Научная статья на тему 'Развитие транспортно-логистических маршрутов в Арктике'

Развитие транспортно-логистических маршрутов в Арктике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
464
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ МАРШРУТЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Буч Ольга Вадимовна

В статье произведен анализ текущего состояния Северного морского пути, представлен прогноз его развития до 2020 года, выделены ключевые проблемы в повышении конкурентоспособности. Показана связь и перспектива в развитии морских и железнодорожных путей сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Буч Ольга Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of transport and logistic routes in the Arctic Regions

The article provides the analysis of the current state of the Northern Sea Route, as well as forecasts its development till 2020, points out crucial problem of competitiveness improvement. The prospects of development of sea and railway communication routes and interrelation thereof are shown.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортно-логистических маршрутов в Арктике»

развитие транспортно-логистических маршрутов

в арктике

_Аннотация

В статье произведен анализ текущего состояния Северного морского пути, представлен прогноз его развития до 2020 года, выделены ключевые проблемы в повышении конкурентоспособности. Показана связь и перспектива в развитии морских и железнодорожных путей сообщения.

Ключевые слова: Северный морской путь, транспортные маршруты, конкурентоспособность, северные территории

Арктика обладает огромным природно-ресур-сным, биологическим, топливно-энергетическим потенциалом, что привело к развитию хозяйственной деятельности в Арктической зоне, а, следовательно, увеличило интерес к арктическим транспортным маршрутам. Рост добычи ресурсов (минеральных, лесных, водных и пр.) требует развития транспортно-логистических маршрутов, коридоров, инфраструктуры и сопутствующих сервисов.

Прогноз поможет составить общую картину

В данном контексте Северный морской путь (СМП) является одним из основных морских маршрутов Арктической зоны, для отдельных регионов России - это единственный путь для обеспечения территории. С одной стороны, СМП является исторически уже сложившимся маршрутом, с другой стороны, для полноценного его использования необходима модернизация, а в отдельных случаях, и строительство портовой инфраструктуры вдоль трассы СМП, решение ряда других задач по формированию сопутствующей инфраструкту-

Буч

Ольга Вадимовна

д-р экон. наук, профессор,

генеральный директор, Арктический научно-исследовательский центр, г. Мурманск olgabuch@yandex.ru

с одной стороны,

сложившимся _маршрутом,

модернизация

ры. Одновременно происходит и инициирование инвестиционных проектов, связанных с развитием железнодорожной инфраструктуры. Например, проект Белкомур. Данный проект направлен на создание железнодорожной магистрали Архангельск

- Сыктывкар - Соликамск (Пермь). Помимо СМП необходимо развивать в качестве связующих звеньев с Транссибом меридиональные направления стока крупнейших сибирских рек.

Северный морской путь - кратчайшая траектория, которая связывает Европу и страны АТР. Этот маршрут имеет очевидные конкурентные преимущества. Если сравнить протяженность трассы Мурманск -Нинбо (Китай) по южным и северным маршрутам, то экономия времени составляет до 15 дней, а в случае, если начальной точкой отправления груза является Роттердам, то экономия времени по этим же маршрутам составит 6,5 дней. Направляющая сила развития коммерческой привлекательности арктических транспортных маршрутов - рост объемов грузоперевозок в сочетании с экономической эффективностью и рентабельностью использования маршрута. Прогноз грузопото-:ов СМП определяется следующими факторами:

ый завоз как обеспечение потребностей северных территорий (прогноз грузоо-та к 2020 году составляет 1320 тыс.тонн);

- транзит грузов (прогноз грузооборота составляет 250 тыс.тонн к 2020 году);

- внутриарктический каботаж (прогноз грузооборота составляет 500 тыс.тонн к 2020 году);

- вывоз грузов из Арктики (вывоз готовой продукции, обогащенного сырья с северных территорий, транспортировка добытых углеводородов, снабжение месторождений и др.). По прогнозу к 2020 году вывоз грузов будет составлять до 9900 тыс. тонн. Кроме роста прямого грузопотока для развития перевозок по СМП важно наличие обратного грузопотока из стран АТР в Европу.

В 2011 году произошло увеличение транзитных проводок судов по Северному морскому пути. Число транзитных проводок судов по трассам СМП в 2011 году выросло в 8 раз (в 2010 году оно составило 4, а в 2011 году - 34), что привело к повышению объема грузооборота также в 8 раз (в 2010 году он составил 111 тыс. тонн, а в 2011 году - 820 тыс. тонн).

Q_

российское предпринимательство, № 18(240)/сентябрь 2013

Всего по трассам СМП в 2012 году под проводкой атомных ледоколов осуществлено 46 транзитных рейсов, грузооборот которых составил более 1 млн 200 тонн (1 261 545,00 тонн.). В этом же году впервые в истории арктического судоходства по трассам Северного морского пути под проводкой атомных ледоколов ФГУП «Атомлот» прошел газовоз «Ob river» с грузом сжиженного природного газа в количестве около 135 тыс. куб.метров. Погрузка сжиженного природного газа была произведена на терминале в Хаммерфесте (Норвегия) для доставки в Японский порт Тобата. В 2013 году администрацией СМП одобрено более 260 заявок, 50 заявок получили отказ.

Железнодорожные магистрали помогут в развитии морских путей

Ключевой проблемой в повышении конкурентоспособности Севморпути является физический и моральный износ основных фондов портов вдоль трассы СМП. Значительная часть портовых гидротехнических сооружений достигла нормативного срока службы. На внутренних северных водных путях проблемой является состояние портовых перегрузочных комплексов. Большинство причальных сооружений из действующих на внутренних водных путях эксплуатируются 50-70 и более лет. Парк перегрузочной техники в среднем до 70% имеет физический и моральный износ [1].

Крайние точки СМП (Мурманск и Петропавловск-Камчатский) должны обеспечить перевалку грузов на суда ледового класса, обслуживание ледокольного флота, поддержку транзита. Развитие морских транспортных маршрутов необходимо коррелировать с развитием железнодорожного сообщения и инфраструктуры. Одним из проектов, направленных на развитие железнодорожного транспорта, является проект «Белкомур». Железнодорожный маршрут проекта «Белкомур» свяжет порты Архангельска и Мурманска с Уралом, обеспечивая более быстрый выход к морю продукции Урала, стран Азии и Дальнего Востока. Технико-экономические параметры проектируемой железнодорожной магистрали характеризуется следующими значениями: общая протяженность

развитие морских транспортных

маршрутов_

необходимо_

коррелировать

с развитием_

железнодорожного

сообщения_

и инфраструктуры

логистика

железнодорожной магистрали - 1161 км, строительство новых участков железной дороги - 712 км, реконструкция существующих участков - 449 км. Прогнозируемый грузопоток достигает 40 млн тонн. Данный маршрут уменьшает на 800 км железнодорожное плечо от Перми до Архангельска [2]. А при подключении к участию в проекте Мурманской области, он становится коммерчески привлекательным для Северной Европы и, в том числе, для осуществления поставок в Северную Европу, загрузки контейнерных мощностей портов Ботнического залива.

Развитие транспортных маршрутов (морских и железнодорожных) в Арктической зоне должно привести к развитию северных территорий, смежных и шлейфовых отраслей. Основные направления развития транспортно-логистических маршрутов в Арктике, сформулированные в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утверждена Президентом РФ В. Путиным в 2013 году), состоят в следуЮЩем:

- развитие единой Арктической транспортной системы Российской Федерации в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование;

- совершенствование транспортной инфраструктуры;

- реструктуризация и рост объемов грузоперевозок по Северному морскому пути;

- совершенствование нормативно-правовой базы Российской Федерации в части государственного регулирования судоходства по акватории Северного морского пути.

Барьеры сдерживают развитие

Аналитические исследования по изучению и анализу возможностей транспортных маршрутов в Арктике находятся в центре внимания нескольких международных проектов, которые осуществляются по программам приграничного сотрудничества и партнерства, программам «Северного измерения» в целевых программных территориях. В частности, в международном проекте «Баренц Логистика 2», проведен анализ динамики грузопотоков по Северному морскому пути и исследова-_

российское предпринимательство, № 18(240)/сентябрь 2013

_несмотря

на огромный потенциал территории развитие

_судоходства

по СМП сдерживается

_существенных

)вЕв

ны барьеры на пути развития логистики в Баренц-регионе, разработки интермодального маршрута из финского порта Кеми в Мурманск через муниципалитет Салла (проект осуществляется в рамках программы приграничного сотрудничества Коларктик).

Результаты исследований показали, что, несмотря на огромный потенциал территории, развитие международного судоходства по СМП сдерживается наличием существенных барьеров. Во-первых, основным барьеров является отсталая портовая инфраструктура. Во-вторых, несовершенство тарифной политики и формирования цен. Однако следует признать, что создание администрации СМП позволило разработать и использовать более гибкий механизм оперативного принятия решений, связанный с получением разрешения на использование СМП, обеспечило открытость получения разрешений и отказов. Следовательно, необходимо обеспечить расширение географии спроса на СМП, привлечение южноазиатских компаний.

Вывод

Основными сдерживающими факторами для совершенствования и создания новых арктических транспортных маршрутов являются отставание береговой инфраструктуры вдоль трасс СМП, недостаточность железнодорожной инфраструктуры. Современные условия диктуют необходимость поиска оптимальной модели евроазиатского транзита, опережающего развития береговой инфраструктуры (транспортной, энергетической, промышленной, сервисной), а также обеспечивающих, обслуживающих, смежных и шлейфо-вых отраслей и производств. Стратегия развития Арктической зоны позволяет подготовить нормативную базу для формирования гибкой тарифной политики, системно и комплексно подойти к формированию транспортно-логистических маршрутов в Арктике.

Литература

1. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. - Москва, 2013. -171 с.

За*

тика

логистика

2. Схема территориального планирования в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2013г. № 384-р).

3. Хусаинов Ф.И. Вступление России в ВТО и железнодорожный транспорт / Бюллетень транспортной информации - 2012.- № 9 (207).

Olga V. Buch

Doctor of Economical Sciences, Professor, CEO at Arctic Research and Development Establishment, city of Murmansk

Development of transport and logistic routes in the Arctic Regions

_Abstract

The article provides the analysis of the current state of the Northern Sea Route, as well as forecasts its development till 2020, points out crucial problem of competitiveness improvement. The prospects of development of sea and railway communication routes and interrelation thereof are shown.

Key words: northern sea route, transport routes, competitiveness, northern territories

^ ^_

российское предпринимательство, № 18(240)/сентябрь 2013

Отпечатано в типографии ООО «Астра-Полиграфия». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.