекарственном обеспечении в Новосибирской области, открытие аптечных организаций федеральными и региональными аптечными сетями в Новосибирской области для повышения доступности населению ЛП являются первостепенными.

Угрозами признаны нарастание кадрового дефицита в фармацевтической отрасли, сохраняющаяся неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в РФ и Новосибирской области по заболеваемости коронавирусной инфекцией, которая способствует отвлечению финансовых средств от реализации программ по развитию здравоохранения, в том числе лекарственного обеспечения населения.

Данные количественного SWOT-анализа позволили установить, что развитая инфраструктура обеспечения населения фармацевтической помощью в Новосибирской области (0.567); принятие и реализация федеральных программ по стратегии лекарственного обеспечения населения и развитию здравоохранения в РФ и Новосибирской области (0.564) представляют собой сильные стороны фармацевтической помощи, которые в 1.26 раза превышают слабые стороны системы (недостаточное финансирование лекарственного обеспечения населения региона (0.496), недостаточную обеспеченность населения аптечными организациями и ФАП в сельских населенных пунктах Новосибирской области (0.464), неэффективную организацию работы первичного амбулаторно-поликлини-ческого звена по прогнозированию потребности в ЛП в соответствии со стандартами медицинской помощи (0.424)). Возможности (организация отпуска ЛП медицинскими работниками через амбулатории в сельских населенных пунктах НСО, в которых отсутствуют аптечные организации, для обеспечения доступности лекар-

The threats are the growing staff shortage in the pharmaceutical industry, the ongoing unfavorable epidemiological situation in the Russian Federation and the Novosibirsk region with regard to the incidence of coronavirus infection, which contributes to the diversion of funds from the implementation of programs for the development of healthcare, including drug provision to the population.

The data of a quantitative SWOT analysis allowed us to establish that the developed infrastructure of providing the population with pharmaceutical care in the Novosibirsk region (0.567); the approval and implementation of federal programs on the strategy of drug provision to the population and the development of healthcare in the Russian Federation and the Novosibirsk region (0.564) represent the strengths of pharmaceutical care, which by 1.26 times exceed the weaknesses of the system (insufficient funding of drug provision to the population of the region (0.496), insufficient provision of the population with pharmacy organizations and medical and obstetric stations in rural settlements of the Novosibirsk region (0.464), inefficient organization of work of the primary outpatient clinic to predict the need for medicines in accordance with the standards of medical care (0.424)). Opportunities (organization of dispensing of medicines by medical staff through out-patient clinics in rural settlements of the Novosibirsk region, having no pharmacy organizations, to ensure the availability of medical care to rural residents (0.378); the increase in the proportion of municipal and urban districts provided with medicines dispensing outlets in relation to all municipal and urban entities of the Novosibirsk region to 100% (0.323)) by 1.13 times prevails over threats related, inter alia, to the fact that state guarantees do not fully cover the needs of all categories of citizens in medicines when providing primary medical care.

Table 2 presents the results of the summary quantitative SWOT analysis of pharmaceutical care in the Novosibirsk region.

The performed analysis indicates the need to develop measures to eliminate potential threats and use the resource potential of pharmaceutical care in the Novosibirsk region.

CONCLUSION

Pharmaceutical care to the population of the Novosibirsk region is characterized by the predominance of strengths over weaknesses, while potential opportunities exceed threats. It follows from this that it is necessary to further improve pharmaceutical care, use its resource capabilities and furtherance its strengths.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Таблица 2. Результаты сводного количественного SWOT- анализа фармацевтической помощи в Новосибирской области

Table 2. Results of the summary quantitative SWOT analysis of pharmaceutical care in the Novosibirsk region

„ ,„ . Сводный параметрическим индекс „ , „ .

Параметр / Parameter „ г Jr. . , Ранг / Rank

r r' Summary parametric index '

Сильные стороны / Strengths 2.421

Слабые стороны / Weaknesses 1.922

Возможности / Opportunities 2.991

Угрозы / Threats 2.651

ственной помощи сельским жителям (0.378); увеличение доли муниципальных районов и городских округов, обеспеченных пунктами отпуска ЛП, по отношению ко всем муниципальным районам и городским округам Новосибирской области до 100 % (0.323)) в 1.13 раза преобладают над угрозами, связанными в том числе с тем, что государственные гарантии не в полной мере покрывают потребности всех категорий граждан в ЛП при оказании первичной медицинской помощи.

В табл. 2 представлены результаты сводного количественного SWOT-анализа фармацевтической помощи в Новосибирской области.

Проведенный анализ свидетельствует о необходимости разработки мероприятий по устране-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации: распоряжение правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/554275838 (дата обращения: 29.12.2021).

2. Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению: приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (ред. от 21.02.2020). URL: https://docs.cntd.ru/document/902355054 (дата обращения: 29.12.2021).

3. Джупарова И.А. Разработка методики SWOT-анализа системы обеспечения необходимыми лекарственными средствами на региональном уровне // Медицина и образование в Сибири. 2015;4:12.

4. Спичак И.В., Дереглазова Ю.С. Анализ стратегического потенциала фармацевтической помощи детям с заболеваниями суставов // Науч. вед. Бел-городск. гос. ун-та. Серия: Медицина. Фармация. 2012;10(129),18/4:60-65.

5. Спичак И.В., Дереглазова Ю.С. Совершенствование фармацевтической помощи детям с заболеваниями суставов на территории Белгородской области // Науч. вед. Белгородск. гос. ун-та. Серия: Медицина. Фармация. 2013;11(154),22/2:64-70.

6. Решетников А.В. Социология медицины. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 864 с. URL: https://www.

2

4 1

3

нию потенциальных угроз и использованию ресурсных возможностей лекарственной помощи в Новосибирской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фармацевтическая помощь населению Новосибирской области характеризуется преобладанием сильных сторон над слабыми, при этом потенциальные возможности превышают угрозы. Из этого следует, что необходимо дальнейшее совершенствование фармацевтической помощи, использование ее ресурсных возможностей и укрепление сильных сторон.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. On approval of the standard for the development of competition in the subjects of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated 17.04.2019 No. 768-R. URL: https://docs.cntd.ru/document/554275838 (accessed 29.12.2021).

2. On approval of the Regulations on the organization of primary health care for adults: Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated 15.05.2012 No. 543n (ed. dated 21.02.2020). URL: https://docs.cntd.ru/document/902355054 (accessed 29.12.2021).

3. Dzhuparova I.A. Development of SWOT-analysis technique of necessary medical agents at regional level. Medicine and Education in Siberia. 2015:4:12. (In Russ.)

4. Spichak I.V., Dereglazova Yu.S. Building a strategic analysis of pharmaceutical care for children with diseases of joints. Belgorod State University Scientific Bulletin. Medicine. Pharmacy. 2012;10(129),18/4:60-65. (In Russ.)

5. Spichak I.V., Dereglazova Yu.S. Improvement of pharmaceutical care to children with diseases ofjoints in the Belgorod region. Belgorod State University Scientific Bulletin. Medicine. Pharmacy. 2013:11(154X22/2:64-70. (In Russ.)

6. Reshetnikov A.V. (2014). Sociology of Medicine. Moscow: GEOTAR-Media. 864 p. URL: https://www.ros-

rosmedlib.ru/book/ISBN9785970430675.html (дата обращения: 30.12.2021).

7. Spichak I.V., Dereglazova Ju.S., Petrovskaya T.Yu. Optimization of information support for pharmacies in the field of pharmaceutical aid to children with arthropathy // Research Result. Medicine and Pharmacy Series. 2015;1,4(6):87-90. doi: 10.18413/23138955-2015-1-4-87-90.

8. Спичак И.В., Дереглазова Ю.С., Петровская Т.Ю. Анализ ассортимента УНК «Аптеки БелГУ» по лекарственным средствам для лечения ювениль-ного артрита // Науч. результат. Серия: Медицина и фармация. 2016;2(2):62-65. doi: 10.18413/23138955-2016-2-2-62-65.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Джупаров Александр Сергеевич - аспирант, преподаватель кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Новосибирск, Россия.

Джупарова Ирина Алексеевна - д-р фармацевт. наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Новосибирск, Россия.

Ибрагимова Гузель Ярулловна - д-р фармацевт. наук, профессор, заведующий кафедрой управления и экономики фармации ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа, Россия.

medlib.ru/book/ISBN9785970430675.html (accessed 30.12.2021).

7. Spichak I.V., Dereglazova Ju.S., Petrovskaya T.Yu. Optimization of information support for pharmacies in the field of pharmaceutical aid to children with arthropathy. Research Result. Medicine and Pharmacy Series. 2015;i,4(6):87-90. doi: 10.18413/2313-8955-2015-14-87-90.

8. Spichak I.V., Dereglazova Yu.S., Petrovskaya T.Yu. Analysis of the BSU pharmacy's assortment of medicines for treatment of juvenile arthritis. Research Result. Medicine and Pharmacy Series. 2016;2(2):62-65. doi: 10.18413/2313-8955-2016-2-2-62-65. (In Russ.)

ABOUT THE AUTHORS

Alexandr S. Dzhuparov - Post-graduate Student, Lecturer, Department of Management and Economics of Pharmacy, Medical and Pharmaceutical Commodity Science, Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk, Russia.

Irina A. Dzhuparova - Dr. Sci. (Pharmaceut.), Associate Professor, Head, Department of Management and Economics of Pharmacy, Medical and Pharmaceutical Commodity Science, Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk, Russia.

Guzel Ya. Ibragimova - Dr. Sci. (Pharmaceut.), Professor, Head, Department of Pharmacy Management and Economics, Bashkir State Medical University, Ufa, Russia.

•-•-•

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.