Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА И ВАРИАНТЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ'

АНАЛИЗ СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА И ВАРИАНТЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1261
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ / ОТПРАВЛЕННЫЕ ГРУЗЫ ВОДНЫМ ВНУТРЕННИМ ТРАНСПОРТОМ / АНАЛИЗ / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиль Эдуард Анатольевич

В статье представлен анализ отправленных грузов водным внутренним транспортом и их прогноз с применением программы Линия Тренда, входящей в качестве программного обеспечения базы данных MS Excel. Этот анализ был основан на статистических данных за период с 2015 по 2020 годы включительно. Полученные уравнения показали, что при прогнозе следует применять линейное, логарифмическое, экспоненциальное и степенное уравнения, на основе которых был произведен анализ до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE NORTHERN DELIVERY AND OPTIONS FOR ITS IMPLEMENTATION

The article presents an analysis of shipped goods by inland water transport and their forecast using the Trend Line program, which is included in the MS Excel database software. This analysis was based on statistical data for the period from 2015 to 2020 inclusive. The resulting equations showed that the forecast should use linear, logarithmic, exponential and power equations, on the basis of which the forecast was made until 2030.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА И ВАРИАНТЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 658(075)

Эдуард Анатольевич Пиль Eduard Anatolyevich Pil

Академик РАЕ, д.т.н., профессор Academician RAHN, Dr. Sc., professor Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

АНАЛИЗ СЕВЕРНОГО ЗАВОЗА И ВАРИАНТЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

ANALYSIS OF THE NORTHERN DELIVERY AND OPTIONS FOR ITS IMPLEMENTATION

Аннотация: В статье представлен анализ отправленных грузов водным внутренним транспортом и их прогноз с применением программы Линия Тренда, входящей в качестве программного обеспечения базы данных MS Excel. Этот анализ был основан на статистических данных за период с 2015 по 2020 годы включительно. Полученные уравнения показали, что при прогнозе следует применять линейное, логарифмическое, экспоненциальное и степенное уравнения, на основе которых был произведен анализ до 2030 года.

Abstract: The article presents an analysis of shipped goods by inland water transport and their forecast using the Trend Line program, which is included in the MS Excel database software. This analysis was based on statistical data for the period from 2015 to 2020 inclusive. The resulting equations showed that the forecast should use linear, logarithmic, exponential and power equations, on the basis of which the forecast was made until 2030.

Ключевые слова: Северный завоз, отправленные грузы водным внутренним транспортом, анализ, прогноз.

Keywords: Northern delivery, shipped goods by inland water transport, analysis, forecast.

Сначала дадим определение, что такое Северный завоз [1].

Северный завоз - комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами (прежде всего, продовольствием и нефтепродуктами) в преддверии зимнего сезона.

42

Северный завоз как феномен обусловлен тремя причинами: отсутствием в районах Крайнего Севера собственной производственной базы большинства промышленных и многих сельскохозяйственных товаров;

удалённостью основных промышленных районов на многие тысячи километров, что затрудняет и делает очень дорогой для частных юридических и физических лиц самостоятельную доставку товаров даже в летние месяцы;

полным отсутствием транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог), за исключением воздушного или водного сообщения, в большинстве районов Крайнего Севера.

Более общей причиной являются крайне трудные природно-климатические условия в районах Крайнего Севера.

В этих условиях единственно возможной является централизованная закупка и транспортировка товаров из южных областей России в районы Крайнего Севера. Эту обязанность как в СССР, так в современной России осуществляет государство за счет средств федерального бюджета и силами региональных и местных властей.

Объём северного завоза традиционно исчисляется в денежном, а не в натуральном выражении.

Завоз производится преимущественно воздушным транспортом, а также речным и морским, в том числе с использованием Северного Морского пути (СМП).

Ниже представлен перечень районов Крайнего Севера. Одной из важнейших задач государственной политики в сфере транспорта является повышение эффективности Северного завоза. Здесь назрели существенные перемены правового, организационного, технологического, технического и финансового характера. Особую роль при этом должна играть цифровизация логистических услуг.

К территории, где осуществляется Северный завоз, отнесены Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками

доставки грузов (продукции). Они располагаются на территории 25 субъектов Российской Федерации в труднодоступных и удаленных населенных пунктах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где проживают 3 млн. человек. В конце 2016 г. Правительством Российской Федерации был актуализирован Перечень территорий Крайнего Севера и приравненных местностей, в которых осуществляется Северный завоз. Изменения затронули 11 из 25 субъектов, уточнив тем самым не только уровень развития инфраструктуры, но и число проживающих в труднодоступных районах (предыдущая редакция Перечня была принята в марте 2009 г.).

Северный завоз является одним из индикаторов развития Арктической зоны Российской Федерации и Крайнего Севера, которым уделяется все большее внимание со стороны руководства страны. Создание современного ледокольного флота, заложенного Государственной программой по развитию Арктики до 2025 года, в части мероприятий по развитию Северного морского пути и судоходства в Арктике, открывает дополнительные возможности для восстановления маршрутов Северного завоза, утраченных в 90-е годы прошлого века и более интенсивного использования для этих целей водного транспорта.

Ключевыми видами доставки товаров в труднодоступные районы являются водный и автомобильный транспорт (в том числе, по автозимникам).

По данным Росморречфлота перевозки грузов внутренним водным транспортом в 2016 г. осуществлялись в населенные пункты, расположенные в девяти бассейнах внутренних водных путей: Енисейском, Ленском, Обь-Иртышском, Обском, Байкало-Ангарском, Северо-Двинском, Печорском, Камском и Амурском. Грузовая база распределена по бассейнам неравномерно. Более половины перевозок приходится на Енисейский (30,2%), Ленский (21,7%) и Обь-Иртышский (19,1%) бассейны. Грузовая база других бассейнов меньше: Обский - 14,5%; Байкало-Ангарский - 6,3%, Северо-Двинский - 4,0%. Доля Печорского, Камского и Амурского бассейнов незначительна, на них суммарно приходится всего 4,3% от общего объема перевозок.

Наибольший удельный вес объема перевозок составляют сухогрузы (81,1%), из них каменный уголь и кокс - 10,3%, лесные грузы в плотах - 10,5%; нефтепродукты - 8,4% (1,5 млн. т, из них около 50% - в Ленском бассейне). По данным администраций бассейнов внутренних водных путей суммарный объем Северного завоза жизненно важных грузов по государственному заказу в 2016 г. составил 1642,7 тыс. т, в т. ч. угля - 619,2 тыс. т, нефти и нефтепродуктов - 664,0 тыс. т. Среднее расстояние доставки грузов составляет 905 км, максимальная -4620 км (из Осетрово в направлении Индигирки).

Проектным офисом «Северный завоз» при поддержке Минэкономразвития России был проведен опрос регионов об итогах реализации Северного завоза в 2016 г. Согласно предоставленным данным сеть внутренних водных путей, соединяющихся с Северным морским путем, для целей Северного завоза практически не используется. При этом уровень инфраструктурной обеспеченности Северного завоза водным транспортом год от года снижается. Из 19 регионов, представивших актуализированную содержательную информацию, трассы СМП используются для кампании Северного завоза только в четырех: Красноярского края, Ненецкого автономного округа, Республики Саха и Чукотского автономного округа.

Переломить эту ситуацию может ускоренное развитие судостроения и перевод транспорта на газомоторное топливо [2].

Ниже представлена карта России с Районами Крайнего Севера [3].

г*

Рис. 1. Карта России с Районами Крайнего Севера [3]

Северный морской путь в двух видах

Устойчивая транспортная связь между экономически развитыми западными районами России и отдельными восточными территориями имеет большое значение в плане социально-экономического развития, с точки зрения повышения оборонного потенциала в качестве резервной транспортной магистрали, а в перспективе может быть использована для организации массовых транзитных перевозок. СМП играет важнейшую роль в развитии экономики арктических и субарктических регионов России.

С точки зрения государственных интересов СМП можно рассматривать как два вида транспортной системы: международный транспортный (транзитный) коридор и национальная арктическая транспортная система. В первом случае акцент делается на развитие транзитных перевозок по СМП на направлении Азия - Европа (по аналогии с Южным морским путем). Во втором случае СМП выступает в роли транспортной системы для обеспечения завоза и вывоза грузов из Арктической зоны России (северный завоз, шельфовые нефтегазовые месторождения, месторождения Обской и Тазовской губы).

Рис.2. Трассы и акватория Северного морского пути

Вне зависимости от варианта использования СМП главной задачей государства является обеспечение бесперебойной и безопасной работы транспортного и обеспечивающего флота в Арктическом регионе. При этом следует учитывать, что СМП как транспортная система должен стремиться к самоокупаемости эксплуатируемых объектов системы в пределах нормативных сроков.

Среди морских перевозок грузов особое место занимает перевозка грузов в контейнерах. Морские перевозки контейнеров - это один из наиболее эффективных способов доставки тарно-штучных грузов на значительные расстояния. В контейнерах перевозится широкая номенклатура промышленных грузов, включая оборудование, автомобили, комплектующие, товары народного потребления, продовольственные продукты и др. Все большее развитие получают перевозки навалочных грузов в контейнерах.

Рис 3. Объем перевалки контейнеров в долях в морских портах

России за 2015 год

Оценивая СМП как морской транспортный коридор для доставки контейнерных грузов из Юго-Восточной Азии в Европу, не следует рассматривать его как конкурента Южному морскому пути.

Ниже представлена Схема Восточно-Сибирской железной дороги, по которой доставляются грузы [4]. Далее эти грузы перевозятся другими видами транспорта до пунктов назначения.

Рис. 4. Схема Восточно-Сибирской железной дороги

48

Таблица 1. Отправление грузов внутреннем водным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов по годам, тыс. т.

№ п/п Год Отправление грузов водным внутренним транспортом, тыс. т.

1 2015 95773,8

2 2016 103536,2

3 2017 100665,7

4 2018 102155,5

5 2019 101547,1

6 2020 95421,6

Из представленной выше таблицы 1 видно, что отправление грузов для Северного завоза водным внутренним транспортом является нестабильным [1]. Это можно связать с вопросом пересыхания сибирских рек. Особенно тревожная ситуация складывается в верховьях Лены. Из-за раннего обмеления реки у порта Осетрово пришлось сокращать объемы перевозок даже таких стратегических грузов, как материалы и оборудование для строительства газопровода "Сила Сибири". По прогнозам, ситуация в верховьях Лены вряд ли улучшится. Скорее, будет наоборот. Что-то меняется в природе, и река в районе порта Осетрово (через него проходит все, что везут в Якутию речным транспортом) становится все мельче. По данным речников, в 1980 - 1990 годы, гарантированные глубины на участке Уст-Кут - Киренск составляли 220 сантиметров. А ныне в течение доброй половины лета загружать суда приходилось лишь наполовину, а то и на треть, поскольку уровень воды быстро понизился до полутора метров, а к концу навигации - и вовсе до метра [5, 6]. Так, например, 2013 год вообще стал для якутских транспортников кошмаром. Маломощный земснаряд не смог прорыть судоходный канал на баре Индигирки, и завоз жизнеобеспечивающих грузов в расположенные на этой реке районы был сорван. Доставлять туда топливо и многое другое пришлось кружным путем на автомобилях, что обошлось втридорога [5].

На рисунке 5 представлен график отправления грузов, который был построен на основе таблицы 1. Как видно из таблицы 1 и рисунка 5 при отправлении грузов внутреннем водным транспортом есть большие спады в 2017 и особенно в 2020 году, который составил 47,71%.

№ года

Рис. 5. Отправление грузов внутреннем водным транспортом

Теперь произведем анализ отправленных грузов внутреннем водным транспортом по годам для чего воспользуемся Линией Тренда в MS Excel. На основе Линии Тренда были построены следующие девять графиков, которые представлены на рисунках 6-14. Для того чтобы лучше воспринимались виды полученных уравнений они были сгруппированы и сведены в отдельную таблицу 2 по степени уменьшения достоверности величины аппроксимации R2. Здесь следует сразу отметить, что в полиномиальном уравнении при n = 5 значение R2 в столбце 4 равно единицы, поэтому в полиномиальном уравнение при n = 6, оно, естественно, тоже равно 1. Из таблицы 2 также видно, что линейное, логарифмическое, экспоненциальное и степенное уравнения имеют значения аппроксимации R2 очень маленькие, что и следовало ожидать от внешнего вида полученной кривой. Для выбора уравнения, позволяющего произвести прогноз отправления грузов внутреннем водным транспортом на следующие годы, были также произведены такие расчеты как: среднее значение всех полученных результатов по девяти уравнениям, среднеквадратичное отклонение s и коэффициент вариации V.

с о 105000

03

ь 103000

I

14 о н 101000

со о

о. I- л н 99000

I

97000

СО

а 95000

у = -178,24х + 100474 К2 = 0,0095

3 4 № года

Рис. 6. Линейное уравнение

Ч н

о

ш о

105000 103000 101000 99000 97000 95000

у = 100420е-°, К2 = 0,0092

3 4

№ года

Рис. 8. Экспоненциальное уравнение

у = -1078,4х2 + 7370,6х + 90409 К2 = 0,7494

105000 103000 101000 99000 97000 95000

V

/ 4 /

3 4

№ года

Рис 10. Полиномиальное уравнение п = 2

у = 657,81л(х) + 99129 К2 = 0,0162

3 Г

со о

105000 103000 101000 99000 97000 95000

3 4

№ года

Рис. 7. Логарифмическое уравнение

Ч н

о

ш о

105000 103000 101000 99000 97000 95000

у = 99065х0, К2 = 0,0167

34 № года

Рис. 9. Степенное уравнение

у = 57,44х3 - 1681,5х2 + 9191,5х + 88961 К2 = 0,7531

сг 105000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

?! 103000

II н 101000

Ш О

£ £ 99000 ? 97000

Д 95000

/ ( N.

г * ч\

V,

3 4

№ года

Рис. 11. Полиномиальное уравнение п = 3

2

5

6

2

5

6

2

5

6

2

5

6

2

5

6

2

5

6

у = -383,59х4 + 5427,6х3 - 27272х2 + 56756х + 61343 К2 = 0,9594

с 105000

о

X

цр 103000 | ь 101000

Ш 6

£ £ 99000

X

з 97000 £ 95000

// \ ч Ч. V

// \\

\ \\

3 4

№ года

г? ^

ш о

105000 103000 101000 99000 97000 95000

у = 204,09х5 - 3955,2х4 + 28785х3 - 97515х2 + 151812х+16442 К2 = 1

г "у

1 / \\ Чу

1/

\

1 2 3 № года 4

5 6

Рис. 12. Полиномиальное уравнение п = 4

Рис. 13. Полиномиальное уравнение п = 5

2

5

6

у = 204,09х5 - 3955,2х4 + 28785х3 - 97515х2 + 151812х

,-■ 105000 о

| 103000

I-

§ 101000 о

ш о

а £ 99000

ь

115 97000 л

> 95000

Рис. 14. Полиномиальное уравнение п = 6

+ 16442

К2 = 1

/}

/ / \\

//

//

1 2 3 4 5 6

№ года

Полученные высокие значения аппроксимации Я2 позволяет использовать их для прогноза отправления грузов внутреннем водным транспортом в рассматриваемый период времени с 2021 по 2030 гг.

Таблица 2. Сводная таблица уравнений и величин аппроксимаций R2 по

степени уменьшения.

№ Уравнение Вид уравнения величины аппроксимации Я2

1 2 3 4

1 полиномиальное п = 6 у = 204,09x5 - 3955,2x4 + 28785x3 -97515x2 + 151812х + 16442 1

2 полиномиальное п = 5 у = 204,09x5 - 3955,2x4 + 28785x3 -97515x2 + 1518^ + 16442 1

3 полиномиальное п = 4 у = -383,59x4 + 5427,6x3 - 27272x2 + 56756x +61343 0,9594

Продолжение Таблицы 2

4 полиномиальное П = 3 у = 57,44x3 - 1681,5x2 + 9191^ + 88961 0,7531

5 полиномиальное П = 2 у = -1078,4x2 + 7370^ + 90409 0,7494

8 степенное у = 99065x0,0067 0,0167

9 логарифмическое у = 657^П^) + 99129 0,0162

6 линейное у = -178^ + 100474 0,0095

7 экспоненциальное у = 100420e-0,0018x 0,0092

Полученные результаты отправления грузов внутреннем водным транспортом по годам по девяти уравнениям были сведены в таблицу 3, которая представлена ниже.

Таблица 3. Сводная таблица отправление грузов внутреннем водным

транспортом по годам, тыс. т.

№ п/ п Год Внутренний водный транспорт, тыс. т. Лин Лог Эксп Степ п=2 п=3 п=4 п=5 п=6

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 201 5 95773 10029 6 99129 10023 9 99065 96701 96528 95871 95773 95773

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 201 6 10353 6 10011 8 99585 10005 9 99526 10083 7 10107 8 10305 0 10353 4 10353 4

3 201 7 10066 5 99939 99852 99879 99797 10281 5 10295 3 10163 7 10066 1 10066 1

4 201 8 10215 5 99761 10004 1 99700 99989 10263 7 10249 9 10118 2 10214 7 10214 7

5 201 9 10154 7 99583 10018 8 99520 10013 9 10030 2 10006 1 10202 9 10153 3 10153 3

6 202 0 95421 99405 10030 8 99341 10026 1 95810 95983 95316 95399 95399

В представленной ниже таблице 4 сведены все расчеты по прогнозу отправления грузов внутреннем водным транспортом по годам на период с 2021 по 2030 годы. Несмотря на то, что полиномиальные уравнения имели самые

высокие значения аппроксимации Я2 при прогнозе отправления грузов внутреннем водным транспортом они показали либо отрицательные значения, либо слишком большие, выходящие за рамки реальных. При использовании полиномиального уравнения п = 3 значения отправленных грузов внутреннем водным транспортом значительно уменьшаются и поэтому оно не рассматривается при прогнозе. В таблице 4 были выделены жирным шрифтом те уравнения, которые можно рекомендовать при прогнозе.

Таблица 4. Прогноз отправление грузов внутреннем водным транспортом

по годам, тыс. т.

№ п/п Год лин. лог эксп степ п=2 п=3 п=4 п=5 п=6

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

2021 99226 100409 99163 100365 89162 90610 62974 107851 107851

2022 99048 100497 98984 100455 80356 84286 -22270 215020 215020

2023 98870 100574 98806 100534 69394 77357 -196899 569543 569543

2024 98692 100644 98629 100605 56275 70166 -506597 1425062 1425062

2025 98513 100706 98451 100669 40999 63059 1006259 3160709 3160709

2026 98335 100764 98274 100728 23567 56379 1759982 6305602 6305602

2027 98157 100816 98097 100782 3977 50473 2841074 11563329 11563329

2028 97979 100865 97921 100832 -17769 45683 4332044 19836447 19836447

2029 97800 100910 97745 100879 -41672 42356 6324611 32250966 32250966

2030 97622 100953 97569 100922 -67732 40835 8919698 50180843 50180843

Используя данные из таблицы 4, была построена таблица 5 в качестве окончательного результата.

Таблица 5. Прогноз отправления грузов внутреннем водным транспортом по годам, тыс. т.

№ Год лин. лог эксп степ Среднее значение

1 2 3 4 5 6 7

2 2021 99226 100409 99163 100365 75238

3 2022 99048 100497 98984 100455 99746

4 2023 98870 100574 98806 100534 99696

5 2024 98692 100644 98629 100605 99642

6 2025 98513 100706 98451 100669 99585

7 2026 98335 100764 98274 100728 99525

8 2027 98157 100816 98097 100782 99463

9 2028 97979 100865 97921 100832 99399

10 2029 97800 100910 97745 100879 99334

11 2030 97622 100953 97569 100922 99267

0

1

га ср

101000

100000

99000

98000

97000

——м •-

— - Лог

- -А- -Ехр

2021 2024 2027 2030 Годы

■ Степ

- Среднее значение

Рис. 15. Область прогноза отправления грузов внутреннем водным

транспортом по годам, тыс. т.

На основе таблицы 5, был построен рисунок 15. Этот рисунок показывает область, в которой могут варьироваться отправление грузов внутреннем водным транспортом. На данном рисунке также представлена зависимость для среднего значения отправленных грузов. Как видно из рисунка 15 возможно как увеличение, так и уменьшение отправления грузов внутреннем водным транспортом. Уменьшение отправления грузов означает, что доставка грузов стала осуществляться другими транспортными средствами, т.к. поверить тому,

что население будет покидать северные районы России, где расположены большие запасы газа и нефти маловероятно.

Исходя из определения Северного завоза и проблем с дорогами поэтому для быстрой доставки продовольствия, нефтепродуктов, людей и врачей с больными, а также доставлять специалистов на шельфовые месторождения можно предложить использовать экранопланы, которые разработаны в России. По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости - у судов на подводных крыльях. Так, например, экраноплан «Чайка-2» позволяет преодолевать расстояние до 3000 км, развивая скорость до 400 км/ч в экранном режиме, перевозить груз в 15 тонн. Разработчики считают, что «Чайку» можно будет использовать и для освоения Арктики, так как экраноплан гораздо меньше подвержен влиянию погодных условий, чем вертолеты. В грузовом отсеке экраноплана может находиться спасательный катер, с помощью которого можно будет провести аварийно-спасательные и досмотровые работы (рис. 16) [7, 8]. Кроме того российскими конструкторами был разработан экраноплан А-050, который сможет развивать скорость более четырехсот километров в час. При этом этот экраноплан рассчитан на перевозку ста пассажиров на дальность в пять тысяч километров и при этом грузоподъемность аппарата приближена к корабельной [9]. Здесь также следует отметить и разработанный экраноплан «Орион-20», который позволяет перевозить 30 пассажиров и груз (рис. 17) [10].

Рис. 16. Экраноплан «Чайка-2» Рис. 17. Экраноплан «Орион-20»

В завершении данной статьи следует отметить, что Россия стала возрождать тяжелые экранопланы с высокой грузоподъемностью, которые, естественно, можно будет использовать и при осуществлении Северного завоза [11].

Библиографический список:

1. Северный завоз // https://ra.wikipedia.org/wiki/Северный_завоз (дата обращения: 11.02.2021)

2. СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ: НАЗРЕЛИ ПЕРЕМЕНЫ // http://rostransport.com/ агйс1е/17938/ (дата обращения: 24.03.2021)

3. Что относится к крайнему северу // https://y-1ega1.ru/chto-otnositsya-k-kraynemu-severu.html (дата обращения: 24.03.2021)

4. Схема Восточно-Сибирской железной дороги.// https://w512.ru/vokza1/ vost-sib_rzd.html (дата обращения: 24.03.2021)

5. Обмеление якутских рек поставило под угрозу северный завоз // https://rg.ru/2016/11/03/reg-dfo/obme1enie-iakutskih-rek-postavi1o-pod-ugrozu-severnyj-zavoz.html (дата обращения: 24.03.2021)

6. У обмеления реки Лена есть глобальная причина // https://cont.ws/ @severro/ 1427075 (дата обращения: 24.03.2021)

7. Экраноплан "Чайка" сможет летать где и как угодно // https://teknob1og.ru/ 2019/07/09/100128 (дата обращения: 24.03.2021)

8. Многоцелевой экраноплан «Чайка-2» разгонят до 400 км/ч // https ://topcor.ru/10803 -mnogoce1evoj -jekranop1an-chajka-2-razgonitsja-do-400-km-ch.htm1 (дата обращения: 24.03.2021)

9. Российские конструкторы создали проект нового экраноплана // https ://po1itpuzz1e.ru/5723 -rossijskie-konstruktory-sozda1i-proekt-novogo-ekranop1ana/ (дата обращения: 24.03.2021)

10. Новые российские экранопланы // http://temperatures.ru/artic1es/novye_ rossiyskie_ ekranop1ani (дата обращения: 24.03.2021)

11. Россия возрождает тяжелые экранопланы // https://pravdoryb.info/ rossiya-vozrozhdaet-tyazhelye-ekranoplany-127129.html (дата обращения: 24.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.