Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОЗНИЧНОГО СЕГМЕНТА ОРЛОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8595 ПАО "СБЕРБАНК'

АНАЛИЗ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОЗНИЧНОГО СЕГМЕНТА ОРЛОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8595 ПАО "СБЕРБАНК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1855
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РОЗНИЧНАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАТЕЖНЫЕ КАРТЫ / УСТРОЙСТВА САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиборова И.А.

В статье рассматривается понятие розничной банковской деятельности, и раскрывается понятие дистанционного банковского обслуживания. Представлена динамика количества карт, эмитированных кредитными организациями в РФ, и анализируется система дистанционного банковского обслуживания Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк».The article discusses the concept of retail banking activities, and reveals the concept of remote banking services. The dynamics of the number of cards issued by credit institutions in the Russian Federation, and analyses the system of remote banking service of the Oryol branch № 8595, Sberbank of Russia JSC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОЗНИЧНОГО СЕГМЕНТА ОРЛОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8595 ПАО "СБЕРБАНК»

УДК 336.71

Зиборова И.А. студент магистратуры 3 курс, кафедра финансов и кредита Научный руководитель: Греков И.Е.

Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева Россия, г. Орел

АНАЛИЗ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОЗНИЧНОГО СЕГМЕНТА ОРЛОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8595 ПАО «СБЕРБАНК»

В статье рассматривается понятие розничной банковской деятельности, и раскрывается понятие дистанционного банковского обслуживания. Представлена динамика количества карт, эмитированных кредитными организациями в РФ, и анализируется система дистанционного банковского обслуживания Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк».

Ключевые слова: Активные пользователи, дистанционное банковское обслуживание, розничная банковская деятельность, платежные карты, устройства самообслуживания.

ANALYSIS OF THE SYSTEMS FOR REMOTE BANKING RETAIL SEGMENT OF THE ORYOL BRANCH № 8595, SBERBANK OF RUSSIA

JSC

The article discusses the concept of retail banking activities, and reveals the concept of remote banking services. The dynamics of the number of cards issued by credit institutions in the Russian Federation, and analyses the system of remote banking service of the Oryol branch № 8595, Sberbank of Russia JSC.

Keywords: Active users of remote banking, retail banking, credit cards, self-service devices.

Розничная банковская деятельность - это деятельность по разработке, продаже и обслуживанию розничных банковских продуктов. Под розничным продуктом следует понимать банковский продукт, предлагаемый к массовому распространению и обслуживанию, конечным потребителем которого являются физические лица. [2]

Одним из основных факторов при решении задач формирования инновационной модели развития безналичных расчетов и обеспечения доступности платежных услуг для населения является развитие сервисов ДБО, основной инструмент которых в настоящее время - платежные карты. Количество платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на начало 2016 года составило 243,9 млн.

На рисунке 1 представлено количество расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями в РФ.[6]

300000 250000 200000 150000 100000 50000 0

О О О О V* ч* ч* ч* чЬ чЬ чЬ чЬ

0СУ 0СУ 0СУ 0СУ 0СУ 0СУ 0СУ 0СУ 0СУ 0СУ 0СУ 0СУ

лУ ¿У ■Л ы> лУ л>

^ч3 чсу ч<гг ^ч3 чСУ ч<гг ^ч5

су су су су су су су су' су' су' су' су

Рисунок 1 - Количество расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями в РФ

Сбербанк продолжает совершенствовать дистанционные каналы обслуживания. За год сеть устройств самообслуживания в соответствии со стратегией Банка сократилась на 4 тыс. устройств и составила 52 тыс. банкоматов с функцией выдачи наличных, 34 тыс. без функции выдачи наличных.

Количество активных пользователей мобильных приложений Сбербанк Онлайн достигло 10,5 млн. чел. Количество платежей через мобильные приложения выросло в 3,7 раза, что в среднем составило 24,3 млн. операций в месяц. Количество переводов увеличилось в 4,7 раза, что в среднем составило 20,9 млн. операций в месяц. Количество подключений к СМС-сервису «Мобильный банк» достигло 89,2 млн. шт., количество активных пользователей превысило 26,8 млн. человек.

В таблице 1 представлено количество активных пользователей систем ДБО Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк» за 2013-2015 гг. [7]

Таблица 1 - Количество активных пользователей систем ДБО

Вид ДБО 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Мобильный банк 227167 240583 252230

Сбербанк Онлайн 49780 84161 104675

Автоплатеж 15783 20870 24540

Мобильное приложение 12500 31625 43621

«Сбербанк Онлайн»

Всего 305230 377239 425066

Из таблицы 1 видно, что максимальный рост количества активных пользователей систем ДБО был в 2015 г., что связано с увеличением спроса на данные продукты.

Стоит отметить, что активными клиентами признаются пользователи, совершившие хотя бы одну операцию в течение месяца с использованием одной из систем ДБО. [5]

Для проведения анализа систем ДБО, рассчитаем показатели динамики

активных пользователей Мобильного банка (МБ) в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк».

Цепной абсолютный прирост рассчитывается по формуле 1: , (1)

где, Yi - значение показателя текущего года;

У^! - значение показателя предыдущего года.

ДМБ2014 = МБ2014 - МБ2013 = 24 0 5 83 - 2 2 71 67 = 1341 6 человек;

ДМБ2015 = МБ2015 - МБ2014 = 2 5 2 2 3 0 - 24 0 5 83 = 11647 человек

На основании вышеизложенных расчетов, можно отметить, что количество активных пользователей Мобильного банка Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк» в 2014 г. увеличилось на 13416 человек, а в 2015 г. на 11647 человек.

Расчет цепного темпа роста представлен в формуле 2.

К = х 100%, (2)

4-1

К = х 100% = 240583 х 100% = 106%;

2014 МБ2013 227167 '

К2015 = МБ20^ х 100% = 252230 х 100% = 105%

2015 МБ2014 240583

На основании вышеизложенных расчетов, можно отметить, что темп роста активных пользователей Мобильного банка Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк» в 2014 г. увеличился на 6%, а в 2015 г. на 5%.

Рассчитаем показатели динамики активных пользователей Интернет-банка «Сбербанк Онлайн» (СБОЛ) в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк».

ДСВВОЛ2014 = СВВОЛ2014 - СВВОЛ2013 = 84161 - 49 7 80 = 34 3 81 чел.;

ДСВВОЛ2015 = СВВОЛ2015 - СВВОЛ2014 = 104 6 75 - 84161 = 20 5 14 чел..

На основании данных расчетов, можно отметить, что количество активных пользователей Интернет-банка «Сбербанк Онлайн» Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк» в 2014 г. увеличилось на 34381 человек, а в 2015 г. на 20514 человек.

Рассчитаем цепной темп роста активных пользователей Интернет-банка «Сбербанк Онлайн» в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк».

= ————————— х 100% = 84161 х 100% = 169%;

2014 СВВОЛ2013 49780

= СВВОЛ—015 х 100% = 104675 х 100% = 124,4%

2015 СВВОЛ2014 84161

На основании данных расчетов, можно отметить, что темп роста активных пользователей Интернет-банка «Сбербанк Онлайн» Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк» в 2014 г. увеличился на 69%, а в 2015 г. на 24,4%.

Прирост пользователей характеризуется тем, что СБОЛ начал пользоваться большим доверием у клиентов. Также с 2014 года произошло расширение функционала по выполняемым операциям, что позволяет держателям банковских карт ПАО «Сбербанк» управлять своими вкладами и картами, совершать переводы через интернет, без комиссии оплачивать мобильную связь.

Одним из набирающих популярность услуг в области Интернет-банкинга ПАО «Сбербанк» является Автоплатеж. На данный момент, эта отрасль очень хорошо развита в ПАО «Сбербанк». Многие пользователи СБОЛ подключают АП, т.е. им даже не приходится ежемесячно подавать заявку на оплату той или иной услуги. Банковская система сама считывает данные, оставленными пользователем в СБОЛ и высылает в установленный срок заявление об оплате. Пользователь может, как подтвердить эту заявку, так и отклонить. Банк не вправе списать со счета клиента денежные средства без его подтверждения. [7]

Рассчитаем показатели динамики прироста активных пользователей услуги «Автоплатеж» (АП) в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк».

ДАП2014 = АП2014 - АП2013 = 2 0 8 70 - 15 7 83 = 50 87 человек;

ДАП2015 = АП2015 - АП2014 = 24 5 40 - 20 8 70 = 3 6 70 человек

На основании данных расчетов, можно отметить, что количество активных пользователей услуги «Автоплатеж» в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк» в 2014 г. увеличилось на 5087 человек, а в 2015 г. на 3670 человек.

Рассчитаем цепной темп роста активных пользователей услуги «Автоплатеж» в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк».

к = АП201± X 100% = 20870 X 100% = 132,2%;

2014 АП2013 15783

К2015 = А^ Х 100% = ^ Х 100% = 117'6%

На основании расчетов, видно, что темп роста активных пользователей услуги «Автоплатеж» в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк» в 2014 г. увеличился на 32,2%, а в 2015 г. на 17,6%.

Активно развивается Мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», т.к. большинству пользователей важна мобильность систем ДБО. Многие

клиенты, практически перестают пользоваться СБОЛ, переходя к Мобильному приложению. Обуславливается это тем, что гораздо удобнее пользоваться планшетными компьютерами или мобильными телефонами с установленным на них приложением, чем быть привязанным к конкретному персональному компьютеру.

Рассчитаем показатели динамики прироста активных пользователей Мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» (МП) в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк».

ДМП2014 = МП2014 - МП2013 = 31625 - 12500 = 19125 человек;

ДМП2015 = МП2015 - МП2014 = 43 621 - 3 1 62 5 = 1199 6 человек

На основании вышеизложенных расчетов, можно отметить, что количество активных пользователей Мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк» в 2014 г. увеличилось на 19125 человек, а в 2015 г. на 11996 человек.

Рассчитаем цепной темп роста активных пользователей Мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» (МП) в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк».

К = ^^ х 100% = 31625 х 100% = 253%;

2014 МП2о13 12500 '

К2015 = МП2015 х 100% = 43621 х 100% = 138%

2015 МП2014 31625

На основании вышеизложенных расчетов, можно отметить, что темп роста активных пользователей Мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» (МП) Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк» в 2014 г. увеличился на 153%, а в 2015 г. на 38%.

Доля активных пользователей систем дистанционного банковского обслуживания в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк» представлена на рисунке 2.

Из рисунка 2 видно, что самой популярной услугой ДБО в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк» в 2015 г. являлся Мобильный банк.

Рисунок 2 - Активные пользователи систем ДБО в Орловском отделении № 8595 ПАО «Сбербанк» за 2015 г.

Мобильный телефон есть у почти каждого. Компьютер, тоже можно найти почти в каждом доме, но их подручность вызывает сомнения. А мобильный телефон всегда рядом. В связи с этим, и возникает спрос на услугу Мобильный банк, которая позволяет получить доступ к собственному счету при помощи мобильного телефона, смартфона или планшетного компьютера. Он дает возможность пользователю осуществлять платежи, получать информацию по счету. [3]

Таким образом, можно отметить, что все виды ДБО набирают популярность. Население стало более доверительно относиться к такому рода обслуживанию. ПАО «Сбербанк» стремительно развивает это направление деятельности, разрабатывая и внедряя все новые технологии в ДБО, и предлагая различного рода продукты и услуги, а также пакеты услуг, оптимизированные под конкретного пользователя.

Использованные источники:

1.Белоглазова Г. Н. Банковское дело: розничный бизнес / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - М.: КНОРУС, 2016. - 414 с.

2.Розничный банковский бизнес. Бизнес-энциклопедия / Б. Б. Воронин [и др.]; под ред. Б. Б. Воронина.- М.: ЦИПСиР, Альпина Паблишер, 2016. - 526 с.

3. Дьяченко О. И. Российский рынок дистанционного банковского обслуживания уверенно растет [Электронный ресурс] / О. И. Дьяченко // Национальный банковский журнал, - 2011. - № 9. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из электронной версии МШ.

4.Забродская К.А. Основы развития дистанционного банковского обслуживания / К. А. Забродская // Финансы, - 2012. - № 7. - С. 59-64.

5.Малышева В. В. Оптимизация отделений банков в структуре развития дистанционного банковского обслуживания [Электронный ресурс] / В. В. Малышева // Молодой ученый, - 2016. - №11. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из электр. версии журнала «Молодой ученый».

6.Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Статистика.

[Электронный ресурс] // Официальный сайт - М., 2016. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=psrf.

7. Сбербанк России. Годовой отчет банка за 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт - М., 2016. - URL: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual-reports.

УДК 336.71

Зиборова И.А. студент магистратуры 3 курс, кафедра финансов и кредита Научный руководитель: Греков И.Е.

Орловский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имени И. С. Тургенева Росся, г. Орел

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СБЕРБАНК БИЗНЕС ОНЛАЙН, КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРЛОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 8595 ПАО

«СБЕРБАНК»

В статье рассматривается понятие розничной банковской деятельности, и раскрывается понятие дистанционного банковского обслуживания. Представлена динамика количества карт, эмитированных кредитными организациями в РФ, и анализируется система дистанционного банковского обслуживания Орловского отделения № 8595 ПАО «Сбербанк».

Ключевые слова: Активные пользователи, дистанционное банковское обслуживание, розничная банковская деятельность, платежные карты, устройства самообслуживания.

ANALYSIS OF THE SYSTEMS FOR REMOTE BANKING RETAIL SEGMENT OF THE ORYOL BRANCH № 8595, SBERBANK OF RUSSIA

JSC

The article discusses the concept of retail banking activities, and reveals the concept of remote banking services. The dynamics of the number of cards issued by credit institutions in the Russian Federation, and analyses the system of remote banking service of the Oryol branch № 8595, Sberbank of Russia JSC.

Keywords: Active users of remote banking, retail banking, credit cards, self-service devices.

Юридическим лицам, с каждым днем требуется более широкий спектр банковских продуктов, которые бы удовлетворяли их требованиям с точки зрения полноты, своевременности, комплексности и стоимости. Среди многочисленных клиентов банка тяжело найти тех, кого бы удовлетворяло лишь простое расчетно-кассовое обслуживание. Субъекты хозяйствования и предпринимательства работают в сложных экономических и правовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.