Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ'

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / СТРУКТУРА ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова А.А.

Хозяйственно-производственное функционирование каждого предприятия связано с потреблением материалов, сырья, энергии, топлива, с оплатой заработной платы, отчислением платежей на пенсионное и социальное страхование работников, начислением амортизации, а также прочих неотъемлемых затрат. В процессе обращения такие расходы постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что гарантирует беспрерывность производственного развития. Себестоимость продукции является важным обобщающим показателем деятельности предприятия, отражающим эффективность использования ресурсов; итоги внедрения новейшей прогрессивной технологии и техники; улучшение производства, управления и организации труда. Когда себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов меньше, то это говорит о том, что производство и сбыт на предприятии решены не оптимально, поэтому необходимо решить, какие нужны перемены для сокращения себестоимости продукции. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве; в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства; в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE PRODUCTION COSTS

Economic and production functioning of each enterprise connects with consumption of materials, raw materials, energy, fuel, with payment of the salary, assignment of payments on pension and social insurance of workers, depreciation charge, and also other integral expenses. In the course of the address such expenses are constantly refunded from revenue of the enterprise from product sales (works, services) that guarantees continuousness of production development. Product cost is the important generalizing indicator of activity of the enterprise reflecting efficiency of use of resources; results of introduction of the latest progressive technology and equipment; improvement of production, management and labor organization. When prime cost of the same or similar product of competitors is less, it means that production and sale at the enterprise are not solved optimum therefore it is necessary to decide what necessary changes for reduction of product cost are. In the conditions of transition to market economy the role and value of decrease in product cost at the enterprise sharply increase. From economic and social positions value of decrease in product cost for the enterprise consists in the following: in increase in profit, being at the command the enterprises, and, therefore, in emergence of an opportunity not only in simple, but also expanded production; in emergence of an opportunity for material stimulation of workers and the solution of many social problems of staff of the enterprise; in improvement of a financial condition of the enterprise and decrease in degree of risk of bankruptcy; in a possibility of decrease in sale price of the production what allows to increase considerably competitiveness of production and to increase sales volume.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ»

5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № Э9-ФЗ [Электронный ресурс] URL:

http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 10.12.2016)

УДК 657

Чистякова А.А.

студент 3 курса кафедра «Менеджмент» факультет управления Дагестанский государственный университет научный руководитель: Магомедова З.О.

Россия, г. Махачкала

Chistyakova A.A.

Dagestan state University, faculty management of St-lot 3 courses of the

Department «Management» Research advisor: Magomedova Z.O.

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ THE ANALYSIS OF THE PRODUCTION COSTS

Аннотация

Хозяйственно-производственное функционирование каждого предприятия связано с потреблением материалов, сырья, энергии, топлива, с оплатой заработной платы, отчислением платежей на пенсионное и социальное страхование работников, начислением амортизации, а также прочих неотъемлемых затрат. В процессе обращения такие расходы постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что гарантирует беспрерывность производственного развития. Себестоимость продукции является важным обобщающим показателем деятельности предприятия, отражающим эффективность использования ресурсов; итоги внедрения новейшей прогрессивной технологии и техники; улучшение производства, управления и организации труда. Когда себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов меньше, то это говорит о том, что производство и сбыт на предприятии решены не оптимально, поэтому необходимо решить, какие нужны перемены для сокращения себестоимости продукции. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве; в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных

проблем коллектива предприятия; в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства; в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

Ключевые слова: себестоимость, анализ себестоимость продукции, структура затрат, задачи анализа себестоимости.

Annotation

Economic and production functioning of each enterprise connects with consumption of materials, raw materials, energy, fuel, with payment of the salary, assignment of payments on pension and social insurance of workers, depreciation charge, and also other integral expenses. In the course of the address such expenses are constantly refunded from revenue of the enterprise from product sales (works, services) that guarantees continuousness of production development. Product cost is the important generalizing indicator of activity of the enterprise reflecting efficiency of use of resources; results of introduction of the latest progressive technology and equipment; improvement of production, management and labor organization. When prime cost of the same or similar product of competitors is less, it means that production and sale at the enterprise are not solved optimum therefore it is necessary to decide what necessary changes for reduction of product cost are. In the conditions of transition to market economy the role and value of decrease in product cost at the enterprise sharply increase. From economic and social positions value of decrease in product cost for the enterprise consists in the following: in increase in profit, being at the command the enterprises, and, therefore, in emergence of an opportunity not only in simple, but also expanded production; in emergence of an opportunity for material stimulation of workers and the solution of many social problems of staff of the enterprise; in improvement of a financial condition of the enterprise and decrease in degree of risk of bankruptcy; in a possibility of decrease in sale price of the production what allows to increase considerably competitiveness of production and to increase sales volume.

Keywords:

cost price / the analysis of the production costs / cost structure / tasks of the analysis of prime cost

Систематическое снижение себестоимости продукции — один из основных источников роста прибыли, а следовательно, и темпов производства, повышения его эффективности.

На предприятиях возникает необходимость определения себестоимости с точки зрения ее экономической сущности, определяемая рядом экономических принципов.

1. Соотношение с осуществлением предпринимательской деятельности предприятия. Суть такого принципа состоит в том, что в себестоимость продукции входят издержки, которые связаны с процессом производства и

реализации.

2. Разграничение капитальных и текущих затрат. Текущие расходы потребляются в одном хозяйственном цикле и относятся к производственным ресурсам. К капитальным относятся затраты на внеоборотные активы, потребляемые в нескольких циклах производства, стоимость которых относится в текущие издержки через начисления амортизации.

3. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Суть данного принципа состоит в том, что факты хозяйственной деятельности предприятия входят в тот отчетный период, в котором они имели место, независимо от выплаты денежных средств или фактического времени поступления, относящихся к этим фактам.

4. Допущение имущественной обособленности предприятия. Согласно данному принципу, обязательства и имущество предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия.

Приведенные выше принципы являются исчерпывающими при решении вопроса о составе тех или других расходов в себестоимости. Правильно выявленный показатель себестоимости помогает безошибочно формировать основной финансовый результат деятельности предприятия, то есть прибыль от реализации продукции. Прибыль - это основная цель деятельности предприятии, поэтому по мере возникновения и развития в экономике страны конкуренции, свободной системы ценообразования, будет увеличиваться роль себестоимости как важнейшего фактора, влияющего на рост массы прибыли [1].

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

•объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

•исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

•обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

•содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

•выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на

производство и реализацию продукции.

Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации. Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).

Анализ себестоимости продукции включает в себя:

1. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям.

2. Анализ затрат на рубль товарной продукции.

3. Анализ влияния на себестоимость прямых материальных затрат.

4. Анализ влияния на себестоимость трудовых затрат.

5. Анализ комплексных статей себестоимости.

На рисунке 1 показана структура затрат, входящих в себестоимость продукции.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен: СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1 ), где СР - себестоимость реализованной продукции СТ - себестоимость товарной продукции

ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники

СП1 , СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукции применяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции -наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости

можно подразделить по следующим признакам:

- по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;

- по длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;

- по характеру данных, отражающих расчетный период - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

Оценка уровня затрат предприятия имеет очень важное значение, так как это помогает контролировать использование ресурсов, совершать прогнозы возникновения новых, получать наибольшую отдачу от их использования. Способствует наиболее эффективному управлению издержками с целью их уменьшения, выявлению главных резервов их снижения и разработки определенных мероприятий по их реализации на предприятии. Изменение общей суммы затрат может возникнуть из-за значения переменных расходов на единицу продукции, ее структуры, величины постоянных затрат, объема выпуска продукции.

Использованные источники:

1. Чеглакова С. Г. [и др.] Бухгалтерский учет и анализ. М.: Дело и Сервис, 2015.

2. Маркин Ю. П. Экономический анализ. 3-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2014.

3. Савицкая Г. В. Экономический анализ. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

4. http://mirznanii.eom/a/14466/analiz-sebestoimosti

5. http://www.eatbaek.ru/artieles/theory/fanaliz/eostanaliz.htm

6. http://www.efin.ru/management/finanee/eost/eost_value-01.shtml

7. http://uehebnik.-biz/book/990-buxgalterskij-uehet-i-audit/97-123-klassi-fikaeiyarasxodov-organizaeii-po-obyehnym-vidam-deya-telnosti.html

8. https://www.audit-it.ru/artieles/audit/a104/40720.html

9. http://afdanalyse.ru/publ/operaeionnyj_analiz/analiz_sebestoimosti/analiz_sebe stoimosti/35-1 -0-319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.