Научная статья на тему 'Анализ себестоимости продукции'

Анализ себестоимости продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10036
1284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ / РЕЗЕРВЫ СОКРАЩЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ / PRIME COST / TECHNIQUE OF THE ANALYSIS OF EXPENSES AND PRODUCT COST / RESERVES OF REDUCTION OF PRODUCT COST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Наталия Сергеевна, Меркулова Елена Юрьевна

Хозяйственно-производственное функционирование каждого предприятия связано с потреблением материалов, сырья, энергии, топлива, с оплатой заработной платы, отчислением платежей на пенсионное и социальное страхование работников, начислением амортизации, а также прочих неотъемлемых затрат. В процессе обращения такие расходы постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что гарантирует беспрерывность производственного развития. Себестоимость продукции является важным обобщающим показателем деятельности предприятия, отражающим эффективность использования ресурсов; итоги внедрения новейшей прогрессивной технологии и техники; улучшение производства, управления и организации труда. Когда себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов меньше, то это говорит о том, что производство и сбыт на предприятии решены не оптимально, поэтому необходимо решить, какие нужны перемены для сокращения себестоимости продукции. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве; в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства; в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозова Наталия Сергеевна, Меркулова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PRODUCT COST

Economic and production functioning of each enterprise connects with consumption of materials, raw materials, energy, fuel, with payment of the salary, assignment of payments on pension and social insurance of workers, depreciation charge, and also other integral expenses. In the course of the address such expenses are constantly refunded from revenue of the enterprise from product sales (works, services) that guarantees continuousness of production development. Product cost is the important generalizing indicator of activity of the enterprise reflecting efficiency of use of resources; results of introduction of the latest progressive technology and equipment; improvement of production, management and labor organization. When prime cost of the same or similar product of competitors is less, it means that production and sale at the enterprise are not solved optimum therefore it is necessary to decide what necessary changes for reduction of product cost are. In the conditions of transition to market economy the role and value of decrease in product cost at the enterprise sharply increase. From economic and social positions value of decrease in product cost for the enterprise consists in the following: in increase in profit, being at the command the enterprises, and, therefore, in emergence of an opportunity not only in simple, but also expanded production; in emergence of an opportunity for material stimulation of workers and the solution of many social problems of staff of the enterprise; in improvement of a financial condition of the enterprise and decrease in degree of risk of bankruptcy; in a possibility of decrease in sale price of the production what allows to increase considerably competitiveness of production and to increase sales volume.

Текст научной работы на тему «Анализ себестоимости продукции»

УДК 657 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-8-66-71

АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

МОРОЗОВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА Липецкий филиал ФГБОУ ВПО «Финансовый университет

при правительстве Российской Федерации», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: NSMorozova@fa.ru

МЕРКУЛОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: merkatmb@mail.ru

Хозяйственно-производственное функционирование каждого предприятия связано с потреблением материалов, сырья, энергии, топлива, с оплатой заработной платы, отчислением платежей на пенсионное и социальное страхование работников, начислением амортизации, а также прочих неотъемлемых затрат. В процессе обращения такие расходы постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что гарантирует беспрерывность производственного развития. Себестоимость продукции является важным обобщающим показателем деятельности предприятия, отражающим эффективность использования ресурсов; итоги внедрения новейшей прогрессивной технологии и техники; улучшение производства, управления и организации труда. Когда себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов меньше, то это говорит о том, что производство и сбыт на предприятии решены не оптимально, поэтому необходимо решить, какие нужны перемены для сокращения себестоимости продукции. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем: в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве; в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства; в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

Ключевые слова: себестоимость, методика анализа затрат и себестоимости продукции, резервы сокращения себестоимости продукции

На предприятиях возникает необходимость определения себестоимости с точки зрения ее экономической сущности, определяемая рядом экономических принципов.

1. Соотношение с осуществлением предпринимательской деятельности предприятия. Суть такого принципа состоит в том, что в себестоимость продукции входят издержки, которые связаны с процессом производства и реализации.

2. Разграничение капитальных и текущих затрат. Текущие расходы потребляются в одном хозяйственном цикле и относятся к производственным ресурсам. К капитальным относятся затраты на внеоборотные активы, потребляемые в нескольких циклах производства, стоимость которых относится в текущие издержки через начисления амортизации.

3. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Суть данного

принципа состоит в том, что факты хозяйственной деятельности предприятия входят в тот отчетный период, в котором они имели место, независимо от выплаты денежных средств или фактического времени поступления, относящихся к этим фактам.

4. Допущение имущественной обособленности предприятия. Согласно данному принципу, обязательства и имущество предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия.

Приведенные выше принципы являются исчерпывающими при решении вопроса о составе тех или других расходов в себестоимости. Правильно выявленный показатель себестоимости помогает безошибочно формировать основной финансовый результат деятельности предприятия, то есть прибыль от реализации продукции. Прибыль - это основная цель деятельности предпри-

ятии, поэтому по мере возникновения и развития в экономике страны конкуренции, свободной системы ценообразования, будет увеличиваться роль себестоимости как важнейшего фактора, влияющего на рост массы прибыли [1].

Затраты, относящиеся к производству продукции, планируют и учитывают по исходным экономическим элементам и статьям расходов. Определить структуру затрат на производство продукции, планировать объем по их видам, обеспечивать бесперебойное снабжение необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами помогает группировка затрат по

экономическим элементам, в соответствии с ПБУ 10/99: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты [2; 3]. Полученные по элементам затрат данные нужны для разработок бизнес-планов, определения объема закупок материальных ресурсов, исчислении показателей эффективности использования ресурсов, организации контроля за расходами фонда оплаты труда и суммы амортизационных отчислений и других показателей [4].

На рисунке 1 показана структура затрат, входящих в себестоимость продукции.

Рис. 1. Структура затрат, входящих в себестоимость продукции

Себестоимость продукции как экономическая категория выполняет ряд важных функций:

- контроль и учет всех расходов на реализацию и выпуск продукции;

- база для образования оптовой цены на продукцию предприятия и расчета рентабельности, прибыли;

экономическое обоснование рациональности вложения действующих инвестиций на техни-

ческое перевооружение, реконструкцию и развитие действующего предприятия;

- формулировка наилучших размеров предприятия;

- экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Начинают анализ себестоимости с изучения динамики себестоимости всех товаров производимых предприятием. При этом делают сравнение

между фактическими затратами и плановыми или с затратами базисного периода.

Показателями, характеризующими себестоимость, являются:

- сумма производственных затрат по их видам, на основе этого показателя можно рассчитать объем совершенных затрат, их динамику за ряд лет и дать количественную оценку их отклонения;

- структура затрат. Изучая отклонение структуры затрат, можно принять управленческие решения по дальнейшему улучшению структуры производимых расходов и повышению их эффективности;

- динамика затрат. Она показывает отклонение суммы и степени статей затрат по сравнению с прошлым или базисным периодом. Динамика затрат определяется такими показателями, как абсолютное и относительное отклонение, темпы роста и прироста;

- абсолютное и относительное отклонения затрат по сравнению с данными бизнес-плана и базисного периода, т. е. сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода.

Из-за структуры выпуска вся сумма затрат на продукцию может измениться. Ее уровень непостоянных затрат на единицу изготавливаемой продукции, объем и уровня постоянных расходов тоже меняют свои показатели.

Следующий шаг анализа себестоимости подразумевает исследование устройства затрат на произ-

водство продукции и отклонения по каждому элементу затрат за отчетный период, а также исследование статей расходов фактически изготовленной продукции. Исследование устройства себестоимости проводится сопоставлением удельных весов каждых элементов в динамике и с планом.

Показатели структуры помогают разобрать влияние всех статей на итог относительной и абсолютной экономии или перерасхода затрат. Для того, чтобы оценить трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость продукции и характер их изменений, а так же воздействие на собственную стоимость продукции, анализируют структуру затрат. Влияние отдельной статьи затрат на себестоимость одного рубля изготавливаемой продукции оценивается с помощью уровня затрат по каждой статье и элементу расходов, рассматриваются основания их отклонений.

Уровень затрат рассчитывается отношением объема товарной продукции к расходам по каждой статье. Вовремя реагировать на изменение показателя себестоимости от нормативных значений, принимать верные управленческие решения по их ликвидации помогает изучение динамики и выполнения плана по уровню и структуре затрат [5]. Уровень расходов на один рубль изготавливаемой продукции является всесторонним показателем, показывающим связь между себестоимостью и прибылью. Так же он показывает уровень рентабельности, прибыльности продукции и себестоимости [6].

Затраты на 1 руб, продукции =

Общая сумма затрат на производство Изготавливаемая продукция

На рисунке 2 показана факторная система затрат на рубль товарной продукции.

Воздействие на изменение уровня расходов на один рубль изготавливаемой продукции осуществляют факторы, которые находятся с ним в прямой связи. Это ее структура, уровень расходов на отдельные изделия, прямых трудовых расходов, прямых материальных расходов, комплексных статей себестоимости. Также это изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, внутри-групповой структуры материалов, транспортно-заготовительных расходов, цен на продукцию, качества продукции, нарушение действующего порядка установления и применения цен, изменение конъюнктуры рынка [7].

Воздействие факторов 1 уровня на изменение затрат на один рубль изготавливаемой продукции рассчитывается способом цепных подстановок.

Изготавливаемая продукция:

а) по норме

ИПщ^^'УБЦилиЦш,);

б) фактически при заданной структуре и ценах:

ИПуСЛ 1=Х^ЦфЦПш)±ДИПф ;

в) фактически по ценам плана:

ИПус^Х^ЦфЦЦпл) ;

г) фактически:

иц,=ятоцццф) :

где VBЦ - отклонение объема выпуска продукции; ЦП - отклонение среднего уровня отпускных цен на продукцию.

Рис. 2. Модель факторной системы затрат на рубль товарной продукции

Если затраты на один рубль изготавливаемой продукции (УЗ) представить в виде:

УЗ =

3 (V ВП;УД;л ИП(ГВП;УД

Рассмотрим формулы расчета влияния каждого фактора:

1) размер выпуска товарной продукции:

где УД - отклонение структуры выпуска продукции;

А - отклонение суммы постоянных затрат;

В - отклонение уровня удельных переменных затрат.

Тогда анализ проводится способом цепных подстановок, и его алгоритм похож на проведение факторного анализа материалоемкости.

Для того, чтобы узнать, как эти факторы повлияли на отклонение величины прибыли, требуются абсолютные приросты затрат на один рубль изготовленной продукции за счет каждого фактора умножить на действительный объем реализации продукции, выраженной в плановых ценах [8].

2) структура товарной продукции:

3) уровень переменных затрат на единицу продукции:

Пуслз = ДУЗ^ИП^: 100;

4) отклонение суммы постоянных затрат:

Пусл4 = ДУЗ^ИП^: 100;

5) отклонение уровня отпускных цен:

В итоге:

дп

J

-I

i— 1

п

услг-

В процессе анализа делают сопоставление затрат на один рубль изготавливаемой продукции в динамике и, если существует допустимость, соотнесение со среднеотраслевым показателем [9].

Оценка уровня затрат предприятия имеет очень важное значение, так как это помогает контролировать использование ресурсов, совершать прогнозы возникновения новых, получать наибольшую отдачу от их использования. Способствует наиболее эффективному управлению издержками с целью их уменьшения, выявлению главных резервов их снижения и разработки определенных мероприятий по их реализации на предприятии. Все вышеперечисленные меры помогают снизить себестоимость продукции и повысить эффективность деятельности предприятия. Изменение общей суммы затрат может возникнуть из-за значения переменных расходов на единицу продукции, ее структуры, величины постоянных затрат, объема выпуска продукции.

Литература

1. Чеглакова С. Г. [и др.] Бухгалтерский учет и анализ. М.: Дело и Сервис, 2015.

2. Маркин Ю. П. Экономический анализ. 3-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2014.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. (Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33 н.) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Классификация расходов организации по обычным видам деятельности. URL: http://uchebnik.-biz/book/990-buxgalterskij-uchet-i-audit/97-123-klassi-fikaciyarasxodov-organizacii-po-obychnym-vidam-deya-telnosti.html

5. Просветов Г. И. Финансовый анализ: задачи и решения. М.: Издательство «Альфа-Пресс» 2014.

6. Войтоловский Н. В., Калинина А. П. Комплексный экономический анализ. СПб.: Питер, 2014.

7. Скамай Л. Г., Трубочкина М. И. Экономический анализ деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2013.

8. Савицкая Г. В. Экономический анализ. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

References

1. Cheglakova S. G. i dr. Bukhgalterskij uchet i ana-liz [Accounting and analysis]. M.: Delo i Servis, 2015.

2. Markin Yu. P. Ekonomicheskij analiz [Economic analysis]. 3-ye izd., ster. M.: Izdatel'stvo «Omega-L», 2014.

3. Polozheniye po bukhgalterskomu uchetu «Rask-hody organizatsii» PBU 10/99. (Utverzhdeno Prikazom Minfina Rossii ot 6 maya 1999 g. № 33 n.) [Accounting regulation «Expenses of the Organization» AR 10/99. (Approved by the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from May 6, 1999 № 33 n.)] Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Klassifikatsiya raskhodov organizatsii po obych-nym vidam deyatel'nosti [Classification of expenses of the organization for usual kinds of activity] URL: http:// uchebnik.biz/book/990-buxgalterskij -uchet-i-audit/97-123-klassifikaciya-rasxodov-organizacii-po-obychnym-vidam-deyatelnosti.html

5. Prosvetov G. I. Finansovyj analiz: zadachi i re-sheniya [Financial analysis: tasks and decisions]. M.: Izdatel'stvo «Аl'fa-Press» 2014.

6. Vojtolovskij N. V., Kalinina А. P. Kompleksnyj ekonomicheskij analiz [Complex economic analysis]. SPb.: Piter, 2014.

7. Skamaj L. G., Trubochkina M. I. Ekonomicheskij analiz deyatel'nosti predpriyatiya [Economic analysis of the enterprise activity]. M.: INFRА-M, 2013.

8. Savitskaya G. V. Ekonomicheskij analiz [Economic analysis]. M.: NITS INFRА-M, 2013.

H. C. MOPO3OBA, E. ro. MEPKYHOBA

71

* * *

ANALYSIS OF PRODUCT COST

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MOROZOVA NATALIYA SERGEEVNA Lipetsk Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: NSMorozova@fa.ru

MERKULOVA ELENA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: merkatmb@mail.ru

Economic and production functioning of each enterprise connects with consumption of materials, raw materials, energy, fuel, with payment of the salary, assignment of payments on pension and social insurance of workers, depreciation charge, and also other integral expenses. In the course of the address such expenses are constantly refunded from revenue of the enterprise from product sales (works, services) that guarantees continuousness of production development. Product cost is the important generalizing indicator of activity of the enterprise reflecting efficiency of use of resources; results of introduction of the latest progressive technology and equipment; improvement of production, management and labor organization. When prime cost of the same or similar product of competitors is less, it means that production and sale at the enterprise are not solved optimum therefore it is necessary to decide what necessary changes for reduction of product cost are. In the conditions of transition to market economy the role and value of decrease in product cost at the enterprise sharply increase. From economic and social positions value of decrease in product cost for the enterprise consists in the following: in increase in profit, being at the command the enterprises, and, therefore, in emergence of an opportunity not only in simple, but also expanded production; in emergence of an opportunity for material stimulation of workers and the solution of many social problems of staff of the enterprise; in improvement of a financial condition of the enterprise and decrease in degree of risk of bankruptcy; in a possibility of decrease in sale price of the production what allows to increase considerably competitiveness of production and to increase sales volume.

Key words: prime cost, technique of the analysis of expenses and product cost, reserves of reduction of product cost

^ 11, № 8, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.