УДК 336.131
Емельянов А. С. магистрант
Финансово - экономического института Тюменского государственного университета,
г. Тюмень
АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ)
Аннотация: В статье рассмотрено понятие сбалансированности бюджета с точки зрения его классификации различными авторами. Проведен анализ сбалансированности бюджета города Тюмени, определена степень финансовой независимости и устойчивости бюджета города.
Ключевые слова: Местный бюджет, сбалансированность, дефицит, муниципальные образования, финансовая независимость.
Emelyanov A.S. master student Financial and Economic Institute Tyumen State University, Tyumen
ANALYSIS OF THE BALANCE OF THE CITY DISTRICT BUDGET (ON THE EXAMPLE OF TYUMEN CITY)
Annotation: The article considers the concept of budget balance in terms of its classification by various authors. The analysis of the balance of the budget of the city of Tyumen, determined the degree of financial independence and sustainability of the city budget.
Keywords: local budget, balance, deficit, municipalities, financial independence
Соответствие доходов бюджета его расходам, иными словами сбалансированность бюджета - это ключевой принцип формирования и исполнения бюджетов всех уровней.
Этот принцип делает возможным достижение равенства, между доходами бюджета и объемом производимых расходов даже при наличии дефицита. В случае отсутствия бюджетного равновесия возникает несбалансированность. Исходя из этого, сбалансированность бюджета является обязательным условием составления и утверждения бюджетов всех уровней. Сбалансированность бюджета обеспечивает эффективное функционирование органов власти всех уровней, в то время как несбалансированность приводит к неэффективности системы сметно-бюджетного финансирования, несвоевременному финансированию муниципальных и государственных заказов [1].
Несмотря на отсутствие унифицированной формы классификации бюджетной сбалансированности, некоторые ученые предлагают свои методы
ее ранжирования. По мнению В.М. Родионовой, бюджетную сбалансированность можно подразделить на следующие виды:
- оптимальная сбалансированность, при которой баланс бюджета достигается за счет налоговых и неналоговых доходов. Этот вид редок и встречается у бюджетов с мощной налоговой базой.
- регулируемая сбалансированность, которая достигается не только с помощью собственных доходов, но и за счет привлекаемых межбюджетных трансфертов. Такой тип сбалансированности встречается в случае отсутствия дефицита бюджета.
- общая сбалансированность - достижение баланса обеспечивают возвратные финансовые ресурсы [4].
Также можно выделить вертикальную и горизонтальную сбалансированность (несбалансированность). При такой классификации сбалансированность может достигаться с помощью выравнивания: вертикального и горизонтального. При вертикальном выравнивании за каждым уровнем бюджетов нормативно закрепляется финансирование конкретных сфер деятельности, тем самым разграничивая полномочия между федеральным уровнем и субъектами. Кроме того, такое выравнивание предполагает уравновешивание финансовых потребностей бюджета для более эффективного оказания населению обязательных государственных услуг. Ключевыми факторами горизонтальной несбалансированности являются различные условия развития территорий (географические, экономические, политические и природные), что в конечном итоге приводят к неоднородной стоимости услуг, предоставляемых государством. В процессе горизонтального выравнивания уровень потребления и стоимость услуг выравнивается по территориям и для каждого уровня власти [5].
Некоторые авторы, такие как Н.В. Замятина, рассматривают понятие бюджетной сбалансированности, как одну из составляющих устойчивости бюджета. Это связано с тем, что бюджетная сбалансированность позволяет достигнуть такого состояния бюджета, которое обеспечивает нормальное функционирование органов власти, они могут эффективно выполнять свои обязательства, экономика и социальная сфера развивается в условиях сбалансированности [2].
Оптимальный вариант достижения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета. Такой бюджет изначально предполагает соответствие объема расходов, включающих затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, величине доходов. В случаях невозможности избежать дефицита бюджета, после полного исчерпывания обычных источников финансирования, для достижения сбалансированности используют различные формы заимствований, что предполагает обязательную минимизацию объемов дефицита бюджета на всех этапах бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета в современных условиях должна быть обеспечена профессионализмом и усилиями работников соответствующих
органов власти на всех уровнях управления. В таких условиях важным становится устойчивость бюджета и ответственное обеспечение устойчивости финансовыми органами.
Чтобы объективно рассмотреть бюджет муниципального образования необходимо проанализировать его финансовое состояние. Это позволит оценить уровень самодостаточности, устойчивости и сбалансированности бюджета, определить насколько обоснованна проводимая местными органами бюджетная политика, с точки зрения социальной ответственности.
Подходы к оценке сбалансированности и финансового состояния бюджетов различны и многообразны, и многие авторы представили в научной литературе свои авторские методики оценки. Данной проблематикой занимались такие ученые, как: О.В. Болякина, Е.А. Ермакова, Г.В. Поляк, Н.И. Яшина, Е.В. Кузнецова, В.М. Родионова, Н.Ю. Коротина, С.Н. Макарова. Для оценки бюджета города Тюмени использовалась методика Н.Ю. Коротиной, которая предполагает проведение анализа бюджета по различным группам показателей [3] (таблица 1):
Таблица 1.
Показатели сбалансированности бюджета города Тюмени_
Показатель Формула расчета Нормативное значение Бюджет города Тюмени
2015 2016 2017
Общее покрытие расходов бюджета V -д К°пр р , Где Д - общая сумма доходов бюджета; Р - общая сумма расходов бюджета. >1 0,96 1,03 1,02
Покрытие дефицита бюджета Коб " Деф , Д-БВП-НДдоп ' Где Деф - дефицит местного бюджета; БВП - общий объем безвозмездных поступлений НДдоп - налоговые доходы по дополнительным нормативным отчислениям. < 0,10 (п.2 ст. 92.1 БК РФ) 0,26
Наличие дополнительных средств бюджета Проф Кпр Рф ' Где Проф - профицит местного бюджета; Рф-сумма расходов бюджета фактическая. 0,03 0,02
Собственная сбалансированно сть местного бюджета т/. Д-БВП Ксс , Р-БВПсуб ' Где БВПсуб - безвозмездные поступления в местный бюджет в виде субвенций 0,41 0,49 0,57
Равномерность расходования бюджетных средств в течение года Кр = рк4 , р р ' Где Рк4 - кассовые расходы местного бюджета за 4 квартал -0,25 0,34 0,33 0,32
Кр - Рк12 , р р ' Где Рк12 - кассовые расходы местного бюджета за декабрь -0,083 0,15 0,14 0,19
Коэффициент общего покрытия расходов бюджета субъекта -показатель, отражающий степень покрытия общей суммы расходов всеми доходами местного бюджета. Кроме того, данный показатель отражает базовую сбалансированность бюджета города.
При проведении вычислений источники финансирования дефицита бюджета не учитываются. Это позволяет оценить сбалансированность бюджета без привлечения заемных средств. Значения данного показателя для бюджета города Тюмени приближены и/или превышают единицу (2015 год -0,96; 2016 год - 1,03; 2017 год - 1,02), это означает, что риск возникновения проблемы финансового обеспечения расходов незначителен, по данному показателю бюджет можно считать сбалансированным.
Коэффициент покрытия дефицита бюджета отражает степень покрытия дефицита бюджета источниками доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Превышение допустимого показателя в 2015 году (0,26) свидетельствует о недостаточности собственных средств бюджета города Тюмени для покрытия дефицита бюджета
Коэффициент наличия дополнительных средств бюджета показывает, какой процент в расходах бюджета занимает профицит. При расчете показателя используют как плановые, так и фактически исполненные показатели бюджета. Несмотря на заложенный в бюджете дефицит, в 20162017 годах, бюджет был исполнен с профицитом 3% и 2% от фактических расходов бюджета. В 2016 и 2017 году при исполнении бюджета основными источниками сложившегося профицита выступили изменения остатков на счетах бюджета. Изменения были вызваны превышением фактических доходов над плановыми показателями и неисполнением в полном объеме плановых показателей по расходам. Кроме того, сумма погашенных кредитов превысила сумму полученных средств по новым кредитам.
Коэффициент собственной сбалансированности бюджета показывает степень покрытия всего объема расходов бюджета на реализацию собственных полномочий доходами, не учитывая утвержденный объем безвозмездных поступлений. Динамика показателя положительна: в 2016 году показатель вырос на 19%, в 2017 году показатель вырос на 16%, это свидетельствует о стремлении бюджета города Тюмени к увеличению собственной сбалансированности бюджета. Однако значение коэффициента меньше 0,6, это означает, что менее 60% расходов бюджета на реализацию
собственных полномочий покрывается за счет собственных доходов. Это вызвано недостатком налоговых поступлений, возросшими потребностями в расходах.
Коэффициент равномерности расходования бюджетных средств в течение года отражает отношение кассовых расходов бюджета в 4-м квартале текущего года к годовым итогам кассового исполнения бюджета.
Значение коэффициента свыше 0,25 (рассчитанного на основе квартальных данных) и свыше 0,083 (рассчитанного на основе ежемесячных данных) свидетельствует о неравномерности расходования бюджетных средств. Расчет данных коэффициентов показал, что бюджетные средства расходуются неравномерно, так как квартальный показатель больше 0,3, а месячный - больше 0,14, это показывает тенденцию смещения расходов на конец года.
Вторая группа показателей - показатели финансовой независимости бюджета, позволяющие оценить степень финансовой независимости субъектов от средств Федерального бюджета (таблица 2):
Таблица 2.
Показатели финансовой независимости бюджета города Тюмени
Показатель Формула расчета Бюджет города Тюмени
2015 2016 2017
1 2 3 4 5
Коэффициент финансовой независимости местных бюджетов т/. НД+НнД Кфн Д , Где НД - налоговые доходы местного бюджета; НнД - неналоговые доходы местного бюджета. 0,33 0,36 0,40
Коэффициент налоговой независимости местных бюджетов V -НД Кнн = ~ 0,27 0,28 0,32
Коэффициент чистой налоговой независимости _ НДм .Кчнн , НД ' Где НДм - налоговые доходы местного бюджета, поступившие от местных налогов. 0,15 0,16 0,13
Коэффициент общей финансовой зависимости местного бюджета ^ БВП Кфз " т 0,66 0,63 0,59
Коэффициент качества финансовой помощи г _ БВПсуб фз БВПд+БВПсуб 0,98 0,81 0,83
Первый рассчитанный коэффициент отражает долю доходных поступлений, объем которых зависит от усилий органов власти субъекта по увеличению поступлений от налогов и муниципальной собственности. Значение данного показателя для бюджета города Тюмени не превышает 40%,
что отражает незначительность доли собственных доходов бюджета в общем объеме. Тем не менее, динамика данного коэффициента положительна. В 2016 году его прирост составил 9%, а в 2017 - 11%. Это положительная тенденция, характеризующая увеличение объема поступлений от собственных доходов, и снижение зависимости от безвозмездных поступлений.
Коэффициент налоговой независимости бюджета показывает, в какой части доходы бюджета формируются за счет поступлений от налоговых доходов. Значение данного коэффициента для бюджета города Тюмени не превышает 0,35, что свидетельствует о наличии потенциала в сфере увеличения поступлений от налоговых доходов. Для этого надо проводить модернизацию мероприятий по сбору налогов, с целью повышения эффективности процесса.
Коэффициент чистой налоговой независимости бюджета показывает, в какой части налоговые доходы сформированы за счет поступлений от местных налогов. Данный коэффициент это индикатор эффективности налоговой политики субъекта. Данный коэффициент за три года не превышает 0,16%.
Коэффициент прямой финансовой зависимости бюджета субъекта показывает долю финансовой помощи из федерального бюджета на софинансирование социально значимых расходов в общем объеме собственных доходов бюджета. При расчете этого коэффициента учитываются только дотации и субсидии. Расчет данного коэффициента показал, что бюджет города Тюмени в значительной мере зависим от безвозмездных поступлений, т.к. более 60% средств, используемых для финансирования социально значимых расходов, поступает из средств федерального и региональных бюджетов.
Коэффициент качества финансовой помощи бюджету. Помощь из федерального бюджета может носить различный характер и быть целевой и нецелевой. В процессе получения дотаций дополнительные финансовые обязательства у муниципальных образований не образуются. Если субъект обеспечивает долевое софинансирование указанных расходных обязательств, то получение субсидии из бюджета становится возможным. Если значение указанного коэффициента высоко, это означает, что местные органы власти активно участвуют в реализации концепции финансирования ряда мероприятий на своей территории. Значение данного коэффициента для бюджета города Тюмени - более 0,8, что отражает высокий уровень участия местных органов власти в реализации концепции финансирования мероприятий в городе.
Проведенный анализ показывает, что в целом, бюджет города Тюмени можно назвать достаточно сбалансированным (достигнуть баланса позволяет привлечение возвратных финансовых ресурсов). Для покрытия расходов бюджета не достаточно собственных источников финансирования расходов. Бюджет сильно зависим от отчислений по федеральным налогам и сборам и безвозмездных поступлений. Бюджет исполнен приближенно к плановым
значениям, это говорит о высоком качестве работы плановых и прогнозных отделов. В структуре расходов преобладают расходы социального характера (социальная политика, образование, здравоохранение и культура).
При проведении оценки сбалансированности и устойчивости бюджета важно учитывать, воздействующие на нее факторы: внешние (инфляция, надежность бюджетной системы, направления социально - экономического развития страны, природно-климатические условия) и внутренние (механизм управления ресурсами бюджета, состав и структура расходов, возможности оптимизации бюджетных расходов). Чтобы повысить устойчивость и сбалансированность бюджетов муниципальных образований важно совершенствовать такие направления как: механизм бюджетного выравнивания, разграничение расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы, повышение значимости налоговых и неналоговых доходов, создание стимулов для проведения активной политики по наращиванию налоговой базы и повышению эффективности расходов.
Использованные источники:
1. Багров М.В. Бюджет муниципального образования: понятие и функции, анализ структуры и особенности бюджетного процесса / М.В. Багров // Основы экономики, управления и права. - 2013. - №6. - С.8 - 13.
2. Галухин А.В. Сбалансированность бюджета как условие обеспечения его устойчивости / А.В. Галухин // Вопросы территориального развития. - 2015. -№1 (21). - С.1.
3. Коротина Н.Ю. Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований / Н.Ю. Коротина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - №20. - С. 36 - 46.
4. Лепешкин М.В. Вопросы сбалансированности местных бюджетов / М.В. Лепешкин // Вестник ГУУ. - 2013. - №4. - С.127-131.
5. Шаповал Е.В. Актуальные вопросы сбалансированности бюджета муниципального образования / Е.В. Шаповал // Вестник ГУУ. - 2015. - №5. -С.170-174.